<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. П1-1 Цикл обучения, основанный на опыте [Источник: Колб и Фрай (Kolb and Fry, 1975)]
 Осмысление не означает пассивное обдумывание. Оно предусматривает критическое размышление и критическое обдумывание для уточнения, конкретизации и интегрирования концептуального знания, для чего потребуется рефлексивная, аналитическая, объективная позиция, дистанцирующая Вас от конкретного опыта данного момента.
 Внимание формально обучающихся и работающих менеджеров будет привлечено к конкретным случаям, содержащимся в материалах курса. Они помогут размышлять над этими ситуациями и составить о них концептуальное представление на основе формальных теорий и моделей, выведенных другими людьми, как правило, на основе исследований. В них могут быть изложены также стратегии и планы действий. Возможно, эти теории и модели не соответствуют Вашим концепциям, но противоречия могут играть позитивную роль для обучения.
 Полезную стратегию на основе модели Колба и Фрая (Kolb and Fry, 1975) можно использовать в любой ситуации для мониторинга обучения. Ее можно применять даже в командах и группах в качестве метода мониторинга и управления коллективным знанием. Но помните о необходимости всех без исключения шагов цикла обучения. Действие, повторяемое без размышления, не более чем повторение. Овладевайте опытом и учитесь на нем!
 Культурное измерение
 Встречается и критика цикла обучения на основе опыта. Он скорее всего ориентирован на индивидуума, но как мы знаем, человек не является единственным источником или формирователем опыта и действий. Для нашего опыта, мышления и действий связующим звеном являются контексты и культура. Разумеется, организационная культура работает на уровнях, располагающихся значительно ниже национальной культуры. Вероятно, организация, в которой Вы работаете, или группы, к которым принадлежите, имеют субкультуру в виде обычаев, общего понимания и ценностей. (Подумайте о своей организации, клубе, группе медсестер или техников.) Наше знание того, как наш опыт, мышление и действия связаны с национальной культурой (и субкультурой), скорее всего является скрытым. Для того чтобы его тщательно проанализировать, мы должны его сознательно обдумать. В результате мы, вероятно, увидим, что наши концепции строятся во взаимодействии с другими. Знание не является абсолютным или не подлежащим передаче. Поняв это, мы сможем влиять на наши действия через наше воображение, этику, чувства и ценности. Наряду со знанием что, как и почему существует также обеспокоенность зачем?
 Систематическое использование цикла обучения
 На деле процесс обучения не представляет собой четкую последовательность отдельных шагов. Вряд ли у занятых менеджеров есть время собрать все факты и все продумать перед тем, как действовать. Человек склонен действовать и до того, как проблема четко определена. Но действие порождает опыт и последствия, над которыми можно размышлять, как и над решением проблемы, знанием и процессами, которые мы использовали. Следует внимательно относиться к циклическому процессу обучения и систематически его использовать, чтобы он стал Вашей второй натурой.
 Ниже описан один из способов систематического размышления над Вашим опытом и обучения на его основе. После события - презентации, интервью, проекта или особенно серьезной ситуации - выполните следующую серию действий:
 * Опишите событие или ситуацию и результаты, которые Вы намеревались получить.
 * Конкретно и точно опишите, что произошло. Расходится ли то, что Вы хотели, с тем, что фактически произошло?
 * Проанализируйте причины расхождения.
 * Спросите себя, что Вы узнали о себе и что сделаете по-другому в следующий раз.
 Как Вы учитесь?
 Как мы видели ранее, у людей разные представления о том, что такое обучение. Выясняется, что эти виды концепций - например, обучение как запоминание или обучение как изменение жизни - влияют на отношение к учебе. Выясните Ваш подход к обучению в настоящий момент. Заполните вопросник для самооценки "Варианты подходов к обучению" из Приложения 2 и затем, используя систему подсчета баллов, определите Ваш предпочитаемый или обычный подход к обучению. Во избежание предвзятых ответов на утверждения сделайте это перед тем, как продолжить чтение.
 Подходы к обучению
 Ноэль Энтвистл и его коллега (Entwistle, 2000, Entwistle and McCune, 2003) описали подходы к обучению с точки зрения нескольких основных аспектов или характеристик. Сочетание этих аспектов образует типичные способы, или подходы. Ниже изложены наиболее часто встречающиеся из них. Эти подходы соответствуют тому, как интерпретируются баллы в вопроснике для самооценки "Варианты подходов к обучению" (см. Приложение 2).
 Глубокие подходы
 Активный глубокий подход
 Тех, кто использует этот метод, характеризует желание понять, что они изучают, хотя иногда они считают, что лучше всего что-то запомнить. Их интересуют идеи и их взаимосвязи. Они подвергают сомнению и критически используют факты; ищут основные пункты и стремятся получить общее представление, делают выводы. Они видят цель задания или его использование в более широком контексте, чем учебная ситуация. Еще одной сильной стороной этого подхода является мониторинг. Студенты контролируют соответствие работы своим требованиям, а также требованиям оценки. Они следят за тем, чтобы им был понятен изучаемый материал, проверяют собственную аргументацию и обращают внимание на обратную связь. Они также контролируют свои общие навыки, такие как общение и распределение учебных ресурсов. Для данного подхода характерны также организованное обучение и управление усилиями. Студенты систематично занимаются, готовятся к учебным занятиям, организуют собственное время, расставляют приоритеты и ровно учатся в течение всего курса. Они также направляют свои усилия в определенное русло и настойчиво идут к намеченной цели. Студенты сосредоточены на учебе и продолжают движение вперед даже при неблагоприятных условиях. Для них не проблема сконцентрироваться, и они могут заставить себя сосредоточиться, даже если им неинтересно то, что они изучают.
 Глубокий подход без значительных усилий
 Приверженцы этого подхода похожи на тех, кто использует активный глубокий подход, за исключением того, что у них практически отсутствует организованное обучение и управление усилиями.
 Поверхностные подходы
 Активный поверхностный подход
 Студенты, характеризующие себя таким образом, часто учатся без четкой цели. Они заинтересованы главным образом в запоминании информации с целью ее воспроизведения в случае необходимости, например при выполнении заданий и тестов. Они могут запоминать материал, не понимая его. Обучение происходит без размышления; информация воспринимается бездумно, и знания могут быть фрагментарными. Студенты с таким подходом редко выходят за пределы программы курса. Тем не менее, как и те, кто использует активный глубокий подход, они также обладают характеристиками организованного обучения и управления усилиями, но, как правило, на более умеренном уровне. Студенты с активным поверхностным подходом часто старательно учатся, но могут удивляться своим не блестящим успехам.
 Поверхностный подход без значительных усилий
 Организованное обучение и управление усилиями у студентов с таким подходом отсутствуют или присутствуют в незначительной степени. Этот подход характеризуется бездумным обучением и рутинным запоминанием или следованием процедурам без их обдумывания только для выполнения учебных требований.
 Организованный и управляемый подход
 У студентов с таким подходом преобладают организованное обучение и управление усилиями. Уровень других характеристик может быть средним. Студент не использует ни глубокий, ни поверхностный подход, а организует учебу и управляет своими усилиями для достижения хороших результатов. Студента может увлекать успеваемость с точки зрения оценок, но понимание материала заботит его меньше, чем тех, кто использует глубокий подход.
 Комбинированный подход
 В некоторых схемах сочетаются довольно высокие уровни глубокого и поверхностного подходов, а также средние уровни мониторинга, организованного обучения и управления усилиями. Наличие одновременно глубокого и поверхностного подходов противоречиво и кажется невозможным, а исследования свидетельствуют о том, что студенты, характеризующиеся таким образом, имеют неправильное представление о том, что предусматривает обучение, и недостаточно осведомлены о том, как использовать поддержку в обучении.
 Профиль студента
 Оглядываясь на предыдущий опыт обучения, можно узнать некоторые из этих подходов:
 * неорганизованный человек, озабоченный только тем, чтобы кое-как сдать экзамен;
 * студент, мотивированный исключительно учебными успехами;
 * слушатель, постоянно прерывающий занятия вопросами, начинающимися с "если" и "почему".
 Тем не менее важно понять, что характеристики, из которых формируется каждый из узнаваемых подходов к обучению, не являются взаимоисключающими. Мы можем показать элементы некоторых из них. Поэтому заполненный Вами вопросник представил профиль Вашего подхода. В идеальном профиле присутствует сочетание сильных сторон, характеризующихся глубоким подходом, мониторингом, организованным подходом, управлением усилиями. Обладателей такого профиля немного, но к нему надо стремиться.
 Наш подход к обучению не является застывшим. Вспомните ситуации, когда Вы очень ограничены во времени или сильно тревожитесь, или необходимо выучить что-то неинтересное или Вам совсем ненужное. Рассмотрите разницу между обучением на курсе менеджмента, который может стимулировать продвижение по службе, и изучением Вашего нового мобильного телефона. На Ваш подход к обучению влияют время, Ваш интерес и ценность для Вас конкретного знания. Но Ваш подход к знанию имеет значение, только если Вы намерены максимально использовать свое время и усилия для совершенствования Вашей работы менеджера. Глубокий подход дает более глубокое понимание того, что Вы изучаете. Более того, как выяснилось в результате исследования, проведенного Школой бизнеса Открытого университета, глубокий подход у менеджеров связан с применением знаний на рабочем месте и важной "диффузией", происходящей при использовании новых знаний в работе вместе с другими людьми. Интересно, что, возможно, подходы к учебе не связаны напрямую с академическими успехами обучения - полученными оценками. Хотя использующие поверхностный подход часто учатся хуже, а хорошо успевают обладатели организованного управляемого подхода, все же те, кто применяет глубокие подходы, добиваются успеха, если оценивается понимание.
 Как углубить обучение
 Выяснение Вашего подхода к обучению представляет собой только первый этап. Если в Вашем профиле не преобладают глубина и мониторинг, невелики уровни организованности и управления усилиями, Вы можете совершенствовать свое обучение. Вам надо проанализировать и определить Ваше отношение к учебе и Ваши убеждения и обратить внимание на те, которые Вам не помогают. Вам придется еще раз подумать, о том, что такое учеба, а также принять на вооружение методы обучения, развивающие качество и глубину мышления. Возможно, Вы сочтете необходимым лучше организовать свое время, поэкспериментировать и найти лучшие подходы к обучению. При неорганизованном обучении время тратится впустую, его требуется больше для глубокого изучения материала, по крайней мере в сжатые сроки. Возможно, студентам, уже обладающим глубоким подходом, потребуется взять на вооружение методы эффективной работы во избежание перегрузки без ущерба для понимания. Напротив, тем, кто стремится принять глубокий подход, придется отказаться от каких-то ускоренных методов обучения!
 Ключ к изменению Вашего подхода зависит от отношения и намерения. Если Вы станете по-другому думать об учебе, то будете и вести себя иначе. Более того, Вы должны хотеть вести себя по-другому. Научиться тому, как учиться, включая соответствующее изменение отношения, "неудобно", но Вам придется смириться с некоторой степенью дискомфорта, когда Вы свяжете его с эффективной учебой - движением вперед и вверх.
 Из новичка - в специалиста по обучению
 Люди могут быть новичками в обучении. Можно знать, как нас надо учить, но не знать, как учиться. Новички могут иметь некоторые характеристики учащихся с поверхностным подходом, но при использовании соответствующих методов превратиться в опытных учащихся.
 Как мы увидели, в процессе обучения люди не просто получают знания, но и развивают способы мышления. Некоторые типы образования полезнее других благодаря своим ожиданиям от учащихся. Наблюдение за успехами студентов во время учебы в университете определило схему развития. Она представлена на рис. П1-2.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. П1-2 Концепции обучения и их развитие
 [Источник: Энтвистл (Entwistle, 2000), основано на книге Перри (Perry, 1970)]
 Сначала студенты видели "факты" черными и белыми, рассматривая их как представляющие отдельные, иногда противоречивые, но равноправные точки зрения (дуализм). Образование виделось им как получение фактов. К моменту окончания университета у студентов сформировалось более сложное понимание знания как относительного, а не абсолютного и зависящего от того пути, которым оно получено. Это означало, что они могли рассматривать различные точки зрения, чтобы оценить, насколько хорошо каждая из них была подкреплена фактами, и выбрать одно из конкурирующих мнений. Студенты перешли от получения фактов к пониманию того, что они воспринимают как предварительную информацию, которую можно будет опровергнуть фактами в будущем или на основе собственного опыта. По существу это процесс развития от поверхностного обучения к глубокому, подкрепленный соответствующими методами преподавания, которые способствуют пониманию и поощряют концептуальные изменения. Результатом является более опытный студент и более развитый способ мышления: более независимый учащийся. Если Вы изучаете (формальный) курс, то, возможно, захотите еще раз заглянуть в вопросник "Варианты подходов к обучению" в Приложении 2 и рис. П2-2 когда-нибудь в будущем для мониторинга продвижения вперед. Развивайтесь!
 
 Литература
 1. Argyris, C. (1999) 'Teaching smart people how to learn', Harvard Business Review, Vol. 69, No. 3, pp. 99-110.
 2. Entwistle, N. (2000) Promoting deep learning through teaching and assessment: conceptual frameworks and educational context, Paper presented at the Economic and Social Research Council's Teaching and Learning Research Programme Conference.
 3. Entwistle, N. and McCune, V.S. (2003) 'The conceptual basis of studying inventories in higher education', Educational Psychology Review.
 4. Knowles, M.S. (1978) The Adult Learner: A neglected species, Gulf.
 5. Kolb, D.A. and Fry, R. (1975) 'Towards an applied theory of experiential learning' in Cooper, C.L. (ed.) Theories of Group Processes, John Wiley, pp. 33-57.
 6. Krathwohl, D.R. (2002) 'A revision of Bloom's taxonomy: overview' Theory into Practice, Vol. 41, No. 4, pp. 212-18.
 7. Marton, F. Dall'Alba, G. and Beaty, E. (1993) 'Conceptions of learning', International Journal of Educational Research, Vol. 19, No. 3, pp. 277-300.
 8. Perry, W.G. (1970) Forms of Intellectual and Ethical Development in the College Years: A scheme, Holt, Rinehart and Winston.
 9. Saljo, R. (1979) 'Learning about learning', Higher Education, Vol. 8, pp. 443-51.
 
 
 
 ПРИЛОЖЕНИЕ 2
 Вопросник для самооценки "Варианты подходов к обучению"
 Этот вопросник был составлен для того, чтобы Вы могли систематически охарактеризовывать свой подход к учебе. Вы должны выразить свое отношение к 36 утверждениям, иногда частично перекрывающим друг друга, с тем чтобы охватить разные методы обучения. Большинство пунктов основано на комментариях, сделанных ранее другими студентами. Сразу же дайте ответ по каждому утверждению, указывая, как Вы вообще занимаетесь учебой, даже если в настоящий момент официально не изучаете какую-то программу. Если Вам не встретилась какая-то конкретная ситуация, постарайтесь представить, как бы Вы на нее среагировали.
 Вопросник для самооценки "Варианты подходов к обучению"
  Поставьте галочку в соответствующей клетке, чтобы обозначить согласие или несогласие с каждым из следующих утверждений.
 Старайтесь использовать ответ "не уверен" только в том случае,
 если он действительно необходим или пункт неприменим к Вам Согласен Отчасти согласен Не уверен Отчасти не согласен Не согласен 1 Я обычно стараюсь понять значение того, что надо изучить 2 Когда я сообщаю идеи, я думаю, насколько четко я излагаю мысли 3 Когда мне надо, я довольно легко могу приняться за работу 4 Темы представлены настолько сложно, что часто я не могу понять, что имеется в виду 5 Когда я заканчиваю часть работы, я проверяю, действительно ли она соответствует требованиям 6 Я стараюсь понять смысл вещей, связывая их с тем, что уже знаю 7 Я очень стараюсь делать настолько хорошо, насколько могу 8 В целом я достаточно методичен и организован в учебе 9 Часто мне приходится снова и снова заучивать то, что мне не очень понятно 10 Я хорошо готовлюсь к занятиям заранее 11 Я склонен принимать на веру то, что нам преподают, не задавая много вопросов 12 В эссе или отчете я не только сосредоточиваюсь на теме, но и стараюсь улучшить навыки письменного изложения 13 Идеи, встречающиеся в учебных материалах, часто наводят меня на долгие размышления 14 Если я что-то недостаточно хорошо понимаю в ходе учебы, пробую использовать другой подход
  Поставьте галочку в соответствующей клетке, чтобы обозначить согласие или несогласие с каждым из следующих утверждений.
 Старайтесь использовать ответ "не уверен" только в том случае,
 если он действительно необходим или пункт неприменим к Вам Согласен Отчасти согласен Не уверен Отчасти не согласен Не согласен 15 Я стараюсь по возможности связать встречающиеся мне идеи с другими темами или материалами других курсов 16 Я тщательно расставляю приоритеты по времени, чтобы наверняка все успеть 17 У меня часто возникают проблемы с пониманием того, что мне надо запомнить 18 Как правило, я напряженно работаю, даже если дела обстоят не лучшим образом 19 Я просто выполняю учебные требования, не видя, куда я двигаюсь 20 Если я на самом деле не устал, сосредоточиться не представляет для меня никакой проблемы 21 Многое из того, что я изучил, кажется мне массой не связанных между собой отрывков информации, хранящихся в памяти 22 Я обычно вкладываю много усилий в учебу 23 Я думаю о том, что хочу получить от учебы, для того чтобы работа была целенаправленной 24 Для меня важно следить за аргументацией или видеть за явлениями смысл 25 Я тщательно организую свое учебное время, для того чтобы максимально его использовать 26 Я просматриваю выполненную работу, для того чтобы проверить ход рассуждений и посмотреть, действительно ли они понятны 27 Чтобы понять новые идеи, я часто соотношу их с практическим или реальным контекстом 28 Независимо от того, над чем я работаю, я обычно стараюсь делать это хорошо 29 Я не продумываю для себя темы, полагаясь на то, чему нас учат 30 Если что-то мне кажется скучным, я, как правило, могу себя заставить сосредоточиться 31 Я чаще всего учу материал, не думая о том, как лучше всего с ним работать 32 Я ровно работаю на протяжении всего курса, не откладывая все до последнего момента 33 Когда я читаю материалы курса, стараюсь понять, что имел в виду автор 34 Я стараюсь найти оптимальные методы поиска необходимой информации по предмету 35 Я внимательно изучаю факты, чтобы делать собственные выводы о том, что я изучаю 36 Я внимательно рассматриваю все рекомендации или обратную связь и стараюсь улучшить понимание
 Вы ответили на все пункты? Проверьте, пожалуйста, перед тем как продолжить. Теперь подсчитайте баллы и определите свой профиль обучения.
 
 Как определить свой профиль обучения и интерпретировать его?
 Этап 1 Оцените ответы
 В каждой строке баллы начисляются следующим образом:
 
 
 
 
 
 Этап 2 Просуммируйте баллы
 В табл. П2-1 в свободной ячейке рядом с утверждением запишите Ваши баллы для КАЖДОГО УТВЕРЖДЕНИЯ. Далее следуйте инструкциям, указанным в таблице.
 Таблица П2-1
 Ваши баллы
 Аспект 1 Аспект 2 Аспект 3 Аспект 4 Аспект 5 № вопросов Ваш ответ № вопросов Ваш ответ № вопросов Ваш ответ № вопросов Ваш ответ № вопросов Ваш ответ 1 2 3 7 4 6 5 8 18 9 13 12 10 20 11 15 14 16 22 17 24 23 25 28 19 27 26 32 30 21 33 34 29 35 36 31 Запишите общую сумму баллов для КАЖДОГО аспекта в соответствующей ячейке внизу
 Этап 3 Преобразуйте сумму баллов
 Теперь преобразуйте сумму баллов в процентную величину. Для этого умножьте Вашу сумму из каждой колонки на коэффициент из соответствующей ячейки табл. П2-2, представленной ниже. Например, если Ваша сумма для аспекта 2 составила 20, умножьте ее на 2,5, используя при необходимости калькулятор: 20 1/2 2,5 = 50%. Обратите внимание, что для аспектов 3 и 4 коэффициент имеет другое значение.
 Таблица П2-2
 Преобразование суммы баллов
 Аспект 1 Аспект 2 Аспект 3 Аспект 4 Аспект 5 2,5 2,5 3,33 3,33 2,5 Запишите полученные процентные величины в ячейки ниже
 Этап 4 Постройте гистограмму
 Теперь перенесите Ваши процентные величины на гистограмму. Посмотрите на шкалу слева и обозначения каждого столбца. Проведите горизонтальную линию, соответствующую Вашей процентной величине для каждого аспекта, в соответствующем столбце.
 
 % 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 Аспект 1
 Глубокий Аспект 2
 Мониторинг Аспект 3
 Организо-ванный Аспект 4
 Управление усилиями Аспект 5
 Поверхностный Рис. П2-1 Шаблон гистограммы
 В построенной гистограмме высота каждого столбца будет соответствовать процентной величине каждого из аспектов обучения. Это и есть ПРОФИЛЬ Вашего общего подхода к обучению в настоящее время. Теперь Вам надо узнать, что означает Ваш профиль.
 Этап 5 Осознайте, что построенный профиль не совсем соответствует Вашим представлениям и может меняться
 Важно понять, что стандартные вопросники, подобные только что заполненному Вами, не отражают точно Ваши индивидуальные взгляды и опыт. Ваш профиль больше похож на готовый костюм, чем сшитый по Вашей мерке (и ничьей другой). Ваш профиль - это руководство к Вашему подходу к обучению, и даже если он не подходит Вам идеально, поможет определить, над чем надо работать для его совершенствования. Важно понимать, что этот профиль характеризует Ваше видение себя в процессе обучения именно в настоящий момент. Ваше отношение к учебе может меняться, и это зависит от Вас.
 Этап 6 Определите пять аспектов обучения
 В вопроснике "Варианты подходов к обучению" имеется ряд утверждений, охватывающих ПЯТЬ различных аспектов обучения. Составленная гистограмма представляет Ваше относительное положение в каждом из этих аспектов. Они объясняются в табл. П2-3. Прочитайте их сейчас и посмотрите, чему соответствует каждый столбец гистограммы. Позднее Вам надо будет вернуться к таблице еще раз.
 В идеальном случае баллы распределяются следующим образом: высокие показатели по первым четырем аспектам обучения - глубокое, мониторинг обучения, организованное обучение и управление усилиями. Высокие показатели только поверхностного подхода, наоборот, свидетельствуют о подходе, требующем серьезного внимания. Однако у большинства людей смешанные подходы, и самые распространенные из них рассматриваются ниже. Следует помнить, что аспекты обучения, формирующие общий подход, более всего остального связаны с Вашим отношением. Если Вы считаете, что обучение - это не более чем поглощение информации, это отразится на Вашем отношении к учебе. Если Вы учитесь исходя из личного интереса к предмету и хотите применять в работе новые концепции и идеи, это найдет выражение в Вашем подходе к выполнению учебных заданий. Изменение подхода предусматривает тщательный анализ Вашего отношения и, при необходимости, принятие на вооружение и использование новых навыков, соответствующих Вашим новым представлениям об обучении. Навыки и методы следует подкреплять отношениями, стимулирующими Вас понять и использовать их, потому что сейчас Вы думаете именно так. Это самоподдерживающаяся система.
 Этап 7 Объясните Ваш профиль в настоящее время
 Внимательно рассмотрите гистограммы на рис. П2-2-П2-7. Они сделаны идеальными, для того чтобы можно было легко отличить одну от другой. В большинстве случаев построенная Вами гистограмма будет менее акцентированной, чем эти. Решите, какая из представленных гистограмм больше всего похожа на составленную Вами на основе суммы Ваших баллов. Затем посмотрите приведенное ниже объяснение этого подхода к учебе.
 Таблица П2-3
 Пять аспектов обучения
 Аспект Характеристика 1. Глубокий
 подход Это только одна сторона общего одноименного подхода к обучению.
 Намерение понять для себя:
 * Значение того, что Вам надо изучить.
 * Что именно имеет в виду автор.
 Связывать идеи:
 * Попытки понять явления, связывая их с уже имеющимися у Вас знаниями.
 * При чтении встречаются мысли, которые наводят Вас на долгие размышления.
 * По возможности пытаетесь связывать встречающиеся Вам идеи с другими темами или курсами.
 * Пытаясь понять новые идеи, связываете их с практическими или реальными ситуациями.
 Использование фактов:
 * Для Вас важно следовать доводу или видеть мотивы за явлениями.
 * Тщательное рассмотрение фактов, для того чтобы прийти к собственным выводам 2. Мониторинг обучения Мониторинг результативности обучения:
 * Проверка законченного этапа работы на ее соответствие требованиям.
 * Размышление о том, что Вы хотите получить от учебы, для того чтобы работа была целенаправленной.
 Мониторинг понимания:
 * Пытаетесь использовать другой подход, если хорошо не понимаете материал.
 * Перечитываете задания для проверки своей аргументации и ее смысла.
 * Внимательно относитесь к любым рекомендациям и обратной связи, для того чтобы лучше понять материал.
 Мониторинг общих навыков:
 * Сообщая мысли, думаете над тем, насколько хорошо и четко их излагаете.
 * Не сосредоточиваетесь только на теме эссе или отчета, но также стараетесь совершенствовать свои навыки письменного изложения.
 * Стараетесь найти оптимальные пути поиска информации по предмету 3. Организованный подход Организация обучения:
 * Систематически и организованно подходите к учебе.
 * Заранее готовитесь к занятиям.
 Управление временем:
 * Беретесь за работу, когда Вам требуется.
 * Планируете время, чтобы наверняка успеть все сделать.
 * Тщательно планируете время учебы, для того чтобы использовать его с максимальным эффектом.
 * Ровно работаете на протяжении курса, не откладывая все на последний момент 4. Управление усилиями Усилия:
 * Стараетесь выполнять все как можно лучше.
 * Напряженно работаете, даже если дела обстоят не лучшим образом.
 * Вкладываете много усилий в учебу.
 * Заставляете себя делать работу хорошо.
 Концентрация:
 * Не представляет труда сосредоточиться на выполняемой работе.
 * Вы сосредоточены, даже если Вам неинтересно 5. Поверхностный подход Это только одна сторона общего одноименного подхода к обучению.
 Запоминание без понимания:
 * Заучивание снова и снова того, что не совсем понятно.
 * Проблема с пониманием того, что надо запомнить.
 Обучение без размышления:
 * Формальное выполнение учебных требований без реального представления о цели.
 * Заучивание без размышления о том, как лучше работать.
 Фрагментарные знания:
 * Не видите, как части темы складываются в значимое целое.
 * Ощущение, что выучили много не связанных между собой кусков и отрывков.
 Бездумное принятие:
 * Склонны принимать то, что преподают, на веру, не задавая вопросов.
 * Не продумываете для себя темы и вместо этого полагаетесь на преподаваемый материал % 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 Аспект 1
 Глубокий Аспект 2
 Мониторинг Аспект 3
 Организо-ванный Аспект 4
 Управление усилиями Аспект 5
 Поверхностный Рис. П2-2 Активный глубокий подход
 % 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 Аспект 1
 Глубокий Аспект 2
 Мониторинг Аспект 3
 Организо-ванный Аспект 4
 Управление усилиями Аспект 5
 Поверхностный Рис. П2-3 Глубокий подход без значительных усилий
 % 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 Аспект 1
 Глубокий Аспект 2
 Мониторинг Аспект 3
 Организо-ванный Аспект 4
 Управление усилиями Аспект 5
 Поверхностный Рис. П2-4 Активный поверхностный подход
 % 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 Аспект 1
 Глубокий Аспект 2
 Мониторинг Аспект 3
 Организо-ванный Аспект 4
 Управление усилиями Аспект 5
 Поверхностный Рис. П2-5 Поверхностный подход без значительных усилий
 % 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 Аспект 1
 Глубокий Аспект 2
 Мониторинг Аспект 3
 Организо-ванный Аспект 4
 Управление усилиями Аспект 5
 Поверхностный Рис. П2-6 Организованный и управляемый подход
 % 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 Аспект 1
 Глубокий Аспект 2
 Мониторинг Аспект 3
 Организо-ванный Аспект 4
 Управление усилиями Аспект 5
 Поверхностный Рис. П2-7 Сочетание глубокого и поверхностного подходов
 Активный глубокий подход
 Если линии на Вашей гистограмме сходны с представленными в гистограмме на рис. П2-2 - высокие показатели глубокого подхода и мониторинга обучения, средние уровни организованного подхода и/или управления усилиями, у Вас "хороший" подход к обучению, т. е. активный глубокий подход. Вы учитесь с целью понять. Вас интересует содержание курса, Вы так же заинтересованы в обучении для себя, как и в высоких оценках или уровне учебы. Вы активно интересуетесь тем, что изучаете, и работаете с учебными материалами и ресурсами. Вы используете полученные ранее знания и анализируете их вместе с новыми, которые Вам дают. Вы критически воспринимаете и используете факты; стараетесь выделить главное и получить общую картину; делаете выводы. Вы видите цель задания или его применение в более широком контексте, чем учебная ситуация. Вы следите за результативностью своих занятий, чтобы убедиться в том, что Ваша работа отвечает как Вашим, так и учебным требованиям. Вы следите за пониманием изучаемого материала, проверяете собственные рассуждения и обращаете внимание на обратную связь. Вы также контролируете навыки общения и поиска учебных ресурсов. Высокие показатели в столбце "Организованный подход" свидетельствуют о систематичности, подготовке к учебным занятиям, организации времени, расстановке приоритетов и ровной работе на протяжении курса. Высокий столбец "Управление усилиями" демонстрирует, что Вы можете направлять свои усилия и концентрироваться. Вы стараетесь и работаете, даже когда дела обстоят не очень хорошо. Для Вас не составляет труда сконцентрироваться, и Вы можете заставить себя сосредоточиться, даже если Вам неинтересно то, что Вы изучаете. Тем не менее, всегда есть простор для совершенствования. У Вас очень высокие показатели в столбце "Поверхностный подход"? Вы можете совершенствовать организацию учебы? Еще раз посмотрите в табл. П2-3 и определите конкретные области, в которых Вы могли бы стать сильнее, и затем выполняйте план действий для раздела "Глубокий подход без значительных усилий".
 Глубокий подход без значительных усилий
 Если у Вас высокие показатели в столбцах "Глубокий подход" и "Мониторинг обучения", но низкие в столбцах "Организованный подход" и "Управление усилиями", Ваш профиль похож на глубокий подход, но он менее организован и Вы управляете усилиями не настолько эффективно, насколько могли бы. У Вас глубокий подход без значительных усилий.
 Предлагаемый план действий
 1. Если в Вашем профиле низкий уровень в столбце "Организованный подход", скорее всего Вы сможете совершенствовать обучение, работая в этой области. Неорганизованное обучение приводит к излишней трате времени, и его требуется больше для глубокого усвоения. Во избежание перегрузки Вам следует использовать методы, повышающие эффективность. Если у Вас невысокие показатели в столбце "Управление усилиями", Вам легче браться за работу при условии Вашей большей дисциплинированности и гибкости. Важно прерывать учебный процесс, если Вы чувствуете, что Вам трудно "включиться" в занятие, проявите гибкость и измените очередность заданий, начав с короткого или сравнительно несложного.
 2. Посмотрите сгруппированные утверждения в табл. П2-3 и определите области, в которых Вы, по Вашему мнению, можете совершенствоваться. Используйте соответствующие рекомендации по совершенствованию навыков обучения для выработки практических методов хорошего обучения.
 3. Если у Вас слишком высокие показатели в столбце "Поверхностный подход", следуйте предлагаемому плану для поверхностного подхода без значительных усилий.
 Активный поверхностный подход
 В случае высоких показателей в столбце "Поверхностный подход", средних или высоких уровней в столбцах "Организованный подход" и "Управление усилиями", Вас характеризует активный поверхностный подход. Вы подходите к учебе без достаточного чувства цели. Вас меньше волнует понимание изучаемого материала и больше - запоминание информации, с тем чтобы воспроизвести ее, когда потребуется, например в заданиях и тестах. Вашему обучению не хватает вдумчивости (возможно, Вы бездумно воспринимаете информацию), и у Вас может возникать чувство фрагментарности темы. Вы вряд ли выходите за рамки курса. Тем не менее, средние уровни в организованном обучении и управлении усилиями означают, что Вы довольно организованны и можете достаточно хорошо управлять своими усилиями. Студенты с активным поверхностным подходом не достигают желаемого успеха и удивляются - почему. Вашими сильными сторонами являются организованное обучение и управление усилиями, это дает Вам превосходные возможности для того, чтобы докапываться до сути идей, связывать их с собственным опытом и использовать их в работе. Для совершенствования Вашего подхода к учебе и получения от нее максимального эффекта следуйте плану действий, предлагаемому для поверхностного подхода без значительных усилий.
 Поверхностный подход без значительных усилий
 Если на Вашем графике высокий уровень поверхностного подхода и довольно низкие уровни во всех остальных, то у Вас поверхностный подход без значительных усилий. Ваш профиль аналогичен профилю студента, принявшему активный поверхностный подход, но с тем отличием, что Вы менее организованны и не настолько эффективно управляете своими усилиями, как могли бы.
 Предлагаемый план действий
 1. Проведите "проверку отношения". Каковы Ваши убеждения и отношение к обучению? Соответствуют ли они типу обучения, которое может изменить образ мышления и стиль поведения человека? Если необходимо, проконсультируйтесь с преподавателями или коллегами.
 2. Посмотрите табл. П2-3 и определите зоны, в которых, как Вы считаете, можно совершенствоваться. Обратите особое внимание на характеристики глубокого подхода. Вам придется работать над тем, чтобы постараться глубоко понять изучаемый материал, научиться задавать вопросы. Сосредоточьте внимание на развитии критического мышления.
 3. Проанализируйте свои мотивы обучения. Они могут влиять на Ваш подход и вовлечение. Вы поступили на курс, потому что хотели развить знания и навыки, которые смогли бы использовать в работе, глубоко изучить менеджмент, развить себя? Или для того, чтобы показать себя перед другими, потому что хотите получить квалификацию в области менеджмента (или Вам посоветовали ее получить), или информация об изученном курсе будет выигрышно смотреться в Вашем резюме? Вам будет трудно учиться, если содержание курса Вас не очень интересует. Возможно, Вы пересмотрите свои мотивы в сторону большей конструктивности. Например, нет ничего предосудительного в том, чтобы желать получить квалификацию в области менеджмента, но, вероятно, Вам не хотелось бы приобрести квалификацию без получения настоящих знаний.
 4. Возможно, Вам будет легче учиться, используя высоко практичный подход. Если это так, то Вы сумеете многого достичь, используя свои знания в работе. Желательно обсудить это с тьютором или наставником, которые помогут Вам связать изучаемый материал с практическими ситуациями. Когда Вы "увидите", каким образом идею можно использовать в работе, Вы заметите, что больше занимаетесь материалами курса и это кажется Вам интересным.
 5. Если Вы еще не поступили на курс, рассмотрите тип учебы, которая помогла бы Вам лучше всего. Это может быть курс, в ходе которого Вы будете регулярно контактировать со своими преподавателями или коллегами. Это будет способствовать мотивации и позволит обсуждать свою работу с другими людьми: беседы об учебном материале с однокурсниками помогают пониманию. Выберите курс, соответствующий Вашему уровню: для того чтобы заинтересовать Вас, материал изучаемого курса должен быть достаточно сложным. Слишком простой материал может привести к отсутствию интереса; слишком сложный создаст ощущение, что усилия, необходимые для понимания учебного материала, тратятся впустую.
 Организованный и управляемый подход
 Если на Вашем графике высокие уровни организованного подхода и управления усилиями и они выше, чем показатели в трех других столбцах, Ваш подход к обучению нельзя назвать ни глубоким, ни поверхностным. Скорее всего Вам интересно отлично учиться и успевать, но, возможно, в ущерб глубокой проработке идей, смысла и понимания. Это можно рассматривать как организованный и управляемый подход к обучению. Организованные студенты методичны, систематически готовятся к занятиям, организуют свое время, расставляют приоритеты и ровно работают на протяжении курса. Студенты, которые руководят и управляют своими усилиями, направляют свою учебу и стараются. Они вкладывают силы в учебу и двигаются вперед, даже если дела идут не очень хорошо. Для них не проблема сконцентрироваться, и они могут заставить себя сосредоточиться, даже если им неинтересен изучаемый материал. В случае преобладания характеристик организованного обучения и управления усилиями студент скорее всего стремится хорошо успевать, но уровень его понимания отличается от уровня студента, глубоко изучающего предмет.
 Эти два аспекта обучения - организованность и трудолюбие - являются отличными характеристиками. Но если это основные характеристики, т. е. Ваш показатель в столбце "Глубокий подход" ниже, вероятно, Вы не в полной мере используете организованный подход и управление усилиями для получения знаний. Обратите внимание на различия между значениями "эффективный" и "результативный". Водитель может быть эффективным, умело и безошибочно справляться с трудностями на дороге. Но эффективное исполнение может быть не вполне результативным, если водитель едет по дороге, которая не ведет к нужному пункту назначения. Вы можете получать высокие оценки, но будет ли Ваше понимание достаточно глубоким и всесторонним для того, чтобы Вы могли перенести свои знания на рабочее место - туда, куда его следует направить?
 Предлагаемый план действий
 Смотрите пункты под заголовком "Поверхностный подход без значительных усилий".
 Сочетание глубокого и поверхностного подходов
 У Вас необычный и довольно проблематичный подход к обучению с высокими уровнями в столбцах "Глубокий подход" и "Поверхностный подход" и средними уровнями в трех других - "Мониторинг обучения", "Организованный подход" и "Управление усилиями". Ваш профиль - сочетание глубокого и поверхностного подходов. Студенты с таким подходом хуже успевают на курсах. Поскольку профиль кажется противоречивым и невероятным, эту схему довольно подробно исследовали. Подход, вероятно, связан с неправильным пониманием того, что предусмотрено обучением, и недостаточным знанием того, как пользоваться имеющейся поддержкой и рекомендациями, или с Вашим ощущением противоречия между способами, которыми Вы хотите учиться, и тем, что, по Вашему мнению, Вы должны делать для получения высоких оценок.
 Предлагаемый план действий
 1. См. пункты 1 и 2 предлагаемого плана действия для Поверхностного подхода без значительных усилий. Особенно важен пункт 1.
 2. С помощью преподавателя или тьютора, или других студентов рассмотрите, что предусматривает обучение. Прочитайте один или несколько раз Приложение 1 "Работа со своими естественными ресурсами", обращая особое внимание на то, как мы учимся. Проанализируйте все личные конфликты или тревоги, связанные с обучением или условиями обучения.
 3. Совместными усилиями попытайтесь выяснить, какая именно поддержка и рекомендации доступны, и используйте их. У Вас есть все для того, чтобы получить пользу от применения новых и разных традиций и методов.
 Другие профили
 Мы привели примеры наиболее часто встречающихся профилей обучения и один довольно редкий, комбинированный. Не стоит беспокоиться, если Ваш профиль не совпадает ни с одним из них. Изучите табл. П2-3 и постарайтесь определить свои сильные и слабые стороны. Обсудите их со своим преподавателем или тьютором и вместе разработайте первоочередные действия. При хорошей поддержке Вы должны опробовать более эффективные стратегии и тактики и отказаться от менее эффективных.
 
 ДЛЯ ЗАМЕТОК
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 BZR640 КАК СПЛАНИРОВАТЬ ПОДГОТОВКУ К ЭКЗАМЕНУ
 
  КАК СПЛАНИРОВАТЬ ПОДГОТОВКУ К ЭКЗАМЕНУ BZR640
 
 40 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА ЛИНК
 
 ШКОЛА БИЗНЕСА ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА 1
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу