<< Пред.           стр. 18 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
  Доходом в крупном
 размере признается
 доход, сумма которо
 го превышает двести
 минимальных разме
 ров оплаты труда.
 
 
 
 
 
  2. Те же действия, совершен
 ные в особо крупном размере
 лицом, ранее судимым за со
 вершение преступлений, пре
 дусмотренных ст. 194 (Укло
 нение от уплаты таможенных
 платежей, взимаемых с орга
 низации или физического лица), 198 (Уклонение физи
 ческого лица от уплаты нало
 га или страхового взноса в го
 сударственные внебюджетные фонды), 199 (Уклонение
 от уплаты налогов или стра
 ховых взносов в государст
 венные внебюджетные фон
 ды с организации) Штраф в размере от пяти
 сот до одной тысячи ми
 нимальных размеров оп
 латы труда или в размере
 заработной платы или
 иного дохода осужденно
 го за период от семи меся
 цев до одного года либо лишением свободы на
 срок до пяти лет.
 
 
 
 
 
 
  Ч. 2 ст. 198
 УК РФ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Доходом в особо
 крупном размере
 признается доход,
 сумма которого пре
 вышает пятьсот ми
 нимальных размеров
 оплаты труда.
 Лицо, впервые совершившее указанное
 преступление, осво
 бождается от уголов
 ной ответственности, если оно способство
 вало раскрытию пре
 ступления и полно
 стью возместило
 причиненный ущерб.
  Подлежит ли привлечению к уголовной ответственности индивидуальный предприниматель, в отношении которого в результате оперативных действий был установлен факт приготовления к совершению уклонения от уплаты налога в особо крупном размере?
  В соответствии с ч. 2 ст. 30 У К РФ уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлениям.
  Согласно ч. 4, 5 ст. 15 УК РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает десяти лет лишения свободы, особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
  За совершение указанного преступления УК РФ устанавливает максимальную ответственность в виде лишения свободы на срок до пяти лет.
  Согласно ч. 3 ст. 15 УК РФ уклонение физического лица от уплаты налога в особо крупном размере является преступлением средней тяжести.
  Таким образом, в случае выявления приготовления предпринимателя к совершению уклонения от уплаты налога в особо крупном размере уголовная ответственность, предусмотренная ст. 198 УК РФ, к указанному гражданину не применяется.
 
 Глава XV. Налоговая ответственность предпринимателя (общие правила)
  Ответственность за конкретные виды правонарушений и преступлений рассматривается в данной книге в главах об отдельных аспектах предпринимательской деятельности. Однако предпринимателю важно знать и общие правила применения мер разных видов ответственности (налоговой, административной, уголовной).
 1. Общие условия привлечения к налоговой ответственности
  Что такое налоговое правонарушение?
  Налоговое правонарушение - это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, ответственность за которое предусмотрена Налоговым кодексом РФ (ст. 106 НК РФ).
  Может ли лицо быть приметно одновременно к уголовной и к налоговой ответственности?
  Налоговая ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает только в том случае, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного законом Российской Федерации (п. 3 ст. 108 НК РФ). Таким образом, НК РФ исключает одновременное наступление уголовной и налоговой ответственности в тех случаях, когда действия физического лица подпадают под признаки составов преступлений и признаки налоговых правонарушений. В этом случае физическое лицо подлежит только уголовной ответственности.
  Вина налогоплательщика
  Вина налогоплательщика может быть выражена в форме умысла или неосторожности (ст. 110 НК РФ). Умысел предполагает осознание лицом противоправного характера своих действие и желание либо сознательное допущение наступления вредных последствий таких действий.
  Неосторожность предполагает неосознавание лицом противоправного характера своих действий либо вредного характера последствий, возникших в результате этих действий, хотя оно должно было и могло их осознавать. Как видим, незнание закона совсем не освобождает от ответственности.
  Презумпция невиновности
  Как и в уголовном праве, здесь действует презумпция невиновности. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральными законами порядке и установлена вступившим в силу решением суда (ст. 108 НК РФ). Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (п. 6 ст. 108 НК РФ). Это означает, что недоказанная виновность служит доказательством невиновности.
  Обстоятельства, исключающие вину в совершении налогового правонарушения.
  Существует перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения. К ним относятся:
  1. Совершение деяния вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных или непреодолимых обстоятельств. Указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания.
  2. Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком, который находился в момент его совершения в состоянии, когда не мог отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния. Для установления этого факта необходимо представить налоговым органам документы, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором было совершено налоговое правонарушение.
  3. Выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции. Эти обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено данное налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов (ст. 111 НК РФ).
  Налоговые органы обязаны давать письменные разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов (ст. 22 НК РФ). На эту тему существует Положение об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов, утвержденное приказом МНС РФ от 5 мая 1999 г. № ГБ-3-15М20.
  Вопрос. Индивидуальный предприниматель обратился в местный налоговый орган за разъяснением вопроса о порядке расчета налога в конкретной ситуации. Налоговая инспекция дала ему письменный ответ с необходимыми разъяснениями. При проведении документальной проверки правильности исчисления подоходного налога предпринимателем выявлено неправильное исчисление суммы подоходного налога, приведшее к занижению подлежащей уплате в бюджет суммы налога. Будет ли в данном случае предприниматель нести ответственность, установленную налоговым законодательством?
  Ответ. В данном случае налицо п. 3 ст. 111 НК РФ, в соответствии с которым предприниматель при указанных обстоятельствах освобождается от налоговой ответственности.
  На что следует обратить внимание предпринимателю при получении письменного разъяснения налогового органа?
  Письменное разъяснение налогового органа должно удовлетворять следующим требованиям:
  • данный документ зарегистрирован в в налоговом органе в установленном порядке (на нем присутствуют исходящий номер, дата, подпись соответствующего Должностного лица налогового органа);
  • ответ налогового органа не может трактоваться двояко;
  • сформулированный предпринимателем вопрос точно и полно отражает возникшую у него ситуацию.
  При наличии хотя бы одного из этих обстоятельств вина налогоплательщика исключается, даже если в его действиях формально содержатся признаки налогового правонарушения.
  Обстоятельства, смягчающие вину налогоплательщика
  Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, являются:
  1. Совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств. Указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания.
  2. Совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости (п. 1 ст. 112 НК РФ).
  Этот перечень не является закрытым, то есть суд может признать смягчающими и иные обстоятельства,
  Наличие смягчающих обстоятельств снижает размер предъявляемого предпринимателю штрафа не менее чем в 2 раза по сравнению с общеустановленным соответствующей статьей НК РФ размером (п. 3 ст. 114 НК РФ).
  Обстоятельства, отягчающие вину налогоплательщика
  Отягчающее обстоятельство указано только одно - совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение (п. 2 ст. 112 НК РФ). Это влечет увеличение применяемого к предпринимателю штрафа на 100 процентов (п. 4 ст. 114 НК РФ).
 2. Исковая давность по делам о налоговых правонарушениях
  Давность привлечения к налоговой ответственности
  Лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности, если со дня его совершения истекло три года. Это правило применяется ко всем налоговым правонарушениям, кроме грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения и неуплаты или неполной уплаты налогов (ст. 120,122 НК РФ). В этих случаях исчисление срока давности идет со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода, в течение которого были совершены эти правонарушения (ст. 113 НК РФ).
  Вопрос. Проверка деятельности предпринимателя проводилась в январе 2001 г., в ходе нее обнаружились факты налоговых нарушений. За какой период налоговые органы вправе применить санкции к предпринимателю? Какие штрафные санкции будут применены - действующие на январь 2001 г. или установленные законодательством на дату, когда правонарушение было совершено?
  Ответ. Статьей 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения или иным образом ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют. Те же нормы, которые устраняют или смягчают ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, обратную силу имеют.
  Это значит, что в каждом конкретном случае должна быть исчислена сумма налоговых санкций за аналогичные правонарушения в соответствии со старым (до 1999 г. - то есть до вступления в силу НК РФ) и новым порядком и выбрана меньшая из них.
  Как быть в ситуациях, когда в НКРФ не предусмотрена ранее применявшаяся ответственность или, наоборот, в НК РФ ответственность введена вновь?
  Во всех этих случаях при выявлении правонарушений за 1997-1998 г. предприниматель привлекаться к налоговой ответственности не должен.
 3. Порядок взыскания санкций
  Налоговые санкции
  Налоговые санкции являются специфическими мерами ответственности за совершение налоговых правонарушений. Они применяются в виде денежных взысканий(штрафов), которые предусмотрены Налоговым кодексом. При применении налоговых санкций действует ряд правил.
  1. При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с установленным размером.
  2. При наличии отягчающего обстоятельства штраф увеличивается на 100 процентов.
  Как взыскиваются налоговые санкции при совершении одним предпринимателем двух или более налоговых правонарушений?
  При совершении одним лицом двух или более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.
  В каком порядке взыскиваются налоговые санкции с индивидуального предпринимателя?
  Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке (ст. 114 НК РФ).
  Если индивидуальный предприниматель получил от налогового органа предложение уплатить недоимку и штрафы и не согласен с этим, имеет ли право ГНИ списать соответствующую сумму с его счета в бесспорном порядке?
  Нет, у ГНИ такого права нет. В этом случае налоговые органы должны обратиться в арбитражный суд с иском и представить доказательства, обосновывающие их претензии к должнику. Предприниматель, в свою очередь, получает возможность оспаривать действия налоговых органов и законность принятых им решений.
  В течение какого срока налоговые органы имеют право обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции?
  Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (ч. 1 ст. 115 НК РФ).
  Для того чтобы суд удовлетворил требования налоговой инспекции о взыскании недоимок и финансовых санкций за сокрытие или занижение налогооблагаемой базы, необходимо, чтобы недоимка имелась в наличии на момент рассмотрения дела.
  Что такое пени? Являются ли они налоговой санкцией?
  Налоговый кодекс рассматривает пени как денежную сумму, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ст. 75 НК РФ).
 
 Глава XVI. Административная ответственность предпринимателя
  Административная ответственность предпринимателя за различные виды нарушений законодательства о предпринимательской деятельности были рассмотрены в соответствующих главах этой книги. Здесь же мы остановимся на административных нарушениях и ответственности за них в конкретных сферах предпринимательской деятельности.
  Необходимо учитывать, что данный перечень не является исчерпывающим, так как много* численные случаи административной ответственности установлены отраслевым законодательством (в области транспорта, охраны окружающей среды и т. п.).
 1. Ответственность за нарушения в сфере торговли и финансов
 
 Состав правонарушения Статья КоАП, предосматривающая ответственность
  Взыскание Кто вправе применить взыскание
  Нарушение установленных правил реализации товаров
  146
  Штраф в размере от трех до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда
  Судьи районных (городских) судов
  Незаконная торговля товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена действующим законо дательством
  146.3
  Штраф от трех до ста минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или предметов продажи либо без таковой
  Судьи районных (городских) судов
  Продажа товаров, не соответствующих требованиям стандартов, технических условий и образцам (эталонам) по качеству, комплектности и упаковке
  Ч. 1 ст. 146.4
  Штраф от трех до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда
  Судьи районных (городских) судов
  Торговля продовольственными товарами в нарушение санитарных правил либо без сертификата и (или) знака соответствия, удостоверяющих их безопасность для жизни и здоровья потребителей
  Ч. 2 от. 146.4
  Предупреждение либо наложение штрафа от пяти до ста минимальных размеров оплаты труда о конфискацией товаров или без таковой
  Судьи районных (городских) судов
  Продажа товаров или иных предметов без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце
  146.5
  Штраф от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда
  Судьи районных (городских) судов
  Продажа и (или) организация продажи подлежащих маркировке марками установленных образцов подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов
  146.7
  Штраф в размере от десяти до ста минимальных размеров оплаты труда с конфискацией немаркированного товара
  Судьи районных (городских) судов
  Торговля в городах с рук на улицах, площадях, во дворах, подъездах, скверах и в других неустановленных местах
  Ч. 1 ст. 150
  Штраф в размере от 1\10 до 1\2 минимального размера оплаты труда с конфискацией предметов торговли или без таковой
  Судьи районных (городских) судов
  Торговля с рук в неустановленных
 местах промышленными товарами
 
 
  Ч. 2 ст. 150
 
 
 
  Штраф в размере от пяти
 десяти до двухсот рублей с
 конфискацией предметов
 торговли
  Судьи район
 ных (город
 ских) судов
 
  Обмеривание, обвешивание, об
 счет, введение в заблуждение отно
 сительно потребительских свойств,
 качества товара или иной обман по
 требителей в небольшом размере.
 Обманом потребителей в неболь
 шом размере является обман, при
 чинивший потребителям ущерб в
 сумме, не превышающей одной де
 сятой части минимального размера
 оплаты труда
  150.3
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Штраф от одного до три
 дцати минимальных разме
 ров оплаты труда
 
 
 
 
 
 
 
 
  Органы внут
 ренних дел
 (милиции)
 
 
 
 
 
 
 
 
  Незаконная скупка, продажа, об
 мен или использование в качестве
 средства платежа в небольших раз
 мерах иностранной валюты, пла
 тежных документов в иностранной
 валюте или банковских платежных
 документов в рублях, приобретае
 мых за иностранную валюту с пра
 вом обращения их в такую валюту
 Те же действия, совершенные по
 вторно в течение года после нало
 жения административного взыска
 ния 153
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Штраф в размере от одного
 минимального размера оп
 латы труда с конфискацией
 валюты и платежных доку
 ментов
 
 
 
 
 Штраф в размере до двух
 минимальных размеров оп
 латы труда с конфискацией
 валюты и платежных доку
 ментов Органы внут
 ренних дел
 (милиция)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 2. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
 
 Состав правонарушения Статья КоАП, предусматривающая ответственность Взыскание Кто вправе применить взыскание Непредставление в срок по требованию федерального антимонопольного органа, его территориального управления документов либо иной информации, необходимой для осуществления их законной деятельности
  157.1
  Предупреждение или наложение штрафа в размере до шести минимальных размеров оплаты труда
  Федеральный антимонопольный орган
  Неисполнение в срок законных предписаний федерального антимонопольного органа, его территориального управления
  157.2
  Предупреждение или наложение штрафа в размере до восьми минимальных размеров оплаты труда
  Федеральный антимонопольный орган
 
 3. Ответственность за нарушения в сфере безопасности населения и охраны окружающей среды
 

<< Пред.           стр. 18 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу