<< Пред.           стр. 5 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу

  (указать действия, или деятельность, которые обязуется совершить Исполнитель)
 а Заказчик обязуется оплатить эти услуги.
  2. Исполнитель обязуется оказать услуги лично.
  3. Стоимость оказываемых услуг составляет: ________________________.
  4. Услуги оплачиваются в следующие сроки и в следующем порядке: _______________________
 ______________________________________________________________________________________
  5. В случае невозможности исполнения, возникшей по вине Заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме.
  6. В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из Сторон не отвечает, Заказчик возмещает Исполнителю фактически понесенные им расходы.
  7. Заказчик вправе отказаться от исполнения настоящего Договора при условии оплаты Исполнителю фактически понесенных им расходов.
  8. Исполнитель вправе отказаться от исполнения настоящего Договора при условии полного возмещения Заказчику убытков.
  9. К настоящему Договору применяются общие положения о подряде (ст. 702-729 ГК) и положения о бытовом подряде (ст. 730-739 ГК), если это не противоречит ст. 779-782 ГК, регулирующим вопросы возмездного оказания услуг.
  10. Срок действия настоящего Договора:
  начало: __________________________________ .
  окончание: ________________________________.
  11. Договор составлен в 2-х экземплярах, по одному для каждой из сторон.
  12. Реквизиты сторон.
  Заказчик: _____________________________________________________________________________
  (паспортные данные, место жительства)
  Исполнитель: _________________________________________________________________________
  (паспортные данные, место жительства)
 Договор поручения
  Договор поручения регулируется главой 49 ГК РФ. Он оформляет одну из основных разновидностей обязательств по оказанию юридических услуг.
  При этом наемный работник, заключающий от имени предпринимателя различные сделки, будет являться коммерческим представителем (ч. 1 ст. 184 ГК РФ).
  Что является предметом договора поручения?
  По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя, то есть во всех заключенных и подписанных представителем договорах стороной договора будет выступать именно предприниматель. Он же будет нести и все права и обязанности (ст. 972 ГК РФ).
  Поверенный обязан исполнять данное ему поручение в соответствии с указаниями доверителя. Указания доверителя должны быть правомерными, осуществимыми и конкретными (ч. 1 ст. 973 ГК РФ). Кроме того, коммерческий представитель обязан исполнять данные ему поручения с заботливостью обычного предпринимателя (ч. 2 ст. 184 ГК РФ).
  На какой срок может быть заключен договор поручения?
  Договор поручения может быть заключен с указанием срока, в течение которого поверенный вправе действовать от имени доверителя, или без такого указания. Однако полномочия поверенного по общему правилу все равно должны закрепляться в выдаваемой ему доверенности (ст. 975 ГК РФ), срок действия которой ограничен законом и не может превышать трех лет (ч. 1 ст. 186 ГК РФ).
  Как оформляются полномочия поверенного?
  Предприниматель-доверитель обязан выдать поверенному доверенность на совершение юридических действий, предусмотренных договором поручения (приобретение имущества, производство платежей и т. п.). Реквизиты этой доверенности должны быть указаны во всех документах, подписываемых поверенным (ч. 1 ст. 975 ГК РФ).
  Как решается вопрос о вознаграждении поверенного?
  Доверитель-предприниматель обязан уплатить поверенному-наемному работнику вознаграждение, предусмотренное в договоре поручения. Вознаграждение может указываться как в твердой сумме, так и в виде процентов от сделки. Кроме вознаграждения поверенному должны быть возмещены издержки, понесенные им в процессе исполнения договора.
  Что является основанием для выплаты поверенному вознаграждения?
  Основанием для выплаты поверенному вознаграждения является отчет поверенного, подписанный доверителем.
  Может ли поверенный отступать от указаний доверителя в процессе исполнения поручения?
  Поверенному может быть предоставлено доверителем право отступать в интересах доверителя от его указаний без предварительного запроса об этом. В этом случае он обязан в разумный срок уведомить доверителя о допущенных отступлениях, если иное не предусмотрено договором поручения (ч. 3 ст. 973 ГК РФ).
  Обязанности поверенного
  Поверенный обязан:
  1. Лично исполнять данное ему поручение, сообщать доверителю по его требованию все сведения о ходе исполнения поручения.
  2. Передавать доверителю без промедления все полученное по сделкам, совершенным во исполнение поручения.
  3. По исполнении поручения или при прекращении договора поручения до его исполнения без промедления возвратить доверителю доверенность, срок действия которой не истек, и представить отчет с приложением оправдательных документов, если это требуется по условиям договора или характеру поручения (ст. 974 ГК РФ).
  4. Сохранять в тайне ставшие ему известными сведения о торговых сделках и после исполнения данного поручения (ч. 3 ст. 184 ГК РФ).
  Обязанности доверителя
  Доверитель обязан:
  1. Возмещать поверенному понесенные издержки.
  2. Обеспечивать поверенного средствами, необходимыми для исполнения поручения.
  3. Без промедления принять от поверенного все исполненное им в соответствии с договором поручения.
  4. Уплатить поверенному вознаграждение.
  В каких случаях происходит прекращение договора поручения?
  Договор поручения прекращается вследствие:
  • отмены поручения доверителем;
  • отказа поверенного;
  • смерти доверителя или поверенного, признания кого-либо из них недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим (ст. 977 ГК РФ).
  Возможно ли отказаться от договора поручения в одностороннем порядке?
  Односторонний (в том числе немотивированный) отказ от договора может последовать лишь после уведомления другой стороны о прекращении договора не позднее чем за тридцать дней, если договором не предусмотрен более длительный срок (ч. 3 ст. 977 ГК РФ).
  При этом поверенный обязан возместить доверителю все причиненные таким отказом убытки. Такая же обязанность лежит и на доверителе в случае одностороннего отказа от договора с его стороны (ч. 2, 3 ст. 978 ГК РФ).
 Договор комиссии
  В каких случаях предпринимателю может понадобиться заключение договора комиссии?
  Договоры комиссии наиболее часто используются предпринимателем при реализации (приобретении) товаров и продукции.
  Какова суть договора комиссии?
  По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
  По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (ч. 1 ст. 990 ГК РФ).
  Предприниматель в договорах, заключенных с третьими лицами во исполнение договора комиссии, не фигурирует, а если и указан, то это не несет никаких правовых последствий.
  На какой срок может быть заключен договор комиссии?
  Договор комиссии может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия (ч. 1 ст. 991 ГК РФ).
  Кому принадлежит право собственности на товары или продукцию при договоре комиссии ?
  Вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего.
  Комиссионер отвечает перед комитентом за сохранность товара (продукции), полученного в связи с исполнением договора комиссии.
  Как устанавливается комиссионное вознаграждение?
  Комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, которое может устанавливаться в твердой сумме или составлять процент от суммы совершенной сделки.
  Если договор комиссии не был исполнен по причинам, зависящим от комитента, комиссионер сохраняет право на комиссионное вознаграждение, а также на возмещение понесенных расходов (ст. 991 ГК РФ).
  Что является основанием для выплаты комиссионного вознаграждения?
  Основанием для выплаты комиссионного вознаграждения является отчет комиссионера, принятый комитентом, который должен быть предоставлен комитенту в разумный срок с момента совершения сделки (ст. 999 ГК РФ).
  Какую ответственность несет комиссионер за утрату, недостачу или повреждение имущества комитента?
  Комиссионер отвечает перед комитентом за утрату, недостачу или повреждение находящегося у него имущества комитента.
  Если при приеме комиссионером имущества, присланного комитентом либо поступившего к комиссионеру для комитента, в этом имуществе окажутся повреждения или недостача, которые могут быть замечены при наружном осмотре, а также в случае причинения кем-либо ущерба имуществу комитента, находящемуся у комиссионера, комиссионер обязан принять меры по охране прав комитента, собрать необходимые доказательства и обо всем без промедления сообщить комитенту.
  Комиссионер, не застраховавший находящееся у него имущество комитента, отвечает за это лишь в случаях, когда комитент предписал ему застраховать имущество за счет комитента либо страхование этого имущества комиссионером предусмотрено договором комиссии или обычаями делового оборота (ст. 998 ГК РФ).
  Возмещаются ли расходы комитента на исполнение комиссионного поручения?
  Да, комитент обязан помимо уплаты комиссионного вознаграждения возместить комиссионеру израсходованные им на исполнение комиссионного поручения суммы (ст. 1001 ГК РФ).
  Перечень расходов, понесенных комиссионером, определяется в отчете комиссионера. При этом договором комиссии можно ограничить максимальную сумму расходов, превышение которой будет относиться за счет комиссионера.
  В каком случае договор комиссии прекращается?
  Договор комиссии прекращается вследствие:
  • отказа комитента от исполнения договора;
  • отказа комиссионера от исполнения договора в случаях, предусмотренных законом или договором;
  • смерти комиссионера, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.
  Может ли комитент отменить комиссионное поручение?
  Комитент вправе в любое время отказаться от исполнения договора комиссии, отменив данное комиссионеру поручение. При этом комиссионер вправе требовать возмещения убытков, вызванных отменой поручения.
  В случае, когда договор комиссии заключен без указания срока его действия, комитент должен уведомить комиссионера о прекращении договора не позднее чем за тридцать дней, если более продолжительный срок уведомления не предусмотрен договором.
  В этом случае комитент обязан выплатить комиссионеру вознаграждение за сделки, совершенные им до прекращения договора, а также возместить комиссионеру понесенные им до превращения договора расходы.
  : В случае отмены поручения комитент обязан в срок, установленный договором комиссии, а если такой срок не установлен, незамедлительно распорядиться своим находящимся в ведении комиссионера имуществом. Если комитент не выполнит эту обязанность, комиссионер вправе сдать имущество на хранение за счет комитента либо продать его по возможно более выгодной для комитента цене (ст. 1003 ГК РФ).
  Может ли комиссионер отказаться от исполнения договора?
  Комиссионер не вправе, если иное не предусмотрено договором комиссии, отказаться от его исполнения, за исключением случая, когда договор заключен без указания срока его действия. В этом случае комиссионер должен уведомить комитента о прекращении договора не позднее чем за тридцать дней, если более продолжительный срок уведомления не предусмотрен договором.
  Комиссионер обязан принять меры, необходимые для обеспечения сохранности имущества комитента.
  Комитент должен распорядиться своим находящимся в ведении комиссионера имуществом в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления об отказе комиссионера исполнить поручение, если договором комиссии не установлен иной срок. Если он не выполнит эту обязанность, комиссионер вправе сдать имущество на хранение за счет комитента либо продать его по возможно более выгодной для комитента цене.
  Если договором комиссии не предусмотрено иное, комиссионер, отказавшийся от исполнения поручения, сохраняет право на комиссионное вознаграждение за сделки, совершенные им до прекращения договора, а также на возмещение понесенных до этого момента расходов (ст. 1004 ГК РФ).
 
 Глава V. Денежные расчеты предпринимателя с населением
 
  Если предпринимательская деятельность связана с торговлей или с оказанием услуг населению, неизбежно встает вопрос о денежных расчетах. Прежде всего необходимо выяснить, надо ли использовать контрольно-кассовые машины (ККМ) или можно осуществлять расчеты без них. При этом нужно руководствоваться Законом РФ от 18 июня 1993 г. № 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон о применении ККМ), а также Положением о применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденном Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745 (далее - Постановление № 745).
 1. Денежные расчеты с населением без применения ККМ
  Получение предпринимателем у граждан наличных денег без использования ККМ допускается в строго установленных случаях. При этом нужно руководствоваться Перечнем отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. № 745 (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Правительства РФ от 3 сентября 1998 г., от 21 ноября 1998 г. и от 7 января 1999 г.).
  Индивидуальные предприниматели могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ в следующих случаях:
  1. При оказании услуг населению. Здесь имеются в виду следующие услуги:
  а) бытовые услуги, услуги почтовой связи, услуги при производстве мелкого ремонта с выездом к заказчику. При этом следует иметь в виду, что если расчет с заказчиком производится предварительно, то использование контрольно-кассовых машин обязательно;
  б) услуги по закупке у населения драгоценных металлов и драгоценных камней, сельскохозяйственной продукции;
  в) медицинские, ветеринарные, санитарно-эпидемиологические услуги с выездом к заказчику (расчет с заказчиком в случае предварительной оплаты осуществляется через контрольно-кассовые машины);
  г) услуги по обеспечению передвижными уличными туалетами мест массового посещения горожан;
  д) услуги ломбардов при приеме имущества в залог и на хранение;
  е) услуги по кино- и видеопоказу;
  ж) услуги выставочного характера.
  Как оформляются денежные расчеты с населением при оказании вышеназванных услуг?
  Не применять ККМ в указанных выше случаях можно только при условии выдачи документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.
  Какую ответственность несет предприниматель, если он не использует при денежных расчетах с населением бланки строгой отчетности?
  Если предприниматель оказывает какие-либо услуги, затем осуществляет расчеты без применения ККМ (получает наличные деньги на руки) и не оформляет операцию с использованием бланков строгой отчетности, то он будет нести ответственность за неприменение ККМ в установленных законодательством случаях (подробнее об ответственности см. в конце этой главы),
  Предпринимателю следует помнить, что при расчетах с населением без применения ККМ он вправе использовать только строго определенные, изготовленные типографским способом номерные формы бланков. Перечень организаций, распространяющих такие формы, можно узнать в местных налоговых органах.
  Какую ответственность несет предприниматель за нарушение правил использования бланков строгой отчетности?
  При осуществлении денежных расчетов с населением выдаваемые предпринимателями счета, квитанции и другие документы по формам, не утвержденным Минфином России в качестве документов строгой отчетности, не освобождают этих предпринимателей от обязанности применять ККМ. Ответственность за эти нарушения наступает в соответствии со ст. 7 Закона о применении ККМ и влечет за собой штраф в размере от 50 до 100 МРОТ.
  Поскольку указанные документы строгой отчетности при осуществлении денежных расчетов с населением приравнены к чекам, при их невыдаче или выдачи с указанием суммы менее уплаченной для лица, обязанного выдавать эти документы, наступает ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона о применении ККМ (то есть штраф в размере 10 МРОТ, но не менее 20 процентов стоимости покупки).
  Имеют ли право налоговые органы требовать от предпринимателей, использующих при расчетах с населением бланки строгой отчетности, регистрации данных бланков в налоговых инспекциях?
  Федеральным законодательством о контрольно-кассовых машинах обязанность регистрации бланков строгой отчетности налоговыми органами не установлена.
  В соответствии с п. 1 Перечня индивидуальные предприниматели, применяющие бланки строгой отчетности, должны их использовать только по формам, утвержденным Минфином России.
  На практике в ряде субъектов Российской Федерации приняты нормативные акты, требующие осуществлять регистрацию бланков строгой отчетности в случаях, если отсутствует возможность подтверждения их централизованного изготовления типографским способом в установленном порядке.
  2. При продаже следующих товаров:
  - газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
  - ценных бумаг;
  - лотерейных билетов;
  - проездных билетов и талонов на проезд в городском общественном транспорте (за исключением такси, а также транспорта, работающего в режиме маршрутного такси).
  3. При обеспечении питанием учащихся и сотрудников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий.
  4. При осуществлении торговли (оказании услуг) в отдаленных или труднодоступных местностях (кроме городов, районных центров, поселков городского типа). Перечень таких местностей определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Сведения о наличии Перечня можно получить в местной администрации или налоговой инспекции.
  Во всех этих случаях (п. 2, 3 и 4) осуществление расчетов с населением производится путем приема наличных денег без выдачи бланков строгой отчетности. Принятые суммы должны быть отражены предпринимателем в составе валовой выручки в полном объеме. При этом налоговый орган имеет право сопоставлять отраженную предпринимателем выручку со средними показателями выручки, получаемой в аналогичных условиях.
  5. При осуществлении торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях палаток, киосков, ларьков, павильонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и приспособленных торговых мест, автофургонов, а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
  6. При осуществлении мелкорозничной торговли с ручных тележек, из цистерн (при продаже пива, кваса, молока, керосина), с лотков, из корзин, в развал (при продаже овощей и бахчевых культур).
  7. При продаже в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном Министерством путей сообщения Российской Федерации.
  Вопрос. Предприниматель, торгуя галантерейными товарами с автомобиля, не использовал ККМ, ссылаясь на то, что мелкорозничная торговля с автомобиля подпадает под действие одного из указанных пунктов Перечня. Правомерны ли его действия?
  Ответ. Следует отметить, что данный Перечень не подлежит расширительному толкованию. Мелкорозничная торговля с автомобиля нигде в нем не фигурирует, значит, предприниматель нарушил закон и налоговая инспекция вправе наложить на него штраф.
  Вопрос. Часто бензином торгуют прямо с машин-бензовозов без кассовых машин. Насколько законна такая торговля?
  Ответ. Как и в предыдущем случае, нужно внимательно читать Перечень № 745. В него включены индивидуальные предприниматели, которые продают из цистерн пиво, квас, молоко, керосин. Бензина в этом Перечне нет, поэтому при торговле бензином с бензовозов применение контрольно-кассовых машин обязательно.
  Имеют ли право органы исполнительной власти субъектов РФ ограничить рассматриваемый Перечень?
  Да, органы исполнительной власти субъектов РФ на отдельных территориях имеют право ограничить установленный Правительством РФ Перечень (п. 1 Постановления № 745). Дополнительную информацию об этом можно получить в налоговых органах по месту регистрации (осуществления предпринимательской деятельности).
  В каких случаях возможен временный отказ от использования ККМ?
  Временный отказ от использования уже имеющейся и зарегистрированной ККМ возможен в случае отключения электроэнергии, зарегистрированного в энергоснабжающей организации, при условии выдачи покупателям (клиентам) квитанций по форме, разработанной и утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.
  В настоящее время в случае отключения электроэнергии необходимо использовать чек по форме ОКУД № 0700003 (письмо Минфина РФ от 12 марта 1999 г. № 16-00-24-32).
  В иных случаях (например при поломке, выходе из строя ККМ) предприниматель обязан прекратить торговлю, либо не производить расчеты за оказание услуг до момента устранения неисправности и начала работы ККМ. В этих случаях можно использовать резервную ККМ, но только ту, которая зарегистрирована в налоговых органах.
 2. Денежные расчеты с населением с применением ККМ
  Если предпринимательская деятельность не подпадает под виды, указанные в вышерассмотренном перечне, встает вопрос о приобретении ККМ. Для этого предпринимателю предстоит пройти следующие этапы:
  1. Выбор ККМ.
  2. Приобретение ККМ (покупка или аренда).
  3. Заключение договора на техническое обслуживание ККМ с центром технического обслуживания (ЦТО).
  4. Регистрация ККМ в налоговых органах. Рассмотрим каждый этап более подробно.
 Выбор ККМ
  Что необходимо учитывать при выборе модели ККМ?
  1. ККМ должна быть внесена в государственный реестр.
  Допускаемые к использованию на территории РФ модели контрольно-кассовых машин определяются Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-касссовым машинам и вносятся в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации (ст. 5 Закона о применении ККМ).
  Где можно найти список моделей ККМ, допустимых к применению в хозяйственной практике?
  Наиболее полный список моделей ККМ, допустимых к применению в хозяйственной практике, содержится в классификаторе контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации (Приложение № 1 к письму Госналогслужбы РФ от 5 февраля 1998 г. № ВК-6-16/84), а также в разделе 3 письма Госналогслужбы РФ от 24 марта 1998 г. № ВК-6-16\197 "О решении государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 23 февраля 1998 г.".
  2, Сфера применения модели ККМ должна соответствовать сфере деятельности предпринимателя.
  На какие сферы применения делятся конкретные модели ККМ?
  Их можно подразделить на 4 группы:
  - торговля;
  - торговля нефтепродуктами;
  - отели и рестораны;
  - услуги.
  Какие требования предъявляются к техническим характеристикам ККМ?
  В зависимости от технических характеристик ККМ делятся на следующие виды:
  - автономная;
  - пассивная системная;
  - активная системная;
  - фискальный регистратор.
  Для того чтобы разобраться в конкретных различиях между указанными типами машин, предпринимателю лучше обратиться в организацию, осуществляющую продажу ККМ либо в центр технического обслуживания ККМ.
 Приобретение ККМ
  У кого можно приобрести ККМ?
  ККМ можно приобрести двумя способами:
  новую ККМ - на первичном рынке, то есть у специализированного продавца (торговой организации);
  бывшую в употреблении-у любого юридического лица или гражданина. В каждом случае покупки имеются свои особенности.
  Какие требования предъявляются к торговой организации, продающей ККМ?
  Предпринимателю, приобретающему ККМ, стоит очень внимательно отнестись к продавцу контрольно-кассовой машины. Если кассовый аппарат приобретен у ненадлежащего продавца, ЦТО не будет заключать договор на техническое обслуживание. Это значит, что ККМ будет невозможно зарегистрировать в налоговой инспекции и использовать в предпринимательской деятельности.
  Торговые организации вправе осуществлять торговлю ККМ при наличии у них следующих документов:
  лицензии;
  договора с поставщиком ККМ соответствующих моделей;
  договора с ЦТО о принятии на техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин этих моделей.
  Все эти документы продавец должен иметь в наличии и предоставить их по просьбе покупателя для ознакомления.
  Кроме того, продавцы вправе продавать контрольно-кассовые машины только в те регионы, где имеются ЦТО, с которыми продавцом заключен договор о принятии на техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин соответствующих моделей (п. 2 Положения о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации, утвержденного решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 6 марта 1995 г.).
  Какое порядок приобретения ККМ на вторичном рынке?
  Если приобретается не новая, а уже ранее использовавшаяся ККМ (у организации или физического лица), то такая покупка производится через ЦТО, где машины поставлены или должны быть поставлены на техническое обслуживание. Возможен также вариант покупки через продавцов ККМ при наличии отметки налогового органа о снятии ККМ с учета по месту предыдущей регистрации.
  Можно ли взять ККМ в аренду?
  Да, такая возможность предусмотрена законодательством. Предприниматель может не приобретать ККМ, а взять ее в аренду у другой организации или предпринимателя (п. 10.1.7 Положения о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин). Договор аренды можно заключить:
  с организацией, осуществляющей торговлю контрольно-кассовыми машинами;
  с Центром технического обслуживания;
  иной организацией (гражданином).
  При этом следует помнить, что за предпринимателем сохраняется обязанность заключить новый договор о техническом обслуживании с ЦТО и зарегистрировать аппарат в налоговом органе. При заключении договора аренды необходимо убедиться в том, что данная ККМ снята арендодателем с учета в налоговой инспекции.
 Заключение договора на техническое обслуживание
  Какими нормативными актами регулируются правила заключения договора на техническое обслуживание ККМ?
  Деятельность центров технического обслуживания регулируется Типовыми правилами эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина РФ от 30 июля 1993 г. (далее - типовые правила эксплуатации ККМ) и Положением о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта ККМ в Российской Федерации, утвержденным решением ГМЭК от 6 марта 1995 г.).
  С каким ЦТО предприниматель должен заключить договор на техническое обслуживание?
  Договор на техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин заключается с ЦТО, в котором приобретена контрольно-кассовая машина или который имеет соответствующий договор с продавцом контрольно-кассовой машины. В случае покупки или аренды ККМ не у специализированного продавца требуется заключение покупателем (арендатором) нового договора с ЦТО. После заключения такого договора ККМ автоматически ставится на учет в ЦТО. Продавец в свою очередь должен расторгнуть договор на техническое обслуживание этой машины.
  Может ли предприниматель пользоваться в целях технического обслуживания и ремонта ККМ услугами других ЦТО?
  Нет, предприниматель не вправе пользоваться в целях технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин услугами каких-либо предприятий или физических лиц, кроме ЦТО, где контрольно-кассовые машины находятся на техническом обслуживании (п. 9 положения о применении ККМ). Поэтому ставить машину на обслуживание лучше в ближайшем к месту ее использования ЦТО.
  Можно ли привлекать для ремонта ККМ частных лиц?
  Нет, ремонт и техническое обслуживание контрольно-кассовых машин частными лицами запрещены (п. 7.2.2. Типовых правил эксплуатации ККМ, п. 26 Методических рекомендаций по применению ККМ).
  Какие функции выполняет ЦТО?
  ЦТО осуществляет ввод в эксплуатацию контрольно-кассовых машин, в том числе их предпродажную подготовку, расконсервацию, регулировку, наладку и входной контроль функциональных характеристик, устранение обнаруженных неисправностей и устанавливает средство визуального контроля ЦТО, удостоверяющего исправность конкретной контрольно-кассовой машины (п. 10.2 Положения о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации).
 Регистрация ККМ в налоговых органах
  Как уже говорилось выше, предприниматель обязан зарегистрировать ККМ в налоговых органах. Использование ККМ без ее регистрации в налоговом органе означает фактическое осуществление расчетов без использования ККМ и влечет за собой ответственность в виде штрафа.
  Какими нормативными актами определен порядок регистрации ККМ в налоговых органах?
  Порядок регистрации ККМ в налоговых органах определен Порядком регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах (приложение к приказу Госналогслужбы РФ от 22 июня 1995 г. Далее - Порядок регистрации).
  В каком налоговом органе предприниматель должен зарегистрировать ККМ?
  Регистрация контрольно-кассовых машин должна производиться по месту осуществления предпринимательской деятельности (ст. 4 Закона о применении ККМ).
  Имеет ли значение для порядка регистрации ККМ способ ее приобретения (новая или бывшая в употреблении)?
  Первичная регистрация, то есть регистрация нового аппарата, практически не отличается от регистрации ККМ, использовавшейся в другой организации. Аналогичный порядок действует и в случае аренды ККМ (п. 12 методических рекомендаций по применению ККМ).
  Какие документы необходимо представить предпринимателю в налоговый орган для регистрации ККМ?
  Для регистрации ККМ предпринимателю необходимо представить в налоговый орган следующие документы:
  - заявление (см. форму заявления);
  - паспорт на подлежащие регистрации контрольно-кассовые машины;
  - договор об их техническом обслуживании и ремонте Центром технического обслуживания или непосредственно предприятием - изготовителем контрольно-кассовых машин из числа зарегистрированных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  Также потребуется представить в налоговый орган саму ККМ или обеспечить работникам налоговой инспекции доступ к уже установленному аппарату (по согласованию с налоговыми органами).
  В какой срок налоговый орган обязан зарегистрировать ККМ?
  Налоговый орган после проверки достоверности данных, указанных в заявлении организации, производит регистрацию контрольно-кассовых машин не позднее 5 дней с момента подачи заявления (п. 3 Порядка регистрации).
  Как оформляется регистрация ККМ?
  Регистрация производится путем внесения сведений о контрольно-кассовых машинах в Книгу учета контрольно-кассовых машин организаций, ведущуюся налоговым органом.
  Налоговый орган одновременно с регистрацией контрольно-кассовых машин выдает предпринимателю Карточку регистрации контрольно-кассовой машины в налоговом органе, а также возвращает паспорта на регистрируемые контрольно-кассовые машины и договор об их техническом обслуживании и ремонте в Центре технического обслуживания (п. 4 Порядка регистрации).
  Карточка регистрации контрольно-кассовой машины хранится в организации по месту установки контрольно-кассовой машины в течение всего срока ее эксплуатации, предъявляется по требованию представителей налогового органа и других организаций, осуществляющих контроль за применением контрольно-кассовых машин, и возвращается налоговому органу при снятии контрольно-кассовой машины с регистрации.
  В налоговом органе Карточка регистрации контрольно-кассовой машины хранится в течение трех лет после снятия контрольно-кассовой машины с учета (п. 9 Порядка регистрации)
  Что делать в случае необходимости замены ККМ?
  В случае необходимости замены действующих контрольно-кассовых машин другими либо установки дополнительных машин предприниматель обязан до ввода их в эксплуатацию подать в налоговый орган заявление о регистрации новых машин и снятии с учета зарегистрированных ранее.
  Налоговый орган, получивший заявление организации о замене контрольно-кассовых машин, производит в 5-дневный срок регистрацию новых и снятие с учета изымаемых из эксплуатации в данной организации контрольно-кассовых машин и выдает организации карточки на вновь зарегистрированные в налоговом органе контрольно-кассовые машины (п. 5,6 Порядка регистрации).
  Каков порядок регистрации и использования индивидуальными предпринимателями ККМ из резерва центров технического обслуживания (ЦТО), выдаваемых на период ремонта ККМ?
  Передача в ремонт и получение из ремонта ККМ с использованием подменного (резервного) фонда ЦТО должны сопровождаться одновременным уведомлением налоговых органов владельцами ККМ и осуществляться в соответствии с требованиями, установленными Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации 30 августа 1993 г. № 104.
  Регистрация налоговыми органами ККМ, передаваемых пользователям из резервного фонда ЦТО для замены неисправных ККМ на время их ремонта, должна проводиться в соответствии с Порядком регистрации независимо от времени использования ККМ.
  В каких случаях и в каком порядке происходит снятие ККМ с учета в налоговом органе?
  Кассовый аппарат подлежит снятию с учета в налоговом органе в случае реорганизации, а также во всех иных случаях, когда кассовый аппарат выбывает из обращения
  При этом предприниматель подает заявление в налоговый орган о снятии с учета контрольно-кассовой машины. Налоговый орган, получив заявление организации, производит снятие с учета контрольно-кассовой машины, о чем делает отметку в Карточке регистрации контрольно-кассовой машины, которая заверяется подписью должностного лица налогового органа, ответственного за регистрацию, и скрепляется печатью (п. 7 Порядка регистрации).
  По окончании срока применения модели контрольно-кассовой машины, указанного в Государственном реестре контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, налоговые органы сами снимают с учета контрольно-кассовые машины этих моделей. При этом они должны уведомить предпринимателя о снятии с учета таких контрольно-кассовых машин за 30 дней до истечения срока их применения (п. 8 Порядка регистрации).
 Эксплуатация ККМ
  Кто может использовать ККМ?
  Использовать ККМ могут:
  сам предприниматель;
  любое лицо, с которым предприниматель заключил договор о полной материальной ответственности.
  Кроме того, действующим законодательством установлено, что к работе на ККМ допускаются только лица, освоившие правила по эксплуатации ККМ в объеме технического минимума. ч&з выполнения этого условия (то есть без подписи работника под соответствующими правилами) всю ответственность за неправильное использование ККМ будет нести сам предприниматель.
  Обязаны ли предприниматели в своей деятельности руководствоваться Типовыми правилами эксплуатации ККМ?
  Первоначально указанные типовые правила разрабатывались для организаций и некоторые положения неприменимы по отношению к предпринимательской деятельности. Тем не менее предпринимателю необходимо ознакомиться с полным текстом Правил, но при этом иметь в виду следующее:
  1. Когда в правилах упоминаются какие-либо действия администрации предприятия, то в большинстве случаев предприниматель может осуществлять такие действия единолично (например ставить подпись в книге кассира-операциониста).
  2. Предприниматель, в отличие от предприятий, не обязан вести кассу, но в то же время изъятие полученных за товары (услуги) денежных средств должно оформляться соответствующим документом. Форма такого документа не установлена, но она должна соответствовать следующим требованиям - обязательно наличие подписей предпринимателя и кассира, также следует указать дату и сумму денежных средств, изъятых из кассы.
  Каковы обязанности предпринимателя по использованию ККМ?
  1. Использовать только исправные контрольно-кассовые машины.
  Какая контрольно-кассовая машина считается неисправной?
  Неисправной считается контрольно-кассовая машина, которая:
  а) не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке необходимые реквизиты;
  б) не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает контрольную ленту или другие документы, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам и их фискальной (контрольной) памяти;
  в) не выполняет или выполняет с ошибками операции, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам и их фискальной (контрольной) памяти;
  г) не позволяет получить данные, содержащиеся в фискальной (контрольной) памяти, необходимые для осуществления контроля налоговым органом;
  д) применяет прикладные программы, не допущенные Комиссией к использованию с конкретной моделью контрольно-кассовой машины (п. 8 Положения о применении ККМ).
  В правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин могут быть предусмотрены и другие неисправности, при наличии которых указанные машины не должны применяться.
  2. Выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предпринимателем;
  Что должно быть указано на выдаваемом чеке?
  На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе должны отражаться следующие реквизиты:
  а) краткое наименование индивидуального предпринимателя;
  б) идентификационный номер предпринимателя:
  в) заводской номер контрольно-кассовой машины;
  г) порядковый номер чека;
  д) дата и время покупки (оказания услуги);
  е) стоимость покупки (услуги);
  ж) признак фискального режима.
  3. Обеспечивать работникам налоговых органов и центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин беспрепятственный доступ к контрольно-кассовым машинам.
  4. Вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы (ст. 2 Закона о применении ККМ).
  5. Применять на всех контрольно-кассовых машинах в обязательном порядке контрольную ленту.
  6. Вести по каждой контрольно-кассовой машине книгу кассира-операциониста, заверенную в налоговом органе.
  Контрольные ленты, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями (клиентами), должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее 5 лет (п. 11 Положения о применении ККМ).
  Предусмотрена ли действующим законодательством административная ответственность предпринимателей за ненадлежащее ведение книги кассира-операциониста?
  Действующим законодательством о применении контрольно-кассовых машин не предусмотрено применение каких-либо санкций за ненадлежащее ведение книги кассира-операциониста.
  В то же время нарушения в ведении книги кассира-операциониста, выявленные налоговыми органами в ходе проведенных налоговых проверок, должны быть указаны в акте проверки с указанием о необходимости их устранения.
  При проведении повторных налоговых проверок этих предпринимателей, в ходе которых повторно выявлены неустраненные нарушения в ведении книги кассира-операциониста, налоговыми органами могут быть применены меры административной ответственности к предпринимателям за невыполнение требований об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности (п. 5 и 12 ст. 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 г. № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации"),
  Несет ли гражданин-предприниматель ответственность за хранение денежной наличности вне денежного ящика контрольно-кассовой машины при реализации товаров?
  Не несет, поскольку Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации 22 сентября 1993 г. №40, не распространяется на граждан-предпринимателей.
 Ответственность за нарушения Закона о применении КММ
  За нарушение предпринимателем Закона о применении ККМ налоговые органы вправе наложить на него штрафные санкции.
  Виды правонарушений и ответственность за них представлены в таблице.
  Нарушение Мера ответственности Основание ответственности Осуществление денежных расчетов с населением без применения ККМ в случаях, когда применение ККМ обязательно
  Штраф в размере от 50 до 100 МРОТ
  ст. 146.5 КоАП,
 Постановление Конституционного Суда РФ от 12.05.1998 г. № 14-П
  Использование неисправной ККМ
  Штраф в размере от 28,6 до 57,1 МРОТ
  Определение Конституционного Суда РФ от 1.04.1999 г. № 29-0
  Отсутствие ценника на продаваемый товар (прейскуранта на оказываемые услуги)
  Штраф в размере от14,3 до 28,6 МРОТ
  Определение Конституционного Суда РФ от 1.04.1999 г.
  Невыдача чека лицом, в чьи обязанности входит осуществление указанных действий либо выдача чека с указанием суммы менее уплаченной
  Штраф в размере 10 МРОТ, но не менее 20 процентов от стоимости покупки
  ст. 7 Закона о применении ККМ
 
  Каков порядок наложения налоговой инспекцией штрафных санкций за неприменение ККМ на индивидуального предпринимателя, если он не использует ни ККМ, ни бланки строгой отчетности, но своевременно и в полном объеме фиксирует свой полученный доход в книге (журнале) учета доходов?
  Согласно п. 4 Положения по применению ККМ никакие иные документы, кроме кассового чека и бланков строгой отчетности, не освобождают индивидуальных предпринимателей от обязательного применения контрольно-кассовых машин.
  При неприменении ККМ индивидуальным предпринимателем (при условии, что он не освобожден от применения ККМ в рассмотренном выше порядке) налоговая инспекция обязана применить штрафные санкции в размере 50-100 МРОТ.
  Какую ответственность несет предприниматель, применяющий при наличных денежных расчетах с покупателями ККМ, исключенную из Госреестра ККМ, или ККМ, срок применения которой в соответствии с решениями Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам истек?
  В соответствии со ст. 4 и 5 Закона о применении ККМ контрольно-кассовые машины, используемые для денежных расчетов с населением, должны быть допущены к использованию Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК) и зарегистрированы в налоговых органах. По окончании предельного срока использования ККМ конкретной модели, утвержденного ГМЭК, налоговые органы обязаны снять указанные ККМ с регистрации. Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 августа 1999 г. № 10 при выявлении фактов применения ККМ, исключенных из Госреестра ККМ и снятых с учета, налоговые органы вправе применять санкцию, как за неприменение контрольно-кассовой машины.
  Аналогичное разъяснение содержится также в письме Государственной налоговой службы РФ от 24 января 1996 г. №ПВ-6-16/43.
  Вопрос. Владелец товара и владелец торговой точки предоставляют право реализации товара и сдают в аренду торговую точку третьему лицу. Оно при осуществлении денежных расчетов с населением допускает нарушения Закона о применении ККМ. Кто в данном случае будет нести ответственность?
  Ответ. Согласно Рекомендациям Госналогслужбы России от 5 мая 1994 г. № НИ-6-07/152 ответственность за неприменение контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением несет предприниматель, реализующий товар, вне зависимости от наличия договора аренды торгового места (торговой точки), а также договора на реализацию товара с другим предпринимателем.
  Если продавец, реализующий товар, выступает как физическое лицо, оформленное в соответствии с трудовым законодательством договором с владельцем товара, то в этом случае субъектом ответственности за неприменение ККМ выступает владелец товара.
  Вопрос. В ходе проверки применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением налоговыми органами выявлены излишки или недостача наличных денежных сумм. Вправе ли налоговая инспекция применить к предпринимателю штрафные санкции?

<< Пред.           стр. 5 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу