<< Пред.           стр. 15 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу

  Они определяются нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми на подведомственной территории (в республике, крае, области и т. п.) вводится эта система налогообложения.
  Так, например, существует проект закона г. Москвы "О едином налоге на вмененный доход для физических лиц, осуществляющих определенные виды предпринимательской деятельности без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей)", одобренный Постановлением Правительства г. Москвы от 22 декабря 1998 г. № 1006.
  Согласно этому проекту вмененный доход устанавливается на очередной календарный месяц для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в полных рублях, исходя из базовой доходности, определяемой в кратности к размеру минимальной месячной оплаты труда (РММОТ), действующему в соответствии с законодательством Российской Федерации на момент выдачи свидетельства об уплате единого налога, а также понижающих и повышающих коэффициентов.
  Базовая доходность устанавливается на один календарный месяц на единицу физического показателя. В зависимости от вида деятельности используются следующие виды физических показателей: торговая площадь; площадь обслуживания; специалист, занятый в конкретной сфере деятельности; единица оборудования; машино-место; койко-место; комната в квартире.
  Для определения вмененного дохода повышающие коэффициенты рассчитываются в следующем порядке: 1 плюс величина прироста дохода на каждую дополнительную единицу физического показателя, умноженная на его количественное выражение.
  Величина прироста дохода устанавливается для каждого конкретного вида деятельности.
  Как определяется базовая доходность в Москве по конкретным видам деятельности, исходя из вышеуказанного проекта закона?
 1. Розничная торговля
  В сфере розничной торговли базовая доходность устанавливается на торговую площадь до 10 кв. м или на одного предпринимателя, не имеющего стационарной торговой площади, и составляет 30 РММОТ.
  Величина прироста дохода на каждый дополнительный квадратный метр при наличии торговой площади - 0,07. В случае отсутствия у предпринимателя торговой площади величина прироста дохода устанавливается на каждого дополнительно нанятого специалиста в размере 0,5 при количестве нанятых работников от 1 до 3 человек включительно, в размере 0,4 при количестве нанятых работников от 4 до 7 человек включительно, в размере 0,3 при количестве нанятых работников больше 7 человек.
  В зависимости от ассортимента реализуемых товаров к базовой доходности применяются следующие дополнительные коэффициенты:
  - продукты питания -1,7;
  - табачные изделия -2,0;
  - алкогольная продукция -2,4;
  - автомобили -3,0;
  - изделия из кожи и меха -2,5;
  - текстильные изделия, одежда и обувь - 1,7;
  - строительные, отделочные материалы и оборудование - 1,6;
  - бытовая техника, оргтехника, осветительные приборы, средства связи, кино- и фототехника, а также принадлежности к ним -2,1;
  - мебель и ковры - 1,4;
  - запасные части и аксессуары для автомобилей -1,7;
  - горюче-смазочные материалы -1,3;
  - галантерейные товары - 0,7;
  - печатная, аудио-, видеопродукция - 0,8;
  - канцелярские товары - 0,5;
  - игрушки и сувениры - 0,5;
  - предметы ухода за животными, птицами и рыбами, включая корма - 0,5;
  - товары для отдыха, туризма и спорта - 0,8;
  - семена, саженцы, цветы и сопутствующие товары - 0,4.
  При торговле смешанным ассортиментом применяется максимальный коэффициент из установленных для отдельных видов реализуемых товаров.
 2. Деятельность по предоставлению услуг прачечной или химчистки
  Для деятельности по предоставлению услуг прачечной или химчистки базовая доходность устанавливается на единицу оборудования и составляет 25 РММОТ. Величина прироста дохода на каждую дополнительную единицу оборудования устанавливается в размере 1.
 3. Деятельность в сфере оказания услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей
  Для деятельности в сфере оказания услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей базовая доходность устанавливается на одно машино-место и составляет 20 РММОТ. Величина прироста дохода на каждое дополнительное машино-место устанавливается в размере 1.
 4. Деятельность в сфере оказания услуг по краткосрочному проживанию
  Для деятельности в сфере оказания услуг по краткосрочному проживанию базовая доходность устанавливается на одно койко-место и составляет 10 РММОТ. Величина прироста дохода на каждое дополнительное койко-место устанавливается в размере 1.
  Для предпринимателей, сдающих внаем или в аренду жилые помещения, базовая доходность устанавливается в следующем размере:
  - на одну комнату в коммунальной квартире - 18 РММОТ;
  - на одну комнату в отдельно сдаваемой квартире-24 РММОТ. Величина прироста дохода на каждую дополнительно сдаваемую комнату в коммунальной квартире устанавливается в размере 1.
  Величина прироста дохода на каждую дополнительную комнату в отдельно сдаваемой квартире составляет 0,7.
  В зависимости от следующих условий устанавливаются дополнительные величины прироста дохода в размере:
  - при наличии мебели в сдаваемом помещении - 0,2;
  - от месторасположения сдаваемого помещения согласно описанию границ зон территории города Москвы:
  - 1-0,9;
  - 2-0,7;
  - 3-0,4;
  - 4-0,2;
  - 5-0.
  Расчет повышающего коэффициента, применяемого к базовой доходности, производится в следующем порядке: 1 плюс суммарное значение всех применяемых величин прироста доходности, умноженное на количество соответствующих физических показателей.
 5. Другие виды деятельности
  Для нижеперечисленных видов деятельности базовая доходность устанавливается на одного специалиста, занятого в данной сфере, в кратности к размеру минимальной месячной оплаты труда:
  - парикмахерские услуги, включая маникюр, педикюр и косметические услуги - 40;
  - стоматология и зубопротезирование - 65;
  - прочая врачебная деятельность - 30;
  - услуги младшего и среднего медицинского персонала - 15;
  - услуги по лечебному и оздоровительному массажу - 30;
  - оказание услуг нетрадиционной медицины - 40;
  - услуги по уходу за больными и немощными - 20;
  - оказание ветеринарных услуг - 40;
  - оказание зооуслуг - 30;
  - строительство и ремонт, включая работы по благоустройству территории - 26;
  - оказание бухгалтерских услуг - 40;
  - оказание аудиторских и консультационных услуг - 75;
  - оказание прочих консультационных услуг - 40;
  - оказание юридических услуг - 45;
  - обучение, репетиторство, преподавание и иная деятельность в области образования - 45;
  - ремонт обуви - 18;
  - изготовление и ремонт изделий из кожи и меха - 20;
  - пошив и ремонт одежды - 24;
  - ремонт часов и ювелирных изделий - 15;
  - изготовление и ремонт металлоизделий - 15;
  - ремонт бытовых приборов и радиоэлектронной аппаратуры - 18;
  - ремонт машин, оборудования и приборов, оргтехники и периферийного оборудования - 25;
  - техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств - 58;
  - фото- и киноуслуги - 27;
  - прокат - 30;
  - прочие бытовые услуги - 28;
  - транспортное обслуживание пассажиров - 36;
  - транспортное обслуживание грузов, включая грузопассажирские перевозки - 35.
  Величина прироста дохода на каждого дополнительно занятого специалиста устанавливается в размере 0,5 - при количестве нанятых работников от 1 до 3 человек включительно, в размере 0,4 - при количестве нанятых работников от 4 до 7 человек включительно, в размере 0,3 - при количестве нанятых работников больше 7 человек.
  Какие методы расчета могут быть использованы для исчисления суммы единого налога?
  Для исчисления суммы единого налога на вмененный доход могут быть использованы следующие методы расчета.
  1 метод. Основан на обработке существующей статистической информации о результатах хозяйственной деятельности организаций (предпринимателей), осуществляющих определенные Законом виды деятельности.
  2 метод. Основан на обработке информации налоговых органов о фактически поступивших суммах налоговых платежей от организаций (предпринимателей), осуществляющих определенные Законом виды деятельности, и данных статистического учета.
  3 метод. Основан на использовании рекомендуемых показателей базовой доходности единицы физического параметра и повышающих (понижающих) коэффициентов.
  При необходимости и в зависимости от имеющейся информации может применяться сочетание указанных методов.
  Примерная форма расчета единого налога с вмененного дохода (утверждена приказом Гос-налогслужбы России от 12 августа 1998 г. № БФ-3-02/182).
 РАСЧЕТ
 единого налога с вмененного дохода, подлежащего
 к уплате в ____ квартале 200 __ года
  Наименование налогоплательщика_________________________________
  Место нахождения __________________________________________
  Наименование обслуживающих банков, их место нахождения, номера счетов __________
 --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 № п/п
  Вид деятельности
  Место нахождения
  Наименование натуральных показателей
  Ед. измерения
  Объем натуральных показателей
  Базовая доходность единицы натурального показателя
  Коэффициенты
  Размер вмененного дохода
  Сумма единого налога
  Понижающие
  Повышающие
  1
  2
  3
  4
  5
  б
  7
  8
  9
  10
  11
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  х
  ИТОГО х
  х
  х
  х
  х
  х
  х
 
 
 
  Руководитель организации
  (предприниматель) _______________ __________________________
  (подпись) Ф.И.О.
  М.П.
  Является ли форма расчета сумм единого налога на вмененный доход налоговой декларацией?
  Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога (ст. 80 НК РФ).
  В соответствии со ст. 7 Закона № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (с учетом изменений и дополнений) законодательные акты по конкретным налогам, не вошедшие и перечень актов, утративших силу, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса.
  Так, налог на прибыль исчисляется и уплачивается в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и изданной Госналогслужбой России согласно ст. 14 этого Закона Инструкцией от 10 августа 1995 г. № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций". Согласно данной Инструкции плательщики налога представляют налоговым органам расчет (налоговую декларацию) налога от фактической прибыли.
  Аналогично по налогу на добавленную стоимость: представляемый в налоговый орган документ называется "Расчет (налоговая декларация) по налогу на добавленную стоимость".
  Формы отчетности по единому налогу на вмененный доход устанавливаются нормативными (правовыми) актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности. Можно считать, что такие расчеты единого налога на вмененный доход, установленные в указанном выше порядке, соответствуют понятию "налоговая декларация".
 5. Учет и отчетность предпринимателя
  Обязан ли предприниматель, перешедший на уплату единого налога на вмененный доход, вести учет своих доходов и расходов?
  Да, предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход, обязаны вести учет своих доходов и расходов. Для этого предпринимателю необходимо за свой счет приобрести книгу учета дохода и расходов и предъявить ее для регистрации в налоговом органе. Как правило, это делается в момент постановки предпринимателя на учет в налоговом органе либо при переводе его на систему уплаты единого налога на вмененный доход.
  Что должно быть указано в Книге учета доходов и расходов?
  В Книге учета дохода и расходов указываются:
  • фамилия, имя, отчество предпринимателя;
  • вид осуществляемой деятельности;
  • адрес постоянного места жительства;
  • номера расчетных и иных счетов, открытых в учреждениях банка. Налоговый орган первой странице Книги учета доходов и расходов проставляет номер свидетельства о государственной регистрации, номер свидетельства об уплате единого налога и другую информацию, необходимую для контроля.
  Конкретные формы отчетности по единому налогу на вмененнный доход устанавливаются нормативными (правовыми актами) органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
  Как ведется учет доходов и расходов при осуществлении предпринимателем разных видов деятельности на основе свидетельства?
  При осуществлении нескольких видов деятельности на основе свидетельства учет доходов и расходов следует вести раздельно по каждому виду деятельности (п. 3 ст. 4 Закона№ 148-ФЗ).
  При этом налогоплательщики, осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства об уплате единого налога не вмененный доход иную предпринимательскую деятельность, должны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности.
  Если предприниматель осуществляет оптовую и розничную торговлю на одной и той лее торговой площади, как он должен вести учет доходов и расходов?
  Довольно распространена ситуация, когда предприниматель осуществляет оптовую и розничную торговлю на одной и той же торговой площади. При этом по розничной торговле он должен уплачивать вмененный налог, а по оптовой торговле - применять обычную систему налогообложения. Для правильного расчета налога необходимо вести раздельный учет доходов (выручки) от оптовой и розничной торговли.
  Вопрос. Я являюсь индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица. Уплачиваю единый налог на вмененный доход. Обязан ли я представлять в налоговые органы по месту своей регистрации декларацию о доходах в порядке, установленном ст. 229 НК РФ?
  Ответ. Как уже было сказано выше, индивидуальные предприниматели, занимающиеся теми видами деятельности, для которых установлен единый налог, не являются плательщиками подоходного налога с доходов, полученных от таких видов предпринимательской деятельности.
  Следовательно, такие доходы не включаются в совокупный налогооблагаемый доход предпринимателя и отражению в декларации о доходах не подлежат.
  Таким образом, в случаях, когда предприниматель, уплачивающий единый налог в течение всего календарного отчетного года, не имел других доходов, с которых должен быть исчислен подоходный налог, он не обязан представлять в налоговые органы декларацию о совокупном годовом доходе.
  Если же предприниматель в течение календарного года был переведен с обычной либо упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности на уплату единого налога на вмененный доход, то у него остается обязанность подачи декларации о доходах за период его деятельности, предшествующий переводу на уплату единого налога.
  Вопрос. Индивидуальный предприниматель, уплачивающий единый налог на вмененный доход, имеет постоянное место работы. В каком порядке он должен декларировать свои доходы?
  Ответ. Рассматриваемый порядок налогообложения не предусматривает представление физическими лицами декларации в налоговой орган.
  Если физическое лицо осуществляет иные виды деятельности, доход от которых облагается подоходным налогом, то в этом случае, по нашему мнению, представление налоговой декларации производится в порядке, установленном ст. 227 НК РФ.
  Следует ли налогоплательщику представлять в налоговый орган расчет единого налога на вмененный доход, если он в определенные налоговые периоды не осуществляет предпринимательскую деятельность?
  Как уже говорилось, уплата единого налога производится ежемесячно путем осуществления авансового платежа в размере 100 процентов суммы единого налога за календарный месяц. Кроме того, налогоплательщик может произвести уплату единого налога за 3, б, 9 или 12 месяцев. В случае, если налогоплательщик в определенные налоговые периоды не осуществляет предпринимательскую деятельность, а в налоговом периоде не работает один полный месяц, расчет единого налога необходимо представлять в налоговый орган, так как уплата суммы единого налога производится авансом.
  Вопрос. Я являюсь предпринимателем без образования юридического лица, перешедшим на уплату единого налога на вмененный доход. Могу ли я учет своей финансово-хозяйственной деятельности осуществлять по общим правилам бухучета? Если могу, то необходимо ли в таких случаях дополнительно вести Книгу доходов и расходов и регистрировать данную книгу в налоговом органе?
  Ответ. Для индивидуального предпринимателя, перешедшего на уплату единого налога на вмененный доход, ведение Книги учета доходов и расходов, надлежаще зарегистрированной в налоговом органе, обязательно.
  Одновременно предприниматель вправе исключительно для собственных нужд вести бухгалтерский учет своего имущества, обязательств и хозяйственных операций с применением Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению.
 б. Свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход
  Каким документом подтверждается уплата предпринимателем единого налога на вмененный доход?
  Таким документом является свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход. Оно выдается на период, за который налогоплательщик произвел уплату единого налога.
  На каждый вид деятельности; выдается отдельное свидетельство. Налогоплательщикам, имеющим два и более отдельно расположенных места осуществления деятельности на основе свидетельства (палатки, ларьки, кафе и другие), свидетельство выдается на каждое из таких мест. (ст. 8 Закона № 148-ФЗ).
  Каков порядок выдачи свидетельства об уплате единого налога?
  Порядок выдачи свидетельства об уплате единого налога устанавливается нормативными актами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. Свидетельство заполняется налоговыми органами по месту регистрации предпринимателя не позднее трех дней со дня уплаты единого налога.
  Взимание отдельной платы при первичной выдаче свидетельства не допускается.
  Что делать в случае утери свидетельства?
  При утрате свидетельства оно возобновлению не подлежит. В этом случае на оставшийся налоговый период налогоплательщику выдается новое свидетельство с отметкой "взамен ранее утерянного". Плата за новое свидетельство составляет не более 20 процентов стоимости свидетельства на оставшийся налоговый период.
  При повторной утрате свидетельства на оставшийся налоговый период оно приобретается за 100 процентов стоимости на оставшийся налоговый период.
  Можно ли при осуществлении предпринимательской деятельности использовать копии свидетельств (например нотариально заверенных)?
  Нет, использование любых копий свидетельств (в том числе заверенных нотариально) не допускается. Все они будут считаться недействительными.
  Имеет ли право предприниматель по доверенности осуществлять предпринимательскую деятельность за другого предпринимателя, перешедшего на уплату единого налога на вмененный доход?
  Свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход является документом, подтверждающим эту уплату только того налогоплательщика, на которого и был выписан вышеназванный документ.
  Свидетельство выдается непосредственно индивидуальному предпринимателю, зарегистрированному в установленном порядке и в нем указываются все его данные - фамилия, имя, отчество, ИНН и т. д. Таким образом, ни предприниматель, ни другое физическое лицо не имеет право по доверенности осуществлять предпринимательскую деятельность за другого предпринимателя.
  В случае необходимости предприниматель имеет право найма рабочей силы посредством заключения с гражданами трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера.
  Какая информация содержится в этом свидетельстве?
  В свидетельстве указываются наименование или фамилия, имя, отчество налогоплательщика, вид (виды) осуществляемой им деятельности, место его нахождения, идентификационный номер, номера расчетных и иных счетов, открытых им в учреждениях банков, размер вмененного ему дохода по каждому виду деятельности, сумма единого налога, натуральные показатели, характеризующие осуществляемую им предпринимательскую деятельность, показатели базовой доходности и значения повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, используемых при исчислении суммы единого налога.
 7. Переход на уплату единого налога на вмененный доход
  Как соотносится Закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" с другими нормативными актами, регулирующими налогообложение предпринимателей, в частности с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. М 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и Федеральным законом от 29 декабря 1995г. М 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства"?
  С момента введения единого налога на вмененный доход в конкретном регионе Закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" действует в данном регионе лишь в части, не противоречащей Закону "О едином налоге на вмененный доход".
  Кроме того, введение Закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" означает, что на данной территории отменяется правило о неухудшении налогового режима субъекта малого предпринимательства в течение первых четырех лет его деятельности (об этом говорится в п. 1 ст. 9 Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"). Однако отмена данной льготы касается только тех предпринимателей, которые зарегистрированы после введения в действие регионального закона "О едином налоге...". Для тех, кто зарегистрировался до этой даты, указанная льгота сохраняется.
  Положение Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" о недопустимости применения в дальнейшем абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" не может иметь обратной силы и не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования нового регулирования, включая соответствующий нормативный акт законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации о введении на его территории единого налога. Подобное истолкование указанного положения обусловлено конституционно-правовым режимом стабильных условий хозяйствования, выводимым из ст. 8 (ч. 1), 34 (ч. 1) и 57 Конституции Российской Федерации.
  Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" изменил условия налогообложения индивидуальных предпринимателей. В отличие от Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации", позволявшего свободно выбирать более выгодные условия для ведения предпринимательской деятельности - уплачивать налоги либо по обычной системе, либо по патенту, он обязывает предпринимателей перейти на уплату единого налога на вмененный доход (см. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 июля 1999 г. № 111).
  Таким образом, отмена абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" не распространяется на налогоплательщиков, пользующихся данной льготой на момент введения единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
  В какой суд должен обратиться предприниматель в случае возникновения спора по вопросу о порядке применения данной нормы?
  В упомянутом Определении Конституционного Суда указано, что налогоплательщик вправе защитить свои права как налогоплательщика в арбитражном суде, к компетенции которого относится и выбор подлежащих применению норм с учетом, в частности, сформулированного в Конституции Российской Федерации запрета ухудшать положение налогоплательщика путем придания закону обратной силы.
  То есть в случае возникновения спора с налоговыми органами по вопросу о порядке применения данной нормы указанный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде и не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
  Каков порядок вступления в силу документов, регулирующих порядок расчета и уплаты единого налога?
  Принятый законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации нормативный правовой акт о введении единого налога должен быть официально опубликован не позднее чем за один месяц до начала очередного налогового периода по единому налогу.
  Где предприниматели могут получить информацию о принятии таких документов в их регионе?
  Информацию о принятии указанных выше документов и об установленных в них нормативных положениях в конкретном регионе, предприниматели могут получить в местных администрациях либо в налоговых инспекциях.
  В какой срок предприниматели обязаны представить в налоговый орган расчет суммы единого налога?
  Все предприниматели и организации обязаны представить в налоговый орган по месту налогового учета расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде, произведенный ими в соответствии с принятым нормативным правовым актом не позднее одного месяца со дня официального опубликования указанного нормативного правового акта.
  При наличии у предпринимателя или организации нескольких торговых точек или иных мест осуществления деятельности на основе свидетельства расчет сумм единого налога представляется по каждому из таких мест.
  Каковы действия налоговых органов после получения указанных расчетов?
  Органы Государственной налоговой службы Российской Федерации по месту постановки налогоплательщика на налоговый учет проверяют приведенные в представленных расчетах данные и не позднее одного месяца после получения указанных расчетов официально уведомляют налогоплательщика о переводе его на уплату единого налога с указанием в уведомлении конкретных сумм вмененного дохода, установленного налогоплательщику на очередной налоговый период, по налогоплательщику в целом и по каждому месту осуществления деятельности.
  Вопрос. Предприниматель, осуществляющий деятельность по упрощенной системе налогообложения, обязан перейти на уплату единого налога на вмененный налог. Возможен ли зачет сумм, направленных на приобретение патента?
  Ответ. В действующем законодательстве нет прямого указания на возможность зачета (возврата) стоимости патента. Однако, думается, что этот вопрос может быть решен положительно. Суммы, направленные на приобретение патента, могут быть возвращены либо зачтены пропорционально времени, отработанному предпринимателем по упрощенной системе налогообложения.
 8. Налоговая ответственность предпринимателя, связанная с нарушением правил уплаты единого налога на вмененный доход
  Какими могут быть действия налоговых органов в отношении налогоплательщиков, подлежащих переводу на уплату единого налога на вмененный доход, не представивших расчет единого налога с вмененного дохода и, соответственно, не получивших свидетельство до начала налогового периода, а также в том случае, когда расчет налогоплательщиком представлен, но сумма налога в бюджет до начала налогового периода не внесена (соответственно, налогоплательщик не получил свидетельство)?
  Ответственность за нарушение порядка уплаты единого налога на вмененный доход определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 9 Закона № 148-ФЗ).
  Статьей 10 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ предусмотрено, что не позднее одного месяца со дня официального опубликования нормативного правового акта о введении единого налога на вмененный доход на территории соответствующего субъекта Российской Федерации все предприниматели и организации, признаваемые плательщиками единого налога, обязаны представить в налоговый орган по месту налогового учета расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде, произведенный ими в соответствии с принятым нормативным правовым актом.
  В данном случае предприниматель несет и налоговую, и административную ответственность.
  Административная ответственность предусмотрена за непредставление, несвоевременное представление или представление по неустановленной форме документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет (п. 12 ст. 7 Закона РФ "О Государственных налоговых органах). Санкция по этой статье - штраф в в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
  Налоговая ответственность предусмотрена за неуплату или неполную уплату сумм налога в соответствии с ч. 1 ст. 122 НК РФ. В данном случае непредставление предпринимателем в налоговые органы расчета единого налога будет подпадать под формулировку "неуплата налога... в результате других неправомерных действий". Санкция по этой статье - штраф в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога. Если же эти действия совершены умышленно, размер штрафа увеличивается до 40 процентов от неуплаченных сумм налога (ч. 2 ст. 122 НК РФ).
  Может ли предприниматель, уплачивающий единый налог, привлекаться к ответственности за сокрытие или занижение налогооблагаемого дохода?
  К. предпринимателю не могут применяться финансовые санкции за сокрытие или занижение налогооблагаемого дохода, если он уплачивает налог, размер которого не зависит от суммы полученного дохода.
 
 Глава XI. Единый социальный налог
 1. Общие понятия
  Что такое единый социальный налог?
  Единый социальный налог - это единый самостоятельный налоговый платеж, зачисляемый взамен страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинскою страхования Российской Федерации. Он вводится в действие с вступлением в силу части второй Налогового кодекса на территории Российской Федерации.
  Каковы цели и преимущества введения единого социального налога?
  Единый социальный налог предусматривает:
  - единую налоговую базу по социальному налогу, подлежащему зачислению в соответствующие социальные внебюджетные фонды;
  - сохранение государственных внебюджетных социальных фондов (кроме Государственного фонда занятости населения Российской Федерации) как государственных институтов, осуществляющих оперативное управление и расходование средствами этих фондов;
  - снижение платежей, перечисляемых в государственные внебюджетные социальные фонды (тариф страховых взносов снижается с 39,5 процентов до ставки единого социального налога 35,6 процентов от налоговой базы с применением регрессивной шкалы налогообложения);
  - укрепление системы налогового администрирования, которое должно осуществляться налоговыми органами;
  - упрощение налогового контроля.
  Какими законодательными актами регулируется порядок уплаты единого социального налога?
  Порядок уплаты единого социального налога регулируется главой 24 "Единый социальный налог" части второй НК РФ. Если сравнить законодательство о взносах, действующие до 1 января 2001 г. и главу 24 НК РФ, то становится ясно, что каких-либо кардинальных изменений не произошло. Фактически проведена лишь некоторая унификация правовых норм, вызванная объединением взносов в ПФР, ФСС, ФОМС под одним общим названием, а также урегулированы некоторые из существующих спорных вопросов.
  Кто осуществляет контроль за правильностью исчисления и уплаты единого социального налога?
  На территории Российской Федерации весь контроль за правильностью исчисления и уплаты ЕСН возлагается на налоговые органы (ст. 9 Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах") (далее - Закон № 118-ФЗ).
  В отношении налогоплательщиков единого социального налога (взноса) налоговые органы проводят все предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога (взноса) в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
  Что происходит в случае излишне уплаченных страховых взносов?
  Суммы излишне уплаченных страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды по состоянию на 1 января 2001 г. подлежат зачету в счет уплаты единого социального налога (взноса) или возврату в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
  Нужно ли будет предпринимателям уплачивать взносы в Государственный фонд занятости населения?
  Что касается Государственного фонда занятости населения, то с 1 января 2001 г. он ликвидирован, в связи с чем та же участь постигла и страховые взносы в этот фонд. Задолженность предпринимателей в ГФЗН на 1 января 2001 г. будет погашаться в бюджет (ст. 9 Закона№ 118-ФЗ).
  Как будут применяться отсрочки (рассрочки) по уплате взносов?
  Отсрочки (рассрочки) по уплате взносов, предоставленные до 1 января 2001 г. ПФР, ФСС РФ, ГФЗ РФ и ФОМС, а также решения о реструктуризации сумм задолженности по взносам и начисленным пеням в указанные внебюджетные фонды, принятые до 1 января 2001 г., будут применяться после 1 января 2001 г. в соответствии с условиями, на которых они были предоставлены. Нарушение налогоплательщиком условий предоставления отсрочки (рассрочки) после 1 января 2001 г. влечет за собой принятие органами государственных внебюджетных фондов решения об отмене решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) в течение 5 дней (основанием для принятия такого решения служит представление налоговых органов) (ст. 21 Закона №118-ФЗ).
  Включены ли в состав единого социального налога страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний?
  Нет, они в состав единого социального налога не включены и будут уплачиваться в соответствии со специальным законодательством, регулирующим этот вид страхования (ст. 11 Закона №118-ФЗ).
  Каковы особенности уплаты единого социального налога индивидуальными предпринимателями?
  Индивидуальные предприниматели платят единый социальный налог и как работодатели (то есть с сумм, выплачиваемых наемным работникам), и "за себя" - то есть с доходов от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
  Если налогоплательщик относится сразу к двум категориям, то он уплачивает налог по двум основаниям.
  Уплачивают ли единый социальный налог частные нотариусы, детективы и охранники?
  Занимающиеся частной практикой нотариусы, детективы и охранники среди плательщиков единого социального налога специально не выделены, поскольку они включены в категорию "индивидуальные предприниматели", что соответствует п. 2 ст. 11 НК РФ.

<< Пред.           стр. 15 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу