<< Пред.           стр. 16 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу

  Платят ли единый социальный налог индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход?
  Плательщики, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, единый социальный налог не платят, как и не платили до 2001 г. страховые взносы.
  Что представляет собой налоговая база единого социального налога?
  Налоговая база представлена в таблице.
 
 Объект налогообложения
  Плательщики
  1. Любые доходы в денежной или натуральной форме, в виде предоставленных материальных, социальных и иных благ или в виде иной материальной выгоды, начисленные работодателем в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по авторским и лицензионным договорам, а также материальная помощь и иные безвозмездные выплаты
  Предприниматели-работодатели
  2. Доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением
  Индивидуальные предприниматели, применяющие традиционную систему налогообложения
  3. Доход, исходя из стоимости патента
  Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения
 
 2. Уплата единого социального налога предпринимателями-работодателями
 Объект налогообложения
  Что является объектом налогообложения для исчисления единого социального налога для предпринимателей, применяющих традиционную систему налогообложения?
  Для предпринимателей-работодателей объектом налогообложения по данному налогу признаются:
  • выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг);
  • выплаты по авторским и лицензионным договорам;
  • выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты налогоплательщиков;
  • выплаты физических лиц, в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором. Указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся из прибыли, остающейся в распоряжении предпринимателя. Выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты, выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 рублей в расчете на календарный месяц.
  Как определяется дата получения доходов и осуществления расходов?
  Для доходов, начисленных предпринимателями-работодателями, производящими выплаты наемным работникам, дата получения доходов и осуществления расходов определяется как день начисления доходов в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты).
  При расчетах с использованием банковских счетов, открытых налогоплательщиком в кредитных организациях, датой перечисления дохода считается день списания денежных средств со счета налогоплательщика.
  Как определяют налоговую базу предприниматели-работодатели?
  Они определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
  До 1 января 2002 г. при определении налоговой базы на каждого отдельного работника с суммы, подлежащей уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации, превышающей 600 000 рублей, применяется ставка в размере 5 процентов (ст. 17 Федерального закона от 5 августа 2000 г. №118-ФЗ).
 Доходы, не подлежащие налогообложению
  Перечень сумм, не подлежащих налогообложению единым социальным налогом, предусмотрен ст. 238 НК РФ. Он призван заменить существовавшие до 1 января 2001 г. перечни выплат для каждого из внебюджетных фондов и во многом их повторяет. Однако есть и различия.
  Что не включается в состав доходов, не подлежащих налогообложению единым социальным налогом?
  Не включаются в состав доходов, подлежащих налогообложению:
  1. Государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.
  2. Все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:
  • возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
  • бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг;
  • оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
  • увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;
  • возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
  • трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;
  • выполнением работником трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
  Что не подлежит налогообложению при командировках наемных работников индивидуальных предпринимателей?
  При оплате предпринимателем-работодателем расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты могут быть освобождены от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями:
  • работникам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью на основании решений органов законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти, решений представительных органов местного самоуправления;
  • членам семьи умершего работника или наемным работникам в связи со смертью члена (членов) его семьи;
  • работникам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации.
  4. Суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения (за исключением туристических путевок), выплачиваемые работодателями своим работникам и (или) членам их семей за счет средств, оставшихся в их распоряжении после уплаты подоходного налога.
  5. Суммы, уплаченные работодателями из средств, оставшихся в их распоряжении после уплаты подоходного налога за лечение и медицинское обслуживание работников, их супругов, родителей или детей, при наличии у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также при наличии документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание.
  Указанные доходы освобождаются от налогообложения как в случае безналичной оплаты работодателями медицинским учреждениям расходов на лечение и медицинское обслуживание работников (членам их семей), так и при выдаче денежных средств, предназначенных на эти цели, непосредственно работнику (членам его семьи) или зачислении средств, предназначенных на эти цели, на счета работников (членов их семей) в учреждениях банков.
  6. Суммы страховых платежей (пенсионных взносов), выплачиваемых предпринимателем по договорам добровольного страхования (договорам добровольного пенсионного обеспечения) своих работников, заключенным со страховщиками и (или) негосударственными пенсионными фондами, соответственно, за счет средств, оставшихся в его распоряжении после уплаты подоходного налога; суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию, осуществляемому в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и оплаты страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам.
  7. Стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая работодателем лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  8. Оплата расходов на содержание детей своих работников в детских дошкольных учреждениях и оздоровительных лагерях, являющихся российскими юридическими лицами, и лагерях, находящихся на балансе работодателей, при условии, что указанные выплаты осуществляются из прибыли, остающейся в распоряжении работодателя после уплаты подоходного налога.
  9. Не включаются в состав доходов доходы, не превышающие 2000 рублей по каждому из следующих оснований:
  - суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
  - суммы возмещения (оплата) работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам) и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом.
  10. В части суммы налога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации в налоговую базу, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.
 Ставки налога
  Каковы ставки единого социального налога для предпринимателей-работодателей?
  Для предпринимателей-работодателей ставки единого социального налога следующие:
 
 Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года Пенсионный фонд Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации Фонды обязательного медицинского страхования
  Итого Федеральный фонд обязательного медицинского страхования территориальные фонды обязательного медицинского страхования 1
  2
  3
  4
  5
  б
  До 100 000 рублей
  28,0 процента
  4,0 процента
  0,2 процента
  3,4 процента
  35,6 процента
  От 100001 рубля до 300000 рублей
  28000 рублей + 15,8 процента с суммы, превышающей 100000 рублей
  4000 рублей + 2,2 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей
  200 рублей + 0,1 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей
  3400 рублей + 1,9процента с суммы, превышающей 100 000 рублей
  35600 рублей + 20,0 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей
  От 300 001 рубля до 600000 рублей
  59600 рублей + 7,9 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
  8400 рублей + 1,1 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
  400 рублей + 0,1 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
  7200 рублей + 0,9процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
  75600 рублей + 10,0 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
  Свыше 600000 рублей
  83300 рублей + 2,0 процента с суммы, превышающей 600 000 рублей
  11 700 рублей
  700 рублей
  9900 рублей
  105 600 рублей + 2,0 процента с суммы, превышающей 600 000 рублей
 
  Каковы особенности применения данных ставок налога для предпринимателей-работодателей в 2001 г.?
  Согласно ст. 245 НК РФ в 2001 г. налогоплательщики-работодатели вправе применять регрессивную шкалу только если фактический размер выплат, начисленных в среднем на одного работника во втором полугодии 2000 г., должен превышать 25 000 рублей. При этом те предприниматели, у которых работают менее 30 человек, для расчета не принимают во внимание выплаты в пользу 30 процентов наиболее оплачиваемых работников; те же предприниматели, в которых численность работников более 30 человек, в расчет не берут 10 процентов наиболее оплачиваемых из них.
  Налогоплательщики-работодатели, которые получили право применять регрессивную шкалу, обязаны будут осуществлять ежемесячный контроль за величиной налоговой базы. Если при уплате единого социального налога за прошедший месяц налоговая база в среднем на одного работника будет меньше 4200 рублей, умноженных на количество месяцев с начала года, то налогоплательщикам придется уплачивать единый социальный налог по максимальной ставке в отношении всех работников, независимо от величины налоговой базы по каждому работнику отдельно. В случае, если затем в течение года произойдет превышение налоговой базы в среднем на одного работника, то предприниматель может опять перейти на регрессивную шкалу.
 Порядок исчисления и уплаты налога предпринимателями-работодателями
  Введение регрессивной шкалы вызвало необходимость установить для единого социального налога иной порядок определения налоговой базы, нежели тот, что был предусмотрен для взносов.
  Налоговая база по единому социальному налогу должна определяться отдельно по каждому работнику.
  Как предприниматели должны вести учет по наемным работникам?
  Предприниматели-работодатели должны вести учет отдельно по каждому из работников (физических лиц, в пользу которых осуществляются безвозмездные выплаты) о суммах выплаченных им доходов и суммах налога, относящихся к этим доходам.
  Что является налоговым периодом по единому социальному налогу?
  Налоговым периодом по единому социальному налогу является год (ст. 240 НК РФ), но налогоплательщики-работодатели обязаны ежемесячно исчислять и уплачивать авансовые взносы. В связи с этим налоговая база по каждому работнику определяется с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. При этом не должны учитываться доходы, полученные работником от других работодателей. Соответственно, если совокупная налоговая база, исчисленная по нескольким местам работы, подпадает под иную ставку единого социального налога, то права на зачет или возврат излишне уплаченных сумм не возникает (п. 2 ст. 237 НК РФ).
  Началом налогового периода для одних работников является 1 января, а для тех, кто только в текущем году был принят на работу, налоговая база начинает рассчитываться с момента принятия на работу.
  Каковы сроки уплаты единого социального налога?
  Сроки уплаты единого социального налога существенно не отличаются от предусмотренных для страховых взносов: налогоплательщики-работодатели производят уплату авансовых платежей по налогу ежемесячно в срок, который установлен для получения в банках средств на выплату заработной платы за истекший месяц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим. Если работодатель не представит в банк платежки на перечисление единого социального налога, то он не получит наличные на выплату заработной платы своим работникам (п. 3 ст. 243 НК РФ).
  Таким образом, порядок немного изменился. До 2001 г. таким образом уплачивались только взносы в ФОМС. А взносы в ПФР, ФСС и ГФЗН следовало перечислять не в срок, который установлен для получения средств, а одновременно с получением этих средств.
  Когда должен уплачиваться единый социальный налог, если расчеты с работниками ведутся в безналичном порядке?
  Если расчеты с работниками ведутся в безналичном порядке, то единый социальный налог в данном случае должен уплачиваться в день перечисления денежных средств на лицевые счета работников. Сумму единого социального налога работодатель должен исчислять не только отдельно по каждому работнику, но и отдельно по каждому фонду. Скорее всего, работодателям придется перечислять единый социальный налог четырьмя платежными поручениями в каждый фонд. Особенности перечисления сумм налога в ФСС; та сумма, которая будет перечисляться в ФСС, как и прежде, может уменьшаться на совершенные работодателем расходы по социальному страхованию.
  Должны ли предприниматели представлять какие-либо сведения в Пенсионный фонд РФ?
  Налогоплательщики представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с федеральным законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования.
  Представляют ли предприниматели какие-либо сведения в фонд социального страхования?
  В сроки, установленные для уплаты налога, предприниматели-работодатели обязаны представить в Фонд социального страхования Российской Федерации сведения о суммах:
  1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;
  2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение;
  3) направленных ими на приобретение путевок;
  4) расходов, подлежащих зачету;
  5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
 3. Уплата единого социального налога предпринимателями, самостоятельно осуществляющими предпринимательскую деятельность ("за себя")
 Объект налогообложения
  Как определяется налоговая база предпринимателей, уплачивающих единый социальный налог "за себя"?
  Налоговая база налогоплательщиков в этом случае определяется как сумма доходов, полученных предпринимателями за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской деятельности в Российской Федерации за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
  Что является датой получения доходов?
  День фактической выплаты (перечисления) или получения соответствующего дохода для доходов от предпринимательской деятельности, а также иных доходов, включая материальную выгоду.
  Что является объектом налогообложения для предпринимателей, уплачивающих единый социальный налог "за себя"?
  Для предпринимателей, уплачивающих единый социальный налог "за себя", объектом налогообложения являются доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
  Что является объектом налогообложения для предпринимателей, перешедших на у прощенную систему налогообложения?
  Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом обложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.
  Исчисление платежей во внебюджетные фонды будет осуществляться предпринимателями, применяющими упрощенную систему, как и прежде, методом обратного счета.
  Примеры обратного счета приведены в письме Пенсионного фонда РФ от 7 июня 1999 г. № ЕВ-16-27/5273. В нем, в частности приведен следующий расчет;
  • стоимость патента на весь 1999 г. составляет 7900 руб.;
  • стоимость патента с 1 января по 5 апреля 1999 г. составляет 2056 руб. (7900:365 дн. х 95 дн.);
  • стоимость патента с 6 апреля по 31 декабря 1999 г. составляет 5844 руб. (7900:365 дн. х 270 дн. или 7900 руб.-2056 руб.);
  • доход за период с 1 января по 5 апреля 1999 г. составляет 17 133 руб. (2056х100:12);
  • доход за период с 6 апреля по 31 декабря 1999 г. составляет 44 960 руб. ((5844 - 3600) х 100: 15+30000);
  • доход за весь 1999 г. составляет в сумме 62093 руб. (17133 руб.+44 960 руб.).
  Производятся ли налоговые вычеты при расчете дохода?
  Нет, при расчете указанного дохода налоговые вычеты не производятся.
  Как учитываются доходы, полученные в натуральной форме?
  Доходы, полученные в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), учитываются в составе налогооблагаемых доходов как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день получения таких доходов, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов) (подробнее об этом см. в главе "Подоходный налог"),
  При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, налога с продаж, а для подакцизных товаров - и соответствующая сумма акцизов.
 Налоговые льготы
  Какие налоговые льготы предоставляются предпринимателям при уплате единого социального налога "за себя"?
  1. Освобождаются от уплаты единого социального налога индивидуальные предприниматели, являющиеся инвалидами I, II и III групп, в части доходов от их предпринимательской деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение налогового периода (ч. 3 ст. 239 НК РФ).
  2. Предприниматели, не являющиеся работодателями, освобождаются от уплаты единого социального налога в части сумм налога, зачисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации (ч. 4 ст. 239 НК РФ).
  3. В случаях, если в соответствии с законодательством Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования, они освобождаются от уплаты налога в части, зачисляемой в соответствующие фонды.
  4. С 1 января 2001 г. не является условием для применения льготы получение инвалидом какой-либо пенсии.
  Существует ли лимит размера выплат, который можно прольготировать?
  Да, такой лимит введен с 1 января 2001 г. - и не более 100 000 рублей за налоговый период дохода от предпринимательской деятельности.
 Ставки налога
  Ставки единого социального налога, по сравнению с действовавшими до 1 января 2001 г., снижены незначительно. Самое большое снижение произошло у адвокатов, а именно на 6,6 процентов. У индивидуальных предпринимателей максимальная ставка единого социального налога будет всего на 1,4 процентов меньше, чем совокупный тариф во внебюджетные фонды, которые они уплачивали со своих доходов до 1 января.
  Каковы ставки единого социального налога для предпринимателей, осуществляющих самостоятельную деятельность?
  Для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих самостоятельную деятельность, ставки единого социального налога составляют:
 
 Налоговая база нарастающим итогом с начала года Пенсионный фонд Российской Федерации Фонды обязательного медицинского страхования
  Итого Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
  территориальные фонды обязательного медицинского страхования
  1
  2
  3
  4
  5
  До 100000 рублей
  19,2 процента
  0,2 процента
  3,4 процента
  22,8 процента
  От 100 001 рубля до 300 000 рублей
  19200 рублей + 10,8 процента с суммы, превышающей 100000 рублей
  200 рублей + 0,1 процента с суммы, превышающей 100000 рублей
  3400 рублей + 1,9 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей
  22800 рублей + 12,8 процента с суммы, превышающей 100000 рублей
  От 300 001 рубля до 600 000 рублей
  40800 рублей + 5,5 процента с суммы, превышающей 300000 рублей 400 рублей
  7200 рублей + 0,9 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 48400 рублей + 6,4 процента с суммы, превышающей 300000 рублей Свыше 600 000 рублей
  57300 рублей + 2,0 процента с суммы, превышающей 600000 рублей 400 рублей
  9900 рублей
  67600 рублей + 2,0 процента с суммы, превышающей 600000 рублей
  Сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
 Порядок исчисления и уплаты налога предпринимателями, не являющимися работодателями
  Как происходит уплата предпринимателями единого социального налога "за себя"?
  Порядок исчисления и уплаты налога для этой категории плательщиков установлен ст. 244 НК РФ. В соответствии с этой нормой плательщики-неработодатели, перечисленные в подп. 2 п. 1 ст. 235 НК РФ (за исключением адвокатов), уплачивают по единому социальному налогу авансовые платежи. Сумма авансовых платежей на текущий налоговый период рассчитывается им налоговым органом. Исчисление суммы авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента подачи декларации с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий год.
  Как производится расчет суммы авансовых платежей?
  Расчет этот производится исходя из суммы предполагаемого дохода (за вычетом связанных с ним расходов), который указывается в налоговой декларации, или из суммы налоговой базы за предыдущий налоговый период. В случае значительного увеличения или уменьшения доходов в течении года ст. 244 НК РФ предусматривает механизм перерасчета предполагаемого дохода и соответственно авансовых платежей.
  Что делать предпринимателю в случае значительного увеличения или уменьшения дохода в налоговом периоде?
  В случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения дохода в налоговом периоде налогоплательщик обязан (а в случае незначительного уменьшения дохода - вправе) представить новую декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет авансовых платежей налога на текущий год по не наступившим срокам уплаты не позднее пяти дней с момента подачи новой декларации.
  Каким образом предприниматель должен уплачивать авансовые платежи?
  Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:
  1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
  2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
  3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
  Как производится окончательный расчет?
  Окончательный расчет производится налогоплательщиком самостоятельно с последующим возвратом, зачетом или доплатой единого социального налога по фактически полученному за прошедший год доходу. При этом сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
  Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными в течение налогового периода, и суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 июля года, следующего за отчетным налоговым периодом, либо зачету в счет будущих налоговых платежей или возврату налогоплательщику.
 4. Учет и отчетность
  Как должна подаваться налоговая декларация по единому социальному налогу?
  Декларация по единому социальному налогу должна будет подаваться в налоговый орган один раз в год. В соответствии с п. 2 ст. 80 НК РФ декларация может быть направлена по почте.
  Какие документы необходимо будет предоставлять в налоговые органы?
  Поскольку для равномерного поступления единого социального налога предусмотрена уплата авансовых платежей, то в налоговый орган придется ежемесячно подавать справки об авансовых платежах.
  Во внебюджетные фонды никакой отчетности предоставлять не придется за исключением вышеуказанных случаев.
  В каком порядке налогоплательщики представляют в банк платежные поручения на уплату единого социального налога?
  Налогоплательщики представляют в банк платежные поручения на перечисление средств в уплату единого социального налога (взноса), а также суммы недоимки, пеней и штрафов, образовавшихся на 1 января 2001 г. по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, отдельно по каждому вышеуказанному государственному социальному внебюджетному фонду на лицевые счета органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации (далее - органы федерального казначейства), открытые ранее в банках на балансовом счете №40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" (см. Правила зачисления взносов, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса) на счета органов государственного федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, и перечисления этих средств в бюджеты государственных внебюджетных социальных фондов, а также зачисления недоимок, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (в том числе в государственный фонд занятости населения РФ), образовавшихся на 1 января 2001 г. на этих счетах и перечисления указанных средств в бюджеты государственных внебюджетных социальных фондов и федеральный бюджет", утвержденные приказом Минфина РФ от 15 января 2001 г. №ЗН).
  В каком порядке налоговые органы открывают карточки лицевых счетов по учету поступлений взносов в составе единого социального налога?
  Налоговые органы в соответствии с кодами бюджетной классификации, введенными в классификацию доходов приказом Минфина России от 23 октября 2000 г. № 93н, в установленном порядке открывают карточки лицевых счетов по учету поступлений отдельно по каждому Фонду в составе единого социального налога (взноса), при этом сальдо в них должно быть "нулевое".
  Отдельно открываются карточки лицевых счетов по учету поступлений в счет погашения задолженности по взносам, пеням и штрафам, образовавшейся на 1 января 2001 г., по Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, территориальному фонду обязательного медицинского страхования, Фонду занятости населения Российской Федерации.
  В карточки лицевых счетов по учету поступлений в счет погашения задолженности по взносам, пеням и штрафам по соответствующим фондам заносятся данные о суммах отсрочек (рассрочек) и сведения о решениях о приостановлении взыскания задолженности, сроки действия по которым истекают в 2001 г. и позднее.
  Кроме того, в обязательном порядке фиксируются сведения о всех суммах переплат, возникших в результате неденежных форм уплаты взносов, и основания возникновения таких переплат (соглашения, векселя, зачеты и т. д.) (письмо МНС РФ от 13 ноября 2000 г. №ФС-6-09/868ф "О мероприятиях по обеспечению учета единого социального налога (сбора)").
  Как будет осуществляться передача сведений о плательщиках страховых взносов?
  Передача сведений о плательщиках страховых взносов будет осуществляться в три этапа в соответствии с Методическими указаниями по порядку организации передачи государственными внебюджетными социальными фондами в налоговые органы сведений о плательщикам страховых взносов, доведенных до управлений МНС России совместным письмом МНС России от 20 октября 2000 г. № БГ-6-07/814, Пенсионного фонда Российской Федерации от 18 октября 2000 г. № КА-16-27/9192, Минтруда России от 18 октября 2000 г. № 214-АП, Фонда социального страхования Российской Федерации от 18 октября 2000 г. № 02-08/06-2134П, Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 18 октября 2000 г. № 4875/20-2/и).
 5. Ответственность за ненадлежащую уплату единого социального налога
  Как производится взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные внебюджетные фонды? .
  Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 1 января 2001 г., осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в общем порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (см. об этом главу "Налоговая ответственность предпринимателя" и главу "Ответственность предпринимателей за неуплату налогов и нарушения порядка представления налоговых деклараций").
  Каков порядок применения ответственности за нарушения законодательства о конкретных видах обязательного социального страхования в отношении правонарушений, совершенных до 1 января 2001 г.?
  Установленные действующим до введения в действие части второй Налогового кодекса законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования санкции за правонарушения, совершенные до введения в действие части второй НК РФ, не взыскиваются после введения ее в действие, если ответственность за аналогичные правонарушения частью первой Налогового кодекса Российской Федерации не установлена.
  В случае, когда часть первая Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает более мягкую ответственность за налоговое правонарушение, чем было установлено законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования, действующим до введения в действие части второй Кодекса, применяется ответственность, установленная частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.
  Санкции за несоблюдение законодательства о конкретных видах обязательного социального страхования, решения о взыскании которых были приняты, но взыскание которых не было произведено до введения в действие части второй НК РФ, после введения ее в действие могут быть взысканы лишь в части, не превышающей максимального размера налоговых санкций, предусмотренных частью первой Налогового кодекса Российской Федерации за аналогичные правонарушения (ст. 30 Закона №118-ФЗ).
 
 Глава XII. Налог с продаж
 1. Объекты налогообложения и плательщики налога с продаж
  Каким нормативным актом был установлен данный вид налога?
  Налог с продаж был введен на территории России Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 150- ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ". Субъекты РФ могут самостоятельно решить вопрос о введении в действие налога с продаж на своей территории, определять ставку налога, порядок и сроки уплаты налога, льготы, формы отчетности по данному налогу и т. д. В качестве примера мы будем рассматривать порядок уплаты налога с продаж, который установлен в г. Москве (где он введен в действие с 1 июля 1999 г.).
  Кто из индивидуальных предпринимателей является плательщиками данного вида налога?
  Плательщиками налога с продаж являются индивидуальные предприниматели, применяющие традиционную или упрощенную систему налогообложения, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.
  Если предприниматель осуществляет свою деятельность на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход, то налог с продаж не уплачивается в части реализации товаров (работ, услуг) по видам деятельности, указанным в свидетельстве.
  Являются ли плательщиками налога с продаж частнопрактикующие нотариусы?
  Источником финансирования деятельности частного нотариуса являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера (ст. 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г.).
  В случаях, когда частные нотариусы за совершение нотариальных действий, установленных ст. 35 Основ, взимают плату наличными денежными средствами по тарифам, соответствующим размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе, объекта налогообложения по налогу с продаж не возникает, так как указанные действия совершаются от имени Российской Федерации и не преследуют цели извлечения прибыли.
  Наличные денежные средства, получаемые частными нотариусами за оказание услуг правового и технического характера, не предусмотренных ст. 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, облагаются налогом с продаж в общеустановленном порядке.
  В указанных случаях реализация платных услуг, оказываемых частными нотариусами, производится по тарифам, увеличенным на сумму налога с продаж, равную размеру процентной ставки, установленной законом субъекта Российской Федерации о налоге с продаж.
  Являются ли арбитражные управляющие плательщиками налога с продаж?
  Согласно ст. 2 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражный управляющий (временный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий) - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.
  Статьей 19 указанного Закона установлено, что арбитражным управляющим может быть назначено арбитражным судом физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, действующего на основании лицензии арбитражного управляющего, выдаваемой государственным органом Российской Федерации по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.
  Арбитражный управляющий выполняет обязанности, возложенные на него Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", получая при этом ежемесячное вознаграждение в размере, определяемом собранием кредиторов и (или) утверждаемом арбитражным судом.