<< Пред.           стр. 22 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу

  • не подлежат изъятию предметы и документы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки;
  • если у предпринимателя изымаются подлинники документов, имеющих отношение к предмету налоговой проверки, то ему должны быть переданы копии этих документов одновременно с их изъятием или в срок не позднее 5 дней после осуществления выемки.
  Участие понятых
  Понятые вызываются в количестве не менее двух человек. Это могут быть любые незаинтересованные в исходе дела физические лица.
  Не допускается участие в деле в качестве понятых должностных лиц налоговых органов.
  Может ли выемка предметов и документов производиться в принудительном порядке?
  Сначала должностное лицо налогового органа обязано предложить налогоплательщику-предпринимателю, у которого производится выемка документов или предметов, добровольно выдать их. В случае же отказа оно может это сделать принудительно.
  При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке предметы и документы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения повреждений запоров, дверей и т. п., только если это не вызвано крайней необходимостью.
  Как оформляется производство выемки?
  О производстве выемки изъятия документов или предметов составляется протокол. Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим при производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.
  Экспертиза
  Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике и т. п.
  Налогоплательщик-предприниматель при назначении и проведении экспертизы имеет следующие права:
  • заявить отвод эксперту;
  • просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;
  • представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;
  • присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
  • знакомиться с заключением эксперта (ч. 7 ст. 95 НК РФ).
  Возможно ли причинение вреда предпринимателю или его имуществу при проведении выездной налоговой проверки?
  Следует особо отметить, что при проведении налогового контроля налоговые органы не вправе причинять неправомерный вред налогоплательщику либо имуществу, находящемуся в его владении, пользовании или распоряжении.
  Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налоговых проверок, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход) (ст. 103 НК РФ).
  Акт выездной налоговой проверки
  По результатам выездной налоговой проверки должен быть составлен акт налоговой проверки. Это должно быть сделано не позднее двух месяцев со дня проведения проверки. Акт подписывается должностным лицом налогового органа и индивидуальным предпринимателем. Об отказе предпринимателя подписать акт делается соответствующая запись в акте.
  В случае, если предприниматель уклоняется от получения акта налоговой проверки, должностными лицами налогового органа составляется соответствующий акт, дата составления которого признается датой вручения акта налоговой проверки.
  Какие сведения должны быть отражены в акте налоговой проверки?
  В акте указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или их отсутствие, а также вывод и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид нарушений.
  Если до момента вручения акта налоговой проверки предприниматель внес в установленном порядке дополнения и изменения в налоговую декларацию, а также уплатил недостающую сумму налогов и пени, то указанные дополнения и изменения должны быть учтены налоговым органом при подготовке акта проверки (Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам от 31 марта 1999 г. "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов").
  Что может сделать предприниматель в случае несогласия с фактами, выводами и предложениями проверяющих?
  В случае несогласия с фактами, выводами и предложениями проверяющих, изложенными в акте, налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в налоговый орган письменное объяснение, подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным частям. По истечении двухнедельного срока в течение не более 14 дней руководитель (его заместитель) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные предпринимателем.
  Вынесение решения по результатам проверки
  По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из следующих решений:
  1. О привлечении налогоплательщика-предпринимателя к ответственности за совершение налогового правонарушения.
  2. Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
  3. О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. По актам налоговых проверок, в которых указано на отсутствие выявленных в ходе проверки налоговых правонарушений, постановление не выносится (ст. 101 НК РФ, п. 4 Инструкции от 31 марта 1999 г. "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов"),
  Вручение решения налогоплательщику-предпринимателю
  Копия решения налогового органа и требование об уплате недоимки вручаются налогоплательщику-предпринимателю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком копии решения. Если указанными выше способами решение налогового органа вручить налогоплательщику невозможно, оно отправляется по почте и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.
  Если эти сроки каким-то образом нарушены, это может послужить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (ч. 5,6 ст. 101 НК РФ).
  Исполнение решения
  Помимо требования об уплате недоимки и пеней налоговый орган обязан направить налогоплательщику еще и требование об уплате суммы налоговой санкции в добровольном порядке. В случае отказа налогоплательщика уплатить налоговые санкции добровольно налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции. Причем исковое заявление о взыскании налоговой санкции с индивидуального предпринимателя направляется а арбитражный суд, а не в обычный, как это бывает в случае со всеми остальными физическими лицами.
  По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые налогоплательщики - индивидуальные предприниматели подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении индивидуальных предпринимателей производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством.
  Если в результате выездной налоговой проверки обнаружены нарушения налогового законодательства, может ли это послужить основанием для аннулирования или приостановления действия лицензии, выданной индивидуальному предпринимателю?
  В принципе, Налоговый кодекс предоставляет налоговым органам право заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия выданных юридическим или физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности (подп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ). Однако направление в лицензирующий орган такого ходатайства еще не означает, что действие лицензии будет незамедлительно приостановлено или лицензия будет аннулирована. Лицензирующие органы могут (но не обязаны!) приостанавливать действие лицензии в определенных законом случаях (подробнее об этом см. в главе "Лицензирование отдельных видов деятельности"),
 Инвентаризация имущества индивидуального предпринимателя
  Налоговые органы имеют право проводить инвентаризацию имущества, принадлежащего индивидуальному предпринимателю. Порядок ее проведения определен в приказе Минфина РФ от 10 марта 1999 г. № 20н, МНС РФ № гб-3-04\39.
  Каковы цели инвентаризации имущества предпринимателя?
  Основными целями инвентаризации являются; выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.
  Какое имущество предпринимателя подлежит инвентаризации?
  В перечень имущества, подлежащего инвентаризации, может быть включено любое имущество налогоплательщика независимо от его местонахождения. Инвентаризации подлежат:
  - основные средства;
  - нематериальные активы;
  - финансовые вложения;
  - товарно-материальные ценности;
  - незавершенное производство и расходы будущих периодов;
  - денежные средства, денежные документы и бланки документов строгой отчетности, расчеты.
  Инвентаризация имущества, используемого индивидуальным предпринимателем в целях осуществления предпринимательской деятельности, производится по месту осуществления им предпринимательской деятельности, а также местонахождению указанного имущества.
  Могут ли должностные лица налоговых органов проводить инвентаризацию имущества в жилых помещениях", в которых проживают предприниматели?
  Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них индивидуальных предпринимателей но допускается.
  Обязательно ли присутствие индивидуального предпринимателя при проведении инвентаризации имущества?
  Инвентаризацию имущества индивидуального предпринимателя, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, следует проводить в его присутствии.
  Следует особо подчеркнуть, что несоблюдение налоговыми органами порядка проведения инвентаризации может послужить основанием для отвода доказательств, полученных с нарушением установленного порядка.
 Обязанности предпринимателя при проведении инвентаризации его имущества
  Индивидуальный предприниматель должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки.
  Имущество индивидуального предпринимателя (за исключением движения имущества я день проведения инвентаризации) должно быть отражено в Книге учета доходов и расходов для индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и регистрах учета (ведомостях учета), ведущихся в соответствии с установленным порядком ведения учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность без образования юридического лица, и подтверждаться первичными документами,
  Какой документ составляется по результатам проведенной инвентаризации?
  По результатам проведенной инвентаризации имущества налогоплательщика составляется ведомость результатов, выявленных инвентаризацией, которая подписывается Председателем комиссии.
  Результаты инвентаризации имущества налогоплательщика отражаются в акте документальной проверки и учитываются при рассмотрении материалов налоговой проверки.
 Принудительное взыскание налога
  Если предприниматель не исполняет обязанности неуплате налога или нарушает сроки, установленные для уплаты налогов, как налоговые органы могут обязать его заплатить налог?
  Если налогоплательщик не исполняет или не полностью исполняет обязанность по уплате налога в установленный срок, то данная обязанность исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства и имущество налогоплательщика. Решение о взыскании принимается налоговым органом после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования налогового органа об уплате налога. Если решение о взыскании принимается уже после истечения указанного срока, то оно считается недействительным и исполнению не подлежит. Однако пропуск данного срока не лишает налоговый орган возможности обратиться в суд с иском о взыскании необходимых денежных средств.
  Следует иметь в виду, что взыскание налога с предпринимателя - физического лица производится только в судебном порядке (ст. 45 НК РФ).
  Каков порядок принудительного исполнения решений о взыскании с предпринимателей недоимки по налогам?
  Взыскание задолженности по налогам производится судом на основании так называемого судебного приказа. Судебный приказ представляет собой постановление судьи, вынесенное по заявлению налогового органа о взыскании с должника-налогоплательщика денежных сумм или истребовании имущества (ч. 1 ст. 125-1 ГПК РФ).
  Судья, получив от налогового органа заявление с требованием взыскать с должника неуплаченную сумму налогов, должен проверить: предусмотрен ли законом данный вид платежа, имеются ли законные основания для привлечения гражданина к данному виду платежа, соблюден ли налоговым органом установленный порядок привлечения гражданина к платежу, приняты ли во внимание налоговым органом льготы в случае, если гражданин имеет на них право и т. д.
  Каковы права должника-налогоплательщика?
  Суд, приняв заявление о выдаче судебного приказа, обязан известить об этом должника-налогоплательщика в трехдневный срок. При этом ему дается двадцать дней для ответа на заявленное требование. В течение этих дней должник должен или признать заявленное требование налогового органа, или представить свои соображения против него. Причем бездействие должника-налогоплательщика рассматривается как признание им долга по налогам и согласие с заявленными требованиями налоговых органов. В этом случае судья выдает судебный приказ (ст. 125-7 ГПК РФ). Поэтому должникам-предпринимателям, имеющим конкретные возражения против взыскания с них налогов, следует направить в суд аргументированные возражения (в этом может помочь и адвокат, специализирующийся на налоговых делах).
  Если судебный приказ был все же выдан, должник имеет право в двадцатидневный срок со дня его выдачи подать заявление о его отмене в тот же суд, если он по уважительной причине не имел возможности своевременно заявить свои возражения против требования налогового органа (ст. 125-10 ГПК РФ).
 Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика
  В случае неисполнения налогоплательщиком-предпринимателем обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества должника. К имуществу в данном случае относятся и денежные средства на счетах в банке, и наличные денежные средства (ч. 1 ст. 48 НК РФ).
  К исковому заявлению о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может прилагаться ходатайство налогового органа о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения искового заявления (ч. 3 ст. 48 НК РФ).
  В каком суде будет рассматриваться дело о взыскании налогов с индивидуального предпринимателя?
  Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества предпринимателя подается в арбитражный суд. Суд общей юрисдикции данную категорию дел не рассматривает.
  В какой срок подается исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика?
  Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества предпринимателя может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
  На какое конкретно имущество налогоплательщика может быть обращено взыскание?
  Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении следующего имущества:
  1. Денежные средства на Счетах в банке.
  2. Наличные денежные средства.
  3. Имущество, не участвующее непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценные бумаги, валютные ценности, непроизводственные помещения, легковой автотранспорт, предметы дизайна служебных помещений.
  4. Готовая продукция (товары), а также иные материальные ценности, не участвующие и (или) не предназначенные для непосредственного участия в производстве.
  5. Имущество, переданное по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке.
  6. Другое имущество, за исключением предназначенного для личного пользования физическим лицом или членами его семьи.
  Следует отметить, что должностные лица налоговых органов сами не вправе приобретать имущество налогоплательщиков - физических лиц, реализуемого в порядке исполнения решения суда о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица.
  На какое имущество не может быть обращено взыскание?
  Гражданско-процессуальным законодательством установлен перечень видов имущества, на которые не может быть обращено взыскание. К ним относятся:
  1. Жилой дом или приватизированная квартира в пределах минимальных норм жилой площади, если должник и его семья постоянно в них проживают.
  2. Предметы домашней обстановки, утвари, одежда, необходимые для должника и лиц, находящихся на его иждивении (одежда, обувь, мебель и т, д.).
  3. Все детские принадлежности.
  4. Инвентарь (в том числе пособия и книги), необходимый для продолжения профессиональных занятий должника (см. Перечень видов имущества граждан, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам - Приложение 1 к ГПК РФ).
  Какие органы исполняют обращение взыскания на имущество должника-налогоплательщика?
  Как уже было сказано, налоговый орган обращается в суд для того, чтобы произвести взыскание. В каждом суде есть так называемый судебный пристав-исполнитель, в обязанность которого и входит исполнение решений и постановлений суда, в том числе и решения суда об обращении взыскания на имущества должника.
  Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства, в рамках которого и будет происходить весь процесс обращения взыскания на имущество.
  Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется взыскателю (налоговый орган), должнику, а также в суд, выдавший исполнительный документ.
  Может ли быть обжаловано постановление о возбуждении исполнительного производства?
  Да, если должник-налогоплательщик считает, что возбуждение исполнительного производства нарушает его права, он может обжаловать постановление о возбуждении исполнительного производства в соответствующий суд в 10-дневный срок.
  В какое время судебный пристав-исполнитель имеет право совершать действия по обращению взыскания на имущество?
  1. Исполнительные действия (опись имущества, его изъятие и т. п.) совершаются в рабочие дни с 6 до 22 часов по местному времени. Конкретное время совершения исполнительных действий определяется судебным приставом-исполнителем. Должник-налогоплательщик со своей стороны вправе предложить удобное для него время совершения исполнительных действий.
  В нерабочие дни, установленные федеральным законом или иными нормативными правовыми актами, совершение исполнительных действий допускается только в случаях, не терпящих отлагательства (например, у судебного пристава есть серьезные основания полагать, что должник может вывезти свое имущество к третьим лицам), или в случаях, когда по вине должника их совершение в другие дни невозможно (в случаях, когда должник всячески саботирует производство исполнительных действий).
  Совершение исполнительных действий с 22 до б часов по местному времени допускается только в случаях, создающих угрозу жизни и здоровью граждан (ст. 12 Федерального закона).
  В каких случаях исполнительное производство приостанавливается в обязательном порядке но инициативе судебного пристава-исполнителя?
  Существует ряд ситуаций, когда при уже вынесенном решении об обращении взыскания на имущество должника-предпринимателя конкретные действия (исполнительное производство) могут быть приостановлены на определенный срок. К ним относятся:
  1. Смерть должника-налогоплательщика, объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим, недееспособным, а также возбуждение арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя,
  В этом случае исполнительные действия приостанавливаются до определения правопреемников (то есть наследников должника), передачи судом имущества безвестно отсутствующего управляющему, определенному органами опеки и попечительства, или назначения недееспособному должнику опекуна либо принятия решения по указанному делу.
  2. Участие должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  Исполнительное производство в данном случае приостанавливается до увольнения с военной службы.
  3. Должник но согласен с принятым решением суда и решил оспорить исполнительный документ, о чем подал в суд соответствующее заявление (жалобу). В этом случае исполнительные действия приостанавливаются до рассмотрения дела по существу,
  4. Должник не согласен с претензиями к ному налоговых органов и подал в суд жалобу на действия налоговых органов.
  Подача такой жалобы также приостанавливает действия судебного пристава-исполнителя до рассмотрения дела по существу.
  5. В суд поступило исковое заявление от заинтересованного лица об исключении из описи имущества, на которое обращено взыскание (например, от супруга должника-налогоплательщика или от его родственников, которые считают, что имущество или его часть принадлежат им).
  До принятия судом решения по этому вопросу судебный пристав-исполнитель не вправе совершать никаких действий со спорным имуществом,
  Во всех вышеперечисленных ситуациях исполнительное производство прекращается в обязательном порядке, при этом проявлять инициативу от должника-налогоплательщика не требуется,
  В каких случаях действия судебного пристава-исполнителя могут быть приостановлены по просьбе должника-налогоплательщика!
  Кроме вышеуказанных "обязательных" оснований приостановления исполнительных действий существуют еще ситуации, когда судебный пристав может пойти навстречу должнику и приостановить свои действия по его просьбе. Таких вариантов несколько.
  1. Должник проходит военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и просит приостановить исполнительные действия до окончания службы.
  2. Должник находится в длительной служебной командировке. Исполнительные действия могут быть приостановлены до его возвращения,
  3. Должник находится на лечении в стационарном лечебном учреждении. Исполнительные действия могут быть приостановлены до окончания лечения и возвращения должника домой.
  4. Должник заявил отвод судебному приставу-исполнителю, получил отказ и подал на это жалобу в суд. По его просьбе исполнительные действия могут быть приостановлены до рассмотрения дела по существу.
  5. Должник-налогоплательщик находится в отпуске за пределами места совершения исполнительных действий. В этом случае он может направить в суд просьбу о приостановлении исполнительных действий до его возвращения.
  После устранения указанных обстоятельств исполнительное производство возобновляется судом, его приостановившим, по инициативе судебного пристава-исполнителя (ст. 21-22 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
  Что включает в себя обращение взыскания на имущество должника-налогоплательщика?
  Обращение взыскания на имущество должника состоит из его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации.
  Взыскание обращается в первую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и иных кредитных организациях.
  Наличные денежные средства, обнаруженные у должника, изымаются.
  При наличии сведений об имеющихся у должника денежных средствах и иных ценностях, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, на них налагается арест.
  Что делать в том случае, если имущество, принадлежащее налогоплательщику-должнику, находится у других лиц?
  Довольно часто должники перевозят свое имущество к третьим лицам (родственникам, знакомым), чтобы избежать таким образом обращения на него взыскания. Если судебному приставу будет точно известно о местонахождении этого имущества, то выносится соответствующее определение суда и взыскание обращается на это имущество. В этом случае на него налагается арест (ст. 391 ГПК РФ). Для того чтобы принять все эти меры, суд должен сначала выяснить правовые основания владения имуществом. Так, если имущество было сдано в аренду, оно не может быть изъято у арендатора до прекращения договора аренды, поскольку даже при смене собственника договор аренды сохраняет силу. В то же время имущество, переданное на хранение, может быть изъято немедленно.
  Арест имущества у третьих лиц производится в присутствии понятых (ст. 48 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
  Как происходит арест имущества должника-налогоплательщика?
  Арест на имущество должника налагается не позднее одного месяца со дня вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а в необходимых случаях - одновременно с его вручением.
  Арест имущества должника состоит из описи имущества, объявления запрета распоряжаться им, а при необходимости - ограничения права пользования имуществом, его изъятия или передачи на хранение. Виды, объемы и сроки ограничения определяются самим судебным приставом-исполнителем в каждом конкретном случае с учетом свойств имущества, значимости его для собственника или владельца, хозяйственного, бытового или иного использования и других факторов.
  Нарушение запрета судебного пристава-исполнителя распоряжаться или несоблюдение ограничения права пользоваться имуществом должника, на которое наложен арест, влечет за собой наложение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда.
  Денежные средства в рублях и иностранной валюте, драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные и другие изделия из золота, серебра, платины и металлов платиновой группы, драгоценных камней и жемчуга, а также лом и отдельные части таких изделий, обнаруженные при описи имущества должника, на которое наложен арест, подлежат обязательному изъятию.
  Как происходит опись имущества должника-налогоплательщика?
  Опись имущества происходит в присутствии самого должника и понятых. В случаях отсутствия должника опись составляется в присутствии кого-либо из совершеннолетних членов его семьи, а при отсутствии этих лиц - с участием уполномоченных лиц из жилищно-эксплуатационной конторы.
  Судебный пристав-исполнитель вправе опечатать предметы, подвергшиеся описи. При описи имущества должник-налогоплательщик вправе заявить судебному приставу-исполнителю, на какие предметы взыскание должно быть обращено в первую очередь. Судебный пристав-исполнитель обязан удовлетворить такое заявление, если оно не препятствует исполнению решения (ст. 371 ГПК РФ).
  Где хранится имущество, на которое наложен арест?
  Как правило, "арестованное" имущество передается на хранение самому должнику под роспись в акте ареста имущества.
  Как происходит реализация арестованного имущества?
  Реализация арестованного имущества, за исключением имущества, изъятого по закону из оборота, осуществляется путем его продажи в двухмесячный срок со дня наложения ареста.
  Следует отметить, что должностные лица налоговых органов сами не вправе приобретать имущество налогоплательщиков - физических лиц, реализуемое в порядке исполнения решения суда о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица.
  Когда налог считается уплаченным в случае взыскания его за счет имущества должника?
  В случае взыскания налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица обязанность по уплате налога считается исполненной с момента его реализации и погашения задолженности за счет вырученных сумм. При этом на предъявленную к уплате сумму пени не будут начисляться с момента наложения ареста на имущество должника.
  Что может сделать предприниматель, которому грозит обращение взыскания на имущество?
  Если предпринимателю грозит обращение взыскания на его имущество, ему можно посоветовать провести соответствующую ревизию в офисе и временно приостановить свою деятельность (вплоть до снятия с учета в налоговых органах).
 2. Контроль налоговых органов за соответствием крупных расходов предпринимателя его доходам
 Общие положения
  Налоговые органы имеют право и обязанность контролировать соответствие крупных расходов физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) их доходам, (п. 10 ст. 31 НК РФ).
  Данное положение действует с 13 августа 1999 г.
  Какие именно расходы физического лица подлежат контролю налоговых органов?
  Налоговому контролю подлежат расходы физического лица, приобретающего в собственность не любое имущество, а только то, которое специально указано в законе. К нему относятся следующие объекты:
  1. Недвижимое имущество (квартиры, жилые дома, дачи и т. п.), за исключением многолетних насаждений. Сюда же относятся морские, речные и воздушные транспортные средства.
  2. Механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу.
  3. Акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты.
  4. Культурные ценности.
  5. Золото в слитках (ст. 86-1 НК РФ).
  Справка. Сберегательный (депозитный) сертификат является ценной бумагой, удостоверяющей сумму вклада, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в банке, выдавшем сертификат. Сберегательные сертификаты бывают на предъявителя и именные (ст. 844 ГК РФ).
  Что относится к культурным ценностям?
  К культурным ценностям относятся исторические ценности, связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства), предметы и фрагменты предметов, полученные в результате археологических раскопок, художественные ценности, в том числе картины и рисунки целиком ручной работы, выполненные на любой основе, из любых материалов, оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы, оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов, иконы, произведения декоративно-прикладного искусства и т. п.
  Что понимается под "приобретением" применительно в контролю над расходами?
  Под приобретением понимается купля, обмен, новое строительство или реконструкция недвижимого имущества. Например, в случае строительства физическим лицом коттеджа объект государственного контроля возникает при государственной регистрации и оформлении права собственности на коттедж в регистрационной палате или ином органе Министерства юстиции Российской Федерации. В понятие "приобретение" не включено дарение, так как одариваемый не несет затрат при получении подарка.
  Подлежит ли государственному контролю приобретение гражданами Российской Федерации объектов недвижимости за рубежом?
  Да, налоговые органы имеют право осуществлять государственный контроль за соответствием крупных расходов доходам физических лиц, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации, и по недвижимому имуществу, приобретенному за рубежом, в случае поступления в налоговый орган документов, свидетельствующих о приобретении недвижимости и о ее стоимости. Источником получения сведений о приобретениях за рубежом может являться и оперативная информация соответствующих служб.
  В каком порядке контролировать расходы физических лиц - индивидуальных предпринимателей, работающих поупрощенней системе налогообложения, учета и отчетности, в случае заполнения ими специальной декларации?
  В тех случаях, если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" уплачивает величину стоимости патента и при заполнении специальной декларации указывает, что расходы на приобретение имущества произведены за счет доходов, полученных в результате осуществления данной деятельности, то контроль по этим доходам налоговым органам следует производить по Книге учета доходов и расходов, кассовой книге и другим документам, используемым в процессе предпринимательской деятельности.
 Механизм контроля налоговых органов за расходами граждан
  Откуда в налоговые органы поступает информация о совершенных гражданином крупных расходах?
  Органы, регистрирующие сделки с указанными видами имущества, обязаны не позднее 15 дней с момента их совершения уведомить налоговые органы по месту своего нахождения (ст. 86-2 НК РФ).
  Применительно к сделкам купли-продажи недвижимости к таким органам относится орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (в Москве, например, - комитет муниципального жилья и его подразделения).
  Если речь идет о купле-продаже транспортных средств, то такая обязанность ложится на орган, осуществляющий их регистрацию (то есть органы ГИБДД).
  Лица, регистрирующие сделки с ценными бумагами, сами обязаны направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о зарегистрированных сделках по купле-продаже ценных бумаг.
  Сделки по купле-продаже культурных ценностей удостоверяет нотариус.
  Дели указанные лица или органы не предоставят эту информацию в налоговый орган, им грозит наложение штрафа в размере от 50 до 5000 рублей (ст. 126 НК РФ).
  Действия налоговых органов при получении информации
  Далее указанной информацией занимаются налоговые органы. При обнаружении несоответствия (произведенные расходы превышают заявленные доходы либо вообще отсутствует информация о доходах гражданина) налоговые органы составляют специальный акт. В течение месяца физическому лицу, к которому имеются претензии, направляется в письменной форме требование о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества.
  Если налоговые органы не получили от индивидуального предпринимателя удовлетворительный ответ об источниках доходов, то они передают данные сведения органам налоговой полиции, которые уполномочены проводить дознание в рамках уголовно-процессуального производства.
  Действия налогоплательщика после получения требования из налоговой инспекции
  У налогоплательщика есть 60 дней с момента получения требования для того, чтобы представить специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение имущества, указанного в требовании налогового органа. К декларации могут прилагаться надлежаще заверенные копии документов, подтверждающих указанные в декларации сведения. Следует подчеркнуть, что обязательного приложения копий документов к специальной декларации законом не предусмотрено.
  По требованию налоговых органов составитель специальной декларации или его представитель должен представить для ознакомления и подлинники документов, копии которых были приложены к указанной декларации (ст. 86-3 НК РФ).
  Физические лица, у которых соответствие крупных расходов доходам подлежит государственному контролю, имеют право получать в налоговых органах бесплатные консультации о форме и содержании представляемых документов и порядке заполнения деклараций. Закон предоставляет физическому лицу выбор - или подать декларацию лично, или доверить представлять свои интересы в налоговых органах, в частности подачу специальной декларации, своему уполномоченному представителю, однако при этом обязательно наличие у представителя заверенной доверенности на совершение указанных действий.
  Следует отметить, что ГК РФ в общем случае требует заключение договора в письменном виде (если для определенного вида сделок не предусмотрено нотариальной формы) (ст. 161 ГК РФ).
  Может ли индивидуальный предприниматель приобретать имущество за счет средств, подоходный налог с которых еще не уплачен?
  Требование приобретения имущества только за счет средств, с которых подоходный налог уже уплачен, нигде не закреплено, а потому представляется неправомерным.
  Какие доходы может привести индивидуальный предприниматель в обоснование своих крупных расходов?
  В обоснование своих крупных расходов предприниматель может привести следующие доходы:
  1. Вознаграждения по договорам гражданско-правового характера.
  2. Доходы от продажи имущества, принадлежащего предпринимателю на праве собственности.
  3. Подарки, деньги по договору дарения (от предпринимателя, от физического лица и т. п.).
  4. Материальная выгода от получения заемных средств.
  5. Заемные средства.
 3. Функции, права и обязанности налоговой полиции
  Каковы функции органов налоговой полиции?
  Прежде всего, надо сказать о том, что органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и на них возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших (ст. 118 УПК РФ).
  Федеральные органы налоговой полиции выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями (ч. 1 ст. 36 НК РФ). Как видим, с органами налоговой полиции приходится сталкиваться, только если речь идет о достаточно серьезных нарушениях налогового законодательства, за которые предусмотрена административная или даже уголовная ответственность.
  Какие структуры относятся к органам налоговой полиции?
  Систему федеральных органов налоговой полиции составляют:
  1. Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации на правах государственного комитета Российской Федерации.
  2. Органы Федеральной службы налоговой полиции по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (управления, отделы) - территориальные органы.
  3. Органы налоговой полиции районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы управлений, отделов Федеральной службы налоговой полиции - местные органы налоговой полиции.
  Права органов налоговой полиции
  Органы налоговой полиции применительно к гражданам (физическим лицам) имеют право:
  1. Проводить оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к ведению федеральных органов налоговой полиции, (п. 1 ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции", ст. 13 Закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности").
  Что относится к оперативно-розыскным мероприятиям?
  К оперативно-розыскным мероприятиям относятся такие методы, как опрос граждан, наблюдение, прослушивание телефонных разговоров и т. п.
  2. Приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов. Решение о приостановлении операций по указанным счетам принимает начальник органа налоговой полиции или его заместитель.
  3. Беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их.
  4. В соответствии с компетенцией федеральных органов налоговой полиции выносить в качестве предупредительной меры письменные предостережения гражданам с требованиями устранения нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты налогов и других обязательных платежей, предоставления отчетной и иной документации в установленные сроки.
  5. Проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения.
  6. Вызывать с целью получения объяснений, справок, сведений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции федеральных органов налоговой полиции.
  7. Составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах полномочий, предоставленных законодательством федеральным органам налоговой полиции, осуществлять административное задержание и применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
  8. Налагать административный арест на имущество физических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет.
  9. Осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных законодательством к ведению федеральных органов налоговой полиции, проводить судебно-экономические и связанные с исследованием документов криминалистические экспертизы.
  10. Хранить, носить и применять табельное огнестрельное оружие, специальные средства (кроме водометов, бронемашин и служебных собак), применять физическую силу в случаях, установленных законом.
  Какую ответственность несут граждане за невыполнение требований органов налоговой полиции?
  Граждане несут ответственность за следующие нарушения:
  1. Воспрепятствование органам налоговой полиции в случае проникновения их в помещения, используемые налогоплательщиками для предпринимательской деятельности.
  2. Непредставление органам налоговой полиции по их требованию документов, удостоверяющих личность.
  3. Отказ явиться в органы налоговой полиции для дачи объяснений по вопросам нарушения налогового законодательства.
  4. Невыполнение письменных предостережений органов налоговой полиции об устранениях налоговых нарушений.
  Виновные в этих нарушениях несут административную ответственность в виде штрафа в размере до стократного установленного законом минимального размера месячной оплаты труда.
  Решение о наложении штрафа и его размерах принимается начальником федерального органа налоговой полиции или его заместителем (п. 20 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции").
 4. Ответственность предпринимателя за нарушения, связанные с осуществлением налогового контроля
 Ответственность предпринимателя за незаконное использование арестованного имущества
  Как уже было сказано выше, арест имущества должника должен применяться как мера обеспечения при взыскании налога за счет имущества налогоплательщика.
  Налоговым кодексом установлена ответственность за несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ).
  Неправомерное использование имущества может выражаться, например, в его продаже после ареста организации или гражданину (даже если преследовалась цель выполнения налоговых обязанностей после получения средств за проданное имущество).
  Ответственность по данной статье НК РФ установлена в виде штрафа в размере 10 тысяч рублей.
 Воспрепятствование доступу представителей налоговых органов в помещение, используемое для ведения предпринимательской деятельности
  Общий порядок доступа должностных лиц налоговых органов на территорию (помещение), используемое налогоплательщиком для предпринимательской деятельности, был подробно рассмотрен выше.
  При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов на указанную территорию (кроме жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и налогоплательщиком, на основании которого налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате на основании оценки имеющихся у них данных о налогоплательщике по аналогии.
  Ответственность за указанное правонарушение предусмотрена ст. 124 НК РФ.
  Следует особо подчеркнуть, что состава данного налогового правонарушения не будет в том случае, если представители налоговых органов не предъявили специального судебного решения о разрешении проведения действий по налоговому контролю в жилых помещениях (используемых для предпринимательской деятельности).
  Ответственность по ст. 124 НК РФ предусмотрена в виде штрафа в размере 5 тысяч рублей.
 Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
  Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст. 126 НК РФ.
  Если индивидуальный предприниматель не представил в установленный срок сведения или документы, необходимые налоговому органу для осуществления налогового контроля, он подлежит штрафу в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ (ч. 1 ст. 126 НК РФ). При этом речь идет о сведениях о деятельности самого предпринимателя.
  Часть 2 ст. 126 НК РФ предусматривает ответственность за неподачу предпринимателем сведений о третьих лицах (иных налогоплательщиках), а также уклонение от подачи таких сведений либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями. В этом случае предпринимателю придется платить штраф в размере 500 рублей.
  При этом применение данной статьи имеет следующие особенности:
  • должен существовать запрос налогового органа в документальной (письменной) форме на получение такого рода документов;
  • в запросе должен быть указан вид сведений о налогоплательщике;
  • запрашиваемые сведения должны иметь форму документа (письменную форму);
  • необходимые налоговым органам документы должны иметься в наличии у предпринимателя.
  Вопрос. За совершение каких действий, связанных с законодательством о налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, и в соответствии с какими законодательными актами налоговым органом может быть привлечен к административной ответственности нотариус? Каков порядок наложения административного штрафа на нотариуса? Может ли быть привлечен нотариус к ответственности по основаниям, указанным в ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации?
  Ответ. Налоговые органы могут привлечь нотариуса к административной ответственности за налоговое правонарушение. Налоговым законодательством и Основами законодательства Российской Федерации о нотариате предусмотрена ответственность нотариуса за невыполнение обязанностей, возложенных на него ч. 4 ст. 16 названных Основ и п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", заключающихся в представлении в установленные законодательством сроки справок о стоимости имущества, переходящего физическим лицам по наследству или дарению, необходимых для исчисления налога.
  Порядок наложения административного штрафа определен ст. 17 Основ, а именно: в случаях непредставления либо несвоевременного представления в налоговый орган справок о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимых для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, нотариус может быть привлечен в судебном порядке к ответственности. В соответствии с последним абзацем п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" за непредставление либо несвоевременное представление документов, необходимых для исчисления налога, на нотариусов налагается штраф в размере пятикратного установленного законом размера МРОТ.
  Однако с вступлением в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации п. 6 ст. 85 установлен новый срок представления упомянутых выше справок - 5-дневный вместо 15-дневного, установленного Законом. Статьей 129.1 названного Кодекса определена новая мера ответственности за нарушение этого срока. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) сведений, которые в соответствии с Кодексом должны сообщаться налоговому органу, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб., а за те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года,-5000 руб.
  Таким образом, наложение административного штрафа на нотариуса за непредставление или несвоевременное представление справок о стоимости имущества, переходящего физическим лицам в порядке наследования или дарения, регулируется не ст. 126 НК РФ, так как она предусматривает наложение штрафа на налогоплательщика (налогового агента), тогда как нотариусы в отношении налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, таковыми не являются, а также на организацию и физическое лицо, которые уклоняются от представления сведений о налогоплательщике, а ст. 129.1 Кодекса.
 5. Обжалование неправомерных действий налоговых органов
  Каждый налогоплательщик имеют право обжаловать акты налоговых органов в отношении них, а также действия или бездействия должностных лиц налоговых органов, если, по мнению налогоплательщика, акты или действия нарушают их права (ст. 137 НК РФ).
  Куда надо подавать жалобу на действия налоговых органов?
  Подать жалобу на действия налоговых органов можно (по выбору налогоплательщика) в два места - вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Причем подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
  В какой суд подается жалоба на действия налоговых органов?
  Индивидуальный предприниматель должен подать исковое заявление в арбитражный суд (подробнее об этом см. в главе "Защита прав предпринимателя в суде").
  Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган
  Налогоплательщик, считающий, что его права нарушены, может подать жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу.
  В какой срок должна быть подана жалоба?
  Жалоба подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Например, при проведении налоговыми органами налоговой проверки предпринимателя такого рода датой будет считаться день получения налогоплательщиком акта налоговой проверки.
  В случае пропуска по уважительной причине (например болезнь) срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом или вышестоящим налоговым органом.
  В каком виде должна быть подана жалоба?
  Жалоба подается в письменной форме. К жалобе лучше приложить документы, обосновывающие ее (например, копию или оригинал Книги учета доходов и расходов, договоры с контрагентами и т. п.)
  До принятия решения по жалобе ее можно отозвать, но при этом налогоплательщик лишается права повторной подачи жалобы по тем же основаниям (ст. 139 НК РФ).
  Приостанавливает ли подача жалобы исполнение решение налогового органа?
  По общему правилу жалоба налогоплательщика не приостанавливает решение налогового органа. В то же время, если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые действия или акт не соответствуют законодательству Российской Федерации, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом (п. 2 ст. 141 НК РФ).
  В какой срок рассматривается жалоба в вышестоящем налоговом органе?
  Жалоба налогоплательщика должна быть рассмотрена вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения (ст. 140 НК РФ).
  Какое решение может быть принято вышестоящим налоговым органом по жалобе налогоплательщика?
  По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган может принять одно из следующих решений:
  1. Оставить жалобу без удовлетворения.
  2. Отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку.
  3. Отменить решение нижестоящего налогового органа, на который и подана жалоба, и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении.
  4. Изменить решение или вынести новое решение.
  Решение налогового органа принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (ст. 140 НК РФ).
 
 Глава XIX. Защита прав предпринимателя в судебном порядке
 1. Общие положения
  Каковы преимущества защиты прав предпринимателя в судебном порядке?
  Как уже было сказано, в ряде случаев у предпринимателя есть право выбора - куда обратиться за защитой своих прав: к вышестоящему органу (должностному лицу) либо непосредственно в суд. Судебная форма защиты своих прав имеет ряд преимуществ.
  1. Судебный порядок обжалования актов и действий государственных органов более эффективен.
  2. Суд является независимым органом и подчиняется только закону (в то время как органы государственной власти представляют собой единую систему).
  3. В процессе судебного разбирательства есть возможность для более полного выявления всех обстоятельств дела.
  В какой суд может подать заявление индивидуальный предприниматель?
  Для решения этого вопроса предпринимателю необходимо прежде всего определить, будет ли его иск связан с предпринимательской деятельностью.
  Если иск связан с предпринимательской деятельностью (например иски об изменении условий или расторжении договора, о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому производится взыскание), то его необходимо подать в арбитражный суд.
  Если иск не связан с предпринимательской деятельностью (например раздел имущества между супругами, наследование имущества и др.), то иск подается в суд общей юрисдикции (то есть районный или городской суд).
  В каком суде будут рассматриваться споры предпринимателей-работодателей с наемными работниками?
  Несмотря на то, что такие иски связаны с предпринимательской деятельностью, они будут рассматриваться в суде общей юрисдикции. Если же между работником и предпринимателем заключен договор гражданско-правового характера, то тогда иск следует подавать в арбитражный суд.
  Вопрос. Существует положение о том, что гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность с нарушением требований п. 1 ст. 23 ГК РФ об обязанности государственной регистрации в качестве гражданина-предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Может ли такой гражданин случае возникновения спора подать заявление в арбитражный суд?
  Ответ. В соответствии со ст. 22 АПК РФ арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке. Таким образом, арбитражный суд вправе чисто по формальным основаниям отказать в принятии иска к гражданину, занимающемуся предпринимательской деятельностью и не зарегистрировавшему свою деятельность.
  Однако в том случае, если характер правоотношений по спорной сделке носил предпринимательский характер и на момент предъявления иска гражданин уже имел статус предпринимателя, арбитражный суд обязан рассмотреть спор по существу.
  Вопрос. Я являюсь предпринимателем без образования юридического лица и арендую комнату в нежилом помещении под офис на основании договора с комитетом по управлению коммунальным имуществом. Администрация города выдала ордер участкового инспектору милиции на все это нежилое помещение под квартиру. Могу ли я предъявить иск в суд общей юрисдикции о признании этого ордера недействительным или я должен обращаться в арбитраж?
  Ответ. Гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе и в такой ситуации, как описанная выше.
  При этом следует еще заявить ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, участкового инспектора милиции, так как его права также могут быть нарушены в связи с выдачей ордера на вселение в нежилое помещение.

<< Пред.           стр. 22 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу