<< Пред.           стр. 8 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу

  Как применяется данный вычет при осуществлении затрат разными налогоплательщиками на лечение одного и того же лица?
  Речь идет о случае, когда, например, оба родителя оплачивают лечение ребенка. В отличие от образовательных вычетов, когда льгота в отношении детей предоставляется в общей сумме на обоих родителей, медицинские вычеты предоставляются каждому налогоплательщику самостоятельно, а в не в общей сумме.
  При этом важное значение имеет тот факт, кто именно осуществлял оплату (то есть на чье имя оформлены документы на оплату).
  Пример. Предприниматель в течение года оплатил услуги на лечение и медикаменты на сумму 35 000 рублей, в том числе:
  в отношении себя - 2000 рублей;
  в отношении дочери 12 лет-10000 рублей;
  в отношении своего отца-5000 рублей.
  Годовой доход от предпринимательской деятельности составил 60 000 рублей, других доходов предприниматель не имел, равно как и других налоговых вычетов.
  Его жена в течение года оплатила услуги по лечению и медикаменты на сумму 16 000 рублей, в том числе:
  в отношении себя-5000 рублей;
  в отношение той же дочери-4000 рублей;
  в отношении своей матери - 7000 рублей.
  Ее годовой доход, подлежащий налогообложению, составил 30 000 рублей.
  Таким образом, налоговая база самого предпринимателя составит 25 000 рублей (60000 руб.-35000 руб.).
 Имущественные налоговые вычеты (ст. 220 НК РФ)
  В соответствии со ст. 220 НК РФ предоставляются два вида имущественных вычетов:
  - имущественный вычет при продаже имущества - в части сумм, полученных от продажи имущества, в том числе домов, квартир, ценных бумаг и др.;
  - имущественный вычет при покупке жилья - в части сумм, израсходованных на новое строительство либо приобретение жилья.
 1) Имущественный вычет от продажи имущества
  В каком размере предоставляется налоговый вычет в случае продажи недвижимого имущества?
  При продаже жилых домов, квартир, дач, садовых домиков или земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика менее пяти лет, налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества, но не более 1 000 000 рублей. Если указанное имущество находилось в собственности налогоплательщика пять лет и более, налоговый вычет предоставляется в полной сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества.
  В каком размере предоставляется налоговый вычет при продаже иного имущества?
  При продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной от продажи этого имущества, но не более 125 000 рублей. Если имущество находилось в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в полной сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества.
  Возможен ли иной порядок применения данного вычета?
  Вместо использования права на получение данного имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов, за исключением реализации налогоплательщиком принадлежащих ему ценных бумаг.
  При реализации принадлежащих налогоплательщику ценных бумаг вместо использования права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик вправе уменьшить сумму общего дохода от их реализации на совокупную сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов на приобретение указанных ценных бумаг.
  Если налогоплательщиком в соответствии с действующим законодательством были на безвозмездной основе или с частичной оплатой приобретены (получены) в собственность ценные бумаги, то при налогообложении доходов от их реализации в качестве документально подтвержденных расходов на приобретение (получение) этих ценных бумаг могут быть учтены суммы, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) данных ценных бумаг.
  Как применяется данный налоговый вычет при продаже имущества, находящегося в общей собственности?
  При реализации имущества, находящегося в общей долевой либо общей совместной собственности, соответствующий размер имущественного налогового вычета, исчисленного в соответствии с настоящим подпунктом, распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле либо по договоренности между ними (в случае реализации имущества, находящегося в общей совместной собственности).
  Распространяется ли данный налоговый вычет на продажу имущества предпринимателем в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности?
  Нет, данный налоговый вычет не распространяется на доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от продажи имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
 2) Имущественный вычет при покупке жилья (ст. 220 НК РФ)
  При покупке каких видов недвижимости можно будет воспользоваться данной льготой?
  Данной льготой можно будет воспользоваться при покупке жилого дома или квартиры, находящихся на территории Российской Федерации.
  Какие затраты подлежат данному налоговому вычету?
  Данному налоговому вычету подлежат затраты на:
  - строительство или приобретение недвижимости;
  - уплату процентов, направленных на погашение ипотечного кредита. При этом ипотечный кредит должен быть получен налогоплательщиком в банках Российской Федерации и фактически израсходован им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры.
  В каком размере применяется данный вычет?
  По затратам на строительство или приобретение дома или квартиры вычет предоставляется в сумме фактических затрат, но не более 600000 рублей.
  По затратам на уплату процентов вычет предоставляется в сумме фактических затрат без ограничений.
  Возможно ли повторное предоставление данного имущественного вычета?
  Нет, повторное предоставление налогоплательщику имущественного вычета не допускается.
  Вопрос. Я являюсь нотариусом, занимающимся частной практикой, в 2000 г. получил льготу по приобретению квартиры. В 2001 г. я приобрел квартиру под офис и занимаюсь в этой квартире только рабочими делами. Могу ли я расходы по приобретению квартиры под офис включить в расходы, не подлежащие налогообложению?
  Ответ. Предоставление вычета на суммы затрат на приобретение (строительство) жилья повторно не допускается. Исключение расходов на покупку жилья у физических лиц из их доходов производится только по одному объекту.
  Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе заниматься практикой в жилой квартире, однако предоставление льготы по покупке жилья частному нотариусу производится в соответствии с действующим законодательством.
  Таким образом, частнопрактикующему нотариусу не может быть предоставлена повторная льгота по подоходному налогу в связи с приобретением квартиры под офис, если в 2000 г. этому физическому лицу уже была предоставлена льгота в связи с приобретением квартиры.
  Возможен ли перенос вычетов на следующий год?
  Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования.
  Как применяется вычет при приобретении жилья в общую собственность?
  При приобретении имущества в общую долевую либо общую совместную собственность размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами в соответствии с их долей собственности либо с их письменным заявлением (в случае приобретения жилого дома или квартиры в общую совместную собственность).
  Какие документы должен представить предприниматель-налогоплательщик для получения налогового вычета на приобретение жилья?
  Налогоплательщик должен предоставить в налоговый орган следующие документы:
  • письменное заявление о предоставлении льготы;
  • налоговую декларацию;
  • документы, подтверждающие право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру;
  • платежные документы, оформленные в установленном порядке, подтверждающие факт уплаты денежных средств налогоплательщиком (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
  Вопрос. Вправе ли индивидуальный предприниматель получить льготу по подоходному налогу на строительство жилья, если он получил разрешение на строительство дома в два этажа и на первом у него будет нежилое помещение - магазин?
  Ответ. Для получения льготы по строительству жилого дома индивидуальному предпринимателю необходимо вести отдельно сметы на строительство жилого дома и на строительство магазина. При ведении двух смет он вправе дополнительно уменьшить совокупный налогооблагаемый доход на суммы, направленные на строительство жилья - квартиры на втором этаже.
  Общие затраты по возведению дома, такие, как возведение фундамента, расходы на перекрытие, крышу и т. д. разделяются пропорционально затратам на строительство жилья и магазина.
  Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей порядок государственной регистрации, установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.
  По окончании строительства после обязательной государственной регистрации нежилого помещения, которая осуществляется после определения его стоимости, индивидуальный предприниматель вправе производить амортизационные отчисления по основным фондам, используемым в его деятельности (об этом см. подробнее в разделе "Расходы по предпринимательской деятельности").
  Применяется ли данный налоговый вычет к предпринимателю, который купил квартиру и после производства ремонта собирается осуществлять в ней предпринимательскую деятельность?
  Частный предприниматель теряет право на льготу по приобретению квартиры с момента переведения квартиры в разряд нежилых помещений и использования ее в качестве основного средства.
 Профессиональные налоговые вычеты
  Данные вычеты применяются двумя категориями предпринимателей:
  • физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица;
  • частными нотариусами и другими лицами, занимающимися в установленном действующим законодательством порядке частной практикой.
  Вычеты применяются только при исчислении налоговой базы по суммам доходов, полученных от осуществления предпринимательской (нотариальной) деятельности.
  Каков порядок исчисления профессиональных вычетов?
  Для исчисления профессиональных налоговых вычетов предусмотрено два порядка - общий и альтернативный.
  Общий порядок. Налоговые вычеты определяются в сумме фактически произведенных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
  При этом указанные расходы принимаются к вычету в составе затрат, принимаемых к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в соответствии с соответствующими статьями главы "Налог на доходы организаций" Налогового кодекса.
  Этот порядок применятся и индивидуальными предпринимателями, и частными нотариусами.
  Альтернативный порядок. Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности.
  Это положение не применяется в отношении физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.
 6. Порядок и сроки уплаты подоходного налога с доходов от предпринимательской деятельности
  Налоговым кодексом установлен следующий порядок уплаты налога с доходов от предпринимательской деятельности. Так же, как и в ранее действующем законодательстве, предусмотрено внесение авансовых платежей по подоходному налогу. Размер авансовых платежей рассчитывается исходя из представленной предпринимателем налоговой декларации.
  Какие виды деклараций должны сдавать индивидуальные предприниматели?
  Индивидуальные предприниматели обязаны сдавать налоговые декларации двух видов - общую и специальную.
 1. Общая декларация (декларация по итогам календарного года)
  В какой срок предприниматель обязан подать общую декларацию о доходах?
  Общая налоговая декларация по всем доходам представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
  Что должен указать индивидуальный предприниматель в налоговой декларации?
  В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей (п. 4 ст. 229 НК РФ).
  В какой срок индивидуальный предприниматель обязан подать декларацию в случае прекращения доходов от предпринимательской деятельности?
  В случае прекращения доходов от предпринимательской деятельности до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения их существования представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.
 2. Первая специальная декларация (декларация о предполагаемых доходах)
  В какой срок предприниматель должен подать декларацию в случае появления доходов от предпринимательской деятельности в течение года?
  В случае появления в течение года у налогоплательщиков доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.
  Предъявляются ли индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица, являющимся арбитражными управляющими, требования об уплате авансовых платежей и платят ли они налог по месту получения дохода?
  Налогообложение доходов индивидуальных предпринимателей, осуществляющих арбитражное управление, физических лиц в таком же порядке, как и любых других индивидуальных предпринимателей.
  Налогообложение доходов такой категории налогоплательщиков производят налоговые органы, и арбитражным управляющим предъявляются требования об уплате авансовых платежей, а по окончании года они обязаны подавать декларацию о совокупном годовом доходе. В соответствии с действующим законодательством удержание подоходного налога по месту осуществления арбитражного управления источника получения доходов у таких индивидуальных предпринимателей не производится.
 3. Вторая специальная декларация (уточняющая декларацию о предполагаемых доходах)
  В каких случаях предприниматель обязан подать уточняющую декларацию о предполагаемых доходах?
  В случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.
  Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации (п. 10 ст. 227 НК РФ).
  Как и кем происходит исчисление суммы авансовых платежей?
  Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов.
  В каком порядке индивидуальный предприниматель уплачивает авансовые платежи?
  Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:
  1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
  2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
  3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей (п. 9 ст. 227 НК РФ).
  Основанием для уплаты авансовых платежей является платежное извещение, вручаемое плательщику налоговым органом, исчислившим этот налог.
  Если индивидуальный предприниматель не представил декларацию о предполагаемых доходах, несет ли он ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 119 НК РФ как за непредставление налоговой декларации?
  Пунктом 1 ст. 80 НК РФ определено, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога.
  Предварительная декларация о предполагаемых доходах, которую обязаны подавать индивидуальные предприниматели, не является декларацией о полученных доходах и произведенных расходах.
  Статья 119 части первой Налогового кодекса Российской Федерации определяет налоговую ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
  Таким образом, применение положений названной статьи Кодекса к налогоплательщикам, имеющим доходы от предпринимательской деятельности, а также частным нотариусам за непредставление декларации о предполагаемых доходах с сумм авансовых платежей, предъявленных к уплате, неправомерно.
  Вопрос. Мой муж, индивидуальный предприниматель, умер. Вправе ли я получить излишне перечисленный им в бюджет подоходный налог? Если вправе, то как это правильно оформить?
  Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги, признаются движимым имуществом.
  В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
  Таким образом, наследники умершего налогоплательщика вправе получить в порядке наследования причитающееся ему имущество в виде возврата излишне уплаченной в бюджет суммы подоходного налога.
  В подтверждение своих прав наследник должен представить в налоговый орган документ, подтверждающий его права на наследование имущества умершего, удостоверенный нотариусом, а в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса - должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченными на совершение этих действий.
  В какой момент обязанность предпринимателя неуплате подоходного налога считается исполненной?
  Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.
  Обязанность по уплате налога также считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов (п. 2 ст. 45 НК РФ).
  Какую ответственность несет предприниматель не несвоевременную уплату налога?
  В этом случае налогоплательщик должен уплатить пеню. Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
  Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ст. 75 НК РФ).
  Каков порядок начисления пени?
  Пеня начисляется за каждый календарный день в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
  Является ли пеня мерой налоговой ответственности?
  Нет, пеня не является мерой налоговой ответственности, поэтому ее взыскание не требует специальной процедуры (как для взыскания штрафа). Пеня подлежит взысканию даже тогда, когда отсутствует вина налогоплательщика в совершенном правонарушении или есть обстоятельства, смягчающие его ответственность.
  Конституционный Суд РФ в постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П указал, что "...налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога".
  Поскольку пени не являются налоговыми санкциями, они применяются независимо от наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств, а также вины предпринимателя.
  Начисляются ли пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика?
  Нет, в данном случае пени не начисляются.
  Вопрос. Предприниматель самостоятельно обнаружил ошибки в поданной им в налоговый орган налоговой декларации, внес необходимые дополнения и изменения, а также уплатил недостающую сумму налога после истечения срока его уплаты. Должен ли он в этом случае уплачивать пени?
  Ответ. Да, в этом случае пени должны быть уплачены (письмо Минфина России от 22 марта 1999 г. № 04-04-06).
  Исчисляется ли пеня в случае задержки уплаты штрафных санкций за нарушение налогового законодательства?
  Нет, в случае задержки уплаты штрафных санкций за нарушение налогового законодательства пеня не начисляется (приложение к письму Госналогслужбы РФ от 5 марта 1994 г. № ВГ-6-14\72, письмо ГНИ по г. Москве от 31 марта 1994 г. № 11-13\3159).
  Могут ли пени быть взысканы принудительно?
  Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика. Принудительное взыскание пени с предпринимателей - физических лиц производится в судебном порядке (п. 6 ст. 75 НК РФ).
 7. Уплата подоходного налога, удержанного предпринимателем у наемных работников
  Должен ли индивидуальный предприниматель, использующий труд наемных работников, удерживать с них подоходный налог?
  Да, в соответствии со ст. 226 НК РФ индивидуальные предприниматели являются налоговыми агентами применительно к налогу на доходы физических лиц.
  Каковы обязанности индивидуальных предпринимателей как налоговых агентов?
  Налоговые агенты обязаны:
  1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
  2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
  3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
  3) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (п. 2 ст. 24 НК РФ).
  Каким образом происходит исчисление сумм налога предпринимателем - налоговым агентом?
  Исчисление сумм и уплата производятся в отношении всех доходов налогоплательщика (наемного работника), источником которых является налоговый агент (индивидуальный предприниматель-работодатель), за исключением доходов, в отношении которых предусмотрен иной порядок уплаты, с зачетом ранее удержанных сумм налога.
  Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13 процентов, начисленным налогоплательщику за данный период.
  Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.
  Что следует нанимать под начисленными доходами?
  Под начисленными доходами следует понимать только те доходы, дата получения которых относится к соответствующему периоду.
  Из каких средств происходит удержание начисленных сумм налога?
  Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 231 НК РФ). Дата фактической выплаты дохода определяется как дата фактического получения дохода.
  Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.
  Производится ли удержание налога при получении дохода в натуральной форме (когда предприниматель расплачивается с наемными работниками товарами, продукцией и т. п.)?
  Нет, в этом случае удержание налога налоговым агентом не производится. Этот случай (как получение дохода в виде материальной выгоды) рассматривается как невозможность удержания налога.
  Что следует делать предпринимателю-налоговому агенту в случае невозможности удержать у наемного работника исчисленную сумму налога?
  При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.
  В какие сроки предприниматель-налоговый агент обязан перечислить суммы начисленного и удержанного налога?
  Срок уплаты удержанного налога зависит от способа выдачи дохода.
  1. Если предприниматель снимает деньги на заработную плату наемным работникам со своего расчетного счета в банке, то он обязан перечислить подоходный налог, удержанный с работников, не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на оплату труда либо не позднее дня перечисления со своего счета в банке по поручениям работников причитающихся им сумм (п. 6 ст. 231 НК РФ).
  2. Если предприниматель выплачивает работникам заработную плату из выручки от реализации продукции (оказания услуг, выполнения работ), то он должен перечислить подоходный налог не позднее дня, следующего за днем фактического получения этого дохода.
  Вопрос. Индивидуальный предприниматель обычно уплачивает заработную плату работникам 8-го числа каждого месяца (за предыдущий месяц). 8 января 2001 г. - выходной день, и в этот день выплаты заработной платы не производилось, однако средства на оплату труда работников были фактически получены в банке еще 5 января. Когда индивидуальный предприниматель должен перечислить подоходный налог с работников?
  Ответ. Если денежные средства на выплату заработной платы работникам были получены в банке до наступления выходных (праздничных) дней, то и платежное поручение на перечисление в бюджет подоходного налога должно быть сдано в банк в день получения денег на выплату заработной платы (то есть в данном случае - 5 января) (письмо Минфина РФ от 8 декабря 1998 г. № 04-04-06).
  В каких случаях подоходный налог может не перечисляться в бюджет, а добавляться к сумме налога, исчисленной в следующем месяце?
  В Налоговом кодексе на этот случай предусмотрено правило минимальной суммы налога. Если совокупная сумма налога, подлежащая перечислению налоговым агентом в бюджет, превышает 100 рублей, то она перечисляется в бюджет в общем порядке. Если совокупная сумма меньше 100 рублей, она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года (п. 2 ст. 226 НК РФ).
  Где индивидуальный предприниматель должен уплачивать подоходный налог с работников?
  Предприниматель уплачивает удержанный налог по месту своего жительства (п. 8 ст. 226 НК РФ).
  Может ли предприниматель при заключении трудового договора с работником включить в него пункт о том, что он принимает на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за работника?
  Нет, налоговым законодательством запрещается уплата налога за счет средств налоговых агентов (п. 9 ст. 226 НК РФ), поэтому при заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них подобных налоговых оговорок.
  Какую ответственность несет индивидуальный предприниматель за невыполнение своих обязанностей по удержанию и(или) перечислению налогов?
  Предприниматель, выступающий налоговым агентом, несет ответственность за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению (ст. 123 НК РФ). Санкция - штраф в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
 
 Глава VIII. Расходы по предпринимательской деятельности
 1. Основные принципы определения расходов предпринимателя
  В соответствии с п. 1 ст. 221 НК РФ индивидуальные предприниматели имеют право уменьшить налогооблагаемый доход на суммы фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (это так называемые профессиональные вычеты, о которых уже упоминалось в разделе "Льготы по подоходному налогу - налоговые вычеты").
  Какие нормативные акты определяют состав расходов индивидуального предпринимателя?
  Указанные расходы принимаются к вычету в составе затрат, принимаемых к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в соответствии с соответствующими статьями главы "Налог на доходы организаций" НК РФ (п. 2 ст. 221 НК РФ).
  Учитывая, что данная глава второй части Налогового кодекса еще не действует, применяется статья 28 Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ), гласящая, что "ссылки в действующих главах части второй Кодекса на положения недействующих глав части второй Кодекса приравниваются к ссылкам на действующие федеральные законы о конкретных налогах и сборах".
  Таким образом, следует руководствоваться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 августа 1992 г. (в ред. от 31 мая 2000 г.). Об этом же говорится и в Методических рекомендациях налоговым органам о порядке применения главы 23 "налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса. Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от от 29 ноября 2000 г. № БГ-3-08/415.
  Каковы основные принципы при решении вопроса о возможности учета расходов предпринимателя для уменьшения налогооблагаемого дохода?
  Индивидуальный предприниматель при решении вопроса об отнесении тех или иных затрат к расходам, уменьшающим налогооблагаемый доход, должен учитывать следующее.
  1. В состав расходов включаются только те затраты, которые непосредственно связаны с получением конкретной суммы дохода.
  2. В целях налогообложения могут быть приняты на все связанные с производством расходы, а только те, которые приходятся на долю той продукции, тех товаров (работ, услуг), от реализации которых в отчетном периоде получен доход в денежной или натуральной форме.
  3. В составе расходов могут учитываться только текущие затраты, не носящие долговременного (капитального, инвестиционного) характера.
  4. Затраты, произведенные предпринимателем в иностранной валюте, принимаются в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действующему на дату фактического перечисления или передачи средств.
  5. В целях налогообложения могут быть приняты только те расходы, которые могут быть подтверждены документально (в том случае, если предприниматель не воспользовался альтернативным порядком профессиональных вычетов).
  6. Если предприниматели не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с предпринимательской деятельностью, они могут воспользоваться профессиональным налоговым вычетом в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности. Этот порядок применяется только в отношении физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.
 2. Документальное оформление расходов предпринимателя
  Какими документами могут подтверждаться произведенные предпринимателем затраты?
  Произведенные предпринимателем затраты могут подтверждаться следующими документами:
  1. Товарный чек.
  2. Кассовый чек или корешок к приходному кассовому ордеру или банковские документы при безналичном расчете.
  Может ли кассовый чек приниматься в затраты без товарного?
  Кассовый чек без товарного принимается в затраты предпринимателя, когда на данный вид товара товарные чеки, как правило, не выдаются (например при приобретении горюче-смазочных материалов на АЗС). В этом случае предприниматель должен расшифровать количество и цену приобретенного товара в книге учета доходов и расходов.
  Вопрос. Я предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, произвожу расчет за поставленный товар наличными деньгами с водителем при предъявлении последним доверенности от поставщика. Выдача денег водителю осуществляется по расходному кассовому ордеру. Являются ли доверенность и расходный кассовый ордер основанием для исключения данных расходов из совокупного дохода?
  Ответ. Надлежаще оформленная доверенность (по правилам, содержащимся в ст. 185-189 ГК РФ) и расходный кассовый ордер (оформленный в порядке, предусмотренном приказом Минфина России от 22 сентября 1993 г. № 40) могут служить основанием для исключения данных расходов из совокупного дохода, полученного индивидуальным предпринимателем.
  Отсутствие кассового чека в данной ситуации не препятствует определению расходов индивидуального предпринимателя (постановление Президиума ВАС РФ от 24 ноября 1998 г. №512/98 и Информационное письмо ВАС РФ от 21 июня 1999 №42).
  3. Оплаченный счет.
  4. Накладные.
  5. Путевые листы.
  6. Товаро-закупочные акты и акты приемки-сдачи работ.
  Вопрос. Я - частный предприниматель без образования юридического лица. Занимаюсь мелкими ремонтными работами. Для своей деятельности все необходимые материалы приобретаю на рынке. Однако инспектор не принимает купленные мной на рынке материалы в качестве затрат, так как нет кассового чека. Но где же я возьму чек, если на рынке нет кассовых машин и чек, соответственно, никто из продавцов выдать не может?
  Ответ. В данном случае подтверждением произведенных расходов могут быть следующие документы: товарные чеки, торгово-закупочные акты, приходные кассовые ордера, накладные.
  При этом на документах должна быть пометка об освобождении торговой точки от обязательного использования ККМ.
  Требовать представления кассового чека инспектор не имеет права.
  Действия налогового инспектора можно обжаловать в установленном законом порядке в вышестоящую налоговую инстанцию или в суд.
  Может ли налоговая инспекция не принять торгово-закупочный акт в качестве документа, подтверждающего расходы предпринимателя, на том основании, что он (акт) формально не является расчетным документом?
  Действительно, возможны ситуации, когда налоговые органы могут не принять торгово-закупочный акт в качестве оправдательного документа, когда речь идет о расчетах предпринимателя с юридическими лицами. Однако у предпринимателя в этом случае есть все шансы выиграть дело, учитывая позицию по этому поводу ВАС РФ (см. постановление Президиума ВАС РФ от 24 июня 1997 г. № 4569\96). В этом деле речь как раз и шла об аналогичной ситуации: у предпринимателя отсутствовала квитанция к приходному кассовому ордеру, но имелся акт на закупку товара. Основанием для отмены решения суда первой инстанции послужили:
  • факт оплаты полученного товара свидетельскими показаниями;
  • наличие акта на закупку товара, в котором содержался перечень оплачиваемых товаров, их цены в соответствии с накладными, суммы, полученные представителями фирмы со ссылками на документы, удостоверяющие их личность.
  7. Справки с обязательным представлением платежных документов, подтверждающих фактическую передачу наличных средств за полученные материальные ценности (работы, услуги).
  Может ли неотражение продавцом товара операции по его реализации в бухгалтерском учете послужить препятствием для предпринимателя для учета понесенных расходов?
  В данном случае показательно следующее дело.
  Налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю о взыскании с него сумм финансовых санкций за занижение налогооблагаемого дохода на том основании, что часть расходов, указанных в декларации, не подтверждена надлежащими документами.
  Арбитражный суд, удовлетворяя иск, исходил из того, что единственным доказательством фактически понесенных расходов, связанных с предпринимательской деятельностью, является квитанция к приходному кассовому ордеру, выданная продавцом. Представленные ответчиком акты на закупку товара не были сочтены надлежащими доказательствами понесенных расходов, поскольку они не являются расчетными документами.
  Однако выводы суда не соответствовали обстоятельствам дела.
  Как следовало из материалов дела, предприниматель на основании договора, заключенного с торговой фирмой, приобрел у нее телерадиоаппаратуру, получив ее по накладным.
  Факт оплаты полученного товара подтвержден: квитанцией к кассовому ордеру; актами на закупку товара, в которых содержался перечень оплачиваемых товаров с указанием цен в соответствии с накладными и сумм, полученных представителями фирмы, со ссылками на документы, удостоверяющие личность последних.
  Таким образом, индивидуальный предприниматель подтвердил понесенные им расходы документами, которые содержали необходимые сведения.
  Представленные налоговой инспекцией документы встречной проверки, свидетельствовавшие об отсутствии у фирмы-продавца соответствующих бухгалтерских проводок по реализации указанного товара, сами по себе не могли служить основанием для отказа в признании расходов покупателя, поскольку не опровергали доказательств ответчика.
  При рассмотрении дела в порядке надзора в иске отказано (см. информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июня 1999 г. № 42).
  Может ли факт произведения предпринимателем затрат подтверждаться договором между ним и юридическим либо физическим лицом?
  Нет, поскольку наличие договора, как правило, свидетельствует лишь о намерениях сторон, а не о факте понесенных расходов.
  Какие обязательные реквизиты должен содержать в себе документ, подтверждающий расходы предпринимателя?
  Такой документ должен содержать следующие реквизиты. При расчетах предпринимателя с юридическим лицом:
  • наименование документа;
  • наименование сторон, участвующих в операции;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение данной операции, и правильность ее оформления;
  • их личные подписи;
  • печать юридического лица.
  При расчетах предпринимателя с физическим лицом, не являющимся предпринимателем:
  • паспортные данные физических лиц (ФИО, номер и дата выдачи паспорта, прописка (регистрация);
  • перечень товаров, их количество, цена, дата;
  • личные подписи и печать предпринимателя (если есть),
  В каких случаях налоговый орган вправе применить к предпринимателю санкции за занижение налогооблагаемого дохода по причине ненадлежащих документов, оформляющих расходы?
  Это возможно в следующих случаях:
  1. Документы не удовлетворяют вышеуказанным требованиям (отсутствуют необходимые реквизиты).
  2. Документы, подтверждающие расходы, оказались фиктивными.
  Вопрос. В декларации о совокупном годовом доходе я указал затраты, связанные с получением дохода, подтвержденные документами на приобретение товара. Налоговой инспекцией при документальной проверке декларации установлено, что в документах на приобретение товара (подтверждающих затраты предпринимателя) указана фирма, прекратившая деятельность (фактически не существующая) на дату приобретения товара предпринимателем, в связи с чем данные документы объявлены налоговой инспекцией недостоверными и мне доначислены финансовые санкции за занижение (на эту сумму) налогооблагаемого дохода в декларации. Я же считаю, что свои затраты документально подтвердил и занижения дохода в декларации не допустил. Кто в данной ситуации прав?
  Ответ. Действительно, в случае установления госналогинспекцией фактов недостоверности документов, представленных физическими лицами для подтверждения своих расходов, в связи с отсутствием существования юридических лиц, указанных в представленных документах, или прекращением деятельности юридических лиц до указанной даты в представленных документах, а также граждан-предпринимателей и физических лиц, указанных в представленных документах, такие физические лица привлекаются к ответственности за занижение (сокрытие) доходов от налогообложения.
  В случае рассмотрения в суде дел о сокрытии (занижении) дохода физическим лицом (в частности в результате представления недостоверных документов, подтверждающих расходы) в качестве доказательства ГНИ могут быть представлены выписки из Государственного реестра юридических лиц о дате прекращения деятельности конкретного .юридического лица.
  При установлении ГНИ фактов представления налогоплательщиками недостоверных документов в подтверждение своих расходов обязанность доказывания недостоверности таких документов лежит на ГНИ.
  В данном случае налоговая инспекция имеет доказательства недостоверности документов, представленных предпринимателем в обоснование указанных в его декларации затрат.
 3. Затраты, не включаемые предпринимателем в состав расходов, принимаемых в целях налогообложения
 Затраты, которые непосредственно не связаны с получением конкретной суммы дохода
  К ним относятся:
  1. Расходы на личные нужды предпринимателя и его семьи.
  2. Уплата членских взносов.
  3. Расходы по уплате штрафов.
  4. Суммы убытков, понесенных физическим лицом.
  Учитываются ли в составе расходов предпринимателя некомпенсируемые убытки, возникшие в результате пожаров, а также убытки от хищений, виновники которых по решению суда не установлены, при условии, что расходы по сгоревшему или похищенному имуществу и сам факт пожара подтверждаются документально?
  Нет, понесенные предпринимателями в процессе осуществления деятельности убытки, в том числе и некомпенсируемые убытки, возникшие в результате пожаров, и убытки от хищений, виновники которых не установлены, не могут быть учтены в составе расходов предпринимателей даже при условии их документального подтверждения, так как в составе расходов учитываются только те затраты, которые связаны с непосредственным получением дохода.
  5. Затраты на выполнение самим предпринимателем или оплату им работ (услуг) по благоустройству города или поселка, оказанию помощи сельскому хозяйству и других видов работ, а также расходы, связанные с оказанием благотворительной помощи и перечислением спонсорских взносов, даже если такие обязанности предусмотрены органами местной власти (п. 4 Положения о составе затрат).
  6. Затраты, произведенные предпринимателем по оплате услуг платной автостоянки, даже если предприниматель оказывает транспортные услуги (см. письмо Минфина РФ от 16 июня 1997 г. № 04-04-06).
  7. Затраты предпринимателя на содержание личной квартиры (оплата тепло-, энерго- и водоснабжения, ремонта и пр.), даже в случае, если предприниматель использует жилое помещение для своей предпринимательской деятельности.
  8. Стоимость скоропортящихся товаров, которые были сняты с продажи ввиду истечения срока их реализации.
  Вопрос. Перед тем, как зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, я воспользовался консультационными услугами специализированной фирмы относительно моей будущей деятельности. Могу ли я затраты на оплату этих услуг включить в состав расходов по предпринимательской деятельности?
  Ответ. Нет, затраты индивидуального предпринимателя, произведенные им до его государственной регистрации, нельзя учитывать в составе расходов, даже если эти услуги были оплачены после регистрации. Аналогично следует решать вопрос о возможности учета в составе расходов стоимости приобретенных до момента регистрации товаров.
  Вопрос. Включаются ли в состав расходов частного нотариуса расходы на бензин при поездках на семинары, консультации, для приобретения юридической литературы и оргтехники, проезда на работу и с работы, амортизационные отчисления личного автомобиля?
  Ответ. В соответствии со ст. 22 гл.V "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" при выезде нотариуса для совершения нотариальных действий вне места своей работы заинтересованные физические и юридические лица возмещают ему фактические транспортные расходы. Следовательно, неправомерно включать в состав затрат частного нотариуса расходы на бензин при поездках на семинары, консультации, для приобретения юридической литературы и оргтехники, проезда на работу и с работы, амортизационные отчисления личного автомобиля, так как они непосредственно с получением дохода не связаны.
 Затраты предпринимателя, не относящиеся к "текущим"
  Здесь имеются в виду расходы, которые не могут быть учтены в целях налогообложения в момент фактического произведения затрат.
  1. Затраты по созданию новых и совершенствованию применяемых технологий, а также по повышению качества продукции, связанных с проведением научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, созданием новых видов сырья и материалов, переоснащением производства, в себестоимость продукции (работ, услуг) не текущего, среднего и капитального ремонтов).
  2. Затраты на проведение модернизации оборудования, а также реконструкции объектов основных фондов.
  3. Затраты по созданию и совершенствованию систем и средств управления капитального (инвестиционного) характера.
  4. Затраты на индивидуальное опробование отдельных видов машин и механизмов и на комплексное опробование (вхолостую) всех видов оборудования и технических установок с целью проверки качества их монтажа.
  5. Затраты на шефмонтаж, осуществляемый организациями - поставщиками оборудования или по их поручению специализированными организациями.
  6. Затраты, связанные с приемкой новых организаций и объектов в эксплуатацию.
  7. Затраты по подготовке кадров для работы на вновь вводимой в действие организации (п. 2 Положения о составе затрат).
  Вопрос. Я, будучи индивидуальным предпринимателем, снимаю помещение для осуществления своей предпринимательской деятельности. Я заплатил арендную плату за период с 1 ноября 2000 г. по 1 мая 2001 г. в сумме 30 000 рублей (по 5000 рублей за каждый месяц). Какая сумма должна мною учитываться в составе расходов за 2000 г.?
  Ответ. Оплаченная вперед согласно договору аренды сумма будет учтена в том отчетном периоде, к которому она относится. Таким образом, в составе расходов за 2000 г. должна быть учтена сумма, уплаченная за период с 1 ноября по 31 декабря 2000 г., то есть! О 000 рублей.
  Вопрос. Я в ноябре закупил товар, но, в силу обстоятельств, не смог реализовать его до конца года. Налоговая инспекция отказалась включить в расходы отчетного года сумму, уплаченную за этот товар. Каким образом можно учесть произведенные расходы?
  Ответ. Стоимость приобретенных, но не реализованных в отчетном году товаров не подлежит включению в состав затрат предпринимателя, поскольку доход от реализации этого товарного остатка, возможно, будет получен им в следующем календарном году, тогда же появится и возможность учесть стоимость приобретения этих товаров в составе расходов предпринимателя.
 4. Расходы предпринимателя, принимаемые в целях налогообложения
  На какие группы можно разделить затраты предпринимателя, принимаемые в целях налогообложения?
  Затраты предпринимателя в соответствии с Положением о составе затрат группируются по следующим элементам:
  - материальные затраты;
  - амортизационные отчисления;
  - износ нематериальных активов;
  - затраты на оплату труда;
  - прочие затраты.
 Материальные затраты
  Сюда входят:
  1. Стоимость приобретаемых со стороны сырья и материалов, которые входят в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являются необходимым компонентом при изготовлении продукции (проведении работ, оказании услуг).
  2. Стоимость покупных материалов, используемых в процессе производства продукции (товаров, работ, услуг) и для упаковки товаров (продукции).
  Что является основанием для учета данных материальных ценностей?
  Основанием для учета данных материальных ценностей является обоснованные технологические карты (регламент), поэтапно описывающие процесс изготовления продукции (работ, услуг), а также перечень и необходимое количество потребляемых на каждом этапе материалов.
  Как формируется стоимость материальных ресурсов?
  Стоимость материальных ресурсов формируется исходя из цен их приобретения и норм расхода.
  В затраты какого отчетного периода включается стоимость материальных ресурсов?
  Она включается в стоимость того отчетного периода, в котором была фактически реализована продукция.
  3. Стоимость находящихся в эксплуатации средств и предметов труда (МБП), которая включается в состав расходов путем начисления износа.
  Что учитывается в составе средств в обороте?
  В составе средств в обороте учитываются;
  • предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев, независимо от их стоимости;
  • предметы стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного МРОТ, установленного законодательством Российской Федерации за единицу (исходя из их стоимости, указанной в договоре), независимо от срока полезного использования;
  • сельскохозяйственные машины и орудия, строительный механизированный инструмент, орудие, рабочий и продуктивный скот независимо от их стоимости.
  Какими способами производится амортизация (износ) предметов и средств труда?

<< Пред.           стр. 8 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу