<< Пред.           стр. 9 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу

  Эти способы указаны в Методическом пособии по учету доходов и расходов физических лиц (письмо Госналогслужбы РФ от 20 февраля 1996 г.) и в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденном приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г.
  Если речь идет о малоценных предметах, то применяется следующие способы:
  а) по предметам стоимостью в пределах 1\20 МРОТ износ начисляется в размере 100% по мере их отпуска в производство или эксплуатацию.
  Например, под это положение подпадает расходы предпринимателя, связанные с приобретением используемых в процессе производственной деятельности канцелярских товаров;
  б) по предметам и средствам труда стоимостью свыше 1\20 МРОТ, но в пределах 100 МРОТ износ начисляется в размере 50% от стоимости МБП при передаче их в эксплуатацию, а остальные 50% стоимости (за вычетом стоимости этих предметов по цене их возможного использования) погашаются при списании МБП как пришедших в негодность.
  Также могут применяться следующие способы:
  а) линейный способ - исходя из фактический себестоимости предмета и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока полезного использования;
  б) процентный способ - исходя из фактической себестоимости предмета и 50-ти или 100%-ной нормы амортизации при передаче предмета в производство или эксплуатацию;
  в) способ списания продукции пропорционально объему продукции (работ) - исходя из количества продукции (работ), производимой (выполняемой) с использованием предмета в отчетном периоде, и соотношения фактической себестоимости предмета и предполагаемого объема продукций (работ) за весь срок полезного использования.
  Применение одного их способов по конкретному виду производится в течение всего срока его использования.
  Каким образом погашается стоимость специальных инструментов, специальных приспособлений и сменного оборудования?
  Они погашаются только способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг). При этом стоимость специальных инструментов и специальных приспособлений, предназначенных для индивидуальных заказов или используемых в массовом производстве, разрешается погашать полностью в момент передачи в производство соответствующих инструментов и приспособлений.
  Как погашается стоимость предметов, предназначенных для сдачи в аренду?
  Стоимость предметов, предназначенных для сдачи в аренду, погашается только линейным способом.
  В каких случаях износ не начисляется?
  Не погашается стоимость:
  • молодняка животных и животных на откорме;
  • птицы, кролика, пушных зверей;
  • семьи пчел;
  • подопытных животных;
  • служебных собак;
  • многолетних насаждений, выращиваемых в питомниках в качестве посадочного материала.
  4. Стоимость покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся в дальнейшем монтажу или дополнительной обработке на данном предприятии.
  5. Стоимость работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними предприятиями или физическими лицами.
  Что относится к работам и услугам производственного характера?
  К работам и услугам производственного характера относятся: выполнение отдельных операций по изготовлению продукции, обработке сырья и материалов; проведение испытаний для определения качества потребляемых сырья и материалов, контроля за соблюдением установленных технологических процессов, ремонта основных производственных фондов;
  транспортные услуги сторонних организаций по перевозкам грузов и доставка готовой продукции на склады хранения, до станции (порта, пристани) отправления.
  6. Стоимость природного сырья (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, на рекультивацию земель, оплата работ по рекультивации земель, осуществляемых специализированными предприятиями, плата за древесину, отпускаемую на корню, плата за пользование водными объектами).
  7. Стоимость приобретаемого со стороны топлива всех видов, расходуемого на технологические цели, выработку всех видов энергии (электрической, тепловой, сжатого воздуха, холода и других видов), отопление зданий, транспортные работы по обслуживанию производства, выполняемые предпринимателем с использованием своего транспорта.
  В каких случаях возможен учет горюче-смазочных материалов (ГСМ) в составе расходов предпринимателя?
  Учет ГСМ в составе расходов предпринимателя возможен в следующих случаях:
  предприниматель осуществляет транспортную деятельность;
  предприниматель осуществляет перевозку (доставку) своим транспортом материальных ценностей, которые потом будут использованы в процессе предпринимательской деятельности (например торгово-закупочной) (см. письмо Минфина РФ от 16 июня 1997 г. № 04-04-06).
  Как рассчитываются расходы ГСМ?
  Расходы ГСМ учитываются исходя из фактического пробега автомобиля в пределах норм бензина на 100 км пробега с учетом дорожно-транспортных и климатических факторов. Норма расхода смазочных материалов установлена на 100 литров (куб.м сжатого природного газа) общего расхода топлива для данной марки автомобиля. При осуществлении нормирования расходов ГСМ необходимо руководствоваться Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденными Министерством транспорта РФ от 18 февраля 1997 г.
  Может ли предприниматель учесть затраты на ГСМ в составе расходов в случае фактического превышения потребления ГСМ по отношению к указанным нормам?
  В этом случае предприниматель может учесть сверхнормативные расходы, однако ему придется доказывать необходимость именного такого объема расхода топлива с помощью имеющихся у него документов (например данные технического паспорта автомобиля), где указана норма потребления ГСМ исходя из его конструктивных особенностей, или заключение компетентных организаций о его дефектах.
  Какими документами должно быть подтверждено приобретение бензина?
  Покупка бензина прежде всего должна быть подтверждена чеком кассового аппарата. Помимо этого необходимо вести маршрутную книгу, в которой должны найти отражение следующие реквизиты:
  • маршрут;
  • показания спидометра до и после поездки;
  • время поездки;
  • цель поездки.
  Какую документацию должен вести индивидуальный предприниматель, эксплуатирующий автотранспортные средства на правах собственности, аренды (или других законных основаниях), при осуществлении ими перевозочной деятельности на коммерческой основе, а также за собственный счет для производственных целей?
  Индивидуальные предприниматели обязаны вести путевые листы, а также журнал регистрации путевых листов, формы которых утверждены приказом Министерства транспорта РФ от 30 июня 2000 г. № 68.
  При этом предприниматели обязаны применять указанные документы, при осуществлении перевозок:
  • автобусами - с 1 октября 2000 г.;
  • грузовыми и легковыми автомобилями-с 1 января 2001 г.
  8. Стоимость покупной энергии всех видов (электрической, тепловой, сжатого воздуха, холода и других видов), расходуемой на технологические, энергетические, двигательные и другие производственные и хозяйственные нужды предпринимателя.
  В каком случае в состав расходов предпринимателя могут включаться расходы по тепловой и электрической энергии, водоснабжению и т.д.?
  Эти расходы могут учитываться только в том случае, если предприниматель использует в своей деятельности обособленное помещение, принадлежащее ему на правах личной собственности. Оплата таких расходов производится по нормам, установленным органами жилищно-коммунального хозяйства.
  9. Потери от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли.
  10. Затраты предпринимателей на приобретение тары и упаковки, полученных от поставщиков материальных ресурсов, за вычетом стоимости этой тары по цене ее возможного использования в тех случаях, когда цены на. них установлены особо сверх цены на эти ресурсы.
  В тех случаях, когда стоимость тары, принятой от поставщика с материальным ресурсом, включена в его цену, из общей суммы затрат по его приобретению исключается стоимость тары по цене ее возможного использования или реализации (с учетом затрат на ее ремонт в части материалов).
  Что исключается из затрат на материальные ресурсы, включаемых в состав расходов предпринимателя?
  Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость возвратных отходов.
  Под возвратными отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства продукции (работ, услуг), утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными затратами (понижением выхода продукции) или вовсе не используемые по прямому назначению.
 Амортизационные отчисления
  Что такое амортизационные отчисления?
  Амортизационные отчисления - это стоимость изнашиваемой части продукции основных средств, включенная в себестоимость продукции, работ или услуг.
  Как производится оценка основных средств?
  Основные средства принимаются к учету по их первоначальной стоимости, в которую включается сумма фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление основных средств.
  Фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление основных средств слагаются из:
  • сумм, уплачиваемых в соответствии с договором поставки их поставщику, договором купли-продажи (продавцу);
  • сумм, уплачиваемых за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
  • сумм, уплачиваемым за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
  • регистрационных сборов, государственных пошлин и других аналогичных платежей, произведенных в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
  • вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
  • таможенных пошлин и иных платежей;
  • невозмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением объекта основных средств;
  • иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, а затрат по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию.
  Вопрос. Предприниматель, занимающийся оптовой торгово-закупочной деятельностью, построил здание, которое использует под склад, второе здание, арендованное им у другого индивидуального предпринимателя на возмездной основе, использует также под складские помещения. Как следует списывать затраты по сооружению первого здания и аренде второго здания?
  Ответ. В случае сооружения зданий и иных строений, являющихся объектами основных средств и используемых в процессе осуществления предпринимательской деятельности, в состав расходов индивидуального предпринимателя включаются фактические затраты по их сооружению в размере амортизационных отчислений.
  Что касается арендованного индивидуальным предпринимателем здания, то по этому объекту основных средств в состав расходов должны включаться фактически произведенные затраты, связанные с их арендой, а именно уплаченные арендные платежи.
  Следует ли в составе затрат предпринимателя принимать амортизационные отчисления на производственное помещение (магазин, парикмахерская и т. д.) в случае, если это производственное помещение оборудовано в приобретенной предпринимателем для этих целей квартире, но не переведенной в установленном порядке "разряд нежилых помещений?
  Статьей 7 Жилищного кодекса РСФСР и ст. 288 ГК Российской Федерации предоставление помещений в жилых домах для нужд промышленного характера запрещается. Если производственное помещение оборудовано предпринимателем в приобретенной им квартире, не переведенной в установленном порядке в разряд нежилых помещений, то это помещение не может относиться к основным фондам. Начисление амортизации по данному объекту неправомерно.
  Как производится расчет амортизационных отчислений по основным средствам?
  Расчет амортизационных отчислений по основным средствам необходимо проводить следующим образом;
  1) в процентах от стоимости основных средств:
 
  2) в процентах от стоимости автомобиля на 1000 км пробега (по отдельным моделям транспортных средств):
 
  Если амортизационные отчисления по основным средствам рассчитываются в целом за год, то берется полная (годовая) норма амортизации, указанная в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. № 170.
  Возможно ли для предпринимателей применение механизма ускоренной амортизации?
  В соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" субъектам малого предпринимательства - физическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, дано право применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов, введенных в действие после 1 января 1991 г.
  Помимо этого индивидуальные предприниматели могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.
  Могут ли частные нотариусы пользоваться механизмом ускоренной амортизации?
  Нет, частные нотариусы при определении затрат, подлежащих учету при исчислении суммы подоходного налога, не имеют права пользоваться механизмом ускоренной амортизации, поскольку нотариальная деятельность не является предпринимательской (ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1).
  Вопрос. Являясь индивидуальным предпринимателем, я осуществляю следующие виды деятельности: обучение работе на компьютере, ремонт компьютеров, торгово-закупочную деятельность, Для осуществления своей деятельности мне необходимо приобрести персональные компьютеры. Могу ли я в связи с быстрым моральным износом вычислительной техники применять ускоренную амортизацию данных персональных компьютеров?
  Ответ. Предприниматель вправе применить механизм ускоренной амортизации в части дополнительного списания амортизационных отчислений по использованию персональных компьютеров (письмо Минфина РФ от 6 апреля 1998 г. № 04-04-06).
  По каким объектам основных средств амортизация не начисляется?
  Амортизация не начисляется по следующим объектам основных средств:
  • полученным по договорам дарения (безвозмездной передачи);
  • продуктивному скоту;
  • многолетним насаждениям, не достигшим эксплутационного возраста;
  • земельным участкам и объектам природопользования;
  • библиотечным фондам;
  • некоторым другим.
  Как происходит начисление амортизации по объектам основных средств, сданных в аренду?
  Начисление амортизации по объектам основных средств, сданных в аренду, производится арендодателем.
  Вопрос. Частный предприниматель сдает в аренду автомобиль другому частному предпринимателю. В счет арендной платы он получает в аренду оборудование. Как производить начисление амортизации на данное имущество каждому предпринимателю?
  Ответ. В данном случае в качестве платы за отданное в аренду имущество каждый из арендодателей получает во временное пользование другое имущество (ст. 614 ГК РФ). То есть каждая из сторон данной сделки получает доход в натуральной форме.
  Право начисления амортизации на имущество имеет только собственник имущества, то есть это делает каждый арендодатель по своему имуществу.
  Каковы сроки начисления амортизации?
  Начисление амортизации по основным средствам, введенным в эксплуатацию, начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем их введения в эксплуатацию, а по выбывшим основным фондам - прекращается с первого числа месяца, следующего за их выбытием. Начисление амортизационных отчислений производится ежемесячно.
 Затраты на оплату труда
  Какие затраты включаются в состав расходов предпринимателя, использующего наемный труд?
  В состав затрат на оплату труда включаются:
  - выплаты заработной платы за фактически выполненную работу, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с трудовым договором между предпринимателем и наемным работником;
  - стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты работникам;
  - выплаты стимулирующего характера по системным положениям: премии (включая стоимость натуральных премий) за производственные результаты, в том числе вознаграждения по итогам работы за год, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и т. д.;
  - выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе: надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, сверхурочную работу, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда и т. д., осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  - стоимость бесплатно предоставляемых работникам отдельных отраслей в соответствии с действующим законодательством коммунальных услуг, питания и продуктов, затраты на оплату предоставляемого работникам предприятий в соответствии с установленным законодательством порядком бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных услуг и прочее);
  - выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, за непроработанное на производстве (неявочное) время;
  - оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск, оплата проезда к месту использования отпуска и обратно, включая оплату провоза багажа, работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оплата льготных часов подростков, оплата перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также оплата времени, связанного с прохождением медицинских осмотров, выполнением государственных обязанностей;
  - выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе: выплаты по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в пустынных, безводных и высокогорных местностях, производимые в соответствии с действующим законодательством; надбавки к заработной плате, предусмотренные законодательством за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах Европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;
  - оплата за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы в случаях, предусмотренных законодательством;
  - доплаты в случае временной утраты трудоспособности до фактического заработка, установленные законодательством;
  - суммы, выплачиваемые (при выполнении работ вахтовым методом) в размере тарифной ставки, оклада за дни в пути от места нахождения предприятия (пункта сбора) к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки работников в пути по метеорологическим условиям и по вине транспортных организаций;
  - оплата труда работников, не состоящих в штате индивидуального предпринимателя, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договор подряда), если расчеты с работниками за выполненную работу производятся непосредственно самим предпринимателем. При этом размер средств на оплату труда работников за выполнение работ (услуг) по договору подряда определяется исходя из сметы на выполнение этих работ (услуг) и платежных документов;
  - другие виды выплат, предусмотренные КзОТ РФ.
  Какие затраты на оплаты труда не включаются в состав расходов индивидуального предпринимателя?
  В составе затрат предпринимателя не учитываются затраты, не связанные с оплатой труда работающих по трудовому договору и расчетами по договорам подряда. К ним относятся:
  • премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения и целевых поступлений;
  • материальная помощь (в том числе безвозмездная материальная помощь работникам для первоначального взноса на кооперативное жилищное строительство, на частичное погашение кредита, предоставленного на кооперативное и индивидуальное жилищное строительство), беспроцентная ссуда на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством и иные социальные потребности;
  • оплата дополнительно предоставляемых по договоренности (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей;
  • оплата проезда членов семьи работника к месту использования отпуска и обратно;
  • компенсационные выплаты в связи с повышением цен и удорожанием стоимости минимальной потребительской корзины, оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования;
  • оплата путевок на лечение и отдых, экскурсий и путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках, клубах, посещение культурно-зрелищных и физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки и товаров для личного потребления;
  • другие виды выплат, не связанные непосредственно с оплатой труда.
  Может ли сам предприниматель получать "зарплату", учитываемую в составе расходов?
  Нет, поскольку в данном случае физическое лицо не вступает в отношения, регулируемые КзОТ РФ. Если предприниматель в течение отчетного года изымает какие-то средства на личные нужды, то такие действия не могут квалифицироваться как получение заработной платы и данные суммы не подлежат учету в целях налогообложения.
 Износ нематериальных активов
  Что относится к нематериальным активам?
  К нематериальным активам относятся затраты предпринимателя на нематериальные объекты, используемые в течение долгосрочного периода в хозяйственной деятельности и приносящие доход.
  Включаются ли в состав нематериальных активов права на объекты интеллектуальной собственности?
  Да, включаются.
  Такими объектами могут быть:
  • патенты на изобретения и промышленные образцы;
  • свидетельства на полезные модели;
  • договоры на использование авторских и смежных прав, в том числе программы для ЭВМ и базы данных;
  • лицензионные договоры на использование изобретений, промышленных Образцова, полезных моделей, товарных знаков;
  • договоры "ноу-хау";
  • платежи за лицензирование отдельных видов деятельности.
  Как оцениваются нематериальные активы?
  Нематериальные активы оцениваются в зависимости от источников приобретения;
  • приобретенные за плату у других организаций и физических лиц - исходя из фактических затрат на приобретение и приведение в состояние готовности этих объектов;
  • полученные от других предприятий и физических лиц безвозмездно - по цене оприходования, устанавливаемой экспертным путем (письмо Госналогслужбы от 20 февраля 1996 г. № НВ-6-08/112).
  Как учитываются в составе расходов затраты на приобретение нематериальных активов?
  Документально подтвержденные затраты на приобретение нематериальных активов учитываются в составе расходов по типу амортизационных отчислений. Амортизация нематериальных активов определяется ежемесячно по нормам, рассчитанным исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования (но не более срока деятельности предпринимателя).
  По нематериальным активам, на полную стоимость которых начислен износ, амортизация не начисляется.
  Включаются ли в состав нематериальных активов и соответственно, в состав расходов предпринимателя без образования юридического лица стоимость квалификационного аттестата и стоимость лицензии на занятие аудиторской деятельностью?
  Квалификационный аттестат и лицензии на отдельные виды деятельности не относятся к нематериальным активам, списание которых производится через износ с включением в состав затрат, связанных с получением дохода. Приобретение квалификационного аттестата и лицензии лишь опосредует возможность получения дохода от занятия тем или иным видом деятельности и на момент получения такого права непосредственно с получением дохода от этой деятельности не связано.
  Следовательно, стоимость квалификационного аттестата и стоимость лицензии на занятие аудиторской деятельностью не подлежат включению в состав расходов предпринимателя без образования юридического лица (письмо Минфина РФ от 18 февраля 1998 г. №04-04-06).
 Прочие затраты
  1. Налоги, сборы, платежи
  К налогам и сборам, принимаемым у предпринимателей в расходы, в частности, относятся:
  - таможенный тариф (пошлина);
  - арендная плата, уплаченная в виде земельного налога, если земельный участок необходим для осуществления деятельности и не предоставлен в пользование другим юридическим и физическим лицам;
  - сбор за право торговли, установленный администрацией субъектов Российской Федерации по месту нахождения торговой точки;
  - налог на рекламу, по ставке, не превышающей 5 процентов к стоимости услуги. В составе расходов физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, отражаются суммы налога на рекламу, исключаемые при исчислении подоходного налога. Налог на рекламу устанавливается решениями районных и городских представительных органов власти (местными органами самоуправления);
  - сбор за парковку автотранспорта;
  - обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации (единый социальный налог);
  - другие налоги и сборы (например, сбор за уборку территорий населенных пунктов, сбор на нужды образования, благоустройства и др.).
  Включается ли в состав расходов предпринимателя сумма налога на имущество физических лиц?
  Суммы налога на имущество физических лиц, уплаченного индивидуальными предпринимателями, принимаются к вычету в том случае, если это имущество, являющееся объектом налогообложения (за исключением жилых домов, квартир, дач и гаражей), непосредственно используется для осуществления предпринимательской деятельности.
  Документами, подтверждающими расходы предпринимателя по вышеперечисленным платежам, являются квитанции об оплате, банковские документы и т. п.
  2. Расходы на проведение всех видов ремонта основных средств, необходимых для осуществления деятельности
  За чей счет производится капитальный и текущий ремонт арендованных производственных фондов?
  Капитальный ремонт арендованных основных средств может производиться как за счет арендодателя, так и за счет арендатора. Порядок осуществления такого рода затрат регулируется договором аренды. Если эти условия в договоре не определены, то затраты по капитальному ремонту несет арендодатель.
  Что касается текущего ремонта, то поддержание имущества в исправном состоянии (проведение за свой счет текущего ремонта имущества) входит в обязанности арендатора, если иное не установлено договором аренды (п. 2 ст. 616 ГК РФ).
  В каком случае можно включить в состав расходов предпринимателя затраты на ремонт транспорта?
  Затраты на ремонт транспорта можно включить в состав расходов только в том случае, если предприниматель подтвердит использование автотранспортного средства исключительно в производственных целях.
  Вопрос. Я имею в собственности автомобиль, который использую в своей предпринимательской деятельности (для перевозки товаров). Помимо этого автомобиль используется и для личных нужд меня и моей семьи. Каким образом я могу включить в состав расходов для уменьшения налогооблагаемого дохода расходы на ремонт машины?
  Ответ. Такая ситуация законодательными актами не урегулирована. Можно предложить предпринимателю распределить расходы на поддержание машины в рабочем состоянии пропорционально времени его использования (по пробегу) для ведения предпринимательской деятельности в течение года. Однако такой подход во избежание недоразумений надо согласовать с налоговыми органами.
  3. Затраты на обслуживание производственного процесса
  К ним относятся:
  1. Затраты по обеспечению производства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом, приспособлениями и другими средствами и предметами труда. В данном случае предприниматель может учесть в составе расходов:
  • наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, уплачиваемые внешнеэкономическим организациям;
  • стоимость услуг товарных бирж, включая брокерские услуги;
  • таможенные пошлины;
  • плата за транспортировку, хранение и доставку материалов, осуществляемые сторонними организациями;
  • затраты по доведению сырья и материалов до состояния, пригодного к использованию.
  2. Затраты по обеспечению выполнения санитарно-гигиенических требований, включая затраты на содержание помещений и инвентаря, предоставляемых организациями медицинским учреждениям для создания медицинских пунктов непосредственно на территории организации, на поддержание чистоты и порядка на производстве, обеспечение противопожарной и сторожевой охраны и других специальных требований, предусмотренных правилами технической эксплуатации организаций, надзора и контроля за их деятельностью. К ним относятся затраты на:
  • поддержание чистоты и порядка в помещении, которое предприниматель использует в процессе предпринимательской деятельности, если эти функции не входят в круг обязанностей принятых на работу по трудовому договору;
  • по оплате сторожевой охраны;
  • по обеспечению требований пожарной безопасности.
  4. Затраты, связанные с управлением производством
  Сюда относятся:
  1. Эксплуатационные расходы по содержанию зданий, помещений, сооружений и т. д. (в данном случае речь идет о зданиях, помещения, используемых предпринимателем в качестве офиса).
  2. Затраты на командировки.
  Имеет ли право предприниматель выписывать себе и своим работникам командировочные удостоверения, начислять суточные (относя их к расходам)?
  Нет, таких прав у предпринимателя нет. Расходы по проезду и проживанию включаются в затраты в размере фактически произведенных расходов при условии их документального подтверждения. Кроме того, необходимо подтвердить факт совершения хозяйственных операций, производства работ, оказания услуг, связанных с предпринимательской деятельностью в данной местности.
  Что включается в состав расходов предпринимателя, выезжающего за товаром за границу?
  У предпринимателей, выезжающих за товаром за границу, в состав расходов включается только стоимость проезда (по билетам). Проживание и питание в состав расходов не включаются (см., например, письмо ГНИ по г. Москве от 3 октября 1994 г. №11-13\12773).
  Подлежат ли включению в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу частнопрактикующих нотариусов, затраты, связанные с оплатой проезда к месту проведения собраний членов нотариальной палаты и проживания в гостинице в период проведения таких собраний?
  В соответствии со ст. 24 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны быть членами нотариальной палаты. Учитывая, что на основании ст. 26 Основ высшим органом нотариальной палаты является собрание ее членов, участие в собраниях палаты наряду с уплатой членских взносов входит в обязанность частных нотариусов.
  Следовательно, суммы по оплате проезда к месту проведения собрания и обратно, а также проживания в гостинице в период проведения собрания подлежат учету в составе расходов нотариусов при условии их документального подтверждения и наличия соответствующих персональных приглашений нотариальной палаты в виде информационных писем и т. п.
  5. Оплата услуг связи, вычислительных центров, банков
  Включаются ли в состав расходов предпринимателя оплата услуг за междугородние (международные) телефонные переговоры?
  Включаются в том случае, если переговоры ведутся с телефона, установленного в обособленном от жилья индивидуального предпринимателя помещении, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности. Для этого предпринимателю необходимо доказать, что междугородние разговоры непосредственно связаны с предпринимательской деятельностью (доказательствами могут служить заключенные договоры с клиентами, указания номеров служебных телефонов, по которым вели разговор, распечатка узла связи).
  Учитываются в затратах индивидуального предпринимателя расходы по переговорам, связанным с поиском покупателя для реализации своего товара через домашний телефон, если при этом договор на продажу в результате переговоров не был заключен и товар не был реализован?
  Такие расходы не могут учитываться в составе затрат индивидуального предпринимателя, уменьшающих размер его облагаемого подоходным налогом дохода, так как эти расходы непосредственно не связаны с извлечением дохода от предпринимательской деятельности. Эти расходы должны относиться на убытки индивидуального предпринимателя.
  Исключаются ли из налогооблагаемого дохода нотариусов, занимающихся частной практикой, расходы, произведенные ими при использовании сотовой связи?
  К расходам нотариуса, занимающегося частной практикой, могут относиться и расходы, произведенные им по использованию сотовой связи, в случае документального подтверждения их использования при непосредственном осуществлении нотариальной деятельности (письмо Минфина РФ от от 20 января 1998 г. №04-04-06).
  Вопрос. Возможно ли списание расходов по междугородным телефонным переговорам с домашнего телефона предпринимателя на затраты, если переговоры связаны с осуществлением производственной деятельности, что может быть подтверждено заключенными договорами с клиентами, указанием номеров служебных телефонов, по которым был разговор, распечаткой узла связи?
  Ответ. Расходы индивидуального предпринимателя, связанные с ведением междугородных телефонных переговоров с домашнего телефона, не подлежат для целей подоходного налога вычету из валового дохода. Данные расходы могут быть отнесены на затраты в случае, если телефон установлен в обособленном от жилья индивидуального предпринимателя помещении, предназначенном для осуществления избранного им вида деятельности. Это же относится и к расходам на оплату установки домашнего телефона (письмо Минфина РФ от 12 января 1998 г. № 04-04-06).
  Вопрос. Я являюсь индивидуальным предпринимателем с ноября 1996 г. В свидетельстве предпринимателя указан вид предпринимательской деятельности - оказание маркетинговых услуг. Основную свою работу выполняю по телефону, который был установлен дома в декабре 1996 г. Вправе ли я отнести стоимость установки на расходы?
  Ответ. В данном случае эти расходы можно отнести к затратам, непосредственно связанным с производством данного вида услуг (маркетинговых), обусловленным технологией и организацией производства и соответственно, учесть их для уменьшения налогооблагаемого дохода.
  В каком случае можно включить в состав расходов плату за телефонные разговоры, производимые из арендованного, юридического лица офиса?
  Это возможно сделать в следующих случаях:
  • телефонный номер перерегистрирован предприятием связи на индивидуального предпринимателя и счета узла связи выставлены на имя предпринимателя;
  • оплата абонентного обслуживания телефона и счетов за переговоры учитывается при определении арендной платы по договору аренды.
  Если предприниматель оплачивает счета, выставленные отделениями связи арендодателю сверх арендной платы, то такие расходы предпринимателя не могут уменьшить его налогооблагаемый доход, поскольку не имеют документального подтверждения отношения к деятельности предпринимателя.
  Что относится к расходам по оплате услуг банков?
  К расходам по оплате услуг банка относится плата за:
  • открытие текущего счета;
  • проведение операций по текущему счету;
  • чековую книжку;
  • расчетно-кассовое обслуживание;
  • выдачу наличных денежных средств;
  • переводные, инкассовые и другие расчетно-кассовые операции.
  6. Оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг
  В каких случаях консультационные и информационные услуги включаются в состав расходов предпринимателя?
  Они включаются в состав расходов предпринимателя в том случае, если у предпринимателя имеется договор, в котором отражены содержание услуг и их непосредственная связь с управлением производством. Услуги должны быть приняты по акту о приемке-сдаче услуг (работ).
  Включаются ли в состав расходов затраты по приобретению нормативных документов и литературы, необходимых предпринимателю в своей деятельности?
  Да, включаются, в том случае, если предприниматель сумел подтвердить производственный характер этих расходов.
  Вопрос. Я воспользовался услугами частного юриста, который производит за меня уплату подоходного налога по доверенности, а также ведет учет доходов и расходов. Могу ли я в состав расходов включить оплату его услуг?
  Ответ. Нет, поскольку данные затраты нельзя признать связанными с получением доходов. Они должны производиться за счет средств, оставшихся после уплаты налога.
  Включается ли оплата аудиторских услуг в состав расходов предпринимателя?
  Как и в предыдущем случае, такие услуги непосредственно не связаны с получением дохода от предпринимательской деятельности. Поэтому учесть их в составе своих расходов предприниматель не может.
  Включается ли стоимость услуг Интернета в состав расходов предпринимателя?
  Оплата услуг Интернета включается в состав затрат при наличии подтверждающих документов о необходимости его использования, заключенных сделках и проведенных переговорах.
  7. Затраты, связанные с подготовкой кадров и повышением квалификации
  Правомерно ли включение в состав расходов, связанных с получением доходов от осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического лица, сумм произведенной оплаты за обучение в высшем учебном заведении самого предпринимателя или физического лица, работающего у предпринимателя на основании трудового договора? Можно ли отнести получение высшего образования к понятию "подготовка кадров"?
  Предприниматель не имеет права учесть в составе расходов ни затраты на свое обучение, ни плату за обучение персонала, работающего у него по трудовым договорам, даже если необходимость обучения и повышения квалификации напрямую связна с предпринимательской деятельностью.
  Вопрос. Гражданин зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и занимается аудиторской деятельностью. Имеет ли право аудитор - индивидуальный предприниматель включать в состав своих расходов затраты на повышение квалификации и оплату аттестации аудитора?
  Ответ. Обучение и аттестация аудиторов, повышение ими квалификации обеспечивают профессиональное выполнение аудиторами своих обязанностей и непосредственно с получением дохода от этой деятельности не связаны, а следовательно, отнесению на затраты предпринимателя не подлежат.
  8. Содержание и обслуживание технических средств управления: вычислительных центров, узлов связи, средств сигнализации и других. Плата за аренду в случае аренды отдельных объектов основных производственных фондов (или их отдельных частей).
  Здесь речь идет о возмещении арендной платы за использование помещений под офисы (склады), транспортных средств, основных фондов и т. д. Все это должно использоваться строго в производственной сфере.
  Можно ли включить в состав расходов предпринимателя плату за жилое помещение, которое используется для производственной деятельности?
  Нет, арендная плата за помещения, числящиеся в составе жилого фонда, не включается в состав расходов даже в случае их производственного использования (например под мастерскую и т, п.).
  Правомерно ли включить в состав расходов арендную плату за землю?
  Если участок земли необходим для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе для производства сельскохозяйственной продукции и ее последующей реализации и не предоставлен в пользование другим юридическим и физическим лицам, то арендную плату за него можно включить в состав расходов предпринимателя (п. 5.3 разд. 7 письма Госналогслужбы РФ от 20 февраля 1996 г. № НВ-6-08/112).
  9. Затраты на оплату процентов по полученным кредитам
  Каков порядок включения затрат на оплату процентов в состав расходов предпринимателя?
  1. Затраты по оплате процентов за пользование кредитами банков принимаются в пределах учетной ставки Банка России, увеличенной на три пункта (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов).
  2. На затраты предпринимателя относятся проценты по кредитам, полученным только от банков или иного кредитного учреждения, имеющего лицензию Банка России на данный вид деятельности.
  3. Расходы по отсроченным или просроченным ссудам в затраты предпринимателя не принимаются.
  Вопрос. Индивидуальным предпринимателем получен валютный кредит. Сумма кредита в иностранной валюте была переведена в рубли по курсу ЦБ, зачислена на расчетный счет предпринимателя и использована на увеличение оборотных средств. Включать ли в доходы предпринимателя сумму кредита, а в расходы - сумму, направленную на погашение кредита и процентов?
  Ответ. Для целей налогообложения затраты на оплату процентов по кредитам в иностранной валюте принимаются в размерах, не превышающих 15 процентов годовых (письмо Минфина РФ от 28 декабря 1995 г. № 135, Минэкономики РФ от 29 декабря 1995 г. № СИ-517).
  Следовательно, индивидуальный предприниматель учитывает уплаченные банку проценты по кредиту (в указанных пределах) в составе своих расходов, связанных с извлечением дохода.
  Включается ли в состав расходов индивидуального предпринимателя отрицательная разница между рублевой оценкой кредита в иностранной валюте на дату получения и на дату возврата кредитору?
  Действующим законодательством не предусмотрено включение в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) отрицательных разниц между рублевой оценкой полученного предпринимателем кредита в иностранной валюте на дату его получения и на дату возврата, в том числе и по кредитам, полученным на производственные цели. Поэтому формальных оснований для учета таких разниц в составе расходов предпринимателей нет.
  Вправе ли налоговые органы учесть в составе расходов предпринимателя без образования юридического лица суммы процентов, уплаченных им за пользование ссудой, предоставленной Фондом поддержки предпринимательства, финансируемым за счет бюджетных средств и выполняющим государственную программу по поддержке малого предпринимательства?
  В состав расходов предпринимателя включаются затраты на оплату процентов по бюджетным ссудам, кроме ссуд, выданных на инвестиции и конверсионные мероприятия.
  Таким образом, налоговый орган вправе учесть в составе расходов предпринимателя без образования юридического лица затраты на уплату процентов за пользование ссудой, полученной за счет средств бюджета в государственном Фонде поддержки малого предпринимательства, в случае, когда такая ссуда получена не на осуществление какого-либо инвестиционного проекта.
  Что может включить в состав расходов предприниматель, если он сдает в аренду имущество на условиях финансового лизинга?
  При осуществлении этих операций предприниматель может включить в состав расходов не только затраты по оплате процентов по полученным на приобретение лизингового имущества кредитам банков, но также и по оплате процентов (без ограничений их размеров ставкой ЦБ РФ) по полученным и использованным на эти цели заемным средствам.
  10. Расходы на рекламу
  Что можно считать рекламой?
  Рекламой считаются все виды объявлений, извещений и сообщений, передающие информацию с коммерческой целью при помощи средств массовой информации (печати, эфирного, спутникового и кабельного телевидения, радиовещания), а также посредством каталогов, прейскурантов, справочников, листовок, афиш, календарей, световых табло (бегущая строка, световая фиксированная строка и др.), имущества юридических и физических лиц, одежды.
  Что включается в состав расходов на рекламу?
  В состав расходов включаются:
  • разработка и издание рекламных изданий;
  • рекламные мероприятия через средства массовой информации;
  • световая и иная наружная реклама;
  • изготовление стендов, щитов и т. д.;
  • иные рекламные мероприятия.
  Что относится к расходам предпринимателя на рекламу?
  К расходам предпринимателя на рекламу относятся расходы на:
  • разработку, издание и распространение рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т. п.);
  • разработку, изготовление и распространение эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки, приобретение, изготовление и распространение рекламных сувениров, образцов выпускаемой продукции и т. д.;
  • рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, передачи по радио и телевидению);
  • световую и иную наружную рекламу;
  • приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видео-, диафильмов и т. п.;
  • изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей и др.;
  • хранение и экспедирование рекламных материалов; участие в выставках, ярмарках, экспозициях;
  • оформление витрин, выставок - продаж, комнат образцов и демонстрационных залов; на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах; на приобретение (изготовление) и распространение призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний;
  • проведение иных рекламных мероприятий, связанных с деятельностью предпринимателя.
  Существуют ли нормы расходов на рекламу?
  В составе расходов предпринимателя затраты на рекламу принимаются в пределах норм, установленных приказом Минфина РФ от 15 марта 2000 г.
 Объем выручки от продажи продукции (работ, услуг), включая налог на добавленную стоимость
  Предельные размеры расходов на рекламу, принимаемые при налогообложении прибыли (доходов)
  До 30 млн. рублей включительно
  5 процентов от объема
  Свыше 30 млн. рублей
  1,5 млн. рублей + 2,5 процента с объема, превышающего 30 млн. рублей
  Свыше 300 млн. рублей
  8,25 млн. рублей + 1 процент с суммы, превышающей 300 млн. рублей
 
  Предприниматели, осуществляющие торговую деятельность, при расчете предельных размеров расходов на рекламу используют показатель валовой прибыли.
  Предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере предоставления туристских услуг, увеличивают исчисленную предельную сумму расходов на рекламу в два раза.
  Могут ли быть отнесены к расходам на рекламу изготовление визитных карточек предпринимателя и его сотрудников?
  Нет, так как изготовление визитных карточек не соответствует целям рекламы - целенаправленному информационному воздействию на потребителя для продвижения продукции на рынке (см. Федеральный закон "О рекламе").
  Являются ли рекламой наружные вывески в месте осуществления предпринимательской деятельности с использованием световых букв?
  Нет, они не могут рассматриваться в качестве рекламы, так как такие вывески являются лишь носителями информации о том, что расположено в конкретном месте, и не оказывают влияния на поддержание или формирование интереса к тому, что продается в данном конкретном месте (см., например, письмо ГНИ по г. Москве от 10 декабря 1993 г. № 11012\8842),
  11. Затраты, связанные со сбытом продукции
  Сюда относятся затраты, связанные с упаковкой, хранением, транспортировкой до пункта, обусловленного договором, погрузкой в транспортные средства (кроме тех случаев, когда они возмещаются покупателями сверх цены на продукцию).
  Что включается в состав расходов предпринимателя, реализующих товары в розницу?

<< Пред.           стр. 9 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу