<< Пред. стр. 27 (из 28) След. >>
Демон техники создал условия, когда человек не только не в состоянии контролировать антропогенные процессы, но не может даже осознавать и адекватно оценивать последствия всего происходящего.
Расщепление атома, расшифровка генетического кода и другие открытия приподняли занавес над тайной жизни. С помощью науки, техники и технологий человек приблизил область фантазии к границам реального. Проблема "биокиборга" уже покинула страницы фантастической литературы. Имеются все предпосылки к тому, чтобы биотехнология и генная инженерия стали ведущими отраслями промышленности.
Человек освоил технические средства своего перемещения в физическом пространстве, построил дороги, возвел дамбы, изобрел компьютер, вышел в космос, овладел способностью изменять себя. Человек продемонстрировал и продолжает демонстрировать, что его
495
мозг является носителем астрономического числа нейронов и их соединений, что позволяет одному человеку хранить в уме запас информации, накопленный всем человечеством. (См.: О человеческом в человеке. С. 113).
Приспосабливаясь, человек стал преобразовывать. Защищаясь, стал нападать. С оборонительных позиций перешел в положение диктатора. XXI в. человек встречает в качестве лидера эволюционного процесса. Однако он еще не готов взять ответственность за жизнь на Земле. Похоже, он еще до конца не осознал, что именно жизнь является высшей ценностью. Не осознал человек и степень расширения своих обязанностей. До сих пор платоновская проблема достижения гармонии между индивидуальной добродетелью и общественной справедливостью остается нерешенной проблемой. И сегодня без какой-либо натяжки можно повторить слова Сенеки о том, что "наибольшую часть жизни тратим на дурные дела, немалую - на безделье, и всю жизнь - не на те дела, что нужно". (Сенека. Нравственные письма. М., 1977. С. 5).
Глобальные проблемы возникли не сами по себе. Они, как результат антропогенной деятельности, свидетельствуют, что у человека хватило ловкости "похитить огонь у богов", но не хватило мудрости, чтобы использовать его на благо. Техническое могущество без мудрости сделало человека предельно опасным существом, ибо он владеет силой, не имея представления о границах и возможностях ее применения. Похоже, что человек так до сих пор и не уяснил, что уничтожая природу, он уничтожает самого себя и вплотную подошел к дилемме: изменить свое поведение или исчезнуть с лица земли.
Для того чтобы измениться, он должен обрести полную меру человеческого: стыда и совести, долга и сострадания, проникнуться "почтением к бытию", "благоговением перед жизнью".
Авторов этого текста можно упрекнуть, что они нарушают заявленный принцип конкретности истины и что в отдельном хуторе отдельно взятого региона в поведении соседа Иванова ничего такого не наблюдается. Своим незадачливым оппонентам хотим ответить одной фразой:
496
"Слава Богу, что есть приятные исключения. Но в данном случае речь идет о сложившихся тенденциях. Не стоит делать вид, что их нет, ибо их не должно быть".
В античном мире человек в своем стремлении слиться с космосом жил по принципу "здесь и только сейчас", полагая, что прошлого уже нет, а будущего еще нет. Такая установка на жизнь не имела перспективы, хотя в некоторых отношениях люди классической духовности ушли далеко вперед по сравнению с людьми конца XX века. (См.: Рожанский И. Д. Античный человек // О человеческом в человеке. М., 1991. С. 282-298).
Античное общество уступает место средневековой действительности, ориентированной на лучшую жизнь в... потустороннем мире. И все же это был заметный шаг вперед. Человек получает духовное измерение своей сущности, обретает стратегический' ориентир, по которому выверяет направленность своей жизни, характер своей активности.
Эпоха Возрождения властно заявляет о земном предназначении человека, о свободе выбора своего будущего. Правда, потом оказалось, что этот выбор оказался без выбора. Возрождение, как эпоха первоначального накопления капитала, включила механизм социально-экономического отчуждения. Частная собственность из системы обеспечения суверенитета граждан, основы их самовыражения превратилась в систему самообеспечения. Господство частной собственности на средства производства обусловило фетишизацию товара, денег и капитала. В этих условиях человек превращается в предмет купли-продажи. Его жизнь становится псевдожизнью. Все богатство человека, его неповторимая уникальность сводятся к сумме знаний, навыков и предрасположенности выполнять определенную работу. В этих условиях человек превращается в функцию общественного производства. Его жизнь сопровождается набором таких форм психологического переживания отчуждения, как бессмысленность и бессилие, дезорганизация и ощущение одиночества; неприятие ключевых общественных ценностей и использование социально неодобряемых средств; самоотстраненность, псевдосубъективность и мучительное состояние постороннего.
497
Объем представленного текста и его методологическая направленность не позволяют расшифровать и подробно описать каждое состояние этого "джентльменского набора". Читатель, попробуйте это сделать самостоятельно, смоделировав то или иное состояние и замкнув его на себя. Вы убедитесь, что каждый компонент этого "набора" ставит под сомнение нормальное существование человека, его перспективу. Только потеря смысла жизни "выключает" человека из человеческого бытия, обрекает его быть кем угодно, но человеком. В условиях одномерности, пребывая в статусе общественной функции, человек очень быстро превращается в "выгоревшую свечу".
Отчуждение становится реальностью там, где посредник жизнедеятельности человека из системы его обеспечения превращается в систему самообеспечения, персонифицируя наличные общественные отношения и превращая человека в объект манипулирования.
Можно ли если не ликвидировать, то хотя бы ослабить тот или иной вид отчуждения, ту или иную форму переживания, или это вечное проклятие - судьба человека?
Отчуждение - закономерность общества на определенном этапе его развития. Оно имеет объективную обусловленность. Стало быть, ставить вопрос об устранении закономерности некорректно, но можно ставить вопрос о ликвидации форм ее проявления как в массовом, так и в индивидуальном порядке. Этот вывод подтверждается примерами сохранения своего "Я" даже в условиях тотального отчуждения человека от собственности, от власти и от культуры. Чтобы эти примеры носили характер массового явления, люди должны принять новые основания культуры.
Мир нуждается не в культуре противостояния (Я и не-Я), не в войне всех против всех, не в физической борьбе за существование в условиях, где "человек человеку - волк", а в культуре диалога, взаимопонимания, взаимоприятия личности и общества, общества и природы в системе "природа-человек-общество".
498
Только устранив экспансию общества по отношению к природе, которая оборачивается экспансией по отношению к человеку, обеспечив гармонию между индивидуальной добродетелью и общественной справедливостью, общество обеспечит условия устранения одиозных форм отчуждения, и тогда человек обретет свою целостность, станет миром в мире, заявит о себе в системе "микрокосмос - макрокосмос".
Не менее актуальна и проблема самоотчуждения человека. Она имеет место там, где конкретный человек в рамках своего мировоззрения адаптирует чуждые ему ценности. Соединение неполноты знаний о мире и о себе с ложным ценностным эталоном приводит к принятию не идеала, а идола и тех средств его осуществления, которые формируют особую психологическую установку на отношение к миру. В ходе осуществления этого отношения человек выражает не себя, а отстаивает и утверждает не просто чужие, а подчас и чуждые принципы, прямо или опосредованно разрушающие личность этого человека.
Условия самоотчуждения возникают в случае, когда индивид лишен своего прошлого, когда он не имеет возможности выявить и реализовать ценности своей семьи, своего этноса, наконец, общечеловеческие ценности. Преодолима ли эта форма отчуждения? Да, если индивид овладеет накопленными знаниями, навыками, ценностями, помня о том, что каждый человек - связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим человечества.
Античный философ Демокрит рассматривал образование как украшение для счастливых и убежище для несчастных, ибо знания помогают даже зло превратить в добро. "Глубокая вода таит опасность утонуть. Но этой опасности можно избежать, научившись плавать", - говорил он.
Источником страданий, дискомфорта являются неопределенность, незнание или ложные знания и квазиценности. Снятие неопределенности через действительное знание и подлинные ценности обеспечивает реальное спокойствие и счастье, разрывает порочный круг самоотчуждения, возвращает человеку его самоценность.
499
Главная цель образования - освоить меру истинной полезности, ибо счастлив не тот, кто имеет много, а тот, кто знает много. Реальная способность к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию - это своеобразный иммунитет против самоотчуждения, это один из факторов сохранения своего "Я" даже в условиях тотального отчуждения.
Читатель! Постарайся встретить XXI век с открытым взглядом Надежды, Веры и Любви, отнесись к миру с позиции принципа коэволюции, выстраивай свое отношение к миру по канонам Добра, Разума и Красоты.
Помни, что высшая ценность мира - это жизнь, а мера этой ценности - время.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Почему ставка только на разум поставила под сомнение перспективу дальнейшего развитая человечества?
2. Дайте комментарий высказыванию: "Глупость умных людей с ясной головой и узким кругозором породила много катастроф".
3. Какие проблемы относятся к глобальным, есть ли между ними взаимосвязь?
4. Противостояние всего искусственного всему естественному - проблема будущего или это уже сложившаяся современная глобальная проблема?
5. Какой смысл заключает в себе понятие "постиндустриальное общество"?
6. Дайте оценку Римского клуба и Программы проекта моделей мирового порядка, уточните их достоинства и недостатки.
7. Попробуйте представить свою модель будущего мира.
8. Что является целью так называемого "планетарного" мировоззрения?
9. Сделайте анализ дилеммы "быть или иметь" и укажите возможные решения.
10. Какие реальные возможности таят в себе средства массовой информации (СМИ)?
11. Какую роль в процессе моделирования будущего должны сыграть ориентиры Добра и Красоты?
12. Дайте определение отчуждению и расшифруйте его вероятные состояния.
13. Чем обусловлено отчуждение и какова его причина?
14. Что нужно сделать, чтобы преодолеть ту или иную форму отчуждения?
15. Ваш идеал в жизни? Считаете ли Вы возможным осуществить его, используя социально неодобряемые средства, помня о том, что "победителя не судят"?
500
ЛИТЕРАТУРА:
Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. М., 1982.
Батенин С. С. Человек в его истории. Л., 1976.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб., 1992.
Григорьян В. Т. Человек, его положение и призвание. М., 1986.
Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.
Дубинин Н. П. Что такое человек? М., 1983.
Ефимов Ю. И. Философские проблемы антропосоциогенеза. Л., 1981.
Казначеев В. П., Спирин Е. А. Космоплаяетарный феномен человека. Новосибирск, 1991.
Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
Культура, человек и картина мира. М., 1987.
Кууси Пекка. Наш человеческий мир. М., 1988.
Лейбин В. М. Зарубежная глобалистика: проблемы и противоречия. М., 1988.
Маркс К. Экономическо-философские рукописи // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42.
Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
Ноосфера: духовный мир человека. Л., 1986.
О человеческом в человеке. М., 1991.
Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980.
Проблема человека в западной философии. М., 1988.
Сержантов В. Ф., Гречаный В. В. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания. Л., 1980.
Сумерки богов. М., 1989.
Шарден Т. де. Феномен человека. М., 1987.
Тугаринов В. П. Природа, цивилизация, человек. Л., 1978.
Философия природы: коэволюциоиная стратегия. М., 1995.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Фромм Э. Иметь или быть? М., 1987.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
Человек в системе наук. М., 1989.
Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Кн. 1-2. М., 1991, 1994.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
I. МИР И ЧЕЛОВЕК: ЕДИНСТВО И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
1. Становление и развитие мифологии.
2. Мифология древняя и современная.
3. Мифология как мировоззрение.
4. Становление и развитие религии.
5. Религия: от политеизма к монотеизму.
6. Религия в истории народов мира.
7. Религия как мировоззрение.
8. Философия как особый тип мировоззрения.
9. Условия возникновения философии.
10. Философия и религия.
11. Философия и искусство.
12. Философия и мораль.
13. Философия и наука.
14. Философия и политика.
15. Философия и право.
16. Роль и место философии в жизни общества.
II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА КАК ПРОТОФИЛОСОФИЯ
1. Социальные основания становления протофилософии.
2. Проблема "дао" в древнекитайской философии.
3. Этическая направленность протофилософии.
4. Космоцентризм протофилософии.
5. Буддизм, его теория, нравственность и практика.
6. Шесть систем индийской философии.
7. Китайская классическая "Книга перемен".
8. Буддизм вчера и сегодня.
III. ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ: ИДЕИ БЫТИЯ МИРА И ЕГО ПОЗНАНИЯ
1. Истоки философии античности.
2. Натурфилософия античности.
3. Поиск первоначала и формирование категориального каркаса философии.
4. Построение первой картины мира: от Демокрита до Эпикура.
5. Становление античной методологии.
6. Платон и формирование первой абстракции сознания.
7. Платон и его диалоги.
8. О соотношении индивидуальной добродетели и общественной справедливости в философии Платона.
9. Государство и Закон в философии Платона.
10. Философия Платова как система объективного идеализма.
11. Аристотель как систематизатор античного наследия.
12. Учение Аристотеля о движении и о причине.
13. Категории Аристотеля и его формальная логика.
14. Учение Аристотеля о сущности.
15. Государство в философии Аристотеля.
16. Стоики и их этическая концепция.
17. Скептицизм как особое направление философии античности.
18. Неоплатонизм как предпосылка новой философии.
IV. ЧЕЛОВЕК И МИР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
1. Социальные и гносеологические основания средневековой философии.
2. Основные проблемы средневековья и пути их решения.
3. Философия Аврелия Августина.
4. Неоплатонизм Иоанна С. Эриугены
5. О соотношении веры и разума в эпоху средневековья.
6. "Номинализм" и "реализм" об "универсалиях".
7. О сущности и существовании Бога.
8. Философия Фомы Аквинского и его отношение к основным проблемам средневековья.
9. Фома Аквинский о вечном, естественном и человеческом праве.
10. Становление и развитие схоластики.
11. Арабская философия и ее значение.
12. Теоцентризм средневековой философии.
V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. Социальные основания философии Ренессанса.
2. Земное предназначение человека.
3. Проблема конечного и бесконечного в философии эпохи Возрождения.
4. Проблема свободы человека и его ответственности.
5. "Великие открытия" эпохи Возрождения и пересмотр представлений о мире.
6. Натурфилософия Ренессанса и ее пантеизм.
7. "Христианский гуманизм" Эразма Роттердамского и "Утопия" Т. Мора.
8. "Государь" Н. Макиавелли: ложь и истина.
9. М. Монтень о мире и человеке, о политике и этике.
VI. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
1. Социальные и гносеологические основания философии Нового времени.
2. Проблема метода в философии Нового времени.
3. Индуктивный метод Ф. Бэкона и обоснование эмпиризма.
4. Рационализм Р. Декарта и его методологическое сомнение.
5. Проблема интуиции в философии Нового времени.
6. Т. Гоббс о сущности человека, общества и государства.
7. Философия Дж. Локка как философия компромисса.
8. Пантеизм Б. Спинозы и его теория познания.
9. Рационализм философии Г. Лейбница.
10. "Мысли" Б. Паскаля, его размышления о человеке.
11. Философия субъективного идеализма Дж. Беркли.
12. Скептицизм философии Д. Юма.
13. Философия французского материализма.
14. Концепция "общественного договора" в философии французского Просвещения.
VII. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. Социальные предпосылки и гносеологические основания классической немецкой философии.
2. Критический характер философии И. Канта и ее этическая направленность.
3. Проблема свободы в философии И. Канта.
4. Проблема права и государства в философии И. Канта.
5. Становление парадигмы "Я" и "не-Я" в философии И. Фихте.
6. Право и мораль в философия И. Фихте.
7. Натурфилософия Ф. Шеллинга.
8. Тождество субъекта и объекта, мышления и бытия в философии Ф. Шеллинга.
9. Панрационализм и панлогизм философии Г. Гегеля.
10. Абсолютная идея, ее становление, развитие и отчуждение в философии Гегеля.
11. Философия права Г. Гегеля.
12. Концепция "гражданского общества" в философии Г. Гегеля.
13. Философия антропологического материализма в философии Л.Фейербаха.
14. Концепция "сущностных сил" в философии Л. Фейербаха.
15. Л. Фейербах - последний представитель классической немецкой философии и ее первый реформатор.
VIII. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX веков
1. Социальные основания плюрализма европейской философии.
2. Истоки и эволюция позитивизма.
3. Становление и развитие философии марксизма.
4. Проблема человека в философии прагматизма,
5. Сущность и существование в философии экзистенциализма.
6. Философская антропология М. Шеллера и X. Плеснера.
7. Проблема веры и разума в неотомизме.
8. Co-творчество Бога и человека в персонализме.
9. Франкфуртская школа и ее критическая направленность.
10. Проблема человека в неофрейдизме.
11. Попытка синтеза фрейдизма и марксизма в философии Э. Фромма.
12. Концепция "человеческой революции" Римского клуба.
13. Проблема отчуждения в европейской философии.
14. Проблема воли в философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.
15. Проблема свободы в европейской философии.
16. Феномен бегства от свободы.
IX. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. "Нестяжатели" и "иосифляне".
2. Вклад духовных наставников русских князей в становление философии.
3. Российское Просвещение и его эволюция от А. Курбского до А. Радищева.
4. Ученая "дружина" Петра и ее вклад в становление русской философской мысли.
5. М. В. Ломоносов и его вклад в развитие русской философия.
6. Проблема смерти и бессмертия в философии А. Н. Радищева.
7. Проблема права в философии С. Десницкого.
8. Философические письма П. Я. Чаадаева.
9. Философия славянофильства.
10. Философия политического радикализма.
11. Оправдание добра в философии В. С. Соловьева.
12. Философия всеединства В. С. Соловьева.
13. Этический характер философии Н. О. Лосского.
14. Русская философия как философия сродности, соборности, всеединства, софийности и общего дела.
15. Философия русского космизма.
16. Русский марксизм: теория и практика.
17. Русская идея: истоки и перспективы.
X. ПРОБЛЕМА "БЫТИЯ МИРА" И "БЫТИЯ В МИРЕ"
1. Материализм и идеализм как два основных подхода к вопросу о природе бытия.
2. Общее и особенное "бытия мира" и "бытия в мире".
3. Движение как способ существования бытия.
4. Пространство и время как формы проявления и осуществления бытия.
5. Природа как форма "бытия в мире".
6. Общество как форма "бытия в мире".
7. Человек как особая форма "бытия в мире".
8. Принципы и основные законы развития бытия.
9. Развитие как объект философского анализа.
XI. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ
1. Феномен сознания в историко-философской традиции.
2. Отражение как онтологическое основание сознания.
3. Сравнительный анализ психики животного и человека.
4. Структура психики человека, взаимосвязь ее компонентов.
5. Структура сознания, ее открытость миру.
6. Сознание человека, его основные функции.
7. Проблема сознания в классическом психоанализе 3. Фрейда и концепциях неофрейдизма.
8. Общественное бытие и общественное сознание, их взаимосвязь.
9. Общественное сознание и его структура.
10. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь.
11. Феномен общественной психологии, ее возможности.
12. Идеология, ее место в структуре общественного сознания.
13. Политика как форма общественного и индивидуального сознания.
14. Право как специфическая форма сознания.
15. Механизм регуляции правового поведения индивида.
16. Мораль и нравственность как специфическая форма освоения мира.
17. Искусство как особая форма сознания общества и индивида.
18. Наука как форма общественного сознания.
19. Философия и ее статус в качестве формы общественного сознания.
20. Религия как форма сознания общества и индивида.
21. Феномен сущностных сил человека в философии Л. Фейербаха.