<< Пред. стр. 4 (из 4) След. >>
В такт пульсации (это шакти -эффект от ритмического дыхания) надо посылать импульс-сгусток энергии из тела в голову. Пульсация действует как поршень, всасывающий своим движением энергию из тела в голову. Таким образом, несколькими пульсациями наполняется мозг до предела мощной энергией.е) Необходимо сосредоточиться на своем мозге и этой мощной энергии в нем. Внедритесь в это состояние. Все это усилит - состояние. Все это усилит состояние, в котором вы находитесь. Дыхание все время ритмическое с хорошо чувствительной пульсацией. Все мысли отсутствуют. Это и есть специально для телепатии измененное, состояние К. (или состояние, сходное с "шакти - прарсадасана").
ж) В этом состоянии вы уже готовы к телепатии. Теперь, на фоне мысленной пустоты, воспроизводите образ того человека, на которого вы хотите влиять. Этот образ должен быть очень четким и совершенно реальным. (Вы можете подумать, что сделать это трудно, но нет - в этом состоянии, в котором вы находитесь, сделать это нетрудно). Вы находились в трансформированном состоянии К. и это видение - не простое самовнушение, а это налаживание и установка связи в неизученном пока наукой неизвестном поле (энергоинформационном поле Земли?).
Очень часто в этом состоянии при установлении связи появляется феномен "ясновидения". o Вы можете потерять "себя" и очутиться как бы рядом с тем человеком. Вы будете видеть, что он делает и чем занимается.
з) Итак, связь налажена. Вы это физически ощущаете. Дыхание все время ритмическое. Глядя на образ, сосредоточьтесь на той мысли, которую вы хотите передать ему. Дальше, насыщая ее энергией, бросайте эту мысль в образ, в такт пульсации. Здесь ритмическое дыхание действует наподобие лукатетивы, выбрасывающей стрелу-мысль в пространство-цель.
Итак, мысли выбрасываются в такт пульсации. Вы почувствуете, что связь установлена. Вот собственно и все. Как видите, метод телепатии состоит из нескольких упражнений. Тренировка телепатии таким образом состоит из тренировки каждого ее элемента - упражнения.
В результате длительной тренировки развивается аппарат биосвязи. Становится возможным влиять а в обыкновенном состоянии, бодрствующем. Тогда человеку вполне достаточно всего лишь одного желания и некоторого сосредоточения на передаваемой мысля и она становится понятной для других людей. Но надо сказать, что такое влияние не очень сильно. И если специалисту (или йогу) нужно воздействовать более радикальным и сильным образом, то он всегда будет делать это через то состояние психики, о которых мы написали выше.
Следовательно, сам акт сосредоточения и практика вышеописанных состояний, очень сильно разовьют в вас телепатию, то есть высшую степень саморегуляции (организм и мозг автоматически будут выполнять все без-вредаые для них желания-мысли).
Необходимо знать, что плохие мысли обладают разрушающим действием для любого человека, а для овладевшего психоэнергетической саморегуляцией они недопустимы совсем, так же недопустимы любые сильные безконтроль-ные эмоции, - можно в себе все пережечь, возможен также переход в необратимые состояния (можно сойти с ума или умереть).
К глубокому сожалению, нам не известен опыт безопасной практики, сходной с состоянием К. китайской психотехники. Есть определенный опыт работы с состояниями, сходными с состоянием К. в Тибете и Индии. Но знания эти глубоко засекречены с тем, чтобы ограничить доступ к духовным высотам.
и) Телепатические способности - это, на наш взгляд, способности за счет состояния К. воспринимать весь комплекс запороговых, вернее, неосознаваемых, но реально воздействующих на перципиента физических полей, энергий, вибраций, излучений, разного рода физических волн (например, электромагнитных, акустических и др.). И, возможно, в перечисленном нами комплексе есть реальное физическое поле или волны, пока наукой не изученные, которые объясняют способность восприятия и на большие расстояния. Согласно известной закономерности живые организмы на Земле, способные что-нибудь излучать, способны это( и воспринимать. На уровне человека это достигается за счет восприятия на уровне бессознательных, под-пороговых сигналов, дальнейшей их переработки мозговыми (возможно, прогностическими) структурами и выдачу в осознаваемые структуры информации уже в виде образов, мыслей, чувств. То есть (как в ЭВМ) принимаемая информация переводится на "язык" мозга. Но, учитывая, что мозг человека сложнее ЭВМ, считаем, что здесь информация претерпевает более сложную переработку (группируется, расчленяется, сверяется с "опытом-памятью", анализируется и т. д.) прежде чем попадает в "осознаваемое", Главное, что поступившие сигналы после их обработки на уровне неосознаваемого, значительно усиливаются, прежде чем стать читаемой! мозгом информацией. Превращение "сигналов" в информацию" - вот тот мозговой механизм, который у человека можно было бы назвать приемником. Такой подход снимает трудность понимания проблемы общения "мозг-мозг". А на небольшие расстояния такие взаимодействия даже не требуют специальной психотехники. Больших успехов здесь можно добиться даже обычным эстрадным искусством за счет тренировки или при наличии врожденных способностей
Итак, руководствуясь изложенным, более чем кратким объяснением, мы приводим еще. один способ телепатии.
Развитие телепатических способностей, как это делается? Ведь это главное, развить.
Так вот здесь мы опять прибегаем к состоянию К. через "состояние-2". Мы обучаем "различать" и "узнавать" сигналы, то есть обучаем способности переводить запороговые сигналы из области неосознаваемого в область осознания на язык образов, мыслей, чувств методом "сверки" и запоминания этих информационных ощущений через основные информационные единицы (например, называется цифра 1, о чем сообщается перципиенту и он "запоминает" весь комплекс ощущений, затем цифра 2 и т. д.).
Кроме этого развивать телепатические способности можно гипнозом и медитацией. Телепатия часто осваивается продвинутыми духовными учениками автоматически, как побочный продукт духовной практики.
Некоторые тибетские апахореты - созерцатели могут воспринимать на расстоянии сообщения от своего духовного наставника без систематической тренировки. Этот факт считают следствием их глубокого почитания к учителю.
Считается, что некоторые мистики могут стихийно получить способность передавать мысли на расстоянии.
Основы обучения телепатии в Тибете выглядят так: (по А. Дэвид-Ниль):
Прежде всего, необходимо научиться выполнять весь комплекс упражнений, вызывающих состояние транса при концентрации мысли на одном объекте до тех пор, пока не получите эффект слияния субъекта с объектом (растворение "я")." Кроме этого, надо специально тренироваться в выполнении вспомогательных телепатических упражнений:
1. "Опустошать" сознание от всякой умственной деятельности, создавая в нем безмолвие и абсолютный покой (это составная часть рабочего телепатического фона);
2. Далее обучаются искусству распознания и анализа разнородных влияний, вызывающих внезапные труднообъяснимые психические и физические ощущения, а также особые состояния сознания - радость, печаль, страх, неожиданные воспоминания о лицах, предметах или событиях, как будто не имеющих никакой связи с ходом мыслей или действиями человека, в памяти которого они всплывают.
После нескольких месяцев тренировки в этих упражнениях ученик допускается к совместной медитации с учителем. Оба запираются в тихой, малоосвещенной комнате и концентрируют мысли на одном и там же предмете. В конце упражнения ученик сообщает учителю все, что было в медитации - различные ощущения, образы, идеи, представления. Эти подробности сопоставляются с моментами медитации учителя - сходство и расхождения отмечаются.
На следующем этапе ученик, ничего не зная о предмете медитации учителя, старается воспрепятствовать возникновению в своем сознании мыслей, создает в нем вакуум (рабочий фон) и наблюдает неожиданно появляющиеся мысли, чувства, представления, как будто чуждые собственным его интересам или представлениям. Возникшие у ученика во время упражнения мысли и образы снова подвергаются анализу ламы, сравнивающего их с тем, что он мысленно внушал ученику во время сеанса.
Теперь учитель уже будет давать ученику конкретные задания. Ученик должен в это время сосредоточиться, находясь на небольшом расстоянии от учителя. Если приказы восприняты, это будет видно из действий или ответов ученика. По мере тренировок дистанция между учителем и учеником увеличивается постепенно. Затем в разных помещениях, а затем увеличивают расстояние до нескольких километров.
Ламы могут читать чужие мысли, когда им заблагорассудится, независимо от желания и готовности другого человека. Иногда ламы поручают работать по приведенной методике своим 2-3 ученикам. Старшие ученики проверяют свои успехи, посылая кому-нибудь без предупреждения телепатические сообщения, стараясь внушить мысли или действия тому, с кем никогда вместе не тренировались. Некоторые ученики пытаются внушить сигналы-действия животным.
На эти и другие обязательные упражнения уходят годы. Великие учителя могут иметь связь с любым живым существом в мире, но это результат уже духовной практики и специальных знаний. Одно из известных здесь условий - это ощущение единства "я" и мира, это особая тишина и малонаселенность Тибета, особый воздух и др.
ДЖАПА-МЕДИТАЦИЯ
Религиозный аутотренинг является низшей степенью духовного аутотренинга, в нем сложные понятия - "Универсальное психическое поле Вселенной" и "Непроявленное" подменяются на доступное пониманию простых людей - понятие "БОГ".
У разных народов, в разные времена, все высшие посвященные служители культа во всех мировых религиях хорошо знали и понимали эту разницу, поэтому, чтобы не смущать рядовых служителей культа и простых верующих, эти знания скрывались и хранились под большим секретом, а "работали" с понятием "БОГ".
У разных народов боги или один бог имели одно или несколько имен, а также одну или несколько ипостасей - аспектов существования. Мы приведем наиболее общедоступную в наше время психотехнику древней индийской религии, которую обработал и упорядочил индийский мудрец Чайтанья. Эта психотехника является частью религиозной ветви - пути любви (бхакти -йоги), поэтому она рекомендуется верующим в бога Кришну для "обретения счастья и освобождения".
Мы излагаем джапа - медитацию, руководствуясь рекомендациями известного индийского религиозного деятеля Прабхупады.
Медитация означает "мысленное созерцание", но у созерцания должен быть объект. Чтобы избавиться от повседневных тревог, занимающих ум, верующий человек должен подняться над материальным уровнем, он должен попытаться закрепиться на трансцендентальном духовном уровне и сделать это можно с помощью джапа - медитации, постоянно повторяя имена Бога, общаясь с ним таким образом. Так как Бог - это высший духовный уровень, то верующий с помощью повторения имен Бога (джапа - медитация) также автоматически попадает на духовный уровень бытия.
Согласно различным религиозным Писаниям у Бога много имен: Кришна, Рама, Иегова, Аллах, Будда и др. Повторение имен Бога оказывает очистительное действие и поднимает человека с материального уровня на духовный, изменяя при этом архитектонику его мозга и состояние сознания. В Индии верующие повторяют имена бога в форме мантр. На санскрите "ман" означает "ум", а "тра" означает "освобождение", следовательно, мантра, - это комбинации трансцедетальнык звуков, освобождающая ум от тревог и волнений, создающая особый "рабочий" фон сознанию для его обручения с Вечностью.
Ведическая литература "Кали - сан тарана Упанишад", рекомендует маха - мантру. Эти шестнадцать слов - Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе Харе - особенно рекомендуется и употреблению в Кали - йогу, эпоху ссор, тревог и лицемерия". Имя "Кришна" означает "всепривлекающий", имя Рама - "всерадующий", а Харе - это обращение к энергии преданного служению Богу. Таким образом, маха - мантра означает: "О всепривлекающий, о всерадующий Господь, о энергия Господа, прошу позволь мне преданно служить тебе".
Техника джапа -медитации - это чтение маха -мантры на четках, состоящих из 108 бусин, нанизанных вкруговую, со сто девятой большой бусиной посередине, представляющей "Кришну. Начинают с бусины следующей прямой за ней. Зажав бусину между большим и средним пальцем, вслух произносят текст маха -мантры. Повторяют эту мантру на каждой бусине четок, пока не доходят до большой бусины, тогда поворачивают четки и идут в обратном направлении. На большой бусине мантру не читают и через нее не перескакивают.
Чтение маха -мантры на каждой из 108 бусинок четок дает один "круг" и занимает пять-семь минут. Каждое слово мантры произносится четко" это считается очень важным моментом джапа -медитации. Рекомендуется выполнять джаиа -медитацию полчаса утром и полчаса вечером ежедневно, а при серьезных занятиях - не менее 16 кругов в день.
Систематические занятия джапа -медитацией, по утверждению Праб -хупады, позволяют, верующему быстро обрести счастье, покой и внутреннюю гармонию.
Мы хотели бы отметить огромную роль внушения и самовнушения в религии и в нашей обычной повседневной жизни. Все всему внушает. Достаточно из любого авторитетного источника, например, по телевидению, ведущему сказать: "А сейчас мы вам покажем знаменитого целителя, посмотрев на которого 10 секунд, любой больной станет здоровым", и показать на экране любого приглашенного с улицы человека, который должен просто молча посидеть 10 секунд, глядя на телезрителей, как мы получим очень много выздоровевших полностью или частично от любых болезней, причем из менее 60% от их - общего- числа, как показывает практика. А лица особо внушаемые (таковых 5-20%) получают результаты поразительные, похожие на чудо, никаким другим лечебным методам недостижимые.
Более того, достаточно просто показать любой предмет или вообще ничего не показывая, только сказать и вы получите письма благодарности от исцеленных. Можно, строго говоря, ничего не говорить и ничего не показывать, просто чистый экран 10 сек., но чтобы телезрители знали, что это целебно и эффект исцеления будет тот же, а может еще и выше, особенно в странах, где высок авторитет телевидения и низкая общечеловеческая культура.
Все вышесказанное необходимо иметь в виду, когда мы говорим о религии и религиозной психотехнике, приносящей верующему человеку счастье.
Если человек во что-то верит, то вера становится объективной реальностью, реализуясь жизнью этого человека. Таким образом можно материализовать все что угодно. Это все не так просто, как мы излагаем в целях массового понимания предмета разговора, но это надо знать и понимать, когда мы говорим о религии, о том, что: в ней истина, а что вымысел.
Так, согласно нашей теории, любой человек, любой вымысел может превратить в истину и объективную реальность своей жизнью и жизнью людей с ним согласных.
Чтобы читатель смог еще немного поразмыслить о наиболее общих законах Бытия, приведем текст статьи из советского журнала "Химия и жизнь", "Лечить - не лечить...".
Среди врачей-психоневрологов существует два принципиально различных подхода к лечению неврозов - таких, например, как панический страх перед пауками и мышами. Одни считают, что пациент может избавиться от болезни, лишь осознав ее первопричину, лежащую порой глубоко в подсознании; другие убеждены в том, что следует просто бороться с симптомами недуга, внушая больному мысль о беспочвенности его опасений.
Спор этих двух медицинских течений возник давно, но оставался спором на словах, поскольку не существовало убедительных доказательств превосходства одного метода над другим.
Недавно в Калифорнийском университете состоялась сравнительная проверка обоих методов на трех группах больных, по 30 человек в каждой.
В ходе эксперимента, длившегося два года, больных одной группы лечили методом психоанализа; у больных другой группы стремились ликвидировать симптомы неврозов. Третья группа служила контролером.
П что же? К завершению опыта состояние здоровья обеих экспериментальных групп улучшилось в равной степени. Причем равно настолько же насколько улучшилось самочувствие больных, которых никто никак не лечил.
ПСИХОТЕХНИКА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МЕДИТАЦИИ
Техника медитации - дело глубоко творческое, поэтому каждый настоящий мастер обязательно имеет свой метод, основанный на личном опыте и знании классических психотехник, а также на знаниях, переданных личным учителем или первым преподавателем.
Медитация - это глубоко измененное состояние всего мозга, организма и НПП, основанное на опорной или безопорной концентрации сознания с помощью различных психотехник для достижения соединения (йоги) ИПП с
УППВ.
Конечной целью большинства высших медитационных психотехник является "просветление" и уход в Непроявленное.
Психотехники, тормозящие и та гармонизирующие психотехнические процессы в организме, являются обязательным начальным этапом и в том или ином количестве обязательно содержат в себе психоэнергетические, психофизиологические и психологические составляющие.
1. Психоэнергетические упражнения
Качество самого процесса медитации, а главное ее цель, во многом зависит от практического умения тренирующегося "набирать" и "хранить" энергию УППВ с тем, чтобы при необходимости расходовать ее, предварительно специфически преобразовав под заданный феномен-цель. Типичным упражнением такого рода может служить "Великое психическое дыхание йогов", которое хорошо описано в методической литературе.
2. Психофизиологические упражнения
Психофизиологический гомеостаз человека нами разделяется условно на два механизма - психический гомеостаз и физиологический гомеостаз, с учетом взаимообразной связи между психикой человека и его основными системами - нервной, сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной и др.
Дыхательные упражнения оказывают в зависимости, от психотехники тормозящее, мобилизирующее или гармонизирующее влияние на весь психофизиологический гомеостаз человека, а не только на эмоциональную сферу.
Дыхательные упражнения вырабатывают умение управлять дыхательным актом, затем психическим гомеостазом, а затем и всем организмом, любой его функцией или органом. Типичным примером правильного медитативного дыхания является Ритмическое дыхание йогов, психотехника которого нами описана.
Упражнения, развивающие способность управлять сердечно-сосудистой системен, приводят к возможности произвольного управления ритмом сердца и кровообращением, а это, в свою очередь, позволяет управлять терморегуляцией.
Наиболее тесно с психикой связана мышечная система, поэтому психомышечные упражнения - очень важное звено в управляемом медитативном аутотренинге. Понижение мышечного тонуса ведет к торможению коры головного мозга, а упражнения, повышающие мышечный тонус, ведут к возбуждению. Учитывая преобладающее представительство зоны лица в коре головного мозга, очень важна психогимнастика лица, различные мимические упражнения.
Очень важными считаются правильно выполняемые релаксационные позы, которые способствуют качеству медитации.
3. Психологические упражнения
Психологические упражнения основаны на взаимообратной связи эмоций с мышлением, воображением, вниманием, волей, памятью и др., а также на "замещении" одной эмоции другой, более сильной по характеру ее влияния на психофизиологический гомеостаз. Например, сильные положительные эмоции нейтрализуют грусть, тревогу, страх и т. д. или, например, страх подавляет радость, эустресс "замещает" дистресс и др.
Управление эмоциональной сферой достигается прежде всего эмоционально-волевыми упражнениями, с помощью упражнений, развивающих воображение, решаются задачи аутосуггестии, перевоплощения в заданный образ в моделирование психофизиологического состояния под заданный феномен или целевую программу.
Самовнушения носят как вербальный, так и невербальный характер. Интонация и эмоциональная окраска текстов зависит от желаемого психофизиологического эффекта.
Есть психологические упражнения, развивающие способность взглянуть на себя, но уже наделенного заданными качествами, как бы со стороны, извне, выполняющего заданный феномен или целевую программу.
Есть упражнения, развивающие способность "перевоплощаться",
Существуют психологические упражнения, активизирующие память - процессы запечатления, сохранения и воспроизведения ощущений, образов, мыслей, движений и др.
В различных психотехниках существует очень много психологических приемов, развивающих внимание, что позволяет в дальнейшем улучшить способность к медитативной концентрации и устойчивости внимания.
Для быстрого продвижения в медитации и для кодирования своих учеников некоторые преподаватели часто используют эмоционально-стрессовые психологические методы, приемы и упражнения.
Итак, после освоения начальных упражнений следуют виды психотехник, углубляющие состояние концентрации сознания, отключающие чувства и растворяющие сознание в объекте концентрации. Здесь возможны два варианта - опорный и безопорный, то есть с реальным объектом, служащим для опоры сознания в процессе развития глубины концентрации или воображенным. Во втором случае, в зависимости от вида психотехники, могут выступать образ, идея, мысль и др.
Далее изучаются психотехнические упражнения, развивающие пробуждение обновленного расширенного самосознания - "Я" из предшествовавшего растворенного в глубокой концентрации. Этот процесс получил название "просветление". Поэтому, достигнув глубины и качества медитации, дающих способность получить феномен "просветления", в дальнейшем тренируются по различным психотехникам, развивающим способности к необходимым на этом этапе феноменам. Многие системы заканчиваются на этом среднем, промежуточном этапе, специализируясь на способности к демонстрации одного, реже нескольких высших узкоспециализированных феноменов, например, телепатии.
Высшие этапы психоэнергетического саморазвития человека осваиваются с помощью различных высших медитативных психотехник. Высшие психотехники развивают в начале способность произвольного перемещения "Я" в ИПП, затем вырабатывается способность к временному выходу в ГОШ. Затем осваиваются психотехники свободного перемещения в ППП и временного отождествления с УППВ (разумеется с сохранением самосознания - "Я"). В дальнейшем осваиваются психотехники свободного выхода, нахождения и выхода из УППВ по желанию тренирующегося с открытыми глазами и в бодрствующем состоянии.
После освоения этих психотехник многие навсегда уходят в УППВ, а некоторые остаются для "просветления" других людей. И, наконец, самой сложной является психотехника входа в Непроявленное. Обратного выхода нет. Весь описанный процесс поэтапного освоения медитации и есть Йога. Йога едина по своему глубокому смыслу и исторически является наследием многих древних цивилизаций. Различия в терминологии, целях и другие национальные и исторические особенности в психотехниках ничего не меняют в общей картине, смысл которой сводится к тому, что человек, развив себя особым образом, может и должен соединится с Космосом, преодолев в себе "неведение", т. е. идею двойственности, одномоментности и независимости существования.
Перечислю некоторые классические психотехники получения измененных состояний мозга. Прежде всего, это просоночное состояние - утром, при неполном пробуждении, вечером, перед неполным засыпанием или ночью, при переводе естественного сна в искусственный, контролируемый или неконтролируемый. Этот перевод может осуществляться гетеро- или аутогенным путем. Наиболее интересен - аутогенный ("йога сновидений").
Широко известна и классическая аутогенная тренировка со всеми своими модификациями, имеющимися в различных странах.
Существует также много психотехник, основанных на фиксации взгляда на точке или на блестящем ярком объекте, например: заходящее и восходящее на морском горизонте солнце, огонек свечи, лампа синего цвета, блестящий металлический шарик или предмет, кристалл, отверстие в коробке со светом и др.
Есть психотехники сосредоточения на звуке, на внешнем, например, на мерном звуке метронома (около 15 ударов в минуту) или на внутреннем космическом (Анахата Надам).
Есть несколько психотехник, основанных на расслаблений скелетной мускулатуры - это психомышечная тренировка Джекобсона и различные ее модификации, специальный точечный массаж, гравитационные ванны Радзиевского, сауна и др.
Существуют психотехники, в основе которых лежит специальная поза тела, например, японская медитация в позе "за - дзен" или китайская в "сейза".
Наиболее сложные психотехники - тибетские, в них выполняются упражнения для высоко развитого воображения, например:
1. Размножение образа, затем собирание и превращение всего, в точку, затем перемещение точки в Аджну.
2. То же, с лотосом, добавляются лучи света - энерготока.
3. То же, с садом. Добавляется окраска энергоканала.
4. Работа с образом. Воображение образа, далее слияние с ним, растворение в нем, глаза открыты.
Очень интересны индийские упражнения "шакти", "руна", "арупа" и др., а также простые виды концентрации на ощущении пустоты или сведение взгляда к переносице и глубже внутрь до утомления (можно к кончику носа) и последующей концентрацией на любом объекте на мысленном экране. Можно на мысли или философском понятии, например: "жизнь", "космос", "смерть" и др.
Существуют психотехники, позволяющие развивать способность к глубокой концентрации с помощью гетерогипноза. Есть и психотехники, когда выполняются перемещения сознания из субъекта и обратно, при этом происходит внедрение в заданный образ с испытанием всех необходимых ощущений и "работа" в нем.
- Интересна японская психотехника размышлений, через коаны и специальный образ жизни, а также метод систематического кропотливого самонаблюдения, достижение искусственной управляемой шизофрении.
Существуют психотехники, основанные на методе перемещения сознания по определенным точкам тела. Это одно из самых многочисленных направлений.
Любопытны, но сложны, методы мысленного оживления объекта, например: статуи, рисунка, ритуальной схемы, воображенного образа и др.
Есть психотехники, основанные на использовании сенсорного голода и возникновении управляемых галлюцинаций.
Есть психотехники с использованием физиотерапевтических и фармакологических средств.
Очень много психотехник основано на концентрации субъекта на дыхании или пульсе, на "чакрах" или "жизненных центрах", например: медитация с использованием дыхательного акта и внутренней концентрации на 12-ти жизненных центрах на позвоночнике или центре под пупком для мужчин и на средней части груди - для женщин. Объектами высшей концентрации могут быть триграммы, круг и др.
Есть много психотехник с концентрацией на янтрах, мантрах, джапах, даятах, Свои психотехники в крийа-йоге, лайя-йоге, шакти-йоге, раджа-йоге, самадхи-йоге, кундалини-йоге, агни-йоге, джанана-йоге, русской йоге, маха йоге, алмазной йоге, даосской йоге, системам "вайдика" и "таятрика", психотехнике по Бхагавадгите и других видах йоги.
Есть виды йоги с психотехникой медитации на музыке, на позе, на фразах, на процессе еды, на ходьбе, на положении тела в пространстве, на беседе, на своем поведении, на профессиональной работе, на любом увлечении и др.
Существует много ВИДОВ динамической медитации, например: в единоборствах или при демонстрации различных феноменов.
Очень интересны дзен-медитация, чань - медитация, тантристкая медитация, суфийская психотехника, корейские виды медитации и других восточных народов, психотехника древних египтян, иудеев, древних греков, христиан, буддистов, кришнаитов, мусульман, друидов, американских индейцев и др.
Хорошо разработана современная научная психотерапевтическая психотехника медитации в Индии, КНР, Японии, США, в других странах Европы, Азии, Африки и Америки.
А теперь - чуть подробнее несколько самых простых психотехник:
1. Мандала Медитация
Это динамический вид медитации. Может выполняться в группе или индивидуально, начинается с психофизических движений и затем через измененное состояние мозга ведет к состоянию покоя и концентрации. Выполняется по утрам, для удовлетворительного усвоения требует 2-3 месяца систематических занятий.
Упражнения выполняются по 15 минут с чувством отрешенности и наслаждения:
а) Бег на месте, высоко поднимая колени (можно под музыку). Глаза
открытые, дыхание ритмичное, ровное. Мысленная концентрация на ощущении пробуждения и иррадиации внутренней энергии.
б) Резко выдыхая, успокоить дыхание и пульс, открыть расслабленный,
слегка отвисший рот, сесть в удобную позу с прямым позвоночником, закрыть глаза. Начать легкие, почти непроизвольные покачивания, продолжая
концентрацию на движении внутренней энергии по всему телу.
в) Лечь на спину, открыть глаза и выполнять быстрое вращение зрачками
по часовой стрелке. Вызвать ощущение легкости и невесомости во всем теле, получить эффект "отсутствия тела". Концентрация на движении энергии
к Аджне.
г) Закрыть глаза и раствориться в, космической энергии, погружаясь в глубокую медитацию.
2. Тибетская лечебная медитация Надаббрама
Эта медитация выполняется в любое время дня, хотя желательно рано утром и на пустой желудок:
а) Сесть в удобную позу "ли на край стула с прямым позвоночником. Успокоится, расслабиться, закрыть глаза, вызвать чувство легкости и невесомости во всем теле. Начать сжатыми губами громко гудеть (звук ХУМ) минут 20-40, до возникновения вибрации во всем теле. Возможны спонтанные плавные движения любой частью тела, которое ощущается как напол-ненный вибрацией гудения пустой сосуд. Наконец появляется четкое ощущение самостоятельного внутреннего гула. Выполняя концентрацию на этом ощущении, переходите ко второй части' медитации.
б) добиться эффекта "всплытие рук", затем ладонями кверху начать плавно выполнять обеими руками круговые движения от туловища наружу с концентрацией на ощущении исхода из тела энергии, делать 7-8 минут, затем начать движение рук в обратном направлении - к туловищу, ладонями вниз, концентрируясь на ощущении приплива энергии во все поры тела, делать еще 7-8 минут.
в) Прекратить движения. Сесть удобно или лечь и погрузиться в глубокую медитацию, растворив сознание в космической вибрации и пульсации.
3. Медитация Гермеса
Эта медитация рекомендуется к выполнению в вечернее время/ перед сном. В случае выполнения ее утром, необходим последующий 15-минутный отдых для снятия возможного остаточного оцепенения и легкого тумана в голове. Цель медитации - экономическая зарядка за счет слияния с космической энергией.
Объект концентрации - представление своего тела в качестве посредника, через которого в биосферу планеты проникает космическая энергия. Общая длительность от 15 минут до 1 часа.
1. Стать лицом к востоку, расслабиться, успокоиться. Закрыв глаза, вызвать во всем теле ощущение легкости и невесомости.
2. Подняв голову к небу, поднять на эффекте всплытия обе руки ладонями
к небу. Вызвать ощущение слияния и отождествления с Космосом.
3. Усилить ощущение тока космической энергии по рукам вниз (возможна при этом легкая дрожь).
4. Усилить ощущение иррадиирующей по всему телу энергии и вибрации. Отключить сознание, раствориться в этом процессе и испытывать огромное наслаждение и радость.
5. Почувствовав себя совершенно наполненным и обновленным, открыть глаза, наклониться вниз к проводящей чистой части земли и коснуться ее секунд 5-10 лбом.
6. Повторить весь процесс сначала, несколько раз, в зависимости от рекомендации преподавателя.
В древности эта медитация имела форму молитвы.
4. Даосская медитация
Вначале выполняется подготовка к медитации. Выбирается полутемное, с естественным освещением, полностью изолированное от всех посторонних раздражителей место с хорошим доступом свежего воздуха. В случае искусственного освещения - лампа темно-голубого или фиолетового цвета. Можно выбрать место и на свежем воздухе, на природе, в тихом месте.
Подушка для медитации должна быть мягкой и толстой, удобной для полного сидения.
Одежда свободная по всему телу, без пояса, ничто не должно мешать свободному дыханию и кровообращению.
Предварительно необходимо опорожнить кишечник, мочевой пузырь и очистить носовые проходы.
Медитация выполняется натощак. Лучшее время - четыре часа утра.
Наиболее употребительна поза лотос или полулотос, а также поза сейза. Опишем подробнее позу лотоса с даосскими деталями техники.
Тело выпрямлено, грудь слегка наклонена вперед, понижая желудочную впадину и расслабляя диафрагму. Ягодицы слегка отодвинуть назад, чтобы выпрямить позвоночник. Позвоночник изогнут согласно естественной кривизне и выгибается в области ягодиц.
Естественное положение позвоночника поддерживается во время всей медитации, но без усилий и напряжения. Нижняя часть живота приводится в устойчивое положение путем опускания центра тяжести методом временной концентрации на точке ниже пупка на 5-6 см и вглубь на расстоянии семь к трем до позвоночника (нижний дань - тянь).
Положение ног устанавливается следующим образом.
Сначала тренирующийся садится на подушку с полностью вытянутыми ногами. Затем он сгибает правую ногу в колене и складывает ее под себя на основание противолежащего бедра левой ноги, ступня при этом вытягивается подошвой кверху. Левая нога складывается аналогично и устанавливается на втором бедре. Положение обеих пяток регулируют таким образом чтобы они почти встречались напротив лобковых костей и, чтобы каждая пятка нажимала на район живота, соседний с ней. При этом боковые стороны колен прижаты к подушке, тем самым обеспечивая устойчивое выпрямление тела, которое не должно наклоняться ни вправо, ни влево, ни вперед, ни назад. Оба бедра являются таким образом похожи на две стороны треугольника с общей вершиной и, когда все выполнено правильно, центр тяжести всего тела автоматически установится в нижнем дань - тяне.
Затем правая кисть ладонью вверх ложится удобно на обе ляшки или на нижнюю часть живота, а левая - свободно сверху. Кисть, лежащая сверху, слегка держится нижней, без напряжения. Обе кисти и концы пальцев лежат удобно и расслаблено. Большой палец левой руки должен касаться ее среднего пальца, а большой палец нижней руки должен быть согнут над ладонью левой.
Такое положение ног и рук означает, что "отрицательное" охватывает "положительное", при этом образуется цепь из восьми каналов. Даосы утверждают, что соединение четырех конечностей замыкает четыре прохода, что позволяет удерживать центр.
Голова и шея установлены вертикально и обращены вперед. Слух выключен. Рот закрыт, язык касается неба, образуя место для движения психической энергии от носа к горлу. Глаза закрыты и направлены вглубь переносицы ("фиксируя духовности в ее первоначальной полости - тсу чиао.
Общее самочувствие в позе должно быть естественным, непринужденными и ненапряженным.
Далее выполняется анальное сокращение.
Итак, освоив позу, приступаем к получению начальных, устойчивых навыков в концентрации сознания и учении правильно дышать.
Мыслительный процесс охватывается контролем за счет фиксации и удерживания внимания на нижнем дань - тяне. Метод обращения внутрь уменьшает поток мышей, исследование интеллекта, природы появления и исчезновения возникающих мыслей, "смотрите в глубину", с постепенным легким невербальным волевым усилием прекращают возникновение новых мыслей. Хотя большинство специалистов не рекомендует это заключительное легкое волевое усилие. Рекомендуется абсолютное, полное отсутствие произвольных мыслей и усилий.
Спокойно следуя по течению потока сознания, недопустимо проявлять нетерпение, следует оставаться абсолютно невозмутимом, автоматически выключая слух.
Качество медитации будет улучшаться по мере непрерывных, 'настойчивых, систематических тренировок и беспредельной веры в успех,
Рекомендуется выполнять ее вначале три раза в день по одному часу, а затем следует продолжать все время - во время ходьбы, стояния, сидения или лежания. Чем дольше медитация, тем лучше результат.
Дыхание должно быть естественным и в гармонии с движениями живота и диафрагмы. Затем осваивают контрарное дыхание. Вдохи и выдохи должны быть медленными, непрерывными и тонкими, пока не возникнет эффект исчезающего дыхания легкими и не появится ощущение как будто все тело дышит каждой своей порой.
Правильное даосское медитативное дыхание является контрарным или "обращенным". Как и естественное контрарное дыхание достигает живота, но с противоположными расширяющими и сжимающими движениями нижней части живота и диафрагмы. Оно выполняется следующим образом:
1. Вдох выполняется тонким, неощущаемым, непрерывным, медленным,
и глубоким, проходя от ноздрей вниз и достигая низа живота, наполняя полностью всю грудь и частично живот воздухом, расширяя грудь, при одно
временном сокращении нижней части живота.
Толкаемая сокращающимися мышцами диафрагма становится активной и, прогибаясь вверх, усиливает давление в грудной клетке.
Длительность вдоха не менее минуты, выдоха также, хотя древние текств рекомендуют вдох чуть длиннее выдоха, а современные специалисты - на оборот.
2. Выдох выполняется медленный, тонкий, неощущаемый и непрерывный, при этом нижняя часть живота расширяется и, наполняясь, становится твердой. При этом психоэнергетический центр "нижний дань - тянь" наполняется
энергией. Грудь пустая и вместе с диафрагмой расслаблена.
Правильное дыхание и концентрация на нижнем дань - тяне повышают устойчивость позы и делают диафрагму более активной и сильной, за счет контрарного расширения и сжатия живота.
Рекомендуется дышать правильно все время, выработать навык и во время медитации не отвлекаться на контроль за правильным дыханием.
Первое время, чтобы не отвлекаться во время медитации, надо выполнять дыхательные тренировочные упражнения до или после каждой медитации 5-10 минут и обязательно на чистом и свежем воздухе. Надо следить, чтобы каждый вдох достигал нижнего дань - тяня, а каждый выдох начинался оттуда и хорошо расслаблял грудь, позволял автоматически опуститься желудочной впадине.
Это позволит повысить устойчивость и эффективность медитации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заканчивая нашу книгу, хочется обратить внимание читателя на то главное, что хотелось сказать. Наша Вселенная - живой и разумный организм; наша планета - живое и разумное существо. Человек - потенциально разумное, бессмертное космическое явление.
В наступившем новом витке- эволюции наш народ даст всему человечеству мир, счастье, истинную духовность и бессмертие, именно об этом и говорит нарожденное, вечно молодое космическое учение нашей Вселенной - высшая йога.
<< Пред. стр. 4 (из 4) След. >>