<< Пред.           стр. 7 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 Основные выводы
 • Язык — символ всей нашей жизни.
 • Философия языка содержит три наиважнейшие кон­цепции: философию имени, философию предложения, философию ценностных установок.
 • Согласно философии имени, слова являются вы­ражениями сущности вещей или же простыми обо­значениями.
 228
 • Согласно философии предложения, истинное по­вествовательное предложение обладает значением и смыслом и построено по правилам грамматики (син­таксиса).
 • Согласно философии ценностных установок, пред­ложение обладает ценностным (практическим) смыслом.
 • Язык обладает практическим и коммуникативным назначением.
 11. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ
 О становлении философии техники
 Область философских интересов человека изменя­ется от одной эпохи к другой, с ростом значения той или иной области деятельности человека она становит­ся все более самостоятельной, начиная привлекать к себе особое внимание. Человек не может обойтись без тщательного анализа того, что доминирует в его жиз­ни. В качестве примера к сказанному выше можно указать на философию языка, рассмотренную в преды­дущей главе. Уже в античности философы придавали языку важное значение, но не наиважнейшее. Лишь в XX веке философия языка начинает занимать в философии центральное место. Нечто аналогичное происходило и с техникой. Не сразу человеческая цивилизация стала технической, случилось это где-то к XX веку. Имен­но в это время появились первые работы по философии технике, принадлежали они немецкому философу Эрн­сту Каппу и русскому инженеру Петру Климентьевичу Энгелъмейеру. Оба мыслителя отлично сознава­ли, что в новых условиях нельзя ограничиваться односторонним, узким пониманием техники. Как от­мечал Энгельмейер, необходимо «пытаться видеть в перспективе, каковы должны быть формы взаимодей­ствия между техникой и обществом». Понимание тех­ники в широкой перспективе невозможно без особой фи­лософии — философии техники, которая занимается осмыслением технической деятельности человека, ее зна­чения и перспектив.
 230
 Обзор: интерпретации природы техники
 Рассмотрим теперь интерпретации техники про­фессиональными философами. Любое понимание тех­ники есть своеобразная интерпретация, универсаль­ного понимания техники не существует.
 • Начнем, как обычно, с античности. Когда на во­прос Херефонта жрица-прорицательница Пифия в хра­ме Аполлона в Дельфах ответила: «Сократ превыше всех мудростью», и это было доведено до Сократа, то тот, как бы проверяя жрицу, пошел смотреть на работу ре­месленников. Убедившись, что ремесленники превос­ходят его в конкретном знании, Сократ, однако, отме­тил свое преимущество в отвлеченном знании, т.е. в знании общего, идей. Аристотель придерживался так­же точки зрения Сократа: «наставники более мудры не благодаря умению действовать, а потому что они об­ладают отвлеченным знанием и знают причины». Для греков технэ (искусство, умение) ниже мудрости и ключом для понимания его, технэ, является знание общего.
 • В средние века техника считается отблеском бо­жественного творчества, с чем ее и сопоставляют. Тех­ника по-прежнему сохраняет вторичное значение.
 • В Новое время человек видит в технике преиму­щественно силу своего собственного разума и своих ин­женерных способностей. Техника выступает как пря­мое продолжение науки и желания человека господствовать над природой. Техника сама приобре­тает характер силы, господствующей над человеком. Маркс приходит к выводу, что самым изначальным ба­зисом общества оказываются производительные, силы, средства производства, а это — техника.
 231
 • Особый интерес представляет для нас интерпре­тация техники в XX веке — ведь только в то время фи­лософия техники стала самостоятельной философской
 дисциплиной.
 Испанский философ Ортега-и-Гассет указывал в связи с анализом техники на двойственность челове­ка — он отличен от природы и вместе с тем посредст­вом техники он с ней сливается.
 Вот здесь-то и скрыта одна из проблем: человеку надо опасаться того, что он «потеряется» в технике, забудет о себе. Эту важную мысль очень ясно формулировал Карл Ясперс: «...техника двойственна... Поскольку техника сама не ставит перед собой целей, она находится по ту сторону добра и зла или предшествует им. Она может служить во благо или во зло людям. Она сама по себе нейтральна и противостоит тому и другому. Именно по­этому ее следует направлять».
 Итак, и Ортега-и-Гассет и Ясперс считают, что со­держание технике придает сам человек. Вопрос в том, какое именно содержание человек придает технике, не го­товит ли он сам себе катастрофу?
 • Лидер феноменологов Гуссерль считал, что чело­век придает технике негативное содержание. Происхо­дит это следующим образом: богатый жизненный мир человека переводится в научные понятия, затем на основе этих понятий создают технику. В итоге забыва­ют о жизненном мире человека. Так развивается кри­зис человека и его науки, и его техники. Есть ли вы­ход из этого затруднительного положения? Да, наверно, есть, но для этого и наука, и техника должны сотворяться как полноценные знаки жизненного мира чело­века. Техника — это обычно бедный знак нашей жиз­ни, его следует наполнить этой жизнью. Для этого
 232
 нужна хорошая, по Гуссерлю, феноменологическая философия.
 • Лидер герменевтиков Хайдеггер не меньше Гус­серля недоволен современным состоянием техники. Он считал, что человек, создав технику, поставив ее пе­ред собой, не удосужился продумать вопрос о ее при­роде. Между тем «сущность техники вовсе не есть что-то техническое...». Хайдеггер предлагает вновь и вновь возвращаться к углубленному анализу природы техни­ки. Его мечта состоит в том, чтобы техника была срод­ни искусству. Человек использует в искусстве при­родные материалы, но таким образом, что именно истинно человеческое определяет лицо искусства.
 • Философы-аналитики обычно рассматривают тех­нику не саму по себе, а в цепочке: наука—логика—язык— техника—техническая рациональность—информаци­онная интерпретация. Это означает, что техника рассматривается как прямое продолжение той рацио­нальности, которая заключена в науке, логике, языке. Сама эта рациональность понимается в русле информа­ционных наук. Философы-аналитики смотрят на буду­щее техники намного более оптимистично, чем фено­менологи и герменевты.
 • Из русских философов конца XX века интересный подход к пониманию техники разработал Г.П.Щедровицкий. Суть развиваемой им философии он называл мыследеятельностью. Это означало, что сначала нуж­но выработать правильную мысль (что достигается в процессе проведения многодневных семинаров), а за­тем разработать, причем непременно, программу дей­ствий. Щедровицкий был единственным, кто прямо и без обиняков заявлял, что современная философия долж­на быть организована так же, как технические науки.
 233
 В таком случае она действительно приобретает прак­тический характер.
 • Итак, все философы техники едины в одном: тех­ника есть знак самого человека, но далеко не всегда удачный знак. В философии все видят ключ к гармо­нии техники и человека. Человек не должен в техни­ке забывать самого себя. Будь человеком, и никакая тех­ника тебе не страшна.
 Техника и Этика
 Из сказанного можно сделать вывод: ни в коем случае нельзя допустить, чтобы техника лишила нас ста­туса человека. Как этого добиться? Что значит быть че­ловеком в технической цивилизации? Самый интерес­ный, с нашей точки зрения, ответ на эти вопросы заключается в требовании быть человеком мораль­ным. В конце XX века требование быть моральным оз­начает быть ответственным. Этика ответственности — это ключ к разрешению различного рода кризисов, связанных с бесконтрольным развитием техники. Че­ловек может сделать больше, чем он имеет на то мо­ральное право. В этой связи и возникает потребность в особой этике, ориентированной на содержание техни­ческой деятельности человека.
 Напомним читателю, что этика ответственности требует тщательной моральной интерпретации реше­ний и действий, предпринимаемых человеком. Это — изначальная ориентация на добро, на диалог с другими людьми, в котором каждому надлежит занять достой­ное место. Техника является средством для достиже­ния добра. А природа добра определяется в процессе ин-
 234
 терпретации. Строго говоря, здесь нет и не может быть окончательных решений, кроме одного: стремись к максимальной ответственности. Вместе с тем, как свидетельствуют многочисленные декларации, коммю­нике конференций ученых и специалистов в области тех­ники, собраний сообществ технических работников, многие ценности приобрели характер устойчивых мо­ральных норм.
 Обычно отмечается, что частные, локальные инте­ресы не могут иметь преимущества перед всеобщими требованиями людей, их стремлением к справедливо­сти, счастью, свободе, безопасности, экологическому со­вершенству и здоровью. Ни один из аспектов техники не является морально нейтральным. Недопустимо де­лать человека придатком машины. Каждая техничес­кая новация должна пройти проверку на предмет то­го, действительно ли она способствует развитию человека как творческой ответственной личности.
 Каков заслуживающий одобрения моральный облик техника, инженера? Он — рационалист, обладает на­бором технических навыков и умений, имеет склонность к изобретательской деятельности, настойчив, скрупу­лезен, трудолюбив, бдителен, предан своему делу, ис­кренен, правдив.
 Интересно, что в различного рода моральных кодек­сах инженеров и техников приоритет отдается базис­ным ценностям: честности, справедливости, счастью и сво­боде. На последующее место ставятся профессиональные добродетели: солидарность с коллегами, аккуратность и тщательность в работе. Порой утверждается, что до­статочно, если мораль инженера базируется на Нагор­ной проповеди Христа.
 235
 Итак, техническая деятельность человека не явля­ется нейтральной в этическом отношении. Мораль­ным идеалом технической деятельности человека яв­ляется этика ответственности.
 Техника — это символ этики человека, как ее чи­стоты, так и нечистоплотности.
 О пользе моральных кодексов
 Два десятка лет тому назад в России невозможно было найти учебное заведение или учреждение, в ко­тором бы на видном месте не красовался так называ­емый «Моральный кодекс строителя коммунизма». Кодекс предписывал любить свою социалистическую Ро­дину, беречь социалистическую собственность, быть че­стным и т.д. Этот кодекс был принят далеко не всеми гражданами России, некоторые его осмеивали, шуткам и анекдотам не было конца. Возможно, во многом из-за этого кодекса в российском народе возникло изве­стное предубеждение ко всяким моральным кодексам.
 А между тем на Западе моральные кодексы распро­странены очень широко. Разумеется, нельзя исключить ситуации, когда моральные кодексы не отражают прак­тические потребности и действительные устремления людей. Не в меньшей степени бесспорно также, что во многих случаях моральные кодексы не навязываются людям извне, а являются результатом работы, прове­денной сотрудниками фирмы или членами научного, тех­нического или какого-либо другого сообщества.
 Нет абсолютно ничего зазорного в подписании мо­рального кодекса, содержащего те ценности, искренним приверженцем которых является подписант. Думает-
 236
 ся, будущему медику клятва Гиппократа отнюдь не по­вредит.
 Человек — существо моральное, этим следует гордиться.
 основные выводы
 • Техника как совокупность технических устройств есть знак всей деятельности человека, его ценностей.
 • В технике человек часто вредит себе, он забыва­ет себя.
 • Человек как существо, вырабатывающее цели и ценности, не может быть замещен техникой. Техни­кой может быть замещен человек, выполняющий функ­цию технического устройства.
 • Техническая деятельность человека не нейтраль­на в этическом отношении, она не может избежать кризиса в случае отказа от этики ответственности.
 12. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
 Что такое природа?
 Запишем слово «природа» следующим образом: «при-рода». Природа — это то, что находится приро­де человеческом, то, из чего рождается сам человек. Осо­бенности, которые присущи исключительно человеку (и обществу), в природу не входят. Человек природен в силу своего физико-биологического содержания. Он надприроден постольку, поскольку вырабатывает слож­ные формы психической и социальной жизни. Во вза­имоотношении с природой человек реализует две свои уникальные способности. Он изменяет природу и сим­волизирует себя в ней, «записывает» себя в нее (маг­нитная плата компьютера содержит «записанную» на нее человеком информацию, скульптура свидетельст­вует об эстетических ценностях ее создателя).
 Весьма близки по своему значению термины «при­рода» и «материя». Материя — это объективная реаль­ность. Материя в отличие от природы не содержит психические явления мира животных, в остальном природа и материя совпадают.
 Итак, природа — это совокупность естественных условий существования человека и общества.
 Обзор: исторические формы отношения человека к природе
 • Античная философия космоцентрична, космос по­нимается как неразделенность природы и человека. Гре-
 238
 ческие философы не противопоставляют природу чело­веку. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согла­сии и гармонии с природой.
 • Средневековая христианская философия пони­мает природу как последнее звено лестницы, которая ведет вниз, от Бога к человеку и от человека к приро­де. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Иногда дело доходит до умерщвления плоти. В глобальном масштабе человек средневековья не меньше, чем человек античности, подчинен природным закономерностям и ритмам.
 • В Новое время природа впервые становится объ­ектом тщательного научного анализа и вместе с тем по­прищем активной практической деятельности челове­ка, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают. Природа понимается как объект приложения сил человека в соответствии с данными ес­тественных наук, физики, химии, биологии.
 • В XX веке (20-е годы) на фоне превращения де­ятельности человека в планетарную силу, которая не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем ЕМ. Вернадским и французскими философами Т. де Шарденом и Е. Ле-Руа вырабатывается концепция ноосфе­ры. Ноосфера — это область господства разума. Име­ется в виду, что к XX веку единство природы и человека достигло нового качественного уровня. Те­перь человек должен руководить ходом природных процессов. И делать это следует на основе разума. Ве­ра в силу разума объединяет философов ноосферы с философами Нового времени.
 Из четырех ведущих философских направлений наших дней — феноменологии, герменевтики, анали­тической философии и постмодернизма — тема приро-
 239
 ды занимает достойное место только в аналитической философии и герменевтике.
 В аналитической философии стремятся реализовать научный, а также научно-технический подход к при­роде. Ее содержание интерпретируется на основе дан­ных естественных наук. Природа — это то, что описы­вается совокупностью естественных наук. При этом надо иметь в виду, что в XX веке по сравнению с Но­вым временем в естественных науках достигнуты впе­чатляющие успехи.
 Герменевтики рассматривают природу как вклю­ченную в бытие-в-мире человека. Человек находится в мире, поэтому ему предстоит понять природу, что он делает посредством умеренной, а не хищнической прак­тической деятельности. Надо, мол, понять зов самой при­роды.
 Наш краткий исторический обзор показывает, что человек всегда находился и находится в некотором соотношении с природой, которое он определенным образом интерпретирует. Человек изначально нахо­дится в условиях, когда в силу самого факта своего су­ществования он постоянно вынужден проверять при­роду на «человечность». С этой целью он использует все доступные ему средства, в том числе и философию.
 О природе толкуется не только в так называемых естественных науках, к которым относят физику, хи­мию, геологию, биологию, но и в философии.
 Синергетика - наука о сложном
 В конце XX века все большее развитие получает си­нергетика — наука о сложном, о том, как в хаосе ус-
 240
 танавливается определенный порядок, который, одна­ко, рано или поздно разрушается. Интересно, что как в установлении, так и в разрушении порядка огромную роль играют маленькие воздействия (флуктуации). Бла­годаря этим воздействиям система в одних случаях приобретает упорядоченность, в других эта упорядочен­ность, исчерпав себя, разрушается, при этом система по­падает в состояние неустойчивости. Смена режимов ус­тойчивости и неустойчивости происходит в системах, где есть подвод вещества, энергии и информации. До раз­вития синергетики наука рассматривала отдельно ха­ос и порядок, причем основное внимание уделялось именно порядку, ибо его можно описать относительно простыми математическими уравнениями. Синергети­ка выявляет пути зарождения в хаосе порядка, его поддержания и распада.
 Представьте себе нагрев воды в кастрюле. За счет подвода энергии вода начинает нагреваться, появля­ются пузырьки воздуха в воде. А возникают они на случайных местах, в силу случайностей. Но если пу­зырек образовался, то в уже достаточно нагретой во­де он увеличивается в размерах и поднимается к по­верхности воды, где лопается. При нагревании воды хаотичность движения ее молекул возрастает, но именно в этом хаосе устанавливается порядок, развивается история капель, наполненных водяными парами.
 Нечто аналогичное происходит в товарно-денежных отношениях. Здесь хаос — это рынок. Одни продают, другие покупают, при этом разброс чувств, мнений огромен. Но в хаосе рынка устанавливаются определен­ные закономерные отношения, которые изучает эконо­мика как наука.
 241
 Сложной системой с хаосом и порядком является любой естественный язык. Филологи хорошо знают, что грамматические закономерности возникают случай­ным образом, одни случайности «вымирают», а другие, наоборот, приобретают все новых сторонников. Язык — это шум, хаос, в котором есть порядок.
 Исходя из успехов синергетики ученые объясняют возникновение и развитие упорядоченных систем пе­рестройкой хаоса. Все возникает из хаоса. Посколь­ку система «забывает» свои прошлые состояния, то не­известно, что было до хаоса и в принципе это невозможно узнать.
 Как все было? Был Большой взрыв
 Откуда все взялось — звезды, планеты, жизнь, со­общества людей? Современные ученые отвечают на этот вопрос следующим образом.
 Где-то 15 млрд лет назад вакуум оказался в неус­тойчивом состоянии. Произошел Большой взрыв, ва­куум разогрелся до 1019 градусов Кельвина. При такой гигантской температуре не могли существовать совре­менные молекулы и элементарные частицы. Взорвав­шийся вакуум стал расширяться и вследствие этого ох­лаждаться.
 Уже в первую секунду произошло очень много яв­лений, в частности появилось вещество, началось об­разование химических элементов. Позднее возникли звез­ды и планеты. Биологическая эволюция началась на нашей планете около 4 млрд лет назад. Примитивный человек возник несколько миллионов лет тому назад. Лишь последние 100 тыс. лет наши предки стали спо­собны к членораздельной речи, мышлению, широкому
 242
 использованию орудий труда. Возраст цивилизации составляет всего около 20 тыс. лет.
 Не Бог, а случайности, утверждает современная наука, привели к образованию тех упорядоченностей, от законов физики до наших ценностей, которые вы­зывают столь большое удивление своей закономерно­стью.
 Интересно, что возникновение жизни могло бы не состояться, если бы мир оказался пусть даже в весьма незначительной степени другим. Крайне специфичес­кие условия обеспечили возможность появления жиз­ни и ее последующую эволюцию.
 Природа такова, что она обладала и обладает возможностью порождать живые организмы и чело­века.
 Уровни организации природы
 Природа бывает неживой и живой. Уровни органи­зации неживой природы: вакуум, элементарные части­цы, атомы, молекулы, макротела, планеты, звезды, га­лактики, системы галактик, метагалактика (часть Вселенной, доступная современным астрономическим методам исследования). Уровни организации живой природы: доклеточный уровень (нуклеиновые кислоты, белки), клетки, многоклеточные организмы, популя­ции (особи одного вида), биоценозы (совокупность все­го живого на данном участке суши или водоема).
 Уровни организации природы, как правило, нахо­дятся в определенной соподчинительной связи друг с другом. Более простой уровень составляет фундамент более сложного уровня. Все макротела состоят из молекул, сложные организмы содержат клетки и т.д.
 243
 Для всякого сложного уровня организации материи справедливы две вещи: 1) законы простого уровня ор­ганизации материи не отменяются, они продолжают существовать; 2) на законы фундамента надстраи­ваются новые законы. Так, в организме человека ато­мы следуют законам физики и химии, клетки же и ор­ганы подвержены биологическим закономерностям.
 Пространство и Время
 В мире природы важнейшее значение имеют про­странственные и временные характеристики объек­тов. Совокупность длин, площадей, объемов, соотноше­ний типа «слева», «справа», «ниже», «выше», «под углом» называется пространством. Совокупность длительно­стей и соотношений типа «раньше», «одновременно», «позднее» называется временем. Пространство харак­теризует сосуществование явлений, а время — их
 сменяемость.
 В современной физике не считают, что пустота су­ществует. То, что раньше считали пустотой, в действи­тельности оказалось определенной физической средой, вакуумом. Мы вспомнили о пустоте в связи с простран­ством, которое не есть ни пустота (ибо она не сущест­вует), ни вакуум (вакуум — это среда, обладающая про­странственными характеристиками).
 В наши дни невозможно обосновать данными науки устаревшее представление, согласно которому простран­ство и время существуют сами по себе, вне объектов. После открытий в физике А. Эйнштейна стало особен­но очевидным, что пространственные и временные ха­рактеристики зависят от тех процессов, проявлениями которых они являются. Например, длина предмета
 244
 определяется тем, в какой системе она измеряется. Допустим, рост молодого человека 180 см. Для пасса­жира ракеты, проносящейся мимо Земли со скоро­стью, сравнимой со скоростью света, его рост в зави­симости от скорости ракеты может оказаться равным и 150 и 25 см.
 Другой пример. На Земле родились двое близнецов. До 20 лет они не разлучались и всегда вместе отмеча­ли свой день рождения. На 21-м году жизни один из близнецов отправился в космическое путешествие на аппарате, который движется со скоростью, сравнимой со скоростью света. На Земле по календарю проходит 70 лет. Тот из близнецов, который остался на Земле, стал глубоким стариком, он отмечает свое 90-летие. На вопрос, что стало с его братом, старик отвечает: «Мы ждем его с минуты на минуту, корабль возвращается, моему брату всего-то 50 лет». Описанная ситуация фантастична в том смысле, что пока люди летают на ракетах, скорости которых «черепашьи» в сравнении со скоростью света в вакууме, равной 300 тыс. км в се­кунду. Но с точки зрения физика, работающего на ус­корителе элементарных частиц, ситуация с близнеца­ми крайне правдоподобна. Дело в том, что на элементарных частицах проверена правомерность тех формул, которые описывают «замедление» времени. Свой­ства физического пространства и времени изучаются в фи­зике. Время одномерно (в формулах оно обозначается одной переменной t) и необратимо (его нельзя повер­нуть вспять). Пространство трехмерно (в формулах для его обозначения используются три переменные х, у, z). Описанные нами свойства физического простран­ства и времени характерны для макромира — мира объ­ектов, обладающих масштабностью человеческого те-
 245
 ла. В микромире пространство и время обладают дру­гими характеристиками, например пространство может быть девятимерным.
 Обратимся теперь к биологическим явлениям. Здесь физическое пространство и время приобретают допол­нительно к физической биологическую значимость. Поясним ситуацию примером.
 Представьте себе старика 80 лет, который вел здо­ровый образ жизни, но состарился в силу естественных причин. Молодой 20-летний парень, употребляющий ал­коголь и наркотики, сумел довести свою печень точно до такого же состояния, как у старика. Физический воз­раст печени старика и парня различный — 80 и 20 лет соответственно, а их так называемый биологический воз­раст одинаков, он определяется теми изменениями, которые произошли в печени того и другого. Врач должен оценить эти изменения посредством количествен­ных данных, они-то и зададут величину биологическо­го возраста (в данном случае печени). Биологический возраст человека обычно задают степенью вероятнос­ти его смерти.
 Ясно, что для нас, людей, пространственно-вре­менная определенность мира имеет огромнейшее зна­чение. Причем по достаточно простой причине наши про­странственные и временные ресурсы ограничены. Особенно неприятно, что человек — существо смертное. В этих условиях человек стремится выиграть время и про­странство, сделать максимально эффективным исполь­зование каждой единицы времени и пространства.
 Выиграть время и пространство — значит добить­ся совершенства в жизни.
 246
 Природа и Ответственность человека: экологическая, биологическая, медицинская этика
 Для современности характерно стремление вернуть единство человека и природы. Не опасаясь впасть в преувеличение, можно сказать, что философия XX ве­ка решительно покинула характерное для Нового вре­мени противопоставление субъекта и объекта, челове­ка и природы. Природа стала пониматься как дом, в котором живет человек. Экология в дословном пере­воде с греческого означает наука о доме.
 Увы, развитие экологии происходит под постоян­ный аккомпанемент грозящих человеку экологических катастроф, связанных с загрязнением среды, дефици­том ресурсов, перенаселением, разрушением системы «человечество — природа».
 Умудрившееся попасть в экологический кризис че­ловечество не знает четких путей выхода из него. Не­смотря на реализацию программ по развитию безотход­ных производств, усовершенствованию экологического законодательства экологический кризис продолжается. Становится все более очевидным, что главная экологи­ческая проблема заключена не в природе, а в ценност­но-этических представлениях человека и общества.
 Казавшиеся столь незыблемыми принципы гуманиз­ма должны соотноситься не только с человеком, но и с природой. В таком случае гуманизм теряет свое прежнее содержание и становится экогуманизмом. Любовь человека, эгоистически направленная только на него самого, привела в конечном счете к экокризису. Экогуманизм в отличие от традиционного гума­низма видит в природе бытие человека. Именно поэто­му человек вынужден относиться к ней так же бережно,
 247
 как к самому себе. Природа ценна для меня, тебя, нас, для нынешних и будущих социальных систем.
 Нельзя забывать о том, что природа в соответствии с синергетическими представлениями может отреаги­ровать взрывом на незначительное воздействие на нее человека. Маленький кровопийца-комар надоел всем, но его полное уничтожение обернулось бы для челове­ка катастрофой, ибо в биосфере Земли он занимает предостойнейшее место.
 Перед человеком стоит очень трудная задача — обеспечить совместную эволюцию общества и природы. Но для этого необходима, как отмечает академик Н.Н. Моисеев (на наш взгляд, это справедливо), обнов­ленная нравственность. Эта новая нравственность пред­ставляет собой, по мнению многих, конкретизацию этики ответственности применительно к природе. От­носясь ответственно к природе, человечество тем самым относится ответственно к самому себе.
 У экологической этики обширнейшее поле про­блем: от экспертизы строительства нефтепроводов и атомных электростанций до заботы об одиноком де­реве, которое стремится срубить владелец престижно­го коттеджа. Столь же многогранны проблемы биоэти­ки, обсуждающей отношения человека с живой природой. В токийском зоопарке поставлен памят­ник умирающим в неволе животным. Но всегда ли че­ловек сознает свою вину перед животными? Кстати, в США издана пятитомная (!) энциклопедия по биоэти­ке. Объем энциклопедии показывает, сколь внима­тельно относятся американские ученые к проблемам
 биоэтики.
 Особое внимание привлекают вопросы медицин­ской этики, среди них отношение врача к пациентам,
 248
 умирающим, дефективным новорожденным, дебилам, проблема эвтаназии (убийства из милосердия).
 Имеет ли человек право на смерть, право на аборт? Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Здесь требуется очень детальный, кропотливый анализ, рав­но как и в случаях с клонированием — размножени­ем животных и людей бесполым образом (особь выра­щивается из биоклеточного материала донора, в итоге она вырастает в биологическом отношении идентичной своему донору). Если одни высказываются за клонирование, то другие против. Дискуссия, кажется, еще только начинается.
 Отметим, в качестве вывода главную мысль: эти­ка ответственности предполагает тщательный фи­лософский анализ, сопоставление различных точек зре­ния, учет необходимых и случайных связей. Интересы человека должны быть защищены всесторонне. Чело­век существует не сам по себе, а посредством приро­ды. Экогуманизм — это ответственность.
 Основные выводы
 • Человек находится в определенных отношениях с природой, которые он понимает в соответствии со своей философией.
 • Природные системы существуют в соответствии с за­конами синергетики, описывающими соотношение ха­оса и порядка.
 • Выиграть время и пространство, значит добиться совершенства в жизни.
 • Экогуманизм — это ответственность.
 249
 
 Приложение 1. Курс Философии в таблицах
 Таблица 1. Четыре эпохи в философии
 № п/пИсторическая эпоха философииОсновной философский интерес
 1Античность VI в. до н.э.— III в. н.э.Космос
 2Средние века IV— XIV вв.Бог
 3Новое время XV— XIX вв.Человек и общество
 4Новейшее время XX в.Язык
 
 Таблица 2. Античная философия
 ЭтапОсновной философский интерес
 НатурфилософияМатериальная субстанция (Фалес, Герак­лит и др.) Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит и др.)
 Числа (Пифагор и др.)
 Интеллекту­ализм
  Идеи (Сократ, особенно Платон и др.)
 Форма (Аристотель и др.)
 Эллинисти­ческая фило­софияСамодостаточность человека (киники)
 Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы)
 Человек и его космическая судьба (стоики)
 Мудрое молчание (скептики)
 НеоплатонизмИерархия: Единое — Благо — Мировой
 Ум — Мировая
 Душа — Материя
 
 Таблица 3. Средневековая философия
 ЭтапОсновные идеиОсновной интерес
 Философствование в вереЛюби Бога, и тогда делай, что хочешьМонотеизм
 Теоцентризм
 Воля как сущность личностиКреационум
 (Августин)Вера в Бога
  Свобода как черта воли (а не разума)Любовь к Богу
 Надежда на спасение
 Добрая воля
 Гармонизация веры и разумаВера ведет разум, разум подкрепляет веруСовесть
 Духовность человека
 Символизм
 (Фома Аквинский)Философия — это введение к религии
  Свобода человека как разумная воля движения к совершенству Бога
 
 Примечание. В таблице в соответствии с избранной круп­номасштабной классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика «Авторы основных философских концепций» применительно к эпохе Возрождения. Безуслов­но, такие возрожденческие философы, как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают са­мых лестных оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпохи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштабности с творениями Декарта, Локка, Канта.
 Таблица 4. Философия Нового времени
 ЭтапАвторы философских концепцийОсновной интерес
 XV-XVI вв. Гуманизм Эстетическое отношение к действительности
 XVII в.ДекартЯсные идеи и дедуктивные по­строения теории
 ЛоккТеория познания: сенсуализм
 XVIII в.КантАприорные принципы и их во­площение в науке и морали
 XIX в.ГегельУниверсальная системная фило­софия идей
 МарксКонцепция общественного руда, критика капитализма
 НицшеКритика «разумных» ценностей
 
 Таблица 5. Философия XX века
 Главное философское направ­лениеГлавный философский интерес
 Феноменология«Работа» сознания с феноменами
 ГерменевтикаБытие человека в мире, поиск сущего
 Аналитическая философияЛогический анализ языка, употребле­ние языка
 ПостмодернизмДеконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плю­рализм
 
 Таблица 6. Философия о человеке
 Истори­ческая эпо­ха филосо­фииЧто такое человек?
 АнтичностьМикрокосм (Душа + тело )
  Душа есть проявление идеи (Платон)
 Душа — это форма человека (Аристотель)
 Средние векаДуховность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести.
 Новое вре­мяСущество разумное и действующее по зако­нам разума (Локк, Кант).
 Проявление общественных отношений (Маркс).
 Существо волевое и страстное (Ницше).
 XX векСущество, осваивающее мир в соответствии с феноменологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи).
 Существо, бытийствующее в мире и стремя­щееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики).
 Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Ос­тин и другие философы-аналитики).
 Существо, всегда отличающее себя от приня­тых в обществе норм, бунтующее против од­нообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и дру­гие постмодернисты).
 Существо, в котором бессознательное господ­ствует над сознательным (Фрейд и его после­дователи).
 
 Таблица 7. Философия об обществе
 Историческая эпоха философииЧто такое общество?
 АнтичностьСовокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справед­ливости.
 Средние века«Град земной», стремящийся к «граду небесному».
 Новое время
  Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным до­говором (Локк, Руссо). Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой дея­тельности (Маркс).
 XX век
  Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработ­кой ценностей (Вебер, Парсонс, Соро­кин и др.). Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.).
 
 Примечание. В философии XX в. общество чаще всего харак­теризуется в соответствии с избранными им ценностными ори­ентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, гер­меневтическим, аналитическим, постмодернистским.
 Таблица 8. Три главные ценности
 Сферы жизнедеятельности человекаГлавные ценности
 Практическая жизньДобро
 Чувственно-эстетическая жизньКрасота
 Научная деятельностьИстина
 
 Примечание. Ценность — это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использова­ния определенных философских методов.
 Таблица 9. Философия о красоте
 Историческая эпоха филосо­фииЧто такое красота?
 АнтичностьКосмически гармоничное и соразмерное
 Средние векаСимвол божественного
 Новое времяХарактеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготею­щего к принципам симметрии, пропор­ции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравновешенности композиций (классицизм). Характеристика произведения искусства, воплощающая многообразные способно­сти личности, в том числе юмор, иронию, игру, сатиру (романтизм).
 XX в.Ценность, выработанная на основе феноменологического метода и выражающая единство человека и произведения искус­ства (феноменология). Сущность произведения искусства, ее открытие человеку в качестве истины (герменевтика).
 Эмоция (аналитическая философия).
 Воображение реально непредставимого, вызывающее чувство возвышенного (постмодернизм).
 
 Примечание. Под красотой в данном случае понимает­ся главная ценность чувственно-эстетической жизни челове­ка. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрас­ному или возвышенному.
 Таблица 10. Философия о добре
 Историческая эпоха
 философииИдеалы добраОсновные добродетели человека
 АнтичностьБлагоМудрость, справедливость, мужество
 Средние векаБогВера, любовь, надежда, совесть
 Новое времяРассудочный свободный человек (Локк, Руссо).Рассудочность, свобода.
 
 
 Абсолютный нравственный закон (Кант).Разумность, свобода.
 
 Общество без эксплуатации (Маркс).Преданность делу пролетариата.
 
 Сверхчеловек (Ницше).Воля к власти.
 
 XX векПоложительные ценности (феноменологи).Умение пользоваться феноменологическим
 методом.
 Достижение единства с сущим, с сущностью
 вещей (герменевтики).Адекватно отвечать на зов вещи, соответствовать ему.
 Умение посредством анализа языка учитывать последствия поступков (аналитики).Быть последовательным в своих действиях.
 Деконструкция лого- и других центризмов
 (постмодернизм).Умение «рассеивать» устоявшиеся ценности.
 
 Таблица 11. Три концепции чувственного познания
 Философская концепцияОсновное содержание концепции
 ЛоккаЧувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциями. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи.
 КантаЧувства упорядочиваются в соответствии с априорными принципами.
 ГуссерляЧувства вовлекаются в потоке воображения, так образуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства.
 
 Таблица 12. Что такое рациональное познание?
 Истори­ческая эпоха филосо­фииПрирода рационального познания
 Антич­ностьИдеи — это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон).
 Сущность — это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражения в пра­вилах логики (Аристотель).
 Средние векаРациональное познание оперирует универса­лиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в са­мих вещах (средневековый реализм).
 Общее не существует, слова обозначают еди­ничные вещи (номинализм).
 Общее представляет собой мысли — обобще­ния, концепции (концептуалисты).
 Новое времяЧеловеку врождены ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это — рационализм.
 Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возмож­ность логики (Кант).
 Мысли — это продукт обработки чувств (сен­суализм Локка).
 Мышление — это наивыс­шая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель).
 Мышление и логика есть отображе­ние практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс).
 
 
 Таблица 13. Три современные концепции истины
 Концепция истиныЧто такое истина?
 СоответствияСоответствие высказываний фактам.
 КогерентностиСогласованность высказываний, их непротиворечивость.
 ПрагматическаяУбеждения, способствующие успеху практики.
 
 Таблица 14. Что такое истина?
 Историческая эпоха философииПрирода истины
 АнтичностьИстина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель).
 Средние векаБог, вот что является истиной.
 Новое времяИстина — это соответствие чувств и идей фактам.
 XX в.Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтики). Истина — это свойство высказывания, которому соответствуют факты (аналитики).
 
 Таблица 15. Уровни научного исследования
 Уровень науч­ного исследо­ванияЦели исследования
 ЭмпирическийДобыть новые экспериментальные факты. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности.
 ТеоретическийПровести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой.
 
 Таблица 16. Три теоретических метода
 Теоретический методХарактеристика
 Аксиома­тическийОснованием теории избираются аксио­мы. Из аксиом выводят теоремы. Сопос­тавление знания с экспериментальными фактами не проводится.
 Гипотетико-дедуктивныВыдвигаются гипотезы, из них дедуци­руются новые сведения. Эффективность гипотез выявляется в процессе сопос­тавления теории с экспериментальными фактами.
 ПрагматическийИнтерпретация фактов проводится на основе ценностей.
 
 Таблица 17. Философия языка

<< Пред.           стр. 7 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу