<< Пред. стр. 8 (из 9) След. >>
Философская концепция языкаГлавное содержание философских концепций языкаФилософия имениИмя — это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые философы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных признаков (номиналисты)
Философия предложенияГлавной единицей языка, текста является предложение, высказывание. Предложение, если оно построено правильно, обладает значением и смыслом, функцией истинности/ложности
Философия ценностных установокГлавной единицей языка является текст, для которого характерными являются ценностные установки автора, те цели, достижения которых он добивается.
Таблица 18. Философия техники
Историческая эпоха философииИнтерпретации природы техники
АнтичностьТехника — это воплощение умений ремесленника. Знание общего выше технического знания.
Средние векаТехника — это творчество человека в качестве отблеска божественного творчества.
Новое времяТехника — опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы. Техника — это самостоятельная сила, которая в качестве средств труда определяет развитие общества (Маркс).
XX векТехника при недостатке феноменологической работы выступает как продолжение науки и вместе с тем умаление жизненного мира человека (Гуссерль и другие феноменологи). Техника — это преграда, опасность, которую человек сам поставил перед собой, не продумав ее содержание и самое главное то, в какой степени техника соответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герменевтики). Техника — это воплощение рациональности человека (аналитики). Техника — это проявление наиболее подходящего реалиям нашей эпохи технического подхода, точнее, философии технического подхода (Г.П. Щедровицкий).
Таблица 19. Философия природы
Историческая эпоха философииИнтерпретация специфики природы
АнтичностьПрирода — это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной.
Средние векаПрирода создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог — человек — природа именно последним звеном является природа.
Новое времяПрирода — это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчинить ее себе.
XX векПрирода — это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден).
Природа — это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу (герменевтики).
Природа — это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека (аналитики).
Природа — это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание).
Таблица 20. Второй (неприродный) пол
Мужественность
Женственность
Молодость
Логичность,
склонность к обобщению,
абстрактному мышлению,
рациональность,
практичность,
решительность,
постоянство,
властностьИнтуитивность,
интерес к конкретному, чувствительность,
сентиментальность,
осторожность,
тщательность,
сострадательность,
изменчивостьЖизненная непосредственность,
стремление к неформальной общности,
непрактичность,
склонность к новациям,
свободолюбие
Таблица 21. Две интерпретации образования
Образование — это подготовка
Образование — это усвоение достижений культуры
Образование — это путь к приобретению тех навыков, которые нужны непосредственно на будущем рабочем месте. Ничего лишнего, только самое необходимое. Философия на рабочем месте не нужна.Образование — это максимально действенное включение человека в культуру человечества как одного целого.
Подготовка нужна, но ее смысл состоит во всестороннем культивировании таких ценностей, как истина, добро, красота, творчество, ответственность. Философия занимает в образовании достойнейшее место.
Таблицы как в книге
Приложение 1. Курс Философии в таблицах
Таблица 1. Четыре эпохи в философии
№ п/п
Историческая эпоха философии
Основной философский интерес
1
Античность VI в. до н.э.— III в. н.э.
Космос
2
Средние века IV— XIV вв.
Бог
3
Новое время XV— XIX вв.
Человек и общество
4
Новейшее время XX в.
Язык
Таблица 2. Античная философия
Этап
Основной философский интерес
Натурфилософия
Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.)
Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит и др.)
Числа (Пифагор и др.)
Интеллектуализм
Идеи (Сократ, особенно Платон и др.) Форма (Аристотель и др.)
Эллинистическая философияСамодостаточность человека (киники)
Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы)
Человек и его космическая судьба (стоики)
Мудрое молчание (скептики)
НеоплатонизмИерархия: Единое — Благо — Мировой
Ум — Мировая Душа — Материя
250
Таблица 3. Средневековая философия
ЭтапОсновные идеиОсновной интерес
Философ-
ствование в
вереЛюби Бога, и тогда
делай, что хочешьМонотеизм
Теоцентризм
Воля как сущность
личности
Креационум
(Августин)Вера в Бога
Свобода как черта
воли (а не разума)
Любовь к Богу
Надежда на спасение
Добрая воля
Гармониза-
ция веры и
разумаВера ведет разум,
разум подкрепляет
веруСовесть
Духовность человека
Символизм
(Фома Аквинский)Философия — это
введение к религии
Свобода человека
как разумная воля
движения к совер-
шенству Бога
Примечание. В таблице в соответствии с избранной крупномасштабной классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика «Авторы основных философских концепций» применительно к эпохе Возрождения. Безусловно, такие возрожденческие философы, как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают самых лестных оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпохи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштабности с творениями Декарта, Локка, Канта.
251
Таблица 4. Философия Нового времени
ЭтапАвторы философских концепцийОсновной интерес
XV-XVI вв. Гуманизм Эстетическое отношение к действительности
XVII в.ДекартЯсные идеи и дедуктивные построения теории
ЛоккТеория познания: сенсуализм
XVIII в.
Кант
Априорные принципы и их воплощение в науке и морали
XIX в.
ГегельУниверсальная системная философия идей
МарксКонцепция общественного руда, критика капитализма
НицшеКритика «разумных» ценностей
Таблица 5. Философия XX века
Главное философское направлениеГлавный философский интерес
Феноменология«Работа» сознания с феноменами
ГерменевтикаБытие человека в мире, поиск сущего
Аналитическая философияЛогический анализ языка, употребление языка
ПостмодернизмДеконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плюрализм
252
Таблица 6. Философия о человеке
Историческая эпоха философииЧто такое человек?
АнтичностьМикрокосм Душа + тело )
Душа есть проявление идеи (Платон) Душа — это форма человека (Аристотель)
Средние векаДуховность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести.
Новое времяСущество разумное и действующее по законам разума (Локк, Кант). Проявление общественных отношений (Маркс). Существо волевое и страстное (Ницше).
XX векСущество, осваивающее мир в соответствии с феноменологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи). Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики). Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Остин и другие философы-аналитики). Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты). Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи).
253
Таблица 7. Философия об обществе
Историческая эпоха философииЧто такое общество?
АнтичностьСовокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости.
Средние века
«Град земной», стремящийся к «граду небесному».
Новое время
Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором (Локк, Руссо). Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс).
XX век
Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.). Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.).
Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризуется в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистским.
254
Таблица 8. Три главные ценности
Сферы жизнедеятельности человекаГлавные ценности
Практическая жизньДобро
Чувственно-эстетическая жизньКрасота
Научная деятельностьИстина
Примечание. Ценность — это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использования определенных философских методов.
Таблица 9. Философия о красоте
Историческая эпоха философииЧто такое красота?
АнтичностьКосмически гармоничное и соразмерное
Средние векаСимвол божественного
Новое времяХарактеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготеющего к принципам симметрии, пропорции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравновешенности композиций (классицизм). Характеристика произведения искусства, воплощающая многообразные способности личности, в том числе юмор, иронию, игру, сатиру (романтизм).
255
Окончание табл. 9
Историческая эпоха философии
Что такое красота?
XX в.Ценность, выработанная на основе феноменологического метода и выражающая единство человека и произведения искусства (феноменология). Сущность произведения искусства, ее открытие человеку в качестве истины (герменевтика).
Эмоция (аналитическая философия).
Воображение реально непредставимого, вызывающее чувство возвышенного (постмодернизм).
Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная ценность чувственно-эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрасному или возвышенному.
Таблица 10. Философия о добре
Историческая эпоха философииИдеалы добраОсновные добродетели человека
АнтичностьБлагоМудрость, справедливость, мужество
Средние векаБогВера, любовь, надежда, совесть
256
Окончание табл. 10
Историчес-
кая эпоха
философии
Идеалы добра
Основные
добродетели
человека
Новое
времяРассудочный свобод-
ный человек (Локк,
Руссо).Рассудочность, сво-
бода.
Абсолютный нравст-
венный закон (Кант).Разумность, свобода.
Общество без эксплуатации (Маркс).Преданность делу
пролетариата.
Сверхчеловек
(Ницше).Воля к власти.
XX векПоложительные цен-
ности (феноменологи).Умение пользоваться
феноменологическим
методом.
Достижение единства с сущим, с сущностью
вещей (герменевтики).Адекватно отвечать
на зов вещи, соответствовать ему.
Умение посредством
анализа языка учиты-
вать последствия по-
ступков (аналитики).Быть последователь-
ным в своих дейст-
виях.
Деконструкция лого- и других центризмов
(постмодернизм).Умение «рассеивать»
устоявшиеся ценно-
сти.
257
Таблица 11. Три концепции чувственного познания
Философская концепцияОсновное содержание концепции
ЛоккаЧувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциями. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи.
КантаЧувства упорядочиваются в соответствии с априорными принципами.
ГуссерляЧувства вовлекаются в потоке воображения, так образуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства.
Таблица 12. Что такое рациональное познание?
Историческая эпоха философииПрирода рационального познания
АнтичностьИдеи — это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон). Сущность — это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражения в правилах логики (Аристотель).
258
Окончание табл. 12
Историческая эпоха философииПрирода рационального познания
Средние векаРациональное познание оперирует универсалиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в самих вещах (средневековый реализм). Общее не существует, слова обозначают единичные вещи (номинализм). Общее представляет собой мысли — обобщения, концепции (концептуалисты).
Новое времяЧеловеку врождены ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это — рационализм. Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возможность логики (Кант). Мысли — это продукт обработки чувств (сенсуализм Локка). Мышление — это наивысшая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель). Мышление и логика есть отображение практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс).
Таблица 13. Три современные концепции истины
Концепция истиныЧто такое истина?
СоответствияСоответствие высказываний фактам.
КогерентностиСогласованность высказываний, их непротиворечивость.
ПрагматическаяУбеждения, способствующие успеху практики.
259
Таблица 14. Что такое истина?
Историческая эпоха философииПрирода истины
АнтичностьИстина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель).
Средние векаБог, вот что является истиной.
Новое времяИстина — это соответствие чувств и идей фактам.
XX в.Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтики). Истина — это свойство высказывания, которому соответствуют факты (аналитики).
Таблица 15. Уровни научного исследования
Уровень научного исследованияЦели исследования
ЭмпирическийДобыть новые экспериментальные факты. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности.
ТеоретическийПровести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой.
260
Таблица 16. Три теоретических метода
Теоретический методХарактеристика
АксиоматическийОснованием теории избираются аксиомы. Из аксиом выводят теоремы. Сопоставление знания с экспериментальными фактами не проводится.
Гипотетико-дедуктивныВыдвигаются гипотезы, из них дедуцируются новые сведения. Эффективность гипотез выявляется в процессе сопоставления теории с экспериментальными фактами.
ПрагматическийИнтерпретация фактов проводится на основе ценностей.
Таблица 17. Философия языка
Философская концепция языкаГлавное содержание философских концепций языка
Философия имениИмя — это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые философы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных признаков (номиналисты)
Философия предложенияГлавной единицей языка, текста является предложение, высказывание. Предложение, если оно построено правильно, обладает значением и смыслом, функцией истинности/ложности
261
Окончание табл. 17
Философская концепция языкаГлавное содержание философских концепций языка
Философия ценностных установокГлавной единицей языка является текст, для которого характерными являются ценностные установки автора, те цели, достижения которых он добивается.
Таблица 18. Философия техники
Историческая эпоха философииИнтерпретации природы техники