<< Пред.           стр. 31 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу

 выглядели примерно так:
 
  В этом районе погода...
  В то время существовал обычай...
  Но в Калифорнии никто не слышал...
 
  Одиннадцать таких записей. Это было нечто вроде плана лекции,
 который помогал мне не пропустить что-либо. Но на бумаге они выглядели
 похожими друг на друга, они не образовывали картины. Я знал их
 наизусть, но никак не мог прочно запомнить их последовательность, так
 что мне всегда приходилось держать перед собой записи и время от
 времени заглядывать в них. Однажды я куда-то заложил их, и вы
 представить себе не можете ужас, который охватил меня в тот вечер. С
 тех пор я понял, что мне надо придумать еще какой-нибудь способ
 страховки. Тогда я запомнил первые десять букв этих фраз, записал их
 чернилами на ногтях и так вышел на трибуну. Сначала я смотрел на пальцы
 по порядку, но потом сбился и уже не был уверен в том, на какой палец я
 только что смотрел. Не мог же я слизывать языком с ногтя букву после
 того, как я ею воспользовался, ибо, хотя это был надежный способ, я
 вызвал бы слишком большое любопытство у слушателей. Я и без того вызвал
 у них любопытство - им казалось, что я больше интересуюсь своими
 ногтями, чем темой лекции. Потом несколько человек спрашивали меня,
 что случилось с моими руками.
  Вот тогда мне пришла в голову мысль о картинках! Тогда мои
 страдания кончились. За две минуты я сделал шесть рисунков, и они
 прекрасно заменили мне одиннадцать начальных фраз. Я выбросил рисунки,
 как только они были сделаны, потому что был уверен, что могу, закрыв
 глаза, увидеть их перед собой в любое время. С тех пор прошло четверть
 века, и текст той лекции испарился из моей памяти уже лет двадцать
 назад, но я мог бы снова написать его по тем же картинкам - они
 остались в моей памяти".
  Мне довелось однажды читать лекцию о памяти, и я постарался как
 можно больше использовать в ней материал, приведенный в этой главе. Я
 запомнил отдельные моменты в виде картинок - представил себе Рузвельта,
 читающего историю, когда под его окном раздаются крики толпы и музыка
 оркестров. Я видел перед собой Томаса Эдисона, глядящего на вишневое
 дерево, Линкольна, читающего вслух газету. Я вообразил Марка Твена,
 слизывающего чернильные буквы с ногтей в присутствии слушателей.
  А как я запомнил порядок этих картинок? По номерам - первая,
 вторая, третья, четвертая? Нет, это было бы слишком трудно. Номера я
 тоже превратил в картинки и сочетал картинки номеров с картинками тем.
 Например, слово "уан" (один) созвучно с "ран" (скакать), и поэтому я
 представил себе Рузвельта, читающего в своей комнате, сидя верхом на
 скаковой лошади. "Ту" (два) звучит почти как "зу" (зверинец), и я
 представил себе, что вишневое дерево, на которое смотрел Эдисон,
 находится в клетке медведя в зоопарке. "Зсри" (три) похоже на "три"
 (дерево), и я вообразил себе Линкольна взобравшимся на вершину дерева и
 читающим вслух своему партнеру. "Фор" (четыре) похоже на "дор" (дверь).
 Марк Твен стоял у открытой двери, опершись на косяк, и, выступая перед
 аудиторией, слизывал чернила с ногтей.
  Я хорошо понимаю, что многие из тех, кто читает эти строки,
 подумают, что подобный метод граничит с нелепостью. Это верно, и в этом
 одна из причин его успешности. Именно странные и нелепые вещи
 сравнительно легко запоминаются. Если бы я попытался запомнить порядок
 моих примеров только по номерам, я легко мог бы их спутать, а при
 системе, которую я только что описал, это было бы почти невозможно.
 Когда я хотел вспомнить третий пункт, мне надо было только спросить
 себя, что было на вершине дерева, и немедленно передо мной возникал
 Линкольн.
  Главным образом для собственного удобства я превратил цифры от
 одного до двадцати в зрительные образы, подобрав названия картинок,
 созвучные цифрам. Если вы затратите полчаса на запоминание таких
 цифровых картинок, вы сможете, имея список из двадцати предметов, лишь
 однажды перечисленных вам, повторить их в точном порядке, а также в
 произвольном порядке, например, говорить, какой предмет стоит восьмым,
 какой - четырнадцатым, какой - третьим и т.д.
  Попробуйте испытать это на себе. Вы можете подумать, что у вас
 ничего не выйдет, но все же попробуйте. Вскоре вы будете поражать людей
 своей необыкновенной памятью и уж, во всяком случае, найдете это
 занимательным.
 
 
  Как выучить наизусть целую книгу
 
  Каирский университет аль-Азхар - один из крупнейших в мире. Это
 мусульманское учебное заведение, имеющее двадцать одну тысячу
 студентов. На вступительном экзамене от каждого поступающего требуется
 знание наизусть Корана. Это книга примерно такого же объема, как Новый
 завет; чтобы прочитать ее вслух, надо затратить три дня!
  А китайские студенты, или, как их называют, ученые парни, должны
 знать наизусть некоторые китайские религиозные книги и классические
 произведения.
  Как арабские и китайские студенты умудряются совершать подобные
 подвиги, кажущиеся невероятными?
  Посредством повторения, второго "естественного закона
 запоминания".
  Вы можете запомнить почти бесконечное количество материала, если
 будете достаточно часто повторять его. Повторяйте сведения, которые вы
 хотите запомнить. Пользуйтесь ими. Применяйте их. Употребляйте новое
 для вас слово в разговоре. Называйте нового знакомого по имени, если
 хотите запомнить его имя. Упоминайте в разговоре моменты, о которых вы
 хотите говорить в публичном выступлении. Сведения, которые
 используются, закрепляются в памяти.
 
 
  Какое повторение полезно
 
  Однако необходимо не механическое, слепое заучивание. Разумное
 повторение, производимое в соответствии с некоторыми определенными
 свойствами восприятия, - вот что нам нужно. Например, профессор
 Эббингхауз давал своим студентам для запоминания длинный список не
 имеющих смысла слов, например "деюкс", "коли" и пр. Он установил, что
 студенты запоминали столько же слов в результате тридцати восьми
 повторений, произведенных в течение трех дней, сколько в результате
 шестидесяти восьми повторений в течение одного дня. Другие
 психологические тесты неоднократно давали такие же результаты.
  Это весьма важное открытие, касающееся работы нашей памяти. Теперь
 мы знаем, что человек, сидящий и повторяющий текст, пока не закрепит
 его в своей памяти, затрачивает вдвое больше времени и энергии, чем
 требуется для достижения того же результата, если процесс повторения
 будет совершаться с разумными интервалами.
  Эту особенность восприятия можно объяснить двумя факторами.
  Во-первых, в промежутки между повторениями наше подсознание занято
 закреплением ассоциаций. Как правильно заметил профессор Джеймс, "мы
 учимся плавать зимой, а кататься на коньках - летом".
  Во-вторых, мозг, работая с перерывами, не утомляется чрезмерной
 нагрузкой. Сэр Ричард Бертон, переводчик "Тысячи и одной ночи", говорил
 на двадцати семи языках, как на своем родном; однако он признавался,
 что никогда не изучал язык и не практиковался в нем дольше пятнадцати
 минут подряд, "потому что после этого ум утрачивает свежесть".
  Безусловно, теперь, в свете этих фактов, ни один человек,
 считающий себя разумным, не отложит подготовку к публичному выступлению
 до кануна того дня, когда оно должно состояться. Если он так поступит,
 его память поневоле будет работать только вполовину своих возможностей.
  Было сделано очень ценное открытие, объясняющее, как мы забываем.
 Многократно произведенные психологические эксперименты показали, что из
 нового материала, проработанного нами, мы за первые восемь часов
 забываем больше, чем за последующие тридцать дней. Поразительное
 соотношение! Поэтому непосредственно перед деловым совещанием,
 собранием членов Ассоциации родителей и учителей, занятием кружка в
 клубе - непосредственно перед публичным выступлением - просмотрите ваши
 материалы, припомните ваши факты, освежите вашу память.
  Линкольн хорошо знал значение этого метод и применял его. В
 Геттисберге перед ним выступал маститый ученый Эдвард Эверет. Когда
 Линкольн увидел, что длинное, официальное выступление Эверета
 приближается к концу, он "явно стал нервничать, что всегда бывало с
 ним, когда он должен был выступать после другого оратора". Поспешно
 надев очки, он вынул из кармана свою рукопись и стал читать ее про
 себя, чтобы освежить в памяти.
 
 
  Профессор Уильям Джеймс
  объясняет секрет хорошей памяти
 
  Вот и все о первых двух законах запоминания. Но есть еще третий
 закон ассоциация. Последняя - необходимый элемент запоминания.
 Фактически она объясняет сам механизм памяти.
  "Наш мозг, - мудро замечает профессор Джеймс, - представляет собой
 в основном ассоциирующий механизм... Предположим, я некоторое время
 храню молчание, а затем говорю повелительным тоном: "Вспоминайте!
 Вспоминайте!" Подчинится ваша память этому приказу, воспроизведет она
 какую-то определенную картину из вашего прошлого? Конечно, нет. Она
 останется бездеятельной и спросит: "Что именно я должна вспомнить?"
 Короче говоря, ей нужно указание. Но если я скажу - вспомните дату
 вашего рождения или что вы ели за завтраком, назовите порядок нот в
 музыкальной гамме, - то тогда ваша способность к запоминанию немедленно
 даст требуемый результат: полученное указание сориентирует обширный
 запас потенциальных возможностей вашей памяти в определенном
 направлении. Это указание тесно связано с тем, что вы вспоминаете.
 Слова "дата моего рождения" непосредственно ассоциируются с
 определенной цифрой, месяцем и годом; слова "сегодняшний завтрак"
 минуют все другие нити воспоминаний, кроме тех, которые ведут к кофе и
 яичнице с беконом; слова "музыкальная гамма" являются в сознании
 близкими соседями с до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. В самом деле,
 законы ассоциации управляют всем ходом ваших мыслей, которые не
 нарушаются ощущениями, привнесенными извне. Все, что возникает в
 сознании, должно быть внесено в него, а будучи внесенным, оно вступает
 во взаимосвязь с тем, что там уже было. Это относится и к тому, что вы
 вспоминаете, и ко всему, о чем вы думаете... Тренированная память
 опирается на организованную систему ассоциаций, и ее высокое качество
 зависит от двух особенностей этих ассоциаций: во-первых, от прочности
 ассоциаций и, во-вторых, от их количества. Таким образом, "секрет
 хорошей памяти" - это секрет формирования многообразных и
 многочисленных ассоциаций со всеми фактами, которые мы хотим запомнить.
 Но формировать ассоциацию с фактом - это значит как можно больше думать
 о факте. Короче говоря, из двух людей, получающих одинаковую информацию
 извне, тот, кто больше обдумывает получаемые сведения и устанавливает
 между ними более тесные взаимосвязи, будет обладать лучшей памятью".
 
 
  Как связывать факты между собой
 
  Все это прекрасно, но как увязать между собой известные нам факты?
 Ответ таков: уяснением их значения, их осмыслением. Например, если вы
 при знакомстве с каждым новым для вас фактом поставите следующие
 вопросы и ответите на них, то тем самым сможете увязать его с другими
 фактами. Вот эти вопросы:
 
  а) Почему это так?
  б) Как получилось, что это так?
  в) Когда так бывает?
  г) Где так бывает?
  д) Кто сказал, что это так?
 
  Если, например, мы узнаем фамилию незнакомого человека, и фамилия
 эта обычна, мы можем ассоциировать ее с каким-нибудь приятелем с такой
 же фамилией. Если же она необычна, мы можем воспользоваться случаем и
 сказать человеку об этом. Нередко новый знакомый что-нибудь
 рассказывает о своей фамилии. Например, когда я писал эту главу, меня
 познакомили с некоей миссис Сотер. Я спросил ее, как пишется ее
 фамилия, и обратил внимание на ее необычность.
  "Да, - ответила она, - она очень необычна. Это греческое слово,
 означающее "спаситель"". Потом она рассказала мне о родных своего мужа,
 которые родом из Афин, и о высоком положении, которое они занимали там
 в правительстве. Очень нетрудно побудить людей рассказывать что-нибудь
 об их фамилиях. Это всегда помогает мне запомнить их.
  Внимательно разглядывайте внешность нового знакомого. Замечайте
 цвет его глаз и волос, всматривайтесь в черты его лица. Обратите
 внимание, как он одет. Прислушайтесь к его манере говорить. Получите
 ясное, живое, яркое впечатление о его внешности и индивидуальности и
 ассоциируйте все это с его фамилией. В следующий раз эти яркие
 впечатления вновь возникнут в вашем сознании и одновременно помогут вам
 вспомнить и фамилию этого человека.
  Не приходилось ли вам, встречаясь с человеком во второй или третий
 раз, обнаруживать, что вы помните род его занятий или профессию, но не
 можете вспомнить, как его зовут? Причина в том, что занятие человека -
 это нечто определенное и конкретное. Оно имеет значение. Оно пристает к
 вам, как липкий пластырь, тогда как не имеющая значение фамилия
 откатывается в сторону, подобно градинам с покатой крыши. Поэтому,
 чтобы наверняка запомнить фамилию человека, составьте какую-нибудь
 фразу, которая привяжет фамилию к занятию данного человека. Нет
 никакого сомнения в эффективности такого метода. Например, двадцать
 человек, не знакомых друг с другом, недавно собрались в Филадельфии в
 Пенсильванском атлетическом клубе. Каждого из них попросили встать и
 назвать свою фамилию и род занятий. После этого была придумана фраза,
 связывающая эти сведения, и через несколько минут все присутствующие
 могли назвать фамилию любого человека, находящегося здесь. Значительно
 позднее, при новых встречах, оказалось, что ни фамилии, ни занятия этих
 людей не были забыты, потому что были ассоциированы друг с другом. Они
 прилипли друг к другу.
  Приведу для примера фамилии некоторых членов этой группы и те
 неуклюжие фразы, которые мы придумали, чтобы связать фамилии людей с их
 занятиями:
  Мистер Дж. П. Олбрайт, поставки песка (сэнд бизнес) - "Сэнд мейкс
 ол брайт" (песок делает все ярким, а также - в силу игры слов - песок
 делает Олбрайта).
  Мистер Томас Фишер, поставки угля (коул) - "Хи фишес фор коул
 ордерс" (он выуживает заказы на уголь).
 
 
  Как запоминать даты
 
  Даты лучше всего запоминать, ассоциируя их со знаменательными
 датами, уже твердо закрепившимися в памяти. Например, американцу
 гораздо труднее заучить, что Суэцкий канал был открыт в 1869 году, чем
 запомнить, что первое судно прошло через него через четыре года после
 окончания Гражданской войны в США. Если американец попытается
 запомнить, что первое поселение в Австралии было основано в 1788 году,
 эта дата может выскочить из его головы, подобно плохо укрепленному
 болту из машины; значительно больше шансов закрепить ее в памяти, если
 ассоциировать с 4 июля 1776 года и помнить, что это произошло через
 двенадцать лет после принятия Декларации независимости. Это подобно
 навинчиванию гайки на ослабевший болт - он будет держаться.
  Полезно иметь в виду этот принцип, когда нужно запомнить номер
 телефона. Например, во время войны номер телефона автора этой книги был
 1776. Никому не было трудно запомнить его. Если вы сможете получить у
 телефонной компании номер вроде 1492, 1861, 1865, 1914, 1918, вашим
 друзьям не придется справляться в телефонной книге. Они могут забыть,
 что ваш номер 1492, если вы сообщите им об этом бесцветно, но разве он
 выскочит из их головы, если вы скажете: "Вам будет легко запомнить
 номер моего телефона - 1492, год, когда Колумб открыл Америку".
  Австралийцы, новозеландцы и канадцы, читающие эти строки, заменят,
 конечно, цифры 1776, 1861, 1865 знаменательными датами истории своих
 стран.
  Как легче всего запомнить следующие цифры?
 
  а) 1564 - год рождения Шекспира.
  б) 1607 - год основания первого английского поселения в Америке в
  Джеймстауне.
  в) 1819 - год рождения королевы Виктории.
  г) 1807 - год рождения Роберта Э. Ли.
  д) 1789 - год разрушения Бастилии.
 
  Вам, конечно, покажется утомительным запоминать, повторяя чисто
 механически, названия первых тридцати штатов в том порядке, в каком они
 вступали в Союз. Но свяжите их с какой-нибудь историей, и тогда вы
 запомните их быстро и без труда. Прочитайте всего один раз следующий
 абзац. Когда вы кончите, проверьте, не сможете ли вы перечислить
 тринадцать штатов в правильном порядке:
  "Однажды в субботу вечером молодая леди из Делавэра купила билет
 для небольшой поездки по пенсильванской железной дороге. Она положила в
 чемодан свитер из Нью-Джерси и навестила подругу Джорджию в
 Коннектикуте. На следующее утро хозяйка и ее гостья присутствовали на
 мессе (1) в церкви на Мэрис-лэнд (2). Потом они вернулись домой поездом
 южной линии (кар лайн) (3), поели новую ветчину (нью хэм) (4), которая
 была поджарена Виргинией, цветной кухаркой из Нью-Йорка. После обеда
 они сели на поезд северной линии (кар лайн) (5) и поехали на остров
 (род ту зе айленд) (6)".
 
 
  Как запомнить план своего выступления
 
  Мы можем думать о чем-либо только по двум причинам - во-первых, в
 результате внешнего стимула и, во-вторых, вследствие ассоциации стем,
 что нам уже известно. В применении к публичным выступлениям это
 означает: во-первых, вы можете соблюсти последовательность изложения
 своих мыслей при помощи какого-то внешнего стимула, например записей,
 но кому понравится оратор, который читает по бумажке? Во-вторых, вы
 можете запомнить пункты выступления, ассоциируя их с чем-то уже
 укоренившимся в вашей памяти. Они должны быть расположены в таком

<< Пред.           стр. 31 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу