<< Пред.           стр. 41 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу

  Волк живет, покуда его блюдет; Волк, нарушив Закон, умрет.
  Как лиана, сплетен, вьется Закон, в обе стороны вырастая:
  Сила Стаи в том, что живет Волком, сила Волка - родная Стая".
  (Пер. В.Топорова) *)
 
  Если вы пойдете в библиотеку вашего города и скажете библиотекарю,
 что вы готовите выступление на такую-то тему и хотели бы подобрать
 поэтическую цитату для выражения той или тной идеи, то вам, возможно,
 сумеют помочь подобрать что-нибудь похожее в каком-нибудь справочнике
 типа "Знакомых цитат" Бартлетта.
 
 ------------------------------------------------------------
 *) Р. Киплинг. Избранное. Л.: Художественная литература, 1980. С.
 495-496. - Прим. ред.
 
  Сила цитаты из Библии
 
  Если вы сможете процитировать Священное писание в своем
 выступлении, то вам повезет. Подходящая библейская цитата часто
 оказывает глубокое воздействие. Известный финансист Фрэнк Вандерлип
 использовал этот метод в концовке своего выступления, посвященного
 долгам союзников, которые они должны были выплатить Соединенным Штатам:
 "Если мы будем настаивать на буквальном выполнении нашего требования, то
 оно наверняка не будет выполнено. Если мы будем настаивать на нем из
 эгоистических соображений, то мы получим не деньги, а ненависть. Если же
 мы будем великодушными, - мудро великодушными, - то долги могут быт нам
 выплачены, и то добро, которое мы сделаем этим, будет означать для нас
 материально больше, чем что-либо другое, с чем мы могли бы расстаться.
 "Ибо тот, кто хочет спасти свою жизнь, потеряет ее, но тот, кто потерял
 свою жизнь ради меня и Священного писания, тот спасет ее"."
 
 
  Кульминация
 
  Кульминация представляет собой популярный способ окончания
 выступления. Часто бывает трудно осуществить ее, и она не всегда
 является подходящей концовкой для всех ораторов и всех тем. Но если она
 хорошо выполнена, то производит блестящее впечатление. Она достигает
 вершины, с каждым предложением становясь все более мощной. Хороший
 пример кульминации можно найти в окончании выступления о Филадельфии,
 которое получило премию и приведено в главе третьей.
  Линкольн использовал кульминацию при подготовке своих заметок для
 лекции о Ниагарском водопаде. Заметьте, как каждое следующее сравнение
 является болеее сильным, чем предыдущее, и как он достигает
 кульминационного эффекта, сопоставляя возраст Ниагары с временами
 Колумба, Христа, Моисея, Адама и т.д.:
  "Это вызывает в памяти бесконечное прошлое. Когда Колумб впервые
 искал наш континент, когда Христос страдал на кресте, когда Моисей вел
 Израиль через Красное море, более того, даже когда Адам впервые был
 создан руками господа, - тогда, как и теперь, здесь ревел Ниагарский
 водопад. Глаза вымерших доисторических гигантов, чьи кости наполняют
 могильные холмы Америки, смотрели на Ниагару так же, как смотрим на нее
 сейчас мы. Являясь современником первого племени людей и будучи старше,
 чем первый человек, Ниагара так же сильна и свежа сегодня, как и десять
 тысяч лет назад. Мамонты и мастодонты, вымершие так давно, что только
 остатки их громадных костей подтверждают, что они когда-то
 существовали, тоже смотрели на Ниагару, которая в течение всего этого
 долгого времени не останавливалась ни на секунду, и ее поток никогда не
 высыхал, никогда не замерзал, никогда не замирал, никогда не отдыхал".
  Уэнделл Филлипс использовал такой же прием в своем выступлении о
 Туссене-Лувертюре. Концовка его выступления приводится ниже. Этот
 отрывок часто цирируется в книгах, посвященных публичным выступлениям.
 В нем чувствуется энергия и жизненная сила. Оно кажется интересным,
 несмотря на то, что слишком витиевато для нашего практичного века. Эта
 речь была написана более пятидесяти лет назад. Интересно отметить,
 насколько не прав был Уэнделл Филлипс в своих прогнозах относительно
 исторического значения Джона Брауна и Туссена-Лувертюра "пятьдесят лет
 спустя, когда истина получит слово". Видимо, столь же трудно
 предугадать ход истории, как предсказать цены на бирже в следующем году
 или стоимость свиного сала.
  "Я бы назвал его Наполеоном, но Наполеон создал свою империю,
 нарушив клятвы и пролив море крови. Этот человек никогда не нарушал
 своего слова. "Никакой мести" - вот был его великий девиз и принцип
 жизни. Вот последние слова, которые он сказал своему сыну во Франции:
 "Мой мальчик, ты когда-нибудь вернешься в Санто-Доминго. Забудь, что
 Франция убила твоего отца". Я назвал бы его Кромвелем, но Кромвель был
 только солдатом, и государство, которое он основал, сошло с ним в
 могилу. Я назвал бы его Вашингтоном, но великий виргинец имел рабов.
 Этот человек рисковал своей империей, но не разрешал торговлю рабами в
 самой захудалой деревушке своих владений.
  Вы можете сегодня посчитать меня фанатиком, ибо вы читали историю
 не глазами, а своими предрассудками. Однако пятьдесят лет спустя, когда
 истина получит слово, муза истории напишет имена Фокиона для Греции,
 Брута для Рима, Хемпдена (1) для Англии, Лафайета для Франции, выберет
 Вашингтона как яркий и совершенный цветок нашей более ранней
 цивилизации, а также Джона Брауна, который был созревшим плодом времени
 нашего полудня, а затем, обмакнув свое перо в солнечный свет, она
 напишет яркими синими буквами над именами их всех имя солдата,
 государственног деятеля и мученика - Туссена-Лувертюра".
 
 
  Когда время истекает
 
  Ищите, исследуйте, экспериментируйте до тех пор, пока вы не
 подберете хорошую концовку и хорошее начало. Затем объедините их
 вместе.
  Тот оратор, который не сократит свое выступление, чтобы оно
 соответствовало настроению нашего спешащего и быстрого века, будет
 принят слушателями без восторга, а в некоторых случаях просто
 отрицательно.
  Не кто иной, как святой Савл из Тарса (2), согрешил следующим
 образом: во время его проповеди один из его слушателей, "один юноша,
 именем Евтих", заснул, выпал из окна и чуть не сломал себе шею. Но даже
 и после этого Савл не прекратил своей речи. Всяко бывает. Я помню, как
 один оратор, врач, выступил однажды в университетском клубе в Бруклине.
 Шел долгий банкет. Выступило уже много ораторов. Когда наступила его
 очередь, было уже два часа ночи. Если бы он обладал тактом,
 деликатностью и чувством ответственности, он сказал бы полдюжины фраз и
 дал нам возможность разойтись по домам. Сделал ли он это? Нет, только
 не он. Он завел сорокапятиминутную тираду против вивисекции. Не успел
 он произнести и половины своей речи, как его слушатели уже желали,
 чтобы он, подобно Евтиху, вывалился из окна и сломал себе что-нибудь,
 что заставило бы его замолчать.
 
  Мистер Лоример, будучи редактором журнала "Сатердей ивнинг пост",
 рассказал мне, что он всегда прекращает публикацию серии статей в
 журнале, когда они оказываются на вершине популярности и читатели
 
 ---------------------------------------------------------------------
 (1) Хемпден, Джон (1494? - 1643) - английский патриот, отказавшийся
 платить корабельную пошлину, введенную Карлом I. - Прим.ред.
 (2) Савл - иудейское имя апостола Павла. - Прим.ред.
 
 требуют продолжения. Зачем же тогда останавливаться? Зачем это делать?
 "Затем, - говорит Лоример, - что после пика популярности очень скоро
 наступает пресыщение".
  Это мудрое замечание относится и к публичным выступлениям.
 Прекратите говорить, когда слушатели все еще страстно желают, чтобы вы
 продолжали свое выступление.
  Величайшую проповедь, которую Христос когда-либо произносил,
 Нагорную проповедь, можно повторить за пять минут. Выступление
 Линкольна в Геттисберге состояло лишь из десяти предложений. Всю
 историю сотворения мира можно прочитать в Книге Бытия за меньший
 промежуток времени, чем тот, который требуется, чтобы прочесть рассказ
 об убийстве в утренней газете... Будьте кратки! Будьте кратки!
  Доктор Джонсон, архиепископ Ньясы, написал книгу о первобытных
 народах Африки. В течение сорока пяти лет он жил среди них и наблюдал
 их. Он пишет, что, когда оратор говорит слишком долго на деревенском
 сходе, называемом гвангвана, слушатели заставляют его замолчать криками
 "иметоша!", что означает "довольно!". Рассказывают, что жители одного
 племени разрешают оратору говорить столько времени, сколько он может
 простоять на одной ноге. Когда большой палец поднятой ноги касается
 земли, оратор должен окончить свою речь.
  Слушатели обычной аудитории, хотя они могут быть более вежливыми и
 более сдержанными, в такой же степени не любят длинных речей.
 
  Так что помните об их судьбе,
  Хотя я знаю, что вы об этом забудете,
  И учитесь у них, как выступать.
 
 
  Резюме
 
  1. Концовка речи действительно является ее самым стратегически
 важным элементом. То, что сказано в конце, слушатели, скорее всего,
 будут дольше помнить.
  2. Не заключайте свое выступление словами: "Вот приблизительно
 все, что я хотел сказать по этому вопросу. Так что, пожалуй, я на этом
 закончу". Заканчивайте, но не говорите о том, что вы заканчиваете.
  3. Тщательно подготовьте концовку вашей речи заранее, как это
 делали Вебстер, Брайт и Гладстон. Прорепетируйте ее. Знайте почти слово
 в слово, как вы собираетесь закончить свое выступление. Плавно
 заканчивайте свою речь. Не оставляйте ее незавершенной и разбитой,
 подобно зазубренному булыжнику.
  4. Вот семь вариантов концовок:
  а) резюмировать, вновь повторить и кратко изложить основные
 положения, которые вы затрагивали в своем выступлении;
  б) призвать к действию;
  в) сделать слушателям подходящий комплимент;
  г) вызвать смех;
  д) процитировать подходящие поэтические строки;
  е) использовать цитату из Библии;
  ж) создать кульминацию.
  5. Подготовьте хорошее начало и хороший конец выступления и
 сделайте так, чтобы они были связаны друг с другом. Всегда прекращайте
 свое выступление прежде, чем ваши слушатели захотят этого. Помните:
 "После пика популярности очень скоро наступает пресыщение".
 
 

    Глава десятая. Как сделать ясным смысл вашего выступления


 
  Во время первой мировой войны один известный английский епископ
 выступал перед неграмотными солдатами в Кемп-Аптоне. Их должны были
 отправить в окопы, но лишь очень немногие среди них имели представление
 о том, почему их посылают воевать. Я знаю об этом, так как спрашивал
 их. Тем не менее епископ, член палаты лордов, толковал этим людям об
 "интернациональной дружбе" и о "праве Сербии на место под солнцем".
 Куда там. Половина из них не знала, что такое Сербия: город или
 название болезни. Что касается итогов его речи, то то с таким же
 успехом мог произнести высокопарный панегирик по поводу небулярной
 космогонической теории. Тем не менее ни один солдат не покинул зал: во
 время его выступления военные полицейские, вооруженные револьверами,
 стояли у каждого выхода и никого не выпускали.
  Я не собираюсь умалять способности этого епископа. Не исключено,
 что, выступая перед образованными людьми, он мог оказаться хорошим
 оратором. Однако с этими солдатами он потерпел неудачу, причем неудачу
 полную: он не знал своих слушателей и наверняка не знал ни точной цели
 своего выступления, ни того, как ее достичь.
  Что мы имеем в виду, говоря о цели выступления? А вот что: каждое
 выступление, независимо от того, сознает это оратор или нет, имеет
 перед собой одну из четырех главных целей. Что это за цели?
 
  1. Разъяснить какой-то вопрос.
  2. Произвести впечатление и убедить.
  3. Добиться действия.
  4. Развлечь.
 
  Позвольте проиллюстрировать это положение несколькими конкретными
 примерами.
  Линкольн, который всегда в большей или меньшей степени
 интересовался механикой, в свое время изобрел и запатентовал
 устройство, предназначенное для того, чтобы снимать суда с мели. Он
 работал в механической мастерской неподалеку от своей адвокатской
 конторы, занимаясь изготовлением модели этого устройства. Хотя это
 устройство в конечном счете оказалось неприменимым, он был полон
 энтузиазма по поводу его возможностей. Когда друзья пришли к нему в
 контору, чтобы посмотреть на модель, то он не пожалел времени, чтобы
 объяснить принцип ее действия. Главная цель этих объяснений заключалась
 в том, чтобы внести ясность.
  Когда Линкольн произносил свою бессмертную речь в Геттисберге,
 когда он произносил свою первую и вторую речи при вступлении на пост
 президента, когда умер Генри Клей и Линкольн произносил хвалебную речь
 о нем - во всех этих случаях главная цель выступлений Линкольна
 состояла в том, чтобы произвести впечатление и убедить. Конечно, он
 должен был выражаться ясно, чтобы убедить, однако в этих случаях
 ясность не была его главной заботой.
  В своих выступлениях перед присяжными он старался добиться
 вынесения нужного ему приговора. В своих политических речах он
 стремился получить голоса избирателей. В этих случаях его целью было
 действие.
  За два года до того, как Линкольн был избран президентом, он
 подготовил лекцию об изобретениях, и целью этой лекции было развлечь
 слушателей. По крайней мере именно такая цель должна была стоять перед
 ним, но он явно не достиг здесь большого успеха. Фактически его карьера
 в качестве популярного лекора принесла ему серьезное разочарование. В
 одном городе на его лекцию не пришел никто.
  Однако он добился успеха, даже выдающегося успеха в других своих
 речах, о которых я уже упоминал. Почему? А потому, что в этих случаях
 он понимал свою цель и знал, как ее достичь. Он знал, куда хочет идти и
 как туда добраться. Именно потому, что многие ораторы именно этого не
 знают, они часто начинают путаться в словах и попадают в
 затруднительное положение.
  Например, я видел однажды, как освистали одного американского
 конгрессмена на старом нью-йоркском ипподроме и заставили его уйти с
 трибуны, так как он, несомненно, бессознательно, но тем не менее
 неразумно, избрал ясность в качестве своей цели. Это было во время
 войны. Он рассказывал своим слушателям о том, как Соединенные Штаты к
 ней готовятся. Толпа не желала, чтобы ее просвещали, а хотела, чтобы ее
 развлекали. Присутствовавшие слушали его терпеливо и вежливо в течение
 десяти минут, четверти часа, надеясь, что он скоро закончит, но этого
 не произошло. Он продолжал бессвязно говорить, перескакивая с одной
 мысли на другую, терпение слушателей иссякло, и они уже больше не могли
 этого терпеть. Кто-то начал иронически аплодировать. Другие поддержали
 эти аплодисменты. Через минуту тысяча слушателей свистели и кричали.
 Бестлковый оратор, неспособный понять настроение своей аудитории, решил
 продолжить выступление. Это их возмутило. Началась битва. Их нетерпение
 перешло в ярость. Они решили заставить его замолчать. Буря протеста
 становилась все громче и громче. Наконец шум разгневанной толпы
 заглушил его слова, и даже на расстоянии двадцати футов его уже не было
 слышно. Тогда он решил отступить, признать свое поражение и униженно
 ретироваться.
  Помните об этом примере. Знайте свою цель, тщательно определите
 ее, прежде чем приступите к подготовке вашего выступления. Вы должны
 знать, как добиться этой цели. После этого приступайте к ее достижению,
 действуйте искусно и со знанием дела.
 
 
  Используйте сравнения для большей ясности
 
  Что касается ясности, то не следует недооценивать ни ее важности,
 ни трудности ее достижения. Однажды я слышал, как некий ирландский поэт
 читал на вечере свои произведения. Даже десять процентов слушателей не
 представляли себе, о чем он говорит. Очень многие ораторы, выступающие
 публично или в интимной обстановке, напоминают этого человека.
  Когда я обсуждал основные принципы публичных выступлений с сэром
 Оливером Лоджем, человеком, который читает лекции в университетах и для
 публики в течение сорока лет, то он особенно подчеркнул значение,
 во-первых, знаний и подготовки и, во-вторых, "усилий, направленных на
 то, чтобы быть легко понятым".
  В начале франко-прусской войны генерал фон Мольтке сказал своим
 офицерам: "Запомните, господа, что любой приказ, который может быть
 неправильно понят, будет неправильно понят".
  Наполеон признавал наличие этой опасности. Его наиболее
 настойчивым и часто повторяемым указанием своим секретарям было:
 "Выражайтесь яснее! Выражайтесь яснее!"
  Когда ученики спросили Христа, почему он учит людей притчами, то
 он ответил: "Они, видя не видят и, слыша не слышат, и не разумеют".
  Когда вы говорите о предмете, чуждом вашим слушателям или
 слушателю, можете ли вы надеяться, что вас поймут в большей степени,
 чем народ понимал Учителя?
  Вряд ли. Что же можно сделать? Что сделал он, когда столкнулся с
 такой же ситуацией? Он решил ее самым простым и естественным из всех
 возможных способов: он объяснил то, что люди не знали, сравнивая это с
 тем, что им было известно. Царство небесное... На что оно похоже? Как
 могли понять это безграмотные крестьяне Палестины? Поэтому Христос
 описывал его при помощи предметов и явлений, которые были им уже
 известны:
  "Царство небесное подобно закваске, которую женщина, взявши,
 положила в три меры муки, доколе не вскисло все...
  И царство небесное подобно купцу, ищущему хороших жемчужин... Еще
 подобно царство небесное неводу, закинутому в море..."

<< Пред.           стр. 41 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу