<< Пред.           стр. 47 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу

 четкость выражений. Что же получается в результате? Позвольте привести
 пример. Однажды я провел несколько незабываемых дней возле Большого
 каньона на плато Колорадо. В течение дня я слышал, как одна дама
 употребляла одно и то же прилагательное, говоря о собаке породы
 чау-чау, о музыкальном произведении, исполнявшемся оркестром, о
 характере человека и о самом Большом каньоне. Это было прилагательное
 "красивый".
  Что ей следовало бы говорить? Использовать синонимы к слову
 "красивый" из словаря Роже "Сокровищница слов" (P. Roget. "Treasury of
 Words"). Это сокращенное издание его полного словаря (P. Roget.
 "Thesaurus of Words and Phrases"), которое приносит большую пользу. Я
 лично никогда не сажусь писать, если эта книга не лежит у меня на
 столе. Я употребляю ее в десять раз чаще, чем обычный словарь.
  Сколько лет тяжелого труда посвятил Роже созданию этой книги! Тем
 не менее эта книга будет лежать на вашем письменном столе и служить вам
 всю жизнь за ту сумму, которая уплачена за недорогой галстук. Эта книга
 не из тех, которую следует хранить на полке библиотеки. Это инструмент,
 которым нужно пользоваться постоянно. Пользуйтесь ею, когда вы
 записываете и отшлифовываете мысли, изложенные в ваших выступлениях.
 Используйте эту книгу, диктуя ваши письма и составляя доклады вашего
 комитета. Используйте ее ежедневно, и она удвоит и утроит ваше умение
 распоряжаться словами.
 
 
  Избегайте избитых фраз
 
  Старайтесь не только быть точным, но и выражаться свежими и
 оригинальными словами. Имейте мужество называть вещи своими именами.
 Например, вскоре после всемирного потопа какой-то оригинальный ум
 впервые употребил сравнение "холодный как огурец". (1) Тогда это было
 исключительно хорошо, поскольку было совершенно ново. Даже во времена
 знаменитого Валтасарова пира это выражение, возможно, продолжало
 сохранять свою первозданную свежесть, и его можно было использовать для
 выступлений на банкетах. Но какой человек, гордящийся своей
 оригинальностью, станет повторять его теперь, когда прошло столько
 времени?
  Вот вам дюжина сравнений для выражения холода. Они не менее
 выразительны, чем затасканные сравнения с огурцом, вместе с тем более
 свежи и более приемлемы.
 
  Холодный как лягушка.
  Холодный как грелка поутру.
  Холодный как шомпол.
  Холодный как гробница.
  Холодный как ледяные вершины Гренландии.
  Холодный как глина. - Колридж.
  Холодный как черепаха. - Ричард Камберленд.
  Холодный как снежный сугроб. - Аллан Каннингем.
  Холодный как соль. - Джеймс Хьюнкер.
  Холодный как земляной червь. - Морис Метерлинк.
  Холодный как заря.
  Холодный как осенний дождь.
 
  Пока у вас будет настроение, подумайте
 о своих собственных сравнениях, передающих идею холода. Имейте мужество
 быть своеобразным. Напишите их здесь.
 
  Холодный как... Холодный как...
  Холодный как... Холодный как...
 
 ------------------------------------------------------------
 (1) Английская идиома "холодный как огурец" (cool as a cucumber)
 означает "невозмутимый, хладнокровный". Автор же обыгрывает прямое
 значение этого выражения. - Прим.ред.
 
  Однажды я спросил Кетлин Норрис, как можно улучшить стиль. "Путем
 чтения классиков, прозаиков и поэтов, - ответила она, - и путем
 критического выбрасывания из ваших произведений стертых фраз и навязших
 в зубах выражений".
  Один редактор журнала сказал мне, что когда он находит два или три
 банальных выражения в рассказе, присланном для публикации, то он
 возвращает его автору, не тратя времени на прочтение, ибо, как он
 добавил, тот, кто не может оригинально выражаться, проявит небольшую
 оригинальность и в мышлении.
 
 
  Резюме
 
  1. У нас лишь четыре метода контактов с людьми. О нас судят на
 основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы
 это говорим. Как часто нас оценивают по тому языку, которым мы
 пользуемся! Чарлз У. Эллиот, после того как он в течение трети столетия
 был президентом Гарвардского университета, заявил: "Я признаю только
 одно духовное приобретение как необходимую часть образования мужчины
 или женщины. Я имею в виду точное и изысканное употребление родного
 языка".
  2. Ваша манера речи в значительной мере отражает вашу манеру
 общения с теми людьми, которые входят в вашу компанию. Поэтому берите
 пример с Линкольна и подружитесь с корифеями литературы. Проводите
 вечера, как это часто делал он, читая Шекспира и других великих поэтов
 и мастеров прозы. Делайте это, и незаметно, но неизбежно ваш ум
 обогатится и ваша манера речи будет в какой-то мере отражать ваши
 манеры и славу ваших компаньонов.
  3. "Я отказался от газет в обмен на Тацита и Фукидида, Ньютона и
 Евклида, - писал Томас Джефферсон. - И чувствую себя намного более
 счастливым". Почему бы не последовать его примеру? Не надо совершенно
 прекращать чтение газет, но затрачивайте на их просмотр в два раза
 меньше времени, чем вы тратите сейчас. То время, которое вы сэкономите
 таким образом, употребляйте на чтение каких-либо серьезных книг.
 Вырывайте двадцать или тридцать страниц из каждой книги, носите их в
 кармане и читайте их, используя свободные минуты в течение дня.
  4. Читайте со словарем, лежащим на вашем письменном столе. Ищите
 незнакомые слова. Попытайтесь найти применение этим словам с тем, чтобы
 вы могли запечатлеть их в своей памяти.
  5. Изучайте происхождение слов, которые вы употребляете. История
 этих слов совсем не скучная, и не сухая, и очень часто она полна
 романтики.
  6. Не употребляйте истертых и избитых слов. Будьте точными при
 выражении своих мыслей. Держите словарь Роже "Сокровищница слов" на
 вашем письменном столе. Почаще открывайте его. Не называйте одним
 только словом "красивый" все, что ласкает ваш глаз. Вы можете выразить
 свою мысль более точно и более свежо, если вы примените какие-либо
 синонимы к слову "красивый", например: элегантный, необычный, приятный,
 симпатичный, стильный, изысканный, восхитительный, красочный,
 роскошный, замечательный и т.д.
  7. Не употребляйте таких стертых сравнений, как, например,
 "холодный как огурец". Стремитесь к свежести, создавайте свои
 собственные сравнения. Имейте мужество быть своеобразным.
 
 

    Содержание


  ==========
 
 Глава первая. Как развить смелость и уверенность в себе ............. 1
  Резюме ......................................................... 3
 
 Глава вторая. Уверенность в себе создается подготовкой .............. 9
  Правильная подготовка .......................................... 10
  Речь, которая не могла не удаться .............................. 12
  Что представляет собой настоящая подготовка .................... 12
  Мудрый совет декана Йельской школы Брауна ...................... 12
  Как Линкольн готовился к своим выступлениям .................... 14
  Как готовиться к выступлению ................................... 16
  Секрет резервных знаний ........................................ 17
  Резюме ......................................................... 20
 
 Глава третья. Как знаменитые ораторы готовились к выступлениям ...... 21
  Как была построена речь, получившая премию ..................... 22
  Как строил свои речи доктор Конуэлл ............................ 25
  Как строили свои речи знаменитые люди .......................... 26
  Раскладывайте пасьянсы из ваших записей ........................ 28
  Надо ли пользоваться записями во время выступления ............. 28
  Не заучивайте текст дословно ................................... 29
  Генерал Грант в поселке Аппоматтокс ............................ 29
  Почему фермеры думали, что Линкольн "ужасный лодырь"? .......... 30
  Резюме ......................................................... 31
 
 Глава четвертая. Как улучшить память ................................ 32
  Почему они не замечали дерево .................................. 33
  Почему Линкольн читал вслух .................................... 34
  Как Марк Твен учился говорить без записей ...................... 34
  Как выучить наизусть целую книгу ............................... 36
  Какое повторение полезно ....................................... 36
  Профессор Уильям Джеймс объясняет секрет хорошей памяти ........ 37
  Как связывать факты между собой ................................ 38
  Как запоминать даты ............................................ 39
  Как запомнить план своего выступления .......................... 40
  Что делать в случае полного провала ............................ 40
  Невозможно улучшить запоминание всех типов предметов ........... 42
  Резюме ......................................................... 42
 
 Глава пятая. Главные предпосылки успеха публичного выступления ...... 43
  Необходима настойчивость ....................................... 44
  Проявляйте упорство ............................................ 44
  Уверенность в том, что ваши усилия будут вознаграждены ......... 45
  Восхождение на пик "Дикий кайзер" .............................. 47
  Имейте волю к победе ........................................... 47
  Резюме ......................................................... 49
 
 Глава шестая. Секрет хорошего выступления ........................... 50
  Что такое манера выступления ................................... 51
  Секрет хорошего выступления .................................... 51
  Секрет Генри Форда ............................................. 52
  Используете ли вы эти правила, выступая публично? .............. 55
  Резюме ......................................................... 59
 Глава седьмая. Публичное выступление на трибуне и личность .......... 60
  Почему у одного оратора получается лучше, чем у другого ........ 61
  Какое влияние на вас оказывает одежда .......................... 62
  "Еще до того, как мы начали говорить, нас порицают
  или одобряют" ............................................. 62
  Соберите слушателей вместе ..................................... 63
  Майор Понд разбивал окна ....................................... 64
  Да будет свет, освещающий ваше лицо ............................ 65
  Ничего лишнего на сцене ........................................ 65
  Никаких гостей на сцене ........................................ 66
  Искусство садиться ............................................. 66
  Уравновешенность ............................................... 67
  Нелепые ужимки не могут заменить естественный жест ............. 68
  Рекомендации, которые могут оказаться полезными ................ 70
  Резюме ......................................................... 71
 
 Глава восьмая. Как начинать выступление ............................. 72
  Остерегайтесь в начале выступления рассказывать так называемую
  смешную историю ........................................... 73
  Не начинайте с извинений ....................................... 75
  Возбудите любопытство .......................................... 76
  Почему бы не начать с какого-нибудь рассказа? .................. 77
  Начинайте с какой-нибудь конкретной иллюстрации ................ 78
  Используйте какой-нибудь предмет ............................... 78
  Задайте вопрос ................................................. 78
  Почему бы не начать с цитаты из речи какого-нибудь
  знаменитого человека? ..................................... 79
  Свяжите тему своего выступления с жизненно важными интересами
  ваших слушателей .......................................... 79
  Притягательная сила потрясающих фактов ......................... 80
  Значимость начала, которое кажется обычным ..................... 81
  Резюме ......................................................... 82
 
 Глава девятая. Как заканчивать выступление .......................... 83
  Резюмируйте основные положения вашего выступления .............. 86
  Призыв к действию .............................................. 87
  Краткий искренний комплимент ................................... 87
  Юмористическая концовка ........................................ 88
  Концовка с поэтической строкой ................................. 88
  Сила цитаты из Библии .......................................... 90
  Кульминация .................................................... 90
  Когда время истекает ........................................... 91
  Резюме ......................................................... 92
 
 Глава десятая. Как сделать ясным смысл вашего выступления ........... 93
  Используйте сравнения для большей ясности ...................... 94
  Избегайте специальных терминов ................................. 97
  Секрет ясности в выступлениях Линкольна ........................ 98
  Используйте способность слушателей видеть ...................... 98
  Рокфеллер смахивает со стола монеты ............................ 100
  Повторяйте важные идеи различными словами ...................... 100
  Используйте общие категории и конкретные примеры ............... 101
  Не соперничайте с горным козлом ................................ 102
  Резюме ......................................................... 103
 
 Глава одиннадцатая. Как заинтересовать ваших слушателей ............. 103
  Какое воздействие оказывает на вас серная кислота .............. 104
  Три самые интересные вещи на свете ............................. 105
  Как стать хорошим собеседником ................................. 105
  Идея, завоевавшая два миллиона читателей ....................... 106
  Материал для выступления, который всегда привлекает внимание ... 107
  Будьте конкретны ............................................... 109
  Слова, создающие картину ....................................... 110
  Значение контрастов для возбуждения интереса у слушателей ...... 111
  Интерес заразителен ............................................ 112
  Резюме ......................................................... 113
 
 Глава двенадцатая. Улучшайте свой слог .............................. 113
  Секрет использования слов Марком Твеном ........................ 120
  Романтические истории слов, которые вы употребляете ............ 121
  Переписывание одного предложения сто четыре раза ............... 122
  Избегайте избитых фраз ......................................... 123
  Резюме ......................................................... 124
 
 
  В этой книге Дейл Карнеги:
 
  1. Дает проверенные на практике рекомендации по устранению чувства
 тревоги, беспокойства.
  2. Показывает, как можно уменьшить на 50% заботы, связанные с
 работой.
  3. Приводит 7 способов как обрести мир и счастье.
  4. Показывает, как можно уменьшить финансовые заботы.
  5. Рассказывает, как обратить критику в свою пользу.
  6. Показывает, как домохозяйка может избежать утомления и выглядеть
 молодой.
  7. Дает советы, как сохранить состояние душевного равновесия.
  8. Показывает, как можно увеличить время бодрствования на 1 час.
  9. Рекомендует 4 привычки, которые помогут избежать утомления и
 озабоченности.
  10. Приводит рассказы об обычных и знаменитых людях, как они изжили
 в себе чувство тревоги и начали жить полноценной жизнью.
 
 
  9 рекомендаций, как взять максимум из этой книги.
 
  1. Иметь большое желание овладеть принципами, позволяющими
 преодолеть чувство беспокойства.
  2. Читайте каждую главу 2 раза, прежде чем перейти к следующей
 главе.
  3. Читая, почаще останавливайтесь, спрашивая себя, как самому
 применить каждую рекомендацию.
  4. Подчеркните каждую важную мысль.
  5. Просматривайте эту книгу ежемесячно.
  6. Применяйте эти правила при каждой возможности, используйте ее
 как настольную книгу, которая помогает решать повседневные вопросы.
  7. Вовлекайте кого-либо из друзей в эту игру: как только он поймает
 вас на том, что вы нарушили один из этих принципов, отдайте ему 1/4
 доллара.
  8. Еженедельно отмечайте достигнутый прогресс. Спросите себя, какие
 ошибки вы сделали, что стало лучше, какие уроки вы получили на будущее.
  9. Ведите записки, показывающие, когда и как вы применили те или
 иные принципы.
 
 
 
  Как была написана эта книга?
 
  35 лет назад я был одним из самых несчастных парней в Нью-Йорке. Я
 зарабатывал на жизнь продажей грузовых автомобилей. Я не знал устройства
 моторов и не желал знать. Я ненавидел свою работу, ненавидел жизнь в
 дешевой мебилированной комнате, полной тараканов. Я питался в дешевых,
 грязных забегаловках, тоже населенных тараканами. Я приходил домой
 вечером с головной болью, вызванной чувством разочарования,
 озабоченности, горечи и протеста.
  Мечты, которые я вынашивал в колледже обернулись ночными кошмарами.

<< Пред.           стр. 47 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу