<< Пред.           стр. 48 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу

 Что это была за жизнь? Неужели я всю жизнь должен выполнять работу,
 которую ненавидел, жить с тараканами, питаться кое-как и не иметь
 надежды на будущее?
  Я мечтал иметь возможность читать и писать книги. Я знал, что могу
 все выиграть и ничего не потерять, бросив работу, которую ненавидел. Мне
 не нужно много денег, мне хотелось жить так, как я мечтал. Я подошел к
 своему Рубикону - к моменту принятия решения, с чем сталкивается
 большинство молодых людей в начале жизненного пути.
  Я принял решение, и оно полностью изменило мою жизнь. Оно сделало
 счастливыми мои последние 35 лет жизни и оправдало мои утопические
 мечты.
  Моим решением было: отказаться от ненавистной работы и найти работу
 по душе.
  Так как я окончил учительский колледж в варренбурге, я решил
 зарабатывать на жизнь преподаванием в вечерней школе для взрослых. Днем
 я буду иметь время для чтения книг, подготовки лекций, работать над
 рассказами и романом. Я хотел "жить, чтобы писать, и писать, чтобы
 жить". Какой предмет мне преподавать? Я попытался оценить свою
 подготовку в колледже и пришел к выводу, что обучение ораторскому
 искусству и публичным выступлениям более всего остального пригодилось
 мне в жизни. Почему? Потому что я избавился от застенчивости,
 неуверенности в себе, научился общению с людьми. Я понял и то, что на
 роль руководителя обычно выдвигаются люди из тех, кто просыпался утром,
 может сказать, что он думает и и что он хочет.
  Я предложил свои услуги вечерним курсам Колумбийского и
 Нью-Йоркского университетов, но эти университеты решили, что можно
 обойтись и без моей помощи. Я был разочарован, но сейчас благодарен
 судьбе за то, что не попал туда, а начал преподавать в одной из школ для
 взрослых. Ассоциации вечерних школ, где я должен был давать конкретные
 рекомендации, обеспечивающие быстрый результат. Мои ученики поступали в
 школу не затем, чтобы получить свидетельство об окончании или повысить
 свой социальный престиж. Они поступали для того, чтобы как можно быстрее
 решить возникшие проблемы. Они хотели научиться тому, чтобы выступать на
 деловых совещаниях без дрожи в коленях и не теряя сознания от страха.
  Торговцы хотели научиться тому, чтобы разговаривать с "жестким"
 покупателем без того, чтобы выскакивать на улицу набраться храбрости для
 разговора. Они хотели развить в себе чувство уверенности, они хотели
 продвинуться в своих делах. Они хотели зарабатывать больше денег. А так
 как они платили за свое обучение по системе очередных взносов и
 прекращали платить, если не видели результатов, и так как я получал не
 постоянное жалованье, а определенный процент от взносов, то я должен был
 быть практичным, если не хотел остаться без копейки.
  Таким образом, я получил бесценную практику. Я должен был
 заинтересовать студентов, я должен был помочь решить их проблемы. Я
 должен был так вести занятия в каждом семестре, чтобы они захотели
 продолжать обучение. Это была ответственная работа. Я полюбил ее. Я был
 удивлен, как эти люди развивали в себе чувство уверенности и как быстро
 они затем получали повышение по службе и прибавки к заплате. Курс имел
 успех, превосходящий мои самые оптимистические ожидания.
  Через три семестра ассоциация вечерних школ, которая отказывалась
 вначале платить мне 5 долларов за вечер, стала платить 30, в
 соответствии с положенным процентом.
  Вначале я учил только публичным выступлениям, а затем увидел, что
 мои ученики нуждаются в умении заводить дружбу и оказывать влияние на
 людей. Так как я не мог найти соответствующей книги о человеческих
 отношениях, я написал ее сам. Эта книга была написана как учебник для
 моих взрослых учеников, а так как я до этого написал еще четыре книги, о
 которых мало кто знал, то я и не мечтал, что книга "Как завоевывать
 друзей и оказывать влияние на людей" получит такое широкое
 распространение.
  Через несколько лет я пришел к выводу, что есть еще другая
 важнейшая проблема для этих деловых людей - чувство беспокойства.
 Большинство моих слушателей работало инженерами, торговцами,
 бухгалтерами - здесь были представители самых разных профессий - и все
 со своими проблемами. Были среди них работающие женщины, были и
 домохозяйки, и у них тоже были проблемы!
  Ясно, что нужен был учебник, помогающий избавиться от чувства
 беспокойства. Я попытался такой учебник найти в нью-йоркской публичной
 библиотеке. Но обнаружил, что в библиотеке всего 22 книги под рубрикой
 "беспокойство", в то время, как по червям имелось 188 книг. О червях
 книг написано в 9 раз больше, чем о чувстве беспокойства. Не правда ли,
 удивительно?
  Поскольку преодоление чувства беспокойства является одной из самых
 важных проблем, стоящих перед человечеством, вы можете подумать, что в
 каждом институте, в каждом колледже имеется курс "Как преодолеть чувство
 беспокойства". Однако, если и есть хотя бы один курс по этой теме
 где-либо на земле, я об этом не слышал. Не удивительно поэтому, что
 Дэвид Сибери говорит в своей книге "Как успешно бороться с чувством
 беспокойства": "Мы становимся взрослыми, но к жизни подготовлены также,
 как книжный ученый-червь к тому, чтобы выступать в балете".
  Результат? Более половины коек в наших больницах заняты людьми с
 нервными и душевными недомоганиями. Я просмотрел все 22 книги по вопросу
 о чувстве беспокойства, имеющиеся на полках нью-йоркской библиотеки.
 Кроме того, я купил все книги по этому вопросу, которые смог найти. И
 все же я не смог бы выбрать ни одной, которая подходила бы в качестве
 учебника для моего курса в вечерней школе для взрослых. И тогда я решил
 написать ее сам.
  Я начал готовиться к этому 7 лет назад. Как? Я прочитал, что
 говорили философы всех веков о чувстве беспокойства. Я также прочитал
 сотни биографий от Конфуция до Черчилля. Я беседовал с десятками
 известных людей, таких как Д. Демпсли, генерал О. Бредли, генерал М.
 Кларк, Генри Форд, Элеонора Рузвельт и Д. Дикс.
  Но это было только начало. Я сделал кое-что еще, гораздо более
 важное, чем беседы и изучение литературы. 5 лет я проработал в
 лаборатории, занимающейся борьбой с чувством беспокойства - лабораторией
 являлись классы для взрослых. Насколько я знаю, это была первая и
 единственная в мире лаборатория такого рода.
  Что мы делали? Мы давали студентам набор правил, как преодолеть
 чувство беспокойства, и просили применять их на практике, а затем
 обсуждали на занятиях полученные результаты. Некоторые сообщили о
 способах, которые они применяли раньше. В результате, я полагаю, что на
 тему "как преодолеть чувство беспокойства" я выслушал больше, чем
 кто-либо из живущих на земле. Кроме того, я прочитал сотни сообщений на
 эту тему, сообщений, признанных лучшими в наших школах, которые
 действуют в 200 городах США и Канады.
  Так что эта книга родилась не в замке из слоновой кости.
  Она не содержит также академических рассуждений о том, как можно
 было бы бороться с чувством беспокойства. Вместо этого я попытался
 написать сжатый доклад о том, как чувство беспокойства было преодолено
 тысячами взрослых людей. Одно бесспорно: эта книга имеет практическое
 содержание. Вы можете попробовать ее на зуб.
  Я рад сообщить, что в книге вы не найдете рассказов о людях,
 личность которых невозможно установить. За исключением нескольких
 отдельных случаев, в книге названы подлинные имена и указаны адреса.
  "Наука, - сказал французский философ Валери, - это собрание удачных
 рецептов". Это как раз то, что дается в этой книге: собрание проверенных
 временем рецептов - как в наше время избавиться от чувства беспокойства.
 Однако, позвольте мне вас предупредить: вы не найдете в ней ничего
 нового, но вы найдете многое из того, что обычно используется. А раз
 так, то ни мне, ни вам нет необходимости говорить о новом. Мы уже знаем
 достаточно о том, как следует правильно и хорощо жить. Наша беда не в
 отсутствии знаний, а в бездействии.
  Цель этой книги - возродить, проиллюстрировать, очистить и
 восстановить старые, но основополагающие истины - растормашить и
 попытаться заставить вас что-то сделать, чтобы начать их применять.
  Вы не выбирали эту книгу ради того, чтобы узнать, как она была
 написана. Вас интересует основное содержание.
  Прочитайте первые 44 страницы книги и, если вы не почувствуете, что
 она дала вам новые силы и чувство подъема для того, чтобы преодолеть
 беспокойство и наслаждаться жизнью - выбросьте эту книгу в урну. Она не
 для вас.
 
 
 
 
 

    * ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Основные положения, которые необходимо знать о чувстве беспокойства. *


 
 
 
 

    Глава 1. Живите одним днем.


 
  Весной 1871 года один молодой человек встретил в книге фразу, -
 всего 21 слово, - которая оказала громадное воздействие на всю его
 последующую жизнь.
  Студент-медик монреальской больницы был озабочен предстоящими
 выпускными экзаменами, а также тем, что его ждет впереди, как дальше
 жить. 21 слово, которое он прочитал в 1871 году, помогли стать ему
 знаменитым врачом поколения.
  Он основал всемирно известный медицинский институт им. Джона
 Гопкинса. Он стал профессором и возглавил кафедру в Оксфорде,
 учрежденную английским королем, т. е. удостоился величайшей почести,
 которую может заслужить человек, занимающийся медициной в англии. Когда
 он умер, была выпущена книга, состоящая из двух толстых томов, с
 рассказами о его жизни. Его имя сэр Вильям Ослер.
  Вот 21 слово, которые он встретил весной 1871 года, 21 слово из
 томаса кармеля: "Наше главное дело не смотреть на то, что лежит в
 туманной дымке на расстоянии, а делать то, что лежит непосредственно под
 рукой".
  42 года спустя, теплым весенним вечером сэр В. Ослер беседовал со
 студентами йельского университета. И сказал тогда им, что люди
 ошибаются, когда считают, что он, профессор четырех университетов и
 автор книг, обладает "мозгами особого качества". Он сказал, что близкие
 друзья знают, что у него самые обычные способности.
  В чем же секрет его успеха?
  Он обусловлен тем, что он старается жить в рамках одного дня. Что
 сэр Ослер имел в виду? За несколько месяцев до своего выступления он
 пересек Атлатнику на большом океанском лайнере, на котором капитан,
 стоящий на мостике, мог нажатием кнопки перекрыть лайнер
 водонепроницаемыми перегородками.
  "Каждый из вас, - сказал сэр Ослер, - имеет более высокую
 организацию, чем этот лайнер, и рассчитан на более длительное плавание.
 Я хочу убедить вас научиться жить в рамках одного дня с тем, чтобы
 обеспечить большую безопасность плавания. Забирайтесь на мостик,
 нажимайте кнопку и слушайте, как железные двери захлопывают умершие
 вчерашние дни. Нажимайте другую кнопку и захлопывайте железной занавесью
 будущее - еще неродившиеся завтрашние дни.
  Тогда вы в безопасности - в безопасности сегодня.
  Захлопните прошлое! Дайте прошлому похоронить себя. Отгородитесь от
 завтрашних дней, которые облегчили многим дорогу к смерти. Груз
 завтрашних забот, сложенный со вчерашним и с тем, который нужно нести
 сегодня, придавливает и самых сильных. Закройте будущее так же плотно,
 как и прошлое.
  Будущее - сегодня. Нет завтра. День спасения - именно сегодняшний
 день. Депрессии и озабоченность следуют за человеком, беспокоящемся о
 будущем. Перестройте "корму и нос", вырабатывайте привычку жить в рамках
 одного дня.
  Разве сэр Ослер сказал о том, что мы не должны стараться
 подготовиться к завтрашнему дню? Вовсе нет. В своем обращении он
 говорит, что наилучший способ подготовиться к завтрашнему дню - это
 сконцентрировать весь интеллект, весь энтузиазм на выполнении наилучшим
 образом сегодняшнего дня, его дел.
 
  Во время войны наши военные руководители составляли планы на
 будущее, но они не могли себе позволить проявлять беспокойство. "Я
 обеспечил самых лучших людей самоей лучшей боевой техникой, имеющейся в
 нашем распоряжении, - сказал адмирал Эрнест Дж. Кинг, командовавший
 военно-морскими силами Соединенных Штатов, - и поставил перед ними самую
 разумную задачу. Это все, что я могу сделать".
  "Если корабль потопят, - продолжал адмирал Кинг, - я не смогу его
 поднять. Если он будет потоплен, я не смогу это предотвратить. Мне лучше
 использовать свое время для решения проблем завтрашнего дня, чем
 сожалеть о том, что произошло вчера. Кроме того, если я позволю себе
 беспокоиться о таких вещах, меня надолго не хватит".
  В военное и в мирное время разница между правильным и неправильным
 образом мыслей состоит в следующем: правиьный образ мыслей основан на
 анализе причин и следствий, он ведет к логическому конструктивному
 планированию; неправильный образ мыслей часто ведет к напряжению и
 нервным срывам.
  Во время второй мировой войны один молодой человек в военной форме
 - где-то в Европе - усвоил полезный урок. Его звали Тед Бенгермино. Этот
 человек довел себя до психической травмы в боевых условиях.
  "В апреле 1945 года, - пишет Тед Бенгермино, - я так много
 беспокоился, что меня поразил недуг, который врачи называют "слизистый
 колит". Это заболевание причиняло мне невыносимую боль. Если бы война не
 кончилась в то время, я уверен, что окончательно бы подорвал свое
 здоровье.
  Я был совершенно изможден. Я служил унтер-офицером похоронной
 команды 94-й пехотной дивизии. Моя работа заключалась в том, что я
 должен был помогать заполнять учетные карточки всех убитых в бою,
 пропавших без вести и госпитализированных. Я также должен был откапывать
 тела солдат, как союзников, так и врагов, которые были убиты и наспех
 похоронены в неглубоких могилах в разгаре боя. В мои обязанности также
 входило собирать личные вещи убитых и следить за тем, чтобы они были
 посланы их родителям или ближайшим родственникам, для которых они будут
 очень дороги. Меня постоянно преследовал страх, что мы могли сделать
 серьезные ошибки. Я беспокоился о том, как я все это выдержу. Меня
 угнетала мысль, доживу ли я до того момента, когда смогу подержать в
 руках своего единственного ребенка - моему сыну было шестнадцать
 месяцев, но я никогда не видел его. Я был настолько расстроен и измучен,
 что потерял тридцать четыре фунта в весе. Я был на грани безумия. Я
 взглянул на свои руки. Они напоминали руки скелета. Я пришел в ужас при
 мысли о том, что мне суждено вернуться домой инвалидом. Я был доведен до
 полного отчаяния и плакал, как ребенок. Я был настолько потрясен, что
 каждый раз, когда оставался один, слезы струились по моим щекам. После
 битвы в Арденнах наступил период, когда я плакал так часто, что почти
 потерял всякую надежду снова стать нормальным человеком.
  В конце концов я оказался в госпитале. Один военный врач дал мне
 совет, который полностью преобразил мою жизнь. После тщательного осмотра
 он пришел к выводу, что в основе моих заболеваний было расстройство
 психики. "Тед, - сказал он, - я хочу, чтобы ты смотрел на свою жизнь,
 как на песочные часы. Ты знаешь, что тысячи песчинок находятся в верхней
 части песочных часов; и все они медленно и регулярно проходят через
 узкую перемычку посередине. Если ты или я сделаем так, чтобы через это
 отверстие в определенное время проходило больше, чем одна песчинка, часы
 испортятся. Ты, я и все остальные люди похожи на эти песочные часы.
 Когда мы утром встаем, возникают сотни дел, которые мы должны выполнить
 в этот день. И если мы не будем выполнять эти дела по одному в
 определенный промежуток времени (как одна песчинка проходит через узкое
 отверстие), а будем стремиться сделать все сразу, мы подорвем свои
 физические или психические силы".
  Я применял эту философию на практике с того незабываемого дня,
 когда военный врач дал мне совет: "Одна песчинка - в единицу времени...
 Одно дело - в определенный промежуток времени". Этот совет спас меня
 физически и психически во время войны; он также помог мне теперь в
 мирное время. Я работаю клерком Коммерческой кредитной компании в
 Балтиморе. В своей деятельности я столкнулся с теми же проблемами,
 которые возникали передо мной во время войны, - мне надо было выполнить
 очень много дел сразу, но в моем распоряжении было слишком мало времени,
 чтобы с ними справиться. Наши акции упали в цене. Нам надо было вводить
 в свою деятельность новые формы. В то время организовывались новые
 акционерные общества, которые открывались и закрывались, меняли адреса и
 т.п. Вместо того, чтобы раздражаться и нервничать, я вспомнил то, что
 мне говорил врач: "Одна песчинка - в единицу времени, одно дело - в
 определенный промежуток времени". Повторяя себе эти слова снова и снова,
 я выполнял свои обязанности наиболее рациональным образом. Делая свою
 работу, я больше не испытывал растерянности и замешательства, которые
 чуть не искалечили меня в боевых условиях".
  Одним из самых ужасающих комментариев к нашему образу жизни
 является то, что почти половина коек в наших больницах занята
 пациентами, страдающими нервными и психическими расстройствами,
 пациентами, которых сломил непомерный груз накопившихся вчерашних дней и
 устрашающих завтрашних дней. Ведь значительное большинство этих людей
 могло бы чпокойно наслаждаться жизнью и быть счастливыми и приносить
 пользу окружающим, если бы они следовали совету Иисуса Христа: "Не
 тревожьтесь о завтрашнем дне", или совету Уильяма Ослера: "Живите в
 "отсеке" сегодняшнего дня".
  Вы и я в настоящую секунду стоим на пересечении двух вечностей:
 безбрежного прошлого, которое длилось вечно, и будущего, которое
 устремлено вперед до последнего момента летосчисления. По всей
 вероятности, мы не можем одновременно жить и в одной и вдругой вечности
 - нет, даже ни одну долю секунды. Пытаясь этого добиться, мы можем
 подорвать свое физическое здоровье и умственные силы. Поэтому давайте
 довольствоваться тем, чтобы жить в единственном отрезке времени, в
 котором мы, вероятно, можем жить, - от настоящего момента до отхода ко
 сну. "Каждый способен нести свою ношу, какой бы тяжелой она ни была, до
 прихода ночи, - писал Роберт Луис Стивенсон. - Любой из нас способен
 выполнять свою работу, даже самую трудную, в течение одного дня. Любой
 из нас может жить с нежностью в душе, с терпением, с любовью к
 окружающим, добродетельно до захода солнца. И именно в этом состоит
 подлинный смысл жизни".
  В самом деле, жизнь требует от нас только этого. Однако миссис
 Э.К.Шилдс была доведена до отчаяния и даже находилась на грани
 самоубийства - до того как она научилась жить от рассвета до заката. "В
 1937 году я потеряла мужа, - сказала миссис Шилдс, сообщая мне историю
 своей жизни. - Я была глубоко опечалена. У меня почти не было средств к
 существованию. Я написала письмо своему бывшему работодателю мистеру
 Леону Роучу, владельцу фирмы "Роуч-Фаулер" в Канзас-Сити, и была вновь
 принята на работу. В прошлом я зарабатывала себе на жизнь продажей книг
 сельским и городским школам. За два года до этого я продала свой
 автомобиль, когда заболел мой муж. Однако мне удалось наскрести

<< Пред.           стр. 48 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу