<< Пред.           стр. 53 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу

  Основные методы анализа проблем, вызывающих чувство беспокойства.
 
 
  Правило 1.
 
  Получите факты. Помните, как говорил декан Хокес из
  Колумбийского университета: "Половина беспокойства в мире
  происходит от людей, пытающихся принять решение без
  достаточного знания того, на чем основывать решение".
 
  Правило 2.
 
  После того, как будут взвешены факты, примите решение.
 
  Правило 3.
 
  Когда решение тщательно подготовлено и принято, действуйте.
  Направьте силы на выполнение принятого решения и не
  беспокойтесь о результате.
 
  Правило 4.
 
  Когда вы или ваши помощники обеспокоены какой-либо проблемой,
  ответьте на следующие вопросы:
 
  1. В чем сущность проблемы?
  2. Какова причина возникновения проблемы?
  3. Какие могут быть решения?
  4. Какое решение наилучшее?
 
  Девять рекомендаций,
  позволяющих извлечь максимальную пользу
  из данной книги
 
 
  1. Если вы хотите извлечь максимальную пользу из данной книги,
 выполняйте одно обязательное требование - оно бесконечно важнее, чем
 любые правила или методы. Если вы не будете следовать этому самому
 главному совету, то вам не поможет и тысяча правил о том, как проводить
 изучение. Если же вы обладаете этим важнейшим даром, то вы сможете
 творить чудеса, не читая никаких рекомендаций о том, как извлечь
 максимальную пользу из какой-либо книги.
  В чем же заключается это магическое требование? Вот в чем: в
 страстном стремлении учиться и в беспредельной решимости перестать
 беспокоиться и начать жить.
  Как можно развить в себе такое стремление? Следует постоянно
 напоминать себе, как важны для вас эти правила. Представьте себе, как
 овладение ими поможет вам обрести более богатую и счастливую жизнь.
 Повторяйте сами себе снова и снова: "Мое душевное спокойствие, счастье,
 здоровье и в конечном итоге, возможно, мои доходы в большой степени
 зависят от того, как я овладею этими старыми самоочевидными и вечными
 истинами, изложенными в этой книге".
  2. Сначала бегло просмотрите каждую главу книги, чтобы получить
 общее представление о ней. Возможно, вам захочется сразу же перейти к
 следующей главе. Но не делайте этого. Ведь вы читаете не для
 развлечения. Если вы читаете, чтобы перестать беспокоиться и начать
 жить, внимательно перечитайте каждую главу. В конечном итоге это
 приведет к экономии времени и достижению определенных результатов.
  3. Часто останавливайтесь, читая книгу, чтобы обдумывать ее
 содержание. Спрашивайте сами себя, как и когда вы можете применить ту
 или иную рекомендацию. Такой способ чтения будет для вас намного
 полезнее, чем нестись вперед, подобно гончей, преследующей кролика.
  4. Читайте с красным или обычным карандашом или ручкой в руках.
 Встретив рекомендацию, которую вы могли бы использовать, проведите сбоку
 черту. Если это особенно ценная рекомендация, то подчеркните каждую
 фразу или поставьте четыре крестика: ++++. Подчеркивание делает книгу
 значительно интереснее и в дальнейшем помогает быстрее ее снова
 просмотреть.
  5. Я знаком с человеком, который возглавлял крупный страховой
 концерн в течение пятнадцати лет. Он перечитывает каждый месяц все
 страховые контракты, заключаемые его компанией. Да, он читает одни и те
 же контракты месяц за месяцем, год за годом. Почему? Потому что опыт
 научил его, что это - единственный способ ясно сохранить в памяти
 содержание контрактов.
  Однажды я потратил около двух лет на работу над книгой по
 ораторскому искусству. Однако время от времени мне приходится
 перечитывать ее, чтобы не забыть, что я написал в своей собственной
 книге. Мы обладаем поразительной способностью забывать.
  Итак, если вы хотите извлечь реальную, длительную пользу из этой
 книги, не думайте, что достаточно лишь поверхностно просмотреть ее.
 После подробного изучения книги следует перечитывать ее каждый месяц,
 уделяя этому несколько часов. Она должна стать вашей настольной книгой.
 Вам следует видеть ее каждый день. Как можно чаще просматривайте ее.
 Пусть вас вдохновляет возможность усовершенствовать свою жизнь в
 недалеком будущем. Помните, что использование данных правил может стать
 привычкой только в результате их постоянного повторения. Тогда вы будете
 применять их бессознательно. Другого пути нет.
  6. Бернард Шоу однажды заметил: "Если вы чему-нибудь учите
 человека, он никогда ничего не выучит". Шоу был прав. Учение - активный
 процесс. Мы учимся на практике. Итак, если вы желаете овладеть
 принципами, приведенными в книге, используйте их на деле. Применяйте их
 при любой возможности. Если вы не будете их выполнять, вы их быстро
 забудете. Только знания, применяемые на практике, остаются в памяти.
  Вероятно, вам будет трудно испоьзовать эти рекомендации все время.
 Даже мне, автору книги, часто бывает трудно всегда применять на практике
 все приведенные в ней правила. Итак, читая эту книгу, помните, что вы
 стремитесь не только получить информацию. Вы пытаетесь сформировать
 новые привычки. В самом деле, вы пытаетесь вести новый образ жизни. Для
 этого требуются время, настойчивость и ежедневная практика.
  Итак, чаще возвращайтесь к страницам этой книги. Считайте ее
 учебным пособием по борьбе с беспокойством; и когда вы сталкиватесь с
 какой-либо сложной проблемой, не поддавайтесь панике, не делайте то, что
 представляется самоочевидным, не поступайте импульсивно. Такие действия
 обычно ошибочны. Вместо этого обратитесь к этим страницам и снова
 просмотрите параграфы, которые вы подчеркнули. Затем постарайтесь
 овладеть этими новыми правилами. Вы увидите, что в вашей жизни
 свершаются чудеса.
  7. Предложите своей жене платить ей доллар каждый раз, когда она
 обнаружит, что вы нарушили один из принципов, предлагаемых в книге.
 Будьте начеку, а то она вас полностью разорит.
  8. Пожалуйста, откройте книгу на страницах 624 - 625 и прочитайте,
 как банкир с Уолл-стрит Х. П. Хауэлл и старый Бен Франклин исправляли
 свои ошибки. Почему бы вам не использовать методы Х. П. Хауэлла и
 старого Бена Франклина для проверки выполнения вами правил, обсуждаемых
 в этой книге. И тогда вы добьетесь двух результатов.
  Во-первых, вы увлечетесь процессом познания, который и заманчив и
 бесценен.
  Во-вторых, вы обретете способность перебороть беспокойство и начать
 жить. Эта способность будет расти, как зеленый лавр.
  9. Ведите дневник - в нем вам следует отмечать свои достижения в
 применении этих принципов. Будьте аккуратны, записывайте имена, даты,
 результаты. Ведение таких записей будет вдохновлять вас на большие
 усилия; особенно интересны и удивительны будут эти записи, когда вы
 случайно их обнаружите однажды вечером много лет спустя!
 
  Резюме
 
  1. Выработайте у себя глубокое, неотступное желание овладеть
 принципами преодоления беспокойства.
  2. Прочитайте каждую главу дважды, прежде чем переходить к
 следующей главе.
  3. Во время чтения часто останавливайтесь, чтобы спросить себя, как
 вы можете применить каждую рекомендацию.
  4. Подчеркивайте каждую важную мысль.
  5. Перечитывайте эту книгу каждый месяц. Испоьзуйте эту книгу как
 учебное пособие, помогающее вам решать повседневные проблемы.
  6. Применяйте эти принципы при каждой возможности.
  7. Превратите процесс обучения в веселую игру, предложив платить
 кому-либо из своих друзей по доллару каждый раз, когда он уличит вас в
 нарушении одного из этих принципов.
  8. Проверяйте каждую неделю, каких успехов вы добились. Спросите
 себя, какие достигнуты улучшения, какие уроки вы извлекли на будущее.
  9. Ведите дневник на чистых страницах в конце книги, показывающий,
 как и когда вы применяли эти принципы.
 
 
 
 
 

    * ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Как изжить привычку к беспокойству прежде, чем оно надломит вас. *


 
 
 

    Глава 6. Как вытеснить из головы чувство беспокойства.


 
  Я никогда не забуду тот вечер несколько лет назад, когда Марион Дж.
 Дуглас рассказал историю своей жизни. Он посещал мои курсы. (Я не
 привожу его настоящее имя. Он просил меня по причинам личного характера
 не сообщать о нем данных). Вот его подлинная история, которую он однажды
 рассказал на занятиях. Он сказал, что в его доме произошла трагедия, и
 не один, а два раза. В первый раз он потерял пятилетнюю дочь, которую
 обожал. Он и его жена думали, что не смогут вынести это горе. "Но десять
 месяцев спустя, - рассказал он, - бог дал нам другую маленькую девочку,
 и она умерла через пять дней.
  Этот двойной удар сокрушил нас. Я не мог пережить его. Я не мог ни
 спать, ни есть, ни отдыхать, ни расслабиться. Мои нервы были полностью
 расшатаны, и я потерял веру в жизнь". Наконец, он обратился к врачам.
 Один из них назначил ему снотворные, другой врач рекомендовал ему
 путешествовать. Он пытался выполнить обе рекомендации, но ничего не
 помогло. Он рассказывал: "У меня было ощущение, словно мое тело зажато в
 тиски, которые сжимались все крепче и крепче". На него обрушилось горе.
 Если вы когда-нибудь были морально парализованы скорбью, вы поймете, что
 он чувствовал.
  "Но слава богу, у меня остался один ребенок - четырехлетний сын. Он
 помог мне решить мою проблему. Однажды днем, когда я одиноко сидел,
 чувствуя бесконечную жалость к себе, он обратился ко мне: "Папа, ты
 построишь мне лодку?" У меня не было настроения строить лодку; в самом
 деле я ничего не мог делать. Но мой сын - очень упрямый малыш. Я
 вынужден был сдаться.
  Сооружение игрушечной лодки заняло у меня три часа. Когда она была
 готова, я понял, что впервые за много месяцев обрел душевное
 спокойствие!
  Это открытие вывело меня из состояния летаргии и заставило
 осмыслить ситуацию. Впервые за много месяцев я размышлял. Я понял, что
 беспокойство преодолевается, когда мы заняты деятельностью, связанной с
 планированием и обдумыванием. Итак, строительство лодки приглушило мое
 горе. Я решил всегда быть занятым.
  На следующий вечер я стал ходить по комнатам, составляя перечень
 дел, которые должны быть выполнены. Требовалось починить много
 предметов: книжные шкафы, ступеньки лестницы, вторые оконные рамы,
 шторы, дверные ручки, замки, протекающие краны. Кажется поразительным,
 что за две недели я обнаружил 242 дела для себя.
  За последние два года я выполнил большинство из них. Кроме того, я
 занялся деятельностью, стимулирующей мой жизненный тонус. Два раза в
 неделю я посещаю учебные курсы для взрослых в Нью-Йорке. Я занимаюсь
 общественной деятельностью в своем родном городе и в настоящее время
 избран председателем комиссии по управлению школами. Я посещаю десятки
 собраний. Помогаю собирать деньги в фонд Красного Креста и занимаюсь
 другими видами деятельности. Я так занят сейчас, что у меня нет времени
 беспокоиться".
  Нет времени беспокоиться! Именно об этом говорил Уинстон Черчилль,
 когда работал восемнадцать часов в сутки в самый разгар войны. Когда его
 спросили, беспокоился ли он из-за огромной ответственности, возложенной
 на него, он ответил: "Я слишком занят, чтобы иметь время для
 беспокойства".
  В том же самом положении оказался Чарлз Кеттеринг, когда он начал
 работать над изобретением автоматического стартера для автомобилей.
 Впоследствии мистер Кеттеринг был вице-президентом фирмы "Дженерал
 моторс". Лишь недавно он ушел на пенсию. Он возглавлял известную во всем
 мире корпорацию по научным исследованиям фирмы "Дженерал моторс". Но в
 начале своей деятельности он был так беден, что вынужден был устроить
 лабораторию в сарае. Для того чтобы оплачивать продукты, ему приходилось
 брать деньги из полутора тысяч долларов, полученных его женой за уроки
 игры на пианино. Позднее ему пришлось одолжить пятьсот долларов под
 залог своей страховки. Я спросил его жену, была ли она обеспокоена в
 такое тяжелое время. "Да, - ответила она, - я была так встревожена, что
 не могла спать, но мистер Кеттеринг был спокоен. Он был слишком поглощен
 своей работой, чтобы беспокоиться".
  Великий ученый Пастер говорил, что "душевное спокойствие можно
 обрести в библиотеках и лабораториях". Почему именно там? Потому что в
 библиотеках и лабораториях обычно люди слишком поглощены научными
 проблемами и у них нет времени на беспокойство о себе. Ученые редко
 испытывают нервные срывы. У них нет времени на такую роскошь.
  Почему такая простая вещь, как занятость, помогает вытеснить
 беспокойство? Это объясняется одним из самых основных законов,
 выявленных психологией. Этот закон состоит в следующем: для любого
 человеческого ума, даже самого блестящего, невозможно в один и тот же
 промежуток времени думать более чем об одной вещи. Вы не совсем уверены
 в этом? Ну что же, тогда давайте попытаемся провести эксперимент.
  Предположим, вы откинетесь в кресле, закроете глаза и попытаетсь в
 один и тот же момент подумать о статуе Свободы и о том, что вы
 предполагаете делать завтра утром. (Попытайтесь это сделать.)
  Вы обнаружили, не так ли, что о том и о другом можно думать по
 очереди, но не одновременно. Разумеется, то же самое происходит и в
 сфере наших эмоций. Мы не можем испытывать бодрость духа, энтузиазм по
 поводу интересного дела и одновременно быть в подавленном настроении.
 Один вид эмоций вытесняет другой. Именно это простое открытие позволило
 психиатрам, работавшим в армии, совершать такие чудеса во время войны.
  Когда солдаты возвращались с поля боя, столь потрясенные пережитыми
 ужасами, что их называли "психоневротиками", военные врачи назначали им
 в качестве лекарства "быть чем-то занятыми". Каждая минута жизни этих
 людей, потрясенных пережитым, была заполнена деятельностью. Обычно она
 проходила на свежем воздухе. Они занимались рыбной ловлей, охотой, игрой
 в мяч, в гольф, фотографированием, садоводством и танцами. У них не
 оставалось времени вспоминать о пережитых ужасах.
  "Трудотерапия" - термин, используемый в психиатрии, когда в
 качестве лекарства назначается работа. Это не ново. Древнегреческие
 врачи назначали трудотерапию за пятьсот лет до нашей эры.
  Квакеры применяли трудотерапию в Филадельфии во времена Бена
 Франклина. Человек, посетивший санаторий квакеров в 1774 году, был
 изумлен, увидев, что пациенты, являющиеся душевнобольными, пряли лен. Он
 подумал, что несчастных эксплуатируют. Но квакеры объяснили ему, что
 состояние здоровья пациентов действительно улучшалось, когда они
 занимались посильной для них деятельностью. Это успокаивало нервы.
  Любой психиатр скажет вам, что работа - трудовая деятельность -
 является одним из лучших лекарств для больных нервов. Генри У. Лонгфелло
 понял это, когда потерял свою молодую жену. Однажды его жена пыталась
 растопить немного сургуча пламенем свечи, как вдруг загорелась ее
 одежда. Лонгфелло услышал крики жены и попытался спасти ее. Но было уже
 поздно. Она умерла от ожогов. Некоторое время Лонгфелло был настолько
 потрясен этим страшным событием, что чуть не сошел с ума. Но к счастью
 для него его трое маленьких детей нуждались в его внимании. Несмотря на
 свое горе, Лонгфелло стал для них отцом и матерью. Он ходил с ними
 гулять, рассказывал им истории, играл с ними в игры. Он запечатлел свое
 общение с ними в бессмертной поэме "Детский час". В это же время он
 занялся переводом Данте, и благодаря всем этим делам он был постоянно
 занят и полностью забывал о своем горе. Только так ему удалось снова
 обрести душевное спокойствие. Как сказал Теннисон, когда он потерял
 своего самого близкого друга Артура Халлама: "Я должен потерять себя в
 деятельности, иначе я иссохну от отчаяния".
  Большинству из нас нетрудно "потерять себя в деятельности", ведь мы
 каждый день работаем без отдыха на службе и крутимся как белки в колесе.
 Но у нас остаются часы после работы, а они самые опасные. Именно когда
 мы наслаждаемся отдыхом и, кажется, должны чувствовать себя самыми
 счастливыми, нас подстерегает дьявол беспокойства. Ведь как раз в эти
 минуты мы задумываемся о том, что в жизни ничего не достигнуто, что мы
 топчемся на месте; нам кажется, что начальник "имел что-то в виду",
 когда сделал свое замечание, или сожалеем о том, что лысеем.
  Когда мы не заняты, наш мозг имеет тенденцию приближаться к
 состоянию вакуума. Каждый студент-физик знает, что "природа не терпит
 пустоты". Ближайшее подобие вакуума, которое мы с вами когда-либо сможем
 увидеть, - это внутренняя часть электрической лампочки накаливания.
 Разбейте эту лампочку - и природа с силой втолкнет туда воздух, чтобы
 заполнить теоретически пустое пространство.
  Природа так же поспешно стремится заполнить праздный мозг. Чем? Как
 правило, эмоциями. Почему? Потому что такие эмоции, как беспокойство,
 страх, ненависть, ревность и зависть, приводятся в действие первобытной
 силой и динамической энергией джунглей. Такие эмоции настолько сильны,
 что они вытесняют из нашей души все спокойные, счастливые мысли и
 чувства.
  Джеймс Л. Мерселл, профессор педагогики в Учительском колледже,
 округ Колумбия, хорошо выразил эту мысль следующими словами:
 "Беспокойство особенно терзает вас не тогда, когда вы действуете, а
 когда дневные труды окончены. Ваше воображение рисует тогда нелепые
 картины якобы постигших вас жизненных неудач и преувеличивает малейшую
 ошибку. В это время, - продолжает он, - ваш мозг напоминает мотор,
 действующий без нагрузки. Он работает с бешеной скоростью, и возникает
 угроза сгорания подшипников или полного его разрушения. Для излечения от
 беспокойства необходимо быть полностью занятым, делая что-либо
 конструктивное".
  Не нужно быть профессором колледжа, чтобы осознать эту истину и
 применять ее на практике. Во время войны я познакомился с домашней

<< Пред.           стр. 53 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу