<< Пред.           стр. 72 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу

 лучшее, что умею".
  Он признался мне, что никогда не выходил к огням рампы, не
 сказав вновь и вновь: "Я люблю моих зрителей". Смешно?
 Нелепо? Вы имеете право так думать, думать, как вам угодно. Я
 просто упоминаю об этом без всяких комментариев, как о
 средстве, которым пользовался один из самых знаменитых
 иллюзионистов всех времен.
  Госпожа Шуман-Хейнк рассказывала мне нечто похожее.
 Несмотря на все лишения и сердечную драму, которую ей пришлось
 пережить, несмотря на то, что жизнь ее была столь трагична,
 однажды она даже покушалась на нее и жизнь своего ребенка,
 несмотря на все это, она восхваляла свой путь к вершине.
 Достигнув ее, она стала, быть может, самой замечательной из
 певиц, которые своим исполнением произведений Вагнера
 когда-либо заставляли трепетать слушателей. И она тоже
 призналась мне, что одним из секретов ее успеха является тот
 неослабный интерес, который она испытывала к людям.
  Это являлось также одним из секретов удивительной
 популярности Теодора Рузвельта. Даже его слуги любили его.
 Его камердинер, из цветных, Джеймс И. Амос написал о нем
 книгу, которую озаглавил: "Теодор Рузвельт, герой своего
 слуги". В этой книге Амос рассказывает о следующем
 показательном случае:
  "Как-то раз моя жена спросила президента, что за птица
 куропатка? Она никогда не видела куропаток, и он ей подробно
 описал их. Некоторое время спустя в нашем коттедже зазвонил
 телефон. (Амос с женой жил в маленьком коттедже в имении
 Рузвельта на берегу Ойстер Бэй). Моя жена взяла трубку. Это
 был сам мистер Рузвельт. Он позвонил ей, чтобы сказать, что
 перед ее окнами разгуливает куропатка, и она может ее увидеть,
 если выглянет в окно. Мелочи, подобные этой, были очень
 характерны для него. Всякий раз, когда он проходил мимо нашего
 дома, даже если он не видел нас, мы слышали обычно его голос:
 "оо-оо-оо, Джеймс! " Или "оо-оо-оо, Энни! " Это было просто
 дружеским приветствием, когда он шел мимо.
  Как могли служащие не питать симпатию к подобному
 человеку? Как мог хоть кто-нибудь не симпатизировать ему?
  Рузвельт зашел однажды в Белый Дом, когда президент Тафт и
  министра финансов в кабинете Теодора Рузвельта, Джорджа Б.
 Виккерсхема, министра юстиции в кабинете Тафта, Уильяма
 Дженингса Брайана, Франклина Делано Рузвельта и многих других
 выдающихся деятелей приехать к нам и рассказать студентам об
 ораторском искусстве.
  Каждому из нас, будь то мясник, хлебопек или король на
 троне, нравятся люди, которые восхищаются нами. Взять,
 например, германского кайзера. Ко времени окончания мировой
 войны он был, вероятно, человеком, вызывающим наиболее лютую
 ненависть на этой земле. Даже его собственная нация
 отвернулась от него, когда он сбежал в Голландию, спасая свою
 голову. Ненависть к нему была столь сильна, что миллионы людей
 рады были бы растерзать его на куски или сжечь заживо на
 костре. И вот, в самый разгар этого пожара ярости, один
 маленький мальчик написал кайзеру письмо, простое и искреннее,
 дышащее любовью и восхищением. Этот маленький мальчик написал,
 что его не касается, что думают другие, что он всегда будет
 любить кайзера Вильгельма как своего императора. Кайзер был
 глубоко тронут этим письмом и пригласил маленького мальчика
 приехать повидаться с ним. Мальчик приехал, а с ним его мать,
 на которой кайзер женился. Этому маленькому мальчику не было
 нужды читать книгу о том, "Как приобретать друзей и оказывать
 влияние на людей". Он интуитивно знал, как это делать.
  Если мы хотим завести друзей, давайте будем делать для
 этого что-нибудь, требующее от нас нашего времени, энергии,
 бескорыстных чувств и внимательности к другим. Когда герцог
 Виндзорский был еще принцем Уэльским, он задумал совершить
 поездку по Южной Америке. Перед тем, как отправиться в это
 путешествие, он потратил месяц на изучение испанского языка с
 тем, чтобы иметь возможность при публичных выступлениях
 говорить на понятном для слушателей языке. И жители Южной
 Америки полюбили его за это.
  Вот уже много лет, как я взял себе за правило узнавать дни
 рождения моих друзей. Как? Хотя я сам ни капельки не верю в
 астрологию, тем не менее завожу разговор о том, верит ли мой
 собеседник в то, что дата его рождения влияет на характер и
 обстоятельства жизни. Потом прошу назвать мне месяц и день его
 рождения. Если он скажет, например, 24 ноября, я начинаю
 повторять про себя: "24 ноября", "24 ноября". Как только он
 отвернется, я записываю его имя и день рождения, а позднее
 вношу эти данные в свою книгу дней рождения. В начале каждого
 года я отмечаю эти дни в своем календаре, чтобы они попадались
 мне на глаза автоматически. Когда подходит очередной день
 рождения, посылаю письмо или телеграмму. Какой это имеет
 успех! Часто я оказываюсь единственным человеком на земле,
 который вспомнил об имениннике.
  Если мы хотим завести друзей, давайте будем при встречах с
 людьми приветливы и душевны. Когда вам кто-нибудь звонит по
 телефону, пользуйтесь этим психологическим правилом. Говорите
 "алло" тоном, выражающим радость по поводу того, что вам
 позвонили. "Нью-Йорк телефон компани" Специально обучает
 телефонисток произносить слова: "номер, пожалуйста! " Таким
 тоном, в котором бы слышалось: "Доброе утро. Я рада быть вам
 полезной". Вспомним об этом завтра, когда будем отвечать на
 телефонный звонок.
 
 

    Действенна ли подобная философия в мире бизнеса?


 
  Я мог бы проиллюстрировать это на множестве примеров, но
 мы ограничимся только двумя.
  Чарльз Р. Уолтерс, сотрудник одного из крупнейших банков
 Нью-Йорка, получил задание срочно подготовить конфиденциальный
 доклад об одной корпорации. Он знал лишь одного человека,
  Окончание этой истории я передам словами самого мистера
 Нэйфла: "Я попросил этого джентльмена уделить мне всего лишь
 минуту своего внимания. Это было сказано для того, чтобы он
 вообще согласился принять меня. Когда же я об'яснил ему
 причину своего визита, он пододвинул мне стул и начал разговор,
 который продолжался ровно час сорок семь минут. Он вызвал
 одного из администраторов, написавшего в свое время книгу о
 проблемах об'единения однотипных магазинов. Он послал запрос в
 национальную ассоциацию об'единенных магазинов и получил для
 меня копию стенографического отчета о дискуссии по интересующим
 меня вопросам. Он был уверен, что об'единенные магазины являют
 собой пример истинного служения человечеству. Он был горд тем,
 что его деятельность распространилась на сотни городов,
 деревень и поселков. Его глаза сияли от удовольствия, когда он
 рассказывал об этом. И я должен признаться, что он открыл мне
 глаза на многие вещи, над которыми я даже никогда не
 задумывался. Он полностью заменил мою точку зрения на эти
 вопросы.
  Когда я уходил, он проводил меня до двери, положил мне на
 плечо руку и пожелал успеха в предстоящих дебатах. Он попросил
 меня зайти к нему повидаться и дать знать, как я справлюсь со
 своей задачей. Последние слова, которые он произнес, были:
 "Кроме всего прочего, загляните ко мне, пожалуйста, весной.
 Мне хотелось бы передать вам заказ на доставку угля".
  Мне это показалось чуть ли не чудом. Он из'явил
 готовность покупать мой уголь даже без моей просьбы об этом.
 Проявив неподдельный интерес к нему и его проблемам, я за два
 часа достиг большего, чем за десять лет, стараясь
 заинтересовать его своим углем.
  Истина, открытая вами, мистер Нэйфл, не нова.
 Давным-давно, за сто лет до рождества Христова, знаменитый
 римский поэт Публий Сирус заметил, что: "Мы интересуемся
 другими, когда они интересуются нами".
 
  Итак, если вы хотите располагать к себе людей,
  правило 1-е гласит:
  Проявляйте искренний интерес к другим людям!
 
  Если вы хотите совершенствовать свой характер, чтобы стать
 человеком более приятным и более искусным в обращении с людьми,
 позвольте мне порекомендовать вам прочесть "Возвращение к
 религии" доктора Генри Линка. Пусть не пугает вас название.
 Это отнюдь не слащавая ханжеская книжонка. Она написана
 человеком, великолепно знающим психологию и лично принявшим и
 проконсультировавшим более трех тысяч человек, обращавшихся к
 нему со своими личными проблемами. Доктор Линк говорил мне,
 что он легко мог бы дать своей книге название "Как
 совершенствовать вашу личность". Ибо она посвящена именно этой
 теме. Я уверен, вы найдете ее интересной и поучительной. Если
 прочтете и претворите в жизнь ее рекомендации, вы наверняка
 усовершенствуете свое искусство обращения с людьми.
 
 
 
 

    2. 2 простой способ произвести хорошее первое впечатление.


 
 
  Недавно я присутствовал на званом обеде в Нью-Йорке. Одна
 из гостей, некая дама, получившая наследство, изо всех сил
 стремилась произвести хорошее впечатление.
  Свое скромное наследство она растратила на меха,
 бриллианты, жемчуг. Но ничего не сделала с выражением своего
 лица. Оно было кислым и самовлюбленным. Она не понимала того,
  "Билл, ты немедленно сотрешь эту хмурую мину, которая придает
 тебе вид свежевыпоротого кота, и начнешь улыбаться. Начнешь
 прямо сию минуту".
  Сев завтракать, я приветствовал жену словами: "Доброе
 утро, моя дорогая! " И улыбнулся ей.
  Вы предупреждали меня, что она может удивиться. Ну, так
 вы недооценили ее реакцию. Она была совершенно ошеломлена.
 Она была потрясена. Я сказал ей, что в будущем она может
 рассчитывать на это как на регулярное явление, я продолжаю
 улыбаться каждое утро, вот уже два месяца.
  Эта перемена моего отношения к ней принесла в наш дом за
 эти два месяца больше радости, чем весь минувший год.
  Теперь, отправляясь на работу, улыбкой и пожеланием
 доброго утра приветствую боя у дверей лифта и швейцара у
 под'езда. Улыбаюсь кассиру, беря билет. Под сводами Фондовой
 Биржи улыбаюсь людям, до недавнего времени никогда не видавшим
 улыбки на моем лице.
  Вскоре обнаружил, что все стали улыбаться мне в ответ. С
 теми, кто приходил ко мне с жалобами и претензиями, стал
 обращаться приветливо и ободряюще. Выслушивая их, улыбаюсь и
 нахожу, что улаживать конфликты стало значительно легче. Я
 пришел к выводу, что улыбки приносят мне доллары, много
 долларов каждый день.
  Я содержу контору вдвоем с другим маклером. Один из его
 клерков - симпатичный молодой парень. Будучи окрылен
 достигнутыми успехами, я поведал ему о своей новой философии
 человеческих отношений. Тогда он признался мне, что когда я
 впервые появился в конторе, он подумал, что я ужаснейший
 брюзга, и лишь недавно изменил свое мнение обо мне.
  Он добавил, что, когда я улыбаюсь, мое лицо приобретает
 очень человечное выражение.
  Из своей системы поведения я исключил также всякий
 критицизм. Вместо порицания теперь стремлюсь найти место для
 признания и похвалы. Я прекратил разговоры о своих желаниях.
 Стараюсь теперь понять точку зрения другого человека. И все
 это буквально произвело революцию в моей жизни. Я стал
 совершенно другим человеком, счастливым, богатым человеком,
 богатым дружбой и счастьем - единственными вещами, имеющими, в
 конечном счете, ценность".
  Не забудьте и о том, что это письмо написано искушенным в
 делах и умудренным опытом биржевым маклером, который живет
 куплей и продажей акций на Нью-Йоркской Фондовой Бирже за
 собственный счет, - делом столь трудным, что в 99 случаях из
 ста, соприкоснувшиеся с ним терпят неудачу.
  Вы не испытываете желания улыбаться? Что же в таком
 случае можно вам предложить? Две вещи. Во-первых, заставьте
 себя улыбаться. Если вы в одиночестве, насвистывайте или
 мурлыкайте какую-нибудь мелодию или песню.
  Поступайте так, как если бы вы уже были счастливы, и это
 приведет вас к счастью. Покойный Уильям Джеймс, профессор
 Гарвардского университета, так обосновал это: "Казалось бы,
 поступок должен следовать за чувством, но в действительности
 поступок и чувство идут рядом, и, управляя поступками,
 находящимися под более прямым контролем воли, нежели чувства,
 мы получаем возможность косвенным образом управлять чувствами.
  Таким образом, высший сознательный путь к
 жизнерадостности, если она нами утрачена, - это взять себя в
 руки и заставить говорить и поступать так, как если бы
 жизнерадостность была уже обретена... "
  В этом мире каждый ищет счастья, и существует только один
 способ, один верный способ, чтобы найти его. Это - контроль
 над своими мыслями. Счастье не зависит от внешних условий.
 Оно зависит от условий внутренних. То, чем вы обладаете, или
  улавливают из набегающих волн прилива необходимые для их жизни
 вещества. Нарисуйте в своем воображении образ того одаренного,
 достойного и полезного человека, каким вам хотелось бы быть, и
 поддерживаемый вашей мыслью образ будет ежечасно и ежеминутно
 преобразовывать вас в такую именно личность...
  Мысль - превыше всего. Займите правильную психологическую
 позицию - позицию мужества, искренности и жизнерадостности.
 Правильно мыслить - это значит уже создавать. Все вещи
 приходят через желания, и каждый искренне молящийся получает
 ответ. Мы уподобляемся тому, на чем сосредоточены помыслы
 наших сердец. Будьте мужественны и высоко несите голову, как
 если бы она была увенчана короной. Мы - боги, еще находящиеся
 в коконе, и необретшие пока крыльев".
  Старые китайцы обладают бездной премудрости - это известно
 всему миру, у них есть пословица, которую нам следовало бы
 выписать на полоску бумаги и подклеить на внутреннюю сторону
 наших шляп. Она гласит: "Человек без улыбки на лице не должен
 открывать лавку".
  И, коль речь идет о магазинах, Фрэнк Ирвинг Флетчер в
 одном из своих рекламных шедевров, сделанных по заказу фирмы
 "Оппенгейм, Коллинз энд Компани", преподнес нам следующий
 великолепный образчик житейской философии:
 
  Ц е н а у л ы б к и в р о ж д е с т в о
  Она ничего не стоит, но создает много.
  Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя тех,
  кто ее дает.
  Она длится одно мгновение, память же о ней иногда
  сохраняется навсегда.
  Нет столь богатых, которые могли бы прожить без нее,
  и нет столь бедных, которые не стали бы богаче по
  ее милости.
  Она создает счастье в доме, атмосферу
  доброжелательности в делах и служит паролем для друзей.
  Она - отдохновение для утомленного, свет надежды для
  отчаявшегося, сияние солнца для удрученного и лучшее
  из природных средств против горя.
  Тем не менее ее нельзя ни купить, ни выпросить, ни
  одолжить, ни украсть, ибо она представляет собой некую
  драгоценность, которая не принесет ни малейшей пользы
  никому, если только не будет отдана от чистого сердца.
  И если в последние минуты уходящего рождества
  случится так, что, покупая что-нибудь у наших
  продавцов, вы обнаружите, что они так устали, что не в
  силах подарить вам улыбку, можно вас попросить о том,
  чтобы вы им оставили одну из своих?
  Потому что никто так не нуждается в улыбке, как тот,
  кому уже нечего больше отдать.
 
  Итак, если вы хотите располагать к себе людей, правило 2-е
 гласит:
  У л ы б а й т е с ь!
 
 
 

    2. 3 Если вы не делаете этого, неприятности не за горами!


 
 
  В конце 1898 года в округе Рокленд, штат Нью-Йорк,
 произошло трагическое событие. В одной семье умер ребенок,
 похороны должны были состояться в тот же день, и соседи стали
 готовиться, чтобы принять в них участие. Джим Фарли пошел в
 конюшню запрячь лошадей. Земля была покрыта снегом, морозный
 воздух покусывал кожу, жеребец его, не запрягавшийся несколько
  комплимент.
  Но забудьте его или ошибитесь в произношении, и вы уже
 поставили себя в крайне неловкое положение. Однажды, организуя
 в Париже курсы публичной словесности, я разослал всем
 проживающим в городе американцам письмо, размноженное
 типографическим способом. Наборщик-француз, явно слабо знавший
 английский язык, набирая имена, естественно, исказил их. И
 один из адресатов, управляющий парижского филиала крупного
 американского банка, учинил мне в ответном письме полнейший
 разнос за орфографические ошибки, допущенные в написании его

<< Пред.           стр. 72 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу