<< Пред.           стр. 3 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

 зовать сведения о биологии человека для объяснения всех феноменов
 и неясностей человеческого бытия, включая этику"зз. о том, какую мед-
 вежью услугу (иначе не скажешь) философ Рьюз оказал биологу Уилсо-
 ну, речь пойдет далее.
 Приведем еще два примера, иллюстрирующих склонность гуманитари-
 ев к некритичному восприятию социобиологии. Так, Кристофер Боэм,
 антрополог из Северо-Кентуккского университета (США), следующим
 образом выражает свое отношение к социобиологии: "Я признаю основ-
 ную, хотя и не проверенную, предпосылку социобиологов о том, что
 гены подготавливают человеческое социальное поведение достаточно
 специфическим способом, и считаю, что альтруизм людей совсем не пред-
 ставляет собой генетического парадокса"34. И далее следует еще более
 сильное утверждение о том, что "рассматривать мораль разных человече-
 ских групп можно только с позиций универсальных черт морали чело-
 века и общественных животных, с которыми мы разделяем сферу
 жизни"35. Подобные суждения ученого, объектом исследования которо-
 го является человек, способны внести лишь путаницу в это исследова-
 ние. Если животные наделяются "моралью", то исчезает одно из важней-
 ших различий между человеком и животным, связанных со спецификой
 57
 
 человеческого общения, с нравственными его основами.
 Специалист в области этики, преподаватель Оксфордского универси-
 тета Стивен Кларк в книге "Природа зверя. Моральны ли животные?"
 утверждает, что философам-этикам стоило бы углубить свои познания
 посредством обращения к данным этологии и психологии животных.
 Ведь у животных есть не только то, что люди негативно оценивают в себе
 как проявление животности. В мире животных есть и то, чему следовало
 бы научиться человеку,—кооперация, содружество. Говоря непосредст-
 венно о позиции Уилсона, Кларк писал: "Конечно, хорошо, что мы мо-
 жем видеть в звере начало человеческой моральности, пусть и в простой
 форме"36. И далее: "То, что животное и человеческое поведение цели-
 ком отличны, я нахожу неправдоподобным. Многие из наших отношений
 уважения и заботы зависят от нашего кровного родства, и потому они
 либо врождены, либо им легко обучиться. Мы разделяем это с нашими
 собратьями—приматами"37. Вот почему исследования социобиологов
 заслуживают внимания, заключал Кларк. К сожалению, вне поля зрения
 остался вопрос о том, каким же образом этика должна учесть эти посыл-
 ки и какова в целом судьба этического знания перед лицом "вызова"
 со стороны биологии.
 Если попытаться сделать некоторые обобщения об отношении запад-
 ных ученых к социобиологии, то при всем разнообразии мнений про-
 сматривается такая тенденция: среди оппонентов превалируют биологи,
 а поддержку социобиологии оказывают.по преимуществу гуманитарии,
 философы. Правда, это впечатление может быть и не вполне точным,
 в смысле его однозначности. Тем не менее достоверным является тот
 факт, что социобиология постоянно критикуется такими биологами,
 известными всему мировому научному сообществу, как генетик Р.Ле-
 вонтин, палеонтолог С. Гулд, молекулярный биолог Г. Стент. Существо
 претензий естествоиспытателей и контраргументы философов ярко про-
 явились в диспуте между Г. Стентом и А. Розенбергом в связи с выходом
 в свет работы последнего по методологии биологии3». Гюнтер Стент,
 назвав еще несколько лет назад социобиологию "трансцендентальным
 менделизмом"39, требует от нее экспериментального подтверждения
 идей, особенно идеи "альтруизма" как движущей силы эволюции. Фило-
 соф А. Розенберг отстаивает необходимость новых подходов к эволюци-
 онному процессу, новых понятий и в этом плане усматривает в социо-
 биологии немало рационального и отвечающего гипотетичному стилю
 мышления в современной теоретической биологии.
 Характерно, что экстремистский запал в обсуждении социобиологии
 значительно смягчается при обращении к ценностным аспектам научного
 знания. Как только на первый план выдвигается "человеческое измере-
 ние" социобиологических идей, то биологи так или иначе признают
 значение поставленных социобиологией вопросов о синтезе знания, о
 его использовании в гуманных целях40. Нетривиальность постановки
 этих вопросов связана именно с откровенным и последовательно прово-
 димым взглядом на биологию как важнейшую компоненту человеко-
 знания, призванного улучшить жизнь человечества, создать ему благопри-
 ятные условия существования. Поэтому Г. Брейер, например, выделяет
 в книге, посвященной социобиологии41, специальный, заключительный
 58
 раздел "Является ли социобиология реакционной наукой?" и обосновы-
 вает отрицательный ответ. Г. Брейер непосредственно столкнулся с фа-
 шизмом и считает несостоятельными какие-либо аналогии между социо-
 биологией и расистскими доктринами национализма. В целом работа
 Брейера написана в исключительно корректном тоне, хотя недостатки
 и пробелы в аргументации социобиологии вовсе не скрываются.
 Спокойная манера дискуссии отличает и работу Лорена Грэхема,
 одним из первых подробно обсудившего социобиологию в аспекте проб-
 лемы "наука —ценности"42. Проявленный к социобиологии интерес
 объясняется тем, что, по мнению Грэхема, она наиболее ярко демонстри-
 рует одну из двух тенденций в развитии современного научного знания —
 быть или не быть ему связанным с проблемой ценностей. Обсуждая
 безусловно ценностную ориентацию социобиологии, Грэхем тем не менее
 отмечает неубедительность обоснования Уилсоном биологических исто-
 ков нравственных норм и считает, что в целом социобиология содержит
 изрядную дозу биологического детерминизма43. Справедливо ставя
 перед Уилсоном вопрос об ответственности за использование биологиче-
 ского детерминизма в реакционных целях, Грэхем дает такую оценку
 его взглядам: "...его идеология не была консервативной, как ему припи-
 сывают его критики. Она была умеренно либеральной и демократич-
 ной"44. При этом делается такое замечание: "Серьезная и значимая про-
 верка социально-политического влияния идей Уилсона может быть дана
 только в будущем. Политическое использование научных доктрин не за-
 висит непосредственно ни от теоретических работ защитников доктрины,
 ни от личных взглядов ее авторов, но от социального и политического
 окружения, в котором появилась доктрина"45. В целом Л.Грэхем
 не сомневается, что перед нами —научное направление, хотя и необычное
 по своим теоретическим основаниям и противоречивое по возможным
 социально-политическим следствиям.
 Именно последнему моменту мы прежде всего уделили внимание —
 не только в силу общего замысла данной книги, но и потому, что общест-
 венный отклик на появление социобиологии первоначально во многом
 определялся выяснением ее отношения к социальной проблематике.
 Эволюционно-биологические, собственно научные способы аргументации
 новых идей стали предметом дискуссий позже. Характер этих дискуссий
 изменился, и мы далее покажем, насколько обстоятельно и подробно,
 в духе нормального научного диспута, выступают и поныне многие аме-
 риканские биологи против тех или иных положений социобиологии.
 Здесь это было бы неуместным, опережающим события: ведь само содер-
 жание социобиологии еще не представлено.
 Итак, мы кратко рассказали о наиболее существенных изначальных
 идеях социобиологии, а также частично осветили суть полемики на Запа-
 де вокруг нового направления. Теперь остановимся на некоторых мо-
 ментах критического анализа социобиологии в наших публикациях. Это
 важно прежде всего потому, что тем самым будут обозначены те способы
 ведения дискуссии, использование которых, на наш взгляд, мешает пра-
 вильному, адекватному восприятию социобиологии. Само собой разуме-
 ется, что, отмечая некорректные способы ведения дискуссии, мы никоим
 образом не выступаем в роли адвокатов социобиологии. Как мы неодно-
 59
 
 кратно подчеркивали, марксистская критика философских размышле-
 ний естествоиспытателей—дело чрезвычайно ответственное, и его резуль-
 татом никак не должно быть объявление войны научному направлению
 или предание анафеме конкретных представителей науки. Оппонента
 надо стараться убедить в своей правоте. Для этого приходится знако-
 миться с его аргументами не понаслышке и не из чужих рук. Чем принци-
 пиальнее разногласие, тем выше требования к научной добросовестности
 критики.
 К сожалению, этим требованиям не отвечает наметившаяся тенденция
 огульного охаивания социобиологии. Приведем наиболее яркий пример.
 Не так давно в одном из журналов была опубликована статья, озаглав-
 ленная "В ожидании биоэстетики" и посвященная анализу биологизатор-
 ских тенденций в современном западном искусстве46. Их идеологиче-
 ской основой автор называет новое междисциплинарное направление —
 "гнусную", как там утверждается, "новоиспеченную разновидность био-
 логизма"— социобиологию, стараясь показать порочное воздействие
 социобиологии на литераторов. Однако названные автором литератур-
 ные произведения относятся ко времени, когда социобиология только
 появилась и не успела оказать своего влияния на литераторов*. К тому
 же из шестнадцати относящихся к социобиологии ссылок в тексте
 статьи шесть даются в переложении лидера французских "новых правых"
 Ива Кристена. Еще несколько ссылок даны по "Книжному обозрению" —
 приложению к "Нью-Йорк тайме". Увы, приходится констатировать, что
 книг социобиологов автор не читал.
 Еще один пример. Авторы работы "Социобиология: Мифы и реаль-
 ность"47 пишут о том, что "значительный интерес представляет возмож-
 ность проследить процесс превращения "позитивной" науки в "реакцион-
 ную идеологию". Как видно, сформулированная a priori цель содержит
 оценочное суждение. Но и в этом случае в исследовании должны отме-
 чаться не только негативные моменты, но и позитивные. Однако этого
 не происходит. Уже по поводу первой книги Э. Уилсона "Социобиология.
 Новый синтез" говорится, что "своим "новым синтезом" автор "подме-
 нил" предмет социобиологии в качестве положительной науки, занимаю-
 щейся пограничными проблемами экологии, этологии и популяционной
 генетики, реакционной теорией "генетического детерминизма", пытаясь
 представить с ее помощью естественнонаучное обоснование идеологии
 неоконсерватизма"48. Нельзя не удивиться: как это удалось Уилсону
 одновременно и создать социобиологию и "исказить" ее предмет?
 Отрывочное изложение то одних, то других проблем явилось, на наш
 взгляд, прямым следствием непременного желания обосновать тезис
 о реакционной сущности социобиологии человека и представить ее в ка-
 честве "составной части современной системы буржуазной идеологии".
 Именно так называется один из центральных разделов книги, включаю-
 щий пространные рассуждения о биологизме вообще, об антинаучном
 характере биологизаторства с привлечением множества имен, не имею-
 щих отношения к социобиологии.
 *Упомянутые В.Молчановым романы Ж.Рас "Женообразный мужчина" иМ.Пэрси
 "Женщина на краю времени" опубликованы соответственно в 1975 и 1976 гг.,
 а "Социобиология" Уилсона появилась в конце 1975 г.
 60
 Спору нет, исследование современных идеологических течений в США,
 в том числе неоконсервативных концепций и причин их распространения,
 необходимо. Но в упомянутой работе постоянное обращение к неокон-
 серватизму обнаруживает желание авторов поставить в непосредствен-
 ную связь содержание социобиологии с теми идеологическими направ-
 лениями, которые наиболее последовательно и рьяно обосновывают
 необходимости сохранения существующих порядков. Например, утверж-
 дается, что теория Уилсона "служит для обоснования незыблемости сов-
 ременного политического строя США". В другом месте говорится, что
 Уилсон только и озабочен поиском поддержки и оправдания буржуазных
 порядков. В частности, авторы пишут: "В целом социобиология нацелена
 на поиск "биологических аргументов" для обоснования принципов сво-
 бодного капиталистического рынка. Это видно из основного постулата
 неоконсерватизма, согласно которому понятие справедливости означает:
 каждому свое в соответствии с его природой"49. Так откуда и что "вид-
 но"—из социобиологии или из идеологии неоконсерватизма? Почему
 суждения социобиологов, к тому же искаженные, раскрываются с по-
 мощью аргументов идеологии неоконсерватизма? Вряд ли возможен
 объективный анализ социобиологии при отождествлении ее с одним из
 направлений современной американской идеологии.
 Тенденциозность подхода авторов проявляется не только в подчине-
 нии всего материала их заранее сформулированной идее, но и в небреж-
 ном отношении к текстам социобиологов. Во-первых, используются
 только две книги - "Социобиология. Новый синтез" (в ней, как извест-
 но, собственно социобиологии посвящена лишь последняя глава из двад-
 цати четырех) и "О природе человека". Однако после публикации
 в 1978 г. этой работы были изданы солидные по объему труды "Гены,
 разум и культура", "Прометеев огонь" (обе в соавторстве Уилсона
 с Ламзденом), затем - "Биофилия" Э. Уилсона. Конечно же перечислен-
 ные книги должны были быть включены в критический анализ, опубли-
 кованный в 1985 г.
 Во-вторых, нам кажется неуважительным по отношению к оппонентам
 и то обстоятельство, что цитирование их текстов во многих случаях заме-
 няется пересказом с соответствующей ссылкой на страницы. Это не про-
 сто техническая деталь научного исследования. Давая такие оценки, как
 "метафизика", "идеализм", "теоретическое оправдание капитализма",
 "обоснование идеологии неоконсерватизма", "создание новой религии",
 "примирение науки и религии", "создание новой социальной филосо-
 фии", авторы должны опираться на подлинный текст, иначе создается
 такой простор для вольного пересказа то одних, то других, подчас дейст-
 вительно неудачных выражений, что весь этот хаос суждений довольно
 просто подогнать под заранее придуманную схему. И именно поэтому
 мы так подробно остановились на книге С. А. Пастушного и Дж. А. Алт-
 мышбаевой, что нас ни в коей мере не убедил использованный авторами
 метод анализа.
 Что касается иных философских оценок социобиологии, включенных
 в нашу литературу, то подавляющее большинство авторов отличает в ней
 биологизаторские тенденции от тех ее позитивных моментов, которые
 связаны с действительно нерешенными проблемами познания человека.
 61
 
 Во введении даны ссылки на конкретные работы (И.Т.Фролова,
 Б.Г.Юдина, В.Н.Игнатьева, В.С.Комарова и др.). Серьезные расхожде-
 ния между социобиологией, а точнее - философскими взглядами ее пред-
 ставителей и марксистско-ленинской философией рассматриваются
 в этих работах как в общем контексте борьбы идей по проблеме челове-
 ка, так и в плане новых задач, встающих перед учеными различных спе-
 циальностей по дальнейшему комплексному исследованию человека.
 Такой подход, сохраняющий возможность научных дискуссий по слож-
 нейшим проблемам человекознания, отвечает потребностям развертыва-
 ния научного поиска и укрепления контактов между философией и есте-
 ствознанием как важнейшего условия плодотворности этого поиска.
 Напротив, когда даются исключительно идеологические оценки социо-
 биологии, опускается то позитивное, что она может дать для познания,
 в этом случае современная марксистско-ленинская концепция человека
 оказывается как бы завершенной. Короче говоря, наука превращается
 в абсолютно верную систему догматизированных взглядов. Невнимание
 к социальным и гносеологическим предпосылкам биологизаторских тен-
 денций обрекает социобиологов на роль идеологических "злоумышлен-
 ников" и сознательных врагов марксизма*.
 Проблема человека была и остается труднейшей, на ее решение факти-
 чески устремлена вся марксистско-ленинская философия, весь пафос
 этого постоянно развивающегося учения. Именно антидогматический
 характер марксизма позволяет ему чутко реагировать на новые запросы
 общественной практики, учитывать современные достижения конкрет-
 ных наук и смело формулировать новые, еще не решенные проблемы.
 Плодотворная критическая функция марксизма также базируется на
 адекватном понимании марксистско-ленинской философии как филосо-
 фии самокритичной, творческой, реализующей диалектический способ
 мышления человека об окружающем мирен о самом себе.
 Мы так подробно остановились на диспутах по поводу социобиологии
 потому, что они показательны во многих отношениях. Если ведутся
 такие горячие споры, значит, проблемы поставлены интересные, актуаль-
 ные. Поскольку многое в социобиологии не доказывается, а деклариру-
 ется, то она неизбежно оказывается буквально под "перекрестным
 огнем". В ходе дискуссий выявляются не только слабые, но и сильные
 стороны социобиологии. К последним можно отнести ее ориентацию
 на комплексные междисциплинарные исследования внутри биологии,
 ее стремление наметить пути интеграции биологического и социогумани-
 тарного знания в изучении человека.
 Для того чтобы достоинства и недостатки социобиологии предстали
 в свете непредвзятой, как сейчас говорят, конструктивной критики,
 * В этой связи мы хотим привести цитату из рецензии Л. А. Атраментовой и
 В. В. Шкоды на книгу А. М. Каримского "Социальный биологизм: Природа и идео-
 логическая направленность" (М., 1984). Касаясь однозначно отрицательных аттеста-
 ций в адрес социобиологии, которых немало в книге, авторы рецензии пишут:
 "...оценка социобиологии как "искусственно усложненной", "спекулятивной",
 "не имеющей научно-экспериментального обоснования" представляется явно недо-
 статочной. Здесь требуется более обстоятельное, всестороннее и глубокое рассмот-
 рение" (Вопросы философии. 1986. № 8. С. 171). В сугубо негативном плане пред-
 ставлена социобиология и в работах Н. П. Дубинина и А. 3. Кукаркина.
 62
 важно иметь в виду широкую историческую перспективу, т.е. не забы-
 вать о прошлом и быть озабоченным будущим. В истории своего разви-
 тия биологические науки постоянно выходили на контакт с различными
 областями социогуманитарного знания. Очевидно, что такие тенденции
 будут иметь место и в дальнейшем, поскольку, как предвидел К. Маркс,
 "впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке в такой
 же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это
 будет одна наука"50. Реальное участие естествоиспытателей в этом дви-
 жении к единой науке о человеке существенно зависит от их мировоз-
 зренческих позиций, а также от степени разработанности применяемых
 методологических и методических средств познания. Поэтому к диалогу
 между биологическими и социальными науками должны подключиться
 и философы.
 В заключение отметим следующее. В социобиологии, безусловно,
 имеют место биологизаторские тенденции. Однако было бы односторон-
 ним сводить весь смысл социобиологических исследований лишь к это-
 му. По ряду вопросов Э. Уилсон и другие сторонники направления отме-
 чали реальные "белые пятна" в научном познании, ставили действительно
 перспективные научные проблемы. Задача ученых состоит в том, чтобы
 выявить их, показать их значение для современного поиска способов
 интеграции биологического и социогуманитарного знания. Это и будет
 той конструктивной критикой, которая способна помочь в дальнейшем
 укреплению союза философии и естествознания. С такой целью мы пере-
 ходим к более подробному рассмотрению основных положений социо-
 биологии.
 2. Социобиология о формах социального

<< Пред.           стр. 3 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу