<< Пред.           стр. 6 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

 поведение достаточно специфическим способом, и считаю, что альтруизм
 людей совсем не представляет собой генетического парадокса"80. И да-
 лее следует его еще более сильное утверждение о том, что "рассматри-
 вать мораль разных человеческих групп можно только с позиций уни-
 версальных черт морали человека и общественных животных, с которы-
 ми мы разделяем сферу жизни"81. Подобные суждения, объектом
 исследования которых является человек, способны внести лишь путани-
 цу в это исследование. Если животные наделяются "моралью", то исчеза-
 ет одно из важнейших различий между человеком и животным, связан-
 ных со спецификой человеческого общения, с нравственными его осно-
 вами.
 Специалист в области этики, преподаватель Оксфордского универси-
 тета С.Кларк в книге "Природа зверя. Моральны ли животные?" (1982)
 утверждает, что философам-этикам стоило бы углубить свои познания
 посредством обращения к данным этологии и психологии животных.
 Ведь у животных есть не только то, что люди должны отвергать как соб-
 ственно животность. У них есть и то, чему следовало бы научиться и чело-
 веку—жить в мире и дружбе. Говоря непосредственно о позиции Уилсо-
 на, Кларк пишет: "Конечно, хорошо, что мы можем видеть в звере нача-
 ло человеческой моральности, пусть и в простой форме"82. И далее:
 "То, что животное и человеческое поведение целиком отличны, я нахожу
 неправдоподобным. Многие из наших отношений уважения и заботы
 зависят от нашего кровного родства, и потому они либо врождены, либо
 77
 
 им легко обучиться. Мы разделяем это с нашими собратьями - примата-
 ми"83 . Вот почему исследования социобиологов заслуживают внимания,
 заключает Кларк. К сожалению, не обсужден вопрос о том, каким же
 образом этика должна учесть эти посылки и какова в целом судьба эти-
 ческого знания перед лицом "вызова" со стороны биологии.
 Некритичное отношение к социобиологии канадского философа
 М. Рьюза известно по ряду его публикаций. Здесь же мы хотели обратить
 внимание на то, каким образом обосновывается Рьюзом стремление
 социобиологов "использовать все сведения о биологии человека для объ-
 яснения всех феноменов и неясностей человеческого бытия, включая
 этику"84. Он предлагает также некоторые логические основания для
 того, чтобы считать этику выводимой из биологии. Делается это с по-
 мощью сугубо формально-логических заключений. Посылка: культура
 не может быть причиной морали, так как мораль включается в культуру.
 Следовательно, для обоснования морали нужно искать иную, некультур-
 ную, т.е. биологическую, основу. Или еще: мы все больше убеждаемся
 в том, что культура должна быть биологически адаптивна. Поскольку
 мораль—часть культуры, то и мораль должна быть биологически адап-
 тивна, и нужно искать биологические основы морали85.
 Здесь вряд ли нужно специально доказывать, что социобиология
 не вправе ответить на все вопросы человеческого бытия, да она, кстати,
 и не претендует на это. Но если уж затеян разговор о человеческом бы-
 тии, то для его анализа только формально-логические построения неубе-
 дительны. Поднятые социобиологией проблемы действительно важны
 и поэтому достойны серьезного, непременно критичного отношения.
 Такой подход тем более необходим, поскольку направление разнородно
 и противоречиво даже в исходных принципах. Выше говорилось о том,
 насколько показательно для социобиологии понятие "альтруизма". Но
 как быть с включенной в социобиологию концепцией "эгоистичного
 гена", с помощью которой ее создатель, английский этолог Р. Докинс,
 пытается доказать эволюционную роль как раз не альтруизма, а эгоизма?
 Отношение лидера направления Э. Уилсона к этой концепции дает
 дополнительное свидетельство методологической "беззаботности" социо-
 биологов. Скорее всего отсутствие каких-либо критических замечаний
 в адрес концепции Р. Докинса может быть объяснено тем фактом, что
 в ней проводится идея генетической детерминированности не только
 поведения, но и всех явлений человеческой культуры. Поскольку имен-
 но вопрос о генетических основах поведения — самый спорный в социо-
 биологии, самый уязвимый для критики, то единомыслие по этому
 вопросу делает как б,ы несущественными серьезные различия в общей
 картине эволюционных представлений Докинса и Уилсона.
 На наш взгляд, было бы неверным недооценивать их, отмахнуться
 от' них на том основании, что "альтруизм" и "эгоизм" в равной мере
 антропоморфны, не обладают привычным статусом научных понятий
 и представляют собой чуть ли не произвольную выдумку биологизатор-
 ски настроенных ученых. Однако мы стремимся раскрыть истоки биоло-
 гизаторских тенденций, показать негативные и позитивные результаты
 обращения естествоиспытателей к проблеме человека, поэтому вправе
 делать особый акцент на различиях в концепциях "альтруизма" и "эгоиз-
 78
 ма". Точнее сказать, что они очевидны по определению, фиксируя извеч-
 ную тему человеческих взаимоотношений, но вот современный обще-
 культурный контекст этих концепций, их социально-мировоззренческие
 истоки дают пищу для размышлений.
 Чрезвычайно показательно, что обращение Р. Докинса к молекулярно-
 генетическому уровню живого, где заложены, по его мнению, исходные
 причины всех событий органического мира, привело к "машинизирован-
 ной", механистической картине эволюционного процесса. Это становится
 неизбежным, если считать, что генетические и кибернетические подходы
 способны дать объяснения сущности жизни и ее эволюции. Этолог по
 профессиональному роду занятий, Р. Докинс предстает в социобиологи-
 ческой проблематике как откровенно физикалистски мыслящий ученый.
 Парадоксально, но факт, что сложнейшие формы взаимодействия, де-
 монстрируемые миром живого, а тем более миром общественных отно-
 шений человека, оказываются объектами физикалистского стиля мыш-
 ления. Как отмечал сам Докинс в ответах на критику, от него ожидали
 признать метафорой главный тезис о том, что человек — машина для
 выживания генов. Он же ответил, что это говорится им в буквальном
 смысле86. Однако обратимся к содержанию всей концепции8?.
 С первых страниц книги "Эгоистичный ген" утверждается, что "все,
 что эволюционировало, должно было быть эгоистичным"88. Эгоистичны
 молекулы, клетки, животные организмы, человек. Такое господство
 "эгоизма" объясняется тем, что в основе всего живого лежат молекулы
 ДНК с их способностью к "эгоистичному" воспроизведению себе подоб-
 ного. Поэтому содержание эволюции состоит в отборе генов и в создании
 ими все новых организмов как "машин для выживания генов". Наибо-
 лее характерной чертой живого, предопределенной особенностями гене-
 тического воспроизведения, оказывается одна функция — "быть эгоис-
 тичным". Понятие функции, столь необходимое в любом биологическом
 исследовании, обретает явно мистическое содержание. Если все уровни
 организации живого нацелены на все более полное осуществление "функ-
 ции эгоизма", то вся проблематика эволюционной теории нуждается
 в коренном пересмотре.
 Становятся несущественными различия также .в закономерностях
 развития таких несхожих целостных образований, как организм, популя-
 ция, биоценоз, биосфера; в этой ситуации также можно пренебречь
 несходством путей индивидуального и филогенетического развития про-
 цессов микро- и макроэволюции и т.д. Единая для всего живого "функ-
 ция эгоизма", нивелируя все различия, подчиняет их себе, выстраивает
 эволюционный процесс по единой линии усовершенствования способов
 реализации этой функции. Очевидно, что такая картина эволюционного
 процесса имеет мало общего с дарвинизмом, хотя Докинс, как и все
 социобиологи, постоянно заверяет в преданности идеям Дарвина.'
 Обращаясь к собственно социальной проблематике, к поведению
 человека, Докинс исходит из той же предпосылки, которую он применя-
 ет и в отношении всего органического мира: функция быть эгоистичным
 дана от природы, именно она составляет основное содержание эволюци-
 онного процесса. Хотя человек и уникален среди живого, но тем не менее
 он тоже "машина для выживаемости генов", только более совершенная,
 79
 
 созданная генно-селективной эволюцией в угоду "эгоистичному гену".
 В основе развития цивилизации, оказывается, тоже находится реплика-
 тор, который обозначен Докинсом термином "мим". "Мим" (от грече-
 ского — mimetes) — единица культурной передачи, единица подражания.
 "Примерами мимов являются мотивы, идеи, удачные фразы, моды
 одежды, способы создания работ или частей здания". "Мимы" рождают-
 ся, распространяются и умирают по каким-то своим мистическим зако-
 нам, никак не определяемым конкретно-историческими формами дея-
 тельности людей.
 В лучшем случае, говоря об объективных и доступных научному
 познанию основах эволюции "мимов", Докинс снова и снова возвращает-
 ся к аналогии с генами. Это даже больше, чем аналогия, поскольку
 функционирование "мимов" скоррелировано (правда, не ясно, каким
 образом) с функционированием генов, а способы существования и раз-
 вития "мимов" целиком копируют закономерности молекулярно-гене-
 тического уровня живого. Отсюда следует фатальная неизбежность эгоиз-
 ма как ведущей черты человеческих взаимоотношений. Человек как
 "машина для выживания генов" не свободен в выборе поведения. Хотя
 Докинс в конце книги и призывает к борьбе против "безжалостных
 репликаторов", апеллирует к силам культуры и нравственности, но тра-
 гизм человеческого существования налицо — будучи биологически запро-
 граммированным на эгоизм, человек нуждается в альтруизме, в обще-
 нии, основанном на поддержке и взаимопомощи. Увы, выхода из этого
 трагического положения нет. Такова неизбежность пессимистической
 тональности социобиологических идей Р. Докинса.
 Концепция Уилсона о ведущей эволюционной роли альтруизма, напро-
 тив, оптимистична и нацелена на активность человека в сопротивлении
 чуждым ему силам, искажающим его предназначение, и прежде всего
 предназначение к жизни,- Уилсон восстает против угрозы ядерной вой-
 ны, против опасности экологического кризиса. Но дело не просто в конт-
 расте пессимизма и оптимизма. Концепции Докинса и Уилсона отражают
 полярность мировйдения, понимания важнейших мировоззренческих
 вопросов. Уилсон непоследователен, противоречив в своих гуманистиче-
 ских интенциях (об этом подробнее скажем дальше), но тем не менее
 руководствуется ими в определении главных целей социобиологии.
 Ему, как ученому, важно возвысить человека и помочь ему осознать
 себя. Докинсу же важно дать аналитическое описание эволюции генети-
 ческих оснований жизни, к тому же представленных в физико-химиче-
 ской интерпретации. Человек как простая "машина для выживания
 генов" никак не может претендовать на исключительное и центральное
 место в общем процессе научного познания. Тенденция физикализации
 биологии, как реальный и во многом плодотворный процесс, не только
 абсолютизируется, но и резко противопоставляется тенденции ее гума-
 низации.
 Так на специфичном материале, предложенном социобиологией,
 обнаруживаются общезначимые для современной науки проблемы. Во
 главу угла ставится проблема социальной детерминации познания, согла-
 сие или несогласие с тем, что оно все больше включает в себя ценностные
 аспекты, гуманистичные критерии оценки своей достоверности. Этот
 80
 процесс гуманизации познания, его приближение к реальным жизненно
 важным проблемам человека совершается далеко не простыми путями.
 Преодоление разобщенности естественнонаучного и гуманитарного зна-
 ния потребует усилий не одного поколения ученых, причем в непремен-
 ном их содружестве с представителями философских дисциплин.
 Именно поэтому, ориентируясь на неизбежную, по нашему убежде-
 нию, перспективу перестройки научного знания, мы сочли необходимым
 откровенно противопоставить позиции двух социобиологов - Докинса
 и Уилсона. Первая позиция повторяет давно известные позитивистские
 идеи о всемогуществе естествознания, об элиминации из "настоящей"
 науки каких-либо человеческих интенций, включая потребность в миро-
 воззрении. Какое может быть мировоззрение у "машины для выжива-
 ния генов"? Зачем оно и ученому при его фатальном отношении к эволю-
 ции-как к органической, так и к культурной. Позиция же Уилсона,
 по крайней мере по общей устремленности, по эмоциональному напряже-
 нию, связана как раз с проблемой человека, с размышлением над его
 судьбами в современном и будущем мире.
 Потому-то небезразлично, что ставится в центр внимания - альтруизм
 или эгоизм? В зависимости от этого формируется и определенное пони-
 мание эволюции поведения. Тот факт, что сам Уилсон не проявляет
 заинтересованности в диспуте с Докинсом, на наш взгляд, говорит
 о том, что проблемы методологии, к сожалению, не стали органичными
 для социобиологов. Они идут как бы на ощупь, наугад, проявляя подчас
 удивительную интуицию, а нередко обнаруживая досадную легковес-
 ность, некритичность к себе и просто неосведомленность в философских
 вопросах.
 Все это проявляется и в проблеме, которая наиболее тесно связана
 с поиском природно-генетических основ поведения,- в проблеме сексу-
 альных отношений. Будучи непосредственно направленными на воспро-
 изводство рода, сексуальные отношения интересны для социобиологии
 именно своей стабильностью, унифицированностью. Именно в этом
 заключены как привлекательность, так и опасность аналогий между
 животным и человеком в области секса.
 В качестве важного фактора формирования устойчивых группировок
 особей этологи рассматривают сексуальное поведение половозрелых
 партнеров. В него включаются следующие моменты: предшествующее
 копуляции поведение потенциальных брачных партнеров, сам копуля-
 ционный акт и следующее за ним поведение партнеров по отношению
 друг к другу (поведение супружества) и к потомству (родительское) *.
 Эволюционная роль секса отмечалась еще Ч. Дарвином, посвя-
 *Существуют четыре основных типа отношений между полами:
 - промискуитет - ничем не детерминированная извне, беспорядочная смена
 половых партнеров; в этих условиях достоверным может считаться лишь "биоло-
 гическое материнство", в то время как "биологическое отцовство" почти всегда
 сомнительно;
 - полигиния - реализованная самцом возможность менять самок, в то время
 как самки такой возможностью не обладают;
 - полиандрия- реализованная самками возможность менять самцов;
 - моногамия — отношения между полами, при которых копуляция происходит
 между одними и теми же самцами и самками, объединенными в пары.
 81
 тившем сексуальной проблеме значительную часть труда "Происхожде-
 ние человека и половой отбор". Согласно Дарвину, половой отбор зави-
 сит от совершенства индивидов в сексуальных отношениях (в смысле
 приведенной нами широкой трактовки, а не только в смысле копуля-
 ции) . В результате лучшие признаки от родителей к потомкам передают-
 ся по наследству, а не вследствие борьбы за существование. Иначе гово-
 ря, эта форма отбора принципиально отлична от естественного отбора
 в результате борьбы за существование. Дарвин полагал, что сексуальный
 отбор играет значительную роль в формировании тех морфофизиологи-
 ческих и поведенческих структур самцов, которые используются ими
 как средство борьбы между собой за обладание самками. Дарвином же
 отмечался факт неравномерности вклада в воспроизводство потомства
 самцами и самками разных видов, а также подчеркивалась необходи-
 мость обнаружения тех критериев, которыми руководствуется избираю-
 щая, активная сторона будущего брачного союза при выборе "супруга"
 из числа нескольких кандидатур.
 Вот эти-то вопросы, сформулированные более ста лет назад и не полу-
 чившие до сих пор обстоятельного ответа в биологических науках, нача-
 ли рассматриваться социобиологами. При этом в их концепциях без
 должной осторожности проводятся прямые аналогии между сексуаль-
 ным поведением животных и половыми и родительскими отношениями
 людей. Нужно, формулирует задачу Э.Уилсон, попытаться перестать
 на время учитывать влияния культуры и сконцентрироваться на изуче-
 нии того "всеобщего биологического", которое свойственно человеку
 и всем живым видам89.
 Как и в проблеме "альтруизма", социобиологи опираются на работы
 своих предшественников, и прежде всего на исследования Р. Триверса,
 которого они даже считают социобиологом. В 1972 г. этот ученый опуб-
 ликовал большую статью, озаглавленную "Родительский вклад и поло-
 вой отбор"90. В ней были сформулированы основные положения концеп-
 ции сексуального отбора и высказан ряд идей, которые были подхвачены
 и развиты в социобиологии. Соглашаясь с дарвиновским определением
 полового отбора как соревнования между членами одного пола за чле-
 нов другого, а также дифференцированного выбора членами одного пола
 членов другого, Триверс считает существенно важным получить досто-
 верные сведения о фактах различного репродуктивного успеха разнопо-
 лых особей популяции. Такие данные были получены при исследовании
 популяций дрозофилы.
 Оказалось, что: 1) репродуктивный успех самца варьирует значитель-
 но шире, чем самки: среди самцов 21% особей вообще не оставили
 потомства, в то время как некоторые самцы оплодотворяли нескольких
 самок. Среди самок неоплодотворенными были лишь 4%; 2) репродук-
 тивный успех самок не зависел от их способности привлекать самцов.
 Оставшиеся неоплодотворенными 4% демонстрировали такую же готов-
 ность к спариванию, как и остальные, в то время как 21% не оставивших
 потомства самцов не проявляли желания спариваться; 3) большинство
 самок не стремилось спариваться больше одного-двух раз, в то время
 как среди самцов имела место противоположная тенденция. Причиной
 столь различных репродуктивных способностей особей популяции были
 82
 разные способности (большие или малые) : для самок — по производству
 яиц и для самцов— по производству оплодотворяющих эти яйца сперма-
 тозоидов.
 Приняв также во внимание демонстрируемую особями различную
 заинтересованность в выращивании потомства, Триверс сформулировал
 определение понятия родительского вклада. Это "любой вклад родителя
 в отдельного отпрыска, который увеличивает возможность выживания
 отпрыска (и, следовательно, его репродуктивный успех) за счет роди-
 тельской способности вклада в другого отпрыска. Будучи определенным
 таким образом, родительский вклад включает метаболический вклад
 в первичные половые клетки, но имеет отношение к любому вкладу
 (такому, как кормление или охрана молодняка), что способствует поль-
 зе молодняка. Родительский вклад не включает усилий, потраченных
 на обнаружение особей противоположного пола или подавление особей
 своего собственного пола, поскольку такие усилия (за исключением
 специальных случаев) не ведут к изменениям, способствующим выжива-
 нию потомства, и потому не являются родительским вкладом"91.
 Родительский вклад связан с репродуктивным успехом сложным
 образом. С одной стороны, выращивание молодняка увеличивает репро-
 дуктивный успех. С другой стороны, родительский вклад уменьшает
 возможности особи участвовать в прочих, неродительских формах репро-
 дуктивных усилий, например соревноваться с другими самцами за воз-
 можность обладания новой самкой, что само по себе уменьшает число

<< Пред.           стр. 6 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу