<< Пред.           стр. 7 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

 оставляемого потомства. Что выгоднее для самца в данных условиях
 обитания-"гарантированно", так сказать, вырастить меньшее количе-
 ство молодняка или тратить меньше сил на воспитание, но за счет этого
 оставить побольше потомства? Можно утверждать, пишет Триверс, что
 естественный отбор будет благоприятствовать такому родительскому
 вкладу, который приведет к максимальному репродуктивному ус-
 пеху 92,
 Триверс признает существование в животном мире разных "пропор-
 ций" вкладов в потомство со стороны самцов и самок: у одних видов
 большую заботу проявляет самка, у других — самец (единственный неос-
 поримый и неизменный случай большего вклада самца по сравнению
 с самкой — сам момент оплодотворения яйцеклетки). Но главное внима-
 ние он сосредоточивает на случае большей заботы самки, в то время как
 со стороны самца имеются лишь некоторые вспомогательные усилия.
 Такая картина, по его мнению, наблюдается у большинства видов. Дейст-
 вия самца в основном ограничиваются выбором и защитой места обита-
 ния, защитой самки, обучением молодняка способам обращения с пищей
 и т.п. Такое положение, по его мнению, определяется тем, что самец
 должен еще конкурировать с другими самцами за обладание новыми
 самками. Сексуальный отбор, таким образом, по отношению к самцам
 не только контролирует величину их родительского вклада, но и "отли-
 вает форму" этого вклада.
 Стремясь увеличить во что бы то ни стало свой репродуктивный успех
 в разных типах сексуальных отношений, самцы и самки избирают разные
 способы оставления семьи и измены своему брачному партнеру. Не оста-
 навливаясь подробно на возможных вариантах, приведем лишь один
 83
 
 из "ключевых" доводов Триверса. Он касается вопроса о "дезертирстве",
 т. е. перекладывании заботы о потомстве на партнера для создания ново-
 го брачного союза.
 Соблазн дезертировать должен возникать всякий раз, когда родитель-
 ский вклад одного партнера намного превышает родительский вклад
 другого. При этом максимально удобный для бегства момент, когда
 потомство еще мало. В этом случае "дезертир" теряет значительно мень-
 ше, чем если бы он уходил тогда, когда потомство выросло и перед ним
 была бы реальная возможность остаться в семье и пользоваться преиму-
 ществами жизни со взрослым потомством. В силу этого в период выбора
 брачного партнера идет конкурентная борьба за обладание теми, которые
 будут вкладывать больше. Общими эволюционными тенденциями, по
 мнению Триверса, являются те, в которых как раз проявляется несоот-
 ветствие между вкладом того или иного партнера в потомство и его
 "личной судьбой". Во^гервых, самки, вкладывающие в потомство с са-
 мого начала значительно больше, в большей мере рискуют остаться
 в одиночестве, чем те, которые вкладывают меньше. Во-вторых, самцы,
 которые осуществляют значительный родительский вклад, серьезно
 рискуют-оказаться "рогоносцами" по сравнению с самцами, проявляю-
 щими заботу в малой степени и предоставляющими основной труд сам-
 кам. Та и другая тенденция в эволюции вызывают к жизни контрповеде-
 ние брачного партнера. И даже тогда, когда по видимости наблюдается
 сотрудничество, подлинные интересы самцов и самок редко совпадают93.
 Главное эволюционное назначение самок всех без исключения видов,
 как подчеркивает сочувствующий социобиологам эволюционист и эко-
 лог из Нью-Йоркского университета Д. Уильяме,— это обеспечить выжи-
 вание потомства94. Интересы самцов явно иные. Вот почему для самки
 столь важно "распознать" истинную "сущность" супружеских намерений
 самца до "заключения" брака.
 Принимая в целом концепцию "родительского вклада", Дж. Мэйнард
 Смит подразделяет его на две категории: делимый и неделимый, т. е. тот,
 который может быть разделен между всеми потомками и большая часть
 может достаться одним, а меньшая другим, и тот, который одинаково
 значим для всех. Примером первого называется кормление (одним мож-
 но дать больше, а другим меньше пищи). Примером второго — защита
 территории, насиживание кладки и т.п.95 Вместе с тем Мэйнард Смит
 возражает Триверсу: поведение особи в данный момент не столько детер-
 минируется прошлым (наличие того или иного запаса энергии, которого
 может хватить на одно и не хватить на другое поведение), сколько буду-
 щим, а именно корреляцией его выбора с господствующей в данное
 время в сообществе стратегией эволюционной устойчивости.
 Рассмотренные взгляды не являются повсеместно принятыми в среде
 специалистов-это логов. Так, Е.Н.Панов критикует концепцию "роди-
 тельского вклада" за недостаточную обоснованность, и прежде всего
 в отношении генетических данных. С одной стороны, отмечается, что
 приверженцы такого рода трактовок подчеркивают аллегорический ха-
 рактер своей антропоморфной терминологии. По их мнению, такие по-
 нятия, как верность, обман, измена, выбор, риск, уверенность в отцов-
 стве,- это попросту генетически закрепленные признаки, селектирован-
 84
 ные в процессе приспособительной эволюции вида96. С другой стороны,
 при общей оценке концепции "родительского вклада" автор говорит
 о том, что "бросается в глаза вульгарно-преформистский ее характер:
 каждое звено поведения индивида жестко детерминировано генетически.
 Кроме того, несомненно, что неявной исходной моделью-аналогом в этой
 социоантропоморфической концепции служит моногамная семья в циви-
 лизованном обществе"97.
 Действительно, антропоморфизмы Р. Триверса и социобиологов ори-
 ентированы на образ моногамной человеческой семьи, а обращение к ней
 как к реальности, наоборот, совершается с сохранением полного объема
 представлений, полученных при изучении сексуального поведения живот-
 ных. Иными словами, в области сексуального поведения как бы начисто
 стирается грань между человеком и животным. Характерна в этом отно-
 шении сама манера обсуждения сексуального поведения, когда путаются
 и незаметно замещаются парные понятия "мужчина — женщина" и "са-
 мец—самка". Так, Триверс, говоря о первоначальном родительском
 вкладе, пишет о том, что со стороны мужчины он ничтожно мал, в то вре-
 мя как женщина измеряет свой родительский вклад девятью месяцами
 беременности и минимум пятнадцатью годами заботы о ребенке. Опти-
 мальной в этом случае линией поведения для мужчины, как и вообще
 для самца любого вида, где со стороны дамки есть сильный отбор в отно-
 шении заботы самца о выращивании потомства, будет помощь "одной
 самке выходить молодняк, в то же время не упуская возможности
 вступить в связь с другими самками, которым помощь оказываться
 не будет"9».
 Как видим, понятия, характерные для обозначения человеческой
 разнополости, исчезли. И это не оговорка. В обобщениях, касающихся
 эволюционной роли сексуального поведения, Триверс не разделяет пери-
 одов собственно органической эволюции и периода становления человека
 и последующего его развития в условиях цивилизации. Так, придавая
 большое значение физиологическому различию партнеров сексуальных
 отношений, Триверс пишет о том, что малые усилия, необходимые самцу
 для оплодотворения самки, и значительные, требуемые от него для
 ухода за потомством, приводят к тому, что в эволюции возникает селек-
 тивное давление, способствующее "адюльтеру", и в равной мере селек-
 тивное давление против "кукушек" (самок, старающихся переложить
 заботу о потомстве на одного лишь самца). Одновременно имеется и
 поддерживаемая отбором "тяга" самцов к оплодотворенным самкам:
 в эволюции в конце концов возникают самки, сексуально рецептивные
 на протяжении всего времени, кроме овуляционных периодов. Тем
 самым отмечается и селективное давление против "адюльтера", противо-
 речащего репродуктивным интересам самки". Все эти разнообразные
 "селективные давления" (они скорее обозначаются, чем раскрываются
 по механизму действия) представлены таким образом, что создается
 впечатление об их универсальном характере, общем для животного
 и человека.
 В моделях сексуального поведения, предложенных Докинсом, также
 не различаются, как в терминологическом, так и в содержательном
 плане, способы жизнедеятельности человека и животного. Рассматрива-
 85
 ются модели двух видов — ориентированная на "сильного мужчину",
 "самца" и на "счастливую семью". В первом случае самки отдают пред-
 почтение тем самцам, которые будут вместе с ними заботиться о воспи-
 тании потомства (стратегия "счастливой семьи"). При этом самцы могут
 обладать "средними данными" по остальным, имеющим значение для
 супружества, показателям. Во втором случае выбираются те, черты кото-
 рых самки хотели бы видеть у своих детенышей вне зависимости от того,
 будут ли самцы разделять с ними тяготы заботы о потомстве. Наряду
 с названными возможны и другие виды поведенческих стратегий. Но во
 всех случаях, утверждает Докинс, поведение особей обоих полов может
 быть определено как эгоистично-генетическое, поскольку каждый из
 партнеров стремится заставить другого вложить в воспитание молодняка
 больше, чем он сам, и отношения между ними по этому поводу походят
 на битву100.
 Если эти суждения относятся к животным, то возникает немало во-
 просов относительно "ориентации на стратегию", "желания увидеть"
 такое-то потомство и т.д., если же и к человеку тоже, то осмысленность
 его "стратегии" отмечается вполне резонно. Зато не может не возникнуть
 другого вопроса: можно ли считать "смыслом" сексуальных отношений
 человека одно стремление оставить потомство, осуществить биологиче-
 скую функцию репродукции? ,
 Так, Д. Бэрэш рассматривает любовь как всего лишь поведенческий
 механизм, обеспечивающий максимальную приспособленность особи
 путем оптимальной связи между удовлетворяющими друг друга партне-
 рами. Поскольку приспособленность оценивается репродуктивным успе-
 хом, то очевидна и эволюционная роль сексуальных отношений. Такие
 утверждения естественны для Бэрэша, так как, по его мнению, человече-
 ское поведение в целом объяснимо биологическими моделями. Как он
 пишет, в социобиологической теории в принципе нет ничего, что бы
 ограничивало ее сферой живых существ дочеловеческого уровня101.
 Выступая неоднократно с экстремистских биологизаторских позиций,
 Бэрэш оказывает плохую услугу социобиологии, особенно если учесть,
 что проблемы отношений между мужчиной и женщиной стали чуть ли
 не центральными для широкой публики, заинтересовавшейся социо-
 биологией.
 Интерес социобиологов к генетическим основам некоторых видов
 полового поведения приводит их к проблеме происхождения запрета
 кровнородственных браков - табу инцеста. Как известно, эта проблема
 имеет давнюю историю, в течение буквально веков она обсуждалась
 с разных точек зрения. В них отражался интерес к происхождению чело-
 века, его биологическим или этническим чертам, его мифам, ритуа-
 лам, обычаям, законодательствам и т.д. На важность этой проблемы
 для практической жизни человека указывает хотя бы такой факт. Один
 из древних римских законов, приписываемых Туллу Гостилию, гласил,
 что в случае совершения инцеста должна быть принесена искупительная
 жертва богине Диане. "Повсеместно считалось, что инцест влечет за собой
 голод; поэтому искупительная жертва за это преступление приносилась
 богине плодородия"102. Но почему во всех многообразных культурах
 осуждалась близкородственная связь?
 86
 Социобиологи часто обращаются к этому примеру общности в сексу-
 альном поведении всех народов. Именно он рассматривается в качестве
 одного из наиболее достоверных доказательств значения генетических
 основ поведения. Как пишет Уилсон, "отвращение основано на неосоз-
 наваемых процессах умственного развития. Хотя сиблинги (брат и сест-
 ра) до 6 лет развиваются в тесном общении, они не чувствуют вовсе или
 чувствуют очень незначительную тягу друг к другу. Как указывают
 антропологи, люди, пользующиеся в детстве одним горшком, не женятся
 во взрослом состоянии"103. Уделяя значительное внимание современ-
 ным работам о поведении шимпанзе, Уилсон отмечает, в частности, что,
 "подобно людям, шимпанзе избегают инцеста между близкими родствен-
 никами, постоянно отвергая в качестве сексуальных партнеров тех,
 с кем они были тесно связаны в детстве"104.
 Нельзя не отметить стремления социобиологов к достоверным резуль-
 татам экспериментальных исследований проблемы инцеста. Так, Мэйнард
 Смит показал на дрозофилах, что при возможности выбора самки "пред-
 почитают" самцов, которые вовсе не состояли с ними в родстве. Если же
 возможность выбора ограничивалась дальним и близким родством,
 предпочтение отдавалось дальним родственникам. В случае близкородст-
 венного "брака" жизнеспособным оказывалось лишь 25% потомства,
 остальное погибало. Триверс, анализируя это явление, склонен видеть
 в нем биологическое основание определенного рода морального табу105.
 Однако в этих обобщениях отдельных примеров явно недостает более
 широкой базы, связанной с самой проблемой эволюции сексуального
 поведения. Как показывает Е. Н. Панов, социобиологи явно недооценива-
 ют серьезность исследования филогенетического аспекта сексуального
 поведения106. Прежде чем говорить об эволюционном значении инцеста,
 а также в целом о переходах от одной "стратегии" поведения к другой,
 необходимо накопить громадный фактический материал. Пока же имеет-
 ся мало данных по корреляции форм поведения с эволюцией таксонов,
 по сравнительной оценке более древних и более поздних поведенческих
 характеристик, степени их распространения и т.д. Вероятно, не маловаж-
 но определить и критерий сопоставления — ведь таксоны описываются
 по морфофизиологическим признакам, а поведение —по функциональ-
 ным, к тому же специфично-поведенческим. Отсутствие в социобиологии
 постановки таких общетеоретических проблем создает реальную угрозу
 тому, что в описании поведения животных будет процветать антропо-
 морфный подход. В этом случае они невольно будут наделяться "желани-
 ями", "стремлениями", "целями", а все это —прямой путь к подмене
 естественнонаучного описания телеологическими объяснениями.
 Напротив, когда же совершается некорректная экстраполяция биоло-
 гического знания на область общественной жизни, то проблемы человече-
 ской жизнедеятельности предстают схематизированными, убогими, а сек-
 суальное поведение—низведенным до простой физиологии и заботы
 о продлении рода. В том и состоит сложность, чрезвычайная запутанность
 и подчас даже трагичность сексуального поведения человека, что в нем
 совмещаются вершины биологической эволюции с культурой духовно-
 сти. Если не замечать этого либо сознательно игнорировать, то лучше
 и не браться за поиск биологических (генетических) оснований этого
 87
 типа человеческого поведения. Можно предполагать существование
 таких оснований, поскольку сексуальное поведение имеет своим итогом
 воспроизведение рода и тем самым демонстрирует громадное значение
 природно-биологической компоненты человеческой жизнедеятельности.
 Но эти предположения нуждаются в серьезной научной проверке.
 Именно репродуктивный "смысл" сексуального поведения дает пищу
 для социобиологических размышлений, для попыток найти его инвари-
 антные черты и создать общие для человека и животного модели. Но это
 же обстоятельство, т.е. репродуктивный "смысл" данного типа поведе-
 ния, как бы сбивает с толку социобиологов кажущейся простотой про-
 ведения аналогий. Будучи биологами, ориентированными на генетиче-
 скую концепцию отбора, на понимание приспособленности как репро-
 дуктивного успеха, они даже в отношении животных рисуют некую
 упрощенную картину сексуального поведения, антропоморфичность
 которой делает ее неполной и малодостоверной. Более плодотворно
 описание, предполагающее подход к сексуальному поведению как к ши-
 рокому полю возможностей проявления активности организма, способ-
 ности его к разнообразию адаптивных реакций, модификаций поведения.
 Все это, вместе взятое, лишь "на выходе" ведет к репродуктивному
 успеху, который не программирует заранее каким-то финалистским
 образом все траектории жизненного пути организма.
 Превалирующий интерес к воспроизведению, к генетической интер-
 претации отбора свидетельствует о том, что социобиологи догматизиру-
 ют известное положение синтетической теории эволюции и не берут
 в расчет дискуссии, в которых разрабатываются иные теоретические под-
 ходы к эволюционному процессу. Так, казалось бы, частная проблема
 об эволюции сексуального поведения оказывается вписанной в более
 широкий круг вопросов, затрагивающих теоретические основания социо-
 биологии.
 При обсуждении вопросов "альтруистическо-эгоистического"и сексу-
 ального поведения неизбежно возникает тема агрессивного поведения.
 Проявляя "альтруизм" по отношению к сородичам, особь может быть
 агрессивной в отношении "чужаков", а выполняя родительские функции
 или отстаивая свое "право" на самку, самец нередко вступает в конф-
 ликт с другими особями. Иначе говоря, проблема агрессивного поведе-
 ния в животном мире —это очень широкий и давно разрабатываемый
 спектр вопросов. Социобиологи опираются на значительный этологиче-
 ский материал, накопленный прежде всего К. Лоренцом и Н. Тинберге-
 ном. По определению последнего, агрессивной следует называть такую
 форму поведения "общественных" существ, которая таит в себе "тенден-
 цию к устранению оппонента или по крайней мере к изменению его пове-
 дения таким образом, чтобы он не докучал своими нападками"н>7.
 Лоренц же считает, что агрессия есть состояние живого организма, свой-
 ственное ему постоянно!08. Именно в агрессивном поведении'якобы
 наиболее полно проявляется индивидуальность и активность организма.
 Социобиологи придерживаются более "умеренных", тинбергеновских
 оценок. В результате они приходят к суждению о том, что человек все же
 не является суперагрессором в мире живого. Однако ими не подвергает-
 ся сомнению то обстоятельство, что эта форма общественного поведе-
 88
 ния-одна из характернейших черт природы человека. "Трудно пове-
 рить,-пишет, например, Э.Уилсон,-что какая-нибудь характеристика
 вида столь распространена и легко вызываема, как агрессивное поведе-
 ние, хотя открытая агрессивность не является отличительной чертой всех
 или даже большинства человеческих культур"10'. Как тип поведения,
 агрессивность больше всего сближает человека с животными, биологиче-
 ски необходима и "представляет собой такие образцы реакций, которые
 адаптивны и специально отобраны в процессе эволюции"110.
 Вот почему, полагает Уилсон, те общества, которые попытаются вооб-
 ще устранить агрессивные проявления в повседневной жизни, снизят
 общую приспособленность человека, так как некоторые агрессивные
 эмоции, стереотипы поведения выполняют роль своеобразных клапанов,
 выпускающих излишнюю энергию, не находящую себе другого разумно-
 го выхода. Впрочем, как считают некоторые последователи социобиоло-
 гов, общества в конце концов научатся направлять агрессию в мирное
 русло. Это может быть достигнуто посредством "катарсиса" и "сублима-
 ции", например, в спортеl11.
 При обсуждении причин возникновения человеческого разума Уилсон
 не соглашается с теми авторами, которые чрезмерно возвышают роль
 естественного отбора, борьбы за существование у "предчеловеков" и по-
 тому подчеркивают значение войн, межплеменных баталий. "Агрессив-
 ность вполне может рассматриваться как некая подноготная человече-

<< Пред.           стр. 7 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу