<< Пред.           стр. 9 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  В отличие от людей с преобладающим поведением по типу А, люди с преобладающим поведением по типу В редко испытывают желание приобрести как можно больше вещей, титулов и званий. Люди с преобладающим поведением по типу В, как правило, отличаются следующими особенностями:
  обычно не страдают оттого, что время уходит, а имеющиеся у них возможности могут быть безвозвратно упущены и что-то из намеченного не удастся осуществить;
  делают многие вещи, чтобы удовлетворить свой интерес (часто в самовыражении и развитии), а совсем не для того, чтобы почувствовать свое преимущество над окружающими и дать им это понять;
  как правило, демонстрируют хорошие качественные показатели в работе, в то время как представители типа А зачастую обходят их в количественных показателях.
  Исследования показали, что люди с преобладающим поведением по типу А более подвержены стрессам как на работе, так и в быту. К тому же они часто сердятся, проявляют агрессивность, нетерпимость по отношению к тем, кто смотрит на вещи по-другому, не 'считает для себя необходимым жить и работать в подобном темпе, кто может оказаться препятствием на пути достижения намеченных ими целей. Не случайно, что такие люди в большей степени подвержены риску сердечно-сосудистых заболеваний, неврозов, различного рода психических расстройств.
  Для оценки уровня стресса и причин его возникновения необходимо иметь в виду следующее важное обстоятельство: стресс имеет тенденцию накапливаться. Иногда сама по себе достаточно незначительная причина, дополняя уже накопленный до того уровень стресса, может явиться последней чертой, за которой наступают крайне негативные последствия. Именно поэтому, анализируя стресс, необходимо принимать во внимание всю совокупность причин и обстоятельств, предшествующих его возникновению и обусловивших те или иные последствия стресса.
 
  ПОСЛЕДСТВИЯ СТРЕССА
  Стресс может проявлять себя по-разному. Условно симптомы стресса могут быть разделены на три основные группы:
  физиологические;
  психологические;
  поведенческие.
  Физиологические симптомы стресса могут быть выражены в таких формах, как повышение кровяного давления, возникновение и обострение сердечно-сосудистых заболеваний и хронической головной боли. Механизм влияния стресса на физическое состояние человека до конца не изучен. Однако безусловно то, что его воздействие на все жизненные функции и здоровье человека является гораздо более сильным, чем это было принято считать раньше.
  Психологические симптомы стресса. Стресс нередко сопровождается чувством неудовлетворенности, которая в свою очередь может проявляться в таких формах, как напряженность, беспокойство, тоска, раздражительность. Непосредственно связанными с работой факторами, которые наиболее часто вызывают психологические симптомы стресса, являются нечетко установленные трудовые обязанности и ответственность за их выполнение, а также однообразие в работе.
  К поведенческим симптомам стресса относятся:
  снижение производительности труда;
  неявки на работу;
  текучесть кадров;
  злоупотребление алкоголем и другими токсическими веществами, нарушение сна и иные формы проявления стресса, негативно влияющие на количественные и качественные показатели работы.
  Следует отметить, что при наличии стресса, однако в пределах его допустимого уровня, работники нередко выполняют работу лучше, чем в обычном состоянии: улучшается реакция, повышается скорость движений, увеличивается интенсивность труда. Пребывание в состоянии легкого стресса может оказаться весьма полезным, если, например, необходимо сделать эффектное публичное выступление. Однако высокий уровень стресса и особенно длительное пребывание в стрессовом состоянии приводят к резкому ухудшению показателей работы.
  Кроме того, установлено, что по мере нарастания стресса заметно увеличиваются показатели неявок на работу. Прежде всего, увеличиваются показатели неявок в связи с заболеваемостью работников (из-за повышения кровяного давления, сердечно-сосудистых заболеваний, а также в результате общего ухудшения физического состояния, снижения иммунитета, обострения многих хронических заболеваний). Показатели неявок могут также увеличиваться из-за прогулов, особенно в тех случаях, когда состояние стресса сопровождается злоупотреблением алкоголем и наркотическими веществами. Закономерным следствием подобного нарушения дисциплины является увольнение работника по КЗоТу или по собственному желанию.
 
  СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ
  Управление стрессом может осуществляться как на уровне организации, так и на уровне индивида.
  Управление стрессом на уровне организации может осуществляться по следующим тесно взаимосвязанным между собой направлениям:
  подбор и расстановка кадров;
  постановка конкретных и выполнимых задач;
  проектирование работ;
  взаимодействие и групповое принятие решений;
  программы оздоровления работников.
  Подбор и расстановка кадров. Известно, что различные по характеру и содержанию работы по-разному влияют на создание стрессовой ситуации. Кроме того, известно, что и работники по-разному реагируют на такого рода ситуации: одни в значительной степени подвержены стрессу, а другие - в гораздо меньшей. Именно поэтому при подборе и расстановке кадров эти факторы должны быть приняты во внимание, чтобы впоследствии избежать негативных экономических и социальных явлений.
  Постановка конкретных и выполнимых задач также поможет избежать негативных последствий стресса. При этом специфические, достаточно сложные, но реально выполнимые задачи не только снижают возможность стресса, но и одновременно обеспечивают высокий уровень мотивации работников. Кроме того, позитивным фактором является осуществление постоянной обратной связи между руководителем и подчиненными по поводу выполнения конкретных работ (например, оценка сроков выполнения и качества промежуточных этапов работы).
  Проектирование работ. Данное направление может значительно способствовать снижению стресса. Однако при этом следует помнить, что оно будет эффективным лишь в том случае, если подход к каждому работнику будет индивидуальным. Так, многие работники (особенно молодежь) предпочитают содержательную творческую работу, самостоятельность в принятии решений. Однако имеется и другая группа работников, которым именно выполнение однообразных рутинных операций, сохранение привычного темпа и методов труда приносит наибольшее удовлетворение в работе и помогает избежать стресса.
  Взаимодействие и групповое принятие решений. Как уже было отмечено, стресс часто возникает тогда, когда работник не имеет четко установленных задач, не знает, чего от него ждут в работе, на основе каких показателей и критериев будут оценены ее результаты. Если же работник участвует в обсуждении и принятии стоящих перед организацией (подразделением) задач, то у него появляется возможность повысить уровень своей информированности относительно этих задач и своей роли в их осуществлении. Создаются условия для самостоятельного планирования работы, развития самоконтроля и, тем самым, для предупреждения и развития стресса.
  Программы оздоровления работников, предполагающие, в частности, обеспечение полноценного питания сотрудников, занятия спортом, разнообразные формы проведения досуга, а также осуществление специфических программ поддержки (например, лиц, страдающих алкоголизмом), также могут быть рекомендованы организациям как эффективное средство предупреждения и устранения негативных последствий стресса.
  Управление стрессом на уровне индивида. Не только общество и организация должны позаботиться об уменьшении потенциальных источников стресса. Многое зависит от самого работника. Рекомендации, как избежать стресса, являются простыми, но достаточно надежными средствами, способствующими предупреждению стресса. Как известно, предупредить то или иное негативное явление всегда легче, чем иметь дело с его последствиями. К числу наиболее распространенных рекомендаций по предупреждению стресса могут быть отнесены следующие хорошо известные и проверенные средства:
  умение правильно распределять свое время (например, составить список наиболее приоритетных задач, проанализировать затраты времени на выполнение различных видов деятельности, рационально использовать время и изыскивать дополнительные резервы времени);
  занятия спортом и физическими упражнениями;
  овладение навыками тренировки, техникой самогипноза и другими методами релаксации.
  Многое зависит от самого работника и в плане создания благоприятных социальных факторов, способствующих предупреждению стресса. Это, в первую очередь, налаживание дружеских отношений в семье, создание атмосферы поддержки и доброжелательства в отношениях с друзьями и коллегами по работе. При этом каждому не помешало бы овладеть искусством общения и управления конфликтом.
 
  РЕЗЮМЕ
  Стресс - динамичное состояние, которое обусловлено наличием трудностей или препятствий, осложняющих достижение желаемых результатов. Необходимы два условия, чтобы стресс из потенциального перешел в состояние реального: неуверенность работника в том, что он обязательно достигнет результата, и важность получения этого результата.
  Стресс имеет тенденцию накапливаться. Именно поэтому, анализируя стресс, необходимо принимать во внимание всю совокупность причин и обстоятельств, предшествующих возникновению стресса и обусловивших те или иные его последствия.
  Источниками стресса могут быть внешние факторы; факторы, зависящие от организации; факторы, находящиеся на стороне самого работника.
  Стресс проявляет себя разными путями. Симптомы стресса бывают физиологические (повышение кровяного давления, хронические головные боли), психологические (беспокойство, раздражительность) и поведенческие (неявки на работу, снижение производительности, текучесть кадров).
  Управление стрессом должно осуществляться как на уровне организации, так и на уровне индивида.
  Управление стрессом на уровне организации включает следующие составляющие: подбор и расстановку кадров, постановку конкретных и выполнимых задач, проектирование работ, взаимодействие и групповое принятие решений, программы оздоровления работников.
  Не только общество и организация должны позаботиться об уменьшении потенциальных источников стресса, многое зависит и от самого работника. К числу распространенных рекомендаций по предупреждению стресса относятся, например, умение правильно распределять свое время, занятия спортом, овладение техникой самогипноза и другими методами релаксации.
  Стресс обычно принято характеризовать как исключительно негативное явление. Однако в ряде случаев, когда стресс не превосходит предельно допустимого уровня, он может оказывать и позитивное влияние на производительность и результаты работы.
 
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
  1. Что такое стресс и каковы его источники?
  2. Охарактеризуйте факторы стресса, зависящие от организации.
  3. Опишите факторы стресса, зависящие от работника.
  4. В чем заключается тактика управления стрессом на уровне организации?
  5. Что должен знать работник для предупреждения негативных последствий стресса?
  6. Каковы возможные последствия стресса для работника?
  7. Каково влияние стресса на производительность работников, их дисциплину и текучесть?
  8. Могли бы вы привести примеры из практики, подтверждающие или опровергающие классификацию поведения людей по типу А или по типу В?
 
  СИТУАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА
  Летом прошлого года студентка проходила практику в одном известном банке. В связи с тем что она интересуется пластиковыми картами и развитием данного рынка в России, ее практика проходила в управлении пластиковых карт банка. Это управление было сформировано сравнительно недавно, а на работу в нем принимались молодые люди в возрасте 20-25 лет. В первые дни практики студентка была приятно удивлена тем, что в банке работают люди чуть старше ее, так как она всегда представляла себе работников данных учреждений людьми солидного возраста, с большим опытом работы и глубокими знаниями. Позже, общаясь с сотрудниками отдела перспективного развития пластиковых карт, в котором она проработала большую часть своей практики, студентка узнала, что это было связано с тем, что рынок пластиковых карт у нас в стране еще не развит, а потому квалифицированных специалистов в этой области просто нет.
  Студентке были предложены на выбор два варианта прохождения практики: "от звонка до звонка" с оплатой и определенным местом работы либо без оплаты, но тогда появлялась возможность ознакомиться с работой всех отделов данного управления и рабочий день не регламентировался. В связи с тем что студентка за время практики хотела получить как можно больше знаний, она выбрала второй вариант.
  Рабочий день в банке начинался в 9 ч 00 мин, и студентка соблюдала установленный режим работы. Впрочем, ее поразило то, что всё сотрудницы отдела прибегали, хватаясь за сердце, а отдышавшись, начинали принимать лекарство, беспокойно поглядывая на кабинет начальника. Требовалось определенное время, чтобы войти в рабочий ритм. Сначала она не поняла, что это значит.
  Через пару дней в процессе работы практикантка познакомилась поближе с начальником управления пластиковых карт и его заместителем. Оба оказались молодыми мужчинами (около 30 лет), достаточно приветливыми, вежливыми и рассудительными, по крайней мере ей так показалось.
  Каково же было ее удивление, когда она узнала, что заместитель начальника управления каждое утро приходит пораньше и с часами сидит у окна на втором этаже, расположенном прямо над входом в управление, и следит за тем, кто во сколько приходит. Те сотрудники, которые опаздывают хотя бы на одну минуту, как выяснилось, лишаются ежемесячной премии. Поясним, что месячная зарплата у сотрудников байка состоит из основной ставки и указанной премии. Работник, трижды опоздавший за месяц, должен навсегда расстаться с планами сделать карьеру. Кроме того, опоздавшему устраивается жесточайшая обструкция со стороны коллег, пострадавших по его вине. Хотя на первый взгляд практикантке это показалось слишком жестоким, она все же решила, что подобные меры поддерживают дисциплину и являются целесообразными. Однако все это она узнала от своих коллег, а при приеме на практику ни начальник управления, ни его заместитель ни словом не обмолвились об этом. Тем не менее она решила, что если она проходит практику в данном банке, то должна соблюдать установленные в нем правила.
  Через две недели работы в банке практикантка задержалась в дороге из-за сбоя в работе метрополитена и потому опоздала за несколько минут на свое рабочее место. Впрочем, она не очень расстроилась, помня о тех условиях прохождения практики, которые были оговорены.
  Через несколько минут после ее прихода в отдел буквально влетел начальник управления и сказал, что, так как она опоздала, все сотрудники отдела (около 15 человек) лишаются премии в этом месяце. Далее последовала пауза. Все настолько удивились, что ничего не успели сказать до того, как начальник ушел. Сначала практикантка просто растерялась, но когда увидела слезы на глазах у двух сотрудниц и злобные хмурые лица других, разрыдалась. Затем она предложила сходить к начальнику и объясниться, но ей сказали, что это бесполезно.
  Через несколько дней практика подошла к концу. Начальник управления, подписывая характеристику практикантки, пригласил ее по окончании учебы на работу в банк, заметив, что многие сотрудники часто болеют и увольняются по собственному желанию, видимо, не выдерживая интенсивной работы в банке. "Молодые кадры нам жизненно необходимы!" - было его напутствием.
 
  ВОПРОСЫ К СИТУАЦИИ
  1. В чем вы видите источники стресса сотрудников управления?
  2. Каковы последствия стресса для сотрудников управления?
  3. Какие меры по управлению стрессом следует предпринять для нормализации работы на уровне организации и самого сотрудника?
  4. Как бы вы вели себя на месте практикантки? Примете ли вы предложение о работе в этом банке?
 
  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело ЛТД, 1999.
  Robbins S., "Organizational Behavior" (seventh edition). Prentice-Hall International Editions, 1995.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Карташова Лариса Васильевна
 Никонова Татьяна Васильевна
 Соломанидина Татьяна Оттовна
 
 ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
 
 УЧЕБНИК
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Редактор М.В. Сафронова
  Корректор Е.Л. Морозова
 Компьютерная верстка С.М. Майоров
  Оформление серии Е.Л. Доний
 
 ЛР№ 070824 от 21.01.93
 
 Подписано в печать 20.11.98. Формат 60x88/16.
 Печать офсетная. Усл. печ. л. 13,72.
 Доп. тираж 6000 экз. Заказ № 2998.
 
 Издательский Дом "ИНФРА-М"
 127214, Москва, Дмитровское ш., 107.
 Тел.: (095) 485-70-63; 485-71-77.
 Факс: (095) 485-53-18. Робофакс: (095) 485-54-44
 E-mail: books(r) infra-m.ru
 http://www.infra-in.ru
 
 Отпечатано в Тульской типографии.
 300600, г. Тула, пр. Ленина, 109.
 * В этой главе использованы фрагменты определения и понятия из книги М.А. Робера и Ф. Тильмана "Психология индивида и группы".
 * В этом параграфе использованы определения и понятия из книги О.С. Виханского и А.И. Наумова "Менеджмент" (М.: Изд-во МГУ, 1994).
 * Перепечатано из пособия: Виханский О.С., Наумов А.У. Менеджмент. - М.: Школа управления МГУ, 1994.
 * Управление - это наука и искусство. - М.: Республика, 1993. - С. 220. 86
 * Там же. С. 259-260.
 * Акио Морита. Сделано в Японии. - М.: Прогресс, 1995. - С. 215-259.
 
 * Имеется в виду система проф. Р. Марра (см. с. 131). - Примеч. ред.
 * Таусенд Р. Секреты управления. - М.: Республика, 1993. - С. 60.
 * Марр Р. Современные тенденции в политике оплаты труда на предприятии // Доклад на семинаре, организованном МОТ и Министерством труда РФ 20-25 сентября 1993 г. в Москве.
 * Проблемы теории и практики управления // Международный журнал. - 1992. - № 6. - С. 63-64.
 * См.: Грачев М. Суперкадры. - М.: Дело лтд, 1993.
 ** См.: Мерсер Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира.- М.: Прогресс, 1991.
 * Теоретически наилучших экономических и социальных результатов можно достигнуть при сочетании двух этих подходов, хотя практика показывает, что в реальной жизни приходится концентрировать большее внимание то на одном, то на другом направлении работы.
 * См.: Bobbins S., "Organizational Behavior" (seventh edition). Prentice-Hall International Editions, 1995.
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 
 
 
 4
 
 
 

<< Пред.           стр. 9 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу