<< Пред. стр. 283 (из 284) След. >>
нагваль Элиас выглядел настоящим медведем, но он долго боролсяза право стать священником, так как наставник разжигал его
стремление обещанием того, что Господь позаботится о том, чтобы
Элиаса посвятили в сан.
Он стал дьячком в церковном приходе своего наставника, и
однажды в церковь вошла настоящая ведьма. Ее звали Амалия.
Поговаривали, что она - та еще штучка. Так или иначе, все
закончилось тем, что она соблазнила несчастного дьячка, который
влюбился в Амалию так сильно и безнадежно, что в конце концов
оказался в хижине нагваля. Со временем он стал нагвалем Элиасом
- образованным, начитанным человеком, с которым следовало
считаться. Казалось, звание нагваля создано именно для него.
Оно обеспечивало ему ту анонимность и действенность, какую он
не смог бы достичь в повседневном мире.
Он был сновидящим - и таким искусным, что в бестелесном
состоянии посетил самые малоизвестные области Вселенной.
Временами он даже приносил с собой предметы, приглянувшиеся ему
своими очертаниями; это были совершенно непостижимые вещи. Он
называл их "вымыслами". У него была целая коллекция таких
предметов.
- Я хочу, чтобы ты сосредоточил свое внимание
перепросмотра на этих "выдумках", - потребовала Флоринда. - Я
хочу, чтобы в результате ты смог почувствовать их запах и
осязать их руками, пусть даже ты никогда не видел их и знаешь
только то, что я сейчас рассказала. Добиться такой
сосредоточенности означает установить некую точку отсчета,
подобно тому, как при решении алгебраического уравнения
результат вычисляется с помощью какой-то третьей переменной. Ты
сможешь с бесконечной ясностью увидеть нагваля Хуана Матуса,
используя в качестве опорной точки кого-то третьего.
Книга "Дар Орла" представляет собой глубокий обзор того,
чем занимался со мной дон Хуан, пока он оставался в этом мире.
Тот взгляд на дона Хуана, которого я добился благодаря своим
новым умениям в перепросмотре - и использованию нагваля Элиаса
в качестве опорной точки, - оказался бесконечно интенсивнее,
чем любые мои представления о нем, когда он еще жил здесь.
Полученным в результате перепросмотра взглядам недостает живого
тепла, однако они обладают точностью и ясностью неодушевленных
предметов при пристальном наблюдении.
ВАЖНЕЙШИЕ ПОНЯТИЯ ИЗ "ОГНЯ ИЗНУТРИ"
x x x
Без печали и тоски полнота недостижима. Без них не может
быть завершенности, ибо без них не может быть ни доброты, ни
уравновешенности. А мудрость без доброты и знание без
уравновешенности бесполезны.
***
Чувство собственной важности - главнейший и самый
могущественный из врагов человека. Его уязвляют и обижают
действия либо посягательства со стороны ближних, и это делает
его слабым. Чувство собственной важности заставляет человека
всю его жизнь чувствовать себя кем-то или чем-то оскорбленным.
***
Тот, кто встал на путь знания, должен обладать огромным
воображением. На пути знания ничто не бывает таким ясным, как
нам бы того хотелось.
***
Если видящий способен добиться своего, имея дело с мелким
тираном, то он определенно сможет без вреда для себя
встретиться с неизвестным и даже выстоять в столкновении с
непознаваемым.
***
Может показаться естественным, что воин, способный
остаться самим собой в столкновении с неизвестным,
гарантированно может справляться с мелкими тиранами. Но в
действительности это не так. Именно из-за этой ошибки погибли
многие великолепные видящие древности. Ничто так не закаляет
дух воина, как необходимость иметь дело с невыносимыми людьми,
обладающими реальной властью и силой. Это - совершенный вызов.
Только в таких условиях воин обретает уравновешенность и
ясность, без которых невозможно выдержать натиск
непознаваемого.
***
"Неизвестное" - это то, что скрыто от человека неким
подобием завесы из имеющей ужасающую фактуру ткани бытия.
Однако оно находится в пределах досягаемости. В определенный
момент времени неизвестное становится известным.
"Непознаваемое" же - нечто, не поддающееся ни осмыслению, ни
осознанию. Непознаваемое никогда не перейдет в разряд
известного, но тем не менее, оно всегда где-то рядом. Оно
захватывает и восхищает своим великолепием, и в то же время его
грандиозность и безграничность повергает в смертельный ужас.
***
Мы воспринимаем. Это - точно установленный факт. Но то,
что именно мы воспринимаем, не относится к числу фактов, столь
же однозначно установленных. Ибо мы обучаемся тому, что и как
воспринимать.
***
Воины утверждают, что мир объектов существует лишь
постольку, поскольку таким его делает наше осознание. В
реальности же есть лишь эманации Орла - текучие, вечно
меняющиеся, и в то же время неизменные, вечные.
***
Глубочайший изъян незакаленных воинов заключается в том,
то они стремятся забыть о чудесности того, что они видят. Их
потрясает сам факт того, что они видят, и они начинают верить,
что все дело в их собственной гениальности. Чтобы одолеть почти
непобедимую вялость человеческого состояния, закаленный воин
должен быть безукоризненным. То, что воины делают с тем, что
видят, намного важнее самого видения.
***
Страх - одна из величайших сил в жизни воинов, потому что
он заставляет их учиться.
***
Все живые существа стремятся к смерти. Это - истина, в
которой воин не может не отдавать себе отчета. Осознание же
останавливает смерть.
***
Неизвестное неизменно присутствует здесь и сейчас, однако
оно находится за пределами возможностей нашего нормального
осознания. Для обычного человека неизвестное является как бы
ненужной, лишней частью его осознания. Таковым оно становится
потому, что обычный человек не обладает количеством свободной
энергии, достаточным, чтобы отследить и уловить эту часть
самого себя.
***
Величайшим недостатком человеческих существ является
невозможность отрешиться от рассудочной инвентаризации. Но
разум не способен рассматривать человека как энергию. Разум
имеет дело с инструментами, создающими энергию. Однако он
никогда всерьез не задумывается над тем, что мы - нечто
большее, чем инструменты. Мы - организмы, производящие энергию.
Мы - пузыри энергии.
***
Воины, целенаправленно достигшие состояния абсолютного
осознания, - зрелище, в высшей степени достойное созерцания. В
этот момент они сгорают в огне, возникающем изнутри. Да,
изнутри приходит огонь и поглощает их. И тогда воины, достигшие
полного осознания, сливаются с большими эманациями Орла и
скрываются в вечности.
***
Стоит достичь внутреннего безмолвия - и все становится
возможным. Внутренний диалог останавливается за счет того же,
за счет чего начинается: за счет действия воли. Ведь начать
внутренний разговор с самими собой мы вынуждены под давлением
тех, кто нас учит. Когда они учат нас, они задействуют свою
волю без сомнений и колебаний. И мы задействуем свою в процессе
обучения. Просто ни они, ни мы не отдаем себе в этом отчета.
Обучаясь говорить с самими собой, мы обучаемся управлять волей.
Это наша воля - разговаривать с самими собой. И, чтобы
прекратить внутренние разговоры, нам следует воспользоваться
тем же самым способом: приложить к этому волю без сомнений и
колебаний.
***
Безупречность начинается с какого-нибудь простого
действия, которое должно быть целенаправленным, точным и
осуществляемым с непреклонностью. Повторяя такое действие
достаточно долго, человек обретает несгибаемое намерение. А
несгибаемое намерение может быть приложено к чему угодно. И как
только оно достигнуто - путь свободен. Каждый шаг повлечет за
собой следующий, и так будет до тех пор, пока весь потенциал
воина не будет полностью реализован.
***
Истинная тайна осознания переполняет нас. Эта тайна
сочится сквозь все наши поры, мы буквально насквозь пропитаны
тьмой и чем-то еще - невыразимым и необъяснимым. И относиться к
самим себе по-иному - безумие. Поэтому не следует стараться
закрывать глаза на тайну внутри себя, пытаясь втиснуть ее в
рамки здравого смысла или чувствуя к себе жалость.
***
Понимание бывает двух видов. Первый - просто болтовня,
вспышки эмоций и ничего более. Второй - результат сдвига точки
сборки. Этот вид понимания совмещается не с эмоциональными
выбросами, но с действием. Эмоциональное осознание приходит
годы спустя, когда воин закрепил новую позицию точки сборки
многократным ее использованием.
***
Воин всегда живет бок о бок со смертью. Воин знает, что
смерть - всегда рядом, и из этого знания черпает мужество для
встречи с чем угодно. Смерть - худшее из всего, что может с
нами случиться. Но поскольку смерть - наша судьба и она
неизбежна, мы - свободны. Тому, кто все потерял, нечего
бояться.
***
Воин не отправляется в неизвестное, побуждаемый алчностью.
Алчность работает только в мире обычной жизни. Но чтобы в
леденящем душу одиночестве пуститься в странствие по немыслимым
пространствам иных миров, требуется нечто повнушительнее
алчности. Любовь. Нужна любовь к жизни, к авантюре, к тайне.
Нужно обладать неиссякаемой любознательностью и огромной
смелостью.
***
Воин думает только о тайне осознания, ибо только это имеет
значение. Мы - живые существа, и смерть - наш удел, а осознание
свое мы обязаны сдать туда, откуда оно получено. Но если нам
удастся хоть чуть-чуть все это изменить, то какие тайны, должно
быть, нас ожидают! Какие тайны!
КОММЕНТАРИИ
Книга "Огонь изнутри" стала еще одним окончательным
следствием влияния Флоринды Матус на мою жизнь. На этот раз она
предложила мне сосредоточиться на учителе дона Хуана, нагвале
Хулиане. И сама Флоринда, и моя внимательная сосредоточенность
на этом человеке открыли мне, что нагваль Хулиан Осорио был
довольно неплохим актером, и не просто актером, а достаточно
распущенным человеком, озабоченным исключительно совращением
женщин - самых разных женщин, с которыми он общался во время
своих театральных представлений. Он был таким беспутным, что в
конце концов подорвал себе здоровье и заболел туберкулезом.
Однажды его учитель, нагваль Элиас, нашел его на каком-то
открытом поле на окраине города Дуранго, когда он соблазнял
дочь одного богатого землевладельца. От старания у актера
началось кровотечение, которое вскоре стало таким сильным, что
он оказался на грани смерти. Флоринда сказала, что нагваль
Элиас видел, что он никак не может помочь актеру. Вылечить его
было просто невозможно, и единственное, что мог сделать Элиас
как нагваль, - остановить кровотечение. После этого он счел
необходимым сделать актеру одно предложение.
- В пять утра я ухожу в горы, - сказал он. - Встретимся у
выхода из города. Приходи. Если ты не придешь, то умрешь
намного раньше, чем тебе кажется. Единственное спасение для
тебя - пойти со мной. Я никогда не смогу вылечить тебя, но могу
изменить направление твоего неуклонного движения к той бездне,
что отмечает завершение жизни. Я уведу тебя очень далеко от
этой бездны - либо налево, либо направо от нее. Ты будешь жить,
пока не свалишься в нее. Ты никогда не выздоровеешь, но жить
будешь.
Нагваль Элиас не питал особых надежд в отношении этого
актера - ленивого, неопрятного, индульгирующего и, возможно,
даже трусливого. Поэтому он был удивлен, когда на следующий
день, в пять утра, увидел, что актер дожидается его на краю
города. Он взял его с собой в горы, и со временем этот актер
стал нагвалем Хулианом - туберкулезником, который так и не
выздоровел, но, судя по всему, прожил целых 107 лет,
прохаживаясь вдоль самого края пропасти.
- Разумеется, для тебя важнее всего наблюдать за тем, как
нагваль Хулиан идет вдоль края бездны, - сказала мне однажды
Флоринда. - Нагваль Хуан Матус никогда этим не интересовался.
Для него все это было просто излишним. Но ты не так талантлив,
как нагваль Хуан Матус. Для тебя как для воина не может быть
ничего лишнего. Ты должен добиться того, чтобы мысли, чувства и
представления шаманов Древней Мексики беспрепятственно
достигали тебя.
Флоринда была права. У меня не было способностей нагваля
Хуана Матуса. Как она и утверждала, ничто не могло оказаться
для меня излишним. Я нуждался во всех вспомогательных
приспособлениях, в любых тонкостях. Я не мог позволить себе
упустить какую-либо точку зрения или идею шаманов Древней
Мексики, какими бы далекими они мне ни казались.
Наблюдение за прогулкой нагваля Хулиана по краю бездны
означало, что моя способность сосредоточивать свое вспоминание
могла быть расширена до тех ощущений, которые испытывал сам
нагваль Хулиан в отношении своей самой необычной борьбы за то,
чтобы остаться в живых. Я был до мозга костей поражен
пониманием того, что борьба этого человека была ежесекундным
сражением между его ужасающими привычками к индульгированию и
необычайной чувственностью, с одной стороны, и твердым желанием
выжить - с другой. Его сражения были не единичными; это была
непрестанная, дисциплинированная борьба за сохранение
равновесия. Путь по краю бездны означал битву воина, доведенную
до того уровня, когда значение имеет каждое мгновение.
Один-единственный миг слабости мог привести к падению нагваля
Хулиана в эту бездну.
Впрочем, такое напряжение слабело, если он удерживал свой
взгляд, свое внимание, свою озабоченность сосредоточенными на
том, что Флоринда назвала "краем бездны". Что бы он ни видел
там, оно не могло выглядеть настолько же безнадежным, как то,
что происходило, когда им начинали овладевать застарелые
привычки. Когда я наблюдал за нагвалем Хулианом в такие
мгновения, мне казалось, что я перепросматриваю совершенно
иного человека - человека более спокойного, отрешенного и
собранного.
ВАЖНЕЙШИЕ ПОНЯТИЯ ИЗ "СИЛЫ БЕЗМОЛВИЯ"
x x x
Нельзя сказать, что с течением времени воин обучается
шаманизму, - скорее, с течением времени он учится сохранять
энергию. Эта энергия дает ему возможность использовать
энергетические поля, которые не участвуют в восприятии
известного нам повседневного мира. Шаманизм - это состояние
осознанности, умение использовать те энергетические поля,
которые не вовлечены в восприятие знакомого нам мира
повседневной жизни.
***
Во Вселенной существует неизмеримая, неописуемая сила,
которую шаманы называют намерением, и абсолютно все, что
существует во Вселенной, соединено с намерением связующим
звеном. Воины пытаются понять и использовать связующее звено.
Особенно они заботятся об очищении его от парализующего влияния
каждодневных забот обычной жизни. Шаманизм на этом уровне может
быть определен как процесс очистки нашего связующего звена с
намерением.
***
Шаманы имеют жизненно важную связь со своим прошлым, но не
с их личным прошлым. Для шаманов их прошлое заключается в
делах, которые совершили другие шаманы. Обычный человек тоже
занят анализом прошлого, но он делает это из личных
соображений. Шаманы в таком случае заняты совершенно
противоположным - они обращаются к своему прошлому, чтобы
установить точку отсчета, что для них означает очистить свое
связующее звено с намерением.
***
Обычный человек тоже исследует прошлое. Но он соизмеряет
себя с прошлым, своим личным прошлым или прошлыми знаниями
своего времени. Делает он это для того, чтобы найти оправдания