<< Пред. стр. 12 (из 27) След. >>
детей. Достает платья и ленты и раскладывает их на столе впере-мешку. Дети подходят по одному и одевают кукол. В конце педа-
гог подводит итог: "Куклы одеты красиво. У одной все: и кофта,
и юбочка, и бант красные, у другой - голубые, у третьей - бе-
лые". Предлагает детям поплясать с куклами.
Найди свою пару^г
Цель. Та же •
Оборудование. Парные флажки разного цвета (например,
два красных, два оранжевых, два желтых и т.д.), бубен.
Ход игры. Педагог раздает детям флажки - по одному каж-
дому ребенку. По сигналу бубна дети разбегаются по комнате, за-
тем по другому сигналу педагога останавливаются и ищут каждый
свою пару - ребенка, у которого флажок такого же цвета. Дети с
одинаковыми флажками берутся за руки, пары встают друг за другом
и под удары в бубен маршируют по комнате.
По мере усвоения игры задание усложняется: когда дети прой-
дут парами по комнате, они снова разбегаются, а педагог под-
ходит к ним и поочередно меняет флажки. Дети должны найти
новые пары, ориентируясь на другой цвет флажка.
Найди свое место
Цель. Та же.
Оборудование. Парные цветовые карточки (количество цве-
тов соответствует количеству играющих), стулья по количеству
детей, бубен.
Ход игры. Дети сидят на стульях, расставленных в ряд. Пе-
дагог раздает им карточки, и они под бубен разбегаются по ком-
нате. Педагог раскладывает на стулья другой комплект таких же
цветовых карточек, которые есть у детей. По сигналу дети бегут
к тем стульям, на которых лежат карточки такие же, как у них.
Педагог проверяет правильность выбора.
Подарим куклам бусы
Цель. Учить выполнять чередование цветов по образцу, раз-
вивать целенаправленность и внимание при выполнении задания.
Оборудование. Куклы, мишки, зайки по числу детей, круп-
ные бусы двух цветов, леска или тонкая проволока для нанизы-
вания бус, подносики по числу детей.
Ход игры. Педагог показывает детям бусы из 6-8 крупных
бусин, чередующихся по цвету (например, красные и синие или бе-
лые и голубые). При рассматривании помогает детям определить,
что бусы состоят из бусин (шариков) двух цветов, которые рит-
мично чередуются. Затем достает куклу и надевает на нее бусы.
Кукла радуется, благодарит, говорит, что она стала нарядная,
красивая. Педагог раздает всем играющим другие игрушки и пред-
лагает детям сделать такие же бусы и подарить их куклам, зве-
рятам. Каждому ребенку дают поднос с бусинами двух цветов, леску
или проволоку. Педагог еще раз просит рассмотреть готовые
бусы и сделать точно такие же. Дети выполняют задание. Педагог
по необходимости помогает им, указывая на ошибки и сопоставляя
с образцом. Когда бусы нанизаны, дети надевают их на кукол,
педагог помогает завязать бусы. Куклы благодарят детей.
Лото (узнавание цвета)
Цель. Продолжать выбирать цвет по образцу; учить воспри-
нимать и определять не только резко различные, но и близкие цве-
та и оттенки; закреплять знание названий основных цветов.
Оборудование. Листы лото с четырьмя квадратами разного
цвета. На каждом листе различное расположение квадратов, могут
отсутствовать те или иные цвета (например, на одном - красный,
оранжевый, желтый, зеленый; на другом - оранжевый, зеленый,
красный, желтый; на третьем - голубой, синий, фиолетовый, зе-
леный и т.д.), маленькие карточки тех же цветов или покры-
ваются квадраты на листах лото.
Ход игры. Детям раздают лото. Педагог поднимает по одной
маленькой карточке и спрашивает: "У кого такая?" Всем, пра-
вильно опознавшим цвет, раздают маленькие карточки, ими накры-
ваются соответствующие по цвету квадраты. Тому, кто неверно
опознал цвет, также дают маленькую карточку, и он путем непо-
средственного соотнесения (приложения) проверяет результат.
Только после этого можно спросить ребенка, правильно ли он вы-
брал цвет. Тем, кто сделал правильный выбор, тоже следует вре-
мя от времени предлагать проверить свой выбор приложением,
иначе вопрос "Правильно ли ты выбрал?" они будут воспринимать
как указание на ошибку и подлинное соотнесение цветов не будет
осуществляться. В конце педагог обобщает результат игры.
При повторном проведении игры каждому ребенку дают 2-3
больших листа. Один и тот же цвет может повторяться в них два
или даже три раза, т. е. ребенок должен просить у педагога еще
одну или две маленькие карточки.
Времена года (занятие)
Цель. Продолжать действовать в соответствии с образцом;
формировать представление о том, что каждое время года имеет
свой определяющий цвет: у зимы - белый, у осени - желтый, у
весны - зеленый, у лета - пестрый; учить детей соотносить со вре-
менем года одежду людей; развивать внимание, интерес к резуль-
тату действий, целенаправленность.
Оборудование. Большой лист бумаги (голубой или серый
47
фон) для панно, плоскостные изображения (трава; земля, покры-
тая снегом; земля, покрытая желтой травой и листьями; дерево с
зелеными листьями; дерево, покрытое снегом; дерево с желтыми
листьями; девочка в шубе, теплой шапке, валенках и варежках;
девочка в осеннем пальто, шапочке, туфлях или сапожках; девочка
в легком платье и туфельках с носочками), листы бумаги (поло-
вина альбомного) для детей, те же плоскостные изображения, но
меньшего формата для каждого ребенка, подносики для распо-
ложения форм.
Ход занятия. 1-й вариант. "Зима".
1-е занятие. Педагог располагает на доске лист бумаги и
говорит детям, что сейчас они все вместе будут создавать красивую
картину о зиме. Просит всех посмотреть в окно и сказать, какая
сейчас земля - черная, зеленая или белая. Дети подходят к окну
и говорят, что земля белая, покрыта снегом, потому что сейчас
зима. Затем садятся на места, а педагог берет белую полоску
бумаги и наклеивает на нижний край листа. Потом дети смотрят
снова в окно и рассматривают зимнее дерево, лишенное листьев
и покрытое белыми хлопьями снега. Педагог выкладывает на столе
плоскостное изображение трех деревьев (с зелеными листьями, с
желтыми листьями и без листьев, на ветках снег), просит ребенка
выбрать такое дерево, которое нужно для их картины - зимнее
дерево. На лист наклеивается изображение дерева. Потом на столе
раскладываются фигурки девочек в зимней, осенней и летней одеж-
де. Педагог спрашивает, какая из этих девочек может пойти гулять
зимой. Кто-либо из детей выбирает нужную фигурку девочки, и
она также наклеивается на лист. Педагог рассматривает с детьми
полученное изображение: "На картине зима. Все белое - земля,
дерево. На земле и на дереве лежит белый снег. Холодно. Девочка
надела теплую шубу, шапку, валенки, варежки и пошла гулять".
2-е занятие. Педагог раздает детям листы бумаги и ставит
перед каждым ребенком поднос с плоскостными фигурками. У
каждого на подносе по два элемента для выбора: у одного - зе-
леная и белая полоски для земли, дерево с желтыми листьями и
покрытое снегом, девочка в зимней и осенней одежде; у другого
ребенка, кроме необходимых элементов для зимней картины,-
желтая полоска. Педагог выставляет на доске панно "Зима", вы-
полненное на прошлом занятии, и просит детей сделать такие же
картинки на своих листах. В ходе работы по мере необходимости
помогает детям. В заключение говорит: "Мы сделали красивые
картинки про зиму. Зимой везде лежит белый снег - на земле, на
деревьях. Все бело. Красиво. Девочка гуляет в шубе, теплой шапке,
валенках и варежках, потому что зимой холодно".
2-й вариант. "Весна". Проводится так же на двух занятиях:
на первом выполняется панно "Весна", на втором дети выклады-
вают картинки о весне по образцу панно.
3-й вариант. "Осень". Проводится так же на двух занятиях:
на первом выполняется панно "Осень", на втором дети выклады-
вают картинки по образцу панно.
Запоминание, связанное с представлением о цвете
Игры данного раздела основаны на том, что было усвоено детьми
при проведении дидактических игр с использованием цвета в пре-
дыдущих разделах. Постепенно у детей формируются представления
о цвете, которые закрепляются в слове-названии. Важно научить
ребенка пользоваться представлениями о цвете в повседневной;
жизни, научить оперировать этими представлениями не только в
реальных действиях, но и мысленно.
Узнай и назови
Цель. Продолжать соединять представление о цвете со словом-
названием, учить производить выбор цвета по слову.
Оборудование. То же, что в игре "Лото".
Ход игры. Педагог раздает детям большие карты лото, а за-
тем спрашивает, не показывая маленькой карточки: "У кого синяя
карточка (красная, желтая, оранжевая, черная и др.)?" Тем, кто
отвечает: "У меня", педагог дает маленькие карточки и побуждает
самостоятельно проверить правильность выбора. Игра проводится
до тех пор, пока все карты лото не будут накрыты маленькими
карточками. В конце игры педагог обращает внимание детей на
их ошибки, но обязательно дает общую положительную оценку их
действиям в игре.
Запомни и найди
Цель. Продолжать развивать внимание, запоминание с опорой
на представление о цвете.
Оборудование. То же, что в предыдущей игре.
Ход игры. Педагог раздает детям большие карты лото. Просит
внимательно рассмотреть их и закрыть чистыми листами картона.
Показывает одну из маленьких карточек, кладет ее на стол тыльной
стороной вверх, отсчитывает до 10-16 ("про себя"), просит детей
снять чистые листы и показать, какой цвет они видели в образце.
Затем педагог демонстрирует образец и дает детям возможность
проверить, правильно ли они указали цвет, и раздает им маленькие
карточки.
Запомни и назови
Цель. Вспоминать нужный цвет по его названию, удерживая в
памяти определенное время; учить сосредоточиваться на цели, ко-
торая отсрочена от инструкции.
Оборудование. То же.
Ход игры. Принцип организации и проведения игры остается
прежним. После того как дети снимут чистые листы, они должны
назвать цвет карточки, которую показал педагог.
Какого цвета нет
Цель. Продолжать формировать интерес к игре с цветом, ори-
ентировку на цвет; учит запоминать цвет, активизируя внимание;
стимулировать активное употребление знакомых названий цветов.
Оборудование. Наборное полотно, крупные цветовые кар-
точки, лист белой бумаги.
Ход игры. Педагог располагает на доске наборное полотно и
вставляет в него в случайном порядке четыре цветовые карточки
(названия цветов хорошо знакомы детям), просит назвать цвета.
Затем закрывает полотно листом бумаги и незаметно забирает одну
из карточек. Снимает бумагу и спрашивает, какого цвета нет.
Игра повторяется, каждый раз педагог меняет местами цветовые
карточки.
В дальнейшем увеличивается количество карточек и их расцветка.
Что бывает такого цвета
Цель. Соединять представление о цвете с представлением о
реальных предметах; дать понять, что цвет - одно из свойств
предмета и некоторым из них присущи определенные цвета.
Оборудование. Наборы предметов разного цвета: овощи и
фрукты (апельсин, яблоко, помидор, огурец; редиска, огурец, ка-
пуста, баклажан), ягоды (черная и красная смородина, клубника,
крыжовник и др.), картинки с изображением животных (медведь
белый и коричневый, лягушка, крокодил, заяц серый и белый,
лиса и др.), игрушки разного цвета, картинки с изображением
предметов.
Ход игры. 1 -й в а р и а н т. На столе у педагога лежит помидор,
огурец, лист дерева (зеленый или желтый), яблоко (зеленое или
красное). Дети рассматривают предметы и называют их цвет.
Потом педагог закрывает все салфеткой, достает цветовые карточки,
поворачивает их тыльной стороной и предлагает трем детям взять
по одной карточке. Потом они поворачивают карточки расцветкой
вверх. Тот, у кого красная карточка, называет красные предметы,
лежащие на столе. Обладатель зеленой карточки называет зеле-
ные предметы на столе. Все предметы при этом закрыты салфеткой.
У третьего ребенка - синяя карточка. Он также вспоминает синие
предметы под салфеткой, но назвать их не может. Салфетку сни-
мают и проверяют правильность ответов детей. Педагог говорит:
"Правильно, помидор бывает красного цвета, огурец и листок -
зеленого. А бывает помидор синего цвета? или синий листок? синий
огурец?" Дети отвечают. Педагог просит всех вспомнить и найти в
групповой комнате синие предметы.
2-й вариант. Дети называют предметы определенного цвета,
а педагог дает ребенку картинку с изображением правильно наз-
ванного предмета. Если же предмет назван неверно, картинка не
дается. Когда все знакомые детям предметы данного цвета будут наз-
ваны, они раскладывают картинки и называют их изображение.
Например, ребенок говорит: "У меня лягушка, яблоко, огурец".-
"Правильно,- говорит педагог,- они зеленые". Другой ребенок
показывает свои картинки: "Тут кузнечик, крокодил, листок и тра-
ва".- "Верно,- дает оценку педагог.- Посмотрите! Лягушка,
листок, огурец, кузнечик бывают зеленые. У нас есть зеленая чашка,
зеленая лейка, зеленая машина. Л могут они быть красными? Да,
90
могут. Их можно покрасить в любой цвет. А вот предметы природы
бывают определенного цвета. Трава зеленая, снег белый".
ХЛОП-ХЛОП
Цель. Учить действовать по цветовому сигналу, развивать
внимание.
Оборудование. Цветовые карточки или- цветные флажки.
Ход игры. Педагог ставит перед собой подставку с двумя
флажками разного цвета, например синего и голубого. Предла-
гает детям хлопать в ладоши, когда поднимает синий флажок, а с
поднятием голубого флажка - положить руки на стол (показывает,
как это сделать). Затем педагог попеременно поднимает флажки,
то синий, то голубой, а дети производят соответствующие действия.
В дальнейшем очередность в показе флажков меняется так, чтобы
дети ориентировались только на цветовой сигнал.
Светофор
Цель. Продолжать учить ориентироваться на цветовой сигнал,
действовать в соответствии с ним, рассказать о светофоре: крас-
ный цвет запрещает движение (стоп!), зеленый разрешает (иди!).
Оборудование. Игрушка светофор на батарейках или само-
дельный (на ручке картонный круг, обклеенный с одной стороны
зеленой, с другой - красной бумагой).
Ход игры. Педагог знакомит детей со светофором,^ показы-
вает, как загорается свет (поворачивает круг зеленой и красной
сторонами). Просит детей рассказать, видели ли они светофор на
улице, что они о нем знают. Обобщая ответы детей, педагог пред-
лагает поиграть в светофор. Дети встают друг за другом, кладут
руки впереди стоящим на плечи - это трамвай. Педагог исполняет
роль милиционера (действует светофором). При появлении крас-
ного сигнала трамвай останавливается, зеленого - едет (дети пере-
двигаются по комнате).
В дальнейшем игра может проводиться и на участке. Дети могут
двигаться по очерченной полосе - улице, выполнять роль машины
(их может быть несколько) или ехать на велосипедах и т. п.
"Нарушители" - те, кто не соблюдал сигнал светофора, выходят
из игры. Роль милиционера может выполнять ребенок.
Оденем кукол
Цель. Активизировать представления о цвете, закреплять зна-
ние названий цветов.
Оборудование. Картонная кукла с набором одежды.
Ход игры (проводится с небольшими подгруппами из 2-3 де-
тей). Дети с педагогом сидят вокруг стола. На нем кукла с набором
одежды. Педагог предлагает послушать рассказ о кукле Наташе,
июму из детей выполнять действия по ходу рассказа. Начина-
ет: "Кукла Наташа встала утром и начала одеваться, чтобы пойти
в детский сад. Она надела желтое платье. Где желтое платье?
(Ребенок находит его и надевает на куклу.) Коричневый бант и
91
коричневые туфли. (Ребенок находит нужные предметы.) Правиль-
но! Сейчас зима. Наташа надела красивое красное пальто с серым
воротником и меховую серую шапку. На ноги она надела красные
сапожки. (Действует другой ребенок. Он находит все перечисленные
вещи и надевает на куклу.) Кукла говорит: "Спасибо!" Наташа
пошла в детский сад и внимательно смотрела на светофор". (Пе-
редает куклу третьему ребенку, а сам держит светофор. Ребенок
ведет куклу через дорогу, подчиняясь сигналам светофора.)
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗА ПРЕДМЕТА
Восприятие предмета как целого лежит в основе освоения ре-
бенком окружающего мира, способствует развитию всей его дея-
тельности. Целостный образ предмета вначале бывает нечетким,
расплывчатым, недифференцированным, т. е. ребенок узнает знако-
мый предмет, но не может передать его в рисунке, лепке. Это про-
исходит не потому, что он не умеет лепить и рисовать. Он просто
не представляет себе предмет достаточно четко, не способен выде-
лить его контур, части, из которых состоит данный предмет.
У умственно отсталого ребенка формирование целостного об-