<< Пред.           стр. 12 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

 детей. Достает платья и ленты и раскладывает их на столе впере-
 мешку. Дети подходят по одному и одевают кукол. В конце педа-
 гог подводит итог: "Куклы одеты красиво. У одной все: и кофта,
 и юбочка, и бант красные, у другой - голубые, у третьей - бе-
 лые". Предлагает детям поплясать с куклами.
 Найди свою пару^г
 Цель. Та же •
 Оборудование. Парные флажки разного цвета (например,
 два красных, два оранжевых, два желтых и т.д.), бубен.
 Ход игры. Педагог раздает детям флажки - по одному каж-
 дому ребенку. По сигналу бубна дети разбегаются по комнате, за-
 тем по другому сигналу педагога останавливаются и ищут каждый
 свою пару - ребенка, у которого флажок такого же цвета. Дети с
 одинаковыми флажками берутся за руки, пары встают друг за другом
 и под удары в бубен маршируют по комнате.
 По мере усвоения игры задание усложняется: когда дети прой-
 дут парами по комнате, они снова разбегаются, а педагог под-
 ходит к ним и поочередно меняет флажки. Дети должны найти
 новые пары, ориентируясь на другой цвет флажка.
 Найди свое место
 Цель. Та же.
 Оборудование. Парные цветовые карточки (количество цве-
 тов соответствует количеству играющих), стулья по количеству
 детей, бубен.
 Ход игры. Дети сидят на стульях, расставленных в ряд. Пе-
 дагог раздает им карточки, и они под бубен разбегаются по ком-
 нате. Педагог раскладывает на стулья другой комплект таких же
 цветовых карточек, которые есть у детей. По сигналу дети бегут
 к тем стульям, на которых лежат карточки такие же, как у них.
 Педагог проверяет правильность выбора.
 Подарим куклам бусы
 Цель. Учить выполнять чередование цветов по образцу, раз-
 вивать целенаправленность и внимание при выполнении задания.
 Оборудование. Куклы, мишки, зайки по числу детей, круп-
 ные бусы двух цветов, леска или тонкая проволока для нанизы-
 вания бус, подносики по числу детей.
 Ход игры. Педагог показывает детям бусы из 6-8 крупных
 бусин, чередующихся по цвету (например, красные и синие или бе-
 
 лые и голубые). При рассматривании помогает детям определить,
 что бусы состоят из бусин (шариков) двух цветов, которые рит-
 мично чередуются. Затем достает куклу и надевает на нее бусы.
 Кукла радуется, благодарит, говорит, что она стала нарядная,
 красивая. Педагог раздает всем играющим другие игрушки и пред-
 лагает детям сделать такие же бусы и подарить их куклам, зве-
 рятам. Каждому ребенку дают поднос с бусинами двух цветов, леску
 или проволоку. Педагог еще раз просит рассмотреть готовые
 бусы и сделать точно такие же. Дети выполняют задание. Педагог
 по необходимости помогает им, указывая на ошибки и сопоставляя
 с образцом. Когда бусы нанизаны, дети надевают их на кукол,
 педагог помогает завязать бусы. Куклы благодарят детей.
 Лото (узнавание цвета)
 Цель. Продолжать выбирать цвет по образцу; учить воспри-
 нимать и определять не только резко различные, но и близкие цве-
 та и оттенки; закреплять знание названий основных цветов.
 Оборудование. Листы лото с четырьмя квадратами разного
 цвета. На каждом листе различное расположение квадратов, могут
 отсутствовать те или иные цвета (например, на одном - красный,
 оранжевый, желтый, зеленый; на другом - оранжевый, зеленый,
 красный, желтый; на третьем - голубой, синий, фиолетовый, зе-
 леный и т.д.), маленькие карточки тех же цветов или покры-
 ваются квадраты на листах лото.
 Ход игры. Детям раздают лото. Педагог поднимает по одной
 маленькой карточке и спрашивает: "У кого такая?" Всем, пра-
 вильно опознавшим цвет, раздают маленькие карточки, ими накры-
 ваются соответствующие по цвету квадраты. Тому, кто неверно
 опознал цвет, также дают маленькую карточку, и он путем непо-
 средственного соотнесения (приложения) проверяет результат.
 Только после этого можно спросить ребенка, правильно ли он вы-
 брал цвет. Тем, кто сделал правильный выбор, тоже следует вре-
 мя от времени предлагать проверить свой выбор приложением,
 иначе вопрос "Правильно ли ты выбрал?" они будут воспринимать
 как указание на ошибку и подлинное соотнесение цветов не будет
 осуществляться. В конце педагог обобщает результат игры.
 При повторном проведении игры каждому ребенку дают 2-3
 больших листа. Один и тот же цвет может повторяться в них два
 или даже три раза, т. е. ребенок должен просить у педагога еще
 одну или две маленькие карточки.
 Времена года (занятие)
 Цель. Продолжать действовать в соответствии с образцом;
 формировать представление о том, что каждое время года имеет
 свой определяющий цвет: у зимы - белый, у осени - желтый, у
 весны - зеленый, у лета - пестрый; учить детей соотносить со вре-
 менем года одежду людей; развивать внимание, интерес к резуль-
 тату действий, целенаправленность.
 Оборудование. Большой лист бумаги (голубой или серый
 47
 
 фон) для панно, плоскостные изображения (трава; земля, покры-
 тая снегом; земля, покрытая желтой травой и листьями; дерево с
 зелеными листьями; дерево, покрытое снегом; дерево с желтыми
 листьями; девочка в шубе, теплой шапке, валенках и варежках;
 девочка в осеннем пальто, шапочке, туфлях или сапожках; девочка
 в легком платье и туфельках с носочками), листы бумаги (поло-
 вина альбомного) для детей, те же плоскостные изображения, но
 меньшего формата для каждого ребенка, подносики для распо-
 ложения форм.
 Ход занятия. 1-й вариант. "Зима".
 1-е занятие. Педагог располагает на доске лист бумаги и
 говорит детям, что сейчас они все вместе будут создавать красивую
 картину о зиме. Просит всех посмотреть в окно и сказать, какая
 сейчас земля - черная, зеленая или белая. Дети подходят к окну
 и говорят, что земля белая, покрыта снегом, потому что сейчас
 зима. Затем садятся на места, а педагог берет белую полоску
 бумаги и наклеивает на нижний край листа. Потом дети смотрят
 снова в окно и рассматривают зимнее дерево, лишенное листьев
 и покрытое белыми хлопьями снега. Педагог выкладывает на столе
 плоскостное изображение трех деревьев (с зелеными листьями, с
 желтыми листьями и без листьев, на ветках снег), просит ребенка
 выбрать такое дерево, которое нужно для их картины - зимнее
 дерево. На лист наклеивается изображение дерева. Потом на столе
 раскладываются фигурки девочек в зимней, осенней и летней одеж-
 де. Педагог спрашивает, какая из этих девочек может пойти гулять
 зимой. Кто-либо из детей выбирает нужную фигурку девочки, и
 она также наклеивается на лист. Педагог рассматривает с детьми
 полученное изображение: "На картине зима. Все белое - земля,
 дерево. На земле и на дереве лежит белый снег. Холодно. Девочка
 надела теплую шубу, шапку, валенки, варежки и пошла гулять".
 2-е занятие. Педагог раздает детям листы бумаги и ставит
 перед каждым ребенком поднос с плоскостными фигурками. У
 каждого на подносе по два элемента для выбора: у одного - зе-
 леная и белая полоски для земли, дерево с желтыми листьями и
 покрытое снегом, девочка в зимней и осенней одежде; у другого
 ребенка, кроме необходимых элементов для зимней картины,-
 желтая полоска. Педагог выставляет на доске панно "Зима", вы-
 полненное на прошлом занятии, и просит детей сделать такие же
 картинки на своих листах. В ходе работы по мере необходимости
 помогает детям. В заключение говорит: "Мы сделали красивые
 картинки про зиму. Зимой везде лежит белый снег - на земле, на
 деревьях. Все бело. Красиво. Девочка гуляет в шубе, теплой шапке,
 валенках и варежках, потому что зимой холодно".
 2-й вариант. "Весна". Проводится так же на двух занятиях:
 на первом выполняется панно "Весна", на втором дети выклады-
 вают картинки о весне по образцу панно.
 3-й вариант. "Осень". Проводится так же на двух занятиях:
 на первом выполняется панно "Осень", на втором дети выклады-
 вают картинки по образцу панно.
 
 Запоминание, связанное с представлением о цвете
 Игры данного раздела основаны на том, что было усвоено детьми
 при проведении дидактических игр с использованием цвета в пре-
 дыдущих разделах. Постепенно у детей формируются представления
 о цвете, которые закрепляются в слове-названии. Важно научить
 ребенка пользоваться представлениями о цвете в повседневной;
 жизни, научить оперировать этими представлениями не только в
 реальных действиях, но и мысленно.
 Узнай и назови
 Цель. Продолжать соединять представление о цвете со словом-
 названием, учить производить выбор цвета по слову.
 Оборудование. То же, что в игре "Лото".
 Ход игры. Педагог раздает детям большие карты лото, а за-
 тем спрашивает, не показывая маленькой карточки: "У кого синяя
 карточка (красная, желтая, оранжевая, черная и др.)?" Тем, кто
 отвечает: "У меня", педагог дает маленькие карточки и побуждает
 самостоятельно проверить правильность выбора. Игра проводится
 до тех пор, пока все карты лото не будут накрыты маленькими
 карточками. В конце игры педагог обращает внимание детей на
 их ошибки, но обязательно дает общую положительную оценку их
 действиям в игре.
 Запомни и найди
 Цель. Продолжать развивать внимание, запоминание с опорой
 на представление о цвете.
 Оборудование. То же, что в предыдущей игре.
 Ход игры. Педагог раздает детям большие карты лото. Просит
 внимательно рассмотреть их и закрыть чистыми листами картона.
 Показывает одну из маленьких карточек, кладет ее на стол тыльной
 стороной вверх, отсчитывает до 10-16 ("про себя"), просит детей
 снять чистые листы и показать, какой цвет они видели в образце.
 Затем педагог демонстрирует образец и дает детям возможность
 проверить, правильно ли они указали цвет, и раздает им маленькие
 карточки.
 Запомни и назови
 Цель. Вспоминать нужный цвет по его названию, удерживая в
 памяти определенное время; учить сосредоточиваться на цели, ко-
 торая отсрочена от инструкции.
 Оборудование. То же.
 Ход игры. Принцип организации и проведения игры остается
 прежним. После того как дети снимут чистые листы, они должны
 назвать цвет карточки, которую показал педагог.
 Какого цвета нет
 Цель. Продолжать формировать интерес к игре с цветом, ори-
 ентировку на цвет; учит запоминать цвет, активизируя внимание;
 стимулировать активное употребление знакомых названий цветов.
 
 Оборудование. Наборное полотно, крупные цветовые кар-
 точки, лист белой бумаги.
 Ход игры. Педагог располагает на доске наборное полотно и
 вставляет в него в случайном порядке четыре цветовые карточки
 (названия цветов хорошо знакомы детям), просит назвать цвета.
 Затем закрывает полотно листом бумаги и незаметно забирает одну
 из карточек. Снимает бумагу и спрашивает, какого цвета нет.
 Игра повторяется, каждый раз педагог меняет местами цветовые
 карточки.
 В дальнейшем увеличивается количество карточек и их расцветка.
 Что бывает такого цвета
 Цель. Соединять представление о цвете с представлением о
 реальных предметах; дать понять, что цвет - одно из свойств
 предмета и некоторым из них присущи определенные цвета.
 Оборудование. Наборы предметов разного цвета: овощи и
 фрукты (апельсин, яблоко, помидор, огурец; редиска, огурец, ка-
 пуста, баклажан), ягоды (черная и красная смородина, клубника,
 крыжовник и др.), картинки с изображением животных (медведь
 белый и коричневый, лягушка, крокодил, заяц серый и белый,
 лиса и др.), игрушки разного цвета, картинки с изображением
 предметов.
 Ход игры. 1 -й в а р и а н т. На столе у педагога лежит помидор,
 огурец, лист дерева (зеленый или желтый), яблоко (зеленое или
 красное). Дети рассматривают предметы и называют их цвет.
 Потом педагог закрывает все салфеткой, достает цветовые карточки,
 поворачивает их тыльной стороной и предлагает трем детям взять
 по одной карточке. Потом они поворачивают карточки расцветкой
 вверх. Тот, у кого красная карточка, называет красные предметы,
 лежащие на столе. Обладатель зеленой карточки называет зеле-
 ные предметы на столе. Все предметы при этом закрыты салфеткой.
 У третьего ребенка - синяя карточка. Он также вспоминает синие
 предметы под салфеткой, но назвать их не может. Салфетку сни-
 мают и проверяют правильность ответов детей. Педагог говорит:
 "Правильно, помидор бывает красного цвета, огурец и листок -
 зеленого. А бывает помидор синего цвета? или синий листок? синий
 огурец?" Дети отвечают. Педагог просит всех вспомнить и найти в
 групповой комнате синие предметы.
 2-й вариант. Дети называют предметы определенного цвета,
 а педагог дает ребенку картинку с изображением правильно наз-
 ванного предмета. Если же предмет назван неверно, картинка не
 дается. Когда все знакомые детям предметы данного цвета будут наз-
 ваны, они раскладывают картинки и называют их изображение.
 Например, ребенок говорит: "У меня лягушка, яблоко, огурец".-
 "Правильно,- говорит педагог,- они зеленые". Другой ребенок
 показывает свои картинки: "Тут кузнечик, крокодил, листок и тра-
 ва".- "Верно,- дает оценку педагог.- Посмотрите! Лягушка,
 листок, огурец, кузнечик бывают зеленые. У нас есть зеленая чашка,
 зеленая лейка, зеленая машина. Л могут они быть красными? Да,
 90
 
 могут. Их можно покрасить в любой цвет. А вот предметы природы
 бывают определенного цвета. Трава зеленая, снег белый".
 ХЛОП-ХЛОП
 Цель. Учить действовать по цветовому сигналу, развивать
 внимание.
 Оборудование. Цветовые карточки или- цветные флажки.
 Ход игры. Педагог ставит перед собой подставку с двумя
 флажками разного цвета, например синего и голубого. Предла-
 гает детям хлопать в ладоши, когда поднимает синий флажок, а с
 поднятием голубого флажка - положить руки на стол (показывает,
 как это сделать). Затем педагог попеременно поднимает флажки,
 то синий, то голубой, а дети производят соответствующие действия.
 В дальнейшем очередность в показе флажков меняется так, чтобы
 дети ориентировались только на цветовой сигнал.
 Светофор
 Цель. Продолжать учить ориентироваться на цветовой сигнал,
 действовать в соответствии с ним, рассказать о светофоре: крас-
 ный цвет запрещает движение (стоп!), зеленый разрешает (иди!).
 Оборудование. Игрушка светофор на батарейках или само-
 дельный (на ручке картонный круг, обклеенный с одной стороны
 зеленой, с другой - красной бумагой).
 Ход игры. Педагог знакомит детей со светофором,^ показы-
 вает, как загорается свет (поворачивает круг зеленой и красной
 сторонами). Просит детей рассказать, видели ли они светофор на
 улице, что они о нем знают. Обобщая ответы детей, педагог пред-
 лагает поиграть в светофор. Дети встают друг за другом, кладут
 руки впереди стоящим на плечи - это трамвай. Педагог исполняет
 роль милиционера (действует светофором). При появлении крас-
 ного сигнала трамвай останавливается, зеленого - едет (дети пере-
 двигаются по комнате).
 В дальнейшем игра может проводиться и на участке. Дети могут
 двигаться по очерченной полосе - улице, выполнять роль машины
 (их может быть несколько) или ехать на велосипедах и т. п.
 "Нарушители" - те, кто не соблюдал сигнал светофора, выходят
 из игры. Роль милиционера может выполнять ребенок.
 Оденем кукол
 Цель. Активизировать представления о цвете, закреплять зна-
 ние названий цветов.
 Оборудование. Картонная кукла с набором одежды.
 Ход игры (проводится с небольшими подгруппами из 2-3 де-
 тей). Дети с педагогом сидят вокруг стола. На нем кукла с набором
 одежды. Педагог предлагает послушать рассказ о кукле Наташе,
 июму из детей выполнять действия по ходу рассказа. Начина-
 ет: "Кукла Наташа встала утром и начала одеваться, чтобы пойти
 в детский сад. Она надела желтое платье. Где желтое платье?
 (Ребенок находит его и надевает на куклу.) Коричневый бант и
 91
 
 коричневые туфли. (Ребенок находит нужные предметы.) Правиль-
 но! Сейчас зима. Наташа надела красивое красное пальто с серым
 воротником и меховую серую шапку. На ноги она надела красные
 сапожки. (Действует другой ребенок. Он находит все перечисленные
 вещи и надевает на куклу.) Кукла говорит: "Спасибо!" Наташа
 пошла в детский сад и внимательно смотрела на светофор". (Пе-
 редает куклу третьему ребенку, а сам держит светофор. Ребенок
 ведет куклу через дорогу, подчиняясь сигналам светофора.)
 ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗА ПРЕДМЕТА
 Восприятие предмета как целого лежит в основе освоения ре-
 бенком окружающего мира, способствует развитию всей его дея-
 тельности. Целостный образ предмета вначале бывает нечетким,
 расплывчатым, недифференцированным, т. е. ребенок узнает знако-
 мый предмет, но не может передать его в рисунке, лепке. Это про-
 исходит не потому, что он не умеет лепить и рисовать. Он просто
 не представляет себе предмет достаточно четко, не способен выде-
 лить его контур, части, из которых состоит данный предмет.
 У умственно отсталого ребенка формирование целостного об-

<< Пред.           стр. 12 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу