<< Пред. стр. 26 (из 27) След. >>
совместные действия взрослого и ребенка. Педагог помогает каж-дому ребенку и при усвоении речевого материала в процессе об-
щения от имени своего персонажа.
Воспитатель заранее вызывает детей к своему столу и раз-
дает им игрушки: одному - колобка, другому - зайку, третьему -
мишку, четвертому - лису. Педагог рассказывает сказку, а дети
должны внимательно слушать и вовремя начать двигать свои игруш-
ки, а затем и вступать в разговор за своих персонажей. Если
ребенок затрудняется в произнесении нужного текста, воспитатель
помогает ему. Не следует требовать дословного повторения текста
в тех случаях, когда ребенок соблюдает смысловую сторону диа-
лога.
Третий этап - игра-драматизация.
Колобок
Цель. Продолжать формировать у детей навыки речевого об-
щения; стремиться к тому, чтобы дети, произнося готовый текст,
вступали в подлинное общение, т. е. не формально произносили
слова, а действовали эмоционально.
Оборудование. Шапочки Колобка, зайки, мишки и лисы.
Ход игры. Воспитатель распределяет между детьми роли (ко-
лобка, зайки, мишки, лисы) и раздает им шапочки. Затем педагог
рассказывает сказку, а дети ее изображают, действуя примерно
так, как действовали игрушки в кукольной театре, и вступая в
разговор по тексту сказки. Диалог должен быть эмоциональным,
передавать взаимоотношения колобка с разными зверями. Так же
не следует стремиться к дословному повторению текста. После
окончания игры воспитатель еще раз рассказывает сказку и уточ-
няет текст диалогов.
Кто сказал "мяу"
Для проведения игры-драматизации по сказке В. Сутеева ."Кто
сказал "мяу" берут три эпизода: "котенок встретил петуха", "ко-
тенок встретил собаку", "котенок встретил лягушку".
Подготовительный этап - знакомство с персонажами
сказки.
Цель. Познакомить с персонажами сказки: петухом, собакой,
кошкой, лягушкой; вызвать эмоционально положительное отноше-
ние; уточнить представление об этих животных; учить изображать
их (брать на себя элементарную роль).
1. Знакомство с петухом.
Оборудование. Игрушка петух, шапочки петушков по чис-
лу детей.
Педагог приносит в группу новую игрушку петуха (можно би-
бабо), рассматривает его с детьми, рассказывает о нем: петух
красивый, ходит важно, гордо, машет крыльями, кричит "ку-ка-
ре-ку". Воспитатель показывает детям шапочки петушков и предла-
гает "побыть петушками". Дети надевают шапочки, важно ходят
по комнате, машут крыльями, кричат "ку-ка-ре-ку".
2. Знакомство с собакой, лягушкой. Проводится по аналогии
с первым персонажем. Педагог обращает внимание, как ходит, бе-
гает собака, как она лает; как прыгает лягушка, кричит "ква-ква".
3. Знакомство с котенком.
Оборудование. Игрушка кошка, игрушка котенок, шапочки
котят, кошки.
Ход игры. Педагог показывает игрушку кошку. Обращает
внимание детей на то, как кошка тихо ходит, быстро бегает, кри-
чит "мяу". У кошки есть котята. Они маленькие, пушистые, любят
бегать, играть. Затем педагог предлагает детям поиграть в игру
"Кошка и котята". Один ребенок кошка, а все остальные котята.
Кошка находится в домике. Дети-котята бегают по комнате. Пе-
дагог поет песню "Серенькая кошечка" Витлика:
Серенькая кошечка села на окошечко,
Хвостиком махала, деток поджидала,
Где мои ребятки,
Серые котятки,
Спать пора ребяткам,
Сереньким котяткам - "мяу-мяу".
При последних словах дети-котята подбегают к кошке и все
кричат "мяу-мяу". Кошка обнимает своих котят. Игру можно по-
вторить, роль кошки исполняет другой ребенок.
4. Игра-драматизация.
Оборудование. Шапочки собаки, петуха, кошки, котенка,
лягушки.
Ход игры. Педагог вспоминает с детьми содержание сказки.
Затем распределяет роли. Ребенок, изображающий котенка, садит-
ся на стул - "спит". Педагог исполняет роль автора-ведущего и
начинает рассказывать сказку: "Жил-был котенок. Однажды он
крепко уснул. Вдруг услышал, как кто-то сказал "мяу". ("Коте-
нок" встает и идет по комнате.) Навстречу ему петух,- продол-
жает педагог.- Котенок его спрашивает: "Это ты сказал "мяу"?"
А петух идет важно, поднял голову и говорит: "Нет, я говорю
"ку-ка-ре-ку". Дальше котенок встречает собаку, а затем лягуш-
ку. В конце котенок совсем близко слышит "мяу" и видит свою
маму, он очень радуется и бежит к ней и кричит "мяу-мяу".
В процессе драматизации педагог помогает каждому ребенку пе-
редать образ животного (при необходимости - по подражанию).
Следит за эмоциональным общением каждого героя с котенком.
Помогает вовремя вступить в общение. Игру можно повторить
несколько раз, при этом дети меняются ролями.
181
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ
Развитие познавательной функции речи тесно связано с ум-
ственным воспитанием ребенка, с развитием его восприятия, мыш-
ления и деятельности. Для того чтобы передавать информацию,
новые знания и сведения, слово должно раскрыть образ каждого
предмета, его свойства, качества. Слово, сначала названное взрос-
лым, а затем ребенком, должно быть осмыслено ребенком и вызы-
вать в памяти соответствующие свойства предмета или его дейст-
вия. При передаче новых знаний о незнакомых предметах или дей-
ствиях необходимо познакомить детей со свойствами и отноше-
ниями предметов. Например, как можно рассказать детям об объек-
те, который они никогда не видели, и познакомить с новым словом.
Возьмем слово "гора". Дети, живущие в средней полосе России,
как правило, никогда не видели гор. Воспитатель, естественно,
может прочитать им рассказ о горах. Но предварительно жела-
тельно объяснить, какая бывает гора: "Гора большая, высокая,
она намного больше дома. По форме похожа на треугольник. На
высоких горах наверху лежит белый снег". И после этого надо
проверить, как поняли дети, создалось ли у них должное представ-
ление о горе. Для этого воспитатель дает детям три картинки: на
одной изображен город с большими многоэтажными домами, на
другой -такие же многоэтажные дома на фоне большой горы,
соответствующей описанию воспитателя, дома около горы кажутся
маленькими, на третьей картинке - около дома стог сена, по форме
напоминающий гору, стог намного меньше дома. При таком объяс-
нении слово "гора" получило конкретное значение, благодаря чему
оно будет быстро усвоено детьми.
Передавая детям знания о знакомых им предметах, свойствах,
действиях, явлениях, педагог тем самым заставляет их по-новому
взглянуть на привычную действительность. Но и здесь также не-
обходимо, чтобы за словом стояли конкретные представления. Та-
ким образом, познавательная функция непосредственно связана с
развитием смысловой стороны речи, с расширением значения слова.
Поэтому многие игры, данные в разделах сенсорного воспитания
и по развитию мышления, направлены также и на развитие по-
знавательной функции речи.
РАСШИРЕНИЕ, УТОЧНЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА
У умственно отсталых детей слова пассивного и даже актив-
ного словаря зачастую имеют очень узкое или, напротив, слиш-
ком широкое, неточное значение. Разумеется, эти слова не могут
служить средством передачи новых знаний ребенку. Не могут они
также закреплять или актуализировать уже имеющиеся у ребенка
знания. Над расширением и уточнением значения слов с умствен-
но отсталыми детьми нужно проводить повседневную большую ра-
боту. Однако эти игры можно проводить с детьми лишь на опре-
деленном уровне развития речи.
Помоги животным
Цель. Расширять и уточнять значения слов-названий живот-
ных и слов, связанных с образом жизни животных.
Оборудование. Трафареты с изображением животных, две
большие картинки с изображением дома с забором, сарая, конуры,
деревьев (на одном дереве - дупло для белки, под другим - кус-
тик для зайца, под третьим - берлога для медведя).
Ход игры (проводится с подгруппой). Дети сидят на стульях
вокруг стола педагога. На столе лежат две крупные картинки:
одна - с изображением леса, другая - с изображением деревен-
ского дома с участком, сараем и конурой. В коробке у педагога
трафареты с изображением животных: домашних (козы, собаки,
кошки) и диких (медведя, белки, ежа, зайца). Каждый ребенок
берет из коробки один трафарет. Педагог предлагает детям рас-
смотреть, у кого какое животное, и по очереди назвать их. Затем
говорит, что одни животные живут в лесу, другие - в доме, ко-
торый построил им человек. Вот только они не могут вспомнить,
кто где живет, и надо помочь им найти свой дом. Дети один за
другим встают и помещают трафареты животных в лес или в дом
(сарай, конуру). Если все сделано верно, педагог от имени живот-
ного благодарит ребенка, если же допущена ошибка, то животное
проявляет беспокойство, зовет на помощь других детей. Потом все
животные снова идут гулять, выходят из леса и из дома, т. е.
возвращаются к детям (можно дать каждому ребенку другой трафа-
рет). Педагог достает новые картинки и говорит, что у каждого
зверя в лесу есть свой домик: у белки - дупло, у медведя - бер-
лога. Дети рассматривают картинки. Все картинки с изображе-
ниями домиков педагог накладывает на изображение леса. Потом
он рассматривает с ними изображения домиков домашних живот-
ных: дом у кошки, конура у собаки, сарай у козы. Предлагает
детям вывести своих маленьких друзей поиграть, порезвиться. Все
встают со стульев и разбегаются по комнате, держа трафареты
животных. Педагог просит детей показать движения животных:
зайка прыгает, медведь ходит вперевалку, топает, белочка прыгает,
коза щиплет листочки, кошка моет мордочку. Одновременно они
имитируют голоса животных - мяукают, лают, блеют, фыркают.
Неожиданно педагог ударяет в бубен и говорит, что пошел дождь
и надо всем животным быстро спрятаться в домики. Дети должны
выполнить более сложную задачу - не только разделить живот-
ных на диких и домашних, но и правильно определить, где они
живут - в берлоге, дупле, сарае и др. Дети расставляют живот-
ных в домики.
Покорми животных (собаку, козу, зайку, кошку, ежа, белку)
Цель. Продолжать обогащать и уточнять значения слов-на-
званий животных, формируя представление о самих животных;
учить понимать рассказы о животных, с которыми они познакоми-
лись в игре, используя полученные знания.
183
Оборудование. Картинки с изображением леса и дома, мел-
кие картинки с изображением ягод, орехов, грибов, яблока, миски
с молоком, кости, ветки с листьями, капусты, морковки, коряги с
медом, над которой летают пчелы, трафареты с изображением
зайца, ежа, белки, кошки, козы, собаки, экран.
Ход игры (проводится с подгруппой детей). Игра является
продолжением предыдущей. Дети сидят на стульях вокруг стола
педагога. На столе лежат картинки с изображением леса и дома.
Педагог предлагает детям угадать, какие игрушки у него есть
за ширмой (ставится между педагогом и детьми), и начинает рас-
сказывать: "Зимой - белый, летом - серый, никого не обижает,
а сам всех боится. Любит морковку. Кто это?" Дети отгадывают.
Взрослый отдает трафарет с изображением зайца тому, кто угадал
первым. Так, поочередно дается краткая характеристика каждого
животного. Дети отгадывают и получают трафареты. Затем гово-
рит, что все животные хотят есть, но все картинки с изображе-
нием их пищи перемешались, и надо помочь животным найти их.
Педагог выкладывает на столе вперемешку картинки с изображе-
нием ягод, грибов, капусты, моркови и т. д. Желательно иметь пар-
ные изображения, так как многие предметы могут быть использо-
ваны для разных животных. Дети подходят к столу педагога и вы-
бирают соответствующую картинку. Потом накладывают эту кар-
тинку и трафарет на основное изображение: лес или дом. По окон-
чании игры педагог обращает внимание детей на то, что многие
животные едят одинаковую пищу. Так, коза и зайка любят капусту,
морковь, хотя живут в разных местах: коза - в доме, а зайка -
в лесу. Белочка и ежик едят грибы, хотя белочка живет на де-
реве, а ежик - под деревом.
Угадай, кто у меня
Цель. Та же, учить рассказывать о тех животных, с которы-
ми дети встречались и действовали в игре; опознавать их по рас-
сказу товарища.
Оборудование. Трафареты животных (медведь, заяц, белка,
еж, коза, кошка, собака) по числу детей, конверты по числу
детей.
Ход игры. По отношению к двум предыдущим игра является
итоговой и может проводиться только после них. Дети сидят на
своих местах за столами. Перед каждым лежит конверт с трафаре-
том животного. Педагог предлагает поиграть - надо угадать, ка-
кая фигурка лежит в конверте. Каждый должен посмотреть в свою
коробку, но никому не говорить, что он там увидел. Затем надо
дать описание того животного, трафарет которого спрятан в кон-
верте, но не называть это животное, а лишь назвать его особен-
ности, где живет, чем питается. Остальные дети должны угадать,
кто это. Первым рассказывает педагог, заглядывая в свою короб-
ку. Например: "У меня тут маленький, серенький, с длинным хво-
стом, с маленькими ушками, с усами, живет дома, пьет молоко,
говорит "мяу". Кто это?" Дети по очереди рассказывают и о сво-
их животных. В случае затруднения педагог задает вопросы: "Боль-
шое или маленькое животное? Какого цвета? Где живет? Что ест?
Какой у него домик?" Ответы на эти вопросы и составляют тот
объем представлений, который у ребенка существует за словом-
названием животного.
По такому же принципу, как и приведенные выше три игры,
можно провести и другие игры, направленные на расширение и
уточнение значения самых разных слов, например слов "кухня",
"спальня". Детям предлагают распределить мебель по разным поме-
щениям. Сначала оборудовать мебелью (плоскостными трафарета-
ми) спальню детского сада и спальню квартиры: в спальне дет-
ского сада расставляются кроватки (не менее 5-6), маленькие
стулья для одежды, а в спальне квартиры - две большие кровати,
тумбочка, трюмо. Затем можно расставить мебель в комнате и
кухне и т. п.
Посмотри и назови (занятие)
Цель. Продолжать расширять и уточнять словарь детей; раз-
вивать связную речь.
Оборудование. Две большие карточки с изображением: на
первой - женщина моет посуду, на второй - портниха шьет пла-
тье, маленькие картинки с изображением моркови, яблока, игруш-
ки, сапог, штор, наволочки, мягкой игрушки, пальто.
Ход занятия. Педагог раздает всем детям конверты, в каж-
дом 2-3 картинки. Затем на наборном полотне выставляет большие
картинки и рассматривает их с детьми по очереди. Вначале рас-
сматривает первую картинку- "Женщина моет посуду", спрашива-
ет: "Что нарисовано?" Просит подобрать маленькие картинки, ко-
торые подходят к большой. Педагог уточняет: "Что делает тетя?
Посмотрите на свои картинки и подумайте, что можно еще мыть".
Дети рассматривают свои картинки, выходят и вставляют их в
наборное полотно около большой картинки. При этом они называ-
ют: "Девочка моет яблоко", "Дети моют игрушки" и т. д. Затем
педагог рассматривает с детьми другую большую картинку. Каждый
подбирает маленькие картинки к большой. Ребенок должен наз-
вать, что можно еще шить: "Тетя шьет пальто", "Бабушка шьет
шторы", "Тетя шьет наволочки" и т. д. Подводя итог, педагог
просит детей повторить, что моют люди, что шьют.
Лови и назови
Цель. Та же.
Оборудование. Мяч.
Ход игры. Дети стоят полукругом, педагог в середине этого
полукруга и предлагает поиграть: "Я буду называть одно слово,
а вы будете подбирать к нему нужные слова". Например, педагог
называет "шьем", бросает каждому ребенку мяч, а они поочеред-
но называют "платье", "пальто", "кофту", "юбку", "шторы", "на-
волочку", "рубашку", возвращая в броске мяч. При необходимости
педагог помогает вспомнить предметы, которые они видели на кар-
186
тинке. В конце подводит итог: "Верно, тетя шьет разную одежду".
Затем обыгрывается другое слово "покупаем". Педагог так же