<< Пред.           стр. 26 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

 совместные действия взрослого и ребенка. Педагог помогает каж-
 дому ребенку и при усвоении речевого материала в процессе об-
 щения от имени своего персонажа.
  Воспитатель заранее вызывает детей к своему столу и раз-
 дает им игрушки: одному - колобка, другому - зайку, третьему -
 мишку, четвертому - лису. Педагог рассказывает сказку, а дети
 должны внимательно слушать и вовремя начать двигать свои игруш-
 ки, а затем и вступать в разговор за своих персонажей. Если
 ребенок затрудняется в произнесении нужного текста, воспитатель
 помогает ему. Не следует требовать дословного повторения текста
 в тех случаях, когда ребенок соблюдает смысловую сторону диа-
 лога.
 Третий этап - игра-драматизация.
 Колобок
  Цель. Продолжать формировать у детей навыки речевого об-
 щения; стремиться к тому, чтобы дети, произнося готовый текст,
 вступали в подлинное общение, т. е. не формально произносили
 слова, а действовали эмоционально.
 Оборудование. Шапочки Колобка, зайки, мишки и лисы.
  Ход игры. Воспитатель распределяет между детьми роли (ко-
 лобка, зайки, мишки, лисы) и раздает им шапочки. Затем педагог
 рассказывает сказку, а дети ее изображают, действуя примерно
 так, как действовали игрушки в кукольной театре, и вступая в
 разговор по тексту сказки. Диалог должен быть эмоциональным,
 передавать взаимоотношения колобка с разными зверями. Так же
 не следует стремиться к дословному повторению текста. После
 окончания игры воспитатель еще раз рассказывает сказку и уточ-
 няет текст диалогов.
 Кто сказал "мяу"
  Для проведения игры-драматизации по сказке В. Сутеева ."Кто
 сказал "мяу" берут три эпизода: "котенок встретил петуха", "ко-
 тенок встретил собаку", "котенок встретил лягушку".
  Подготовительный этап - знакомство с персонажами
 сказки.
  Цель. Познакомить с персонажами сказки: петухом, собакой,
 кошкой, лягушкой; вызвать эмоционально положительное отноше-
 ние; уточнить представление об этих животных; учить изображать
 их (брать на себя элементарную роль).
 
 1. Знакомство с петухом.
  Оборудование. Игрушка петух, шапочки петушков по чис-
 лу детей.
  Педагог приносит в группу новую игрушку петуха (можно би-
 бабо), рассматривает его с детьми, рассказывает о нем: петух
 красивый, ходит важно, гордо, машет крыльями, кричит "ку-ка-
 ре-ку". Воспитатель показывает детям шапочки петушков и предла-
 гает "побыть петушками". Дети надевают шапочки, важно ходят
 по комнате, машут крыльями, кричат "ку-ка-ре-ку".
  2. Знакомство с собакой, лягушкой. Проводится по аналогии
 с первым персонажем. Педагог обращает внимание, как ходит, бе-
 гает собака, как она лает; как прыгает лягушка, кричит "ква-ква".
 3. Знакомство с котенком.
  Оборудование. Игрушка кошка, игрушка котенок, шапочки
 котят, кошки.
  Ход игры. Педагог показывает игрушку кошку. Обращает
 внимание детей на то, как кошка тихо ходит, быстро бегает, кри-
 чит "мяу". У кошки есть котята. Они маленькие, пушистые, любят
 бегать, играть. Затем педагог предлагает детям поиграть в игру
 "Кошка и котята". Один ребенок кошка, а все остальные котята.
 Кошка находится в домике. Дети-котята бегают по комнате. Пе-
 дагог поет песню "Серенькая кошечка" Витлика:
 Серенькая кошечка села на окошечко,
 Хвостиком махала, деток поджидала,
 Где мои ребятки,
 Серые котятки,
 Спать пора ребяткам,
 Сереньким котяткам - "мяу-мяу".
  При последних словах дети-котята подбегают к кошке и все
 кричат "мяу-мяу". Кошка обнимает своих котят. Игру можно по-
 вторить, роль кошки исполняет другой ребенок.
 4. Игра-драматизация.
  Оборудование. Шапочки собаки, петуха, кошки, котенка,
 лягушки.
  Ход игры. Педагог вспоминает с детьми содержание сказки.
 Затем распределяет роли. Ребенок, изображающий котенка, садит-
 ся на стул - "спит". Педагог исполняет роль автора-ведущего и
 начинает рассказывать сказку: "Жил-был котенок. Однажды он
 крепко уснул. Вдруг услышал, как кто-то сказал "мяу". ("Коте-
 нок" встает и идет по комнате.) Навстречу ему петух,- продол-
 жает педагог.- Котенок его спрашивает: "Это ты сказал "мяу"?"
 А петух идет важно, поднял голову и говорит: "Нет, я говорю
 "ку-ка-ре-ку". Дальше котенок встречает собаку, а затем лягуш-
 ку. В конце котенок совсем близко слышит "мяу" и видит свою
 маму, он очень радуется и бежит к ней и кричит "мяу-мяу".
 В процессе драматизации педагог помогает каждому ребенку пе-
 редать образ животного (при необходимости - по подражанию).
 Следит за эмоциональным общением каждого героя с котенком.
 Помогает вовремя вступить в общение. Игру можно повторить
 несколько раз, при этом дети меняются ролями.
 181
 
 РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ
  Развитие познавательной функции речи тесно связано с ум-
 ственным воспитанием ребенка, с развитием его восприятия, мыш-
 ления и деятельности. Для того чтобы передавать информацию,
 новые знания и сведения, слово должно раскрыть образ каждого
 предмета, его свойства, качества. Слово, сначала названное взрос-
 лым, а затем ребенком, должно быть осмыслено ребенком и вызы-
 вать в памяти соответствующие свойства предмета или его дейст-
 вия. При передаче новых знаний о незнакомых предметах или дей-
 ствиях необходимо познакомить детей со свойствами и отноше-
 ниями предметов. Например, как можно рассказать детям об объек-
 те, который они никогда не видели, и познакомить с новым словом.
 Возьмем слово "гора". Дети, живущие в средней полосе России,
 как правило, никогда не видели гор. Воспитатель, естественно,
 может прочитать им рассказ о горах. Но предварительно жела-
 тельно объяснить, какая бывает гора: "Гора большая, высокая,
 она намного больше дома. По форме похожа на треугольник. На
 высоких горах наверху лежит белый снег". И после этого надо
 проверить, как поняли дети, создалось ли у них должное представ-
 ление о горе. Для этого воспитатель дает детям три картинки: на
 одной изображен город с большими многоэтажными домами, на
 другой -такие же многоэтажные дома на фоне большой горы,
 соответствующей описанию воспитателя, дома около горы кажутся
 маленькими, на третьей картинке - около дома стог сена, по форме
 напоминающий гору, стог намного меньше дома. При таком объяс-
 нении слово "гора" получило конкретное значение, благодаря чему
 оно будет быстро усвоено детьми.
  Передавая детям знания о знакомых им предметах, свойствах,
 действиях, явлениях, педагог тем самым заставляет их по-новому
 взглянуть на привычную действительность. Но и здесь также не-
 обходимо, чтобы за словом стояли конкретные представления. Та-
 ким образом, познавательная функция непосредственно связана с
 развитием смысловой стороны речи, с расширением значения слова.
 Поэтому многие игры, данные в разделах сенсорного воспитания
 и по развитию мышления, направлены также и на развитие по-
 знавательной функции речи.
 РАСШИРЕНИЕ, УТОЧНЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА
  У умственно отсталых детей слова пассивного и даже актив-
 ного словаря зачастую имеют очень узкое или, напротив, слиш-
 ком широкое, неточное значение. Разумеется, эти слова не могут
 служить средством передачи новых знаний ребенку. Не могут они
 также закреплять или актуализировать уже имеющиеся у ребенка
 знания. Над расширением и уточнением значения слов с умствен-
 но отсталыми детьми нужно проводить повседневную большую ра-
 боту. Однако эти игры можно проводить с детьми лишь на опре-
 деленном уровне развития речи.
 
 Помоги животным
  Цель. Расширять и уточнять значения слов-названий живот-
 ных и слов, связанных с образом жизни животных.
  Оборудование. Трафареты с изображением животных, две
 большие картинки с изображением дома с забором, сарая, конуры,
 деревьев (на одном дереве - дупло для белки, под другим - кус-
 тик для зайца, под третьим - берлога для медведя).
  Ход игры (проводится с подгруппой). Дети сидят на стульях
 вокруг стола педагога. На столе лежат две крупные картинки:
 одна - с изображением леса, другая - с изображением деревен-
 ского дома с участком, сараем и конурой. В коробке у педагога
 трафареты с изображением животных: домашних (козы, собаки,
 кошки) и диких (медведя, белки, ежа, зайца). Каждый ребенок
 берет из коробки один трафарет. Педагог предлагает детям рас-
 смотреть, у кого какое животное, и по очереди назвать их. Затем
 говорит, что одни животные живут в лесу, другие - в доме, ко-
 торый построил им человек. Вот только они не могут вспомнить,
 кто где живет, и надо помочь им найти свой дом. Дети один за
 другим встают и помещают трафареты животных в лес или в дом
 (сарай, конуру). Если все сделано верно, педагог от имени живот-
 ного благодарит ребенка, если же допущена ошибка, то животное
 проявляет беспокойство, зовет на помощь других детей. Потом все
 животные снова идут гулять, выходят из леса и из дома, т. е.
 возвращаются к детям (можно дать каждому ребенку другой трафа-
 рет). Педагог достает новые картинки и говорит, что у каждого
 зверя в лесу есть свой домик: у белки - дупло, у медведя - бер-
 лога. Дети рассматривают картинки. Все картинки с изображе-
 ниями домиков педагог накладывает на изображение леса. Потом
 он рассматривает с ними изображения домиков домашних живот-
 ных: дом у кошки, конура у собаки, сарай у козы. Предлагает
 детям вывести своих маленьких друзей поиграть, порезвиться. Все
 встают со стульев и разбегаются по комнате, держа трафареты
 животных. Педагог просит детей показать движения животных:
 зайка прыгает, медведь ходит вперевалку, топает, белочка прыгает,
 коза щиплет листочки, кошка моет мордочку. Одновременно они
 имитируют голоса животных - мяукают, лают, блеют, фыркают.
 Неожиданно педагог ударяет в бубен и говорит, что пошел дождь
 и надо всем животным быстро спрятаться в домики. Дети должны
 выполнить более сложную задачу - не только разделить живот-
 ных на диких и домашних, но и правильно определить, где они
 живут - в берлоге, дупле, сарае и др. Дети расставляют живот-
 ных в домики.
 Покорми животных (собаку, козу, зайку, кошку, ежа, белку)
  Цель. Продолжать обогащать и уточнять значения слов-на-
 званий животных, формируя представление о самих животных;
 учить понимать рассказы о животных, с которыми они познакоми-
 лись в игре, используя полученные знания.
 183
 
 
 
 
 
 
 
  Оборудование. Картинки с изображением леса и дома, мел-
 кие картинки с изображением ягод, орехов, грибов, яблока, миски
 с молоком, кости, ветки с листьями, капусты, морковки, коряги с
 медом, над которой летают пчелы, трафареты с изображением
 зайца, ежа, белки, кошки, козы, собаки, экран.
  Ход игры (проводится с подгруппой детей). Игра является
 продолжением предыдущей. Дети сидят на стульях вокруг стола
 педагога. На столе лежат картинки с изображением леса и дома.
 Педагог предлагает детям угадать, какие игрушки у него есть
 за ширмой (ставится между педагогом и детьми), и начинает рас-
 сказывать: "Зимой - белый, летом - серый, никого не обижает,
 а сам всех боится. Любит морковку. Кто это?" Дети отгадывают.
 Взрослый отдает трафарет с изображением зайца тому, кто угадал
 первым. Так, поочередно дается краткая характеристика каждого
 животного. Дети отгадывают и получают трафареты. Затем гово-
 рит, что все животные хотят есть, но все картинки с изображе-
 нием их пищи перемешались, и надо помочь животным найти их.
 Педагог выкладывает на столе вперемешку картинки с изображе-
 нием ягод, грибов, капусты, моркови и т. д. Желательно иметь пар-
 ные изображения, так как многие предметы могут быть использо-
 ваны для разных животных. Дети подходят к столу педагога и вы-
 бирают соответствующую картинку. Потом накладывают эту кар-
 тинку и трафарет на основное изображение: лес или дом. По окон-
 чании игры педагог обращает внимание детей на то, что многие
 животные едят одинаковую пищу. Так, коза и зайка любят капусту,
 морковь, хотя живут в разных местах: коза - в доме, а зайка -
 в лесу. Белочка и ежик едят грибы, хотя белочка живет на де-
 реве, а ежик - под деревом.
 Угадай, кто у меня
  Цель. Та же, учить рассказывать о тех животных, с которы-
 ми дети встречались и действовали в игре; опознавать их по рас-
 сказу товарища.
  Оборудование. Трафареты животных (медведь, заяц, белка,
 еж, коза, кошка, собака) по числу детей, конверты по числу
 детей.
  Ход игры. По отношению к двум предыдущим игра является
 итоговой и может проводиться только после них. Дети сидят на
 своих местах за столами. Перед каждым лежит конверт с трафаре-
 том животного. Педагог предлагает поиграть - надо угадать, ка-
 кая фигурка лежит в конверте. Каждый должен посмотреть в свою
 коробку, но никому не говорить, что он там увидел. Затем надо
 дать описание того животного, трафарет которого спрятан в кон-
 верте, но не называть это животное, а лишь назвать его особен-
 ности, где живет, чем питается. Остальные дети должны угадать,
 кто это. Первым рассказывает педагог, заглядывая в свою короб-
 ку. Например: "У меня тут маленький, серенький, с длинным хво-
 стом, с маленькими ушками, с усами, живет дома, пьет молоко,
 говорит "мяу". Кто это?" Дети по очереди рассказывают и о сво-
 
 их животных. В случае затруднения педагог задает вопросы: "Боль-
 шое или маленькое животное? Какого цвета? Где живет? Что ест?
 Какой у него домик?" Ответы на эти вопросы и составляют тот
 объем представлений, который у ребенка существует за словом-
 названием животного.
  По такому же принципу, как и приведенные выше три игры,
 можно провести и другие игры, направленные на расширение и
 уточнение значения самых разных слов, например слов "кухня",
 "спальня". Детям предлагают распределить мебель по разным поме-
 щениям. Сначала оборудовать мебелью (плоскостными трафарета-
 ми) спальню детского сада и спальню квартиры: в спальне дет-
 ского сада расставляются кроватки (не менее 5-6), маленькие
 стулья для одежды, а в спальне квартиры - две большие кровати,
 тумбочка, трюмо. Затем можно расставить мебель в комнате и
 кухне и т. п.
 Посмотри и назови (занятие)
  Цель. Продолжать расширять и уточнять словарь детей; раз-
 вивать связную речь.
  Оборудование. Две большие карточки с изображением: на
 первой - женщина моет посуду, на второй - портниха шьет пла-
 тье, маленькие картинки с изображением моркови, яблока, игруш-
 ки, сапог, штор, наволочки, мягкой игрушки, пальто.
  Ход занятия. Педагог раздает всем детям конверты, в каж-
 дом 2-3 картинки. Затем на наборном полотне выставляет большие
 картинки и рассматривает их с детьми по очереди. Вначале рас-
 сматривает первую картинку- "Женщина моет посуду", спрашива-
 ет: "Что нарисовано?" Просит подобрать маленькие картинки, ко-
 торые подходят к большой. Педагог уточняет: "Что делает тетя?
 Посмотрите на свои картинки и подумайте, что можно еще мыть".
 Дети рассматривают свои картинки, выходят и вставляют их в
 наборное полотно около большой картинки. При этом они называ-
 ют: "Девочка моет яблоко", "Дети моют игрушки" и т. д. Затем
 педагог рассматривает с детьми другую большую картинку. Каждый
 подбирает маленькие картинки к большой. Ребенок должен наз-
 вать, что можно еще шить: "Тетя шьет пальто", "Бабушка шьет
 шторы", "Тетя шьет наволочки" и т. д. Подводя итог, педагог
 просит детей повторить, что моют люди, что шьют.
 Лови и назови
 Цель. Та же.
 Оборудование. Мяч.
  Ход игры. Дети стоят полукругом, педагог в середине этого
 полукруга и предлагает поиграть: "Я буду называть одно слово,
 а вы будете подбирать к нему нужные слова". Например, педагог
 называет "шьем", бросает каждому ребенку мяч, а они поочеред-
 но называют "платье", "пальто", "кофту", "юбку", "шторы", "на-
 волочку", "рубашку", возвращая в броске мяч. При необходимости
 педагог помогает вспомнить предметы, которые они видели на кар-
 186
 
 
 
 
 
 
 
 
 тинке. В конце подводит итог: "Верно, тетя шьет разную одежду".
 Затем обыгрывается другое слово "покупаем". Педагог так же

<< Пред.           стр. 26 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу