<< Пред.           стр. 8 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

 круга. Все формы раскладывает на листе под изображением чебу-
 рашки.) Теперь я дам каждому картинку и конверт с формами.
 Вы возьмете из него такие формы, на какие похож рисунок на
 картинке. Все формы положите под картинку". Педагог раздает
 детям картинки и конверты с геометрическими формами. Оказывает
 детям необходимую помощь.
 Запоминание, связанное
 с представлениями о форме
  Когда ребенок сопоставляет формы, которые он в данный момент
 видит, у него есть образ, но это образ восприятия. И пока ребенок
 его не запомнит, он не станет образом представления. Поэтому
 особенно важно правильно организовать формирование представ-
 лений у детой с нарушением интеллекта, так как данный процесс
 у них значительно затруднен. С умственно отсталыми детьми на-
 чинают работу по запоминанию того материала, который ими
 хорошо усвоен. Если же ребенок не может определить форму
 круга, квадрата и т. д., ему нельзя давать игры на запоминание
 этих форм.
 
 Узнай и запомни
  Цель. Учить детей запоминать воспринятое, осуществлять вы-
 бор по представлению.
  Оборудование. Карточки с изображением трех одноцветных
 геометрических форм (круг, квадрат, треугольник; круг, овал, квад-
 рат и т.д.), набор мелких карточек с изображением одной формы
 для нахождения на большие карточки.
  Ход игры. Перед ребенком лежит карточка с изображением
 3 форм. Педагог просит посмотреть на нее и запомнить, какие
 формы там нарисованы. Затем раздает детям листы бумаги и просит
 закрыть ими свои карточки. После этого показывает маленькую
 карточку, кладет на стол изображением вниз, мысленно отсчиты-
 вает до 15, просит детей снять бумагу и показать на своих кар-
 точках такую же форму, какую он демонстрировал. Для проверки
 педагог вновь показывает карточку-образец.
  По мере усвоения игры детям дают по две карты (6 форм), за-
 тем - по три (9 форм).
 Запомни и найди
  Цель. Та же, производить по представлению выбор форм,
 названных словом.
 Оборудование. То же, что и в предыдущей игре.
  Ход игры. Педагог раздает детям карты, они накрывают их
 листами бумаги. Педагог называет одну из форм, мысленно отсчи-
 тывает до 15, затем просит детей снять листы бумаги и показать
 на карточке нужную форму (не называет ее повторно). После этого
 показывает маленькую карточку-образец, дети проверяют свой вы-
 бор. "Правильно, это круг",- говорит педагог, вновь называя форму.
 Найди похожую
  Цель. Продолжать учить запоминать формы; мысленно по пред-
 ставлению сопоставлять объемную форму с плоскостной; закреп-
 лять названия "круглый", "квадратный", "овальный", "треуголь-
 ный".
  Оборудование. Объемные игрушки разной формы (шар, мяч,
 юла, неваляшка, часы настольные, телевизор и др.), плоскостные
 формы-образцы белого цвета (круг, овал, квадрат, прямоугольник,
 треугольник).
 Ход игры. Перед педагогом на столе разные игрушки. Он по-
 казывает их детям и накрывает салфеткой. Потом поднимает одну из
 геометрических форм, например круг. Дети 2-3 сек смотрят на
 него. Педагог закрывает круг бумагой, отсчитывает до 15, снимает
 салфетку с игрушек и просит одного из детей найти игрушку. Затем
 педагог открывает образец, сравнивает его с игрушкой: "Правильно,
 они похожи, мяч круглый". Если же выбор сделан неправильно,
 оворит: "Нет, я показала круг, а зеркало овальное" - и вновь
 просит ребенка найти такую же форму, как образец. Ребенок, ко-
 торый правильно выбрал игрушку, уносит ее с собой.
 
 Ищи и находи
  Цель. Учить находить в комнате предметы разной формы по
 слову-названию, развивать внимание и запоминание.
 Оборудование. Игрушки разной формы.
  Ход игры. Педагог заранее раскладывает в групповой ком-
 нате на видных местах предметы и игрушки разной формы и говорит:
 "Будем искать предметы круглой формы. Все, что есть круглое в
 нашей комнате, найдите и принесите мне на стол". Дети расхо-
 дятся, педагог оказывает помощь тем, кто затрудняется. Когда
 дети принесут предметы и положат их на стол педагога, они са-
 дятся на места. Взрослый рассматривает с детьми принесенные
 предметы и оценивает результат выполнения задания. Игра повто-
 ряется, дети ищут предметы другой формы.
 Угадай, чего не стало
  Цель. Продолжать учить детей называть геометрические формы
 (квадрат, овал, круг, прямоугольник, треугольник), запоминать
 их, оперировать образом форм в представлении.
  Оборудование. Карточки с геометрическими формами (круг,
 квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник - ромб), эк-
 ран, наборное полотно.
  Ход игры. Педагог вставляет карточки в наборное полотно и
 просит назвать эти формы. Затем закрывает наборное полотно эк-
 раном, одну форму убирает. (Название ее дети должны хорошо
 знать.) Убирает экран. Спрашивает, какой формы нет. ("Угадайте,
 что я спрятала".) Дети называют. При повторении игры располо-
 жение форм на наборном полотне меняется.
 ВОСПРИЯТИЕ ВЕЛИЧИНЫ
  Величину так же, как и форму ребенок учится различать прак-
 тически. Действуя с предметами, он обращает внимание на вели-
 чину, начинает понимать, что от правильного определения вели-
 чины предмета во многих случаях зависит результат действий,
 т. е. величина становится значимым для ребенка признаком.
  В процессе действий с игрушками умственно отсталый ребенок
 постепенно начинает выделять величину зрительно, хотя и не всегда
 точно. Если же во время действий, требующих практического
 знания величины, мы научим ребенка пробовать, то зрительное
 восприятие величины будет более точным.
  На основе длительного применения проб у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие вели-
 чины, умение вычленять ее, соотносить предметы по величине.
  Таким образом, мы видим, что пути развития восприятия вели-
 чины и восприятия формы одинаковы. Однако между ними есть и
 различия. Величина - понятие относительное. Один и тот же пред-
 мет в сравнении с другими может восприниматься и большим и
 маленьким. Так, дерево кажется высоким по сравнению со стоящим
 
 под ним человеком и оказывается низким по сравнению с много-
 этажным домом.
  В то же время величина имеет разные параметры - высоту,
 длину, ширину. Поэтому помимо общего определения "большой -
 маленький" существуют частные: "длинный - короткий", "высо-
 кий - низкий", "широкий - узкий". Все эти моменты надо учи-
 тывать при проведении дидактических игр и упражнений.
  Игры и упражнения на восприятие величины следует проводить
 параллельно с играми на восприятие формы, чтобы дети овладе-
 вали способом проб на разном материале.
 Практическое выделение величины
 Спрячь шарик в ладошках /
  Цель. Учить ориентироваться на величину предметов, соотно-
 сить действия рук с величиной предметов.
  Оборудование. Шарики одного цвета, но двух контрастных
 размеров (большой и маленький), поднос.
  Ход игры. Педагог кладет на стол два шарика - большой
 и маленький. Показывает детям, как спрятать шарик в ладошке. По-
 том вызывает кого-либо и предлагает взять любой из двух шариков
 и так же спрятать его. Если ребенок берет маленький шарик, он
 сможет выполнить задание, если же большой, то шарик остается
 видимым. Педагог говорит, что шарик не спрятался, его видно, по-
 тому что он большой. Затем раздает всем детям разные шарики и
 просит спрятать их в ладошках. Результаты выполнения задания
 педагог обсуждает с детьми. После этого снова раздает детям
 шарики, на этот раз предоставляя им выбор.
 Спрячь игрушки
 Цель. Та же, пользоваться пробами при выполнении задания.
  Оборудование. Зайчики, мишки (игрушки большие и ма-
 ленькие), коробки двух размеров по числу детей.
  Ход игры. Педагог раздает детям по две коробки с крышками
 (двух размеров) и по две игрушки - большую и маленькую. Про-
 сит детей спрятать игрушки в коробочки и закрыть крышками.
 Обращает внимание на то, что, если крышка не закроется, значит,
 игрушка не подходит для этой коробки - ее надо спрятать в дру-
 гую, а то придет волк и увидит зайчика. Таким образом он побуж-
 дает детей пробовать.
 Опусти шарик в коробку
  Цель. Продолжать обращать внимание детей на величину, де-
 лать ее значимым признаком, учить детей пробовать закреплять
 знание слов "большой", "маленький".
  Оборудование. Коробка с маленькой круглой прорезью,
 Шарики (большой и маленький) одного цвета.
 Ход игры. Педагог ставит на стол коробку, кладет около нее
 
 шарики и говорит детям, что сейчас дети узнают, какой шарик
 спрячется в этом домике. Вызывает одного и предлагает протолк-
 нуть в отверстие шарик. Ребенок самостоятельно путем проб вы-
 полняет задание. Когда маленькие шарики спрячутся в домике, педа-
 гог обращает внимание детей, что отверстие в коробке маленькое,
 только для маленьких предметов. На подносе остались большие ша-
 рики.
 Помоги мишке и кукле
 Цель. Та же.
  Оборудование. Кукла и мишка (или мишка и зайка и т. п.),
 разные по величине геометрические фигуры (два шара, два ку-
 бика, два параллелепипеда), коробки с прорезями, соответствующие
 контурам геометрических фигур.
  Ход игры. Педагог ставит на стол две коробки с круглыми
 прорезями, около одной коробки сажает куклу, у другой - мишку
 и говорит, что кукла и мишка играли вместе, а теперь ужасно рас-
 строились. Они не знают, где их шарики. Вызывает ребенка и про-
 сит его помочь мипже и кукле собрать шарики в их коробки. Если
 ребенок опустит маленький шар в большое отверстие, то педагог
 говорит, что у мишки (куклы) будет не хватать игрушек, он очень
 огорчится. Педагог достает маленький шар и побуждает ребенка
 попробовать еще раз, но только надо быть внимательным: боль-
 шой шар опускать в большое отверстие, маленький шар в маленькое
 отверстие.
  Когда ребенок правильно выполнит задание, кукла и мишка
 радуются, благодарят его.
  Затем педагог ставит на стол коробки с квадратными проре-
 зями. Приходят уже другие игрушки, педагог вызывает другого
 ребенка. Игра повторяется.
 Протолкни шары (кубы, овоиды, бруски)
  Цель. Та же, учить соотносить по величине плоскостные и
 объемные формы, пробуя, отбрасывая неверные варианты и фик-
 сируя верные.
  Оборудование. Коробки, в каждой из которых по 4-5 от-
 верстий одинаковой формы (круглые, квадратные, прямоугольные),
 но разной величины; геометрические формы разной величины, соот-
 ветствующие величине отверстий.
  Ход игры. Педагог раздает детям коробки и геометрические
 формы и предлагает опустить все фигурки в коробку - каждую в
 свое отверстие. Педагог обходит детей, смотрит, как они действу-
 ют, просит пробовать и показывает, как это делать.
  Каждый ребенок может повторить задание. В дальнейшем детям
 дают коробки с другими формами.
 Спрячь матрешку
  Цель. Познакомить детей с принципом складывания матрешки
 (маленькая прячется в большую); вызывать положительное эмо-
 циональное отношение к игрушке и действиям с нею.
 
  Оборудование. Двуместные матрешки по количеству детей,
 большая двуместная матрешка для воспитателя, мишка.
  Ход игры. Педагог ставит на стол матрешку, рассматривает
 ее с детьми, потом раскрывает и достает маленькую матрешку:
 "Еще одна матрешка! Маленькая!" Педагог показывает мишку и
 предлагает матрешкам поиграть с ним в прятки. Мишка прячется,
 маленькая матрешка его находит. Мишка говорит, что теперь долж-
 на спрятаться маленькая матрешка, а он будет ее искать. Мишка
 отворачивается. Маленькая матрешка просит большую спрятать ее.
 Педагог медленно раскрывает большую матрешку и так же медленно
 вкладывает в нее маленькую, закрывает обе половинки и говорит:
 "Ищи, мишка!" Но он не может найти и уходит. После этого педа-
 гог раздает детям матрешек, раскладывая перед каждым одну це-
 лую и две половинки, просит всех спрятать маленьких матрешек,
 чтобы мишка их не нашел. Мишка возвращается, ищет матрешек,
 но не находит и снова уходит. Педагог хвалит детей, радуется
 вместе с ними.
 Матрешки
 Цель. Та же.
 Оборудование. Матрешки 3-6-местные по числу детей.
  Ход игры. Педагог раздает детям 3-местные матрешки (пять
 элементов - четыре половинки и одна целая матрешка) и предла-
 гает спрятать всех матрешек в одну, большую, учит детей пробо-
 вать. Если у кого из детей остается лишняя половинка, предла-
 гает снова раскрыть матрешку и постараться правильно сложить
 матрешек, помогает ребенку разложить части на столе так, чтобы
 элементы одной величины не находились рядом.
  Когда дети научатся складывать 3-местную матрешку, им дают
 4-6-местные. Желательно, чтобы расцветка матрешек была разно-
 образной, с разным орнаментом, чтобы по возможности ребенку
 давалась каждый раз новая матрешка, иначе он не будет учитывать
 величину, а просто запомнит последовательность складывания
 рисунка-узора на матрешке.
 Построй башню
 Цель. Та же.
  Оборудование. Круглые формочки-песочницы (вкладки) по
 числу детей.
  Ход игры. Педагог достает вложенные друг в друга формочки,
 раскладывает их на столе и говорит, что сейчас построит краси-
 вую, прочную, высокую башню. Просит внимательно посмотреть,
 как надо строить. Затем, постепенно начиная от самой большой
 формочки, ставит их друг на друга. Момент постройки обыгрывает:
 вместо нужной формочки берет одну из маленьких, ставит неровно,
 постройка падает: "Нет, формочка маленькая, возьму побольше".
 Берет другую, но и та не подходит. Наконец берет нужную и та
 прочно устанавливается на основании - не сдвигается. Педагог
 радуется и достраивает башню^ время от времени пробуя и приме-
 
 ривая формочки и обращая внимание детей на необходимость до-
 биваться устойчивости в конструкции.
  Достроив свою башню, педагог может предложить кому-либо
 построить рядом такую же или раздает комплекты формочек каж-
 дому ребенку и просит их построить свои башни. В ходе работы
 педагог поощряет правильность выбора той или иной формочки
 и говорит, что благодаря этому башня становится устойчивой.
  В заключение педагог оценивает работу детей. "Все построили
 красивые, прочные башни: внизу - самая большая формочка, а
 наверху - самая маленькая". Затем дети собирают все формочки,
 складывая их в одну. Действуют уже без показа, самостоятельно.
 Педагог наблюдает, как они переносят усвоенный принцип в новую
 ситуацию.
 Уложи куклу спать
  Цель. Учитывать величину в практических действиях с пред-
 метами, соотносить предметы по величине; закреплять словесное
 обозначение величин ("большой", "маленький", "больше", "мень-
 ше"); учить оценивать свои действия, радоваться положительному
 результату.
  Оборудование. Две куклы (большая и маленькая), два на-
 бора^ постельных принадлежностей в соответствии с размерами
 кукол, строительный материал разного размера.
  Ход игры. Дети сидят полукругом в игровом уголке. Перед
 ними две куклы. Педагог говорит, что куклы устали и хотят спать,
 но у них нет кроваток, надо построить их. Обращает внимание на
 заранее приготовленный строительный материал. Вызывает двоих
 детей и предлагает им построить кровати для кукол. При необ-
 ходимости педагог оказывает помощь в расположении элементов
 строителя, но не в их выборе. Он также не должен напоминать о
 величине кукол и кроватей. Принцип соотнесения их по величине
 дети должны выделить сами. Когда кровати будут построены, пе-
 дагог предлагает всем посмотреть, удобно ли будет куклам в этих
 кроватках, спрашивает, какая кровать для какой куклы построена.
 Дети кладут кукол и таким образом проверяют соответствие вели-
 чин кукол и кроватей. В оценке результатов должны участвовать
 все дети. Если же дети-"строители" допустили ошибки (кровать
 оказалась слишком велика для маленькой куклы или слишком
 мала для большой), педагог предлагает построить новые. Затем до-
 стает белье и просит других двоих детей постелить его на кровати.
 При этом дети вновь контролируют величину построек. Когда кро-
 вати застелены, педагог сам раздевает, укладывает кукол и говорит:
 "Вы хорошо помогли куклам: эта кукла больше - вы построили ей
 большую кровать, кукле будет удобно спать. Эта кукла меньше -
 вы построили маленькую кровать. Ей тоже будет удобно. На боль-
 шую кровать вы постелили большую простынку и положили боль-
 шую подушку, а на маленькую кровать - маленькую простынку и
 маленькую подушку. Теперь куклы будут спать спокойно".
 

<< Пред.           стр. 8 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу