<< Пред.           стр. 10 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

 последовательный ряд, ориентируясь на образец, висящий на
 доске.
 Улица (занятие)
  Цель. Учить зрительно и по слову производить выбор и соот-
 несение величин; развивать внимание; вызывать интерес и положи-
 тельное отношение к совместной деятельности.
  Оборудование. Большой лист бумаги (белой или голубой)
 с нанесенным на нее контурным изображением улицы (на рисунке
 даны знакомые детям предметы разной величины: два дома - вы-
 сокий и низкий, несколько больших и маленьких деревьев, длинная
 и короткая скамейки, большой и маленький автобусы, человек
 на большом велосипеде и ребенок на маленьком и т. п.), вырезан-
 ные из цветной бумаги изображения предметов, точно совпадаю-
 щих с контурами на рисунке, по числу детей или по два на каждого
 ребенка, клей, кисточка, тряпочка, клеенка.
  Ход занятия. Педагог говорит детям, что они все вместе
 будут делать красивую картину, чтобы украсить свою группу. Ве-
 Шает на доску бумагу с контурными изображениями, а детям
 
 
 раздает рисунки предметов, вырезанные из цветной бумаги. Затем
 указывает на высокий дом и спрашивает: "У кого такой высокий
 дом?" Ребенок с трафаретом высокого дома подходит к столу пе-
 дагога. Тот наклеивает изображение дома на контур. Затем спра-
 шивает: "А у кого вот такая длинная скамейка?" И т. п. Когда панно
 будет готово, педагог рассматривает его с детьми, радуется вместе
 с ними тому, как быстро и хорошо они все вместе сделали такую
 красивую картину. Обязательно следует вывесить панно в группе
 или в раздевалке на всеобщее обозрение.
 Полянка (занятие)
 Цель. Та же.
  Оборудование. Большой лист с заранее наклеенной зеленой
 полоской внизу (трава), с контурным изображением деревьев, жи-
 вотных на полянке (большой и маленький ежик, большой и малень-
 кий зайчик, большая и маленькая лягушка, высокий и низкий пенек,
 толстое и тонкое дерево), вырезанные из цветной бумаги изобра-
 жения тех же предметов, клей, кисточка, тряпочка, клеенка (см.
 вклейку).
 Ход занятия. Тот же, что и в предыдущем занятии.
 
 
 
 
 
 Построим дома
  Цель. Продолжать учить зрительно соотносить величину пред-
 метов и проверять свой выбор путем наложения; развивать вни-
 мание; закреплять слова, определяющие относительность величин
 "больше", "меньше", "одинаковые".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  2-й вариант. Маленькие картонные дома без крыш с проре-
 зями для окон и дверей, элементы к ним (крыши, двери, окна) для
 каждого ребенка.
  Ход игры. Педагог вставляет в наборное полотно крупные
 изображения трех домов, располагая их в случайном порядке, а
 не в ряд. На столе раскладывает вперемешку элементы дома (кры-
 ши, двери, окна). Затем говорит детям, что они будут строителями,
 достроят дома, которые должны быть аккуратными, ровными; все
 детали следует подбирать так, чтобы они подошли к нужным частям.
 Дети подходят и по очереди "достраивают" дома. Сидящие за
 столами принимают участие в оценке каждого этапа работы. В
 конце педагог подводит итог: "Самому большому дому мы подобрали
 самые большие окна, самую большую дверь, самую большую крышу.
 В дом поменьше мы поставили двери поменьше, крышу поменьше,
 окна поменьше. А в самом маленьком доме самые маленькие окна,
 самая маленькая дверь, самая маленькая крыша".
 Три медведя
  Цель. Продолжать учитывать в игре величину предметов; вы-
 зывать положительное эмоциональное отношение к игровым дейст-
 виям, требующим учета величины; познакомить с персонажами
 сказки Л. Н. Толстого "Три медведя".
  Оборудование. Мишки (игрушки) разной величины (боль-
 шой, средний, маленький) в одежде (большой - в брюках, сред-
 ний- в юбке и фартуке, маленький - в коротких штанишках),
 посуда (тарелки, ложки, кружки) трех величин, кровати трех раз-
 меров.
  Ход игры. Педагог рассказывает детям сказку: "Жили-были
 три медведя: папа - Михайло Иванович. (Достает из-за ширмы
 самого большого медведя - он здоровается с детьми - и сажает его
 на стол.) Мама-медведица. (Достает зверюшку средней величины -
 медведица также здоровается с детьми - и усаживает рядом с боль-
 шим медведем.) Маму звали Настасья Петровна. У медведя Ми-
 хайло Ивановича и медведицы Настасьи Петровны был маленький
 сын, медвежоаок Мишутка. (Достает медвежонка - тот здоровается
 с детьми и тол^е усаживается рядом с другими игрушками.) По-
 смотрите внимательно, кто из них самый большой. (Дети отвечают.)
 Правильно, самый большой папа, Михайло Иванович. Кто из них
 немного поменьше? (Ответы детей.) Правильно, мама, Настасья
 Петровна. А кто самый маленький? (Мишутка.) Верно. У медведей
 в лесу был свой домик. Вот они пришли домой и захотели есть.
 Кто хочет им помочь?" Вызывает одного из детей и просит раз-
 дать медведям посуду, но не перепутать, где чья тарелка (миска),
 ложка (о величине не упоминает). Ребенок раздает тарелки, а затем
 кормит медведей. Другой ребенок раздает чашки и поит медведей
 чаем. Третий распределяет кровати и укладывает их спать. После
 этого педагог подводит итог: "Вы хорошо думали и помогли трем
 медведям узнать свою посуду и свои кровати, не перепутали -
 большому медведю дали большую тарелку, ложку и чашку, медведю
 71
 
 поменьше дали тарелку, ложку и чашку поменьше, положили на
 кровать поменьше, а самому маленькому, Мишутке, дали маленькую
 тарелочку, ложечку и чашечку и уложили на маленькую кровать.
 "Спасибо",- сказали медведи и уснули".
 У кого большой мяч?
  Цель. Обратить внимание на относительность величины пред-
 метов (один и тот же предмет может быть большим или малень-
 ким в зависимости от того, с каким предметом его сравнивают);
 закреплять слова "большой", "маленький", "больше", "меньше".
 Оборудование. Мячи разной величины по количеству детей.
  Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом, а педагог за
 маленьким столом напротив. На столе под салфеткой лежат мячи.
 Педагог вызывает двоих и дает каждому по мячу. Спрашивает, у
 кого большой мяч, а у кого маленький. Дети отвечают, педагог
 подтверждает: "Верно, у Кати мяч большой, а у Коли маленький".
 Предлагает Коле отвернуться, а в это время меняет у Кати мяч
 на маленький, меньший, чем у Коли. Не давая Коле повернуться,
 спрашивает: "Какой у тебя мяч?" Коля отвечает: "Маленький" -
 и поворачивается. "Какой у Коли мяч?" - спрашивает педагог.
 Дети отвечают: "Большой". Такие перемены производятся несколько
 раз. Затем педагог вызывает другую пару и так же меняет им мячи,
 начиная от самого большого до самого маленького, выкладывая их
 в ряд на столе. Спрашивает: "Где самый большой мяч?" Убирает
 его. И так, пока останется два мяча. Затем те же действия произ-
 водят в обратном порядке - от маленького к большому. Когда ос-
 танется один мяч, педагог спрашивает: какой мяч остался - боль-
 шой или маленький? Дети говорят, что большой. Педагог выходит и
 приносит еще один мяч, больше того, что лежит на столе. Спраши-
 вает, указывая на лежащий на столе мяч, большой он или ма-
 ленький,- оказывается, теперь он маленький. Дети встают в круг и
 играют с большим мячом, передавая его друг другу.
 Зоопарк
  Цель. Продолжать знакомить детей с относительностью вели-
 чин предметов, учить соотносить их по величине зрительно и путем
 наложения.
  Оборудование. Трафареты с изображением животных разной
 величины (заяц, лиса, волк, тигр, лев, слон), клетки для них из
 картона, наборное полотно.
  Ход игры. Педагог рассказывает детям, что в зоопарк при-
 везли новые клетки, надо помочь зверям правильно найти свое
 место. Ставит в наборное пблотно две клетки - самую маленькую
 и чуть побольше - и достае-Рдва трафарета - зайца и лису. Кто-
 либо распределяет их по клеткам. Дети под руководством педагога
 отмечают, что заяц маленький, а лиса большая. Взрослый выстав-
 ляет еще две клетки - для волка и тигра. Оказывается, что они
 больше лисы. Затем появляются клетки для лисы и слона.
 Вариант игры. В наборное полотно располагают сразу все
 75
 
 клетки вперемешку. Дети рассаживают зверей по клеткам, зритель-
 но соотнося их по величине.
 Кто высокий?
  Цель. Учить понимать относительность высоты предмета; по-
 казать, что один и тот же предмет может быть высоким или низ-
 ким в зависимости от того с чем его сравнивают; обратить внима-
 ние, что слова "высокий", "низкий", "выше", "ниже" относятся
 не только к предметам, но и к людям, определяют их рост.
  Ход игры. Педагог вызывает двоих детей: одного самого ма-
 ленького по росту, другого повыше, ставит их рядом и просит ребят
 сказать, кто из стоящих детей высокий. Переспрашивает: "Коля
 высокий или низкий?" Затем говорит: "Правильно, Коля высокий,
 выше Тани". Сажает Таню и вызывает ребенка, который выше
 Коли. Ставит их рядом, снова спрашивает: "Коля высокий или
 низкий? Правильно, теперь можно сказать, что Коля низкий, а Саша
 высокий, Коля ниже Саши, а Саша выше Коли". Педагог вызы-
 вает других детей, таких, чтобы высокий в одной паре оказывался
 низким в другой, затем переставляет их в обратном порядке -
 тот, кто был ниже в предыдущей паре, должен быть выше. Потом
 педагог объясняет, что он сравнивал детей по росту: одни выше
 ростом, другие ниже. Предлагает всем построиться по росту. По-
 могает детям правильно определить свое место. Построившись в
 шеренгу, дети маршируют по комнате.
 Ежик
  Цель. Продолжать учить соотносить объекты по величине,
 выделять величину в качестве значимого признака, определяющего
 действия; закреплять знание слов "большой", "маленький", "боль-
 ше", "меньше", вводить их в активный словарь детей.
  Оборудование. Картонные трафареты с изображением ежей,
 зонтиков четырех величин.
  Ход игры. Педагог говорит, что сейчас он расскажет сказку
 о ежах: "В лесу жила семья ежей - папа, мама и двое ежат. Вот
 один раз ежи пошли гулять и вышли в поле. Там не было ни дома,
 ни дерева. (Предлагает детям найти на подносах фигурки ежей
 и положить на стол перед собой. Подходит к каждому и распола-
 гает фигурки в ряд по величине.) Вдруг папа-еж сказал: "По-
 смотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь". - "Побе-
 жали в лес,- предложила мама-ежиха. - Спрячемся под елкой".
 Но тут пошел дождь, и ежи не успели спрятаться. У вас, ребята, есть
 зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики. Только смотрите вни-
 мательно, кому какой зонтик подходит. (Смотрит, используют ли
 дети принцип сопоставления предметов по величине.) Молодцы,
 теперь все ежи спрятались под зонтиками, и они благодарят вас".
 Педагог спрашивает кого-либо, почему он один зонтик дал ежу-
 папе, а другой - ежихе; следующего ребенка - почему маленьким
 ежатам дал другие зонтики. Дети отвечают, а педагог помогает
 им правильно сформулировать ответ.
 
 Запоминание, связанное с представлением о величине
  На занятиях, во время игр и в быту дети постоянно сталкиваются
 с предметами разной величины. Постепенно у них формируются
 представления о величине, которые, соединяясь со словом-назва-
 нием величины, закрепляются в памяти ребенка. Но самостоя-
 тельно запоминать и вспоминать предметы разной величины, мыс-
 ленно соотносить их с величиной других предметов умственно от-
 сталый ребенок не может. Нужна специальная коррекционная ра-
 бота. Предложенные ниже игры должны помочь этому.
 Запомни и найди
  Цель. Учить удерживать в представлении и мысленно соот-
 носить между собой величины разных предметов, осуществлять
 выбор по представлению.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Оборудование. Карты лото с изображением 4-6 предметов
 разной величины по два на ребенка (одни и те же предметы могут
 быть изображены несколько раз, но не рядом, а вперемешку. На-
 пример, на одной карте изображена большая кастрюля, а на дру-
 гой - две кастрюли, одна из которых среднего размера, а другая
 маленькая. При этом на первом листе могут быть изображены
 три зайца - большой, маленький и средний и два будильника -
 большой и маленький), маленькие карточки с изображением всех
 предметов, имеющихся на больших листах, чистые листы плотной
 бумаги или картона по числу больших листов лото.
  Ход игры. Педагог раздает детям по одному большому листу
 и по картонке, просит внимательно рассмотреть картинки и на-
 крыть лист картонкой. Затем поднимает одну из маленьких карто-
 чек; например картинку с изображением большой кастрюли, пока-
 зывает, не называя, кладет на стол тыльной стороной вверх, от-
 считывает до 15 и, не переворачивая картинку, спрашивает: "У
 кого такая?" (Предмет и его величину не напоминает.) Дети сни-
 мают картонки и по памяти ищут нужное изображение. Когда они
 найдут нужную картинку, покажут и назовут ее, педагог демонст-
 рирует свою картинку, давая детям возможность проверить свой
 выбор. Только после этого педагог оценивает результат: "Правильно,
 у Наташи большая кастрюля и у меня большая кастрюля". Или:
 "Наташа выбрала верно, у нее большая кастрюля, а Вова не совсем
 правильно. У него тоже кастрюля, но она меньше". Подходит к
 Вове и дает ему возможность сопоставить картинки на близком
 расстоянии. Если на листе у ребенка изображены три кастрюли, он
 должен показать пальцем нужную и держать палец на изобра-
 жении до момента проверки.
 У кого такое?
  Цель. Та же, осуществлять выбор по слову, запоминать сло-
 весное определение величины.
 Оборудование. То же.
  Ход игры. Детям раздают листы лото, они их рассматривают
 и закрывают картонками. Педагог называет одну из картинок,
 например высокий дом, отсчитывает до 10-15, просит снять кар-
 тонки и найти названную картинку. Затем достает маленькую кар-
 точку, показывает ее детям и отдает тому, кто опознал предмет по
 словесному описанию до показа маленькой карточки, и говорит:
 "Верно, это высокий дом". Если же дети не смогли определить
 картинку по слову-названию, то педагог еще раз показывает и на-
 зывает ее. Дети повторяют название. После этого картинка от-
 кладывается, и название предмета повторяется через некоторое
 время, после обыгрывания 2-3 других предметов. Игра закан-
 чивается, когда все картинки на больших листах будут закрыты
 маленькими карточками.
 Красивый узор (занятие)
 Цель. Учить осуществлять выбор величин по слову-названию
 
 предметов, развивать внимание; формировать положительное от-
 ношение к полученному результату - ритмичному чередованию
 величин.
  Оборудование. Полоски чистой плотной бумаги по числу
 детей, геометрические формы разной величины для выкладывания
 узора (круги, квадраты, ромбы, шестиугольники и др.); подносики,
 наборное полотно.
  Ход занятия. Педагог раздает детям полоски бумаги и ставит
 на стол подносики с геометрическими формами. Говорит, что сей-
 час они будут выкладывать красивый узор, показывает образец
 действия: "Большой квадрат. (Берет форму и вставляет в набор-
 ное полотно.) Маленький квадрат, еще маленький квадрат". (Вновь
 вставляет в полотно и т. д.) Затем педагог предлагает выкладывать
 формы под диктовку. Вначале он следит не только за правильным
 чередованием величин, но и за тем, чтобы дети действовали слева
 направо и соблюдали одинаковое расстояние между элементами.
 При повторном проведении задания дают другие формы, изме-
 няется и их чередование. В заключение педагог рассматривает
 получившиеся узоры, дает всем работам положительную оценку.
 Комната для трех медведей
  Цель. Продолжать учить детей осуществлять выбор и соотне-
 сение величин предметов по словесному определению, действовать
 в соответствии со словесной инструкцией; учить пользоваться в

<< Пред.           стр. 10 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу