<< Пред.           стр. 11 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

 игровой ситуации предметами-заменителями; продолжать знако-
 мить со сказкой "Три медведя".
  Оборудование. Предметы-заменители - картонные геомет-
 рические формы разной величины (длинный прямоугольник -
 
 
 "стол", квадраты трех величин - "стулья", круги трех величин -
 "тарелки", половинки овалов трех величин - "чашки"), картонные
 фигурки трех медведей.
  Ход игры (проводится небольшими подгруппами, не более
 6 детей). Играющие располагаются вокруг маленького стола, пе-
 дагог вместе с детьми. Рядом с педагогом на другом стуле лежит
 под салфеткой оборудование для игры. "Помните, я расссказывала
 вам сказку про трех медведей,- говорит педагог.- Они приходи-
 ли к нам в гости. Самый большой, его звали Михайло Иванович,
 поменьше - медведица, ее звали Настасья Петровна, а самый ма-
 ленький медвежонок Мишутка. Сегодня мы построим для них ком-
 нату и опять позовем их в гости. (Достает из-под салфетки кар-
 тонный прямоугольник, кладет на середину стола.) Это будет стол
 для трех медведей. Около него нужны стулья. (Достает три квад-
 рата и вперемешку выкладывает на стол.) Кто расставит стулья
 около стола так, как я скажу? Вот тут самый большой стул -
 для Михайло Ивановича. (Ребенок берет большой квадрат и ста-
 вит на указанное место.) Вот тут стул поменьше - для Настасьи
 Петровны. (Ребенок кладет соответствующий квадратик.) Тут са-
 мый маленький стул - для Мишутки". (Ребенок кладет малень-
 кий квадрат). Затем другой ребенок раскладывает тарелки-кружки.
 Педагог уже не указывает, на какое место их ставить, а просто
 говорит: ч"Расставь тарелки так: самую большую - Михайло Ива-
 новичу, поменьше - Настасье Петровне, а самую маленькую -
 Мишутке". Если ребенок кладет круги не на прямоугольник, педагог
 напоминает, что это у медведей стол. Третий ребенок расставляет
 чашки. Дети зовут медведей, те приходят, благодарят детей. Каж-
 дый медведь узнает свой стул, свою тарелку и чашку.
 Построим спальню для медведей
 Цель. Та же.
  Оборудование. Картонные геометрические формы трех ве-
 личин (прямоугольники - "кровати", квадраты - "подушки").
  Ход игры (проводится небольшими подгруппами). Дети рас-
 саживаются так же, как и в предыдущей игре. "У трех медведей
 в сказке,- говорит педагог,- было две комнаты. Одна столовая,
 другая спальня. Там стояли кровати. (Достает прямоугольники.)
 Вот тут кровать Михайло Ивановича, здесь Настасьи Петровны,
 а тут Мишутки". Один из детей расставляет кровати и объясняет,
 где чья кровать. После этого другой ребенок выполняет более
 легкое задание: раскладывает подушки. К детям снова приходят
 медведи, они быстро находят свои кровати и благодарят детей.
 Три медведя (кукольный театр)
  Цель. Создать положительное отношение к сказке Л. Н. Тол-
 стого; закреплять правильное понимание величины предметов; сти-
 мулировать желание вспоминать и воспроизводить соотношение
 предметов по величине.
 Оборудование. То же, что и в предыдущих играх, по сказке -
 
 плоскостное изображение девочки, по величине соответствующее
 изображению Мишутки.
 Ход игры. Педагог просит детей помочь снова построить две
 комнаты для медведей - столовую и спальню, предлагает вспом-
 нить, что было в комнатах. Один ребенок "строит столовую" - вы-
 кладывает геометрические формы-заменители: прямоугольник
 (стол), квадраты (стулья), круги (тарелки), полукруги (чашки).
 Другой ребенок "строит спальню" - выкладывает прямоугольники
 (кровати), квадраты (подушки). Педагог рассказывает сказку даль-
 ше и вводит новый персонаж, девочку (плоскостное изображение),
 и обыгрывает ее появление.
 Найди, где спрятано
 Цель. Удерживать в памяти представление о предметах разной
 величины и находить их по истечении некоторого времени.
 Оборудование. Разные предметы (большие и маленькие,
 высокие и низкие, широкие и узкие, длинные и короткие).
 Ход игры. 1-й вариант. Педагог достает два шара - боль-
 шой и маленький, предлагает детям рассмотреть их, а затем в при-
 сутствии детей прячет их в разных местах комнаты, например один
 за буфет, а другой под стол в игровом уголке. Просит детей закрыть
 глаза, сам отсчитывает про себя до 15 и предлагает желающим
 найти маленький шар, потом - большой. Затем педагог прячет
 два или три других предмета, например три коробки (большая,
 маленькая и средняя), а отыскать их должны те, кого воспитатель
 вызывает: один ребенок ищет большую коробку, другой - коробку
 поменьше, третий - маленькую. По мере освоения игры прятать
 предметы и давать задания тем, кто их ищет, может кто-либо из
 детей.
 2-й вариант. Педагог ставит на стол высокую и низкую пи-
 рамидки, высокую и низкую матрешки или высокую и низкую
 елочки (два предмета одновременно), обращает внимание на раз-
 ницу по высоте, подчеркивая ее движением руки: "Это высокая
 пирамидка, а это низкая". Дальше игра проходит, как в первом
 варианте.
 3-й вариант. Проводится так же, как и 2-й вариант. Разыс-
 киваются длинные и короткие предметы.
 4-й вариант. Педагог предлагает двоим выйти из группы. Они
 должны будут искать предметы. Остальные собираются вокруг пе-
 дагога, он показывает два предмета, например большого и малень-
 кого мишку, и предлагает их спрятать. Вместе с педагогом дети
 прячут игрушки и зовут тех, кто стоит за дверью. Одного из во-
 шедших педагог просит найти большого мишку, он сидит на боль-
 шом стуле, а другого - найти маленького мишку, он сидит на ма-
 леньком стуле. Предметы должны находиться в поле зрения детей.
 По этому же типу проводятся игры с другими предметами.
 81
 
 ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА
 Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины
 прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено прак-
 тически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть,
 т. е. при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной,
 перцептивной ориентировкой.
 Вначале при определении цвета большую роль играет приме-
 ривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплот-
 ную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинако-
 вость или неодинаковость. При этом он может еще и не владеть
 восприятием цвета, не видеть, что оба предмета красные или один
 из них красный, а другой желтый, но увидит, что цвета одинако-
 вые или разные. Умственно отсталые дети часто не видят даже
 такого сходства или различия, и приходится довольно длительно
 работать над этим.
 Когда ребенок научится определять цвета при их непосредст-
 венном контакте, т. е. путем наложения и приложения, можно пере-
 ходить к выбору по образцу, к настоящему восприятию цвета, а
 затем и к усвоению названий цветов.
 На основе восприятия цвета формируются и представления о
 цвете. А благодаря этому дети смогут не только применять его в
 своей деятельности (изобразительной, трудовой), в игре, но ис-
 пользовать цвет как сигнал к действию в быту (например, понимать
 сигналы светофора).
 Различение цветов
 Эта группа заданий основана на зрительном различении пред-
 метов по цвету при непосредственном их сближении, т. е. приме-
 ривании. Сближение позволяет увидеть наличие или отсутствие
 так называемого цветового перепада между двумя цветами. Он мо-
 жет быть резким (например, между красным и желтым цветами)
 или близким (между желтым и оранжевым цветами). Поэтому пер-
 вые игры и упражнения должны проводиться с предметами, резко
 различными по цвету, и осуществлять выбор по образцу. Постепенно
 цветовой перепад будет все меньшим, и уже на расстоянии про-
 изводиться составление цветов.
 Педагог должен побуждать детей к самостоятельности при вы-
 полнении задания, постоянно менять предметы по цвету, чтобы
 они ориентировались не на их форму, а на цвет.
 Цветные кубики
 Цель. Учить различать цвета, ориентируясь на их однород-
 ность или неоднородность при наложении; обозначать результат
 словами "такой", "не такой"; действовать по подражанию.
 Оборудование. Крупные пластмассовые кубики по два каж-
 дого цвета (красные, желтые, белые, синие, голубые, зеленые).
 82
 
 Ход игры (проводится индивидуально с каждым ребенком).
 Взрослый расставляет перед собой и ребенком по 3-4 парных ку-
 бика, обращая внимание ребенка на их одинаковость: "Тебе та-
 кой, мне такой, тебе такой, мне такой..." Затем предлагает построить
 красивые одноцветные башни, показывает, как это делать. Мо-
 мент постройки обыгрывает: берет сначала свой красный кубик,
 ставит на желтый и тут же выражает недовольство ("не такой"),
 переставляет на красный, проводит по кубикам рукой сверху вниз,
 подчеркивая их однородность. Таким же образом устанавливает
 другие кубики. Затем просит ребенка сделать то же самое. При необ-
 ходимости помогает. Ребенок строит башни 2-3 раза. По окончании
 педагог хвалит его.
 Найди цветок для бабочки
 Цель. Та же, познакомить с названиями некоторых цветов
 (красный, синий, желтый, белый).
 Оборудование. Четыре крупных выполненных из картона
 цветка (красный, синий, желтый, белый) -для наборного полотна;
 4 плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как и цветы,
 сомасштабные им; такие же, но меньших размеров трафареты с
 изображением цветов и бабочек по числу детей (на каждого ре-
 бенка по 2-3 цветка и по 2-3 бабочки); по числу детей конверты
 (в них вкладывается весь раздаточный материал); наборное полотно.
 Ход игры. Педагог расставляет на наборном полотне цветы
 четырех цветов и показывает бабочек, объясняет, что бабочки
 хотят найти свои цветы - сесть на такой цветок, чтобы их было не
 видно и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спря-
 таться. Педагог рассматривает бабочек, обращая внимание де-
 тей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают ("такой же"),
 бабочку не видно - она спряталась. Затем дети достают из кон-
 вертов бабочек и цветы и выполняют задание. У каждого ребенка
 вначале по две пары объектов. В дальнейшем количество пар
 увеличивается.
 В конце занятия педагог подводит итог, называет цвета и по-
 казывает их: "Желтая бабочка села на желтый цветок, синяя ба-
 бочка села на синий цветок и т. д. Они спрятались, их не видно".
 Помоги Незнайке собрать букеты
 Цель. Осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его
 примериванием; продолжать различать цвета ("такой", "не такой");
 знакомить с названиями цветов (не требуя от детей их повторе-
 ния); формировать положительное эмоциональное отношение к иг-
 ре с игрушками; ориентироваться в игре на цвет как на значимый
 признак.
 Оборудование. Кукла-мальчик Незнайка, цветы разной ок-
 раски, подставки для цветов.
 Ход игры (проводится подгруппами не более 6 детей). К де-
 тям приходит Незнайка с большим букетом цветов, спрашивает,
 красивые ли они, и просит помочь разделить их на букеты для
 83
 
 подарка друзьям. Незнайка достает один цветок и говорит, что один
 букет хочет сделать вот такой (например, синий). По его просьбе
 выходит один ребенок и выбирает из большого букета синие цветы.
 Затем Незнайка выбирает оранжевый цветок, и другой ребенок
 подбирает оранжевые цветы. У Незнайки остаются только красные
 цветы. "У меня все цветы одинаковые, красные",- говорит Не-
 знайка. Педагог обращает внимание детей, что у всех теперь букеты
 с одинаковыми цветами: в одном - синие, в другом - оранжевые.
 Все букеты красивые. Незнайка благодарит детей, забирает букеты
 и уходит.
 По мере освоения игры выбор цвета осуществляется не из трех
 наименований, а из шести. В игре могут участвовать все дети.
 Привяжи ленточки к шарикам
 Цель. Продолжать учить различению цветов, подбирать оди-
 наковые цвета на глаз с последующей проверкой; учить ориентиро-
 ваться на цвет как на значимый признак; закреплять эмоцио-
 нально-положительное отношение к игре; продолжать знакомить
 с названиями цветов.
 Оборудование. Воздушные шары трех цветов по количеству
 детей, цветные ленточки четырех цветов (три из них совпадают с
 цветом шаров), число ленточек превышает количество шаров, под-
 носик4 для ленточек, бубен.
 Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом около стола
 педагога. На столе под салфеткой лежат ленточки и бубен. Педагог
 вносит в группу сетку с уже надутыми воздушными шарами и го-
 ворит, что дети будут играть в праздник, маршировать с шарами.
 Для этого нужно к каждому шару привязать свою ленточку, доста-
 ет их из-под салфетки. "Ленточка должна быть такая же, как шар,
 такого же цвета",- говорит педагог и показывает, как подбирать
 ленточку: берет один из шаров, выбирает ленточку того же цвета,
 прикладывает ее к шару ("такая же, красная"), потом по оче-
 реди подзывает детей. Каждый получает шар, подбирает ленточку,
 а педагог помогает привязать ее к шару и говорит: "Какие у всех
 красивые шары с ленточками. У Тани и Сережи шары голубые и
 ленточки такие же, голубые. У Саши и Вовы шары синие и лен-
 точки такие же, синие" и т. д. После этого дети маршируют с ша-
 рами под бубен, бегают по комнате, размахивая шарами, а затем
 по сигналу бубна подбегают к педагогу и отдают ему шары.
 Спрячь мышку от кошки
 Цель. Та же.
 Оборудование. Плоскостные домики из картона, окрашенные
 в разные цвета (основные) или обклеенные цветной бумагой, с
 прорезями для дверей; с обратной стороны домиков (к основной
 части) приклеиваются сверху и снизу картонные рейки так, чтобы
 между ними перемещалась (в виде задвижки) полоска картона
 с наклеенными дверями тех же цветов, что и домики; игру-
 шечная кошка и плоскостные изображения мышек (см. вклейку).
 
 Ход игры. Дети сидят на стульях вокруг стола педагога. На
 столе разложены три-четыре домика разных цветов и на некотором
 расстоянии вперемешку двери к ним. Появляется мышка, она пи-
 щит и просит спрятать ее от кошки. Педагог прячет мышку в один
 из домиков и объясняет, что надо закрыть дверь, а то кошка
 найдет мышку. Обыгрывает этот момент: берет одну из дверей
 (цвет не подходит) и прикладывает к домику. Затем ищет дверь
 такого же цвета, как дом. Наконец находит дверь нужного цвета,
 закрывает мышку и обращает внимание на то, что двери не видно:
 она слилась с домиком. Выбегает кошка, бегает вокруг домика,
 ищет мышку, но не находит. Появляется другая мышка. Ее прячет
 ребенок. Игра повторяется.
 В конце педагог говорит, что дети хорошо спрятали мышек, пра-
 вильно подобрал двери к домикам - все домики и двери одинаковые.
 При повторном проведении игры используются домики другого
 цвета. Можно применять в окраске домиков незнакомые детям
 цвета и оттенки. Дома располагаются не в ряд, а в случайном
 порядке.
 Зрительное соотнесение цветов
 Зрительное соотнесение цветов происходит не только тогда, когда
 предметы находятся рядом, но и на расстоянии. В основе такого
 соотнесения лежит не просто различение, а восприятие цвета. В то
 же время можно сказать, что и восприятие цвета, и различие
 не всегда связаны со знанием названий цвета. Таким образом в
 задания можно включать любые цвета и оттенки.
 Действуя с цветом, дети начинают запоминать и сами цвета, и
 их названия. Однако бессмысленно говорить им название цвета,
 если они не выделяют его зрительно, не отличают от другого.
 Поэтому игры и упражнения строятся так, чтобы ребенок сначала
 вычленил цвет как значимый признак и выполнил задание. Только
 после этого нужно назвать цвет. Сначала даются названия основ-
 ных цветов: желтый, красный, зеленый, синий, а также белый и
 черный, а затем дополнительных цветов и оттенков.
 Бегите ко мне
 Цель. Продолжать учить осуществлять выбор цвета по образцу,
 действовать по цветовому сигналу, развивать внимание.
 Оборудование. Флажки трех цветов, бубен.
 Ход игры. Педагог раздает детям флажки трех цветов. По
 сигналу бубна они разбегаются по комнате. Педагог говорит: "Бе-
 гите ко мне" - и поднимает красный флажок. Дети с красными
 флажками подбегают к педагогу и поднимают их вверх. Игра пов-
 торяется. Все вновь разбегаются. Педагог поднимает флажок дру-
 гого цвета или сразу два флажка, например белый и красный. Дети
 с такими же флажками подбегают к нему и поднимают их вверх.
 В конце игры педагог поднимает все три флажка и дети подбегают
 к нему.
 
 Оденем кукол
 Цель. Та же.
 Оборудование. Три куклы в разных юбочках - красного,
 синего и белого цвета (или синего, голубого и зеленого и др.), по
 4 кофточки, 4 банта, т. е. кофточек и бантов больше, чем юбочек.
 Ход игры. Педагог вносит в группу кукол в рубашках и
 юбочках, рассказывает детям, что куклы хотят красиво одеться,
 так, чтобы у них все было одного цвета - юбочка, кофточка и
 бант в волосах. Но сами они не могут это сделать и просят помочь

<< Пред.           стр. 11 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу