<< Пред. стр. 16 (из 27) След. >>
Неловкий. Не знаю, я не ломал. Ребята видели.Ловкий. Понял! Понял! Их за шкафом не видно. (Вытаски-
вает мишку.) Целый! (Показывает ребятам. Потом вновь сажает
его там же, чтобы дети убедились, в каком положении видна часть
игрушки.) Теперь я спрячу маленькую куклу. (Сажает мишку на
стол и за его спиной прячет куклу.)
Неловкий (долго ищет и находит). Понял - кукла сидела за
мишкой, ее не было видно. Отвернись, я мишку спрячу. Посиди,
мишенька, теперь ты за куклой. (Сажает мишку за куклой.) Ищи!
Ловкий (сразу находит). Есть! Есть!
Неловкий (заходит со стороны детей). Видно. Почему?
(Меняет местами куклу и мишку.) А куклу не видно. Почему?
(Снова меняет местами.) Мишка за куклой - видно. (Опять
меняет.) Мишка за куклой. Видно.
Ловкий. Мишка большой, поэтому его видно, а кукла ма-
ленькая, ее и не видно за мишкой. (Показывает, переставляя
игрушки.) Ладно, нам пора уходить.
Клоуны прощаются и уходят.
Угадай, кто за кем
Цель. Продолжать формировать у детей представление о
заслоняемости одних предметов другими; уточнить представление
о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не
заслоняют больших; закреплять слова "больше", "меньше", "за",
"перед"; познакомить со словом "заслонять".
Оборудование. Разные игрушки.
Ход игры. 1-й вариант. Игрушки стоят на столе у педа-
гога. Педагог просит детей посмотреть, что находится на столе, и
закрыть глаза. Берет две игрушки, отставляет их несколько в сто-
рону и встает так, что заслоняет их собою. Дети открывают глаза
и обнаруживают, что двух игрушек нет. "Я не отходила от стола.
Куда же делись игрушки?" - говорит педагог. Если кто-то из ре-
бят догадается, педагог удивленно говорит: "Ах, я встала и засло-
нила их". Если же дети не находят, то ищет сам и, обнаружив про-
павшие игрушки, объясняет причину их исчезновения.
После этого педагог убирает игрушки и приглашает к столу
Двоих детей: одного - высокого, крупного, другого - маленького.
Дети вновь убеждаются в принципе заслоняемости, когда малень-
кий встает за спиной большого. Итоги игры педагог обсуждает
с детьми, почему Таню не видно за Колей, а Колю за Таней вид-
но: "Больший заслоняет меньшего, а меньший заслонить не мо-
жет".
I 13
2-й вариант. Проводится игра "в прятки". Один прячется,
а все под руководством педагога ищут, последовательно осматри-
вая в комнате мебель.
Формирование пространственных представлений
Представления о пространстве так же, как и представления о
форме, величине, цвете, предмете в целом формируются на осно-
ве достаточно развитого пространственного восприятия. Действи-
тельно, невозможно представить расположение какого-либо пред-
мета в пространстве, не имея достаточно четких представлений
о самом предмете и других предметах, находящихся в данном
пространстве. Не зная формы предмета, нельзя говорить о взаим-
ном расположении его частей. Таким образом, формирование
пространственных представлений как бы вбирает в себя все, что
ранее усвоено детьми.
Запомни и найди
Цель. Формировать у детей представления о пространствен-
ном расположении предметов по отношению друг к другу, продол-
жать развивать внимание и запоминание.
Оборудование. Карты лото, на каждой по четыре кар-
тийки с изображением знакомых детям предметов, по-разному рас-
положенных по отношению друг к другу (например, шарик на ку-
бике, шарик и кубик рядом; собака около будки, собака на будке;
портфель на столе, линейка в портфеле; мяч под столом, на столе;
на шкафу, за шкафом; два дерева рядом, по обеим сторонам дома
по одному дереву), маленькие карточки с изображением предме-
тов в тех же пространственных отношениях, картонки для накры-
вания больших листов лото по числу играющих.
Ход игры (проводится сначала индивидуально, а затем под-
группами). Ребенку дают одну большую карту и чистую картонку, ею
он накрывает карту. Педагог просит внимательно рассмотреть
карту и сказать, что нарисовано (шарик на кубике, два дерева
рядом и т. д.). После этого ребенок закрывает карту картонкой, а
педагог показывает ему одну из маленьких картинок (не называя
ее и не спрашивая у ребенка, что нарисовано), переворачивает
ее и отсчитывает до 10-15. После этого ребенок снимает картонку
с карты и отыскивает нужную картинку. Педагог показывает
карточку-образец, ребенок сопоставляет с ней свой выбор. Результат
закрепляется в слове.
Найди и назови
Цель. Та же, понимать значение слов, обозначающих прост-
ранственное расположение предметов на картинке.
Оборудование. То же, что и в предыдущей игре.
Ход игры (проводится индивидуально и подгруппами). Пе-
дагог называет изображение на картинке (например, шарик и ку-
бик рядом), а ребенок показывает его на своем листе. Педагог дает
111
ему маленькую карточку, и ребенок, проверив правильность свое-
го выбора, закрывает ею изображение на своем листе.
Запомни и назови
Цель. Продолжать учить детей находить изображение двух
или нескольких предметов по словесному описанию из простран-
ственного расположения, учить запоминать словесные определения
пространственных отношений объектов.
Оборудование. То же.
Ход игры (проводится индивидуально и небольшими под-
группами). Игра аналогична играм (с. 114).
Что нарисовано
Цель. Формировать у детей представление о пространственном
соотношении частей одного предмета; закреплять имеющиеся
представления о целостном образе предмета, его форме и величине
частей; составлять целое из частей.
Оборудование. Рисунки с контурным изображением пред-
метов, состоящих из легко вычленяемых геометрических форм, плос-
костные геометрические формы: большие - для работы у доски,
маленькие - для индивидуального использования детьми (разда-
точный материал), фланелеграф, конверты для геометрических
форм4, листы бумаги по числу детей.
Ход игры. 1-й вариант. Дети сидят за столом напротив
педагога. Один ребенок получает картинку, на которой изображен
какой-либо предмет (например, неваляшка). Он должен найти в
конверте соответствующие элементы и сложить на листе бумаги
неваляшку. Другой ребенок, посмотрев, что он сложил, должен
угадать, что нарисовано на картинке (картинку ему не показы-
вают). Когда он называет предмет, ему показывают картинку, и он
оценивает свой ответ и правильность работы товарища.
2-й вариант. Дети сидят на стульях. Педагог вызывает одно-
го ребенка, дает ему картинку и говорит, что все дети будут вни-
мательно смотреть и угадают, что на ней нарисовано. Ребенок
должен сложить нужное изображение на фланелеграфе, выбрав
соответствующие элементы из предложенных. После этого дети
называют предмет, выложенный ребенком, и им показывают ри-
сунок. Они сравнивают рисунок с изображением на фланелеграфе,
называя части предмета, их форму и пространственное располо-
жение частей. Например, рассматривая неваляшку, говорят, что
у нее есть голова, туловище, руки. Голова круглая, туловище оваль-
ное. Туловище внизу, голова наверху и т. д. О вагоне - вагон
прямоугольный, у него внизу колеса. Колеса круглые, маленькие
и т. п. Главное, дети должны понять, что из одних и тех же элемен-
тов можно сложить разные предметы, по-разному располагая их
в пространстве.
3-й вариант. Дети сидят за столами. Педагог раздает им
листы бумаги, конверты с элементами изображений. На столе педа-
гога картинки перевернуты изображением вниз. Педагог говорит.
что каждый должен взять картинку, рассмотреть ее, чтобы другие
не видели, и выложить на листе бумаги такую же картинку. В про-
цессе работы педагог по мере необходимости оказывает детям
помощь. По окончании работы он или кто-либо из детей проходит
между рядами и отгадывает, у кого какая картинка.
Письмо от зайки (мишки, белочки, ежика и др.)
Цель. Учить ориентироваться в реальном пространстве с опо-
рой на ориентиры; соотносить ориентиры, изображенные на бу-
маге, с реальными предметами.
Оборудование. Строительный набор "Построй поселок",
элементы настольного строителя, письма - полоски бумаги с изобра-
жением ориентиров, ведущих к домику зайки, мишки, белки и др.,
фигурки зверей (пластмассовые или картонные).
Ход игры (проводится индивидуально или подгруппами,
вначале желательно проводить индивидуально). 1-й в а р и а н т. На
столе педагога выложена большая дорога, разветвляющаяся на
две или три маленькие дорожки. Рядом с дорогой стоят ориентиры,
а в конце каждой дорожки -домики. Ориентиры могут быть рас-
I 17
положены в следующем порядке: у начала большой дороги, откуда
начинается путь, стоит машина или трактор (из набора "Построй
поселок"). Затем на каждой из дорожек еще по три ориентира:
на левой-дерево, еще один трактор, около самого дома елка;
на средней - елка, дерево, около дома трактор; на правой - ежик,
елка, около дома дерево. Педагог показывает постройку на столе
и говорит, что в одном из домов живет зайка. Он зовет к себе в
гости и прислал письмо с адресом, подает ребенку полоску бу-
маги, на ней нарисованы в ряд (слева направо) машина, дерево,
трактор и елка, и предлагает вместе почитать письмо. Педагог по-
казывает, откуда они пойдут искать домик зайки, учит ребенка после-
довательно двигаться по ориентирам. Когда ребенок приходит к до-
мику, зайка выходит к нему навстречу (педагог выдвигает фи-
гурку зайца из домика). Затем ребенок самостоятельно находит
дорогу к другому домику - мишки или ежика. В дальнейшем
порядок расположения ориентиров и сами ориентиры меняются,
можно изменить и направление движения.
2-й вариант. Игра проводится на полу с крупным строите-
лем и большими игрушками. Дети распределяются на 2-3 под-
группы, каждая из которых читает свое письмо и приходит в гости
к своим зверюшкам или к кукле.
РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Всестороннее представление об окружающем предметном мире
у человека не может сложиться без тактильно-двигательного
восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.
Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складыва-
ются первые впечатления о форме, величине предметов, их располо-
жении в пространстве. Ведь первым видом действия ребенка с
предметами является хватание, во время которого форма, вели-
чина, масса, пространственное расположение предмета познаются
на ощупь, а рука учит глаз.
На протяжении всей жизни человека тактильно-двигательное
восприятие имеет огромное значение. На ощупь познается объем-
ная форма предметов, ощупывающее движение ложится в основу
изображения предмета в лепке. Обводя предмет по контуру, мы
выделяем его плоскостной образ из объема, познаем ту форму, ко-
торая становится основной в рисовании.
Тактильное восприятие играет исключительную роль при опре-
делении таких свойств, как температура и вес. Роль тактильно-
двигательного восприятия велика и в выполнении различных тру-
довых операций в быту, везде, где мы имеем дело с навыками
ручного труда. Ведь каждый из нас знает, что при выполнении
привычных действий мы почти не пользуемся зрением, а целиком
опираемся на тактильно-двигательную чувствительность.
Таким образом, можно сказать, что с детьми раннего и до-
школьного возраста должна проводиться серьезная работа по фор-
мированию тактильно-двигательного восприятия. Особенно важно
I Ih
это для умственно отсталых детей, которые порой не проявляют по-
пыток тактильно-двигательного обследования предметов. Их общая
инертность приводит к тому, что в младенческом возрасте они не
овладевают хватанием, а потому даже в дошкольном возрасте не
могут определить на ощупь форму и величину предметов. В ре-
зультате они не способны в нужный момент перераспределить
пальцы на предмете и удержать его в руках. Они часто прома-
хиваются, желая взять отдаленный предмет или совершить с ним
какое-либо действие, что также является следствием недоразвития
тактильно-двигательной чувствительности и тесно связанной с ней
зрительно-двигательной координации.
Предлагаемые в данном разделе игры направлены на коррек-
цию и компенсацию указанных дефектов развития. Здесь также
будут игры на различение и узнавание, восприятие и представ-
ление предметов. Кроме того, большое значение отводится соче-
танию разных видов чувствительности (зрительной, тактильной,
двигательной). Так, опознание и различение предметов и их свойств
идет по-разному в зависимости от того, как дается образец: зри-
тельно, тактильно, двигательно или комплексно.
Своеобразный характер носят и способы ориентировки -
пробы сохраняют свое значение, но перцептивная ориентировка
происходит с помощью не зрительных, а ощупывающих и обводя-
щих движений.
Узнавание предметов на ощупь
Найди свою игрушку в мешочке
Цель: Учить узнавать на ощупь знакомые предметы, не просто
держать предмет в руках, а ощупывать, передвигая ладонь и
пальцы по предмету.
Оборудование. Игрушки резко различной формы, вели-
чины, фактуры по количеству детей, непрозрачный мешочек -
"чудесный мешочек" с завязкой, в который складываются предме-
ты-игрушки.
Ход игры. Дети сидят на своих местах. Педагог раздает
им игрушки и предлагает поиграть с ними. Через некоторое время
показывает "чудесный мешочек", говорит, что в него можно спря-
тать игрушки, а потом найти их. Предлагает троим детям (не
более) положить свои игрушки в мешочек. Затягивает шнурок,
трясет мешочек и просит ребенка найти свою игрушку, не загля-
дывая в мешочек. Если ребенок правильно выбрал игрушку (ощу-
пывает одной рукой), он называет ее сам или с помощью педагога
и садится на место. Если же игрушка выбрана неверно, педагог
кладет ее обратно в мешочек и достает нужную. Рассматривает
и ощупывает игрушку вместе с ребенком, учит его этому методу,
показывая, как передвигать пальцы по предмету, обращая внима-
ние на форму, величину, фактуру, части предмета. Затем свою
игрушку ищет другой ребенок.
Платочек для куклы
Цель. Узнавать знакомые предметы на ощупь, опираясь на
один признак - фактуру материала.
Оборудование. Три куклы в разных платочках: одна -
в шелковом, другая - в шерстяном, третья - в вязаном (крупная
вязка), "чудесный мешочек".
Ход игры (проводится небольшими подгруппами сначала по
два, а затем по три ребенка). Педагог показывает детям трех
кукол в платочках: на одной - шелковый платок,' на другой -
тканевый шерстяной, на третьей - вязаный. Куклы здороваются с
детьми, радуются, что пришли в гости. Педагог предлагает поса-
дить их за стол и угостить, но прежде надо снять платочки. Каж-
дый ребенок получает куклу, снимает с нее платок, усаживает за
стол. Все платочки поочередно рассматриваются и ощупываются
детьми. Педагог предлагает сложить их в мешочек. Потом дети
угощают кукол. Куклы благодарят, собираются уйти и просят де-
тей надеть им свои платочки. Те на ощупь отыскивают платочки
в "чудесном мешочке" и с помощью педагога надевают их на
своих кукол. Куклы прощаются и уходят.
Чья это конура (норка, домик)
Ц ^ л ь. Учить осуществлять пробы тактильно-двигательно, с
закрытыми глазами; продолжать учить детей находить правиль-
ное решение путем проб, фиксируя правильные и отбрасывая
неверные варианты.
Оборудование. Три коробки разного размера с отверстиями
("дверями") также разного размера, три игрушечные собачки раз-
ного размера, экран или ширма.
Ход игры (проводится индивидуально). Ребенок сидчт за
столом напротив педагога. Он показывает три конуры и говорит,
что в них живут собаки. Сейчас они убежали гулять и скоро при-
дут. Прячет домики за ширму. Появляются собаки. Они лаят, просят
ребенка найти их домики и помочь туда залезть. Педагог объяс-
няет, что каждой собаке надо найти конуру не глядя, за экраном,
напоминает, что можно пробовать: самой большой собаке -
большую конуру. Педагог помогает, взяв руки ребенка в свои,
путем проб найти нужный домик и поместить в него собаку. Затем
ребенок сам берет любую собаку из двух оставшихся и ищет ее
конуру. Если он помещает маленькую собачку в средний по вели-
чине домик, его не останавливают, так как ошибка выяснится при