<< Пред.           стр. 16 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

 Неловкий. Не знаю, я не ломал. Ребята видели.
  Ловкий. Понял! Понял! Их за шкафом не видно. (Вытаски-
 вает мишку.) Целый! (Показывает ребятам. Потом вновь сажает
 его там же, чтобы дети убедились, в каком положении видна часть
 игрушки.) Теперь я спрячу маленькую куклу. (Сажает мишку на
 стол и за его спиной прячет куклу.)
  Неловкий (долго ищет и находит). Понял - кукла сидела за
 мишкой, ее не было видно. Отвернись, я мишку спрячу. Посиди,
 мишенька, теперь ты за куклой. (Сажает мишку за куклой.) Ищи!
 Ловкий (сразу находит). Есть! Есть!
  Неловкий (заходит со стороны детей). Видно. Почему?
 (Меняет местами куклу и мишку.) А куклу не видно. Почему?
 (Снова меняет местами.) Мишка за куклой - видно. (Опять
 меняет.) Мишка за куклой. Видно.
  Ловкий. Мишка большой, поэтому его видно, а кукла ма-
 ленькая, ее и не видно за мишкой. (Показывает, переставляя
 игрушки.) Ладно, нам пора уходить.
 Клоуны прощаются и уходят.
 Угадай, кто за кем
  Цель. Продолжать формировать у детей представление о
 заслоняемости одних предметов другими; уточнить представление
 о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не
 заслоняют больших; закреплять слова "больше", "меньше", "за",
 "перед"; познакомить со словом "заслонять".
 Оборудование. Разные игрушки.
  Ход игры. 1-й вариант. Игрушки стоят на столе у педа-
 гога. Педагог просит детей посмотреть, что находится на столе, и
 закрыть глаза. Берет две игрушки, отставляет их несколько в сто-
 рону и встает так, что заслоняет их собою. Дети открывают глаза
 и обнаруживают, что двух игрушек нет. "Я не отходила от стола.
 Куда же делись игрушки?" - говорит педагог. Если кто-то из ре-
 бят догадается, педагог удивленно говорит: "Ах, я встала и засло-
 нила их". Если же дети не находят, то ищет сам и, обнаружив про-
 павшие игрушки, объясняет причину их исчезновения.
  После этого педагог убирает игрушки и приглашает к столу
 Двоих детей: одного - высокого, крупного, другого - маленького.
 Дети вновь убеждаются в принципе заслоняемости, когда малень-
 кий встает за спиной большого. Итоги игры педагог обсуждает
 с детьми, почему Таню не видно за Колей, а Колю за Таней вид-
 но: "Больший заслоняет меньшего, а меньший заслонить не мо-
 жет".
 I 13
 
  2-й вариант. Проводится игра "в прятки". Один прячется,
 а все под руководством педагога ищут, последовательно осматри-
 вая в комнате мебель.
 Формирование пространственных представлений
  Представления о пространстве так же, как и представления о
 форме, величине, цвете, предмете в целом формируются на осно-
 ве достаточно развитого пространственного восприятия. Действи-
 тельно, невозможно представить расположение какого-либо пред-
 мета в пространстве, не имея достаточно четких представлений
 о самом предмете и других предметах, находящихся в данном
 пространстве. Не зная формы предмета, нельзя говорить о взаим-
 ном расположении его частей. Таким образом, формирование
 пространственных представлений как бы вбирает в себя все, что
 ранее усвоено детьми.
 Запомни и найди
  Цель. Формировать у детей представления о пространствен-
 ном расположении предметов по отношению друг к другу, продол-
 жать развивать внимание и запоминание.
  Оборудование. Карты лото, на каждой по четыре кар-
 тийки с изображением знакомых детям предметов, по-разному рас-
 положенных по отношению друг к другу (например, шарик на ку-
 бике, шарик и кубик рядом; собака около будки, собака на будке;
 портфель на столе, линейка в портфеле; мяч под столом, на столе;
 на шкафу, за шкафом; два дерева рядом, по обеим сторонам дома
 по одному дереву), маленькие карточки с изображением предме-
 тов в тех же пространственных отношениях, картонки для накры-
 вания больших листов лото по числу играющих.
  Ход игры (проводится сначала индивидуально, а затем под-
 группами). Ребенку дают одну большую карту и чистую картонку, ею
 он накрывает карту. Педагог просит внимательно рассмотреть
 карту и сказать, что нарисовано (шарик на кубике, два дерева
 рядом и т. д.). После этого ребенок закрывает карту картонкой, а
 педагог показывает ему одну из маленьких картинок (не называя
 ее и не спрашивая у ребенка, что нарисовано), переворачивает
 ее и отсчитывает до 10-15. После этого ребенок снимает картонку
 с карты и отыскивает нужную картинку. Педагог показывает
 карточку-образец, ребенок сопоставляет с ней свой выбор. Результат
 закрепляется в слове.
 Найди и назови
  Цель. Та же, понимать значение слов, обозначающих прост-
 ранственное расположение предметов на картинке.
 Оборудование. То же, что и в предыдущей игре.
  Ход игры (проводится индивидуально и подгруппами). Пе-
 дагог называет изображение на картинке (например, шарик и ку-
 бик рядом), а ребенок показывает его на своем листе. Педагог дает
 111
 
 
 
 
 
 
 ему маленькую карточку, и ребенок, проверив правильность свое-
 го выбора, закрывает ею изображение на своем листе.
 Запомни и назови
  Цель. Продолжать учить детей находить изображение двух
 или нескольких предметов по словесному описанию из простран-
 ственного расположения, учить запоминать словесные определения
 пространственных отношений объектов.
 Оборудование. То же.
  Ход игры (проводится индивидуально и небольшими под-
 группами). Игра аналогична играм (с. 114).
 Что нарисовано
  Цель. Формировать у детей представление о пространственном
 соотношении частей одного предмета; закреплять имеющиеся
 представления о целостном образе предмета, его форме и величине
 частей; составлять целое из частей.
  Оборудование. Рисунки с контурным изображением пред-
 метов, состоящих из легко вычленяемых геометрических форм, плос-
 костные геометрические формы: большие - для работы у доски,
 маленькие - для индивидуального использования детьми (разда-
 точный материал), фланелеграф, конверты для геометрических
 форм4, листы бумаги по числу детей.
  Ход игры. 1-й вариант. Дети сидят за столом напротив
 педагога. Один ребенок получает картинку, на которой изображен
 какой-либо предмет (например, неваляшка). Он должен найти в
 конверте соответствующие элементы и сложить на листе бумаги
 неваляшку. Другой ребенок, посмотрев, что он сложил, должен
 угадать, что нарисовано на картинке (картинку ему не показы-
 вают). Когда он называет предмет, ему показывают картинку, и он
 оценивает свой ответ и правильность работы товарища.
  2-й вариант. Дети сидят на стульях. Педагог вызывает одно-
 го ребенка, дает ему картинку и говорит, что все дети будут вни-
 мательно смотреть и угадают, что на ней нарисовано. Ребенок
 должен сложить нужное изображение на фланелеграфе, выбрав
 соответствующие элементы из предложенных. После этого дети
 называют предмет, выложенный ребенком, и им показывают ри-
 сунок. Они сравнивают рисунок с изображением на фланелеграфе,
 называя части предмета, их форму и пространственное располо-
 жение частей. Например, рассматривая неваляшку, говорят, что
 у нее есть голова, туловище, руки. Голова круглая, туловище оваль-
 ное. Туловище внизу, голова наверху и т. д. О вагоне - вагон
 прямоугольный, у него внизу колеса. Колеса круглые, маленькие
 и т. п. Главное, дети должны понять, что из одних и тех же элемен-
 тов можно сложить разные предметы, по-разному располагая их
 в пространстве.
  3-й вариант. Дети сидят за столами. Педагог раздает им
 листы бумаги, конверты с элементами изображений. На столе педа-
 гога картинки перевернуты изображением вниз. Педагог говорит.
 
 
 
 что каждый должен взять картинку, рассмотреть ее, чтобы другие
 не видели, и выложить на листе бумаги такую же картинку. В про-
 цессе работы педагог по мере необходимости оказывает детям
 помощь. По окончании работы он или кто-либо из детей проходит
 между рядами и отгадывает, у кого какая картинка.
 Письмо от зайки (мишки, белочки, ежика и др.)
  Цель. Учить ориентироваться в реальном пространстве с опо-
 рой на ориентиры; соотносить ориентиры, изображенные на бу-
 маге, с реальными предметами.
  Оборудование. Строительный набор "Построй поселок",
 элементы настольного строителя, письма - полоски бумаги с изобра-
 жением ориентиров, ведущих к домику зайки, мишки, белки и др.,
 фигурки зверей (пластмассовые или картонные).
  Ход игры (проводится индивидуально или подгруппами,
 вначале желательно проводить индивидуально). 1-й в а р и а н т. На
 столе педагога выложена большая дорога, разветвляющаяся на
 две или три маленькие дорожки. Рядом с дорогой стоят ориентиры,
 а в конце каждой дорожки -домики. Ориентиры могут быть рас-
 I 17
 
 положены в следующем порядке: у начала большой дороги, откуда
 начинается путь, стоит машина или трактор (из набора "Построй
 поселок"). Затем на каждой из дорожек еще по три ориентира:
 на левой-дерево, еще один трактор, около самого дома елка;
 на средней - елка, дерево, около дома трактор; на правой - ежик,
 елка, около дома дерево. Педагог показывает постройку на столе
 и говорит, что в одном из домов живет зайка. Он зовет к себе в
 гости и прислал письмо с адресом, подает ребенку полоску бу-
 маги, на ней нарисованы в ряд (слева направо) машина, дерево,
 трактор и елка, и предлагает вместе почитать письмо. Педагог по-
 казывает, откуда они пойдут искать домик зайки, учит ребенка после-
 довательно двигаться по ориентирам. Когда ребенок приходит к до-
 мику, зайка выходит к нему навстречу (педагог выдвигает фи-
 гурку зайца из домика). Затем ребенок самостоятельно находит
 дорогу к другому домику - мишки или ежика. В дальнейшем
 порядок расположения ориентиров и сами ориентиры меняются,
 можно изменить и направление движения.
  2-й вариант. Игра проводится на полу с крупным строите-
 лем и большими игрушками. Дети распределяются на 2-3 под-
 группы, каждая из которых читает свое письмо и приходит в гости
 к своим зверюшкам или к кукле.
 РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
  Всестороннее представление об окружающем предметном мире
 у человека не может сложиться без тактильно-двигательного
 восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.
 Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складыва-
 ются первые впечатления о форме, величине предметов, их располо-
 жении в пространстве. Ведь первым видом действия ребенка с
 предметами является хватание, во время которого форма, вели-
 чина, масса, пространственное расположение предмета познаются
 на ощупь, а рука учит глаз.
  На протяжении всей жизни человека тактильно-двигательное
 восприятие имеет огромное значение. На ощупь познается объем-
 ная форма предметов, ощупывающее движение ложится в основу
 изображения предмета в лепке. Обводя предмет по контуру, мы
 выделяем его плоскостной образ из объема, познаем ту форму, ко-
 торая становится основной в рисовании.
  Тактильное восприятие играет исключительную роль при опре-
 делении таких свойств, как температура и вес. Роль тактильно-
 двигательного восприятия велика и в выполнении различных тру-
 довых операций в быту, везде, где мы имеем дело с навыками
 ручного труда. Ведь каждый из нас знает, что при выполнении
 привычных действий мы почти не пользуемся зрением, а целиком
 опираемся на тактильно-двигательную чувствительность.
  Таким образом, можно сказать, что с детьми раннего и до-
 школьного возраста должна проводиться серьезная работа по фор-
 мированию тактильно-двигательного восприятия. Особенно важно
 I Ih
 
 это для умственно отсталых детей, которые порой не проявляют по-
 пыток тактильно-двигательного обследования предметов. Их общая
 инертность приводит к тому, что в младенческом возрасте они не
 овладевают хватанием, а потому даже в дошкольном возрасте не
 могут определить на ощупь форму и величину предметов. В ре-
 зультате они не способны в нужный момент перераспределить
 пальцы на предмете и удержать его в руках. Они часто прома-
 хиваются, желая взять отдаленный предмет или совершить с ним
 какое-либо действие, что также является следствием недоразвития
 тактильно-двигательной чувствительности и тесно связанной с ней
 зрительно-двигательной координации.
  Предлагаемые в данном разделе игры направлены на коррек-
 цию и компенсацию указанных дефектов развития. Здесь также
 будут игры на различение и узнавание, восприятие и представ-
 ление предметов. Кроме того, большое значение отводится соче-
 танию разных видов чувствительности (зрительной, тактильной,
 двигательной). Так, опознание и различение предметов и их свойств
 идет по-разному в зависимости от того, как дается образец: зри-
 тельно, тактильно, двигательно или комплексно.
  Своеобразный характер носят и способы ориентировки -
 пробы сохраняют свое значение, но перцептивная ориентировка
 происходит с помощью не зрительных, а ощупывающих и обводя-
 щих движений.
  Узнавание предметов на ощупь
 Найди свою игрушку в мешочке
  Цель: Учить узнавать на ощупь знакомые предметы, не просто
 держать предмет в руках, а ощупывать, передвигая ладонь и
 пальцы по предмету.
  Оборудование. Игрушки резко различной формы, вели-
 чины, фактуры по количеству детей, непрозрачный мешочек -
 "чудесный мешочек" с завязкой, в который складываются предме-
 ты-игрушки.
  Ход игры. Дети сидят на своих местах. Педагог раздает
 им игрушки и предлагает поиграть с ними. Через некоторое время
 показывает "чудесный мешочек", говорит, что в него можно спря-
 тать игрушки, а потом найти их. Предлагает троим детям (не
 более) положить свои игрушки в мешочек. Затягивает шнурок,
 трясет мешочек и просит ребенка найти свою игрушку, не загля-
 дывая в мешочек. Если ребенок правильно выбрал игрушку (ощу-
 пывает одной рукой), он называет ее сам или с помощью педагога
 и садится на место. Если же игрушка выбрана неверно, педагог
 кладет ее обратно в мешочек и достает нужную. Рассматривает
 и ощупывает игрушку вместе с ребенком, учит его этому методу,
 показывая, как передвигать пальцы по предмету, обращая внима-
 ние на форму, величину, фактуру, части предмета. Затем свою
 игрушку ищет другой ребенок.
 
 Платочек для куклы
  Цель. Узнавать знакомые предметы на ощупь, опираясь на
 один признак - фактуру материала.
  Оборудование. Три куклы в разных платочках: одна -
 в шелковом, другая - в шерстяном, третья - в вязаном (крупная
 вязка), "чудесный мешочек".
  Ход игры (проводится небольшими подгруппами сначала по
 два, а затем по три ребенка). Педагог показывает детям трех
 кукол в платочках: на одной - шелковый платок,' на другой -
 тканевый шерстяной, на третьей - вязаный. Куклы здороваются с
 детьми, радуются, что пришли в гости. Педагог предлагает поса-
 дить их за стол и угостить, но прежде надо снять платочки. Каж-
 дый ребенок получает куклу, снимает с нее платок, усаживает за
 стол. Все платочки поочередно рассматриваются и ощупываются
 детьми. Педагог предлагает сложить их в мешочек. Потом дети
 угощают кукол. Куклы благодарят, собираются уйти и просят де-
 тей надеть им свои платочки. Те на ощупь отыскивают платочки
 в "чудесном мешочке" и с помощью педагога надевают их на
 своих кукол. Куклы прощаются и уходят.
 Чья это конура (норка, домик)
  Ц ^ л ь. Учить осуществлять пробы тактильно-двигательно, с
 закрытыми глазами; продолжать учить детей находить правиль-
 ное решение путем проб, фиксируя правильные и отбрасывая
 неверные варианты.
  Оборудование. Три коробки разного размера с отверстиями
 ("дверями") также разного размера, три игрушечные собачки раз-
 ного размера, экран или ширма.
  Ход игры (проводится индивидуально). Ребенок сидчт за
 столом напротив педагога. Он показывает три конуры и говорит,
 что в них живут собаки. Сейчас они убежали гулять и скоро при-
 дут. Прячет домики за ширму. Появляются собаки. Они лаят, просят
 ребенка найти их домики и помочь туда залезть. Педагог объяс-
 няет, что каждой собаке надо найти конуру не глядя, за экраном,
 напоминает, что можно пробовать: самой большой собаке -
 большую конуру. Педагог помогает, взяв руки ребенка в свои,
 путем проб найти нужный домик и поместить в него собаку. Затем
 ребенок сам берет любую собаку из двух оставшихся и ищет ее
 конуру. Если он помещает маленькую собачку в средний по вели-
 чине домик, его не останавливают, так как ошибка выяснится при

<< Пред.           стр. 16 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу