<< Пред.           стр. 17 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

 поиске домика для второй собаки - в маленький домик она не
 влезет. После этого можно прийти ребенку на помощь и вместе ис-
 править ошибку. Когда все собаки будут распределены по кону-
 рам, педагог снимает экран, вместе с ребенком рассматривает
 результаты. "Собаки выглядывают из домиков,- говорит педагог
 ребенку,- они благодарят тебя, что ты помог большой собаке найти
 большую конуру, собаке поменьше - конуру поменьше, а самой ма-
 ленькой - самую маленькую конуру".
 По этому же принципу проводятся игры с другими игрушками.
 120
 
 Почтовый ящик
  Цель. Различать форму на ощупь, соотнося плоскостную и
 объемную формы; учить при тактильном восприятии пользовать-
 ся методом проб.
  Оборудование. Почтовый ящик - коробка с разным коли-
 чеством прорезей (3-5) различной конфигурации (круг, квадрат,
 прямоугольник; круг, овал, квадрат; полукруг, треугольник, прямо-
 угольник, квадрат, шестигранник), объемные фигурки, которые про-
 талкиваются в отверстия, ширма или экран.
  Ход игры. Педагог предлагает ребенку протолкнуть гео-
 метрические формы в прорези коробки за экраном, не контролируя
 зрением (допускаются пробы). При первом проведении игры ис-
 пользуются коробки с 2-3 прорезями и нужное количество фигур.
 Холодно-тепло-горячо
  Цель. Продолжать формировать тактильное различение свойств
 предметов; познакомить с тактильным различением температуры и
 значением слов "холодный", "теплый", "горячий" и "холодно",
 "тепло", "горячо".
  Оборудование. Три одинаковые бутылки (с хорошо закры-
 вающимися пробками) или небольшие одинаковые грелки с водой
 холодной, теплой и горячей, три чашки или миски, полотенце.
  Ход игры. 1-й вариант (проводится индивидуально).
 Ребенок сидит на стуле перед столом педагога. На столе стоят
 две бутылки с теплой и холодной водой. Педагог просит ребенка
 закрыть глаза и дает ему в руки одну из бутылок. Потом ставит ее
 на место, предлагает ребенку открыть глаза, найти ту бутылку, ко-
 торая только что была у него в руках. Ребенок ощупывает бутылки,
 находит нужную. Если он сомневается, педагог вновь предлагает
 закрыть глаза, быть внимательным и повторяет задание. Когда
 выбор сделан ребенком, педагог спрашивает: "Какая тут вода -
 холодная или теплая?" И помогает ребенку ответить.
  При повторных проведениях игры вводится третья бутылка
 с горячей (но не обжигающей) водой.
  2-й вариант (проводится с небольшой подгруппой из 2-
 3 детей). На столе у педагога три бутылки с водой разной темпе-
 ратуры и три пустые миски. Около стола трое детей. Педагог про-
 сит каждого взять в руки по одной бутылке, подержать ее и поста-
 вить на место. Для себя педагог фиксирует, у кого какая бутылка.
 Затем просит детей закрыть глаза, меняет бутылки местами, а из
 одной выливает воду в миску. Дети открывают глаза, пробуют
 воду в миске рукой и определяют, чья бутылка пустая. Педагог
 спрашивает детей, как они узнали, из чьей бутылки он вылил воду,
 и помогает детям правильно употребить определения "холодная",
 "теплая", "горячая".
  Игра может быть проведена в присутствии всех детей, они
 наблюдают за действиями своих товаоищей.
 121
 
 Формирование тактильно-двигательного выбора
 по образцу при восприятии формы, величины,
 пространственного расположения
 и предметной отнесенности
  Тактильно-двигательный выбор по образцу тесно связан со
 зрительным восприятием, с тем, в какой форме будет дан образец.
 Только в одном случае ребенок опирается целиком на тактильно-
 двигательное восприятие, когда мы имеем тактильно-двигатель-
 ный образец, т. е. ребенок действует без участия зрения. Но, как
 правило, образец дается либо зрительно, либо смешанным спо-
 собом - зрительно-тактильно. В этих случаях в выборе предмета
 активно участвует зрение, а соприкосновение с предметом помо-
 гает ребенку получить образ в целом. Выбор по образцу на ощупь
 не следует предлагать детям раньше того, как они научатся осу-
 ществлять этот выбор зрительно.
  Во всех играх нужно обязательно следить за формированием
 самого ощупывающего и обводящего движения, за правильным пе-
 ремещением руки по предмету, за тем, чтобы во время этого ощу-
 пывания ребенок фиксировал как общие (величину, форму, пред-
 метную отнесенность), так и более частные (наличие основных
 деталей, их отношение к целому и др.) признаки данных объектов.
 "Чудесный мешочек"
  Цель. Учить выбирать предметы по образцу на ощупь, раз-
 вивать внимание, формировать эмоционально-положительное отно-
 шение к игре.
  Оборудование. Мешочек из непрозрачной ткани с завяз-
 кой, парные предметы.
  Ход игры. 1-й вариант (образец дается зрительно).
 Перед педагогом на столе лежат два комплекта совершенно оди-
 наковых игрушек - два мяча, две куклы, две игрушечные тарелки,
 два утенка и т. п. Педагог берет пару предметов, рассматривает
 их с детьми и называет, обращая внимание в основном на то, что
 предметы одинаковые. А потом опускает один из них в мешочек. Так
 же и с другой парой предметов. Остальные лежащие на столе пред-
 меты накрывает салфеткой или закрывает экраном. Дети по оче-
 реди подходят к педагогу. Он достает из-под салфетки один из
 предметов, предлагает ребенку на него посмотреть, не беря в руки,
 а затем найти такой же в мешочке. Ребенок на ощупь достает
 нужный предмет, сравнивает его с образцом. Если выбор сделан
 верно, педагог говорит: "Миша правильно угадал. На столе утенок,
 и он достал из мешочка утенка". При повторном проведении игры
 в мешочек можно опустить три, затем, четыре, пять предметов.
  2-й вариант (изменяется способ подачи образца - дается
 не зрительно, а зрительно-тактильно). Ребенок не только рассмат-
 ривает игрушку-образец, но и ощупывает ее под руководством
 педагога. Игра проводится так же, как и в первом варианте.
 
  3-й вариант (образец ребенок не видит, а лишь ощупы-
 вает). Педагог опускает предметы в мешочек за экраном, т. е. дети
 не видят, какие предметы находятся в мешочке. Педагог достает
 из-под салфетки предмет-образец и дает ребенку его ощупать за
 экраном, потом найти такой же в мешочке. Когда предмет вынут
 из мешочка, педагог показывает всем детям образец и они сравни-
 вают их. Если предмет найден верно, то действия ребенка поощ-
 ряются. Если же он допустил ошибку, то предмет снова опускается
 в мешочек, ребенок ощупывает другой образец и отыскивает его
 пару в мешочке.
  Во всех трех вариантах игра проводится с резко различными
 предметами, а потом по мере овладения тактильно-двигательным
 выбором используются более сходные по форме предметы.
  Дидактическая игра "Чудесный мешочек" (все три варианта)
 проводится также с целью научить детей определять на ощупь раз-
 личные объемные геометрические формы (например, шар, куб, па-
 раллелепипед, пирамида и т. д.) и предметы по величине (большой,
 маленький, самый большой, самый маленький, высокий, низкий,
 широкий, узкий и т. п.). Вначале также дают объекты, резко раз-
 личные по своим свойствам, а потом все более сходные. Выбор
 производится из двух, а затем из трех - пяти предметов.
 Найди кукле (мишке, зайке) игрушку
  Цель. Продолжать учить выбирать предметы на ощупь по
 образцу форм и величин, опираясь при этом на зрительный, зри-
 тельно-тактильный и чисто тактильный образец; закреплять назва-
 ния предметов, форм, величин.
  Оборудование. Кукольные туфельки разной величины,
 тарелки, блюдца, чашки и ложки из кукольного сервиза, шарики
 и кубики разной величины, бусы разной величины, элементы строи-
 теля и др., "чудесный мешочек" или ящик с крышкой.
  Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом около стола
 педагога. В руках у него кукла без одной туфельки. Педагог гово-
 рит, что туфельки всех кукол сложили в мешочек (в ящик), наша
 кукла не может найти свою и просит детей помочь ей. По желанию
 кто-либо из ребят внимательно смотрит на туфельку куклы и нахо-
 дит такую же в "чудесном мешочке". Кукла благодарит ребенка
 и уходит. Приходит другая кукла и просит найти на ощупь посуду,
 чтобы принять гостей. Дети поочередно помогают кукле найти
 блюдце, ложку, чашку соответствующего размера (при этом они
 опознают предметы и находят их по двум признакам - по предмет-
 ной отнесенности и по величине). В заключение кукла перечисляет
 все предметы, которые достали ей дети, и спрашивает, что еще
 есть в мешочке. Дети с помощью педагога вспоминают, что в
 мешочке есть еще чашка, блюдце, ложка и т. д., сравнивают их,
 оказывается, что они больше, чем те, что у куклы. Кукла удивляет-
 ся знаниям детей, благодарит их и уходит.
  При повторном проведении игры к детям приходят два зайчика:
 в лапах одного морковка, а у другого ее нет. Тот просит достать из
 123
 
 мешочка и ему морковку. Один из детей выполняет просьбу. Потом
 приходят два ежа с одним яблоком. Дети достают из мешочка
 второе яблоко. Во время выбора в мешочке обязательно должно
 быть несколько (2-3 разных по форме) предметов, например
 шарик и кубик или яйцо, чтобы ребенок производил выбор из
 трех - пяти предметов.
 Что лежит в мешочке
  Цель. Продолжать осуществлять выбор по образцу, опираясь
 на тактильно-двигательный образ предмета, закреплять знание
 слов-названий предметов, их формы, величины.
  Оборудование. Парные предметы - объемные геометри-
 ческие формы (шар, кубик, овоид-яйцо, пирамида и др.), пред-
 меты разной величины (большой и маленький шары, кубики,
 овоиды, машинки, матрешки и др.), "чудесный мешочек", сал-
 фетка или ширма.
  Ход игры. Дети сидят полукругом возле стола педагога. На
 столе под салфеткой или за ширмой несколько (два-три) пред-
 метов (например, сначала шар, кубик и яблоко). В мешочке*на-
 ходится всего один предмет (предположим, кубик). Педагог
 просит одного из детей определить на ощупь, что лежит в мешочке.
 Потом снимает салфетку с предметов, лежащих на столе, и ре-
 бенок находит такой же предмет, какой он ощупывал в мешочке.
 Педагог предлагает детям проверить выбор, достает из мешочка
 кубик и показывает. Дети называют предмет. Педагог хвалит ре-
 бенка и спрашивает, как он узнал, что там был кубик, помогает
 выделить грани у кубика, сравнивает его с яблоком, говорит, что
 оно круглое. В следующий раз задача усложняется: для выбора
 дают только округлые или только угловатые предметы (например,
 под салфеткой у педагога - матрешка, яблоко и шар, а в ме-
 шочке- шар). Ребенку нужно иметь уже более точное представ-
 ление о предмете, а не только определить на ощупь, что этот пред-
 мет округлой формы.
  Далее задача еще более усложняется: ребенку нужно устано-
 вить различия не только по форме и предметной отнесенности,
 но и различия по величине (например, под салфетку кладут две
 матрешки: большую и маленькую - и деревянное яйцо). В осталь-
 ном ход игры остается прежним.
 Магазин
  Цель. Различать на ощупь ткани разной фактуры и другие
 предметы, имеющие разную поверхность или сделанные из разного
 материала.
  Оборудование. Несколько полиэтиленовых пакетов, в них
 упакованы "товары" (кукольная одежда, посуда и др.), образцы
 тканей и материалов.
  Ход игры (проводится в нескольких вариантах: "Магазин
 одежды", "Хозяйственный магазин", "Магазин игрушки" и др.).
 1-й вариант. "Магазин одежды". Участвует небольшая под-
 
 группа детей. Местом игры может быть игровой уголок. На столе
 разложены образцы тканей, по которым можно выбрать "товар",
 например платочки для кукол. Сами платочки находятся в ящичке
 в полиэтиленовых пакетах. Один из детей - продавец, остальные -
 покупатели, они по очереди подходят к прилавку и по образцам вы-
 бирают, какой платочек купить кукле. Продавец ощупывает об-
 разец и так же на ощупь отыскивает в пакетиках нужный пла-
 точек. Покупатель надевает платочек кукле, благодарит продавца
 и уходит.
  При повторном проведении игры по образцам можно выбирать
 платье или бант. Разумеется, роль продавца выполняет другой ре-
 бенок.
  2-й вариант. "Хозяйственный магазин". В этом варианте
 различается материал, из которого сделана посуда, и сами пред-
 меты. Например, в магазине могут быть чашки, блюдца, тарелки
 из фаянса и пластмассы (разные кукольные сервизы), ложки и
 вилки металлические и пластмассовые. Кроме того, предметы могут
 быть разной величины. Таким образом, продавец должен произ-
 вести довольно-таки сложный выбор по образцу - по предметной
 отнесенности, материалу, величине. Результаты выбора во всех
 случаях должны быть закреплены в слове.
 Обведи, покажи, назови (занятие)
  Цель. Учить узнавать предмет по обводящему движению,
 благодаря чему осуществлять выбор по образцу; закреплять
 названия предметов, их форм.
  Оборудование. Небольшой экран - достаточно высокий
 и неширокий, чтобы он хорошо заслонял от ребенка предмет и
 ребенок мог свободно охватить предмет руками, обвести его по
 контуру, разнообразные парные предметы (шар, кубик, мяч, до-
 мик, матрешка, неваляшка и др.).
  Ход занятия (проводится индивидуально). Ребенок сидит за
 столом напротив педагога. Он выкладывает перед ребенком пред-
 меты: шар, кубик, яйцо. Ребенок рассматривает их и называет.
 После этого педагог ставит перед ребенком экран и незаметно
 кладет за ним предмет, парный одному из стоящих на столе.
 Вначале лучше взять кубик, так как он резко отличается от двух
 других. Педагог просит ребенка обвести предмет за экраном, пер-
 вый раз помогает ему в этом: берет его руки в свои, учит одной
 рукой держать предмет, а другой (ведущей) вести по контуру, ос-
 танавливает руку ребенка на углах, подчеркивает повороты. После
 обследования ребенок находит кубик среди лежащих на столе
 предметов, называет его. Педагог достает кубик из-за экрана и
 дает ребенку проверить правильность своего выбора.
  По мере усвоения игры ребенку предлагают для выбора более
 сходные предметы.
 125
 
  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРЕДМЕТАХ
 НА ОСНОВЕ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
  Представления о предметах окружающего мира должны быть у
 ребенка разносторонними, но цельными. Впечатления, полученные
 на основе зрительного, тактильного, двигательного ощущений,
 должны сливаться в единый образ. А единство и разносторонность
 представлений о том или ином предмете способствуют более точ-
 ному пониманию значения слова-названия этого предмета.
  У умственно отсталого ребенка трудно формируется согласо-
 ванность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно
 развит каждый орган чувств в отдельности. Чтобы развитие зри-
 тельного, тактильного, двигательного восприятия по возможности
 приближалось к нормальному, необходимо систематически прово-
 дить специальную коррекционную работу.
  Отсутствие или неполноценность представлений сказывается
 на развитии речи. Слово, наполненное случайным, односторонним
 содержанием, понимается лишь в определенных условиях и по от-
 ношению к определенным предметам. В то же время отсутствие
 единства зрительного, тактильного, двигательного образов затруд-
 няет приобретение трудовых умений, навыков по самообслужи-
 ванию.
  Игры, предлагаемые в данном разделе, на доступном материале
 позволяют умственно отсталым детям производить действия, ос-
 нованные на зрительном, тактильном и двигательном представле-
 ниях, на их единстве и соотнесении этих представлений со словом.
 Угости зверюшек
  Цель. Осуществлять выбор на ощупь по речевой инструкции,
 продолжать развивать внимание, желание действовать в игровой
 ситуации.
  Оборудование. "Чудесный мешочек", предметы для выбора
 (игрушки и натуральные объекты).
  Ход игры. 1-й вариант. В мешочек складывают 3-4 не-
 больших предмета. Педагог приходит с куклой и просит детей
 помочь кукле приготовить угощенье для зверюшек, они тоже придут
 в гости. Один ребенок по просьбе куклы достает из мешочка мор-
 ковку для зайки, другой - яблоко для ежика, третий - орешек для
 белки. Каждый раз в мешочке должно быть 3-4 предмета, так
 чтобы, кроме нужных, были дополнительные (например, малень-
 кий мячик, пластмассовое колечко и др.). Дети, доставшие пред-
 меты, держат их в руках. Педагог приносит игрушки зверят. Дети
 по очереди угощают их, выбирая при этом, кому дать морковку,
 орех, яблоко. Зверюшки радуются, благодарят детей.
 Накроем стол для кукол
 Цель. Та же.
  Оборудование. "Чудесный мешочек", кукольная мебель,
 посуда, куклы.
 
  Ход игры. Педагог ставит на своем столе кукольную ме-
 бель - стол и три стула и говорит, что к детям в гости придут

<< Пред.           стр. 17 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу