<< Пред.           стр. 18 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

 куклы, надо накрыть стол и приготовить угощенье, а все, что нужно
 для этого, находится в мешочке. Один ребенок по просьбе педа-
 гога находит тарелки (в мешочке лежат три тарелочки и чашка).
 Если ребенок достанет не три, а две или одну тарелку, педагог
 спрашивает, всем ли он поставил тарелки, указывая на число
 стульев. Ребенок достает остальные. Другой ребенок так же по
 просьбе педагога находит вилки, которые незаметно вкладываются
 в мешочек. Третий находит и расставляет блюдца, а четвертый -
 чашки. Приходят куклы, дети их радостно встречают, усаживают
 за стол и кормят.
 Ощупай и слепи
  Цель. Учить изображать полученный путем тактильно-двига-
 тельного восприятия образ предмета, понимать, что правильное
 обследование предмета оказывается необходимым для последующей
 деятельности.
  Оборудование. "Чудесный мешочек", предметы простой
 формы, хорошо знакомые детям и легко воспроизводимые в лепке
 (шарик, мяч, морковка, яблоко, бублик и др.), пластилин, клееноч-
 ка, салфетки по числу детей.
  Ход игры. 1-й вариант (проводится индивидуально).
 Педагог объясняет ребенку, что он должен ощупать в мешочке
 какой-либо предмет и, не называя, его вылепить. "Я посмотрю и
 угадаю, что лежит в мешочке",- говорит педагог. Ребенок выпол-
 няет задание. Когда лепка закончена, педагог называет игрушку
 (например, шар) и просит ребенка достать и показать игрушку,
 чтобы убедиться в правильности его выбора.
  2-й вариант (проводится с подгруппой детей). Каждый по-
 лучает маленький мешочек, ощупывает в нем предмет и лепит его,
 а затем дети угадывают, что у кого в мешочке, и сравнивают свою
 поделку с предметом.
  По мере усвоения игры перед детьми ставятся более сложные
 задачи - обследование предметов, состоящих из нескольких час-
 тей, требующее не только восприятия формы, но и определения
 величины и пространственного расположения частей предмета
 (утенок, неваляшка, пирамидка из трех шаров и др.).
 Найди картинку
  Цель. Соотносить тактильно-двигательный образ предмета со
 зрительным; называть предмет, опознанный на ощупь, и его изобра-
 жение.
  Оборудование. Набор предметов-игрушек и их изобра-
 жений, "чудесный мешочек".
 Ход игры. Педагог размещает на доске наборной полотно
 Л.вставляет в него 3-4 картинки. Предлагает кому-либо ощупать
 1мет в мешочке и показать его на картинке. Ребенок показы-
 вает нужную картинку, не называя предмета, и педагог просит
 
 всех детей сказать, что в мешочке. Они называют предмет, а ре-
 бенок достает его из мешочка и показывает всем, проверяя таким
 образом правильность своего выбора.
 Обведи и нарисуй (занятие)
  Цель. Учить воспринимать предмет с помощью обводящего
 движения и использовать полученный образ в изобразительной
 деятельности (в рисунке); понимать, что обводящее движение очер-
 чивает контур предмета; называть предмет и его изображение.
  Оборудование. Экран или небольшая ширма, игрушки
 простой формы, листы бумаги по числу детей, фломастер (черный
 или коричневый).
  Ход занятия (проводится индивидуально). Педагог помо-
 гает ребенку обвести за экраном предмет (например, мяч) и просит
 нарисовать его. Затем спрашивает ребенка, что он нарисовал и что
 находится за экраном. В заключение педагог снимает экран и
 ребенок проверяет, тот ли он предмет нарисовал.
 Маленькая няня
  Цель. Учить находить по словесной инструкции теплый,
 холодный, горячий предметы.
  Оборудование. Четыре одинаковые маленькие бутылочки,
 три куклы- в колясочках.
  Ход игры. Педагог ставит на стол три бутылочки (одна -
 с холодной, другая - с теплой, третья - с горячей водой), чет-
 вертую бутылочку (с холодной или теплой водой) он прячет под
 салфетку. Ввозит в комнату коляску с куклой, она плачет. Педагог
 говорит, что кукла хочет есть и спать, ей нужна няня, и зовет на
 помощь одного из детей. Просит дать кукле теплого молока из
 бутылочки. Ребенок на ощупь выбирает бутылочку с теплой водой
 и дает кукле. Та успокаивается, и педагог просит ребенка от-
 везти колясочку в игровой уголок и там ее покачать. Подстав-
 ляет еще одну бутылочку (с теплой водой) и ввозит вторую ко-
 ляску с куклой, она просит холодного молока, затем третья кукла
 просит горячего (горячее не должно быть обжигающим!). Если
 кто-либо из детей выберет бутылочку неверно, кукла плачет силь-
 нее, отказываясь от молока. Это побуждает ребенка выбрать
 нужную бутылочку.
 Большие и маленькие шары
  Цель. Находить по словесной инструкции большие и малень-
 кие предметы на ощупь.
  Оборудование. Три пары мишек и кукол разной вели-
 чины (большой мишка и большая кукла, мишка и кукла среднего
 размера, маленькие мишка и кукла), три шара (большой, средний,
 маленький) и другие игрушки (матрешки, утенок), "чудесный ме-
 шочек".
  Ход игры (проводится с подгруппой из 6 детей). Дети сидят
 за столами парами по торцевым сторонам. Каждой паре педагог
 128
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 дает мишку и куклу (можно двух мишек или двух кукол) при-
 мерно одинакового размера: одной паре-больших, другой-
 средних, третьей - маленьких. Говорит, что кукла с мишкой хотят
 поиграть, покатать друг другу шарик (мячик), но шариков у них нет,
 их надо достать из мешочка: большим кукле и мишке - боль-
 шой шарик, средним - шарик поменьше, а маленьким - самый
 маленький шарик. Один ребенок из каждой пары достает шарики.
 Когда дети получат шарики, они играют с ними - катают по
 столу от мишки к кукле и обратно.
 Где я взял воду
 Цель. Учить соотносить качества предметов.
  Оборудование. Бутылочки или тазики с холодной и теп-
 лой водой, картинки (первая пара картинок: на одной изображен
 чайник, стоящий на плите, на другой - речка в осенний день;
 вторая пара картинок: на одной - речка зимой с прорубью, на
 другой - речка летом).
  Ход игры. Педагог предлагает ребенку угадать, откуда он,
 налил воду в тазик, раскладывает перед ним две картинки. Ребе-
 нок щупает воду и показывает или называет картинку, откуда
 взята вода. Педагог спрашивает ребенка, как он узнал, т. е. дает
 возможность самостоятельно сделать вывод: "Теплая вода взята
 из чайника, который нагрели на плите, а холодная - из речки".
  В дальнейшем можно использовать другие картинки, сохра-
 няя ту же дидактическую задачу.
 РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
  Развитие слухового восприятия идет, как известно, в двух
 направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных
 звуков, с другой - восприятие речевых звуков, т. е. формируется
 фонематический слух. Оба направления имеют для человека
 жизненно важное значение и начинают развиваться уже в мла-
 денческом возрасте. Маленький ребенок слышит только громкие
 звуки, но острота слуха быстро усиливается. И уже к школьному
 возрасту ребенок слышит звук, в несколько раз более тихий* чем
 слышит младенец. Одновременно он начинает различать звуки по
 тембру звучания.
  Речевой слух также развивается с младенчества. Малыш рано
 отличает голос матери от голосов других людей, улавливает ин-
 тонацию. Лепет ребенка - активное проявление возникновения
 собственно фонематического слуха, ведь ребенок внимательно
 слушает и повторяет фонемы родного языка. Формирование фонема-
 тического слуха завершается примерно к пяти годам, а у некото-
 рых детей и позднее. В этом возрасте у ребенка появляются все
 звуки родного языка, речь становится фонетически чистой, без
 искажений. Но это свойственно речи детей с нормальным разви-
 тием. У детей с нарушением интеллекта вследствие общей пато-
 логической инертности в младенческом и раннем возрасте нет ин-
 тереса к неречевым звукам, они слабо реагируют на них и мало диф-
 ференцируют их. При этом реакция на совершенно разные звуки
 может быть одинаковой. Не происходит и своевременного развития
 фонематического слуха. Порой отмечается отсутствие лепета или
 же очень позднее его возникновение. Зачастую умственно отсталые
 дети плохо различают слова на слух. В ряде случаев их принимают
 за слабослышащих или за детей с тяжелыми речевыми дефектами.
 Однако у умственно отсталых детей в отличие от детей со снижен-
 ным слухом или с локальными нарушениями речи это дефект вторич-
 ный, и при правильной постановке обучения он поддается педа-
 гогической коррекции. Поэтому проведение дидактических игр,
 направленных на развитие слухового восприятия, является необхо-
 димой составной частью коррекционно-воспитательного процесса
 в специальном детском саду. И чем раньше начинается такая
 работа, тем больший вклад вносит она в коррекцию общего психи-
 ческого развития детей.
 РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВОГО СЛУХА
  Неречевые звуки играют большую роль в ориентировке чело-
 века в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает
 воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении
 или удалении отдельных предметов или живых существ. Пра-
 вильное определение направления, откуда идет звук, помогает
 ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местона-
 хождение, направление движения. Так, шум мотора говорит о
 приближении или удалении автомашины. Иными словами, хорошо
 опознаваемые и осознанно воспринимаемые звуки могут определять
 характер деятельности ребенка. Все звуки могут восприниматься
 только на слух или с опорой на зрение - слухозрительно, что зна-
 чительно легче и должно предшествовать изолированному слухо-
 вому восприятию.
  Музыкальные звуки оказывают огромное влияние на развитие
 эмоциональной сферы ребенка, на его эстетическое воспитание.
  Умственно отсталые дети в большинстве случаев плохо воспри-
 нимают неречевые звуки и не опираются на них в своей деятель-
 ности. Они испытывают большие трудности не только в дифферен-
 циации звуков, но и в их осмыслении. Это препятствует правиль-
 ной ориентировке в пространстве, приводит к несчастным случаям.
 Между тем восприятие неречевых звуков может идти у них доста-
 точно хорошо, если правильно организовать коррекционное
 обучение. Об этом свидетельствуют успехи умственно отсталых
 детей на специальных музыкальных занятиях.
  Развитие восприятия неречевых звуков идет от элементарной
 реакции на наличие или отсутствие звука (фиксация) к их раз-
 личению и восприятию, а затем к использованию в качестве сиг-
 нала к действиям, осмыслению. В таком порядке и расположены
 предлагаемые ниже игры.
 
 Тук-тук-тук
  Цель. Учить прислушиваться к неречевым звукам, вызывать
 внимание и интерес к ним; показать, что неречевые звуки (стук)
 могут о чем-то сообщать, предупреждать.
 Оборудование. Кукла, мишка.
  Ход игры (в игре вместе с детьми участвуют двое взрослых).
 1-й вариант. Дети сидят на стульях, один педагог с ними. Раз-
 дается стук в дверь. Педагог прислушивается, прикладывает
 палец к губам, всем видом показывает интерес к звуку. Стук повто-
 ряется, усиливается. Педагог встает, идет к двери, открывает ее.
 Входит второй взрослый с куклой. Радостно: "Кукла пришла! Это
 она стучала",- говорит педагог. Кукла предлагает вместе с детьми
 поплясать.
  2-й вариант. Дети сидят так же. Раздается стук в дверь.
 За дверью оказывается мишка. Педагог садится с ним в круг, где
 сидят дети, и спрашивает, где он был. Мишка говорит, что он
 был на улице. Педагог спрашивает, не замерз ли он - на улице
 холодно, а он без пальто, без шапки. Мишка отвечает, что ему
 не бывает холодно - у него теплый мех. Педагог предлагает де-
 тям по очереди потрогать мишку, погладить его. Мишка обходит
 всех детей.
 Что гудит
 Цель. Та же.
  Оборудование. Машина грузовая или легковая, клаксон
 или какая-либо дудка, имитирующая звук клаксона.
  Ход игры. Проводится так же, но в конце детям предла-
 гают повозить машину и покатать в ней кукол.
  После этого педагог спрашивает у детей, как они узнали, что
 \ за дверью что-то есть, и дети вспоминают, что они слышали сиг-
 налы машины.
 Кто там
 Цель. Та же.
 Оборудование. Колокольчик.
  Ход игры. Дети сидят на стульях. За дверью раздается
 звон колокольчика. Педагог спрашивает у детей, слышали ли они
 что-нибудь. Дети отвечают. Звон повторяется. "Кто бы там мог
 быть? - спрашивает педагог - Давайте спросим: "Кто там?"
 Дети хором спрашивают. За дверью отвечают: "Я" или "Мы".
 ! Педагог открывает дверь и вводит гостя. Это может быть второй
 взрослый или ребенок из соседней группы или несколько детей.
 На чем играл зайка
  Цель. Учить различать звучание двух резко различных инстру-
 ментов (барабана и гармони); продолжать развивать слуховое
 внимание.
  Оборудование. Ширма или экран, игрушечный заяц
 (мишка, кукла), барабан, детская гармошка.
 5* 131
 
  Ход игры. Педагог показывает детям поочередно барабан и
 гармошку, называет каждый из инструментов, показывает их зву-
 чание. Ставит оба инструмента на стол и снова играет на бараба-
 не и на гармошке. Приходит заяц (мишка, кукла) и говорит,
 что хочет тоже поиграть на барабане и на гармошке, только он
 спрячется, а дети должны угадать, на чем он будет играть. Пе-
 дагог ставит на стол ширму, закрывает ею от детей зайца и инстру-
 менты. Бьет по барабану, снимает ширму и спрашивает, на чем
 играл заяц. Дети отвечают. Заяц снова стучит по барабану в при-
 сутствии детей. В третий раз заяц играет за ширмой на гар-
 мошке.
 Веселый петрушка
  Цель. Продолжать вырабатывать отношение к звуку как зна-
 чимому сигналу; учить быстро реагировать на звук.
  Оборудование. Разные музыкальные инструменты (ба-
 рабан, бубен, гармошка, дудочка, металлофон).
  Ход игры. Дети сидят на стульях в ряд. Педагог говорит,
 что сейчас к детям придет веселый петрушка. Он будет ударять
 в бубен (играть на гармошке, дудочке и др.). Как только прозвучат
 звуки, надо быстро повернуться. Раньше времени это делать нельзя.
 Педагог становится за спинами детей на таком расстоянии, чтобы
 они, обернувшись, могли увидеть петрушку. Педагог ударяет в бу-
 бен и быстро достает из-за спины петрушку. Петрушка кланяется
 и снова прячется. Игра повторяется с другими инструментами.
 Шагаем и танцуем
  Цель. Различать звучание различных инструментов и действо-
 вать на каждое звучание по-разному: под барабан - шагать, под
 гармонь - танцевать.
 Оборудование. Барабан, гармонь.
  Ход игры. 1-й вариант. Дети стоят в ряд, повернувшись
 к педагогу. Он стоит около маленького стола, на нем л&жат барабан
 и гармонь. Педагог объясняет детям, что под барабан надо мар-
 шировать, а под гармошку можно танцевать. Показывает, как
 это делать: берет в руки барабан, ударяет по нему и одновремен-
 но шагает на месте; берет гармонь, играет и приплясывает. За-
 тем дети подражают действиям педагога: шагают под звуки бара-

<< Пред.           стр. 18 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу