<< Пред.           стр. 19 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

 бана и пляшут под гармонь.
  2-й вариант. Дети действуют уже не по подражанию педа-
 гогу, а самостоятельно. Педагог просит детей внимательно слу-
 шать: если он будет играть на барабане, надо шагать, а если на
 гармони, то нужно плясать; с окончанием звучания каждого инстру-
 мента следует прекращать движение. Перед звучанием того или
 иного инструмента педагог делает паузы. Если дети часто оши-
 баются или не знают, что надо делать, педагог вновь переходит
 к подражанию, т. е. сам марширует и пляшет с детьми точно по
 сигналам звучания барабана и гармони.
 3-й вариант. Игра проводится так же, как и во втором ва-
 
 рианте, но дети стоят шеренгой спиной к педагогу и не видят, на
 чем играет педагог.
 Клоуны
  Цель. Различать более близкие по звучанию инструменты,
 осуществляя выбор из двух -трех инструментов; развивать слухо-
 зрительное восприятие.
  Оборудование. Детские музыкальные инструменты (гар-
 монь, металлофон, пианино), знакомые детям клоуны Ловкий и
 Неловкий.
  Ход игры. На столе у педагога металлофон, гармонь, дет-
 ское пианино (рояль). Приходят клоуны, рассматривают инстру-
 менты. Ловкий рассказывает Неловкому, как они называются, и
 одновременно демонстрирует их звучание. Потом Ловкий предлагает
 поиграть.
 Неловкий. А как?
  Ловкий. Я буду играть. Ты угадаешь, на чем я играю: на
 металлофоне, пианино или гармони.
  Неловкий. А мне ребята помогут. (Обращаясь к детям.)
 Поможете?
 Дети. Да!
 (Неловкий встает спиной к Ловкому.)
 Ловкий (играет на одном из инструментов). Всё!
  Неловкий (поворачивается). Вот этот? (Указывает на дру-
 гой инструмент.)
 Дети. Нет!
 Неловкий. Этот? (Указывает правильно.)
 Дети. Да!
  Неловкий (Ловкому). Вот! Видишь, мы угадали - ты иг-
 рал на этом.
 Ловкий. А как он называется?
 Неловкий (спрашивает у детей). Как он называется?
 (Дети называют инструмент.)
  Игра повторяется 3-4 раза. При этом Ловкий может два раза
 подряд играть на одном и том же инструменте. Этот момент клоуны
 обыгрывают: вначале Неловкий путается, затем называет пра-
 вильно. Потом отгадывает Ловкий. Он выполняет задание всегда
 правильно.
 Кто играл
  Цель. Та же, продолжать учить детей различать близкие по
 звучанию инструменты; учить различать их на слух с закрытыми
 глазами; воспитывать слуховое внимание.
  Оборудование. Металлофон, гармонь и детское пианино
 или рояль, игрушки (мишка, зайка, кукла), ширма или экран.
  Ход игры. На столе у педагога сидят кукла, мишка и зайка.
 Перед каждым из них свой инструмент: перед мишкой - гармонь,
 перед зайкой - металлофон, кукла сидит за роялем. Педагог
 объясняет детям, что они будут угадывать, кто играл - кукла,
 
 мишка или зайка. Для этого надо внимательно слушать. Педагог
 руками куклы играет на рояле. Дети видят, как играет кукла, и
 слышат звучание рояля. На вопрос: "Кто играл?" - они легко отве-
 чают. На другой вопрос: "На чем играла кукла?" - педагог уточ-
 няет ответ детей, повторяя: "Наша кукла играла на рояле". Затем
 играют мишка и зайка, педагог просит запомнить, что зайка иг-
 рает на металлофоне, мишка играет на гармони. После этого пе-
 дагог закрывает игрушки ширмой. Теперь они должны не только
 определить на слух звучание того или иного инструмента, но и
 соотнести это звучание с той зверюшкой, которая играет на дан-
 ном инструменте. Сначала играет, например, мишка. Педагог спра-
 шивает, кто это играл, а дети отвечают. Каждый раз независимо
 от того, правильно они ответили или нет, педагог снимает ширму,
 и мишка снова играет, чтобы дети проверили точность своего
 ответа. Педагог уточняет ответ: "Мишка играл на гармони". Вновь
 закрывает все ширмой и просит детей быть внимательными.
 Звени, колокольчик
  Цель. Учить по звуку определять направление в простран-
 стве; продолжать развивать слуховое внимание; действовать по
 звуковому сигналу.
  Обдрудование. Колокольчик с достаточно громким и
 приятным звучанием.
  Ход игры. 1-й вариант. Дети гурьбой стоят около педа-
 гога. Педагог показывает им колокольчик, просит послушать, как
 он звенит, дает детям самим позвенеть. Потом предлагает поиг-
 рать: все должны закрыть глаза, а он тихонько отойдет и позвенит
 колокольчиком. После этого дети должны открыть глаза и бежать
 прямо к педагогу. Вначале педагог недалеко отходит от детей и ос-
 танавливается на видном месте, чтобы они могли проверить пра-
 вильность своих действий зрительно. В дальнейшем он отходит
 дальше и становится так, чтобы дети не сразу могли его увидеть,
 а лишь тогда, когда начнут двигаться в нужном направлении.
  Взрослый прячется в углу комнаты или за дверью и продолжа-
 ет (с перерывами) звонить в колокольчик, пока все дети не под-
 бегут к нему.
  2-й вариант. В этом варианте прячется часть детей (3-
 4), а остальные их ищут. Один из тех детей, которые прячутся,
 держит колокольчик, но звонит лишь тогда, когда все спрята-
 лись. Педагог руководит как теми, кто прячется, помогая им
 находить новые направления, не останавливаться на одном и том же
 месте, так и теми, кто ищет, следит, чтобы они не поворачивались
 раньше времени, прислушивались к звону колокольчика, выбирая
 направление движения. При повторении игры подгруппы ме-
 няются ролями.
  3-й вариант. Прячется один ребенок, а другой его ищет.
 Остальные наблюдают за их действиями.
 Поймай меня
 Цель. Та же.
 
 Оборудование. Колокольчик, платочек.
  Ход игры. Дети стоят в кругу, держатся за руки. В середи-
 не круга двое: один с колокольчиком убегает, а другой должен
 поймать, ему завязывают платком глаза. Педагог стоит вместе с
 детьми в центре круга и помогает обоим детям. Ребенок с коло-
 кольчиком тихо, на носочках отходит от "ловишки" и, остановив-
 шись, звенит колокольчиком. "Ловишка" идет на звук и старается
 его поймать. По мере усвоения игры педагог не помогает детям,
 а лишь следит за выполнением правил.
 РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА
  Как мы уже отмечали, развитие речевого слуха происходит
 у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями.
 Они недостаточно дифференцируют звуки родного языка, что ска-
 зывается и на понимании речи окружающих и на развитии собст-
 венной речи. Чем раньше начинается специальная коррекционная
 работа в этом направлении, тем больше возможностей для пре-
 дупреждения в отставании пассивной и активной части умственно
 отсталых детей. При этом полноценнее формируется смысловая
 сторона речи, усваивается лексический материал.
  При развитии речевого слуха работа также проходит от раз-
 личения и узнавания к восприятию и представлению, от слухозри-
 тельного восприятия к чисто слуховому восприятию.
 Слухозрительное восприятие слова - это такое восприятие,
 когда ребенок не только слышит голос, но видит губы говорящего.
 Не следует путать слухозрительное восприятие с восприятием
 со зрительной опорой, при котором ребенок слышит название пред-
 мета и видит сам предмет или картинку. Восприятие со зрительной
 опорой намного легче. По существу этот процесс является непол-
 ноценным слуховым восприятием слова, а лишь различением, уз-
 наванием. Например, перед ребенком на столе лежат два пред-
 мета - юла и собака, мы называем их, происходит не восприятие,
 а различение слов. По звуковому составу эти слова различны.
 Но даже такое различение может происходить по-разному. Если
 ребенок видит лицо педагога, то его слова воспринимаются и раз-
 личаются слухозрительно. Если же педагог стоит за спиной у ре-
 бенка или закрывает лицо экраном, слова различаются на слух.
 Когда перед ребенком нет ни игрушек, ни картинок, т. е. нет
 зрительной опоры для узнавания слова, в этом случае происходит
 уже не различение, а восприятие. Оно тоже может происходить
 слухозрительно, т. е в условиях, при которых ребенок видит лицо
  и губы говорящего, и на слух, когда ребенок не видит говорящего, а только слышит его голос.
 Слухозрительное восприятие речи легче, чем восприятие на
 слух. Поэтому каждый раз, когда ребенок затрудняется при вос-
 приятии слов на слух, нужно переходить к слухозрительному вос-
 приятию.
 135
 
 Кто за дверью
  Цель. Учить прислушиваться к речевым звукам, соотносить
 их с предметами; учить звукоподражанию.
  Оборудование. Игрушки (кошка, собака, птичка, петух,
 лягушка и др.).
  Ход игры (участвуют двое взрослых: один находится за
 дверью, держит игрушку и подает сигнал). Дети сидят на стульях.
 За дверью раздается "мяу", педагог прислушивается и просит
 детей послушать. Снова слышится "мяу". Педагог спрашивает, кто
 бы это мог быть, и независимо от ответа открывает дверь и при-
 носит кошку, она мяукает. Педагог просит детей сказать, как
 мяукает кошка. Дети вместе со взрослым повторяют: "Мяу, мяу".
  На последующих занятиях к детям приходят другие живот-
 ные - собака, лягушка, петух (каждый раз кто-либо один) - и
 игра проводится так же.
 Кто как кричит
 Цель. Та же.
  Оборудование. Ширма или экран, игрушки (кошка, со-
 бака, птичка, лягушка, петух).
  Ход игры. Педагог ставит на стол ширму и говорит, что
 за ширмой будет домик для зверей и птиц, в домике живут кошка,
 собака, птичка, лягушка, петух. Педагог произносит звукопод-
 ражания: "Мяу", "ав-ав", "пи-пи-пи", "ква-ква", "ку-ка-ре-ку",-
 и одновременно действует той или иной игрушкой: передвигает
 по столу и уводит в дом. После этого предлагает детям внима-
 тельно послушать, кто их зовет из домика. Вначале педагог говорит
 за животных, сидя так, чтобы дети хорошо видели его лицо. Он
 произносит, например, "мяу" и снова спрашивает, кто позвал детей.
 Они отвечают. Кошка выходит из домика, мяукает вместе с детьми.
 Игра повторяется, детей зовут другие персонажи.
  В дальнейшем педагог может произносить звуки за ширмой,
 чтобы дети его не видели, а только слышали.
 Какая у меня картинка
  Цель. Определять слова, резко различные по звуковому соста-
 ву; развивать слуховое внимание.
  Оборудование. Листы лото с изображением трех предме-
 тов, названия которых имеют резко различный звуковой состав
 (например: на одной карте - мак, шапка, паровоз; на другой -
 собака, рак, палка и т. п.), маленькие карточки с изображениями
 тех же предметов.
  Ход игры (проводится индивидуально и подгруппами). Пе-
 дагог садится напротив ребенка и предлагает ему отгадать, какие
 картинки он держит в руке. Кладет перед ребенком карту с тремя
 изображениями и называет одно из них. Ребенок показывает на
 картинку и по мере возможности повторяет слово. Педагог про-
 веряет правильность ответа и, если предмет назван или показан
 верно, отдает ребенку маленькую карточку. В противном случае
 
 просит еще раз внимательно послушать. Лишь убедившись в том,
 что ребенок правильно опознает изображение, он повторяет слово.
 При повторном проведении игры слова произносятся так,
 чтобы ребенок не видел, как говорит педагог, т. е. взрослый встает
 за спиной у ребенка или же закрывает лицо экраном.
 Лото (определи слово)
  Цель. Продолжать различать близкие по звучанию слова; раз-
 вивать слуховое внимание.
  Оборудование. Листы лото с изображением трех пред-
 метов, названия которых близки по фонетическому составу (на-
 пример: на одной карте - ком, сом, дом; на другой - кошка, мош-
 ка, ложка; на третьей - ворота, ворона, корова и т. п.), маленькие
 карточки с изображениями тех же предметов.
  Ход игры (проводится индивидуально и небольшими под-
 группами). Вначале педагог должен убедиться, что дети знают все
 предметы, изображенные на картинках, и их названия. Поэтому
 в первой части игры дети выбирают картинки по образцу - педагог
 показывает ребенку карточку с изображением предмета, тот на-
 ходит ее, и педагог называет предмет и выясняет, что о нем знает
 ребенок.
  Вторая часть игры проводится так же, как и игра "Какая у
 меня картинка" (см. с. 136-137). При этом педагог утрирует про-
 изнесение каждого звука.
 Угадай, кто пришел
  Цель. Учить прислушиваться к звукам человеческого голоса,
 различать голоса знакомых людей; развивать слуховое внимание.
  Ход игры. Педагог выводит небольшую группу детей в ко-
 ридор, а одного ребенка оставляет в групповой комнате. Сажает
 его спиной к двери, просит закрыть глаза, не оборачиваться, вни-
 мательно слушать и узнать по голосу, кто войдет в групповую ком-
 нату. Входит один ребенок и говорит: "Здравствуй, Коля (Таня,
 Миша и др.)". Сидящий ребенок, не оборачиваясь, должен назвать
 того, кто вошел. После этого отгадывает тот, кто вошел, а отга-
 дывавший присоединяется к детям, стоящим в коридоре.
 Кто тебя позвал
 Цель. Та же.
  Ход игры. Дети сидят на стульях, расположенных по кругу.
 В середине на стуле сидит ребенок. По просьбе педагога он за-
 крывает глаза и угадывает по голосу, кто из детей его позовет.
 Дети из разных мест круга называют имя сидящего в кругу. Если
 ребенок отгадает, то в круг садится тот, кто звал его. В противном
 случае он продолжает "водить".
 День рождения куклы
  Цель. Учить воспринимать на слух слова с различным фонети-
 ческим составом; развивать слуховое внимание.
 
  Оборудование. Нарядная кукла, подарки для куклы
 (игрушки или картинки с их изображением).
  Ход игры (проводится индивидуально и подгруппами). Ре-
 бенок сидит на стуле рядом с педагогом. Взрослый прислуши-
 вается, говорит, что за дверью кто-то стоит. Выходит и приносит
 куклу, обращает внимание ребенка на то, какая она нарядная,
 красивая. "У куклы день рождения,- говорит педагог,- обра-
 щаясь к ребенку.- Ей друзья прислали подарки, но она не знает,
 какие. Помоги узнать их". Сначала педагог предлагает ребенку уга-
 дать, что прислал в письме мишка (достает конверт с картинками),
 а потом, что прислала в посылке белочка (достает мешочек или
 ящичек с игрушками). Взрослый называет одну из имеющихся в
 конверте картинок, например юлу. Ребенок повторяет слово, полу-
 чает картинку и передает ее кукле (в конверте может находиться
 3-5 картинок). Педагог произносит слова спокойным голосом,
 без утрирования звуков. Если ребенок не повторяет слово, не-
 смотря на то что он может говорить, педагог воспроизводит слово
 слухозрительно. Если же и это не помогает, то кладет перед ребен-
 ком картинку и еще раз называет ее. Затем переходит к опознанию
 следующего слова. В том случае, если ребенок произносит слово
 не точно, приближенно, то педагог хвалит его и вновь повторяет
 слово. ч
  Когда кукле будут переданы все подарки от мишки, педагог
 переходит к подаркам от белочки (шишка, орех, гриб). Он берет
 в руки мешочек, напоминает ребенку, что в нем подарки от белки,
 и предлагает внимательно слушать. Не вынимая предметов из ме-
 шочка, поочередно называет их, стоя за спиной у ребенка. После
 того как ребенок повторит слово (точно или приближенно), взрос-
 лый передает ему предмет, и малыш дарит его кукле. В случае
 затруднения выполнения задания ребенком педагог вновь переходит
 к слухозрительному восприятию, а затем называет предмет, лежа-
 щий на столе.
 Кто в домике живет
  Цель. Учить воспринимать слова с близким звуковым соста-
 вом; продолжать развивать слуховое внимание.
  Оборудование. Игрушечный домик или домик, построенный
 из настольного строителя, мелкие игрушки или картонные фигурки
 (мышка, мишка, мартышка, матрешка, петрушка, неваляшка).
  Ход игры (проводится индивидуально). Ребенок сидит за сто-
 лом напротив педагога. На столе домик (фасадом к ребенку), в
 нем спрятаны игрушки. Педагог говорит ребенку, что в домике
 кто-то живет. "Сейчас я скажу, кто в домике,- говорит педагог,-
 а ты внимательно слушай и повтори, кого я назвала". Педагог
 закрывает лицо экраном и говорит: "Мишка и мышка". Ребенок
 повторяет, игрушки выходят из домика. Педагог продолжает: "Мар-
 тышка и матрешка", "петрушка и неваляшка". Если ребенок не
 может повторить слова парами, педагог произносит их по одному,
 не утрируя произношение. В случае затруднения снимает экран и
 138
 

<< Пред.           стр. 19 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу