<< Пред.           стр. 22 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

 тинки (изображением вниз). Он вызывает кого-либо и просит от-
 гадать загадку и найти отгадку на картинке. Затем приводит
 краткое описание хорошо знакомого детям предмета (например:
 "Стоит в комнате на полу, есть четыре ножки, сиденье и спинка.
 На нем можно сидеть"). Ребенок переворачивает на столе картин-
 ки, находит нужную и показывает детям. Другой ребенок отгады-
 вает загадку, сходную по содержанию с предыдущей, но имеющей
 в конце описания отличительный признак (например: "Стоит в ком-
 нате на полу. У него четыре ножки. Покрыт скатертью, на нем
 стоит тарелка").
 Позднее можно дать более сложную загадку, такую, как: "Ле-
 151
 
 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ОРУДИЙ,
 ИМЕЮЩИХ ФИКСИРОВАННОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
 Покорми мишку
  Цель. Познакомить детей с орудиями, имеющими фиксирован-
 ное назначение.
 Оборудование. Мишка, детская мебель и посуда.
  Ход игры (проводится в игровом уголке). Педагог сажает
 за стол мишку, ставит перед ним тарелку и предлагает детям по-
 кормить его "кашей". В случае, если они не догадываются, что для
 этого нужна ложка, педагог спрашивает: "Чем будете набирать
 кашу? Чем вы едите кашу?" Затем просит кого-либо взять ложку
 из буфета и покормить мишку. Если дети затрудняются передать
 игровые действия, педагог показывает, как надо кормить мишку.
 И в конце игры уточняет, что люди едят ложкой, мишек и кукол
 тоже надо кормить ложкой.
 Угостим кукол
  Цель. Продолжать знакомить со вспомогательными средства-
 ми, имеющими фиксированное назначение.
 Оборудование. Две куклы, детская мебель и посуда.
  Ход игры' (проводится в игровом уголке). Педагог сажает
 за стол "двух кукол и ставит перед ними столовый сервиз, в ко-
 тором нет чашек. Педагог предлагает напоить кукол чаем с конфе-
 той. Если дети не догадываются взять чашки, педагог напоминает:
 "Из чего мы пьем чай?" Затем просит ребенка принести чашки из
 буфета и угостить кукол чаем. При затруднении можно использо-
 вать действия по подражанию. В конце игры педагог уточняет,
 что чай можно пить из чашек и кукол мы поим из чашек.
 Покатай зайку
 Цель. Та же.
 Оборудование. Два зайчика и две машинки.
  Ход игры (проводится в игровом уголке). Педагог берет две
 машины и в каждую сажает зайчика: одна машина с веревкой, а
 другая без нее. Педагог приглашает двоих детей и просит их по-
 катать зайчиков. Естественно, одному ребенку удобно возить ма-
 шинку за веревочку, другому - нет. Взрослый обращает на это вни-
 мание детей и в присутствии их привязывает веревку ко второй
 машине. "Теперь будет удобно возить машину",- говорит педагог и
 показывает, как нужно взяться за веревочку. Дети по очереди
 возят машину за веревку.
 Испечем пироги
 Цель. Та же.
 Оборудование. Набор формочек.
  Ход игры. В теплую погоду педагог располагает детей око-
 ло песочницы и просит их испечь "пироги" для кукол, раздает де-
 тям формочки. Если они не обращают внимания, что нет совочков,
 154
 
 и начинают брать песок руками, педагог останавливает их и го-
 ворит: "Руками песок брать нельзя. Чем можно брать песок?" За-
 тем раздает совочки, показывает, как ими действовать. В заклю-
 чение педагог обобщает действия детей, уточняя, что в игре с пес-
 ком надо использовать совочек.
 Полей цветок (занятие)
 Цель. Та же.
 Оборудование. Комнатное растение, ведро с водой, лейка.
  Ход занятия. Перед детьми на столе стоит комнатное расте-
 ние. На другой стороне комнаты ведро с водой. Педагог говорит
 детям, что надо полить растение. Вызывает одного ребенка и про-
 сит выполнить это. Если он бездействует, то вызывает другого
 ребенка. Если никто из детей не догадается, какие вспомогатель-
 ные предметы надо взять, чтобы набрать воды, педагог спраши-
 вает: "Руками можно полить растение? (Показывает, что вода из
 рук вытекает.) Руками воду носить нельзя. Во что можно набрать
 воды, чтобы полить растение?" Дети отвечают и поливают, исполь-
 зуя при этом разные вспомогательные средства. А педагог обоб-
 щает полученные ответы: "Воду можно брать чашкой, лейкой"
 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ОРУДИЙ,
 НАХОДЯЩИХСЯ В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ
  Игры данного раздела знакомят детей с различными вспомо-
 гательными средствами (орудиями) и способами их использования
 в проблемной ситуации, когда их надо найти в окружающей обста-
 новке. Ребенок должен выявить внутренние связи предмета, кото-
 рые помогут ему действовать в данном случае.
  Игры надо организовать так, чтобы каждый ребенок мог сна-
 чала выполнить задание самостоятельно, а затем наблюдать за дей-
 ствиями других детей и обобщать их опыт. Поэтому дети должны
 находиться вне учебной комнаты с одним из взрослых. Педагог
 приглашает к себе по одному ребенку, для того чтобы каждый вы-
 полнил мыслительную задачу самостоятельно, а не по подражанию.
 Затем приглашает второго ребенка, а первый садится и смотрит
 за действиями товарища. Так входят и остальные дети. Каждый,
 выполнивший задание, остается в учебной комнате. При этом пе-
 дагог учит детей проявлять выдержку и не подсказывать товари-
 щу способ выполнения задания. В конце занятия педагог привле-
 кает ребят к словесному осмыслению и обобщению опыта действия.
 Безусловно, что свой опыт овладения способами действия теми
 или иными орудиями необходим, но одного этого недостаточно.
 Ребенок должен обобщить и опыт действия своих товарищей.
  Направляя по заранее продуманному пути деятельность детей,
 педагог воспитывает у них умение сосредоточиваться на поисках
 самостоятельного решения практической задачи, следит, чтобы они
 научились выполнять действия со вспомогательными предметами
 (орудиями), прослеживать свои движения и изменения, произво-
 
 димые данным орудием. Индивидуальный опыт ребенка складывает-
 ся в результате подражания взрослому, самостоятельных дейст-
 вий и словесного обобщения этого опыта.
 Достань кукле шарик
  Цель. Учить анализировать условия практической задачи; ис-
 пользовать вспомогательные средства в тех случаях, когда они
 не имеют фиксированного назначения.
 Оборудование. Кукла, два шарика, стул.
  Ход игры. Педагог играет с куклой и шариком, а ребенок
 наблюдает. Затем взрослый просит ребенка достать другой шарик
 со шкафа и поиграть с куклой. Шарик положен на шкаф так, чтобы,
 стоя на полу, ребенок не смог достать его. Он должен догадаться
 использовать стул, находящийся в поле зрения ребенка. Если ре-
 бенок не догадается этого сделать, то педагог помогает ему про-
 анализировать условия: "Рукой можешь достать шарик? Подумай,
 что тебе поможет в этом. Что нужно взять?" - жестом указывает
 на стул. Если и после этого ребенок не выполняет задания, можно
 показать и тут же объяснить, для чего берется стул. В конце пе-
 дагог уточняет: "Шарик находился высоко. Ты взял стул, он по-
 мог тебе достать шарик".
 Достань мишке мячик
  Цель. Продолжать учить анализировать условия практической
 задачи, использовать орудия в тех случаях, когда они не имеют
 фиксированного назначения и способ действия не предусматривает-
 ся.
 Оборудование. Мишка, мячик, палка.
  Ход игры. Педагог, играя с мишкой в мячик, закатывает мя-
 чик под шкаф так, что рукой ребенок не может достать его. За-
 дача заключается в том, чтобы ребенок догадался использовать
 палку, которая находится в поле его зрения. Если он не сделает
 этого, то педагог помогает проанализировать условия: "Мяч да-
 леко. Найди, чем можно его достать. Подумай. (При этом указы-
 вает жестом на палку и обобщает действия.) Мы не могли ру-
 кой достать мяч. Поискали и нашли палку. Мы достали мяч пал-
 кой". В конце занятия педагог обобщает: "Если рукой достать
 нельзя, надо искать, что поможет".
 Шарик в сетку
  Цель. Учить использовать предмет-орудие (палочку); разви-
 вать глазомер.
  Оборудование. Желоб (длина 40 см) на деревянной под-
 ставке, на конце желоба капроновая сетка, шарик (диаметр 4,5 см),
 палочка деревянная (длина 20 см, толщина 1 см), ширма, зайчик.
  Ход игры. Педагог показывает детям зайчика, он держит в
 лапках желобок. Обращает внимание на то, что шарик застрял в
 желобке и надо помочь зайчику протолкнуть шарик в сетку. Дети
 ищут, чем протолкнуть шарик. Если они не смогут найти нужный
 
 
 предмет то педагог указывает на палочку. Каждый ребенок дол-
 жен сам протолкнуть шарик в сетку и достать его. В конце игры
 педагог подытоживает действия детей, говорит, что они протал-
 кивали шарик палочкой.
 Достань ключик
  Цель. Продолжать анализировать условия для решения прак-
 тической задачи, используя вспомогательное средство.
 Оборудование. Заводная игрушка, ключ, скамейка.
  Ход игры. Педагог показывает ребенку заводную игрушку.
 Ключ висит так, что, стоя на полу, ребенок не может его до-
 стать. Он должен догадаться использовать скамейку, находящуюся
 в поле зрения, в качестве вспомогательного средства. Игра про-
 водится по аналогии с предыдущими.
 Достань игрушку
 Цель. Та же.
 Оборудование. Заводная игрушка, ключ, скамейка.
  Ход игры. Педагог дает ребенку ключ к заводной игрушке,
 которая находится в прозрачном пакете и висит на крючке. Ребе-
 нок должен догадаться использовать в качестве вспомогательного
 средства скамейку, находящуюся в углу, и достать игрушку.
 Столкни мяч в корзину
 Цель. Та же.
 
 Оборудование. Мяч, палка, корзина.
  Ход игры. Педагог сажает ребенка у края стола. На проти-
 воположном краю стола мяч, ребенок не может достать его рукой.
 Здесь же на столе лежит палка. Педагог просит ребенка столк-
 нуть мяч в корзину, находящуюся на полу около стола, но вста-
 вать со стула нельзя. Если ребенок не догадается взять палку,
 педагог говорит: "Подумай, как столкнуть. Посмотри, может тебе
 что-то поможет",- указывает на палку. В случае необходимости
 педагог показывает, как надо выполнить задание. В конце подво-
 дит итог.
 Воздушные шары
 Цель. Та же.
 Оборудование. Воздушные шары, стулья, скамейки.
  Ход игры. Педагог приносит в комнату несколько воздушных
 шаров. К ним заранее прикреплены длинные нитки. Дети бросают
 шары вверх и пытаются их поймать. Часть шаров попадает на шкаф.
 Чтобы достать их, дети тянут за ниточку, а если ниточки не вид-
 но, нужно догадаться взять стул, скамейку, банкетку и т. д. Ес-
 ли они не используют эти предметы как вспомогательное средст-
 во, педагог помогает им. В конце занятия он обобщает действия
 детей: "Если ниточка свисает, шарик удобно достать за нее, а
 если ниточки нет, надо взять стул, скамейку и достать шар".
 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ОРУДИЙ,
 КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО НАЙТИ В ОКРУЖАЮЩЕЙ ОБСТАНОВКЕ
  В течение первого года дети знакомятся с предметами-орудия-
 ми, не имеющими фиксированного назначения. Но и эти предме-
 ты могут быть объединены в определенные группы. Детям надо
 объяснить, что для того чтобы достать высоко лежащую игрушку,
 надо найти предмет, на который можно встать (стул, скамейку,
 банкетку и т. д.). Если же игрушка укатится или попадет в щель,
 то следует найти орудие типа палки (сачок, лопатку, щетку и
 т. п.), которые помогут достать игрушку.
 Достань машинку
  Цель. Продолжать анализировать условия практической зада-
 чи; учить искать орудия в окружающей обстановке, используя их
 для достижения цели; формировать согласованность действий рук.
 Оборудование. Заводная машинка, палка.
  Ход игры. Педагог заводит машинку, и она как бы "случайно"
 заезжает под шкаф так, что ребенок не может достать ее рукой.
 Педагог просит его достать машинку и поиграть с ней. Ребенок
 должен решить практическую задачу: использовать для этой цели
 палку, которой нет в поле зрения ребенка (палка на подоконнике).
 Если ребенок пытается доставать игрушку рукой, не надо оста-
 навливать его, пусть он убедится, что нельзя достать игрушку
 рукой. Затем педагог говорит: "Давай поищем, что тебе помо-
 
 жет достать машинку". При необходимости указывает на палку,
 говорит: "Посмотри, может быть, там есть то, что тебе необходимо".
 Если и при этом ребенок затрудняется выполнить действие, педагог
 предлагает взять палку, попробовать достать ею машинку. В конце
 игры педагог напоминает ребенку: "Надо всегда искать какой-ли-
 бо предмет, который поможет достать игрушку".
 Достань мяч
 Цель. Та же.
 Оборудование. Мяч, кольцо с сеткой, толкушка.
  Ход игры. На улице, играя с детьми в мяч, педагог как бы
 "случайно" забрасывает мяч в кольцо с сеткой. Чтобы достать
 его, дети должны использовать толкушку, находящуюся недалеко
 от сетки. При затруднении педагог напоминает, что надо найти
 какой-нибудь предмет, который поможет вытолкнуть мяч. После
 выполнения задания педагог делает соответствующий вывод.
 Достань игрушки
 Цель. Та же.
 Оборудование. Игрушки, мешочек, скамейка.
  Ход игры. Педагог выходит с детьми на прогулку без игру-
 шек и на веранде обращает их внимание, что игрушки находятся
 в мешке, а он висит высоко. Вблизи нет скамеек и других каких-
 либо вспомогательных средств. Задача заключается в том, чтобы
 дети догадались использовать стул, который надо принести из
 группы, или скамейку - с другой веранды. Педагог предлагает
 двум детям: "Кто скорее достанет мешок с игрушками?" Выигры-
 вает тот, кто догадается первым и выполнит задание.
 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
 С УЧЕТОМ СВОЙСТВ ПРЕДМЕТОВ
  Последующие игры направлены на формирование у детей уме-
 ний не только самостоятельно находить выход из проблемной си-
 туации, требующей применения вспомогательного предмета-орудия,
 но и учитывать при этом особенности ситуации и использовать
 соответствующие способы действия. Особое внимание уделяется
 применению метода проб в качестве способа решения практичес-
 кой задачи.
 Угадай, что в трубке
  Цель. Учить соотносить свойства предмета-цели и предмета-
 орудия; использовать метод проб.
  Оборудование. Прозрачная (из небьющегося материала)
 трубочка (длина 30 см, диаметр 4 см) с двумя отверстиями на кон-
 цах, в середине трубки маленькая игрушка, завернутая в цветную
 ткань, две палочки (диаметр 1 см, длина 14 см и 40 см).
  Ход игры. Ребенку показывают трубку, обращают внимание
 на то, что в середине трубки находится какой-то сверток. Взрослый
 
 предлагает достать его и посмотреть, что в нем находится. Не-
 далеко от трубки лежат короткая и длинная палочки. Ребенок
 должен выбрать подходящую палочку, использовать ее как орудие
 и достать сверток. Обращается внимание на свойства орудий: "Ес-
 ли одной палочкой не достанешь, надо взять другую и попробо-
 вать ею".
 Звени, колокольчик
  Цель. Продолжать анализировать условия практической зада-
 чи, решать их с помощью проб.
  Оборудование. Колокольчик, укрепленный на подставке,
 веревка.
  Ход игры. Колокольчик, укрепленный на подставке, устанав-
 ливается на видном месте так, чтобы дети не смогли достать его
 рукой. К язычку колокольчика привязана веревочка. Стоя на по-
 лу, ребенок может свободно достать ее. По обе стороны колоколь-
 чика к подставке прикреплены две "ложные" веревки. Они несколь-
 ко длиннее. Ребенку предлагают позвонить в колокольчик. Зада-
 ча заключается в том, чтобы он догадался использовать ту верев-
 ку, которая прикреплена к язычку колокольчика. Надо дать воз-
 можность ребенку самостоятельно сделать правильный выбор. Ес-
 ли он продолжает дергать за "ложную" веревку, педагог говорит:
 "Слышишь, не звенит колокольчик, попробуй за другую веревку".
 В заключение педагог уточняет, с помощью какой веревки уда-
 лось позвонить.
 Поставь машинку в гараж
 Цель. Та же.
 Оборудование. Машинка, гараж, тесьма.
  Ход игры. Ребенок сидит за столом. Перед ним на столе иг-
 рушечный гараж. На противоположном конце стола машинка, к ней
 привязана тесьма. Рядом несколько наискось от прикрепленной
 тесьмы располагаются "ложные" тесемки. Концы тесемок ребенок

<< Пред.           стр. 22 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу