<< Пред. стр. 23 (из 27) След. >>
может достать, машинку не может. Задача заключается в том,чтобы ребенок догадался использовать прикрепленную тесьму и
подтянул машинку. Педагог предлагает ребенку достать машинку
и поставить ее в гараж. Предварительно ребенку надо объяснить,
что вставать со стула нельзя. (Занятие проводится аналогично
предыдущему.)
Столкни мяч в корзину
Цель. Та же.
Оборудование. Мяч, палка, корзина.
Ход. игры. Ребенок сидит за столом, на противоположном
краю стола мяч на таком расстоянии, что ребенок не может до-
стать его рукой. На столе слева от ребенка лежит короткая пал-
ка, рядом со столом на полу длинная. На полу напротив мяча -
корзина. Педагог просит ребенка столкнуть мяч в корзину, но
вставать со стула нельзя. Ребенок должен догадаться использо-
вать длинную палку для сталкивания мяча. В случае затруднения
педагог обращает внимание ребенка на то, что короткой палкой
он не достает до мяча, надо искать другую палку. Если ребенок
и после этого не возьмет длинную палку, взрослый предлагает:
"Попробуй этой палкой столкнуть", указывая на длинную палку.
После выполнения задания необходимо еще раз обратить внимание
ребенка на свойства предметов-орудий: "Какая палка помогла
столкнуть мяч? Почему?"
Достань тележку
Цель. Продолжать анализировать условия практической зада-
чи; учитывать свойства орудия для достижения цели; продолжать
использовать метод проб при решении практической задачи.
Оборудование. Тележка с петлей, мелкие игрушки, экран.
Ход игры. На столе на расстоянии, недоступном для вытя-
нутой руки ребенка, находится тележка с петлей, через нее сво-
бодно продета тесьма, оба конца разведены в стороны на 50 см.
Ребенок может легко достать их. Для подтягивания тележки надо
использовать оба конца одновременно. На тележке лежат красоч-
ные маленькие игрушки. Задача заключается в том, чтобы ребенок
догадался взяться за оба конца тесьмы одновременно и подтянуть
к себе тележку. Если же ребенок будет тянуть тесьму за один
конец, она выскользнет из петли, а тележка останется на месте.
Педагог просит ребенка достать тележку и поиграть с игрушками.
Если он вытянет тесьму за один конец, то педагог продевает ее
в петлю за экраном. Важно, чтобы ребенок сам убедился, что
тесьму надо тянуть за оба конца. Поэтому надо предоставить ему
возможность несколько раз пытаться достичь цели. Если же он
все-таки не догадается, как выполнить задание, то педагог мед-
ленно показывает ему это. Затем ребенок повторяет действие са-
мостоятельно. В конце игры педагог подводит итог.
Ловись, рыбка
Цель. Та же.
Оборудование. Аквариум, целлулоидные рыбки, палочка с
колечком, палочка с сачком, палочка с крючком.
Ход игры. В аквариуме находятся целлулоидные рыбки, пе-
дагог говорит ребенку: "Посмотри, как рыбки плавают в воде".
Затем предлагает ему поймать рыбок. Недалеко от бассейна лежат
предметы, перечисленные выше. Если ребенок не догадывается ис-
пользовать сачок, педагог дает ему возможность попробовать все
средства для ловли рыбки. При необходимости он показывает дей-
ствие сачком. Каждый ребенок должен поймать несколько рыбок.
Игру нужно повторить несколько раз в разных условиях, чтобы
дети научились действовать сачком.
Достань шарики
Цель. Та же.
Оборудование. Банка с водой, черпачок, вилка, ложка,
1К1.ючка с колечком.
к 2373 А А. Катаева
Ход игры. Педагог показывает детям высокую банку с водой,
налитой до половины банки, на дне банки лежат шарики. Педагог
говорит: "В воду упали шарики, надо их достать". Недалеко от
банки лежат черпачок, ложка, вилка, палочка с колечком. Детям
предоставляется возможность пробовать эти предметы-орудия,
важно, чтобы они самостоятельно убедились в выборе более под-
ходящего орудия. При необходимости педагог показывает действие
с черпачком.
Покорми зайку
Цель. Та же.
Оборудование. Банка с морковью, зайка, вилка, ложка,
палочка с колечком, черпачок.
Ход игры. Педагог приносит в комнату зайку, говорит, что
он хочет есть, и спрашивает, что можно ему дать. Дети называют
(капуста, морковь, хлеб и т. д.). Педагог приносит банку с морко-
вью и пытается достать ее рукой, но горлышко в банке узкое,
рука не проходит. Педагог просит детей помочь ему. На другом
столе лежат сачок, вилка, ложка. Дети должны найти подходя-
щее средство и с его помощью вытащить морковь, т. е. использо-
вать вилку. В конце занятия педагог просит ребенка объяснить
выбор орудия.
Покатай матрешек
Цель. Та же.
Оборудование. Тележка со стержнем, палочка с крючком,
палочка с колечком, вилка, матрешки.
Ход игры. На расстоянии, недоступном для вытянутой руки
ребенка, находится тележка со стержнем. На тележке матрешки.
На краю стола, слева от ребенка, лежат палочка с колечком, па-
лочка с крючком, вилка. Педагог просит ребенка достать тележ-
ку и покатать матрешек. Ребенок должен догадаться использовать
палочку с колечком, зацепить им за стержень и подкатить тележ-
ку. При выполнении задания детям предоставляется возможность
решить задачу методом проб. Когда ребенок справится с задани-
ем, его просят объяснить, почему он использовал палочку с ко-
лечком, а не другой предмет.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ, ИМИТИРУЮЩИХ ОРУДИЯ ТРУДА
Игры с предметами, имитирующими орудия труда, формируют
у детей координацию движений. Они учатся зрительно оценивать
пространственные соотношения предметов и в соответствии с этим
действовать с помощью предмета-орудия. У них развивается гла-
зомер, воспитывается настойчивость, целенаправленность действий.
Все это подготавливает базу для формирования простейших тру-
довых навыков.
Забор вокруг дома
Цель. Учить использовать имитирующие орудия труда; про-
должать соотносить свойства предмета-цели и предмета-орудия,
развивая согласованность действий рук.
Оборудование. Пластмассовый домик, кубики, инструменты
(гвоздики, молоток, отвертка, гаечный ключ).
Ход игры. На столе стоит пластмассовый домик. Рядом на-
ходится набор кубиков с отверстиями. В отверстия надо вставить
гвоздики. Рукой это сделать трудно, нужно забить их в каждое
отверстие с помощью игрушечного молотка. Молоток, отвертка,
гаечный ключ лежат на столе. Задача состоит в том, чтобы ре-
бенок догадался выбрать нужное орудие и использовал его.
Сделай самолет
Цель. Та же.
Оборудование. Пластмассовые инструменты (гаечный ключ,
молоток, отвертка), пластмассовый самолет.
Ход игры. Ребенку дают самолет, сделанный из пластмассо-
вого конструктора. Гайки плохо завинчены. Педагог предлагает
укрепить гайки и поиграть с самолетом. Недалеко от самолета
лежат инструменты. Ребенок должен выбрать нужный инструмент
(гаечный ключ) для укрепления гаек. При необходимости педагог
помогает ребенку укрепить гайки.
Сделай тележку
Цель. Та же.
Оборудование. Пластмассовая тележка с винтами, игрушеч-
ные инструменты (гаечный ключ, отвертка, молоток).
Ход игры. Ребенку дают сборную пластмассовую тележку
простой конструкции. Детали в тележке соединены винтами, но сде-
лано это слабо. Недалеко от тележки лежат инструменты. Педа-
гог предлагает ребенку укрепить винты и поиграть с тележкой.
Ребенок должен использовать отвертку для укрепления винтов.
В случае затруднения педагог помогает ребенку укрепить винты.
РЕШЕНИЕ ДВУХФАЗОВЫХ ЗАДАЧ
С решением двухфазовых задач в наглядно-действенном пла-
не дети встречаются там, где в деятельность включается проме-
жуточная цель, когда предмет-орудие не находится непосредст-
6* |6Э
венно в поле зрения ребенка. Для получения этого предмета-ору-
дия нужно решить дополнительную задачу: либо подготовить дан-
ный предмет (освободить от лишних деталей, очистить), либо из-
готовить его как орудие. В этом случае ребенок может увлечься
промежуточной целью и забыть об основной задаче. Научить ре-
бенка целенаправленности - это одна из важных задач умствен-
ного воспитания ребенка-дошкольника. С такими задачами он бу-
дет встречаться не только в практическом, но и в мыслительном
плане при решении, например, арифметических или алгебраических
задач.
Достань игрушку
Цель. Учить решать двухфазовые практические задачи, со-
блюдая конечную цель; анализировать окружающую обстановку.
Оборудование. Заводная игрушка в целлофановом пакете,
стул, на нем ящик со строительным материалом.
Ход игры. Педагог предлагает ребенку достать мешочек с
игрушкой, висящий на крючке так, что, стоя на полу, ребенок
не может достать его. Для этого ему надо использовать стул,
предварительно сняв с него ящик со строительным материалом.
Педагог фиксирует внимание ребенка на конечной цели: "Можешь
рукой достать игрушку? Что нужно сделать, чтобы ее достать?"
Педагог помогает ребенку осознать промежуточную цель - освобо-
дить стул - снять ящик со строительным материалом. Взрослый
следит, чтобы ребенок не увлекся игрой со строительным мате-
риалом. После выполнения задания педагог обобщает действия
ребенка, говорит, что вначале он освободил стул, а затем исполь-
зовал его, чтобы достать игрушку.
Достань машинку
Цель. Та же.
Оборудование. Заводная машинка, палка на высоком шка-
фу, стул.
Ход игры. Педагог показывает ребенку машинку, заводит ее,
и она как бы "случайно" заезжает под шкаф. Чтобы достать ма-
шинку, ребенок должен снять со шкафа палку, используя для этого
стул. В конце занятия педагог просит ребенка уточнить после-
довательность своих действий: что делал вначале, что потом, за-
чем он брал стул. При необходимости педагог помогает ребенку
осмыслить процесс выполнения данного задания.
Достань, что в трубке лежит
Цель. Та же.
Оборудование. Прозрачная трубка, в ней сверток с малень-
кой игрушкой, проволока (скручена).
Ход игры. Педагог просит ребенка посмотреть, что находит-
ся в трубке, и достать сверток. Недалеко от трубки лежит прово-
лока. Ребенок должен догадаться разогнуть проволоку и исполь-
зовать ее для выталкивания свертка. При затруднениях педагог
164
подсказывает ребенку. После выполнения задания ребенка просят
рассказать, как он выполнил задание.
Игра с воздушными шарами
Цель. Та же.
Оборудование. Воздушные шары, реревочка в рулоне,-нож-
ницы.
Ход игры. Педагог надувает шары в присутствии детей и
раздает их им. Шары сдуваются. Педагог спрашивает: "Что надо
сделать, чтобы с шарами можно было играть?" Если дети не до-
гадаются сказать, что of рулона надо отрезать веревку, то педа-
гог говорит: "Надо веревку отрезать, поищите, чем отрезать". Дети
находят ножницы, отрезают ими веревку от рулона, с помощью
педагога перевязывают шарики и играют с ними.
Игра с мячом
Цель. Та же.
Оборудование. Две короткие палки, которые можно вста-
вить одна в другую, т. е. из двух палок сделать одну длинную.
Ход игры. Педагог играет с ребенком в мяч, он "неожидан-
но" закатывается под шкаф. Недалеко от шкафа лежат две палки.
Педагог просит ребенка достать мяч. В случае необходимости
подсказывает, как удлинить палку. После выполнения задания
обращает внимание ребенка, что одной палкой нельзя достать
мяч, надо одну палку соединить с другой. Затем дети играют
в мяч.
РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРИЧИННОГО МЫШЛЕНИЯ
С физическими явлениями дети встречаются в своей практи-
ческой деятельности, но далеко не всегда то, что видят, осмысли-
вают. Интерес к явлениям, поиски их причин возникают у ребенка
тогда, когда нарушается привычный ход явления. Другими слова-
ми, интерес к причине того или иного явления связан с возник-
новением ориентировочной реакции. Поэтому в играх и упраж-
нениях на развитие причинного мышления нужно создавать такие
ситуации, где сначала все идет привычно, а затем происходит
что-то необычное, нарушается привычный ход явления.
Столкни шарик
Цель. Вызывать у детей ориентировочную реакцию на нару-
шение привычной ситуации; побуждать к поиску причины наруше-
ния; создавать интерес к устранению причины.
Оборудование. Два пластмассовых кубика и два пластмас-
совых шарика (один незаметно закреплен на кубике гвоздем).
Ход игры. Педагог ставит на стол два кубика, на каждом
лежит шарик. Наклоняет кубик, и шарик катится. Предлагает ре-
бенку наклонить другой кубик. Ребенок наклоняет кубик, но шарик
не катится. Если ребенок ищет причину необычного "поведения"
165
шарика (берет в руки кубик и шарик, заглядывает и т. п.), то
педагог поощряет его. В противном случае педагог вновь повто-
ряет ситуацию и просит ребенка так же повторить действия. Пе-
дагог спрашивает у ребенка, почему его шарик не падает, и вме-
сте с ним начинает искать причину, увидев гвоздь, восклицает:
"Вот он! Гвоздик мешает!"
Открой коробочку
Цель. Та же.
Оборудование. Коробка от готовальни, две картинки.
Ход игры (проводится индивидуально). Педагог кладет на
стол картинки тыльной стороной вверх, говорит ребенку, что у
него красивые картинки. Достает коробку от готовальни, кладет
туда картинку и закрывает коробку, не запирая ее штырьком.
Предлагает ребенку открыть коробку и посмотреть картинку. Тот
без труда открывает коробку. Пока ребенок рассматривает кар-
тинку, педагог вкладывает в коробку другую картинку и закры-
вает коробку штырьком. Просит еще раз открыть коробку и достать
вторую картинку. Если ребенок пытается открыть коробку силой,
педагог предлагает ему поискать причину, почему коробка не от-
крывается, попробовать открыть ее разными способами, найти,
что мешает.
Спрячь зайчика
Цель. Та же.
Оборудование. Два счетных ящика (деревянные, с крыш-
ками, вдвигающимися в пазы), пластмассовый зайчик.
Ход игры (проводится с двумя детьми). Педагог вводит в
комнату одного ребенка, показывает ему зайчика и ящик. Пред-
лагает придумать для другого ребенка загадку про зайчика, а
самого зайчика спрятать в ящик и закрыть крышкой. Ребенок с по-
мощью педагога придумывает загадку, прячет игрушку и закрыва-
ет ящик крышкой, вдвигая ее в пазы. Незаметно в пазы ящика
надо вставить маленькую палочку. Педагог вводит другого ребен-
ка, он слушает загадку. Независимо от того, отгадал он загад-
ку или нет, ему предлагают достать игрушку из ящика. Так как
ящик не открывается привычным способом, педагог побуждает ре-
бенка найти причину для выполнения задания.
Покатай мишку
Цел ь. Та же.
Оборудование. Мишка в машинке (одно колесо плохо при-
креплено) .
Ход игры. Педагог просит ребенка покатать мишку в машин-
ке. Как только ребенок начинает везти машинку, колесо соскаки-
вает, машинка наклоняется набок. Ребенок ищет причину, пытается
ее устранить. Педагог помогает ему. После этого ребенок катает
мишку. В конце педагог просит ребенка рассказать, что случи-
лось с машиной.
Надуем шарики
Цель. Та же.
Оборудование. Два воздушных шара (один - целый, дру-
гой- с дырочкой), веревочки.
Ход игры. Педагог говорит, что он сейчас надует шары и
дети будут с ними играть. Надувает целый шар, завязывает и
кладет на стол. Надувает второй шар, быстро завязывает, но шар
спускается. Педагог надувает его вторично и спрашивает у де-
тей, что случилось, побуждая их найти причину. Вызывает кого-
либо и подставляет его руку к тому, месту шара, откуда выходит
воздух, помогает найти дырочку.