<< Пред.           стр. 23 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

 может достать, машинку не может. Задача заключается в том,
 чтобы ребенок догадался использовать прикрепленную тесьму и
 подтянул машинку. Педагог предлагает ребенку достать машинку
 и поставить ее в гараж. Предварительно ребенку надо объяснить,
 что вставать со стула нельзя. (Занятие проводится аналогично
 предыдущему.)
 Столкни мяч в корзину
 Цель. Та же.
 Оборудование. Мяч, палка, корзина.
  Ход. игры. Ребенок сидит за столом, на противоположном
 краю стола мяч на таком расстоянии, что ребенок не может до-
 стать его рукой. На столе слева от ребенка лежит короткая пал-
 ка, рядом со столом на полу длинная. На полу напротив мяча -
 корзина. Педагог просит ребенка столкнуть мяч в корзину, но
 вставать со стула нельзя. Ребенок должен догадаться использо-
 
 вать длинную палку для сталкивания мяча. В случае затруднения
 педагог обращает внимание ребенка на то, что короткой палкой
 он не достает до мяча, надо искать другую палку. Если ребенок
 и после этого не возьмет длинную палку, взрослый предлагает:
 "Попробуй этой палкой столкнуть", указывая на длинную палку.
 После выполнения задания необходимо еще раз обратить внимание
 ребенка на свойства предметов-орудий: "Какая палка помогла
 столкнуть мяч? Почему?"
 Достань тележку
  Цель. Продолжать анализировать условия практической зада-
 чи; учитывать свойства орудия для достижения цели; продолжать
 использовать метод проб при решении практической задачи.
 Оборудование. Тележка с петлей, мелкие игрушки, экран.
  Ход игры. На столе на расстоянии, недоступном для вытя-
 нутой руки ребенка, находится тележка с петлей, через нее сво-
 бодно продета тесьма, оба конца разведены в стороны на 50 см.
 Ребенок может легко достать их. Для подтягивания тележки надо
 использовать оба конца одновременно. На тележке лежат красоч-
 ные маленькие игрушки. Задача заключается в том, чтобы ребенок
 догадался взяться за оба конца тесьмы одновременно и подтянуть
 к себе тележку. Если же ребенок будет тянуть тесьму за один
 конец, она выскользнет из петли, а тележка останется на месте.
 Педагог просит ребенка достать тележку и поиграть с игрушками.
 Если он вытянет тесьму за один конец, то педагог продевает ее
 в петлю за экраном. Важно, чтобы ребенок сам убедился, что
 тесьму надо тянуть за оба конца. Поэтому надо предоставить ему
 возможность несколько раз пытаться достичь цели. Если же он
 все-таки не догадается, как выполнить задание, то педагог мед-
 ленно показывает ему это. Затем ребенок повторяет действие са-
 мостоятельно. В конце игры педагог подводит итог.
 Ловись, рыбка
 Цель. Та же.
  Оборудование. Аквариум, целлулоидные рыбки, палочка с
 колечком, палочка с сачком, палочка с крючком.
  Ход игры. В аквариуме находятся целлулоидные рыбки, пе-
 дагог говорит ребенку: "Посмотри, как рыбки плавают в воде".
 Затем предлагает ему поймать рыбок. Недалеко от бассейна лежат
 предметы, перечисленные выше. Если ребенок не догадывается ис-
 пользовать сачок, педагог дает ему возможность попробовать все
 средства для ловли рыбки. При необходимости он показывает дей-
 ствие сачком. Каждый ребенок должен поймать несколько рыбок.
 Игру нужно повторить несколько раз в разных условиях, чтобы
 дети научились действовать сачком.
 Достань шарики
 Цель. Та же.
  Оборудование. Банка с водой, черпачок, вилка, ложка,
 1К1.ючка с колечком.
 к 2373 А А. Катаева
 
 
  Ход игры. Педагог показывает детям высокую банку с водой,
 налитой до половины банки, на дне банки лежат шарики. Педагог
 говорит: "В воду упали шарики, надо их достать". Недалеко от
 банки лежат черпачок, ложка, вилка, палочка с колечком. Детям
 предоставляется возможность пробовать эти предметы-орудия,
 важно, чтобы они самостоятельно убедились в выборе более под-
 ходящего орудия. При необходимости педагог показывает действие
 с черпачком.
 Покорми зайку
 Цель. Та же.
  Оборудование. Банка с морковью, зайка, вилка, ложка,
 палочка с колечком, черпачок.
  Ход игры. Педагог приносит в комнату зайку, говорит, что
 он хочет есть, и спрашивает, что можно ему дать. Дети называют
 (капуста, морковь, хлеб и т. д.). Педагог приносит банку с морко-
 вью и пытается достать ее рукой, но горлышко в банке узкое,
 рука не проходит. Педагог просит детей помочь ему. На другом
 столе лежат сачок, вилка, ложка. Дети должны найти подходя-
 щее средство и с его помощью вытащить морковь, т. е. использо-
 вать вилку. В конце занятия педагог просит ребенка объяснить
 выбор орудия.
 Покатай матрешек
 Цель. Та же.
  Оборудование. Тележка со стержнем, палочка с крючком,
 палочка с колечком, вилка, матрешки.
  Ход игры. На расстоянии, недоступном для вытянутой руки
 ребенка, находится тележка со стержнем. На тележке матрешки.
 На краю стола, слева от ребенка, лежат палочка с колечком, па-
 лочка с крючком, вилка. Педагог просит ребенка достать тележ-
 ку и покатать матрешек. Ребенок должен догадаться использовать
 палочку с колечком, зацепить им за стержень и подкатить тележ-
 ку. При выполнении задания детям предоставляется возможность
 решить задачу методом проб. Когда ребенок справится с задани-
 ем, его просят объяснить, почему он использовал палочку с ко-
 лечком, а не другой предмет.
 
 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ, ИМИТИРУЮЩИХ ОРУДИЯ ТРУДА
  Игры с предметами, имитирующими орудия труда, формируют
 у детей координацию движений. Они учатся зрительно оценивать
 пространственные соотношения предметов и в соответствии с этим
 действовать с помощью предмета-орудия. У них развивается гла-
 зомер, воспитывается настойчивость, целенаправленность действий.
 Все это подготавливает базу для формирования простейших тру-
 довых навыков.
 Забор вокруг дома
  Цель. Учить использовать имитирующие орудия труда; про-
 должать соотносить свойства предмета-цели и предмета-орудия,
 развивая согласованность действий рук.
  Оборудование. Пластмассовый домик, кубики, инструменты
 (гвоздики, молоток, отвертка, гаечный ключ).
  Ход игры. На столе стоит пластмассовый домик. Рядом на-
 ходится набор кубиков с отверстиями. В отверстия надо вставить
 гвоздики. Рукой это сделать трудно, нужно забить их в каждое
 отверстие с помощью игрушечного молотка. Молоток, отвертка,
 гаечный ключ лежат на столе. Задача состоит в том, чтобы ре-
 бенок догадался выбрать нужное орудие и использовал его.
 Сделай самолет
 Цель. Та же.
  Оборудование. Пластмассовые инструменты (гаечный ключ,
 молоток, отвертка), пластмассовый самолет.
  Ход игры. Ребенку дают самолет, сделанный из пластмассо-
 вого конструктора. Гайки плохо завинчены. Педагог предлагает
 укрепить гайки и поиграть с самолетом. Недалеко от самолета
 лежат инструменты. Ребенок должен выбрать нужный инструмент
 (гаечный ключ) для укрепления гаек. При необходимости педагог
 помогает ребенку укрепить гайки.
 Сделай тележку
 Цель. Та же.
  Оборудование. Пластмассовая тележка с винтами, игрушеч-
 ные инструменты (гаечный ключ, отвертка, молоток).
  Ход игры. Ребенку дают сборную пластмассовую тележку
 простой конструкции. Детали в тележке соединены винтами, но сде-
 лано это слабо. Недалеко от тележки лежат инструменты. Педа-
 гог предлагает ребенку укрепить винты и поиграть с тележкой.
 Ребенок должен использовать отвертку для укрепления винтов.
 В случае затруднения педагог помогает ребенку укрепить винты.
 РЕШЕНИЕ ДВУХФАЗОВЫХ ЗАДАЧ
  С решением двухфазовых задач в наглядно-действенном пла-
 не дети встречаются там, где в деятельность включается проме-
 жуточная цель, когда предмет-орудие не находится непосредст-
 6* |6Э
 
 венно в поле зрения ребенка. Для получения этого предмета-ору-
 дия нужно решить дополнительную задачу: либо подготовить дан-
 ный предмет (освободить от лишних деталей, очистить), либо из-
 готовить его как орудие. В этом случае ребенок может увлечься
 промежуточной целью и забыть об основной задаче. Научить ре-
 бенка целенаправленности - это одна из важных задач умствен-
 ного воспитания ребенка-дошкольника. С такими задачами он бу-
 дет встречаться не только в практическом, но и в мыслительном
 плане при решении, например, арифметических или алгебраических
 задач.
 Достань игрушку
  Цель. Учить решать двухфазовые практические задачи, со-
 блюдая конечную цель; анализировать окружающую обстановку.
  Оборудование. Заводная игрушка в целлофановом пакете,
 стул, на нем ящик со строительным материалом.
  Ход игры. Педагог предлагает ребенку достать мешочек с
 игрушкой, висящий на крючке так, что, стоя на полу, ребенок
 не может достать его. Для этого ему надо использовать стул,
 предварительно сняв с него ящик со строительным материалом.
 Педагог фиксирует внимание ребенка на конечной цели: "Можешь
 рукой достать игрушку? Что нужно сделать, чтобы ее достать?"
 Педагог помогает ребенку осознать промежуточную цель - освобо-
 дить стул - снять ящик со строительным материалом. Взрослый
 следит, чтобы ребенок не увлекся игрой со строительным мате-
 риалом. После выполнения задания педагог обобщает действия
 ребенка, говорит, что вначале он освободил стул, а затем исполь-
 зовал его, чтобы достать игрушку.
 Достань машинку
 Цель. Та же.
  Оборудование. Заводная машинка, палка на высоком шка-
 фу, стул.
  Ход игры. Педагог показывает ребенку машинку, заводит ее,
 и она как бы "случайно" заезжает под шкаф. Чтобы достать ма-
 шинку, ребенок должен снять со шкафа палку, используя для этого
 стул. В конце занятия педагог просит ребенка уточнить после-
 довательность своих действий: что делал вначале, что потом, за-
 чем он брал стул. При необходимости педагог помогает ребенку
 осмыслить процесс выполнения данного задания.
 Достань, что в трубке лежит
 Цель. Та же.
  Оборудование. Прозрачная трубка, в ней сверток с малень-
 кой игрушкой, проволока (скручена).
  Ход игры. Педагог просит ребенка посмотреть, что находит-
 ся в трубке, и достать сверток. Недалеко от трубки лежит прово-
 лока. Ребенок должен догадаться разогнуть проволоку и исполь-
 зовать ее для выталкивания свертка. При затруднениях педагог
 164
 
 подсказывает ребенку. После выполнения задания ребенка просят
 рассказать, как он выполнил задание.
 Игра с воздушными шарами
 Цель. Та же.
  Оборудование. Воздушные шары, реревочка в рулоне,-нож-
 ницы.
  Ход игры. Педагог надувает шары в присутствии детей и
 раздает их им. Шары сдуваются. Педагог спрашивает: "Что надо
 сделать, чтобы с шарами можно было играть?" Если дети не до-
 гадаются сказать, что of рулона надо отрезать веревку, то педа-
 гог говорит: "Надо веревку отрезать, поищите, чем отрезать". Дети
 находят ножницы, отрезают ими веревку от рулона, с помощью
 педагога перевязывают шарики и играют с ними.
 Игра с мячом
 Цель. Та же.
  Оборудование. Две короткие палки, которые можно вста-
 вить одна в другую, т. е. из двух палок сделать одну длинную.
  Ход игры. Педагог играет с ребенком в мяч, он "неожидан-
 но" закатывается под шкаф. Недалеко от шкафа лежат две палки.
 Педагог просит ребенка достать мяч. В случае необходимости
 подсказывает, как удлинить палку. После выполнения задания
 обращает внимание ребенка, что одной палкой нельзя достать
 мяч, надо одну палку соединить с другой. Затем дети играют
 в мяч.
 РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРИЧИННОГО МЫШЛЕНИЯ
  С физическими явлениями дети встречаются в своей практи-
 ческой деятельности, но далеко не всегда то, что видят, осмысли-
 вают. Интерес к явлениям, поиски их причин возникают у ребенка
 тогда, когда нарушается привычный ход явления. Другими слова-
 ми, интерес к причине того или иного явления связан с возник-
 новением ориентировочной реакции. Поэтому в играх и упраж-
 нениях на развитие причинного мышления нужно создавать такие
 ситуации, где сначала все идет привычно, а затем происходит
 что-то необычное, нарушается привычный ход явления.
 Столкни шарик
  Цель. Вызывать у детей ориентировочную реакцию на нару-
 шение привычной ситуации; побуждать к поиску причины наруше-
 ния; создавать интерес к устранению причины.
  Оборудование. Два пластмассовых кубика и два пластмас-
 совых шарика (один незаметно закреплен на кубике гвоздем).
  Ход игры. Педагог ставит на стол два кубика, на каждом
 лежит шарик. Наклоняет кубик, и шарик катится. Предлагает ре-
 бенку наклонить другой кубик. Ребенок наклоняет кубик, но шарик
 не катится. Если ребенок ищет причину необычного "поведения"
 165
 
 шарика (берет в руки кубик и шарик, заглядывает и т. п.), то
 педагог поощряет его. В противном случае педагог вновь повто-
 ряет ситуацию и просит ребенка так же повторить действия. Пе-
 дагог спрашивает у ребенка, почему его шарик не падает, и вме-
 сте с ним начинает искать причину, увидев гвоздь, восклицает:
 "Вот он! Гвоздик мешает!"
 Открой коробочку
 Цель. Та же.
 Оборудование. Коробка от готовальни, две картинки.
  Ход игры (проводится индивидуально). Педагог кладет на
 стол картинки тыльной стороной вверх, говорит ребенку, что у
 него красивые картинки. Достает коробку от готовальни, кладет
 туда картинку и закрывает коробку, не запирая ее штырьком.
 Предлагает ребенку открыть коробку и посмотреть картинку. Тот
 без труда открывает коробку. Пока ребенок рассматривает кар-
 тинку, педагог вкладывает в коробку другую картинку и закры-
 вает коробку штырьком. Просит еще раз открыть коробку и достать
 вторую картинку. Если ребенок пытается открыть коробку силой,
 педагог предлагает ему поискать причину, почему коробка не от-
 крывается, попробовать открыть ее разными способами, найти,
 что мешает.
 Спрячь зайчика
 Цель. Та же.
  Оборудование. Два счетных ящика (деревянные, с крыш-
 ками, вдвигающимися в пазы), пластмассовый зайчик.
  Ход игры (проводится с двумя детьми). Педагог вводит в
 комнату одного ребенка, показывает ему зайчика и ящик. Пред-
 лагает придумать для другого ребенка загадку про зайчика, а
 самого зайчика спрятать в ящик и закрыть крышкой. Ребенок с по-
 мощью педагога придумывает загадку, прячет игрушку и закрыва-
 ет ящик крышкой, вдвигая ее в пазы. Незаметно в пазы ящика
 надо вставить маленькую палочку. Педагог вводит другого ребен-
 ка, он слушает загадку. Независимо от того, отгадал он загад-
 ку или нет, ему предлагают достать игрушку из ящика. Так как
 ящик не открывается привычным способом, педагог побуждает ре-
 бенка найти причину для выполнения задания.
 Покатай мишку
 Цел ь. Та же.
  Оборудование. Мишка в машинке (одно колесо плохо при-
 креплено) .
  Ход игры. Педагог просит ребенка покатать мишку в машин-
 ке. Как только ребенок начинает везти машинку, колесо соскаки-
 вает, машинка наклоняется набок. Ребенок ищет причину, пытается
 ее устранить. Педагог помогает ему. После этого ребенок катает
 мишку. В конце педагог просит ребенка рассказать, что случи-
 лось с машиной.
 
 Надуем шарики
 Цель. Та же.
  Оборудование. Два воздушных шара (один - целый, дру-
 гой- с дырочкой), веревочки.
  Ход игры. Педагог говорит, что он сейчас надует шары и
 дети будут с ними играть. Надувает целый шар, завязывает и
 кладет на стол. Надувает второй шар, быстро завязывает, но шар
 спускается. Педагог надувает его вторично и спрашивает у де-
 тей, что случилось, побуждая их найти причину. Вызывает кого-
 либо и подставляет его руку к тому, месту шара, откуда выходит
 воздух, помогает найти дырочку.

<< Пред.           стр. 23 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу