<< Пред.           стр. 25 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

 собирает флажки и пытается поставить их в вазу, стоящую на
 столе. Он подпрыгивает, но не может достать, потом оглядыва-
 ется и видит, что Неловкий сидит на стуле. Подходит к нему и
 пытается вытащить из-под него стул.
 Педагог (останавливает его). Попроси!
  Ловкий (спохватывается). Дай, пожалуйста, стул. Я хочу
 поставить флажки вон туда. (Показывает.)
  (В одной руке держит флажки, а другой пытается взять стул,
 но это не получается. Он кладет флажки и несет стул. Встает на
 стул, оглядывается, но не может достать флажки.)
  Педагог (обращаясь к детям). Что надо сделать? (Тихо под-
 сказывает им, что надо попросить Неловкого дать флажки.)
 (Дети советуют Ловкому, как попросить флажки.)
  Ловкий. Помоги, дай мне флажки. (Или так, как посоветуют
 дети.)
  Неловкий приносит флажки. Ловкий ставит их в вазу. Клоуны
 радуются, хлопают в ладоши и благодарят детей за то, что они
 помогли им договориться, найти нужные слова и сделать все вме-
 сте - вместе веселей и легче делать.
  2-й вариант. Приходит Ловкий. Он говорит детям, что хочет
 поиграть в мяч. Педагог предлагает найти мяч, который заранее
 кладется на видное место, но достаточно высоко, так, чтобы ре-
 бенок, стоя на полу, не мог его достать. Ловкий просит детей по-
 мочь ему. Если кто-либо из детей предложит свою помощь, нужно
 похвалить его, позвать к столу, приблизить клоуна к ребенку.
 "Помоги мне найти мяч",- говорит Ловкий. Ребенок, клоун и пе-
 дагог ищут мяч. Они идут по комнате. Первым должен увидеть мяч
 ребенок и указать на него Ловкому. Клоун радуется, кричит:
 "Ура!" - подпрыгивает, пытаясь достать мяч. Далее отношения
 ребенка и клоуна зависят от того, как поведет себя ребенок. Он
 может сделать клоуну замечание, сказать, что не надо прыгать,
 а лучше встать на стул и т. п. Ловкий просит ребенка принести
 стул, тот приносит, и клоун благодарит его. Встает на стул, но снова
 не может достать мяч и говорит ребенку: "Я не достаю, попробуй
 ты". Ребенок достает мяч, передает его клоуну и просит: "Подержи",
 затем слезает со стула. Ребенок и клоун играют с мячом - бросают
 его или катят друг другу. В конце игры Ловкий говорит: "Как хо-
 рошо играть вместе!" Педагог подводит общий итог, обращая
 внимание детей на то, что ребенок и клоун все делали вместе,
 поэтому у них все хорошо получалось.
 Поиграем вместе (кукольный театр)
 Цель. Та же.
 174
 
  Оборудование. Две куклы, маленькая матрешка, машина
 с кузовом, настольный строитель.
  Ход игры. Приходит кукла Оля. В руках у нее матрешка, она
 ее укачивает. Появляется кукла Таня, она везет за веревочку
 машину. Таня подходит к Оле и отбирает у нее матрешку. Оля
 плачет, кричит: "Отдай". Педагог обращает внимание детей на
 ситуацию, говорит, что Таня поступила плохо. Обращается к кук-
 лам, предлагает Тане отдать матрешку кукле Оле. Таня отдает
 матрешку и тоже плачет. Педагог спрашивает, почему она плачет.
 Таня говорит, что хочет покатать матрешку в машине. Педагог
 предлагает Оле и Тане поиграть вместе - покатать матрешку в
 машине по очереди. Оля сажает матрешку в машину и везет ее.
 Потом отдает веревочку Тане. После этого Оля говорит: "Давай
 вместе построим для матрешки домик". Таня радуется и говорит,
 что привезет кубики. Затем она привозит кубики, и они вместе строят
 дом с забором и играют с матрешкой. Педагог подчеркивает, что
 Оля и Таня вместе играют, построили дом - Таня была шофером,
 а Оля строителем.
 Что мы делали - не скажем...
  Цель. Продолжать формировать речевое общение детей; учить
 их договариваться о совместных действиях; изображать действия,
 которые они называют; развивать активную речь.
  Ход игры. Дети становятся в круг. Выбирают водящего,
 он выходит за дверь. Дети вместе с педагогом загадывают, какие
 движения они будут выполнять перед водящим. Дети обсуждают,
 решают, вместе с педагогом показывают предложенное им действие
 (стирать, забивать гвозди или умываться). После этого все хло-
 пают в ладоши и зовут водящего, произнося в ритм хлопков сло-
 ва: "Что мы делали - не скажем, а что делали - покажем". Дейст-
 вие показывают все одновременно. Водящий отгадывает, называет
 действие и становится в круг. Выбирают нового водящего. В даль-
 нейшем педагог побуждает детей самим называть действия, кото-
 рые они хотят изобразить, и самостоятельно договориться.
 Шоферы и строители
  Цель. Развивать у детей деловое общение, учить правильно
 выражать свою просьбу, обращаться к товарищу; внимательно слу-
 шать и выполнять просьбу товарища; употреблять в общении сло-
 ва "мне нужно", "привези", "возьми", "я привез", названия пред-
 метов, их особенности, в случае необходимости указать количест-
 во и признаки; при затруднении пользоваться жестом, показом
 или просить помощи у педагога, говоря "как сказать", "как на-
 зывается"; в зависимости от индивидуальных возможностей ре-
 бенка учить благодарить за помощь (кивком головы или произ-
 нося "спасибо").
  Оборудование. Крупный строительный материал, грузовые
 машины соответствующих размеров, рисунки-образцы с изображе-
 нием знакомых детям построек (ворота, гараж, дом с забором, ле-
 сенка и др.).
 
  Ход игры (проводится с подгруппой из 4-6 детей). Дети
 распределяются на шоферов и строителей. У каждого строителя есть
 свой шофер, вместе они создают одну постройку. Каждый ребенок-
 строитель получает свой рисунок-образец и не показывает его
 шоферу. Рассмотрев образец, строитель просит привезти шофера
 нужные элементы строителя (бруски, кубы, башенки, пластины) и
 указывает их количество. Например, на рисунке дом, состоящий
 из одного куба, крыши, и забор, состоящий из двух брусков. Он
 может сказать: "Привези кубик и крышу". Получив эти предметы,
 он должен поблагодарить и попросить привезти еще два бруска.
 Строитель может назвать все нужные ему элементы. Если шо-
 фер что-то забыл, он может вернуться и переспросить. Когда по-
 стройка будет окончена, строитель еще раз рассматривает рису-
 нок и обнаруживает, что на нем изображен мишка, который стоит
 около дома. Строитель просит шофера привезти мишку. Дети вме-
 сте обыгрывают постройку.
  В процессе работы дети могут общаться и с помощью жестов.
 По окончании построек педагог просит всех строителей показать
 свои рисунки, а шоферов проверить, правильно ли сделаны пост-
 ройки.
 При повторном проведении игры дети меняются ролями.
  Если в процессе выполнения задания между детьми возникает
 спор, его не следует пресекать, торопиться придти на помощь,
 важно, чтобы они сами нашли пути к взаимопониманию.
  Подводя итоги игры, педагог оценивает результат, как кол-
 лективную деятельность строителя и шофера, подчеркивает добро-
 желательность в обращении друг к другу: "Валя и Коля вместе по-
 строили дом с забором. Валя хорошо рассмотрела рисунок и пра-
 вильно называла Коле, что надо привезти, а Коля хорошо слушал
 Валю и понял, что надо было привезти. Вот и построили они хо-
 роший дом с забором. И мишка радуется, говорит Вале и Коле
 "спасибо". Видите, как хорошо играть вместе".
 ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ
  Игры-драматизации значительно отличаются от приведенных
 выше игр. Дети должны понять содержание, запомнить последова-
 тельность происходящих действий и речевой материал, с помощью
 которого они должны общаться.. Подлинным общением игра-дра-
 матизация может стать лишь в том случае, если содержание будет
 не только понято ребенком, но и эмоционально воспринято.
  Для умственно отсталого ребенка необходимо адаптировать
 произведения, которые используются для игр-драматизаций, в то
 же время следует подготовить самих детей к изображению персо-
 нажей, к правильному воспроизведению и пониманию речевого ма-
 териала, создать у них эмоциональное отношение к происходя-
 щему. Таким образом, проведению игр-драматизаций должна пред-
 шествовать целая серия подготовительных дидактических игр.
 
 Колобок
  Для проведения игры-драматизации можно взять три эпизода:
 "колобок встретил зайку", "колобок встретил мишку" и "колобок
 встретил лису"-
  Первый подготовительный этап - знакомство с персо-
 нажами сказки.
  Цель. Уточнить представления детей о зайце, медведе, лисе;
 вызывать эмоционально положительное отношение; учить изобра-
 жать этих персонажей сказки (брать на себя роль).
 1. Знакомство с зайкой.
  Оборудование. Игрушка зайка, шапочки для зайцев по
 числу детей, барабан, миска с морковью.
  Ход игры. Педагог приносит в группу новую игрушку зайку,
 рассматривает его с детьми, рассказывает о том, что он добрый,
 веселый, хорошо прыгает, умеет играть на барабане. Педагог вы-
 полняет с игрушкой соответствующие действия. Затем спрашивает,
 что любит есть зайка (морковку, капусту). Педагог говорит, что
 зайка никого не обижает. После этого достает шапочки с ушками
 и предлагает детям попрыгать, как зайки. Дети надевают шапочки,
 бегают по комнате, прыгают. Педагог говорит, что зайки, навер-
 ное, проголодались, и вносит миску с морковью и угощает ею
 детей.
 2. Знакомство с мишкой.
 Оборудование. Игрушка мишка, шапочки для мишек.
  Ход игры. Педагог показывает игрушку мишку, рассматри-
 вает его с детьми, говорит о его походке, что он любит ягоды,
 мед. Педагог предлагает поиграть: все дети надевают шапочки и
 изображают медведей.
 3. Знакомство с лисой.
  Оборудование. Игрушка лиса, шапочка с лисьей мордоч-
 кой или ушками для одного из детей, шапочки, изображающие
 птичек, цыплят, зайчиков,- для всех детей.
  Ход игры. Педагог вносит в группу новую игрушку лису.
 Рассматривает ее с детьми, обращая внимание на то, какая она
 красивая, рыжая, хвост пушистый, большой, ушки маленькие, хо-
 дит тихо, она хитрая, может утащить к себе в нору маленьких
 зайцев, мышек, цыплят и курочек, петушков. Педагог предлагает
 детям. поиграть, назначает одного ребенка лисой (надевает ему
 шапочку, показывает, как ходит лиса). Остальным детям раздает
 другие шапочки. Лиса уходит в уголок и засыпает, а птички и
 зайки веселятся, прыгают на лужайке. Педагог ударяет в бубен,
 лиса просыпается и тихо крадется к детям. Они замечают лису
 и разбегаются, стараясь успеть сесть на стул (спрятаться в до-
 мики). Опоздавших лиса ловит и уводит к себе в уголок. Игра
 повторяется.
 4. Знакомство с колобком.
  Цель. Познакомить с игрушкой колобком; вызвать эмоцио-
 нально положительное отношение к колобку; обратить внимание
 на внешний вид колобка (круглый, быстро катится, веселый, улы-
 бающийсй, поет радостную песенку). 177
 
  Оборудование. Игрушка колобок, игрушечные кошка, со-
 бака, ежик.
  Ход игры. Игра проводится в виде кукольного театра. На
 столе педагога появляется Колобок.
 Колобок (катится и поет). Я колобок, колобок...
 (С другой стороны стола появляется заяц.)
 Зайка (к Колобку). Здравствуй.
 Колобок. Здравствуй.
 Заяц. Кто ты?
 Колобок. Я Колобок.
  Заяц (рассматривает). Какой ты круглый, румяный. Что ты
 умеешь делать?
 Колобок. Я умею петь песенку и быстро бегать.
 Зайка (удивленно). Как это ты бегаешь, если у тебя ног нет?
 Колобок. Я умею катиться. (Показывает.)
 Зайка. Спой мне свою песенку.
 Колобок (поет).
 Я Колобок, Колобок,
 На сметане мешон,
 В печку сажен,
 На окошке стужен.
 Я от бабушки ушел,
 4 Я от дедушки ушел
 И от тебя уйду! (Катится.)
 Заяц. Ты куда?
 Колобок (протяжно). В лес.
  (Зайка тоже уходит. Колобок появляется снова, но с другой
 стороны. Теперь навстречу ему выходит Мишка.)
  Проводится аналогичная сценка встречи. При повторении игры
 колобок появляется с другой стороны и говорит, что теперь он
 пришел к детям. Они подходят к столу воспитателя, берут коло-
 бок в руки, рассматривают его. Дети поют песенку колобка вме-
 сте с ним. Колобок прощается с детьми и уходит.
 Второй этап - знакомство со сказкой "Колобок".
  Первое знакомство со сказкой происходит на занятиях по раз-
 витию речи. Однако для умственно отсталых детей даже в стар-
 шем дошкольном возрасте необходимо неоднократное повторение
 программного материала в разной форме, чтобы добиться его ус-
 воения, а не формального заучивания. Кроме того, для этих де-
 тей важно создать такую обстановку на занятии, которая обеспе-
 чит эмоциональное отношение к литературному материалу, к персо-
 нажам сказки. Поэтому повторение элементов знакомой сказки в
 кукольном театре оказывается необходимым этапом в подготовке
 к игре-драматизации.
  Цель. Продолжать формировать эмоциональное отношение к
 персонажам и сюжету сказки; обратить внимание на то, как раз-
 ные звери общаются с Колобком; в эмоциональной форме повторить
 текст диалогов между Колобком и Зайкой, Колобком и Мишкой,
 Колобком и Лисой.
 
 Ход занятия. 1-й вариант.
 Педагог (рассказывает эпизоды из сказки и включает в свой
 рассказ действия с игрушками). Бабушка испекла колобок и по-
 ложила его на окошко. Колобок лежал, лежал, ему стало скучно,
 и он убежал в лес. (Появляется Колобок, он катится по столу.)
 Катится Колобок, катится, а навстречу ему Зайка. (Появляется
 Зайка, останавливается напротив Колобка.)
 Зайка. Колобок, Колобок, я тебя съем!
  Колобок. Не ешь меня, Зайка! Лучше послушай, какую я тебе
 песенку спою. (Поет.)
 Я Колобок, Колобок,
 На сметане мешон,
 В печку сажен,
 На окошке стужен.
 Я от дедушки ушел,
 Я от бабушки ушел,
 От тебя, Зайка, не хитро уйти!
 Педагог. И покатился дальше.
 Зайка. Ушел! Укатился! (Уходит.)
  Педагог. Катится Колобок, катится, а навстречу ему Мед-
 ведь.
 (Появляется Медведь, останавливается напротив Колобка.)
 Медведь. Колобок, Колобок, я тебя съем!
 Колобок. Не ешь меня, лучше послушай, какую я тебе пе-
 сенку спою.
 Я Колобок, Колобок,
 Я от бабушки ушел,
 Я от дедушки ушел,
 Я от Зайца ушел.
 От тебя, Медведь, не хитро уйти!
 (Колобок катится и исчезает. Медведь уходит.)
 Педагог. И покатился Колобок дальше. Катится он, катится
 (снова появляется Колобок), а навстречу ему Лиса.
 (Появляется Лиса и останавливается напротив Колобка.)
 Лиса. Здравствуй, Колобок! Какой ты хорошенький да при-
 гоженький.
 Колобок. Здравствуй, Лиса! Хочешь, я спою тебе песенку?
 Лиса. Спой, дружок!
 Колобок (поет).
 Я Колобок, Колобок,
 Я от бабушки ушел,
 Я от дедушки ушел,
 Я от Зайца ушел,
 От Медведя ушел.
 От тебя, Лиса, не хитро уйти!
  Лиса. Какая славная песенка! Только я к старости плохо
 слышать стала. Сядь ко мне на носок и пропой еще разок!
  Колобок (садится лисе на нос и снова запевает свою пе-
 сенку). Я Колобок, Колобок...
 
 Лиса. Ам!
 (Колобок быстро спрыгивает с носа Лисы и убегает.)
  Педагог. Лиса хотела съесть Колобка, но он успел спрыг-
 нуть и убежать, и Лиса его не поймала.
  2-й вариант. Игра проводится повторно по такому же прин-
 ципу, как и в первом варианте, но игрушками - персонажами сказ-
 ки действуют дети. Вначале они выполняют это с помощью педа-
 гога: он показывает каждому ребенку, как двигается его персо-
 наж, а ребенок подражает. В случае необходимости используются

<< Пред.           стр. 25 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу