<< Пред.           стр. 6 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

 решки, и она по ней гуляет, затем домик для зайки, цветочек для
 куклы и т. п.
 
  Когда дети научатся выполнять эти задания по подражанию,
 они действуют по образцу.
 Поезд
  Цель. Продолжать развивать движения пальцев, хватание ще-
 потью и указательный тип хватания; развивать координацию при
 выполнении одновременных одинаковых действий обеими руками;
 формировать целенаправленность действий и эмоциональное отно-
 шение к игре; подражать действиям взрослого.
  Оборудование. Элементы пластмассового конструктора
 (рис. на с. 38).
  Ход игры. Педагог предлагает детям построить поезд, раздает
 элементы цепочки из конструктора. Количество элементов увели-
 чивается по мере усвоения игры (сначала 4-5 элементов, затем
 10-15). Педагог говорит, что красный элемент - это паровоз, а
 желтые - вагончики, и соединяет элементы в цепочку. Педагог,
 фиксируя свои действия на каждом моменте, сначала показывает,
 что делает одна рука, затем - обе руки. Дети подражают педагогу.
 Когда все поезда будут готовы, педагог говорит: "Поехали на
 прогулку" - и передвигает свой поезд по столу, приговаривая
 "чу-чу". Дети повторяют.
 
 
 Заборчик
  Цель. Продолжать учить правильно брать отдельные предметы
 и группы мелких предметов; развивать координацию обеих рук;
 формировать целенаправленность действий и эмоциональное отно-
 шение к игре; подражать действиям взрослого.
  Оборудование. Готовые маленькие домики из конструкто-
 ров "Построй поселок" и "Конус", маленькие игрушечные котята.
  Ход игры. Педагог раздает детям домики и говорит, что в
 них живут маленькие котята, вокруг их дома нужно построить за-
 бор, чтобы в дом не забежала собака. Строит забор последо-
 вательно, соединяя элементы конструктора. Затем раздает эле-
 менты и дети также строят заборы. Взрослый оказывает им необхо-
 димую помощь. Когда постройка закончена, педагог берет одного
 котенка и обыгрывает постройку (вводит котенка во двор, тот как
 бы осматривает дом и т.п.). После этого раздает детям котят и
 они играют с игрушками.
 
 Гирлянды для елки
  Цель. Развивать соотносящие действия, координацию действий
 обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятель-
 ности.
  Оборудование. Цветная проволока, катушки (пластмас-
 совые), окрашенные в яркие цвета.
  Ход игры. Дети сидят вокруг стола. Педагог показывает кра-
 сивые цветные катушки и говорит, что они сделают гирлянды для
 елки. Первые две катушки надевает педагог, показывая медленно
 детям, как это надо делать. Дети по очереди подходят к педагогу
 и надевают по две катушки каждый. Гирлянда обязательно ве-
 шается на елку.
 Бусы для куклы
 Цель. Та же.
 Оборудование. Крупные бусы, цветная проволока, леска.
 
  Ход игры. Педагог обращает внимание детей на кукол, сидя-
 щих в игровом уголке, говорит, что они хотят устроить праздник, а
 для этого им нужны украшения - бусы. Раздает детям бусы, цвет-
 ные проволочки и показывает, что одной рукой надо взять бусинку,
 а другой проволочку, найти отверстие в бусинке и продеть через
 него проволочку. Помогает каждому ребенку надеть первую бусин-
 ку. Затем дети работают самостоятельно. Концы проволоки соеди-
 няет педагог. После этого бусы надевают на кукол и мишек. Те
 берут за руки детей и пляшут с ними.
 Помоги Незнайке
  Цель. Учить детей застегивать пуговицы; продолжать разви-
 вать мелкие движения рук; формировать положительное эмоциональ-
 ное отношение к игре и целенаправленность действий с предметами.
  Оборудование. На каждого ребенка картонные листы (раз-
 мер в половину тетрадного) с изображением Незнайки, на некото-
 ром расстоянии от Незнайки прикреплена крупная пуговица, лепестки
 из плотной цветной материи по 4 на каждого ребенка (рис. на с. 40),
 к каждому лепестку пришита матерчатая петля (петля может быть
 прорезана в самом лепестке).
  По мере усвоения игры к картонке пришивают 2-4 пуговицы,
 увеличивается и количество лепестков.
 Ход игры. Педагог показывает Незнайку и говорит, что он
 
 
 хочет собрать из лепестков цветок, но сам не умеет, надо ему по-
 мочь. Затем объясняет детям, как, последовательно надевая петли
 лепестков на пуговицы и распределяя их вокруг пуговицы, составить
 красивый цветок. Незнайка радуется ему и благодарит. Педагог
 раздает всем детям картонки и лепестки, и они самостоятельно
 присоединяют лепестки к пуговицам. Но вначале воспитатель каж-
 дому ребенку показывает еще раз, как надеть на пуговицу петлю.
 В дальнейшем при необходимости прибегает к совместным действиям.
 По окончании игры все Незнайки благодарят детей.
 Куклы пришли с прогулки
  Цель. Учить детей расстегивать пуговицы; продолжать разви-
 вать мелкие движения рук; формировать интерес к овладению пред-
 метно-игровыми действиями.
  Оборудование. Куклы по числу детей, одетые для прогулки
 (пальто и кофты на пуговицах), кукольная посуда.
  Ход игры. К детям приходят куклы и просят помочь им раз-
 деться, так как они не умеют расстегивать пуговицы. Педагог раз-
 дает кукол и помогает расстегнуть пуговицы на пальто, на кофте.
 Куклы радуются, благодарят. Затем дети кормят кукол.
  Аналогично проводятся игры: "Оденем куклу (мишку) на про-
 гулку" (дети уже застегивают пуговицы); "Уложим куклу спать"
 (расстегивают более мелкие пуговицы на другой одежде кукол: ха-
 латиках, сарафанах, кофточках или жилетках); "Кукла встала"
 (застегивают мелкие пуговицы).
 Сделай целую игрушку (занятие)
  Цель. Продолжать учить детей застегивать пуговицы, разви-
 вая мелкие движения рук; формировать целостный образ предмета,
 составляя целое из частей.
  Оборудование. Вырезанные из картона и обтянутые тканью
 части тела мишки (зайки, Чебурашки), целая фигурка мишки, вы-
 полненная из этих же частей (части соединяются между собой с
 помощью пуговиц и петель).
 
 
  Ход занятия. Педагог показывает фигурку мишки, рассматри-
 вает его с детьми, обращая внимание на отдельные части: голову,
 туловище, лапы, на голове у мишки уши, объясняет, что голова
 располагается наверху, туловище внизу, лапы по бокам. Потом
 педагог показывает, как сделать такого же мишку, составляя его
 из отдельных частей. Сначала все части правильно располагает
 на столе, затем застегивает все пуговицы, соединяя между собой
 все части, чтобы они не распадались. Педагог предлагает детям
 сделать таких же мишек, раздает каждому комплект частей. Дети
 постепенно раскладывают части, составляя из них целое под конт-
 ролем взрослого, затем застегивают пуговицы. Потом они играют с
 мишками.
  По аналогии дети составляют из частей фигурки зайки, чебу-
 рашки и других игрушек.
 Дорожка для зайчика
  Цель. Учить продевать тесьму в отверстие по подражанию дей-
 ствиям взрослого; продолжать развивать мелкие движения рук, целе-
 направленность действий; создавать положительно эмоциональное
 отношение к выполнению задания; формировать зрительно-дви-
 гательную координацию и чувство пространства на листе бумаги.
  Оборудование. По числу детей листы плотного картона с
 изображением домика (внизу картона прикреплена тесьма, около
 домика отверстие), картонные фигурки зайчат по количеству детей.
 Для второго варианта игры в картонных листах делаются три от-
 верстия с тем, чтобы дорожка шла под прямым углом.
  Ход игры. Педагог раздает листы картона и просит детей по-
 казать домики. "В этих домиках живут зайчики,- говорит он и
 
 
 показывает фигурки.- Они хотят попасть домой, но нет дорожек.
 Помогите сделать для них дорожки". Педагог объясняет, как сде-
 лать дорожки, кончик тесьмы продевает в дырочку: "Вот и полу-
 чилась дорожка к домику". Ведет своего зайчика по дорожке к
 домику. Дети выполняют задание по подражанию. При затрудне-
 ниях взрослый помогает им.
 Дождь идет
  Цель. Продолжать учить продевать тесьму в отверстие сна-
 чала по подражанию, потом по образцу; развивать мелкие дви-
 жения, целенаправленность действий; соблюдать направление дви-
 жений по диагонали (несмотря на прерывистость линии); продол-
 жать создавать эмоционально положительное отношение к игровому
 заданию и результату своих действий.
  Оборудование. На каждого ребенка листы картона с изобра-
 жением травки и грибка (на листах сверху закреплены три тесьмы,
 от каждой вниз по диагонали листа идет по пять дырочек, в ко-
 торые должна продеваться тесьма - "дождик"); все три линии долж-
 ны быть параллельны, фигурки зайчат из картона по количеству
 детей.
  Ход игры. Педагог берет свой лист картона и показывает,
 как по травке гуляет зайка. "Ой, пошел дождь",- говорит он,
 переворачивает лист и показывает детям, как протянуть тесьму,
 чтобы получился дождик. При этом обращает внимание на то, что
 дождик идет сверху вниз по диагонали - и каждая тесьма протя-
 гивается в свои прорези, все они укладываются рядом. Затем разда-
 ет детям листы картона и они с помощью педагога выполняют за-
 дание. После этого педагог переворачивает лист и говорит: "Опять
 дождик пошел, прячьте скорей своих зайчат". Раздает фигурки
 зайчиков. Дети прячут их под грибки.
 По такому же принципу проводится игра "Проводи цыпленка к
 
 
 курочке" (зайчонка к зайчихе, щенка к собаке и т. д.). В каждом
 случае можно менять количество прорезей и направление в рас-
 положении тесьмы: по вертикали, горизонтали, диагонали.
 Коврик для мамы (занятие)
  Цель. Продолжать развивать мелкие движения, целенаправ-
 ленность действий в работе с бумагой; учить ценить результаты
 своего труда, понимать, что своей работой можно принести радость
 близким людям.
  Оборудование. Заготовки из плотной цветной бумаги (листы
 квадратной или прямоугольной формы с прорезями: в трех рядах
 по три прорези), по три полоски бумаги контрастных по оттенку
 и фону цветов на каждого ребенка, клей, кисточки, тряпочки.
  Ход занятия. Педагог говорит детям, что они будут делать
 подарки для мам (к Новому году, к 8 Марта и др.). Показывает,
 как продевать полоски бумаги в прорези заготовки, чтобы полу-
 чить красивый коврик. Затем раздает детям заготовки и по одной
 полоске бумаги, помогает каждому продеть полоску в крайнюю
 прорезь, напоминает, что полоску нужно просовывать то вверх, то
 вниз. Потом раздает по второй полоске и обращает внимание детей
 на то, что видимые части полосок должны чередоваться: там,
 где первая была внизу, вторая должна быть наверху и т. д. Когда
 все полоски будут правильно продеты, педагог показывает, как
 подклеить концы бумаги с обратной стороны коврика, а для этого
 раздает детям клей, кисточки и тряпочки. В канун праздника дети
 торжественно дарят коврики родителям.
 РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ КИСТЕЙ РУК
 Кто ловкий?
  Цель. Развивать у детей сгибательные и разгибательные дви-
 жения кистей рук.
  Оборудование. Две картонные коробки, бирюльки или ша-
 рики диаметром 2-3 см, сачок для аквариума.
  Ход игры. Педагог показывает детям бирюльки или шарики в
 коробке (вначале не более трех предметов) и говорит, что их можно
 одной рукой переложить сачком в другую коробку, показывает, как
 сделать. Потом предлагает всем детям стать ловкими и выполнить
 те же действия. Каждый ребенок берет сачок ведущей рукой (пра-
 вой или левой).
 Поймай рыбку
 Цель. Та же, развивать положительное отношение к игре.
  Оборудование. Материалы из игры "Поймай рыбку", пласт-
 массовые рыбки, аквариум, сачки.
  Ход игры. Игра проводится так же, как и предыдущая. Пой-
 манных сачком рыбок дети переносят в аквариум. Вначале все
 действия показывает педагог.
 
 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
 ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ
 Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов вос-
 приятия и представлений о предметах и явлениях окружающего
 мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств:
 у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, поз-
 воляющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для
 восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходи-
 ло полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.
 Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслуши-
 ванию и т. п., т. е. сформировать у него перцептивные действия.
 Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его еще недостаточно. Не-
 обходимо определить отношение выявленных свойств и качеств
 данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для
 этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнивать то, что
 он в настоящий момент воспринимает. Общепринятыми мерками,
 так называемыми "эталонами", которые сложились исторически,
 сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Это системы
 геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный
 ряд, спектр цветов, система фонем родного языка и т. д. Все эти
 эталоны должны быть усвоены ребенком.
 В процессе восприятия он постепенно накапливает зрительные,
 слуховые, двигательные, осязательные образы. Но при этом не-
 обходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок
 воспринимает, были соединены - обозначены словом, что помогает
 закрепить в представлении образы предметов, сделать их более
 четкими, стойкими. Если образы восприятия закреплены в слове, их
 можно вызвать в представлении ребенка и тогда, когда от момента
 восприятия прошло некоторое время. Для этого достаточно про-
 изнести соответствующее слово-название.
 Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно
 отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно нера-
 вномерно - один и тот же ребенок может хорошо выполнить одно
 задание, даже сравнительно сложное, и не выполнить другое, более
 легкое. Это связано с трудностями овладения способами ориенти-
 ровки в задании: в привычных заданиях, оперируя усвоенным ма-
 териалом, дети с нарушением интеллекта действуют способом зри-
 тельного соотнесения, а столкнувшись с новым, незнакомым за-
 данием, сразу же переходят к хаотичным действиям, они не умеют
 пользоваться поисковыми способами ориентировки - пробами и при-
 мериванием. Этому их надо специально учить, в то время как при
 нормальном интеллекте ребенок овладевает поисковыми способа-
 ми в процессе действий с предметами.
 
 РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
 ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ
  В процессе действий с предметами ребенок учится различать
 их форму. Малыша необходимо научить таким действиям, при ко-
 торых он мог бы понять, что от умения определять форму зависит
 результат его деятельности. Поэтому первые игры и упражнения
 должны быть основаны на практических действиях, требующих опо-
 ры на форму предметов. Ребенок может еще не выделять форму
 зрительно и тем более не знать ее названия. Способом ориенти-
 ровки в задании являются здесь пробы, которым и нужно научить
 умственно отсталого ребенка.
  В дальнейшем он вычленяет форму зрительно. Сначала делает
 это недостаточно точно, проверяя с помощью другого способа -
 примеривания.
  Лишь на основе длительного использования способов проб и
 примеривания в самых разных ситуациях и на самых разных объек-
 тах у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприя-
 тие формы, умение вычленять ее из предмета и соотносить с формой
 других предметов.
 ПРАКТИЧЕСКОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ ФОРМЫ
 Поймай игрушку
  Цель. Учить практически различать форму - перераспределять
 пальцы на предмете в зависимости от формы, чтобы удержать пред-
 мет в руках, заранее готовить руку в соответствии с формой пред-
 мета.
  Оборудование. К веревке подвешиваются игрушки или се-
 точки с игрушками.
  Ход игры. Педагог заранее подвешивает игрушки и рассмат-
 ривает их с детьми, вызывая радостное отношение к ним. Затем он
 вызывает детей по одному и предлагает каждому поймать 2-3 иг-
 рушки. Если ребенок достал игрушку, но не смог удержать ее в
 руке, предлагает поймать еще раз и помогает распределить паль-
 цы на предмете. Во время повторного проведения игры побуждает
 детей заранее готовить руку, чтобы правильно взять и удержать

<< Пред.           стр. 6 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу