<< Пред. стр. 7 (из 27) След. >>
предмет. Его форма не называется.Спрячь игрушку (картинку)
Цель. Учить соотносить форму предметов с помощью проб.
Оборудование. Коробки с крышками разных форм (круг-
лые, квадратные, многоугольные), мелкие игрушки или картинки
(рис. на с. 47).
Ход игры. Педагог раскладывает на столе вперемешку 2 ко-
робки и крышки к ним. Показывает детям маленькую игрушку или
картинку, которую можно положить в коробку, и говорит, что нужно
спрятать игрушку, а потом найти ее. Вызывает двух детей, один
прячет игрушку и закрывает коробки крышками, а другой ищет. Пе-
дагог учит детей подбирать крышки путем проб (подходит, не под-
ходит). При повторном проведении игры пары коробок меняются,
а количество их увеличивается до 3-6.
Чей домик?
Цель. Учить соотносить плоскостную и объемную формы в прак-
тическом действии с предметами, пользоваться методом проб, отбра-
сывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.
Оборудование. Четыре коробки из плотного материала, в
каждой из них по одной прорези (круглая, квадратная, овальная,
прямоугольная), объемные геометрические формы (шар, куб, кир-
пичик, овал, треугольная призма), по размеру подходящие к про-
рези.
Ход игры. Педагог ставит на стол одну из коробок, например,
с круглым отверстием, кладет около нее шар и кубик и говорит
детям, что сейчас они узнают, чей это домик, что в нем должно нахо-
диться: шарик или кубик? Вызывает ребенка и предлагает ему
протолкнуть в отверстие одну из форм. Побуждает малыша приме-
рить ту или иную форму к отверстию. Другому ребенку предлагает
уже другое сочетание форм, например, шар и овоид, формы которых
не имеют столь четкого различения. В дальнейшем форма коробок
меняется, увеличивается их количество до 3-5. Надо помнить, что
при выполнении задания результат должен быть закреплен словом
педагога: "Правильно ты подобрал форму, здесь должен нахо-
диться шарик (кубик, кирпичик)".
47
Найди окошко
Цель. Та же.
Оборудование. Коробки из плотного материала, в каждой из
которых по две прорези разной формы (например, круглая и квад-
ратная, квадратная и треугольная, круглая и овальная и т.д.),
объемные геометрические формы.
Ход игры. Игра проводится так же, как и предыдущая, но ре-
бенок соотносит каждую форму не с одной, а с двумя прорезями,
что усложняет задание, выполнение которого требует большей ор-
ганизации деятельности, большего числа проб.
Что катится, что не катится
Цель. Сделать форму предмета значимой для ребенка, учить
опираться на нее в деятельности.
Оборудование. Воротца, шарик и кубик из одного материала
и одного цвета.
Ход игры. Педагог ставит на столе воротца и на некотором
расстоянии от них проводит черту. Предлагает двоим прокатить
через воротца до ленточки два предмета: одному - кубик, другому -
шарик. Затем дети обмениваются предметами. Естественно, они
начинают понимать, что шар катится, а кубик нет. После этого
детям предлагают выбрать тот предмет, который можно прокатить
через воротца. Те, кто понял зависимость результата от формы
предмета, выбирает шар. Педагог, заканчивая игру, говорит: "Шар
катится, а кубик не катится".
Сделай картинку (по типу доски Э. Сегена) - занятие
Цель. Учить видеть форму в предмете, соотносить форму про-
рези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм
и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания.
1-й вариант.
Оборудование. Две доски (на каждой по 2-3 прорези): на
первой - прорези для выкладывания мяча, домика из двух частей
(квадрата и треугольника), на второй - для выкладывания нева-
ляшки из двух частей (круга и овала), вагончика из трех частей
(прямоугольника и двух кругов); деревянные фигурки, по форме
соответствующие прорезям.
Ход занятия. Педагог кладет перед ребенком первую доску
(в прорези вставлены нужные формы) и спрашивает, что на ней
нарисовано, помогает ребенку узнать предметы. Потом вынимает
формы, перемешивает их и просит ребенка снова составить из них
картинки, побуждая его в случае затруднения примерить форму к
прорези. Вторая доска дается без клеток. Ребенку нужно сначала
вложить все фигурки на места, а потом рассказать, что у него
получилось.
2-й вариант.
Оборудование. Доски с прорезями для выкладывания форм,
одинаковых по цвету, но разных по конфигурации, с изображе-
нием мяча, воздушного шара (из двух полуовалов), двухэтаж-
ного дома (из двух прямоугольников); фигурки (два полукруга
разного цвета, два полуовала одинакового цвета, два прямоуголь-
ника).
Ход занятия. Перед ребенком кладут доску и фигурки впере-
мешку. Педагог предлагает малышу составить все картинки, а по-
том сказать, какое изображение получилось.
3-й вариант.
Оборудование. Несколько досок с прорезями. Первая доска
имеет прорези, соответствующие изображениям елочки (три тре-
угольника), девочки (круг и треугольник, ноги и руки нарисованы),
поезда (паровоз и вагон: паровоз состоит из большого прямо-
угольника, маленького треугольника-трубы и двух кругов; ва-
гон- из маленького прямоугольника и двух кругов); фигурки
(треугольники, круги, прямоугольники), по форме соответствующие
прорезям на доске.
Вторая доска с прорезями в форме неваляшки (четыре части -
три круга разных размеров и овал), клоуна (шесть частей - пять
овалов разных размеров, круг и треугольник), Чебурашки (шесть
частей - пять овалов разного размера, круг, уши нарисованы на
доске); геометрических фигурок, соответствующих изображениям.
Ход игры. Вначале педагог дает ребенку фигурки только к
одному изображению и предлагает угадать, что из них можно сло-
жить. Побуждает его к пробам и примериванию. В дальнейшем
можно давать весь материал, но при затруднениях надо снова пе-
рейти к ограниченному количеству изображений.
Почтовый ящик
Цель. Та же.
Оборудование. Почтовый ящик - пластмассовая или де-
ревянная коробка с пятью прорезями разной формы; десять объем-
ных геометрических фигур, соответствующих прорезям коробки.
Ход игры. Педагог ставит перед ребенком коробку, обращая
его внимание на прорези, а рядом выкладывает объемные фигуры
так, чтобы основание каждой фигуры, соответствующее форме про-
рези, оказалось вверху. Ребенку предлагается опустить все "по-
сылки" в почтовый ящик, т. е. определить, к какой прорези под-
ходит та или иная форма. В случае затруднения педагог просит
ребенка примерить фигуру к прорези, поворачивая нужной стороной.
Зрительное восприятие формы
В играх данного раздела нельзя действовать с помощью прак-
тической ориентировки, здесь форму надо увидеть, сопоставить
зрительно. Иногда можно практически проверить результат с по-
мощью наложения и примеривания.
Найди свой стул
Цель. Учить воспринимать плоскостную форму, осуществлять
выбор по образцу, проверять его с помощью наложения; продол-
жать развивать у детей внимание, ориентировку в помещении.
Оборудование. Парные плоскостные картонные или пласт-
массовые формы одного цвета (круги, квадраты, треугольники,
овалы, прямоугольники, шестигранники, трапеции и др.) по числу
детей.
Ход игры (проводится сначала с подгруппами из 2-3 детей,
затем количество участников увеличивается до 5-6). Педагог кла-
дет на своем столе три плоскостные формы, например, круг, квад-
рат и треугольник. Вызывает троих детей и каждому дает по од-
ной форме. Затем поднимает одну из форм и спрашивает: "У кого
такая?" Ребенок, у которого есть такая форма, подходит к столу,
и педагог проверяет правильность выбора, помогая ему наложить
свою форму на форму-образец и обвести их по контуру, уточняет
совпадение краев. Ребенок садится на стул, а педагог поднимает
другую форму. Выходит другой ребенок и так же проверяет ре-
зультат. После этого начинается сама игра: педагог расставляет
на некотором расстоянии три стула, дети по удару в барабан или
бубен разбегаются по комнате, держа формы. Педагог расклады-
вает на стулья формы-образцы и предлагает детям найти свои
места. Ребенок должен сесть на тот стул, на котором лежит такая
же, как и у него, форма. Правильность своего выбора он проверяет
путем наложения и обведения формы по контуру. Педагог помогает
каждому это выполнить. Затем игра проводится с другими детьми,
у которых другие формы.
По мере усвоения детьми правил игры момент наложения формы
на образец можно опустить.
Найди свою пару
Цель. Та же.
Оборудование. Два одинаковых комплекта одного цвета гео-
метрических форм по числу детей.
Ход игры. Педагог распределяет детей на две подгруппы и
размещает их на противоположных сторонах комнаты. Детям каж-
дой подгруппы раздают по одной форме из комплекта. По сигналу
педагога дети идут друг к другу и каждый ищет свою пару, т. е.
берет за руку того, у кого такая же форма. Свой выбор они про-
веряют путем наложения карточек друг на друга и обведения фор-
мы по контуру. Парами дети маршируют по комнате и проходят
через условные воротца.
Бегите ко мне
Ц ел ь. Продолжать учить выбору формы по образцу, сделать ее
значимым для действия признаком; развивать внимание детей, уме-
ние действовать по сигналу.
Оборудование. Флажки одного цвета, но разной формы
(квадратные, прямоугольные и треугольные) по числу детей.
Ход игры. Детям раздают флажки: одним - квадратные,
другим - треугольные, третьим - прямоугольные. Они разбегаются
по группе под удары в бубен. С прекращением звучания оста-
навливаются, педагог поднимает один из флажков, и те, у кого флаж-
ки такой же формы, подбегают к нему. Затем дети снова разбегаются
под звуки бубна. Игра возобновляется, но педагог поднимает другой
флажок. Необходимо варьировать очередность в показе флажков,
чтобы дети не ориентировались на порядок их предъявления; сиг-
налом должна служить форма флажков.
Найди ключ для мишки (зайки, куклы, собачки, кошки и др.)
Цель. Та же.
Оборудование. Листы картона с изображениями домиков
по числу детей. На каждом листе изображены два домика (на двери
одного нарисована собачка с квадратиком в зубах, на двери друго-
го - мишка с треугольником в лапах и т. п.), картонные трафареты
животных, мелкие геометрические формы.
Ход игры (проводится вначале как индивидуальное занятие,
а затем со всей группой детей). Перед ребенком на столе раскла-
дывают карту с изображением домиков, трафареты двух животных
и поднос с мелкими геометрическими формами. Педагог предла-
гает ребенку рассмотреть животных, назвать их и угадать, в каком
домике они живут. Взрослый берет мишку и спрашивает: "Как ты
думаешь, где его дом?" Вместе с ребенком находит дом мишки и
говорит: "Домик заперт. Видишь, какой замок. Помоги мишке
найти такой же формы ключ". (Показывает на геометрическую
форму в лапах мишки.) Ребенок берет с подносика треугольник.
"Молодец, ты правильно нашел ключ - тут изображен треугольник
и ты взял его",- говорит педагог. Надо отметить, что геометри-
ческая форма называется только тогда, когда ребенок произвел вы-
бор ее. Затем он находит ключ к домику собаки.
Если игра проводится со всеми детьми, то материал одновре-
менно раздается всем детям, так как им уже знакомы ход игры и
ее задачи. В этом случае дети действуют самостоятельно, а педа-
гог проверяет результат у каждого ребенка.
Угадай, что я нарисовала (занятие)
Цель. Учить вычленять контур предмета, соотносить объемную
форму с плоскостной, узнавать предметы в рисунке, знать их наз-
вания.
Оборудование. Разные предметы, бумага, фломастеры.
Ход занятия. При первоначальном проведении игры следует
брать предметы простой геометрической формы (шар, куб, брусок,
овоид). В дальнейшем используют предметы сложной формы, сос-
тоящие из нескольких частей, но в основе одна простая форма (не-
валяшка), затем предметы, состоящие из 2-3 простых форм (сне-
говик, цыпленок, дом из двух частей, ворота из трех брусков и т. п.).
Педагог ставит на свой стол два предмета - куб и шар, кла-
дет бумагу, фломастер и говорит детям, что сейчас будет рисовать,
а они должны угадать, что он нарисует. Потом педагог медленно
обводит пальцем по контуру сначала одного, а затем другого пред-
мета, т. е. выделяет основную плоскостную форму каждого из них.
При этом надо помнить, что предмет обводят всегда в одном и том
же направлении, по часовой стрелке, и один раз, возвращаясь к
исходной точке. Округлые формы обводят плавно, без остановок,
угловатые - с остановками на углах и резким поворотом на новое
ребро.
После того как оба предмета обведены, педагог рисует контур
одного из них на листе бумаги и просит кого-либо взять тот пред-
мет, форму которого он нарисовал, и наложить его на рисунок.
"Правильно, я нарисовал шар, и ты выбрал шар",- говорит педагог,
поднимает рисунок и шар и показывает их детям. Потом он рисует
второй предмет (куб) и предлагает другому ребенку приложить
предмет к рисунку, вновь подытоживая результат: "Правильно, это
шар, а это куб".
Когда игра проводится с предметами сложной формы, то дети
не накладывают выбранные предметы на рисунки, а кладут их рядом
с предметом.
Лото (нахождение формы)
Цель. Та же.
Оборудование. Карточки с изображением трех одноцветных
форм (например, на одной - круг, квадрат, треугольник; на дру-
гой - круг, овал, квадрат; на третьей - квадрат, прямоугольник,
треугольник и т. п.), набор мелких карточек с изображением одной
формы для наложения на большие карточки.
Ход игры. Каждому ребенку педагог дает большую карточку,
а себе берет маленькие карточки, предварительно разложив их по
формам. Поднимает одну карточку, например круг, и спрашивает:
"У кого такая?" (Форма не называется.) Те, у кого на карточках
есть круг, поднимают руки, и педагог раздает им маленькие кар-
точки с кругами, одновременно проверяя правильность выбора:
"Молодцы, у меня круг и у вас круг". Дети накладывают малень-
кие карточки на соответствующее изображение. Затем он пере-
ходит к следующей форме и поднимает, например, трапецию. Однако
при оценке ответа детей он не называет эту форму, так как с ее на-
званием детей не знакомят, а просто отмечает, что дети сделали
правильно.
По мере усвоения игры детям дают по две, а затем по три карты.
Выбор производится уже не из 3, а из 6-9 форм.
В дальнейшем в роли ведущего может быть ребенок, педагог
садится среди детей и берет себе большую карту.
У кого такое?
Цель. Закреплять знание названий форм, предусмотренных
программой, осуществлять выбор форм по ее названию.
Оборудование. То же, что в предыдущей игре.
Ход игры. Педагог раздает детям карты с изображением гео-
метрических форм, названия которых детям знакомы (круг, квад-
рат, прямоугольник, овал, треугольник). Педагог не показывает ма-
ленькую карточку, а только называет форму: "У кого круг (квад-
рат, овал, прямоугольник, треугольник)?" Дети поднимают руки,
из конверта круг.) Туловище овальное. Вот такое. (Достает из
конверта овал.) Уши круглые. Вот такие. (Достает из конверта 2