<< Пред.           стр. 7 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

 предмет. Его форма не называется.
 Спрячь игрушку (картинку)
 Цель. Учить соотносить форму предметов с помощью проб.
  Оборудование. Коробки с крышками разных форм (круг-
 лые, квадратные, многоугольные), мелкие игрушки или картинки
 (рис. на с. 47).
  Ход игры. Педагог раскладывает на столе вперемешку 2 ко-
 робки и крышки к ним. Показывает детям маленькую игрушку или
 картинку, которую можно положить в коробку, и говорит, что нужно
 спрятать игрушку, а потом найти ее. Вызывает двух детей, один
 
 
 прячет игрушку и закрывает коробки крышками, а другой ищет. Пе-
 дагог учит детей подбирать крышки путем проб (подходит, не под-
 ходит). При повторном проведении игры пары коробок меняются,
 а количество их увеличивается до 3-6.
 Чей домик?
  Цель. Учить соотносить плоскостную и объемную формы в прак-
 тическом действии с предметами, пользоваться методом проб, отбра-
 сывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.
  Оборудование. Четыре коробки из плотного материала, в
 каждой из них по одной прорези (круглая, квадратная, овальная,
 прямоугольная), объемные геометрические формы (шар, куб, кир-
 пичик, овал, треугольная призма), по размеру подходящие к про-
 рези.
  Ход игры. Педагог ставит на стол одну из коробок, например,
 с круглым отверстием, кладет около нее шар и кубик и говорит
 детям, что сейчас они узнают, чей это домик, что в нем должно нахо-
 диться: шарик или кубик? Вызывает ребенка и предлагает ему
 протолкнуть в отверстие одну из форм. Побуждает малыша приме-
 рить ту или иную форму к отверстию. Другому ребенку предлагает
 уже другое сочетание форм, например, шар и овоид, формы которых
 не имеют столь четкого различения. В дальнейшем форма коробок
 меняется, увеличивается их количество до 3-5. Надо помнить, что
 при выполнении задания результат должен быть закреплен словом
 педагога: "Правильно ты подобрал форму, здесь должен нахо-
 диться шарик (кубик, кирпичик)".
 47
 
 
 Найди окошко
 Цель. Та же.
  Оборудование. Коробки из плотного материала, в каждой из
 которых по две прорези разной формы (например, круглая и квад-
 ратная, квадратная и треугольная, круглая и овальная и т.д.),
 объемные геометрические формы.
  Ход игры. Игра проводится так же, как и предыдущая, но ре-
 бенок соотносит каждую форму не с одной, а с двумя прорезями,
 что усложняет задание, выполнение которого требует большей ор-
 ганизации деятельности, большего числа проб.
 Что катится, что не катится
  Цель. Сделать форму предмета значимой для ребенка, учить
 опираться на нее в деятельности.
  Оборудование. Воротца, шарик и кубик из одного материала
 и одного цвета.
  Ход игры. Педагог ставит на столе воротца и на некотором
 расстоянии от них проводит черту. Предлагает двоим прокатить
 через воротца до ленточки два предмета: одному - кубик, другому -
 шарик. Затем дети обмениваются предметами. Естественно, они
 начинают понимать, что шар катится, а кубик нет. После этого
 детям предлагают выбрать тот предмет, который можно прокатить
 
 через воротца. Те, кто понял зависимость результата от формы
 предмета, выбирает шар. Педагог, заканчивая игру, говорит: "Шар
 катится, а кубик не катится".
 Сделай картинку (по типу доски Э. Сегена) - занятие
  Цель. Учить видеть форму в предмете, соотносить форму про-
 рези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм
 и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания.
 1-й вариант.
  Оборудование. Две доски (на каждой по 2-3 прорези): на
 первой - прорези для выкладывания мяча, домика из двух частей
 (квадрата и треугольника), на второй - для выкладывания нева-
 ляшки из двух частей (круга и овала), вагончика из трех частей
 (прямоугольника и двух кругов); деревянные фигурки, по форме
 соответствующие прорезям.
  Ход занятия. Педагог кладет перед ребенком первую доску
 (в прорези вставлены нужные формы) и спрашивает, что на ней
 нарисовано, помогает ребенку узнать предметы. Потом вынимает
 формы, перемешивает их и просит ребенка снова составить из них
 картинки, побуждая его в случае затруднения примерить форму к
 прорези. Вторая доска дается без клеток. Ребенку нужно сначала
 вложить все фигурки на места, а потом рассказать, что у него
 получилось.
 2-й вариант.
  Оборудование. Доски с прорезями для выкладывания форм,
 одинаковых по цвету, но разных по конфигурации, с изображе-
 нием мяча, воздушного шара (из двух полуовалов), двухэтаж-
 ного дома (из двух прямоугольников); фигурки (два полукруга
 
 
 
 разного цвета, два полуовала одинакового цвета, два прямоуголь-
 ника).
  Ход занятия. Перед ребенком кладут доску и фигурки впере-
 мешку. Педагог предлагает малышу составить все картинки, а по-
 том сказать, какое изображение получилось.
 3-й вариант.
  Оборудование. Несколько досок с прорезями. Первая доска
 имеет прорези, соответствующие изображениям елочки (три тре-
 угольника), девочки (круг и треугольник, ноги и руки нарисованы),
 поезда (паровоз и вагон: паровоз состоит из большого прямо-
 угольника, маленького треугольника-трубы и двух кругов; ва-
 гон- из маленького прямоугольника и двух кругов); фигурки
 (треугольники, круги, прямоугольники), по форме соответствующие
 прорезям на доске.
  Вторая доска с прорезями в форме неваляшки (четыре части -
 три круга разных размеров и овал), клоуна (шесть частей - пять
 овалов разных размеров, круг и треугольник), Чебурашки (шесть
 частей - пять овалов разного размера, круг, уши нарисованы на
 доске); геометрических фигурок, соответствующих изображениям.
  Ход игры. Вначале педагог дает ребенку фигурки только к
 одному изображению и предлагает угадать, что из них можно сло-
 жить. Побуждает его к пробам и примериванию. В дальнейшем
 можно давать весь материал, но при затруднениях надо снова пе-
 рейти к ограниченному количеству изображений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Почтовый ящик
 Цель. Та же.
  Оборудование. Почтовый ящик - пластмассовая или де-
 ревянная коробка с пятью прорезями разной формы; десять объем-
 ных геометрических фигур, соответствующих прорезям коробки.
  Ход игры. Педагог ставит перед ребенком коробку, обращая
 его внимание на прорези, а рядом выкладывает объемные фигуры
 так, чтобы основание каждой фигуры, соответствующее форме про-
 рези, оказалось вверху. Ребенку предлагается опустить все "по-
 сылки" в почтовый ящик, т. е. определить, к какой прорези под-
 ходит та или иная форма. В случае затруднения педагог просит
 ребенка примерить фигуру к прорези, поворачивая нужной стороной.
 Зрительное восприятие формы
  В играх данного раздела нельзя действовать с помощью прак-
 тической ориентировки, здесь форму надо увидеть, сопоставить
 зрительно. Иногда можно практически проверить результат с по-
 мощью наложения и примеривания.
 Найди свой стул
  Цель. Учить воспринимать плоскостную форму, осуществлять
 выбор по образцу, проверять его с помощью наложения; продол-
 жать развивать у детей внимание, ориентировку в помещении.
 
  Оборудование. Парные плоскостные картонные или пласт-
 массовые формы одного цвета (круги, квадраты, треугольники,
 овалы, прямоугольники, шестигранники, трапеции и др.) по числу
 детей.
  Ход игры (проводится сначала с подгруппами из 2-3 детей,
 затем количество участников увеличивается до 5-6). Педагог кла-
 дет на своем столе три плоскостные формы, например, круг, квад-
 рат и треугольник. Вызывает троих детей и каждому дает по од-
 ной форме. Затем поднимает одну из форм и спрашивает: "У кого
 такая?" Ребенок, у которого есть такая форма, подходит к столу,
 и педагог проверяет правильность выбора, помогая ему наложить
 свою форму на форму-образец и обвести их по контуру, уточняет
 совпадение краев. Ребенок садится на стул, а педагог поднимает
 другую форму. Выходит другой ребенок и так же проверяет ре-
 зультат. После этого начинается сама игра: педагог расставляет
 на некотором расстоянии три стула, дети по удару в барабан или
 бубен разбегаются по комнате, держа формы. Педагог расклады-
 вает на стулья формы-образцы и предлагает детям найти свои
 места. Ребенок должен сесть на тот стул, на котором лежит такая
 же, как и у него, форма. Правильность своего выбора он проверяет
 путем наложения и обведения формы по контуру. Педагог помогает
 каждому это выполнить. Затем игра проводится с другими детьми,
 у которых другие формы.
  По мере усвоения детьми правил игры момент наложения формы
 на образец можно опустить.
 Найди свою пару
 Цель. Та же.
  Оборудование. Два одинаковых комплекта одного цвета гео-
 метрических форм по числу детей.
  Ход игры. Педагог распределяет детей на две подгруппы и
 размещает их на противоположных сторонах комнаты. Детям каж-
 дой подгруппы раздают по одной форме из комплекта. По сигналу
 педагога дети идут друг к другу и каждый ищет свою пару, т. е.
 берет за руку того, у кого такая же форма. Свой выбор они про-
 веряют путем наложения карточек друг на друга и обведения фор-
 мы по контуру. Парами дети маршируют по комнате и проходят
 через условные воротца.
 Бегите ко мне
  Ц ел ь. Продолжать учить выбору формы по образцу, сделать ее
 значимым для действия признаком; развивать внимание детей, уме-
 ние действовать по сигналу.
  Оборудование. Флажки одного цвета, но разной формы
 (квадратные, прямоугольные и треугольные) по числу детей.
  Ход игры. Детям раздают флажки: одним - квадратные,
 другим - треугольные, третьим - прямоугольные. Они разбегаются
 по группе под удары в бубен. С прекращением звучания оста-
 навливаются, педагог поднимает один из флажков, и те, у кого флаж-
 
 ки такой же формы, подбегают к нему. Затем дети снова разбегаются
 под звуки бубна. Игра возобновляется, но педагог поднимает другой
 флажок. Необходимо варьировать очередность в показе флажков,
 чтобы дети не ориентировались на порядок их предъявления; сиг-
 налом должна служить форма флажков.
 Найди ключ для мишки (зайки, куклы, собачки, кошки и др.)
 Цель. Та же.
  Оборудование. Листы картона с изображениями домиков
 по числу детей. На каждом листе изображены два домика (на двери
 одного нарисована собачка с квадратиком в зубах, на двери друго-
 го - мишка с треугольником в лапах и т. п.), картонные трафареты
 животных, мелкие геометрические формы.
  Ход игры (проводится вначале как индивидуальное занятие,
 а затем со всей группой детей). Перед ребенком на столе раскла-
 дывают карту с изображением домиков, трафареты двух животных
 и поднос с мелкими геометрическими формами. Педагог предла-
 гает ребенку рассмотреть животных, назвать их и угадать, в каком
 домике они живут. Взрослый берет мишку и спрашивает: "Как ты
 думаешь, где его дом?" Вместе с ребенком находит дом мишки и
 говорит: "Домик заперт. Видишь, какой замок. Помоги мишке
 найти такой же формы ключ". (Показывает на геометрическую
 форму в лапах мишки.) Ребенок берет с подносика треугольник.
 "Молодец, ты правильно нашел ключ - тут изображен треугольник
 и ты взял его",- говорит педагог. Надо отметить, что геометри-
 ческая форма называется только тогда, когда ребенок произвел вы-
 бор ее. Затем он находит ключ к домику собаки.
  Если игра проводится со всеми детьми, то материал одновре-
 менно раздается всем детям, так как им уже знакомы ход игры и
 ее задачи. В этом случае дети действуют самостоятельно, а педа-
 гог проверяет результат у каждого ребенка.
 Угадай, что я нарисовала (занятие)
  Цель. Учить вычленять контур предмета, соотносить объемную
 форму с плоскостной, узнавать предметы в рисунке, знать их наз-
 вания.
 Оборудование. Разные предметы, бумага, фломастеры.
  Ход занятия. При первоначальном проведении игры следует
 брать предметы простой геометрической формы (шар, куб, брусок,
 овоид). В дальнейшем используют предметы сложной формы, сос-
 тоящие из нескольких частей, но в основе одна простая форма (не-
 валяшка), затем предметы, состоящие из 2-3 простых форм (сне-
 говик, цыпленок, дом из двух частей, ворота из трех брусков и т. п.).
  Педагог ставит на свой стол два предмета - куб и шар, кла-
 дет бумагу, фломастер и говорит детям, что сейчас будет рисовать,
 а они должны угадать, что он нарисует. Потом педагог медленно
 обводит пальцем по контуру сначала одного, а затем другого пред-
 мета, т. е. выделяет основную плоскостную форму каждого из них.
 При этом надо помнить, что предмет обводят всегда в одном и том
 
 же направлении, по часовой стрелке, и один раз, возвращаясь к
 исходной точке. Округлые формы обводят плавно, без остановок,
 угловатые - с остановками на углах и резким поворотом на новое
 ребро.
  После того как оба предмета обведены, педагог рисует контур
 одного из них на листе бумаги и просит кого-либо взять тот пред-
 мет, форму которого он нарисовал, и наложить его на рисунок.
 "Правильно, я нарисовал шар, и ты выбрал шар",- говорит педагог,
 поднимает рисунок и шар и показывает их детям. Потом он рисует
 второй предмет (куб) и предлагает другому ребенку приложить
 предмет к рисунку, вновь подытоживая результат: "Правильно, это
 шар, а это куб".
  Когда игра проводится с предметами сложной формы, то дети
 не накладывают выбранные предметы на рисунки, а кладут их рядом
 с предметом.
 Лото (нахождение формы)
 Цель. Та же.
  Оборудование. Карточки с изображением трех одноцветных
 форм (например, на одной - круг, квадрат, треугольник; на дру-
 гой - круг, овал, квадрат; на третьей - квадрат, прямоугольник,
 треугольник и т. п.), набор мелких карточек с изображением одной
 формы для наложения на большие карточки.
  Ход игры. Каждому ребенку педагог дает большую карточку,
 а себе берет маленькие карточки, предварительно разложив их по
 формам. Поднимает одну карточку, например круг, и спрашивает:
 "У кого такая?" (Форма не называется.) Те, у кого на карточках
 есть круг, поднимают руки, и педагог раздает им маленькие кар-
 точки с кругами, одновременно проверяя правильность выбора:
 "Молодцы, у меня круг и у вас круг". Дети накладывают малень-
 кие карточки на соответствующее изображение. Затем он пере-
 ходит к следующей форме и поднимает, например, трапецию. Однако
 при оценке ответа детей он не называет эту форму, так как с ее на-
 званием детей не знакомят, а просто отмечает, что дети сделали
 правильно.
  По мере усвоения игры детям дают по две, а затем по три карты.
 Выбор производится уже не из 3, а из 6-9 форм.
  В дальнейшем в роли ведущего может быть ребенок, педагог
 садится среди детей и берет себе большую карту.
 У кого такое?
  Цель. Закреплять знание названий форм, предусмотренных
 программой, осуществлять выбор форм по ее названию.
 Оборудование. То же, что в предыдущей игре.
  Ход игры. Педагог раздает детям карты с изображением гео-
 метрических форм, названия которых детям знакомы (круг, квад-
 рат, прямоугольник, овал, треугольник). Педагог не показывает ма-
 ленькую карточку, а только называет форму: "У кого круг (квад-
 рат, овал, прямоугольник, треугольник)?" Дети поднимают руки,
 
 
 
 
 
 
 
 
 из конверта круг.) Туловище овальное. Вот такое. (Достает из
 конверта овал.) Уши круглые. Вот такие. (Достает из конверта 2

<< Пред.           стр. 7 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу