<< Пред. стр. 8 (из 27) След. >>
круга. Все формы раскладывает на листе под изображением чебу-рашки.) Теперь я дам каждому картинку и конверт с формами.
Вы возьмете из него такие формы, на какие похож рисунок на
картинке. Все формы положите под картинку". Педагог раздает
детям картинки и конверты с геометрическими формами. Оказывает
детям необходимую помощь.
Запоминание, связанное
с представлениями о форме
Когда ребенок сопоставляет формы, которые он в данный момент
видит, у него есть образ, но это образ восприятия. И пока ребенок
его не запомнит, он не станет образом представления. Поэтому
особенно важно правильно организовать формирование представ-
лений у детой с нарушением интеллекта, так как данный процесс
у них значительно затруднен. С умственно отсталыми детьми на-
чинают работу по запоминанию того материала, который ими
хорошо усвоен. Если же ребенок не может определить форму
круга, квадрата и т. д., ему нельзя давать игры на запоминание
этих форм.
Узнай и запомни
Цель. Учить детей запоминать воспринятое, осуществлять вы-
бор по представлению.
Оборудование. Карточки с изображением трех одноцветных
геометрических форм (круг, квадрат, треугольник; круг, овал, квад-
рат и т.д.), набор мелких карточек с изображением одной формы
для нахождения на большие карточки.
Ход игры. Перед ребенком лежит карточка с изображением
3 форм. Педагог просит посмотреть на нее и запомнить, какие
формы там нарисованы. Затем раздает детям листы бумаги и просит
закрыть ими свои карточки. После этого показывает маленькую
карточку, кладет на стол изображением вниз, мысленно отсчиты-
вает до 15, просит детей снять бумагу и показать на своих кар-
точках такую же форму, какую он демонстрировал. Для проверки
педагог вновь показывает карточку-образец.
По мере усвоения игры детям дают по две карты (6 форм), за-
тем - по три (9 форм).
Запомни и найди
Цель. Та же, производить по представлению выбор форм,
названных словом.
Оборудование. То же, что и в предыдущей игре.
Ход игры. Педагог раздает детям карты, они накрывают их
листами бумаги. Педагог называет одну из форм, мысленно отсчи-
тывает до 15, затем просит детей снять листы бумаги и показать
на карточке нужную форму (не называет ее повторно). После этого
показывает маленькую карточку-образец, дети проверяют свой вы-
бор. "Правильно, это круг",- говорит педагог, вновь называя форму.
Найди похожую
Цель. Продолжать учить запоминать формы; мысленно по пред-
ставлению сопоставлять объемную форму с плоскостной; закреп-
лять названия "круглый", "квадратный", "овальный", "треуголь-
ный".
Оборудование. Объемные игрушки разной формы (шар, мяч,
юла, неваляшка, часы настольные, телевизор и др.), плоскостные
формы-образцы белого цвета (круг, овал, квадрат, прямоугольник,
треугольник).
Ход игры. Перед педагогом на столе разные игрушки. Он по-
казывает их детям и накрывает салфеткой. Потом поднимает одну из
геометрических форм, например круг. Дети 2-3 сек смотрят на
него. Педагог закрывает круг бумагой, отсчитывает до 15, снимает
салфетку с игрушек и просит одного из детей найти игрушку. Затем
педагог открывает образец, сравнивает его с игрушкой: "Правильно,
они похожи, мяч круглый". Если же выбор сделан неправильно,
оворит: "Нет, я показала круг, а зеркало овальное" - и вновь
просит ребенка найти такую же форму, как образец. Ребенок, ко-
торый правильно выбрал игрушку, уносит ее с собой.
Ищи и находи
Цель. Учить находить в комнате предметы разной формы по
слову-названию, развивать внимание и запоминание.
Оборудование. Игрушки разной формы.
Ход игры. Педагог заранее раскладывает в групповой ком-
нате на видных местах предметы и игрушки разной формы и говорит:
"Будем искать предметы круглой формы. Все, что есть круглое в
нашей комнате, найдите и принесите мне на стол". Дети расхо-
дятся, педагог оказывает помощь тем, кто затрудняется. Когда
дети принесут предметы и положат их на стол педагога, они са-
дятся на места. Взрослый рассматривает с детьми принесенные
предметы и оценивает результат выполнения задания. Игра повто-
ряется, дети ищут предметы другой формы.
Угадай, чего не стало
Цель. Продолжать учить детей называть геометрические формы
(квадрат, овал, круг, прямоугольник, треугольник), запоминать
их, оперировать образом форм в представлении.
Оборудование. Карточки с геометрическими формами (круг,
квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник - ромб), эк-
ран, наборное полотно.
Ход игры. Педагог вставляет карточки в наборное полотно и
просит назвать эти формы. Затем закрывает наборное полотно эк-
раном, одну форму убирает. (Название ее дети должны хорошо
знать.) Убирает экран. Спрашивает, какой формы нет. ("Угадайте,
что я спрятала".) Дети называют. При повторении игры располо-
жение форм на наборном полотне меняется.
ВОСПРИЯТИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Величину так же, как и форму ребенок учится различать прак-
тически. Действуя с предметами, он обращает внимание на вели-
чину, начинает понимать, что от правильного определения вели-
чины предмета во многих случаях зависит результат действий,
т. е. величина становится значимым для ребенка признаком.
В процессе действий с игрушками умственно отсталый ребенок
постепенно начинает выделять величину зрительно, хотя и не всегда
точно. Если же во время действий, требующих практического
знания величины, мы научим ребенка пробовать, то зрительное
восприятие величины будет более точным.
На основе длительного применения проб у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие вели-
чины, умение вычленять ее, соотносить предметы по величине.
Таким образом, мы видим, что пути развития восприятия вели-
чины и восприятия формы одинаковы. Однако между ними есть и
различия. Величина - понятие относительное. Один и тот же пред-
мет в сравнении с другими может восприниматься и большим и
маленьким. Так, дерево кажется высоким по сравнению со стоящим
под ним человеком и оказывается низким по сравнению с много-
этажным домом.
В то же время величина имеет разные параметры - высоту,
длину, ширину. Поэтому помимо общего определения "большой -
маленький" существуют частные: "длинный - короткий", "высо-
кий - низкий", "широкий - узкий". Все эти моменты надо учи-
тывать при проведении дидактических игр и упражнений.
Игры и упражнения на восприятие величины следует проводить
параллельно с играми на восприятие формы, чтобы дети овладе-
вали способом проб на разном материале.
Практическое выделение величины
Спрячь шарик в ладошках /
Цель. Учить ориентироваться на величину предметов, соотно-
сить действия рук с величиной предметов.
Оборудование. Шарики одного цвета, но двух контрастных
размеров (большой и маленький), поднос.
Ход игры. Педагог кладет на стол два шарика - большой
и маленький. Показывает детям, как спрятать шарик в ладошке. По-
том вызывает кого-либо и предлагает взять любой из двух шариков
и так же спрятать его. Если ребенок берет маленький шарик, он
сможет выполнить задание, если же большой, то шарик остается
видимым. Педагог говорит, что шарик не спрятался, его видно, по-
тому что он большой. Затем раздает всем детям разные шарики и
просит спрятать их в ладошках. Результаты выполнения задания
педагог обсуждает с детьми. После этого снова раздает детям
шарики, на этот раз предоставляя им выбор.
Спрячь игрушки
Цель. Та же, пользоваться пробами при выполнении задания.
Оборудование. Зайчики, мишки (игрушки большие и ма-
ленькие), коробки двух размеров по числу детей.
Ход игры. Педагог раздает детям по две коробки с крышками
(двух размеров) и по две игрушки - большую и маленькую. Про-
сит детей спрятать игрушки в коробочки и закрыть крышками.
Обращает внимание на то, что, если крышка не закроется, значит,
игрушка не подходит для этой коробки - ее надо спрятать в дру-
гую, а то придет волк и увидит зайчика. Таким образом он побуж-
дает детей пробовать.
Опусти шарик в коробку
Цель. Продолжать обращать внимание детей на величину, де-
лать ее значимым признаком, учить детей пробовать закреплять
знание слов "большой", "маленький".
Оборудование. Коробка с маленькой круглой прорезью,
Шарики (большой и маленький) одного цвета.
Ход игры. Педагог ставит на стол коробку, кладет около нее
шарики и говорит детям, что сейчас дети узнают, какой шарик
спрячется в этом домике. Вызывает одного и предлагает протолк-
нуть в отверстие шарик. Ребенок самостоятельно путем проб вы-
полняет задание. Когда маленькие шарики спрячутся в домике, педа-
гог обращает внимание детей, что отверстие в коробке маленькое,
только для маленьких предметов. На подносе остались большие ша-
рики.
Помоги мишке и кукле
Цель. Та же.
Оборудование. Кукла и мишка (или мишка и зайка и т. п.),
разные по величине геометрические фигуры (два шара, два ку-
бика, два параллелепипеда), коробки с прорезями, соответствующие
контурам геометрических фигур.
Ход игры. Педагог ставит на стол две коробки с круглыми
прорезями, около одной коробки сажает куклу, у другой - мишку
и говорит, что кукла и мишка играли вместе, а теперь ужасно рас-
строились. Они не знают, где их шарики. Вызывает ребенка и про-
сит его помочь мипже и кукле собрать шарики в их коробки. Если
ребенок опустит маленький шар в большое отверстие, то педагог
говорит, что у мишки (куклы) будет не хватать игрушек, он очень
огорчится. Педагог достает маленький шар и побуждает ребенка
попробовать еще раз, но только надо быть внимательным: боль-
шой шар опускать в большое отверстие, маленький шар в маленькое
отверстие.
Когда ребенок правильно выполнит задание, кукла и мишка
радуются, благодарят его.
Затем педагог ставит на стол коробки с квадратными проре-
зями. Приходят уже другие игрушки, педагог вызывает другого
ребенка. Игра повторяется.
Протолкни шары (кубы, овоиды, бруски)
Цель. Та же, учить соотносить по величине плоскостные и
объемные формы, пробуя, отбрасывая неверные варианты и фик-
сируя верные.
Оборудование. Коробки, в каждой из которых по 4-5 от-
верстий одинаковой формы (круглые, квадратные, прямоугольные),
но разной величины; геометрические формы разной величины, соот-
ветствующие величине отверстий.
Ход игры. Педагог раздает детям коробки и геометрические
формы и предлагает опустить все фигурки в коробку - каждую в
свое отверстие. Педагог обходит детей, смотрит, как они действу-
ют, просит пробовать и показывает, как это делать.
Каждый ребенок может повторить задание. В дальнейшем детям
дают коробки с другими формами.
Спрячь матрешку
Цель. Познакомить детей с принципом складывания матрешки
(маленькая прячется в большую); вызывать положительное эмо-
циональное отношение к игрушке и действиям с нею.
Оборудование. Двуместные матрешки по количеству детей,
большая двуместная матрешка для воспитателя, мишка.
Ход игры. Педагог ставит на стол матрешку, рассматривает
ее с детьми, потом раскрывает и достает маленькую матрешку:
"Еще одна матрешка! Маленькая!" Педагог показывает мишку и
предлагает матрешкам поиграть с ним в прятки. Мишка прячется,
маленькая матрешка его находит. Мишка говорит, что теперь долж-
на спрятаться маленькая матрешка, а он будет ее искать. Мишка
отворачивается. Маленькая матрешка просит большую спрятать ее.
Педагог медленно раскрывает большую матрешку и так же медленно
вкладывает в нее маленькую, закрывает обе половинки и говорит:
"Ищи, мишка!" Но он не может найти и уходит. После этого педа-
гог раздает детям матрешек, раскладывая перед каждым одну це-
лую и две половинки, просит всех спрятать маленьких матрешек,
чтобы мишка их не нашел. Мишка возвращается, ищет матрешек,
но не находит и снова уходит. Педагог хвалит детей, радуется
вместе с ними.
Матрешки
Цель. Та же.
Оборудование. Матрешки 3-6-местные по числу детей.
Ход игры. Педагог раздает детям 3-местные матрешки (пять
элементов - четыре половинки и одна целая матрешка) и предла-
гает спрятать всех матрешек в одну, большую, учит детей пробо-
вать. Если у кого из детей остается лишняя половинка, предла-
гает снова раскрыть матрешку и постараться правильно сложить
матрешек, помогает ребенку разложить части на столе так, чтобы
элементы одной величины не находились рядом.
Когда дети научатся складывать 3-местную матрешку, им дают
4-6-местные. Желательно, чтобы расцветка матрешек была разно-
образной, с разным орнаментом, чтобы по возможности ребенку
давалась каждый раз новая матрешка, иначе он не будет учитывать
величину, а просто запомнит последовательность складывания
рисунка-узора на матрешке.
Построй башню
Цель. Та же.
Оборудование. Круглые формочки-песочницы (вкладки) по
числу детей.
Ход игры. Педагог достает вложенные друг в друга формочки,
раскладывает их на столе и говорит, что сейчас построит краси-
вую, прочную, высокую башню. Просит внимательно посмотреть,
как надо строить. Затем, постепенно начиная от самой большой
формочки, ставит их друг на друга. Момент постройки обыгрывает:
вместо нужной формочки берет одну из маленьких, ставит неровно,
постройка падает: "Нет, формочка маленькая, возьму побольше".
Берет другую, но и та не подходит. Наконец берет нужную и та
прочно устанавливается на основании - не сдвигается. Педагог
радуется и достраивает башню^ время от времени пробуя и приме-
ривая формочки и обращая внимание детей на необходимость до-
биваться устойчивости в конструкции.
Достроив свою башню, педагог может предложить кому-либо
построить рядом такую же или раздает комплекты формочек каж-
дому ребенку и просит их построить свои башни. В ходе работы
педагог поощряет правильность выбора той или иной формочки
и говорит, что благодаря этому башня становится устойчивой.
В заключение педагог оценивает работу детей. "Все построили
красивые, прочные башни: внизу - самая большая формочка, а
наверху - самая маленькая". Затем дети собирают все формочки,
складывая их в одну. Действуют уже без показа, самостоятельно.
Педагог наблюдает, как они переносят усвоенный принцип в новую
ситуацию.
Уложи куклу спать
Цель. Учитывать величину в практических действиях с пред-
метами, соотносить предметы по величине; закреплять словесное
обозначение величин ("большой", "маленький", "больше", "мень-
ше"); учить оценивать свои действия, радоваться положительному
результату.
Оборудование. Две куклы (большая и маленькая), два на-
бора^ постельных принадлежностей в соответствии с размерами
кукол, строительный материал разного размера.
Ход игры. Дети сидят полукругом в игровом уголке. Перед
ними две куклы. Педагог говорит, что куклы устали и хотят спать,
но у них нет кроваток, надо построить их. Обращает внимание на
заранее приготовленный строительный материал. Вызывает двоих
детей и предлагает им построить кровати для кукол. При необ-
ходимости педагог оказывает помощь в расположении элементов
строителя, но не в их выборе. Он также не должен напоминать о
величине кукол и кроватей. Принцип соотнесения их по величине
дети должны выделить сами. Когда кровати будут построены, пе-
дагог предлагает всем посмотреть, удобно ли будет куклам в этих
кроватках, спрашивает, какая кровать для какой куклы построена.
Дети кладут кукол и таким образом проверяют соответствие вели-
чин кукол и кроватей. В оценке результатов должны участвовать
все дети. Если же дети-"строители" допустили ошибки (кровать
оказалась слишком велика для маленькой куклы или слишком
мала для большой), педагог предлагает построить новые. Затем до-
стает белье и просит других двоих детей постелить его на кровати.
При этом дети вновь контролируют величину построек. Когда кро-
вати застелены, педагог сам раздевает, укладывает кукол и говорит:
"Вы хорошо помогли куклам: эта кукла больше - вы построили ей
большую кровать, кукле будет удобно спать. Эта кукла меньше -
вы построили маленькую кровать. Ей тоже будет удобно. На боль-
шую кровать вы постелили большую простынку и положили боль-
шую подушку, а на маленькую кровать - маленькую простынку и
маленькую подушку. Теперь куклы будут спать спокойно".