<< Пред.           стр. 12 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 Существует два основных подхода к определению природы местного самоуправления. «Общественная» теория местного самоуправления исходит из полного отделения друг от друга государственной власти и местного самоуправления. Содержанием деятельности местного самоуправления являются местные интересы, а государства - общенациональные интересы. Право на местное самоуправление — неотъемлемое право населения соответствующих территорий. Общественная теория местного самоуправления была характерна для первой половины XIX в. Во второй половине XIX в. возобладала «государственная» теория местного самоуправления, согласно которой местное самоуправление - это форма децентрализации государственной власти, осуществление по поручению государства в рамках, установленных государством, управления «местными делами» с использованием органов, которые формируются при непосредственном участии жителей соответствующих территорий. «Государственная» теория получила широкое распространение в конституционно-правовом регулировании местного самоуправления в различных странах. Данный подход нашел свое отражение и в принятой Советом Европы Европейской хартии местного самоуправления как документе, отражающем современные общедемократические стандарты регулирования местного самоуправления.
 Конституционное законодательство Российской Федерации, однако, больше тяготеет к «общественной» теории местного самоуправления. Статья 12 Конституции РФ устанавливает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статья 2 Федерального закона от 28 августа 1995 г. (в редакции от 17 марта 1997 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » * определяет местное самоуправление как признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Статья 130 Конституции РФ закрепляет, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
 
 
 
 
 
 
 * СЗ РФ. 1995. № 35. Ст 3506; 1996. № 17. Ст. 1917; № 49 .Ст5500;1997. №55.Ст. 1378.
 
 В понятии местного самоуправления можно выделить несколько основных элементов (признаков):
 1) содержанием местного самоуправления является деятельность населения по решению вопросов местного значения. Под населением в федеральном законе понимается население муниципального образования. В рамках осуществления местного самоуправления население муниципального образования занимается решением вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенных к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации и ее субъектов;
 2) местное самоуправление - это самостоятельная деятельность населения. Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Самостоятельность местного самоуправления определяется прежде всего его отделением от системы государственной власти. Кроме населения муниципального образования нет субъекта, которому бы подчинялись органы местного самоуправления. Конституция РФ специально подчеркивает, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст. 131), органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ст. 132);
 3) местное самоуправление осуществляется населением под свою ответственность;
 4) местное самоуправление осуществляется в двух формах, непосредственно (путем муниципальных выборов, местного референдума, участия в собраниях (сходах) граждан, народной правотворческой инициативы, обращений граждан, создания территориального общественного самоуправления) и через органы местного самоуправления (выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения);
 5) местное самоуправление осуществляется исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. В данном признаке выражается принцип децентрализации — отсутствие единых, типовых подходов к управлению «местными делами», так как каждое муниципальное образование имеет свои исторические и местные традиции, определяемые различными: географическими, климатическими, демографическими, экономическими и другими факторами.
 Местное самоуправление относится к основам конституционного строя, что означает невозможность его упразднения путем принятия поправок к Конституции РФ (гл. 8 «Местное самоуправление»). Положения гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ могут быть пересмотрены только Конституционным Собранием.
 Важным моментом в организации местного самоуправления в России является закрепление в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прав граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления.
 
 
 
 8.2. Организация местного самоуправления
 
 Местное самоуправление осуществляется населением в пределах муниципального образования. Муниципальное образование - это городское, сельское поселение (несколько поселений, объединенных общей территорией, либо часть поселения, иная населенная территория), в пределах которого осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
 Территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. Установление и изменение границ муниципального образования осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации. При изменении границ муниципального образования обязателен учет мнения населения соответствующих территорий.
 Необходимым условием для осуществления местного самоуправления в муниципальном образовании является наличие устава муниципального образования. Статья 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает круг вопросов, которые должны обязательно содержаться в уставе муниципального образования:
 1) границы и состав территории муниципального образования;
 2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;
 3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;
 4) положения, касающиеся органов местного самоуправления и их должностных лиц: структура и порядок формирования, наименование, срок полномочий, основания и виды ответственности, порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения; статус, социальные гарантии должностных лиц; условия и порядок организации муниципальной службы;
 5) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
 6) другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
 Устав разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно (на референдуме). Устав подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, и вступает в силу с момента его официального опубликования (обнародования).
 Органы и должностные линз местного самоуправления. Статья 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что к органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с этим федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, а также другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Общими принципами формирования органов местного самоуправления являются:
 1) обязательность наличия выборных органов;
 2) самостоятельность органов местного самоуправления, отделение их от системы органов государственной власти, невозможность осуществления местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами, невозможность со стороны органов государственной власти образовывать органы и назначать должностных лиц местного самоуправления;
 3) самостоятельность населения муниципального образования в определении структуры органов местного самоуправления;
 4) наделение органов местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
 Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Численный состав представительного органа определяется уставом муниципального образования. Решения представительного органа принимаются в коллегиальном порядке. В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов собраниями (сходами) граждан, то есть замена представительной демократии непосредственной.
 К исключительному ведению представительных органов местного самоуправления относятся вопросы:
 1) принятия общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных его уставом;
 2) утверждения местного бюджета и отчета о его исполнении;
 3) принятия планов и программ развития муниципального образования, утверждения отчетов об их исполнении;
 4) установления местных налогов и сборов;
 5) установления порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
 6) контроля за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.
 Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Глава местного самоуправления может избираться:
 1) гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
 2) представительным органом местного самоуправления из своего состава.
 Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. В уставе может быть предусмотрено, что избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях этого органа. Глава муниципального образования в своей деятельности подотчетен населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.
 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» допускает существование иных органов и должностных лиц местного самоуправления. Данные органы предусматриваются в уставах муниципальных образований. Наименование иных органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности этих органов и должностных лиц определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Обычно такими органами являются местные администрации, выполняющие исполнительно-распорядительные функции в рамках полномочий местного самоуправления.
 Федеральный закон содержит положения, определяющие статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Данным лицам гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства. Указанные гарантии выражаются в следующем:
 1) срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица не может быть меньше двух лет, установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий;
 2) выборные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе;
 3) выборные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации;
 4) выборным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются социальные гарантии, связанные с пребыванием на их должностях.
 Органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает формы непосредственного (не через органы местного самоуправления) участия граждан в осуществлении местного самоуправления:
 1) местный референдум - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения. Порядок назначения и проведения местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт;
 2) муниципальные выборы - выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации гарантируют проведение муниципальных выборов. Муниципальные выборы проводятся в соответствии с принципами избирательного права, закрепленными федеральным законодательством. Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов Российской Федерации;
 3) собрание (сход) граждан. Собрания (сходы) граждан в отдельных поселениях в соответствии с уставами муниципальных образований, законами субъектов Федерации могут осуществлять полномочия представительных органов местного самоуправления. При этом собрание (сход) считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Собрания (сходы) могут выступать также формой осуществления территориального общественного самоуправления;
 4) народная правотворческая инициатива - право населения вносить в органы местного самоуправления проекты правовых актов по вопросам местного значения. При этом внесенные проекты подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию. Порядок реализации народной правотворческой инициативы определяется уставом муниципального образования;
 5) обращения граждан в органы местного самоуправления. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления, которые обязаны дать ответ по существу обращений в течение одного месяца:
 6) территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставами муниципальных образований.
 
 
 
 
 
 8.3. Финансово-экономические основы местного самоуправления
 Важнейшей предпосылкой реального осуществления местного самоуправления является его финансово - экономическая обеспеченность. Согласно ст. 9 Европейской хартии о местном самоуправлении финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочиям.
 Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
 Муниципальная собственность - отдельная форма собственности, закрепленная в Конституции РФ (ст. 12). В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, имущество муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
 Права собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно.
 Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, иные организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Органы местного самоуправления в отношении предприятий, учреждений, имущество которых находится в муниципальной собственности, определяют цели, условия и порядок их деятельности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности.
 Отношения органов местного самоуправления по вопросам, не входящим в их компетенцию, с организациями, в отношении которых они не имеют имущественных прав, а также с физическими лицами строятся на основе договоров. Органы местного самоуправления вправе координировать участие хозяйственных организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.
 Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием для этого собственных материальных и финансовых средств.
 Финансовые основы местного самоуправления определяются Федеральным законом от 10 сентября 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». * Согласно ст. 2 этого Закона местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства.
 
 
 
 
 
 
 * СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464.
 
 
 Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов (местные налоги и сборы, доходы от приватизации и гражданско-правовых сделок) и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, * средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам. Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные с решением вопросов местного значения, с осуществлением отдельных государственных полномочий, иные расходы.
 
 
 
 
 
 
 * Дотации - это средства, предоставляемые местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения. Субвенции - денежные средства, выделяемые на конкретные цепи и на определенный срок муниципальным образованьям из федерального, регионального бюджета и подлежащие возврату в соответствующий бюджет а случае не использования их по целевому назначению в установленный срок.
 
 
 
 Федеральные и региональные органы государственной власти в соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованьям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.
 
 
 8.4. Предметы ведения местного самоуправления
 
 
 
 Предметы ведения местного самоуправления - это круг вопросов, отнесенных к ведению местного самоуправления, решения по данным вопросам правомочно принимать население муниципального образования непосредственно, а также органы местного самоуправления.
 Предметы ведения местного самоуправления делятся на две большие группы:
 1) вопросы местного значения;
 2) отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
 Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. К вопросам местного значения относятся:
 1) нормотворчество: принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;
 2) финансово –экономическая сфера, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
 3) использование и охрана земли и других природных ресурсов: контроль за использованием земель на территории муниципального образования; регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения; участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования; благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
 4) строительство, транспорт и связь: регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений; обеспечение населения услугами связи;
 5) жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое и торговое обслуживание населения: содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений; создание условий для жилищного и социально-культурного строительства; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; организация утилизации и переработки бытовых отходов; создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
 6) социально-культурная сфера: организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; организация и содержание муниципальных архивов; создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании; сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; организация и содержание муниципальной информационной службы; создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования; создание условий для организации зрелищных мероприятий, развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании; обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
 7) охрана общественного порядка: организация и содержание муниципальных органов общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью; обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.
 Данный перечень предметов ведения местного самоуправления не является исчерпывающим. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
 Вторым составным элементом предметов ведения местного самоуправления являются отдельные государственные полномочия, которые могут передаваться федеральными и региональными органами государственной власти органам местного самоуправления. Наделение государственными полномочиями возможно только законом (федеральным или субъекта Российской Федерации). Вместе с передачей полномочий в обязательном порядке осуществляется передача необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству: соответствующие государственные органы вправе давать указания органам местного самоуправления по существу переданных полномочий, органы местного самоуправления обязаны отчитываться перед органами государственной власти и несут перед ними ответственность. Однако эта ответственность зависит от материально-финансовой обеспеченности полномочий. Статья 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
 
 
 
 
 
 8.5. Гарантии и ответственность местного самоуправления
 
 Конституция РФ в ст. 133, а также Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливают систему гарантий местного самоуправления:
 1) судебная защита прав местного самоуправления. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, а также общественных объединений;
 2) гарантия компенсации дополнительных расходов возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Органы местного самоуправления вправе принять к исполнению решения органов государственной власти, влекущие увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов в пределах средств, переданных им в качестве компенсации (ст. 4 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»);
 3) запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституции РФ и федеральными законами. Данный запрет означает, что законодательное регулирование местного самоуправления субъектами Российской Федерации не может сужать объем прав местного самоуправления, прав граждан на осуществление местного самоуправления, определенный федеральным законодательством;
 4) обязательность решений местного самоуправления. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда;
 5) обязательное рассмотрение обращений органов и должностных лиц местного самоуправления. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.
 Федеральное законодательство устанавливает ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.
 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Данная ответственность реализуется в принятии населением решения о расформировании органа местного самоуправления, отзыве должностного лица местного самоуправления.
 Ответственность перед государством наступает в случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ и иного федерального законодательства, конституции (устава) и иного законодательства субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Если факты нарушений органами и выборными должностными лицами местного самоуправления законодательства, устава муниципального образования установлены судом, то законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе обратиться в соответствующий суд за заключением о признании несоответствия деятельности органа или выборного должностного лица местного самоуправления законодательству и уставу муниципального образования. Такое заключение суда является основанием для рассмотрения законодательным органом субъекта Российской Федерации вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа или выборного должностного лица местного самоуправления. Данное решение законодательный орган субъекта Российской Федерации принимает в форме закона.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
 
 КО ВСЕМ ГЛАВАМ
 Нормативные акты
 Конституция Российской Федерации. М., 1993.
 
 Комментарии к Конституции Российской Федерации
 Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 1997.
 Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996.
 Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Л.А. Окуньков. М., 1997.
 Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997.
 
 
 Литература
 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998.
 Козлова Е.И; Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1998.
 Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Под ред. Б.А. Страшуна. Т. 1, М., 1993; Т. 2. Л., 1995; Т. 3. М., 1997.
 Конституционное право / Отв. ред. А.Е. Козлов. М., 1996.
 Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 1996.
 Сравнительное конституционное право. М., 1996.
 Чиркин В.Е. Основы конституционного права. М., 1996.
 
 
 К ГЛАВЕ I
 Алексеев С.С. Общая теория права. В 2 т. Т. 1 . М., 1981; Т. 2. М., 1982.
 Конституция, закон, подзаконный акт. М., 1994.
 Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997.
 Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. М., 1998.
 Правовое государство, личность, законность. М., 1997.
 Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М„ 1997.
 Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995.
 
 
 К ГЛАВЕ II
  Нормативные акты
 Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» // СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1146.
 Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании статьи 136 Конституции РФ // СЭ РФ. 1995. № 45. Ст. 4408.
 Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции РФ //СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4868.
 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1.
 Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. «О включении новых наименований субъектов РФ в статью 65 Конституции РФ» // СЗ РФ. 1996. М 3. Ст. 152.
 Указ Президента РФ от 10 февраля 1996 г. «О включении нового наименования субъекта РФ в статью 65 Конституции РФ» // СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 676.
 
 
 Литература
  Белкин А.А. Конституционная охрана: три направления российской идеологии и практики. СПб., 1995.
 Конституционный строй России. Вып. III / Отв. ред. А.Е. Козлов. М.,1996.
 Конституция, закон, подзаконный акт / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 1994.
 Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд: Учебное пособие для вузов. М., 1996.
 
 
 К ГЛАВЕ III
 Литература
 Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994.
 Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). М., 1994.
 Становление новой Российской государственности: реальность и перспективы (Открытый доклад). М., 1996.
 Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: Введение в теорию. М., 1993.
 
 
 К ГЛАВЕ VI
 Нормативные акты
 Всеобщая декларация прав и свобод человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
 Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. // Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. М., 1996.
 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
 от 19 декабря 1966 г. // Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. М. 1996.
 Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // СЭ РФ. 1998. № 20. Ст. 2143; № 33. Ст. 3835.
 Декларация прав человека и гражданина Российской Федерации от 22 ноября 1991 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
 Закон СССР от 24 июня 1981 г. (в редакции от 15 августа 1996 г.) «О правовом положении иностранных граждан в СССР» // Ведомости ВС СССР. 1981. № 26. Ст. 836; СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 1996. № 34. Ст. 4029.
 Закон РСФСР от 17 мая 1991 г. «О чрезвычайном положении» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 22. Ст. 773.
 Закон РСФСР от 25 октября 1991 г. «О языках народов Российской Федерации» (в ред. от 24 июля 1998 г.) // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740.
 Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. (в редакции от 6 февраля 1996 г.) «О гражданстве Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 6. Ст. 243; 1993. № 29. Ст. 1112; СЗ РФ. 1995. № 7. Ст. 496.
 Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. (в редакции от 14 декабря 1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.
 Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Российская газета, 1993. 10 августа.
 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. (в редакции от 19 июля 1998 г.) «Об общественных объединениях» // СЭ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 1997. № 20. Ст. 2231; 1998. № 30. Ст. 3608.
 Федеральный закон от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.
 Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г, «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 9.Ст. 1011.
 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. (в редакции от 2 февраля 1988 г.) «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» // Обращения граждан: организация и порядок рассмотрения: Сборник нормативных актов. М., 1995.
 Указ Президента РФ от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. №22. Ст. 1216.
 Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 10 апреля 1992 г. (в редакции от 27 декабря 1993 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 952; САПП РФ. 1994. Ст. 302.
 Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 г. по делу о проверке конституционности п. «г» ст. 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» в связи с жалобой А.Б. Смирнова // СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2579.
 Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. по делу о проверке конституционности положений ч. 1 и 3 ст. 8 Федерального закона от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СЗ РФ. 1998. №4. Ст. 531.
 Постановление Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. по делу о проверке конституционности положения ч. 2 ст. 31 Закона СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР» в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура // СЗ РФ. 1998. № 9. Ст. 1142.
 Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. (в редакции от 14 февраля 1997 г.) // СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2939; 1996. № 18. Ст. 2144; 1997. № 8. Ст. 952.
 Литература
 Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов-на-Дону, 1996.
 Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985.
 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие. М., 1997.
 Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации: Учеб. пособие. М., 1992.
 Общая теория прав человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1996.
 
 
 К ГЛАВЕ V
 Нормативные акты
 
  Федеративный договор. М., 1994.
 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 30 июня.
 Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4868.
 Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. по делу о толковании содержащегося в ч. 4 ст. 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области // СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3581.
 
 
 Литература
 Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. М., 1994.
 Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994.
 Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998.
 Федерация в зарубежных странах. М., 1993.
 Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. М., 1995.
 
 
 К ГЛАВЕ VI
 Нормативные акты
 Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. №42. Ст. 3921.
 Федеральный закон от 17 мая 1995 г. «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1924. Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. (в редакции от 22 июня 1998 г.) «Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 49 Ст. 5497; 1998. № 26. Ст. 3005.
 Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. (в редакции от 30 марта 1999 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339; Российская газета. 1999. 6 апреля.
 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 1, 3 июля.
 Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июня 1998 г. по делу о проверке конституционности положений п. 6 ст. 4, пп. «а» п, 3 и п. 4 ст. 13, п. 3 ст. 19 и п. 2 ст. 88 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 3005.
 Постановление Конституционного Суда РФ от 17 ноября 1998 г, по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 48. Ст. 5969.
 
 
 Литература
 Вешняков А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации, М., 1997.
 Выборы в Государственную Думу: правовые проблемы. М., 1995.
 Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М., 1999.
 Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России. М., 1998.
 Очерки по истории выборов и избирательного права. Калуга: Москва, 1997.
 Постников А.Е. Избирательное право России. М., 1996.
 Шишкина Н.Э. Основы избирательного права. Иркутск, 1998.
 
 
 К ГЛАВЕ VII
 Нормативные акты
 Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
 Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.
 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» // СЭ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
 Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. (в редакции от 31 декабря 1997 г.) «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. №51. Ст. 5712; 1998. №1. Ст. 1.
 Федеральный закон от 8 мая 1994 г. (в редакции от 5 июля 1999 г.) «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 8 июля.
 Федеральный закон от 17 мая 1995 г. «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1924.
 Федеральный закон от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2398.
 Федеральный закон от 5 декабря 1995 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЭ РФ. 1995. № 50. Ст. 4869.
 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Российская газета. 1999. 1, 3 июля.
 Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. (в редакции от 13 августа 1998 г.) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663; 1997. № 20. Ст. 2242; 1998, № 33. Ст. 3967.
 Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. (в редакции от 6 сентября 1996 г.) «О системе федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. № 34. Ст. 4081; № 35. Ст. 4152; № 37. Ст. 4264.
 Указ Президента РФ от 9 июля 1997 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3421.
 Указ Президента РФ от 17 августа 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 1999.18 августа.
 Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Утв. Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 6 февраля 1996 г. (в редакции от 27 января 1999 г.) // СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 655.
 Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Утв. Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 801; № 16. Ст. 1828; № 26. Ст. 3048; № 30. Ст. 3699; № 44, Ст. 5441; № 52. Ст. 6348.
 Регламент Правительства Российской Федерации. Утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. «Вопросы организации деятельности Правительства РФ» // СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3176.
 Положение об Администрации Президента РФ. Утв. Указом Президента РФ от 2 октября 1996 г. (в редакции от 11 августа 1998 г.) // СЗ РФ. 1996. № 41. Ст. 4689.
 Положение о полномочном представителе Правительства Российской Федерации в Федеральном Собрании Российской Федерации и Конституционном Суде Российской Федерации // СЗ РФ. 1999. № 10. Ст. 1247.
 Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. по делу о толковании ч. 4 ст. 105 и ст. 106 Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 1995. № 13. Ст. 1207.
 Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. по делу о толковании ст. 103 (ч. 3), 105 (ч. 2 и 5), 107 (ч. 3), 108 (ч. 2), ст. 117 (ч. 3) и 135 (ч. 2) Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 1995. № 16. Ст. 1451.
 Постановление Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996 г. по делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 8 мая 1994 г. «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 9. Ст. 828.
 Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. по делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2253.
 Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 1998 г. по делу о разрешении спора между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации, между Государственной Думой и Президентом Российской Федерации об обязанности Президента Российской Федерации подписать принятый Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1879.

<< Пред.           стр. 12 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу