<< Пред.           стр. 6 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

 1) в соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок изменения конституций (уставов) субъектов Российской Федерации;
 2) каждый субъект Российской Федерации имеет свою территорию в пределах границ субъекта Российской Федерации. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта Российской Федерации распространяется только на его территорию;
 3) субъект Российской Федерации имеет свою систему органов государственной власти. Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты Российской Федерации в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя Российской Федерации, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти;
 4) каждый субъект Российской Федерации праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта Российской Федерации.
 Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят).
 В настоящее время субъекты Российской Федерации различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса. По данному критерию выделяются три группы субъектов:
 1) республики. Конституция РФ называет республики государствами. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики. Численность лиц титульной национальности превышает половину населения в четырех республиках (Республика Северная Осетия - Алания, Республика Тыва, Чеченская Республика, Чувашская Республика), составляет относительное большинство в трех республиках (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Республика Татарстан), в остальных республиках численность лиц титульной национальности составляет меньшинство по сравнению с лицами иной национальности. *
 
 
 
 
 
 
 * См.: Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998. С. 92.
 
 
 
 2) края, области, города федерального значения. Данные субъекты Российской Федерации вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус.
 Определенные особенности имеет статус Москвы, которая в соответствии с ч. 2 ст. 70 Конституции РФ РФ является столицей Российской Федерации. Статус Москвы определяется Законом РФ от 15апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации». Статус столицы выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов Российской Федерации, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств. Органы государственной власти Москвы предоставляют в этих цепях земельные участки, здания, помещения, жилищный фонд, жилищно - коммунальные, транспортные и иные услуги. Они также обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий. Затраты г. Москвы, связанные с осуществлением функций столицы Российской Федерации, полностью компенсируются за счет субвенций из федерального бюджета и платежей за предоставляемые федеральным органам, представительствам субъектов Федерации и иностранных государств услуге;
 3) автономная область, автономные округа. Автономные образования образованы , как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта Российской Федерации наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.
 Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области. В настоящее время в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Иркутской области - Усть-Ордынский Бурятский округ. Пермской области - Коми-Пермяцкий округ, Архангельской области - Ненецкий округ, Красноярского края - Таймырский и Эвенкийский округа. Читинской области - Агинский Бурятский округ. Камчатской области - Корякский округ. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 июля 1997 г. разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации - края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами государственной власти.
 
 
 
 5.6. Разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами
 
 Разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами является одним из принципов федерализма и означает разделение круга вопросов, которые решает государство (круга государственных функций), на вопросы, по которым решения правомочна принимать Федерация, и вопросы, по которым решения правомочны принимать субъекты Федерации.
 В мировой практике существует несколько способов разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами федерации:
 1) установление только предметов исключительного ведения федерации (США, Мексика). Все остальные вопросы относятся к ведению субъектов федерации;
 2) установление предметов исключительного ведения федерации и предметов исключительного ведения субъектов федерации (Канада);
 3) установление предметов исключительного ведения федерации, предметов совместного ведения федерации и субъектов, предметов исключительного ведения субъектов федерации (Индия);
 4) установление предметов исключительного ведения федерации и предметов совместного ведения федерации и ее субъектов, при этом вопросы, не включенные в указанные предметы, относятся к ведению субъектов федерации (Россия).
 Конституция РФ устанавливает предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72). Статья 73 Конституции РФ закрепляет, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
  К исключительному ведению Российской Федерации относится:
  1 ) в области государственном строительства:
 - принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов;
 - федеративное устройство и территория Российской Федерации;
 - регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
 - гражданство в Российской Федерации;
 - регулирование и защита прав национальных меньшинств;
 - установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
 - формирование федеральных органов государственной власти;
 - судоустройство, прокуратура;
 - уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство;
 - амнистия и помилование;
 -гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;
 - правовое регулирование интеллектуальной собственности;
 - федеральное коллизионное право;
 - установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного и национального развития Российской Федерации;
 - федеральная государственная служба;
 - государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
 2) в экономической, социальной, культурной областях.
 - федеральная государственная собственность и управление ею;
 - установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального, культурного развития Российской Федерации;
 - установление правовых основ единого рынка;
 - финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;
 - федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
 - федеральный бюджет;
 - федеральные налоги и сборы;
 - федеральные фонды регионального развития;
 - федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;
 - федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь;
 - деятельность в космосе;
 - метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени;
 - геодезия и картография;
 - наименования географических объектов;
 - официальный статистический и бухгалтерский учет;
  3) в области внешних функций государства, обеспечения государственного суверенитета:
 - внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской федерации;
 - вопросы войны и мира;
 - внешнеэкономические отношения Российской федерации;
 - оборона и безопасность;
 - оборонное производство:
 - определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;
 - производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
 - определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.
 По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
 В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находиться :
 1) в области государственного строительства:
 -обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
 - зашита прав и свобод человека и гражданина; — зашита прав национальных меньшинств;
 - защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
 - установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления;
 - обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
 - режим пограничных зон;
 - административное, административно-процессуальное законодательство;
 - кадры судебных и правоохранительных органов;
 - адвокатура, нотариат;
 - координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации;
 2) в экономической, социальной, культурной областях:
 - вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
 - разграничение государственной собственности;
  - природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории;
 - охрана памятников истории и культуры;
 - общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
 - координация вопросов здравоохранения;
 - защита семьи, материнства, отцовства и детства;
 - социальная зашита, включая социальное обеспечение;
 - осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
 - установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
  - трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
 Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
 По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае отсутствия федерального закона действует закон субъекта РФ (на соответствующей территории).
 Порядок принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также основные принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий при заключении договоров и соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации устанавливается Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»*.
 
 
 
 
 
 
 
 * Российская газета. 1999. 30 июня.
 
 
 В соответствии с данным законом по вопросам, отнесенным Конституцией к предметам совместного ведения, издаются:
 1) федеральные законы, определяющие основы (основные принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
 2) федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти.
 Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения, принятые Государственной Думой в первом чтении, направляются в органы государственной власти субъектов РФ для возможного внесения предложений и замечаний в месячный срок. Представленные предложения и замечания подлежат обязательному рассмотрению соответствующим комитетом Государственной Думы и принимаются либо отклоняются в порядке, установленном Регламентом Государственной Думы. В случае, если органы государственной власти более чем трети субъектов РФ выскажутся против проекта федерального закона в целом, по решению Государственной Думы создается согласительная комиссия с участием депутатов Государственной Думы и представителей органов государственной власти заинтересованных субъектов РФ.
 До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.
 Закон также определяет правовой режим договоров и соглашений. Договоры заключаются между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий. Соглашения заключаются между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче друг другу осуществления части своих полномочий.
 Договор может быть заключен:
 1) при прямом указании в федеральном законе по предмету совместного ведения на допустимость заключения договора по данному предмету совместного ведения;
 2) при отсутствии федерального закона по предмету совместного ведения — с условием приведения такого договора в соответствие с федеральным законом по данному предмету совместного ведения после принятия такого федерального закона.
 Предметами договора могут быть: конкретизация предметов ведения и полномочий, установленные Конституцией и федеральными законами; условия и порядок осуществления разграниченных договором полномочий; формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений договора; иные положения, связанные с исполнением положений договора.
 Соглашение может быть заключено на основании федерального закона по предметам совместного ведения или договора. Предметами соглашения могут быть: передача осуществления части полномочий; условия и порядок передачи осуществления части полномочий; материально-финансовая основа передачи осуществления части полномочий; формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений соглашения; иные вопросы, связанные с исполнением положений договора.
 Закон в основном определяет порядок подготовки, предварительного рассмотрения, согласования и подписания договоров и соглашений. Процедура подготовки конкретного договора, соглашения определяется Президентом РФ.
 Проект договора до его подписания Президентом направляется для рассмотрения в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ и в Совет Федерации. Законодательный орган субъекта РФ рассматривает проект договора в сроки, установленные в законодательстве этого субъекта Федерации, а Совет Федерации - в трехмесячный срок. О результатах рассмотрения законодательный орган субъекта РФ сообщает лицу, уполномоченному субъектом РФ подписать договор, а Совет Федерации - Президенту РФ. Договор подписывается Президентом РФ и лицом, уполномоченным субъектом РФ на подписание договора.
 Проект соглашения одобряется или отклоняется Правительством РФ не позднее чем в трехмесячный срок со дня представления проекта соглашения. Соглашение подписывается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти и должностным лицом, уполномоченным субъектом РФ на подписание соглашения.
 В случае возникновения споров, связанных с разграничением предметов ведения и полномочий, передачей осуществления части полномочий они решаются путем переговоров и использования иных согласительных процедур, в том числе путем создания согласительных комиссий. В случае недостижения согласия споры, связанные с разграничением предметов ведения, полномочий передачей органами исполнительной власти друг другу осуществления части своих полномочий, передаются на рассмотрение Конституционного Суда РФ.
  Вне предметов ведения Российской Федерации, предметов совместного ведения субъекты Российской федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
 
 
 
 
 ГЛАВА VI
 РЕФЕРЕНДУМ И ВЫБОРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
 
 
 6.1. Референдум
 
 6.1.1. Понятие референдума и его виды
 Референдум - это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.
 Основными признаками референдума являются:
 1 ) референдум - это форма непосредственного осуществления народом своей власти, позволяющая выявлять волю народа в своем «чистом» виде, не опосредованном представительством депутатов;
 2) референдум - это всегда голосование - способ выявления воли большинства населения;
 3) законопроекты, принятые на референдуме, как правило, могут изменяться (отменяться) только путем принятия нового решения на референдум;
 4) решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органом и вступает в силу, как правило, с момента официального опубликования результатов референдума.
 Классификация референдумов осуществляется по разным основаниям. В зависимости от предмета референдума - выносимого на него вопроса выделяются конституционный, законодательный, международно-правовой и административный референдумы. Предметом конституционного референдума является внесение изменений в конституцию либо принятие нового проекта конституции. Предметом законодательного референдума является принятие законопроекта, внесение изменений или отмена действующих законов. Международно –правовой референдум проводится для решения вопросов, возникающих в межгосударственных отношениях. Предметом такого референдума может быть вступление в международные организации, ратификация или денонсация международных договоров, решение вопросов о международно-правовой судьбе территории. Административный референдум проводится по вопросам, не связанным с принятием, изменением или отменой нормативно-правовых актов. Предметом административного референдума может быть изменение административно-территориального деления, досрочного прекращения полномочий должностных лиц, вопросы местного значения (строительство сооружений, * прокладка дорог и т. п.). Российское законодательство допускает проведение всех приведенных видов референдума.
 
 
 
 
 
 
 * Первый в России местный административный референдум был проведен в 1990 г. в г. Воронеже по поводу строительства в городе атомной электростанции. Большинство граждан проголосовало против строительства, и оно было заморожено.
 
 По характеру юридической силы решения, принятого на референдуме, различают консультативный и императивный (обязательный) референдумы. Консультативный референдум проводится для выяснения мнения населения по каким-либо вопросам, окончательное решение по которым принимает орган, инициирующий проведение референдума. Решение, принятое на консультативном референдуме, не имеет обязательной силы. Решения императивного референдума обязательны для исполнения всеми органами и лицами на территории, в рамках которой они были приняты. Такие решения не нуждаются в дополнительном утверждении и обычно могут быть изменены (отменены) только таким же референдумным путем. Законодательство Российской Федерации предусматривает проведение только императивного референдума.
 Референдумы в зависимости от условий, необходимых для их проведения , делятся на обязательные и факультативные. Обязательный референдум проводится в связи с необходимостью, установленной законом, и является одним из способов принятия какого-либо государственного решения. Например, в Японии поправки к Конституции могут быть приняты только на референдуме. Факультативные референдумы проводятся только при наличии инициативы определенных законом субъектов. Российское законодательство не содержит положений об обязательном проведении референдума, но предоставляет право субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в своих правовых актах отразить вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум.
 По территориальной сфере референдумы делятся на общегосударственные, региональные и местные. В общегосударственном референдуме участвуют все граждане, обладающие правом на участие в референдуме. Региональные референдумы проводятся в федеративных государствах в пределах территории субъекта федерации. Местные референдумы проводятся в пределах административно-территориальных (муниципальных) единиц. Соответственно решения, принятые на референдумах, различаются по территории своего действия. В России законодательством предусмотрены референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум.
 В Российской Федерации законодательство о референдуме состоит из Конституции РФ, Федерального конституционного закона от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации», * Федерального закона от 19 сентября 1997 г. (в редакции от 30 марта 1999 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» **, Федерального закона от 28 августа 1995 г. (с изменениями и дополнениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» *** законодательства субъектов Российской Федерации.
 
 
 
 
 
 
 * СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3921.
 ** СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339: Российская газета. 1999. 6 апреля.
 *** СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506: 1996. № 17. Ст. 1917, № 44. Ст. 5500; 1997. № 12. Ст. 1378.
 
 
 Конституция РФ наиболее обще регулирует вопросы, связанные с референдумом. В ст. 3 закрепляется, что референдум наряду с выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Статья 32 Конституции РФ закрепляет право граждан на участие в референдуме как один из компонентов более общего права граждан непосредственно участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32). Конституция РФ разграничивает предметы ведения Федерации и ее субъектов в части регулирования и защиты прав и свобод человека, к которым относится и право на участие в референдуме. Регулирование этого права находится в ведении Российской Федерации, а защита - в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
 
 
 6.1.2. Порядок подготовки и проведения референдума Российской Федерации
 В соответствии со ст. 84 Конституции РФ отношения по проведению референдума Российской Федерации должны быть урегулированы федеральным конституционным законом. Таким законом является Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Отдельные, не урегулированные указанным федеральным конституционным законом вопросы проведения общероссийского референдума регламентируются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
 Закон определяет референдум Российской Федерации как всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Закон ограничивает круг вопросов, которые могут быть вынесены на общероссийский референдум, указанием на то, что они не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации, и путем перечисления тех вопросов, которые не могут быть предметом всенародного голосования.
  На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:
 1) изменения статуса субъектов Российской Федерации;
 2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования);
 3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;
 4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;
 5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
 6) амнистии и помилования.
 Референдум Российской Федерации не может проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум Российской Федерации не проводится в течение года после официального опубликования результатов референдума Российской Федерации с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.
 Процесс подготовки и проведения референдума Российской Федерации (референдумный процесс) включает несколько стадий :
 1) выдвижение инициативы проведения референдума и сбор подписей в ее поддержку;
 2) назначение референдума;
 3) образование участков референдума, формирование комиссий референдума, составление списков участников референдума;
  4) проведение агитации;
 5) голосование и определение результатов референдума;
 6) вступление в силу решения, принятого на референдуме.
  Субъектами права инициативы проведения референдума Российской Федерации являются:
 1) не менее двух миллионов граждан Российской Федерации, имеющих право участвовать в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них;
 2) Конституционное Собрание в случае, если оно примет решение вынести разработанный им проект новой Конституции РФ на всенародное голосование.
 Субъекты права инициативы не могут использовать свое право в период между назначением референдума Российской Федерации и официальным опубликованием его результатов.
 Реализация права инициативы граждан Российской Федерации происходит через образование инициативных групп численностью не менее 100 человек. Инициаторами образования инициативной группы могут быть гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме Российской Федерации, а также общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах федеральных органов государственной власти и зарегистрирован Минюстом Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцы до обращения с инициативой о проведении референдума.
 Инициативная группа после проведения собрания обращается в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого проживает большинство членов инициативной группы, с ходатайством о регистрации, в котором указывает формулировку вопроса ( вопросов ), предлагаемого для вынесения на референдум Российской Федерации. Избирательная комиссия в течение 15 дней принимает решение о регистрации инициативной группы и выдачи ей регистрационного свидетельства либо об отказе в регистрации в случае нарушения инициативной группой положений Конституции РФ и иного законодательства Российской Федерации.
 После получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе собирать подписи в поддержку инициатив проведения референдума. Срок действия регистрационного свидетельства, а следовательно, и срок сбора подписей составляет три месяца. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации.
 По окончании сбора подписей инициативная группа представляет подписные листы, сброшюрованные по субъектам Российской Федерации, в которых собирались подписи, в соответствующие избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, которые проверяют соблюдение требований законодательства при сборе подписей и выносят по результатам проверки постановление. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в течение 15 дней направляет подписные листы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (ЦИК). Подписные листы с подписями граждан Российской Федерации, проживающих за пределами Российской Федерации, брошюруются по каждому иностранному государству, удостоверяются соответствующими консульскими убеждениями Российской Федерации и представляются непосредственно в ЦИК.
 ЦИК в течение 15 дней со дня поступления подписных листов проверяет соответствие документов требованиям законодательства Российской Федерации и направляет их со своим заключением Президенту РФ либо выносит постановление об отказе в проведении референдума, если число действительных подписей меньше двух миллионов. В случае, если документы оформлены ненадлежащим образом, ЦИК может вернуть их для исправления инициативной группе, при этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен не более чем на 15 дней.
 Конституционное Собрание реализует свое право инициативы проведения референдума путем принятия большинством голосов от общего числа его членов решения о вынесении на референдум Российской Федерации проекта новой Конституции РФ. Это решение направляется Президенту РФ.
 Следующей стадией референдумного процесса является назначение референдума Российской Федерации. Правом назначения референдума Российской Федерации обладает только Президент РФ. В течение 10 дней после поступления ему из ЦИК Российской Федерации документов Президент РФ направляет их с соответствующим запросом в Конституционный Суд Российской Федерации, который проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ, и в течение месяца направляет Президенту РФ соответствующее решение. В случае положительного решения Конституционного Суда Президент РФ назначает референдум в течение 15 дней после поступления к нему решения Конституционного Суда, а в случае отрицательного решения - референдумный процесс прекращается.
 Президент РФ издает указ о назначении референдума, в котором определяет дату его проведения. Голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования указа.
 Следующим этапом подготовки референдума является образование участков референдума, комиссий по проведению референдума Российской Федерации и составление списков участников референдума. Участки референдума образуются главами местных администраций по согласованию с территориальной комиссией по проведению референдума из расчета не более 3 тысяч граждан на каждый участок. Участки должны быть образованы не позднее чем за 45 дней до дня голосования, а перечень их должен быть опубликован не позднее 35 дней до дня голосования.
 Территориальные (районные, городские) комиссии референдума образуются не позднее 10 дней после издания указа о назначении референдума. Участковые избирательные комиссии образуются не позднее чем за 40 дней до дня голосования.
 Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме, составляются соответствующими участковыми комиссиями на основании сведений, представляемых главами местных администраций. Основанием для включения гражданина в список по конкретному участку референдума является факт его проживания на территории данного участка референдума. Гражданин может быть включен в список только на одном участке референдума. Списки граждан представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня голосования, после чего граждане могут обращаться с заявлениями о не включении в список, о любой ошибке или неточности в списке.
 После принятия решения о назначении референдума Российской Федерации граждане Российской Федерации, а также общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию:
 1) за или против проведения референдума Российской Федерации;
 2) за или против участия в референдуме Российской Федерации;
 3) за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации.
 Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню голосования.
 Голосование по законопроекту (закону) или иному вопросу, вынесенному на референдум Российской Федерации, производится с 8 до 22 часов по местному времени в помещениях участковых комиссий по проведению референдума. Каждый гражданин голосует лично. Заполненный бюллетень для голосования гражданин опускает в ящик для голосования.
 По истечении времени голосования участковая комиссия осуществляет подсчет голосов на участке, о чем составляется соответствующий протокол. Протокол направляется участковой комиссией в территориальную комиссию по проведению референдума Российской Федерации. Территориальные комиссии направляют протоколы об итогах голосования на соответствующей территории в комиссии субъектов Российской Федерации, а те, в свою очередь, в ЦИК РФ. На основании протоколов об итогах голосования комиссий субъектов Российской Федерации, протоколов участковых комиссий, образованных за пределами Российской Федерации, ЦИК РФ путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяет результаты референдума Российской Федерации.
 Референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, обладающих правом на участие в референдуме Российской Федерации. Решение, которое выносилось на референдум, считается принятым, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если на референдум выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных вариантов не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными.
 Принятое на референдуме решение и итоги голосования в целом по Российской Федерации подлежат официальному опубликованию (обнародованию) не позднее трех дней после определения результатов референдума.
 Решение, принятое на общероссийском референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации.
 Если для реализации решения, принятого на референдуме Российской Федерации, требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного правового акта.
 
 
 
 6.2. Избирательное право и процесс
 
 6.2.1. Понятие избирательного
 права и процесса. Понятие избирательной системы. Виды избирательных систем
 
 Термин «избирательное право» употребляется в двух смыслах. Во-первых, избирательное право в объективном смысле (позитивное избирательное право) - это система правовых норм, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов. Во-вторых, избирательное право в субъективном смысле (субъективное избирательное право) - это право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
 Избирательный процесс - это форма реализации избирательных прав граждан, урегулированный нормами избирательного права порядок подготовки и проведения выборов.
 В юридической литературе термин «избирательная система» употребляется в двух значениях: широком и узком.
 Под избирательной системой в широком смысле понимается совокупность общественных отношений (как урегулированных, так и не урегулированных нормами права), возникающих в процессе формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством выборов.
 Избирательная система в узком смысле - это способ распределения мандатов между кандидатами (списками кандидатов). В зависимости от того, какая избирательная система используется, результаты выборов при одних и тех же результатах голосования могут быть совершенно различными. Поэтому политические силы, реально взвесив свои возможности в рамках каждого вида избирательных систем, отстаивают наиболее выгодный им вариант формирования органа государственной власти и местного самоуправления.
 Рассмотрим избирательные системы, получившие наибольшее распространение в мировой практике организации и проведения выборов. *
 
 
 
 
 
 
 
 * Подробно об этом см.: Лейкман Э; Ламберт Д. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. М., 1958: Маклаков В.В. Избирательное право и избирательные системы буржуазных и развивающихся стран. М., 1987; Таагапера Р., Шугарт М. Описание избирательных систем // Полис. 1997. № 3.
 
 Мажоритарная избирательная система (от французского слова « majorite » - «большинство»). Согласно правилам мажоритарной избирательной системы избранными считаются кандидаты (списки кандидатов), получившие большинство голосов избирателей.
 Достоинство мажоритарной избирательной системы состоит, во-первых, в простоте ее использования при определении результатов выборов; во-вторых, в возможности ее применения при выборах как коллегиальных, так и единоличных органов (парламента, президента, губернатора, мэра и т. д.).
 Существует три модификации мажоритарной избирательной системы: мажоритарная система относительного, абсолютного и квалифицированного большинства.
 Мажоритарная система относительного большинства - это система, при которой избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший наибольшее количество голосов избирателей по сравнению с другими.
 Например: в одномандатном избирательном округе баллотируются 4 кандидата, за которых проголосовало 100000 избирателей.
 Кандидат А получил 27000 голосов избирателей,
 Б - 20000,
 В - 30000,
 Г - 23000.
 Мандат достанется кандидату В, набравшему наибольшее количество голосов избирателей по сравнению с другими кандидатами, несмотря на то, что против него проголосовало большинство в 70000 избирателей. Кроме того, при использовании мажоритарной системы относительного большинства на выборах представительных органов власти, голоса избирателей, поданные против победившего кандидата (в нашем примере они составляли 70000) как бы «пропадают».
 Несмотря на указанные недостатки, мажоритарная система относительного большинства традиционно используется при выборах представительных органов в Великобритании, США, Канаде, Индии и других странах. В Российской Федерации по мажоритарной избирательной системе относительного большинства проводятся выборы половины депутатов Государственной Думы, избирается большинство законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации, представительных органов местного самоуправления.
 В соответствии с мажоритарной системой абсолютного большинства для избрания кандидата (списка кандидатов) требуется набрать абсолютное большинство голосов избирателей (50% +1 голос).
 Например: в одномандатном избирательном округе баллотируются 4 кандидата, за которых проголосовало 100000 избирателей.
 Кандидат А получил 17000 голосов избирателей,
 Б-59000,
 В - 20000,
 Г-4000.
 Избранным будет кандидат Б, набравший 59000 голосов, то есть абсолютное большинство.
 Достоинством мажоритарной системы абсолютного большинства, в отличие от большинства относительного, является то, что избранного с ее помощью кандидата или список кандидатов поддерживает действительно большинство проголосовавших избирателей.
 Однако при использовании на выборах в представительные органы мажоритарной системы абсолютного большинства на победу могут рассчитывать только крупные политические партии, а партии, не набравшие требуемого количества голосов избирателей, остаются непредставленными в парламенте.
 К числу недостатков мажоритарной системы абсолютного большинства относят, как правило, ее нерезультативность, причем степень нерезультативности возрастает с увеличением количества кандидатов в округе, так как кандидатам непросто собрать в первом туре более половины голосов избирателей.
 Для преодоления указанного недостатка применяется альтернативное голосование или повторное голосование (второй тур).
 Альтернативное голосование избрать кандидата в одном туре. Суть системы альтернативного голосования заключается в том, что в избирательных бюллетенях избиратели отмечают номерами (1, 2,3 и т. д.) предпочтительных им кандидатов, баллотирующихся по данному избирательному округу. Кандидат, получивший абсолютное большинство голосов избирателей, считается избранным. Если этого не удалось достичь сразу, то процедура определения результатов выборов продолжается, и тогда бюллетени кандидата с наименьшем числом первых предпочтений (он автоматически исключается из дальнейшего определения результатов выборов) распределяются между остальными кандидатами в соответствии с указанными в этих бюллетенях вторыми предпочтениями. И так подсчет продолжается до тех пор, пока один из кандидатов не наберет абсолютного большинства голосов избирателей.
 Повторное голосование предполагает проведение второго тура, в котором принимают участие, как правило, два кандидата, набравшие наибольшее число голосов избирателей в первом туре. Для избрания во втором туре достаточно относительного большинства голосов, и поэтому такую систему называют «системой двух туров».
 Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства с повторным голосованием, как правило, используется при выборах единоличных органов. В России по мажоритарной системе абсолютного большинства избирается Президент РФ, президенты республик, главы администрации краев, областей и других субъектов,
 Согласно правилам мажоритарной системы квалифицированного большинства избранным считается кандидат, получивший заранее установленное число голосов (например, 2/3, 3/4 и т. д.). Квалифицированное большинство всегда больше абсолютного. Мажоритарная система квалифицированного большинства применяется крайне редко, так как еще менее результативна, чем система абсолютного большинства.
 Пропорциональная избирательная система используется при проведении выборов в представительные органы власти и предполагает участие в избирательном процессе политических партий, формирующих списки своих кандидатов. В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип распределения депутатских мандатов пропорционально полученному каждым списком кандидатов числу голосов избирателей.
 Достоинство пропорциональной избирательной системы заключается в том, что она позволяет свести к минимуму «потерю» голосов избирателей и обеспечить представительство в парламенте даже относительно мелким политическим партиям.
 Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута.
 Для пропорционального распределения депутатских мандатов, как правило, используется метод избирательной квоты или метод делителей.
 Избирательная квота - это наименьшее число голосов избирателей, необходимое для избрания одного депутата. Применяются различные методы определения избирательной квоты, причем некоторые из них сопряжены с довольно сложными математическими расчетами.
 Простейший способ определения избирательной квоты был предложен английским барристером Т. Хэром. Квота Т. Хэра определяется посредством деления общего числа поданных по данному округу голосов избирателей на количество подлежащих распределению мандатов.
 Поясним на примере: в избирательном округе на замещение пяти мандатов претендует три партии А, Б, В.
 Партия А получила 72000 голосов избирателей,
 Б - 56000,
 В - 23000.
 Всего проголосовало 151000 избирателей.
 Избирательная квота Т. Хэра будет выглядеть так Q = 151000/5 = 30200.
 Распределение мандатов между партийными списками производится путем деления полученных ими голосов на избирательную квоту:
 А - 72000/30200 = 2 мандата 4 остаток,
 Б - 56000/30200 = 1 мандат 8 остаток,
 В - 23000/30200 = 0 мандатов 7 остаток.
 Мы распределили три мандата из пяти.
 Недостаток избирательной квоты Т. Хэра заключается в том, что при ее использовании не удается распределить сразу все мандаты. Для ликвидации этого недостатка применяются два способа последующего распределения мандатов: метод наибольшего остатка и метод наибольшей средней.
 Метод наибольшего остатка заключается в том, что нераспределенные мандаты передаются партийным спискам, имеющим наибольший остаток, образовавшийся в результате деления полученных партийными списками голосов избирателей на избирательную квоту. В нашем примере оставшиеся мандаты переходят к партиям Б и В.
 Метод наибольшей средней заключается в том, что нераспределенные мандаты передаются партийным спискам, имеющим наибольшую среднюю.
 Средняя каждого списка определяется путем деления числа голосов, полученных списком, на число уже полученных этим списком мест, увеличенное на единицу. В нашем примере наибольшая средняя партии А составит: 72000 / (2+1) - 24000,
 Б = 56000/(1+1) = 28000,
  В = 23000/(0+1) = 23000.
 Таким образом, партия А получит три мандата, Б-2, В-0.
 Мы видим, что получается несколько иной результат, чем при применении правила наибольшего остатка. Правило наибольшего остатка наиболее выгодно небольшим, а правило наибольшей средней благоприятствует более крупным партиям.
 При пропорциональной избирательной системе может использоваться метод делителей, который позволяет сразу распределить все мандаты в избирательном округе. Наибольшую известность получил метод делителей, предложенный В. д'0ндтом. Он заключается в делении числа голосов избирателей, полученных каждым списком кандидатов, на определенную последовательность возрастающих чисел (1, 2, 3, 4 и т. д.), после чего полученные частные располагаются по убывающей. То частное, которое по своему порядковому месту соответствует числу мандатов, приходящихся на данный избирательный округ, представляет собой избирательную квоту.
 Поясним на числовом примере:
 
 
  Число голосов:
 Делители А Б В
  1 72000 ( 1 ) 56000 ( 2 ) 23000
  2 36000 ( 3 ) 28000 ( 4 ) 11500

<< Пред.           стр. 6 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу