<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

  "ТЕНЕВОЙ СЕКТОР В СТРАНАХ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ДЕМОКРАТИИ"
 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
 
 Катрин Кучта-Хелблинг, доктор философии,
 руководитель исследовательских и просветительских программ для стран Латинской Америки
 Центр международного частного предпринимательства (CIPE)
 
 Подготовлено для семинара "Проблемы участия в легальной экономической и политической деятельности: теневой сектор экономики
 стран с развивающейся демократией"
 
 Всемирное движение за демократию
 Вторая всемирная ассамблея: борьба с препятствиями на пути к демократии в XXI веке.
 
 Сан-Паулу, Бразилия
 13 ноября 2000 г.
 
 
 Сотрудники CIPE:
 
 Джон Д. Салливан, доктор философии,
 исполнительный директор
 
 Джон Земко,
 старший руководитель отдела стран Латинской Америки и
 директор по связям
 
 Катрин Кучта-Хелблинг, доктор философии,
 руководитель исследовательских и просветительских программ для стран Латинской Америки для стран Латинской Америки
 
 Основная задача Центра международного частного предпринимательства (CIPE) - содействие в построении демократического общества во всех странах мира путем развития частного предпринимательства и рыночных реформ в экономике. CIPE был создан в 1983 году на базе Торговой палаты США. Основным спонсором является Национальный фонд за демократию (National Endowment for Democracy), но CIPE также пользуется поддержкой со стороны частных организаций и Агентства международного развития США. За 17 лет своей работы CIPE осуществил около 700 проектов в более чем 70 странах мира, привлекая к своей работе политических деятелей, ведущих представителей промышленных кругов и журналистов в целях содействия в организации государственных правовых и политических институтов, необходимых для построения демократического общества. Совместно с Информационным агентством США (ЮСИА) CIPE публикует ежеквартальный журнал "Экономическая реформа сегодня", предназначенный для политических деятелей, руководителей крупных промышленных предприятий, представителей СМИ. Журнал регулярно выходит на английском и испанском языках почти в 90 странах мира и раз в год публикуется на арабском, китайском, французском и русском языках. Электронную версию журнала "Экономическая реформа сегодня" и других материалов можно получить на веб-сайте CIPE по адресу: http://www.cipe.org (САЙТ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ - www.cipe.ru )
 
  (c) 2000 г. Центр международного частного предпринимательства (CIPE)
 
 
 СОДЕРЖАНИЕ:
 (щелкните мышью на заголовок, чтобы перейти к выбранной главе)
 
 ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛ.2 ЧТО ТАКОЕ "ТЕНЕВОЙ СЕКТОР"? 7 Гл.3 ОБЪЕМ ТЕНЕВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ 10 Гл.4 ПОСЛЕДСТВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ТЕНЕВОГО СЕКТОРА 12 Гл.5 ПРИЧИНЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ВЫСОКИЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ И ТЕНЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 20 Гл.6 ПЛАН ДЕЙСТВИЙ: РЕКОМЕНДАЦИИ 31 Гл.7 ИЗМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО СЕКТОРА 46 ГЛ.8 ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ВЫСКАЗАННЫЕ УЧАСТНИКАМИ СЕМИНАРА CIPE 51 Гл.9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ УСТРАНЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ НА ПУТИ ЛЕГАЛЬНОГО БИЗНЕСА 53 ПРИЛОЖЕНИЕ A: КОНФЕРЕНЦИЯ СТРАН, ВСТАВШИХ НА ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ 53 ПРИЛОЖЕНИЕ Б: ПОВЕСТКА ДНЯ СЕМИНАРА И СПИСОК УЧАСТНИКОВ 58 ПРИЛОЖЕНИЕ В: ВСЕОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ("ПРИНЦИПЫ САЛЛИВАНА") 60 БИБЛИОГРАФИЯ 61
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 1.
 ВВЕДЕНИЕ
 
 Наблюдающаяся в последние время тенденция к демократическим преобразованиям и переходу к рыночной экономике изменила к лучшему жизнь миллионов людей по всему миру. Во многих странах расширилось участие населения в политической жизни, стабилизировались макроэкономические показатели, возобновился экономический рост. Однако, наряду с этими позитивными изменениями, миллионы людей, проживающих в странах развивающейся демократии, не принимают участия в политической и экономической жизни государства и живут в бедности. Самым заметным признаком этого является растущее число предпринимателей, занимающихся малодоходными и малоперспективным бизнесом, который находится за рамками легальной экономической системы. Эти люди считают, что демократия и рыночная экономика не принесла им тех благ, которых они ждали1. В результате, все большее число граждан, проживающих в странах с развивающейся демократией и рыночной экономикой, испытывают разочарование и чувство безнадежности.
  Чтобы поддержать демократические и рыночные преобразования нужно понять, корни этого явления, и выработать пути практического решения этой проблемы. Основная причина того, что многие граждане стран с развивающейся демократией и рыночной экономикой не принимают участие в политической жизни страны или не занимаются легальным бизнесом, состоит в том, что существующие государственные институты и "правила игры" не дают им этой возможности. Иными словами, существуют препятствия, затрудняющие участие этих слоев населения в политической жизни или экономике страны.
  Эти препятствия существуют, несмотря на систему демократических выборов руководителей государства. Регулярное проведение свободных и открытых выборов является первым шагом на пути к созданию политической системы, предполагающей широкое привлечение населения к формированию политики страны. Следующий шаг, устранение препятствий к постоянному, повседневному участию общества в принятии решений на государственном и местном уровне, привлекает все большее внимание по всему миру и является необходимым условием совершенствования демократической системы управления. Ряд политических рекомендаций, касающихся обеспечения широкого доступа населения к участию в руководстве страной, дан в Декларации, подписанной в Сане 30 государствами с развивающейся демократией2. До тех пор, пока эти препятствия не устранены, они будут мешать развитию демократии и росту экономики страны.
  В настоящем докладе обсуждается один из факторов, препятствующих широкому вовлечению населения в политическою и экономическую жизнь государства, а именно, затраты, связанные с организацией легального бизнеса, и то, какую опасность представляет этот фактор для укрепления демократии и осуществления экономических реформ. Примеры затрат, связанных с организацией легальной предпринимательской деятельности, включают:
 
 * получение лицензии на предпринимательскую деятельность;
 * покупка права на владение или аренду земли;
 * наем рабочей силы;
 * знание и соблюдение соответствующих законов и нормативов;
 * получение информации о ценах, качестве и количестве конкретных товаров и услуг, о потенциальных клиентах;
 * получение кредита;
 * покупка сырья и материалов;
 * подключение к электросети и телефонной станции, дальнейшее использование этих услуг;
 * оплата налогов;
 * система контроля за выполнением условий договоров и т.д.
 
  Эти расходы часто называют операционными издержками.3
 
  Ключевым фактором, определяющим операционные издержки в каждой отдельной стране, является правовая система, т.е., правила и нормативы, которые регулируют экономическую деятельность. Хорошо разработанная государственная правовая система дает предпринимателю возможность работать в рамках предсказуемости и предоставляет ему необходимую информацию по цене, которая позволяет ему соблюдать правовые требования и оплачивать услуги соответствующих правовых институтов. Слабая правовая система требует от предпринимателя соблюдать обременительные требования и нормативы, заставляет его обращаться в неэффективные, коррумпированные учреждения, и мало что предлагает взамен. Подобная система увеличивает операционные издержки, мало стимулирует предпринимателей к соблюдению установленных правил и препятствует их вовлечению в политическую и экономическую деятельность.4
  Одним из важнейших прав, определяющих успех капиталистической системы, является система официально признанного права частной собственности. Эта система предусматривает правовые механизмы, посредством которых собственность можно превращать в капитал и использовать для получения добавочной стоимости, повышения производительности и развития производства (см. De Soto 2000). Хотя, по существу, в каждой стране существует система официально признанного права собственности и ей отводится важная роль, в развивающихся странах мира широкие слои населения ничего не выигрывают от существования этого института по двум причинам. Во-первых, официальные законы часто разрабатываются правящей верхушкой, составляющей меньшинство (и в ее интересах), и поэтому не отражают интересы и потребности широких слоев населения. Вторая причина в том, что огромные затраты времени и денег, необходимые для официального приобретения прав собственности, в развивающихся странах часто не окупают полученной в результате прибыли. У предпринимателей со средними доходами, которые не имеют политической поддержки, просто нет достаточных ресурсов или стимулов для соблюдения дорогостоящих законов и требований, включая приобретение законных прав собственности, получение разрешения на предпринимательскую деятельность или ведение предусмотренной законом бухгалтерской отчетности. Будучи исключены из системы, позволяющей обогащаться законным путем, они занимаются неофициальными маломасштабными, краткосрочными, низкодоходными и не требующими больших капиталовложений видами деятельности, либо вообще не занимаются бизнесом. Это значительно тормозит экономическое развитие страны.
  Кроме того, такие предприниматели часто исключаются из процесса принятия политических решений и законотворческого процесса. В результате, правительство не отвечает за соблюдение их интересов, что наносит ущерб демократии. Это дает возможность небольшому числу политически активных олигархов контролировать национальную экономику путем создания системы законов и нормативов, принятых по политическим мотивам, санкционированных правительством и идущих вразрез с интересами всего остального населения, которое зарабатывает средства на жизнь в теневом секторе.5 "Поскольку чрезмерно жесткие правила создаются в целях получения прибылей конкретными заинтересованными группами, а не на благо общества в целом, наличие теневого сектора в экономике является результатом неспособности института государственной власти защитить и обеспечить эффективную работу рыночной экономики" (Loayza 1997:2). Кроме того, отсутствие демократических, рыночных рычагов власти ставит под угрозу свободу конкуренции в экономической сфере и ограничивает возможности государства использовать преимущества глобализации.
  Подытоживая сказанное, плохо организованная система государственных институтов (правовая система) не дает предпринимателям возможности и необходимых стимулов для участия в политической и экономической деятельности. Поэтому они вынуждены работать в теневом секторе экономики. Это может иметь тяжелые последствия для будущих политических и экономических реформ в странах с развивающейся демократией и рыночной экономикой, и поэтому этим вопросом следует заняться всерьез.
  По этой причине CIPE начал уделять все большее внимание реформе основных политических и экономических институтов в целях создания стимулов и привлечения предпринимателей, работающих в теневом секторе стран с развивающейся демократией, к активному участию в легальной экономической деятельности на базе рыночных отношений и в процессе приятия политических решений. В этой связи CIPE провел семинар по проблемам теневого сектора экономики в рамках Второй всемирной ассамблеи движения за демократию, организованной Национальным фондом за демократию в Сан-Паулу, Бразилия, в ноябре 2000 года (см. www.wmd.org ).В ходе подготовки к этому мероприятию сотрудники CIPE до начала работы ассамблеи подготовили и разослали будущим участникам семинара первую редакцию настоящего доклада. В семинаре приняли участие представители различных слоев населения двадцати четырех стран всех регионов мира (41 человек), включая специалистов по теневой экономике и представителей различных областей гражданского общества, например, предпринимательских ассоциаций, "мозговых центров", университетов, профсоюзов, а также правозащитных групп и групп, выступающих в поддержку демократии (см. список участников в Приложении B). Эта статья была подготовлена с целью анализа проблем, возникших в связи с растущим теневым сектором экономики и препятствующих экономическим и политическим преобразованиям в странах с развивающейся демократией с тем, чтобы в ходе семинара стимулировать целенаправленное обсуждение конкретных причин и действенных подходов к устранению препятствий и "легализации" теневого бизнеса. В ходе оживленной дискуссии, развернувшейся между участниками семинара в Сан-Паулу, были высказанные ценные идеи, касающиеся причин возникновения теневых видов деятельности, сделаны полезные замечания, предложены стратегии и политические инициативы, направленные на устранение препятствий на пути к легальной экономической деятельности. Результаты этой дискуссии были включены в предлагаемый вариант статьи.
  В начале статьи дано определение понятия "теневой сектор" (раздел 2.0) и обсуждаются его размеры (раздел 3.0). Затем дано описание политических, социальных и экономических последствий существования крупного и развивающегося теневых секторов (раздел 4.0). В разделе 5.0 проводится анализ различных причин, вызывающих высокие операционные издержки и усугубляющих проблему теневого бизнеса. В разделе 6.0 предложен план действий с некоторыми рекомендациями по снижению операционных издержек, направленному на то, чтобы у предпринимателей появились стимулы и возможность перейти в легальный сектор экономики. В разделе 7.0 изложена стратегия реформы частного сектора. В разделе 8.0 излагаются четыре конкретных политических инициативы, сформулированные участниками семинара в Сан-Паулу. В заключении статьи перечислены преимущества устранения препятствий к привлечению предпринимателей в легальную сферу экономики (раздел 9.0).
 
 2.0. ЧТО ТАКОЕ "ТЕНЕВОЙ СЕКТОР"?
 
 Термин "теневой сектор" впервые был использован в докладах Международной организации труда (МОТ) по ситуации в Гане и Кении в начале 70-х годов. По результатам проведенных исследований основной проблемой этих двух стран была не безработица, а огромное число работающей бедноты, "которая стремилась производить товары и услуги на нелегальной основе"6 (МОТ 1999:4). Вообще говоря, лица, работающие в теневом секторе, это независимые, работающие на себя производители, проживающие в городских районах, одни из них нанимают членов своей семьи, другие нанимают посторонних или подмастерьев. Деятельность в теневом секторе обычно не требует капитала или требует лишь небольших средств, дает низкий доход и нестабильную занятость, часто осуществляется без соблюдения правил безопасности условий труда.
  Из-за неоднородности теневого сектора в смысле видов деятельности и занятий, в исследованиях используют различные термины, определения и классификации. Для обозначения этого сектора употребляют различные названия: теневой, нелегальный, третий, подпольный, закулисный, тайный, "из-под полы", параллельный (см. Thomas 1992, глава 6.) "Традиционное" определение классифицирует теневой сектор в зависимости от масштабов бизнеса, профессии работников и типа используемых технологий (Cole and Fayissa 1991). Это определение в настоящее время устарело, поскольку в современной экономике многие легальные формы деятельности относятся к категории малого бизнеса. На сегодняшний день существует два подхода к определению деятельности в теневом секторе: по факту регистрации и по отношению к закону (Farrell, Roman and Fleming 2000:389). В соответствии с первым определением, неформальный сектор - это экономическая деятельность, которая не отражена в официальной статистике, например, не учитывается при расчетах валового национального продукта (ВНП), валового внутреннего продукта (ВВП) и(или) счетах национального дохода. Определение с точки зрения отношения к закону (иногда такой подход называют определение на основе степени легальности) основано на том, соответствует или не соответствует деятельность юридическим, законодательным и иным официально установленным нормам (Feige 1990:990; Portes et al. 1989:12; Loayza 1997:1; Saavedra and Chong 1999:99). При таком подходе не делается различий между, например, торговлей в продуктовом киоске без разрешения и нелегальной или криминальной деятельностью, например, сбытом наркотиков.7
 
  В данной статье под теневым сектором понимают деятельность предпринимателей, производящих разрешенную продукцию без оформления лицензии и без регистрации своего юридического статуса по причине отсутствия необходимых средств или заинтересованности в соблюдении чрезмерно обременительных и многочисленных правил и требований к осуществлению (легальной) коммерческой деятельности. В результате эти лица работают вне сферы официальной государственной экономки. Деятельность в теневом секторе связана с несоблюдением установленных правил, но не связана с криминальной сферой.
 
  Предприниматели, работающие в теневом секторе ("теневики") не только занимаются различными видами деятельности, но в разной степени либо обходят, либо соблюдают правила, требования и законы. Для включения в официальную экономическую деятельность требуется две вещи: 1) зарегистрировать свое предприятие и 2) затем соблюдать установленные требования (по налогам, найму рабочей силы и т.д.). Предприниматели анализируют ситуацию и решают, какие правила они будут соблюдать или не соблюдать, исходя из того, что они могут позволить себе и одновременно продолжить заниматься своим делом, что они рассчитывают получить взамен и возможные расходы, связанные с нарушением закона. Так, например, если процесс получения лицензии на предпринимательскую деятельность достаточно прост, не требует больших затрат, строго контролируется и обеспечивает возможность пользоваться государственными услугами, большинство предпринимателей, скорее всего, зарегистрируется8. Если соблюдение правил безопасности и требований по бухгалтерскому учету приводит к обременительным расходам, плохо контролируется и приносит мало пользы, предприниматели, вероятнее всего, не будут соблюдать эти правила.
  В одних случаях деятельность ведется нелегально не потому, что предприниматели не хотят соблюдать законы или нормативы, а потому что у них не хватает средств на их соблюдение. В этой ситуации затраты, связанные с выполнением установленных требований, препятствуют получению прибыли и не дают предпринимателю свести концы с концами. Поэтому у многих предпринимателей не остается выбора, и они работают в нарушение закона. В других случаях выгоднее не соблюдать правила и требования, чем выплачивать предусмотренные законом суммы. Поэтому, работая в нарушение закона, предприниматели могут снизить издержки и избежать больших выплат.
  Теневой сектор наблюдается не только в странах с переходной или развивающейся экономикой, но и в развитых странах тоже. Фактически, теневой сектор во многих развитых странах вырос во время экономического спада и реорганизации экономики в 70-х и 80-х годах и продолжает существовать по сей день, как, например, печально известные предприятия с "потогонной системой", процветающие в Нью-Йорке (см. Tanzi 1982 and Portes et al. 1989).
  Не всегда можно отличить легальный сектор экономики от теневого. Часто предприниматели работают в обоих секторах, либо между этими секторами существует взаимосвязь. Например, в Непале большой процент теневой торговли с Индией составляют товары, которые были легально ввезены в Непал (Taneja and Pohit 2000).
  Характеристики и объем теневого сектора различны в зависимости от страны и региона. Ниже дан краткий обзор некоторых черт, характеризующих теневой сектор стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и бывшего Советского Союза, в которых в прошлом существовала экономика центрального планирования, развивающихся стран Латинской Америки и развитых стран, таких как Гонконг, Италия и Испания.
  В странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и бывшего Советского Союза теневой сектор не ограничивается подпольным бизнесом и уличными торговцами; крупные государственные и частные компании осуществляют явно незаконные сделки9. Часто государственные служащие и управленцы связаны с теневым бизнесом и используют государственные активы, либо контролируют доступ к таким активам в целях получения большей свободы при проведении операций или извлечения прибыли в личных целях. Из-за двойственной природы такой деятельности, которая одновременно и легальна, и нелегальна (а также уцелевшей социалистической системы распределения), эти субъекты продолжают использовать государственные ресурсы, а служащие и руководители продолжают пользоваться государственными социальными льготами. Хотя в странах ЦВЕ и бывшего Советского Союза существует нелегальный, криминальный бизнес, большая часть теневого сектора складывается за счет несоблюдения установленных требований и не носит глубоко скрытого характера. Иными словами, поскольку деятельность в теневом секторе тесно связана с деятельностью государственных предприятий и вызвана чрезмерным контролем со стороны государства, она часто носит то легальный, то нелегальный характер, и не имеет признаков глубоко укоренившегося теневого бизнеса.
  В странах Латинской Америки большинство лиц, вовлеченных в неформальный сектор экономики, являются предпринимателями, имеющими собственное дело. В Латинской Америке традиционно существует чрезмерно жесткий, обходящийся предпринимателю слишком дорого, государственный контроль. Предприниматели средней руки стремятся уменьшить свои расходы, не соблюдая установленные правила и работая нелегально. В отличие от стран ЦВЕ и бывшего СССР, в Латинской Америке теневая деятельность не затрагивает государственных предприятий. Она также меньше связана с официальной экономической деятельностью, чем в Италии или Гонконге.
  В Гонконге и Италии неформальный сектор является важной составляющей экономического роста. Эффективно работающая экономика Гонконга, ориентированная на экспорт, получает прибыль за счет работы сети малых, нелегальных предприятий-производителей, которые продают свой товар через специализированные экспортно-импортные фирмы. Хотя "теневики", занятые в теневом секторе, имеют низкую заработную плату, они пользуются бесплатными или недорогими услугами государственных учреждений. В результате в Гонконге лица, занятые в теневом секторе, не отличаются крайней бедностью, низкой социальной защищенностью и не подвергаются эксплуатации, как в других странах. Кроме того, динамично развивающийся сектор экспортной торговли дает возможность "неформалам" иметь собственное дело (см. Portes et al. 1989:302; Castells 1984; Sit, Wong, and Kiang 1979).
  В Италии 60-х годах процесс децентрализации экономики привел к росту теневого сектора и повышению общего объема экспортной торговли в центральных провинциях страны. Предприниматели, занимающиеся легальной экономической деятельностью, передавали субподряды на производство сырья лицам, занятым в теневом секторе, которые работали по принципу потогонной системы. Аналогичный процесс децентрализации прошел в Испании в начале 70-х годов при одновременном увеличении экспортной торговли, благодаря деятельности теневого сектора. Неспособность воспользоваться преимуществами новых технологий привело в Испании к снижению производительности в теневом секторе и живучести потогонных условий труда на легальных предприятиях (Portes et al. 1989: 25).
 
  3.0. ОБЪЕМ ТЕНЕВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ.
 
 Ученые и практики в основном согласны с тем, что неформальный сектор быстро расширяется, особенно в развивающихся странах10, но расходятся во мнениях о том, как измерить теневой сектор и его объем. Различные методы измерения дают огромные расхождения по одной и той же стране в один и тот же период времени11. Методы сбора качественных показателей включают статистическое наблюдение за изучаемой совокупностью, официальный или полуофициальный опрос, данные обычно получают либо по одному предприятию, либо проводят обследование 12.
  Количественные показатели определяют двумя методами: непрямым методом и методом моделирования. Непрямой метод основан на определении расхождения между ожидаемым уровнем спроса или оплаченных счетов (например, пользование электроэнергией, валюта, налоговые выплаты, расходы, занятость, операции) и уровнем фактического использования товаров и услуг. Для таких расчетов при определении объема теневого сектора используют один показатель; модель множественных показателей множественных причин (МИМИК) использует несколько таких показателей. Каждый метод, как количественный, так и качественный, позволяет получить ценную информацию о теневом секторе, но имеет недостатки, которые ставят под сомнение достоверность и надежность данных13. Это, а также огромные расхождения результатов осложняет разработку методов измерения, проверку гипотез и выработку концепций, касающихся причин возникновения и путей решения проблемы теневой экономики.
  По данным Инста и Шнейдера (Enste and Schneider) (1998), ВВП всех стран мира недосчитывается примерно 9 триллионов долларов из-за деятельности теневого сектора. В странах с развивающейся рыночной экономикой эта сумма составляет одну треть общего объема производства. В следующей таблице показаны данные по занятости в теневом секторе.
 
 Таблица 1. Занятость в теневом секторе в городах (по отдельным странам)
 Страна Год Процент от общей занятости Все-го Муж-чины Женщины Боливия 1996 57 53 62 Чили 1997 30 32 27 Колумбия 1996 53 54 53 Берег Слоновой Кости 1996 53 37 73 Эквадор 1997 40 39 42 Эфиопия 1996 33 19 53 Гамбия 1993 72 66 83 Мадагаскар 1994 43 43 43 Мексика 1996 35 36 34 Перу 1996 51 50 52 Филиппины 1995 17 16 19 Южная Африка 1995 17 11 26 Объединенная Республика Танзания 1995 67 60 85 Уганда 1993 84 68 81 Источник: МОТ (1999: 6-7).
 
 
 Средний объем теневой экономики в развивающихся странах, странах с переходным типом экономики и развитых странах, в процентах от ВВП, 1990-93
 
 Страна
 1990-1993 Развивающиеся страны
 Африка
 Нигерия и Египет
 Тунис и Марокко
 
 Центральная и Южная Америка
 Гватемала, Мексика, Перу и Панама
 Чили, Коста-Рика, Венесуэла, Бразилия, Парагвай и Колумбия
 
 Азия
 Таиланд
 Филиппины, Шри-Ланка, Малайзия и Южная Корея
 Гонконг и Сингапур
 
 
 
 68-76%
 39-45%
 
 
 40-60%
 25-35%
 
 
 70%
 38-50%
 13% Страны с переходным типом экономики
 
 Страны бывшего СССР14
 Грузия, Азербайджан, Украина и Белоруссия
 Россия, Литва, Латвия и Эстония
 
 Центральная Европа
 Венгрия, Болгария и Польша
 Румыния, Словакия и Чешская Республика
 
 
 28-43%
 20-27%
 
 
 20-28%
 7-16% Развитые страны
 
 Греция, Италия, Испания, Португалия и Бельгия
 Швеция, Норвегия, Дания, Ирландия, Франция, Нидерланды, Германия и Великобритания
 Япония, США, Австрия и Швейцария
 
 
 
 24-30%
 13-23%
 
  8-10% Источник: Шнейдер и Инст (Schneider and Enste) (2000b).
 
 
 
 4.0. ПОСЛЕДСТВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ТЕНЕВОГО СЕКТОРА.
 
 Рост теневого сектора указывает на то, что где-то допущена ошибка - действующие законы и нормативы приводят к тому, что затраты на осуществление коммерческой деятельности слишком высоки. Наличие крупного теневого сектора имеет серьезные последствия для частнопредпринимательской деятельности, экономического роста и развития страны, а также для укрепления демократии. Эти выводы полезно знать политическим деятелям, правительственным чиновникам, предпринимателям и служащим, занятым в легальном и теневом секторах экономики, профсоюзам, а также международным и региональным организациям. В этом разделе обсуждаются пагубные последствия высоких операционных издержек и существования крупного теневого сектора, а также объясняются причины, по которым они должны привлечь пристальное внимание представителей всего общества в целом.
 
 4.1. Недемократическая система принятия решений и необоснованная политика.
 
 Поскольку лица, занятые в теневом секторе, работают подпольно, у них нет возможности довести до сведения правительственных чиновников свои заботы и опасения,15 и поэтому проводимая политика мало отвечает их потребностям16. Кроме того, отсутствие у них прав собственности способствует тому, что право принимать экономический решения концентрируется в руках небольшой верхушки, контролирующей политику правительства и большую часть экономической деятельности через монополии или олигархов17. Такая система ослабляет так называемый "механизм сдержек и противовесов", подрывает деятельность потенциальной оппозиции правительству и ответственности правительства перед общественностью и населением, что несет угрозу демократии (Louw 1996)18.
  Поскольку производство в теневом секторе не отражается в официальной статистике, государственные органы политического управления и регулирования, работа которых определяет жизнь нации в целом, не имеют данных об экономической деятельности значительной части населения. Это приводит к неправильным политическим решениям. Например, требования программ социальной помощи безработным, зарегистрированным в государственных органах занятости, которые при этом продолжают работать в теневом секторе, могут не соответствовать реальному уровню доходов этих людей и должны быть ориентированны на более бедные слои населения, которые нуждаются в помощи больше, чем лица, занятые в теневом секторе (Farrell et al. 2000:393). Кроме того, большая утечка капитала в теневой сектор осложняет управление макроэкономическими процессами.
 
 4.2. Негативное воздействие на систему распределения ресурсов и снижение производительности труда.
 
 Предпринимательская деятельность, осуществляемая в рамках установленных законом правил, отличается рациональностью: предприниматели используют кадровые и финансовые ресурсы так, чтобы свети к минимуму производственные издержки. Если законодательные и надзорные рамки не способствуют эффективному использованию ресурсов, то экономика не способна максимально развивать свой производственный потенциал.
  Это может происходить различными путями. Если государство устанавливает слишком высокую цену покупки лицензии на частное предпринимательство, это идет на пользу лишь тем, кто имеет значительные финансовые ресурсы, но может не быть эффективным производителем, и наносит ущерб лицам, начинающим новое дело с ограниченными ресурсами, которые могли бы работать более эффективно. Аналогичным образом, если государственные чиновники имеют право по своему усмотрению выдавать лицензии на предпринимательскую деятельность, такие лицензии могут быть выданы их друзьям или состоятельным лицам, а другие их не получат; это препятствует появлению новых конкурентоспособных предприятий и снижает общую продуктивность экономики. Кроме того, нормативы по найму рабочей силы, которые предусматривают высокие затраты, приводят к тому, что официально зарегистрированные предприятия используют меньше рабочей силы и больше капитала, чем они могли бы, если бы нормативы по найму рабочей силы были менее обременительными и более гибкими. При этом, в большинстве развивающихся стран имеется излишек рабочей силы и поэтому смягчение слишком строгих нормативов может привести к более эффективному использованию этих ресурсов. С другой стороны, в теневом секторе наблюдается перекос в противоположную сторону: предпринимательская деятельность слишком сильно зависит от неквалифицированной рабочей силы, отсутствуют возможности и умение использовать более дешевый капитал.
  Далее, если официальная система защиты прав частной собственности недоступна для широких слоев населения, так как она требует соблюдения дорогостоящих и обременительных законов и правил, многие активы остаются не использованными в экономической деятельности и не достигают своего "экономического потенциала". Если эти средства официально не защищены как частная собственность, их нельзя делить, объединять и вообще эффективно использовать для повышения их стоимости или повышения производительности (например, путем создания компаний с ограниченной ответственностью или залога части активов для обеспечения кредита). Каждый из перечисленных случаев являет собой неэффективное использование ресурсов, которое можно исправить путем внесения изменений в правовую и нормативную базу.
 
 4.3. Подрыв конкурентоспособности.
 
 Коус (Coase) (1937) указывает на то, что отсутствие хорошо спланированных, экономически эффективных, стабильно работающих институтов, защищающих права собственности и договорные отношения, заставляет предпринимателей сокращать затраты и снижать уровень риска путем вертикальной интеграции. Это ограничивает свободу действия частных компаний и "глушит сигнальные механизмы рынка". Более того, отсутствие таких институтов препятствует децентрализации и специализации компаний, не позволяет им заключать договоры субподряда с конкурентоспособными поставщиками, предлагать умеренные страховые взносы и привлекать инвесторов - как иностранных, так и отечественных. Это также затрудняет использование современных, новаторских подходов к комбинированию активов, например, создание корпораций или гибких акционерных структур типа обмена долговых обязательств на акции, либо участие в долгосрочных инвестициях или контрактах, необходимых для экономии, обусловленной ростом объема производства. В результате страна не получает достаточных средств для того, чтобы выдержать конкуренцию на мировой арене, и рискует быть вытесненной с мировых рынков19.
  Высокие операционные издержки также влияют на степень конкурентоспособности легального бизнеса по сравнению с теневым бизнесом. Участники теневого сектора не платят налогов и не расходуют средства на соблюдение установленных законов и нормативов, что, по мнению некоторых авторов, дает им неоправданные конкурентные преимущества перед теми, кто работает легально20.
 
 4.4. Отсутствие доступа и более высокая плата за пользование государственными услугами.
 
 Во многих странах для подключения к системам коммунального снабжения (водопровод, электросеть, телефон) требуется предъявить официально зарегистрированное право на собственность или аренду в целях гарантии оплаты услуг. Поскольку у большинства лиц, осуществляющую нелегальную деятельность, нет официальных прав на собственность, они могут быть лишены возможности пользоваться водопроводом, электричеством и телефонной связью. В ряде случаев у них не остается иного выхода, как незаконно подключаться к электрической, водопроводной и телефонной сети, что увеличивает расходы постоянных абонентов и потребителей. При широко распространенной системе нелегального пользования коммунальными услугами, ни одна частная компания не захочет предоставлять такие услуги, что заставляет государство принимать эти функции на себя, повышая плату за пользование коммунальными услугами или работая себе в убыток (см. de Soto 1996).
  Нелегальность предпринимателей, работающих в теневом секторе экономики, лишает их возможности обращаться в суд для принудительного исполнения договорных обязательств. В результате они снижают риск за счет участия лишь в краткосрочных контрактах на небольшие суммы с известными им партнерами. Это ограничивает их возможность расширять свой бизнес и пользоваться преимуществами экономии, обусловленной ростом объемов производства. В некоторых случаях теневые предприниматели, лишенные доступа к правовой системе, могут прибегать к насильственным действиям, чтобы заставить партнера выполнять обязательства или чтобы отстоять свои права на собственность.
 
 4.5. Сокращение госбюджетных поступлений от коммунальных служб.
 
 Джонсон и др. (Johnson et al.) (1997) считает, что страны со сложной и дорогой системой налогообложения и государственного регулирования, в конце концов, вынуждены сосуществовать в условиях экономически невыгодного равновесия с крупным теневым сектором. Высокие налоги провоцируют уклонение от выполнения требований закона, то есть, нелегальный бизнес. Это приводит к снижению бюджетных поступлений, в результате чего сокращаются финансовые ресурсы, которые идут на обеспечение и поддержку производства необходимых для рыночной экономики товаров и услуг государственного сектора, например, на оплату судебной системы, органов государственного управления, дорог и т.д. Сокращение бюджетных средств и невозможность перекрыть бесплатный доступ к коммунальным услугам со стороны теневого сектора приводит к снижению качества обслуживания, повышению цен и перегрузке работы коммунальных сетей. Это, в свою очередь, заставляет все большее число предпринимателей уходить из легального сектора, чтобы избежать необходимости принимать на себя оплату растущей доли налогового бремени за пользование низкокачественными товарами и услугами 21. Кроме того, качественно и эффективно работающие государственные службы, например, судебные органы, органы охраны правопорядка и надзора, являются необходимым условием производства. Их отсутствие или слабость ставят под угрозу экономическую деятельность. В конечном счете, страны попадают в порочный круг низко продуктивной экономики.
 
 4.6. Отсутствие информации и "прозрачности" операций способствуют коррупции.
 
 Предпринимательская деятельность требует информации о том, например, как найти поставщиков или покупателей, о рыночной цене на предлагаемые товары и услуги. При отсутствии недорого доступа к такой информации экономическая деятельность становится рискованной и дорогостоящей22. Например, при решении вопроса о покупке компании необходимо знать, насколько запрошенная цена соответствует рыночной стоимости этой компании. Если компания аккуратно ведет бухгалтерский учет, выяснить этот вопрос не представляет труда, если же нет, то приходится либо принимать на себя риск, исходя из того, что продавцы правильно указали рыночную стоимость компании, либо нужно выделить ресурсы на проверку учетной документации и определение активов и пассивов компании. Известно, что нормативы, которые не обеспечивают прозрачность и отчетность в ходе приватизации и в процессе осуществления закупок и выдачи подрядов, способствуют коррупции и увеличивают расходы на ведение коммерческой деятельности (см. Costa, Pedrone, and Fleischer 1998)23.
  Высокие операционные издержки также способствуют коррупции. Предприниматели, работающие в теневом секторе, могут прибегать к помощи коррумпированных чиновников, чтобы уйти от дорогостоящих штрафов за ведение незаконной деятельности или чтобы получить определенные услуги, например, полицейскую охрану, которую иным путем они получить не могут. Исследования, проведенные с использованием различных методик, постоянно показывают положительную связь между объемом теневого сектора и степенью коррупции (Enste and Schneider 1998:37; Johnson et al. 1997). Точно также, недавно полученные результаты подтверждают, что более тяжелые условия регистрации частных компаний тесно связаны с повышенной степенью коррупции и объемным теневым сектором (Djankov et al. 2000:4). Коррупция повышает стоимость товаров и услуг, сокращает суммы бюджетных статей на поддержку основных государственных служб, подрывает экономическую деятельность и ослабляет доверие к государственной власти.
 
 4.7. Ослабление доверия к институтам государственной власти и подрыв демократии.
 
 Наличие крупного теневого сектора указывает на то, что значительная доля населения постоянно нарушает государственные законы и нормативы и что правительство не способно заставить эту часть населения соблюдать их. Это подрывает доверие к институтам государственной власти и к правительству. Брунетти, Кисунко и Уэдер (Brunetti, Kisunko and Weder) (1998) указывают на то, что отсутствие заслуживающих доверия правил препятствует поступлению долгосрочных инвестиций и заключению контрактов, таким образом, благоприятные экономические возможности остаются не использованными, а экономический рост замедляется.
 
 4.8. Нерациональное использование ресурсов и замедление экономического развития.
 
 Высокие операционные издержки и крупный неформальный сектор приводят к разбазариванию экономического потенциала и ресурсов. Начнем с того, что наличие серьезных препятствий к получению прав частной собственности приводит к тому, что многие предприниматели имеют незарегистрированные активы - то, что Германдо де Сото (Hernando de Soto) называет "мертвым капиталом". По его расчетам (2000:35-36), бедные слои населения в странах третьего мира и бывших коммунистических странах владеют незарегистрированным имуществом на сумму не менее 9,3 триллионов долларов. Этот капитал лежит мертвым грузом, потому что лица, владеющие или пользующиеся им, не защищены официальным правом на частную собственность, которое позволило бы им использовать эти активы в качестве "продуктивных экономических средств", например, в качестве залога для получения кредита, необходимого для того, чтобы открыть или расширить дело24. Именно поэтому предприниматели теневого сектора не могут получить кредиты у официальных кредитно-финансовых институтов под умеренный ссудный процент, что лишает их крайне необходимых ресурсов. Отсутствие надежной, доступной и официальной системы защиты прав частной собственности лишает представителей теневого бизнеса возможности разделять и продавать часть своих активов (например, в форме паев) или изменять структуру активов для мобилизации дополнительных капиталов. Кроме того, отсутствие у них таких прав лишает их заинтересованности в обучении персонала,25 в автоматизации и компьютеризации и т.д., то есть, в осуществлении крупных, долгосрочных капиталовложений и, соответственно, получении прибыли от специализации и экономии, обусловленной ростом производства 26. В дополнении ко всему, невозможность контроля над выполнением условий договоров заставляет предпринимателей, работающих в теневом секторе, иметь дело только с известными им партнерами или требовать предоплаты (см. Taneja and Pohit 2000)27. В результате предприниматели теневого сектора склонны заниматься операциями, дающими низкий прирост производства. По данным Лоайза (Loayza) (1997:29), существует отрицательная зависимость между объемом теневого сектора и темпами экономического развития страны.
 
 4.9. Обеднение и усиление неравенства среди населения.
 
 Лица, занятые в теневом секторе, обычно имеют более низкий доход 28 из-за того, что непродуманная правовая система, в особенности, система защиты прав частной собственности, мешает или не дает им возможности эффективно использовать имеющиеся у них средства или получить кредит под низкие проценты для расширения своего дела; поэтому они не могут вырваться из нищеты и позволить себе легализироваться. Чонг и Калдерон (Chong and Calderon) (1998) провели анализ взаимосвязи между уровнем институционального развития в государстве и сокращением неравенства и уровня бедности. Судя по субъективным показателям уровня институционального развития, высоко развитая система приводит к сокращению бедности, несмотря на наличие неоднозначной связи между институциональным развитием и неравенством. Чонг и Калдерон (Chong and Calderon) (1998) предполагают, что корреляция между институциональным развитием и неравенством может объясняться тем, что в ряде развивающихся стран коммерческая деятельность, осуществляемая бедными слоями населения, в основном регулируются законами теневого бизнеса. В результате, развитие официальных государственных институтов в большей степени оказывает благотворное влияние на легальный, чем на теневой сектор, и, соответственно, не приводит к серьезному сокращению неравенства29. (Это особенно касается случаев, когда предприниматели теневого сектора лишены возможности участвовать в процессе формирования политики). Более того, поскольку теневые предприниматели уклоняются от уплаты налогов, в бюджет поступает меньше средств на поддержку системы социальной защиты, что способствует дальнейшему обеднению населения и усугублению неравенства в доходах среди населения. Все эти факторы стимулируют и поддерживают деятельность в теневом секторе и неравенство доходов30.
 
 4.10. Ослабление профсоюзов и сокращение льгот рабочим и служащим.
 
 Из-за чрезмерно жестких и дорогостоящих правил, определяющих трудовые отношения, работодатели регистрируют незначительное число рабочих официально, но неофициально нанимают дополнительных рабочих по краткосрочным контрактам. Фактически, в Латинской Америке 80% новых рабочих мест в период с 1990-94 гг. были созданы в теневом секторе. В Африке 61% от общего числа занятых в городах составляют лица, работающие в теневом секторе, причем по расчетам, в 90-х годах 93% всех дополнительных рабочих мест было создано также в теневом секторе. До кризиса в Азии в теневом секторе было занято 40-50% от общей численности городской рабочей силы (МОТ, 1999).
  Структура производства теневого сектора ослабляет мощь и влияние профсоюзов.31 Деятельность в теневом секторе, как правило, имеет разнообразный характер и осуществляется на базе мелких производственных предприятий, многие из которых расположены на дому, образуя слабо связанную сеть со множеством посредников, отделяющих рабочих от капитала. Это осложняет образование новых и организацию работы в действующих профессиональных союзах внутри неформального сектора. Кроме того, члены профсоюзов легального сектора сталкиваются с конкуренцией со стороны рабочих теневого сектора, которые готовы работать за меньшую заработную плату и без положенных льгот. Эти факторы серьезно ослабляют позиции профсоюзов при переговорах с работодателями конкретно и их влияние на политическую жизнь страны в целом. В результате для теневого сектора характерны низкие условия труда, отсутствие стабильной занятости, низкая заработная плата и часто работа на опасном и вредном для здоровья производстве. Что касается рабочих легального сектора, эти факторы способствуют отходу от сложившихся за многие годы условий, которые позволяют им приобретать закрепленные в законе права и льготы, включая право на образование профсоюзов.
 
 4.11. Недоплата взносов за участие в международных и региональных организациях.
 
 Экономическая деятельность теневого сектора экономики, которая не отражена в официальных цифрах ВНП, должна вызывать озабоченность членов региональных и международных организаций, в том числе, Международного валютного фонда, Всемирного банка и Европейского союза. Во многих этих организациях цифры ВНП используются для расчета квоты каждой страны, что, в свою очередь, влияет на право голоса, кредитоспособность и условия получения кредитов. Страны, которые стремятся платить меньшие суммы взносов за участие в региональных и международных организациях, могут занижать цифры ВНП, чему способствует наличие крупного теневого сектора (Tanzi 1999:340-1).
 
 
 5.0. ПРИЧИНЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ВЫСОКИЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ И ТЕНЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
 
 Во многих странах теневой сектор имеет достаточно большой объем и продолжает расти. Исследования показали, что высокие операционные издержки способствуют росту нелегальной экономической деятельности. Система государственных институтов - правила и нормативы, которые регламентируют экономическую деятельность, определяет величину операционных издержек, стимулы и препятствия к соблюдению установленных требований, а также тех, кто выигрывает и кто проигрывает от этих требований. Часто отдельные лица и даже целые группировки заинтересованы в создании такой системы, которая выгодна им самим, но может препятствовать общему экономическому развитию страны (North 1992)32. Несмотря на огромное число данных, свидетельствующих о том, что такая система не может быть устойчивой и продуктивной в течение длительного времени, история показывает, что те, кто смог нажиться за ее счет или приспособиться к ней, а также те, кто вложил большие средства в такую систему, кровно заинтересованы в ней и часто даже имеют ресурсы для поддержки этой системы в течение достаточно продолжительного времени. Авторитарные режимы и страны с экономикой центрального планирования, а также "кумовской" капитализм, развившийся в странах после окончания Второй мировой войны, являются современными примерами этого явления. В таких условиях влиятельные деловые круги, обладающие особыми правами и интересами, независимо от того, кем они представлены - официально зарегистрированными предпринимателями, лицами, стремящимися заработать на чем-либо, экономическими олигархами, либо "кумовьями"- капиталистами, способны оказывать противодействие и даже обратить вспять реформы, грозящие им увеличением "производственных издержек", увеличенным риском коммерческой деятельности или сокращением дохода33. Именно по этой причине так должно живет, казалось бы, неэффективная правовая база.
  В этих странах правовая система жестко требует, чтобы частные компании соблюдали обременительные правила и нормативы, но при этом сама не способствует соблюдению законов со стороны предпринимателей, не выполняя возложенные на нее функции, например, государственные и коммунальные услуги (в частности, инфраструктуру) за умеренную плату. Поэтому предприниматели средней руки, не имеющие политического влияния, просто не имеют средств для того, чтобы официально зарегистрироваться и продолжать работать легально 34. Такие предприниматели уходят в теневой сектор из-за невозможности соблюдать установленные требования, а не потому, что они хотят обойти закон или получить перед конкурентами преимущество в смысле сокращения издержек (de Soto 1989). Для других то положительное, что они могли бы получить, соблюдая закон, просто не сопоставимо с соответствующими расходами.
  В настоящее время многие страны с переходной экономикой, развивающиеся и развитые страны пытаются решить проблему реформы законов, нормативов и постановлений, которые требуют непомерных производственных издержек, приносят прибыль только определенным слоям общества, препятствуют общему экономическому росту и стимулируют теневую экономику35.
  В настоящем разделе рассматриваются различные взгляды на причины, рождающие подобные издержки. Часто чрезмерные расходы являются результатом ряда законов, нормативов или правил, которые частично совпадают или тесно взаимосвязаны между собой. Это осложняет классификацию таких затрат по четко определенным категориям. В настоящей работе различные источники операционных издержек сгруппированы по следующим категориям36:
  1) номинальная стоимость соблюдения законов и нормативов;
  2) степень детализации, сложности и согласованности законов и нормативов;
  3) доступ к необходимой деловой информации;
  4) контроль над выполнением законов и нормативов и система правовых санкций за их нарушение;
  5) стабильность и предсказуемость законов и нормативов;
  6) качество инфраструктуры;
  7) структура рынка труда;
  8) степень макроэкономической стабильности;
  9) последствия прошлой политической системы и социально-культурные факторы.
  Эти факторы оказывают влияние на процесс легализации бизнеса, включающий два этапа: 1) регистрация предпринимательской деятельности и 2) последующее соблюдение установленных требований (налоги, наем рабочей силы и т.д.)37. Исследования указывают на разные факторы, которые следует считать главным источником операционных издержек, способствующих росту теневого сектора. Одни авторы считают, что одна или несколько из вышеперечисленных девяти причин способствуют уходу предпринимателей в теневой сектор экономики, а другие - что отдельные факторы внутри этих причин (например, уровень налогообложения или преимущества, которые дает "официальная" занятость) обостряют проблему теневого бизнеса. Ниже дан обзор различных подходов к проблеме операционных издержек по девяти вышеприведенным категориям.
 
 5.1. БРЕМЯ НОМИНАЛЬНЫХ ЗАТРАТ.
 
 5.1.1. Налогообложение.
 
 Многие эксперты считают, что высокие ставки налогообложения38 вызывают уклонение от налогов и активизацию теневой деятельности (Thomas, 1992; Schneider, 1994, 1997; Kaufmann и Kaliberda, 1996; Johnson, Kaufmann и Zoido-Lobaton, 1999; Tanzi, 1999, и другие). Высокие налоги снижают норму прибыли, а значит, и заинтересованность в том, чтобы осуществлять коммерческую деятельность официально, и в коммерческой деятельности вообще (см. Gwartney и Lawson, 1996). Однако связь между ставками налогообложения и размерами теневого сектора довольно сложна. Johnson и соавторы (1999) пришли к выводу, что в США налоги сравнительно высоки, а теневой сектор невелик,39 и что в некоторых случаях снижение налогов может вызвать рост теневого сектора. Кроме того, разные виды налогов и разные ставки налогообложения по-разному влияют на налоговое бремя предприятий и на размеры теневого сектора. Результаты этого исследования говорят о том, что учрежденческие факторы (например, деятельность налоговых ведомств) могут влиять на размеры теневого сектора, по меньшей мере, в такой же степени, как ставки налогообложения.40 (К этому вопросу мы вскоре вернемся).
 
 
 5.1.2. Трудовое законодательство.
 
 Одной из причин больших размеров и постоянного роста теневой сферы является обременительное трудовое законодательство.41 Как пишет Lagos (1992), выполнение трудового законодательства является значительным постоянным бременем для предприятий, в отличие от ставок налогообложения, которые могут изменяться. Поэтому первое является более обременительным для предприятий с небольшим доходом.42
  Для измерения последствий требований законодательства для рынков труда Рама (1995) разработал соответствующий индекс и разделил полученные результаты на показатель валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения, чтобы учесть специфику разных стран при оценке данных производительности труда. Указанный коэффициент имеет восемь составляющих:
 
 * количество дней ежегодного оплачиваемого отпуска;
 * количество дней отпуска по беременности и родам;
 * отчисления на социальное страхование в процентах от заработной платы43;
 * число государственных служащих в процентах от общего числа работающих;
 * минимальная заработная плата в процентах от средней заработной платы;
 * размер выходного пособия;
 * количество ратифицированных страной конвенций МОТ;
 * процент работающих граждан, состоящих в профсоюзах.
 
  Индекс был составлен для 31 страны Латинской Америки и Карибского бассейна за период с 1980 по 1992 гг., когда трудовое законодательство оставалось практически неизменным. Произведя регрессию данных индекса Рамы, Лоаиза (1997:24) обнаружил непосредственную зависимость между жесткими требованиями трудового законодательства и размером теневого сектора. Это может объясняться тем, что обременительные и жесткие трудовые кодексы толкают предпринимателей на то, чтобы снизить эксплуатационные расходы и расширить свои возможности в использовании рабочей силы за счет использования "теневых" рабочих.
 
 5.1.3. Регистрация бизнеса.
 
 Официальная регистрация бизнеса может требовать значительных номинальных затрат. Одним из первых этапов открытия предприятия является получение правового титула на активы - земельный участок, служебные помещения, лицензию на патентованный производственный процесс и т.д. Получение правового титула может оказаться слишком дорогим для небогатых предпринимателей. В начале 80-х годов сотрудники Института свободы и демократии (Лима, Перу) подсчитали некоторые из этих расходов (de Soto, 1989:139-43). Это исследование показало, например, что домостроительный кооператив, члены которого не имеют средств на покупку участков в городской зоне, имеют право потребовать принудительного судебного отторжения государственной земли; за это каждый член кооператива должен внести предварительную оплату в сумме 2156 долларов - эквивалент минимальной заработной платы за четыре года восемь месяцев.44
  Отсутствие четких и надежных прав на владение собственностью отбивает желание регистрировать собственность, мешает получению кредитов и преобразованию активов в производительный капитал. Заемщики обязаны иметь собственность, которую можно было бы использовать в качестве залога, иначе кредит не будет предоставлен или будет предоставлен под слишком высокие проценты. Кроме того, отсутствие четких и надежных прав собственности делает невозможным существование законодательства о защите несобственнических прав. В результате предприниматели обязаны физически закладывать свои немногие активы для получения кредитов, и кредиты получаются слишком дорогими. Отсутствие доступа к кредитам по разумным ставкам мешает многим предпринимателям выходить на легальный рынок.
  Официальная регистрация также требует получения лицензий и разрешений, что обходится недешево. В 1983 году открыть в Лиме швейный цех с одним работником стоило 1231 доллар (32 месячных прожиточных минимума); открыть небольшой магазин стоило 590 долларов 56 центов (15 минимальных месячных зарплат). В середине 90-х годов регистрация швейного цеха в Сан-Паулу (Бразилия) стоила в среднем 640 долларов, а в Сантьяго (Чили) - в среднем 739 долларов (Stone и соавторы, 1996:105-6). Весной 2000 года зарегистрировать предприятие в Черногории стоило 5000 долларов плюс 300-700 динаров (Иванович и соавторы, 2000). Недавнее исследование, проведенное в 75 странах, показывает, что официальная стоимость регистрации предприятия в большинстве стран весьма высока. В лучшем случае она равна 1,4 % валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения в Канаде (280 долларов США); в худшем случае - сумме, в 2,6 раза превышающей ВВП на душу населения в Боливии (2696 долларов США), и в среднем 34 процента ВВП на душу населения (см. Джанков и соавторы, 2000).45 Решение предпринимателя об официальной регистрации предприятия зависит от наличия у него средств и стимулов (доступ к государственным услугам, угроза высокого штрафа и т.д.).
 
 
 5.2. Плотность, логичность и сложность нормативных актов.
 
 Помимо номинальных затрат, официальная регистрация требует расходов на выполнение сложных, многоступенчатых и нередко противоречивых формальностей. На Филиппинах получение обычного правового титула на недвижимость требует титанических усилий: для этого необходимо выполнить 168 бюрократических формальностей, в том числе пройти 53 государственных и частных инстанции, что занимает от 13 до 25 лет; в Египте необходимо выполнить 77 формальностей и обратиться в 31 государственную и частную инстанцию (5-14 лет); на Гаити - выполнить 111 формальностей (12 лет) (de Soto, 2000:20-1).46
  Регистрация предприятия тоже может быть ошеломляюще сложной. Обращаясь к уже приведенным выше примерам, напомним, что в 1983 году в Лиме регистрация швейного цеха с одним работником требовала 289 дней и 11 разрешений (de Soto, 1989). В середине 90-х годов официальная регистрация швейного цеха в Сан-Паулу (Бразилия) отнимала у бухгалтера около полутора месяцев; а в Сантьяго (Чили) этот процесс длился около двух месяцев (Stone и соавторы, 1996:105-6). Весной 2000 года регистрация предприятия в Черногории требовала 38 формальностей и минимум полтора месяца (Ivanovic и соавторы, 2000).47 Djankov и соавторы (2000) указывают, что в лучшем случае регистрация нового предприятия требует всего 2 формальности и 2 дня (в Канаде), а в худшем случае - до 20 формальностей и 82 рабочих дня (в Боливии), и в среднем требует 10,17 формальностей и 63,05 рабочих дней.48
  После регистрации предприятия немалыми зачастую оказываются и расходы на поддержание его официального статуса - ввиду неудачной структуры учреждений и дублирующих друг друга (а нередко и излишних) законов и правил. Это создает путаницу среди государственных чиновников и предпринимателей, вынуждая их тратить время и средства на выяснение того, какими законами и правилами следует руководствоваться. Кроме того, это порождает коррупцию и теневую деятельность. De Soto (1989:148) обнаружил, что в Перу всего 21,7% затрат на поддержание официального статуса предприятия приходилось на оплату налогов, в то время как 72,7% этих затрат уходило на выполнение административных формальностей.
  Помимо de Soto, еще несколько экспертов попытались определить финансовое давление подобных правил на официально зарегистрированные предприятия. Holden и Rajapatirana (1995) предлагают два критерия его оценки: 1) расходы на услуги бухгалтеров, приглашаемых со стороны для решения налоговых вопросов, и 2) время, затрачиваемое предпринимателями и их работниками на взаимодействие с государственными органами. Подобным же образом, Stone и соавторы (1996:107) рассмотрели три вида затрат на выполнение правил в швейной промышленности Бразилии и Чили: 1) степень привлечения и оплата бухгалтеров со стороны; 2) доля времени, затрачиваемая предпринимателем на выполнение правил; и 3) время, затрачиваемое работниками на выполнение правил. Было обнаружено, что не выполнение государственных правил затрачиваются весьма значительные ресурсы.49 Опрос бразильских предпринимателей показал, что они обязаны выполнять более 50 комплектов регистрационных и платежных правил, а также множество различных требований по ведению документации. Кроме того, было обнаружено, что обычная операция продажи требует отправки в контрольные органы не менее четырех копий квитанций (Stone и соавторы, 1996:107).
  Другие авторы рассматривали связь между степенью административного контроля и объемом теневого сектора. Рычаги административного контроля могут иметь различные формы: лицензии, цены, биржевой контроль, контроль процентных ставок, импортные и экспортные квоты и т.д., и нередко бывают разными в разных отраслях.50
  Kaufmann (1994) вывел коэффициент измерения степени административного вмешательства51 в экономику и использовал его для определения момента перехода предпринимателей из легального бизнеса в теневой. Так, он считает, что расхождение между налоговыми и валютными правилами на Украине привело к распространению административного контроля над экономикой, вынуждая предпринимателей переходить в теневую сферу52 и тем самым (как это ни парадоксально) ослабляя государственный контроль над экономикой.53
  Johnson и соавторы (1999) используют ряд коэффициентов для измерения годового административного бремени страны54, чтобы определить степень влияния этого бремени на размер теневого сектора. Несмотря на то, что результаты частично утратили свою значимость после проверки на различия в ВВП, эти исследования показали, что в целом административное регулирование предприятий влияет на размеры теневого сектора сильнее, чем трудовое законодательство.
  Итак, чрезмерные, противоречивые и сложные законы и правила увеличивают затраты на коммерческую деятельность, порождают теневую экономику55 и создают условия для коррупции.56 Курьезным примером того, как непоследовательное законодательство способствует коррупции среди государственных чиновников, стали расхождения между региональными и городскими правилами техники безопасности по поводу высоты крепления огнетушителей в служебных помещениях в Бразилии. В ответ один предприниматель изготовил для огнетушителя два разных крепления и менял их в зависимости от того, какой инспектор приезжал с проверкой - региональный или городской. Тогда инспекторы договорились приехать одновременно, чтобы по крайней мере один из них смог зафиксировать нарушение и получить взятку (Stone и соавторы, 1996: 115:35).
 
 5.3. Отсутствие элементарной информации, необходимой бизнесу.
 
 Коммерческая деятельность требует свободного доступа к нужной информации - например, к условиям получения лицензий на предпринимательскую деятельность и к правилам законной работы. Если государственные учреждения предоставляют эту информацию по неоправданно высоким ценам или не предоставляют вообще, предприниматели вынуждены платить за ее поиск, либо могут быть наказаны за нарушение законов по незнанию. Например, если бы кредитные учреждения знали, какие заемщики кредитоспособны, а какие нет, они могли бы предоставлять перспективным заемщикам более низкие процентные ставки.57 Но поскольку они не располагают такой информацией, они либо тратят время и деньги на то, чтобы получить такую информацию, либо чаще всего требуют более крупный залог и устанавливают более высокие процентные ставки, что повышает стоимость кредитов. Следует упомянуть, что методы организации и хранения информации также влияют на размеры затрат. Если предприниматель имеет возможность оперативно выяснить кредитные ставки по телефону или по интернету, это сэкономит время и деньги, которые они затратили бы, если бы им пришлось искать эти же сведения среди бумаг в некоем учреждении на другом конце города или вообще в другом городе. Если официальные учреждения не в состоянии оперативно и дешево предоставлять элементарную деловую информацию, предприниматели мало заинтересованы в оплате расходов за свою регистрацию.
 
 5.4. Администрирование и применение законов и правил.
 
 Официальная коммерческая деятельность требует выполнения определенных законов и правил. Для их выполнения предприниматели вынуждены вступать в контакт с государственными бюрократическими учреждениями и судебной системой. В ряде исследований для определения объема теневого сектора предлагается оценивать эффективность работы именно таких бюрократических учреждений и судов58 (Loayza, 1997; Johnson и соавторы, 1999, и другие). Качество работы учреждений оценивается по двум показателям: 1) способность проводить в жизнь законы и правила и контролировать их исполнение, и 2) независимость от политического давления.59
  Если государственным учреждениям и судам не хватает финансовых и технических средств и квалифицированных сотрудников, это снижает их способность быстро60 и правильно вводить и контролировать соблюдение законов, даже если законы ясны и последовательны. Если приходится тратить пять месяцев на то, чтобы получить лицензию на осуществление предпринимательской деятельности или на разрешение спора по договору61, или если неверно рассчитаны налоговые компенсации, это увеличивает затраты за счет упущенных возможностей. Предприниматели могут решить снизить эти затраты, не вступая в контакты с государственными бюрократическими учреждениями и судами, то есть переходя в теневую сферу.
  Степень гласности, отчетности и политической автономии государственных учреждений и уровень полномочий чиновников во введении и применении законов также являются важными факторами, влияющими на стоимость ведения бизнеса. В политизированных, предвзятых и безотчетных административных учреждениях и судах сотрудники склонны к использованию своих полномочий для влияния на темпы и результаты административных процедур и применения правил.62 Такая ситуация предрасполагает к взяточничеству и коррупции.
  Одним из самых важных государственных учреждений является суд. Без справедливой, прозрачной, эффективной и надежной судебной системы ведение бизнеса становится чрезвычайно дорогостоящим: длительные судебные разбирательства мешают восстановить справедливость и увеличивают затраты.63 Это создает благоприятные условия для теневой деятельности, вредит демократии и рыночным операциям.
  Кроме того, уровень коррупции значительно влияет на последовательность и эффективность в работе бюрократических учреждений и на стоимость осуществления коммерческой деятельности.64 Коррупция в государственных учреждениях измеряется тем, насколько велика вероятность, что чиновник потребует (непосредственно или косвенно) особой (незаконной) оплаты своих услуг.
 
 5.5. Стабильность и предсказуемость законов и нормативов.
 
 Когда государственные учреждения не имеют возможностей и стимулов для правильного, последовательного и непредвзятого администрирования и применения законов и правил, законодательная и нормативная система страны становится нестабильной и утрачивает свой авторитет.65 Иногда эта непредсказуемость усугубляется частыми изменениями законодательной и нормативной базы.66 Это увеличивает расходы, заставляя предпринимателей выяснять, какие именно законы и правила применимы к ним, и изменять методы работы. Кроме того, это вызывает сомнения в надежности капиталовложений и долгосрочных соглашений.67 В результате у предпринимателя может исчезнуть желание выполнять законы и правила.
  Предприниматели могут не захотеть выполнять указания государственных учреждений в том случае, если эти указания не совпадают с их жизненными нормами и ценностями. Если законы и правила составляются горсткой политиков и законодателей без участия граждан, эти законы, скорее всего, будут служить интересам первых, а не последних,68 и общество будет считать их несправедливыми.69 В результате уровень добровольного соблюдения законодательства упадет,70 а правительственные меры по обеспечению выполнения такого законодательства будут чрезвычайно дорогими.71
 
  5.6. Качество инфраструктуры.
 
 Коммерческая деятельность основана на договорах и соглашениях с продавцами и покупателями и транспортировке товаров и услуг. Стоимость этих процессов зависит от качества и технического уровня инфраструктуры страны - например, телекоммуникаций и транспортных сетей.72 Если в стране приходится ездить из города в город по бездорожью или несколько лет ждать подключения телефона,73 ведение бизнеса обходится намного дороже обычного.74 Немногие предприниматели могут ждать столько времени, поэтому они либо обходятся без телефона, либо дают взятки, чтобы его установили быстрее. Кроме того, предприниматели не желают платить налоги или сборы с предприятий в обмен на плохие или вовсе несуществующие услуги. Это заставляет их переходить из легального сектора в теневой (Johnson и соавторы, 1997).
 
 5.7. Структура рынка труда.

<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу