<< Пред.           стр. 4 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 53 В Беларуси и Узбекистане сохранилось множество рычагов административного контроля советского образца, которые душат экономический рост и порождают теневую деятельность. В передачах "Радио Свободная Европа" и "Радио Свобода" 29 марта 2000 г. говорилось, что "Беларуси и Узбекистану, вероятно, предстоит пережить самые тяжелые времена переходной экономики".
 54 World Economic Forum (1997); Heritage Foundation (1997); Messick (1996); Gwartney, Lawson и Block (1997).
 55 Недавнее исследование теневой торговли в Непале и Индии показало, что теневая деятельность была избрана ввиду меньшего объема бумажной работы, меньшего размера взяток, более быстрых процедур, более коротких сроков платежей и менее высокой стоимости операций по сравнению с официальным сектором. (Taneja и Pohit, 2000).
 56 Опрос теневых торговцев в Индии и Непале показал, что почти все они систематически давали взятки государственным инспекторам и что сложные и длительные формальности создавали государственным служащим благоприятные условия для взяточничества (Taneja и Pohit, 2000).
 57 Отсутствие нормативного законодательства о систематическом и открытом предоставлении информации об активах финансовых структур повышает риск и затраты и чревато опасными последствиями для национальной и мировой экономики. Примерами этому служат кризисы в Мексике, Азии и России.
 58 В работах Burki и Perry с соавторами (1998:18-9) содержится перечень исследований, в которых изучалась связь между работой учреждений и показателями экономического роста, финансового развития, неравенства и бедности.
 59 Это два из пяти показателей, указанных в Международном справочнике "суверенного" риска (МССР).
 60 По этому поводу часто говорят: "Отсрочка в правосудии равносильна отказу в нем".
 61 В 1995-96 гг. CIPE финансировал исследование Либерального института Рио-де-Жанейро, которое показало, что урегулирование споров по вопросам трудового законодательства в Бразилии проходит чрезвычайно долго и связано со значительными затратами (CIPE, Экономические реформы сегодня, № 4, 1999 г.).
 62 В работах Johnson и соавторов (1997 и 1999) был сделан вывод, что политизация экономической деятельности создает благоприятные условия для развития теневой сферы и может иметь такое же значение, как и номинальные ставки налогообложения. Авторы отмечают, что политизация происходит тогда, когда политики и бюрократы имеют и используют большую свободу создания и введения правил и нормативов, касающихся предприятий и ресурсов. Сюда относятся правила, регулирующие приватизированные предприятия, начало и прекращение хозяйственно-экономической деятельности, использование предприятиями земли и недвижимости, сбор налогов, проверку предприятий, санкции за нарушение правил, международную торговлю, операции с иностранной валютой и ценообразование. Эти механизмы контроля используются в странах ЦВЕ, в бывшем Советском Союзе, в Латинской Америке и других регионах.
 63 Fendt и Temporal обнаружили, что длительные судебные разбирательства по вопросам трудового законодательства привели к значительному увеличению операционных издержек в Бразилии (см. проектный отчет Pezzullo, 1999). Buscaglia и Dakolias (1996) пришли к аналогичным выводам по поводу судебных дел общего порядка в Аргентине. Следует, однако, отметить, что быстрота вынесения судебных решений вовсе не означает их справедливости. См. также Sachs и Pistor (1997).
 64 См. веб-сайт Международной организации гласности www.transparency.org и Moody-Stuart (1996).
 65 Вероятность быть уличенным в нарушениях также влияет на желание предпринимателя выполнять законы и правила. Теневая деятельность обычно интенсивнее в сфере торговли и коммерции, поскольку здесь сложнее выявлять нарушения.
 66 Brunetti, Kisunko и Weder (1997,1998) обнаружили, что степень надежности правил и доверия к ним связана с темпами экономического роста. Эти факторы также влияют на размеры теневого сектора.
 67 Возможность изменения прав собственности правительственным декретом серьезно подрывает стабильность системы прав собственности и поэтому отпугивает зарубежных и местных инвесторов (Holden и Rajapatirana, 1995).
 68 Как пишут Chong и Calderon (1998), возможным объяснением прямой связи между уровнем институционального развития и неравенством является то, что в некоторых развивающихся странах малоимущее население чаще пользуется деловыми услугами теневых, а не официальных структур. Поэтому развитие официальных структур, вероятно, более выгодно для официального сектора, чем для теневого. В связи с этим крайне важно, чтобы в разработке нормативных актов участвовали представители теневого сектора. Это подчеркивает de Soto (1989).
 69 В МССР имеется раздел о степени уважения граждан к официальным учреждениям.
 70 Pistor (1999) считает, что трансплантация законов - если она расходится с теневыми нормами - не изменяет поведение предпринимателей. Кроме того, если законы и правила можно изменить за один день, поведение меняется медленнее (см. North, 1992, и Pistor, 1999).
 71 North (1992) указывает, что на небольших рынках, где преобладают личные контакты, нет необходимости в дорогостоящих механизмах формулирования и применения правил. Дело обстоит иначе на крупных рынках, где контакты носят скорее безличный характер. И все же, если законы и правила совпадают с общественными ценностями и вплетены в поведенческие нормы, стоимость применения правил будет ниже как в малых, так и в крупных населенных пунктах.
 72 Yoshino и Nakahigashi (2000) указывают, что в развивающихся странах существует тесная связь между инфраструктурой и экономическим развитием.
 73 В 1998 г. срок ожидания установки телефона превышал 10 лет в следующих странах: Азербайджан, Бурунди, Эфиопия, Гамбия, Гвинея-Бисау, Гаити, Гондурас, Лесото, Малави, Самоа, Сьерра-Леоне, Судан, Сирия, Замбия (Международный союз по телекоммуникациям, 1999 г.).
 74 По данным Taneja (1999), недостаточно развитая транспортная система в странах Южной Азии увеличивает транспортные расходы и вынуждает пользоваться услугами теневой сферы.
 75 Любопытно, что в Госплане бывшего Советского Союза была бюджетная статья на деятельность теневого сектора (хоть его и называли иначе).
 76 Следует отметить, что аргументация данного отчета (в пользу создания и сохранения учреждений, способствующих рыночным отношениям и демократии) отличается от нео-либеральной позиции, которая поддерживает международное дерегулирование, либерализацию и приватизацию. Позиция данного отчета такова, что рынки должны быть регулируемыми, однако законы и правила должны способствовать демократическому управлению и обеспечивать нужные стимулы для экономического роста и процветания.
 77 См. http://www.ild.org.pe (примеры использования некоторых из этих механизмов для демократизации нормативной и законодательной деятельности и для снижения трансакционных издержек в Перу).
 78 В настоящее время CIPE финансирует именно такой проект в Эквадоре, который проводит Национальная ассоциация предпринимателей (см. www.cipe.org ).
 79 В свое время Перуанский институт свободы и демократии возглавил кампанию, результатом которой стало принятие Закона об упрощении административных процедур (1989 г.). Этот закон ликвидировал бюрократическую волокиту, упростил государственное управление и снизил трансакционные затраты (подробнее см. www.ild.org.pe ). См. также материалы о проекте CIPE в Черногории по упрощению процедуры получения предпринимательской лицензии (Ivanovic и соавторы, 2000).
 80 Этот раздел в основном взят из работы de Soto (2000).
 81 Крайне важно, чтобы законы и правила соответствовали мнению общественности о том, как должны строиться владение активами, их использование и обмен. Более подробная методика достижения этой цели изложена у de Soto (2000:160).
 82 Одной из первых субсидий CIPE была субсидия Перуанскому институту свободы и демократии на создание упрощенной системы регистрации собственности. Это вызвало резкое увеличение количества зарегистрированных объектов собственности в Перу. В настоящее время коллектив института проводит аналогичную работу на Филиппинах, на Гаити и в Египте (см. De Soto, 2000).
 83 См. веб-сайт www.cipe.org , на котором собрана богатейшая информация о методах корпоративного управления.
 
 84 На Web-сайте CIPE www.cipe.org вы найдете богатый выбор статей и указаний в отношении снижения уровня коррупции. Вы также можете обратиться к Итоговому докладу Вашингтонской конференции по борьбе с коррупцией под названием "Борьба с коррупцией в развивающихся странах и странах, вступивших на путь рыночной экономики: роль частного сектора", проведенной в феврале 1999 года при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID), компании PriceWaterCoopers и CIPE.
 
 85 Применение новейших технологий позволяет значительно снизить операционные затраты в долгосрочной перспективе.
 86 Всестороннее рассмотрение проблемы создания беспристрастной и независимой системы правосудия можно найти у Domingo (1999).
 87 Для стран, в которых правовая система основана на гражданском кодексе, более характерно вмешательство государства в экономику и более серьезные препятствия для выхода на рынок новых фирм (см. Djankov et al.2000).
 88 После того, как в налоговой системе Боливии были проведены реформы, официально зарегистрировались почти 90% всех малых предприятий в стране (Lagjs 1992:95:7).
 89 Важно отметить, что зависимость между высоким уровнем налогообложения и качеством услуг, предоставляемых государством, не линейна. Иными словами, более высокие налоги не способствуют автоматическому повышению качества услуг. Государственные средства следует расходовать рационально, с тем, чтобы создать необходимые институты и обеспечить их эффективное функционирование. Изучение проблем судебной реформы продемонстрировало, что выделение на эти цели больших денежных средств не приводит к большей беспристрастности и эффективности судебной системы ( Buscaglia and Dakolias 1996).
 90 После того, как правительство Венгрии отменило регистрационный налог для коммерческих компаний, теневой сектор резко сократился (Kallay 2000).
 
 91 Основано на преамбуле Глобальных принципов Салливана (см. Приложение В). См.также Kanaga (1999).
 92 Национальная Федерация промышленности Бразилии во главе с Хосе Аугусто Фернандесом находится в процессе осуществления такого проекта под названием "Цена для Бразилии". Материалы об этой работе и ее результатах будут скоро опубликованы CIPE.
 93 Благодаря гранту АМР США, персонал офиса CIPE в Черногории работает совместно с Центром предпринимательства Черногории над изучением примерно 500 предприятий с целью лучшего понимания их характеристик и трудностей, с которыми они сталкиваются. На основании результатов исследования будут разработаны подходу к решению стоящих перед предприятиями проблем и улучшению предпринимательского климата в стране.
 94 Stone et al. (1996) предположили, что любая оценка того, какие именно институты следует реформировать во первую очередь, должна быть основана на изучении всех организаций, как в формальной, так и в теневой сфере, с целью убедиться в справедливости утверждений о несоответствии законов и нормативных актов. Они отмечают, что определенные теневые организации Бразилии не следуют требованиям законов и нормативных актов и при этом добиваются значительного сокращения затрат на заключение сделок. В результате, утверждают они , реформирование таких институтов должно быть приоритетом долгосрочной, а не краткосрочной перспективы. Аналогично, Taneja and Pohit (2000) обнаружили, что торговые компании в теневом секторе экономики Индии и Непала разработали эффективные институциональные схемы, облегчающие торговлю и резко снижающие риски.
 95 В течение нескольких лет CIPE оказывал финансовую поддержку программе юридического консалтинга во многих регионах мира, в которых исследовательские учреждения, ориентированные на создание рынка, изучали последствия введения тех или иных законопроектов и представляли результаты своих исследований на рассмотрение законодателям (см. Таблицы 1-8).
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 2
 
 
 2
 
 
 

<< Пред.           стр. 4 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу