<< Пред. стр. 1 (из 17) След. >>
УДК 349.2(075.32) ББК 67.405я723 К142Рецензенты:
кандидат юридических наук, доцент кафедры
гражданско-правовых дисциплин ВГНА МНС РФ Ф.Н.Михайлов;
директор экономико-юридического колледжа С. Д. Чельтек
Казанцев В. И. и др.
К142 Трудовое право: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/В. И. Казанцев, С.Я.Казанцев, В.Н.Васин. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 288 с. ISBN 5-7695-1009-9
В учебнике в доступной форме определены понятия и значение трудового права, трудового договора, материальной ответственности. В книге рассмотрены основные направления государственной политики в области охраны труда, особенности регулирования труда различных категорий работников, вопросы оплаты и нормирования труда, а также профессиональной подготовки.
Может быть рекомендован также преподавателям, работникам кадровых аппаратов, профсоюзов, руководителям предприятий.
УДК 349.2(075.32) ББК 67.405я723
ISBN 5-7695-1009-9
(c) Казанцев В. И., Казанцев С.Я., Васин В. Н., 2003 (c)Издательский центр "Академия", 2003
Предисловие
В юридических техникумах и колледжах среди основных учебных дисциплин обязательно изучается и трудовое право. Знание трудового законодательства необходимо всем и каждому, ибо все трудоспособные граждане во многих случаях становятся либо работниками, либо работодателями, тем самым включаются в сферу трудовых правоотношений, которые регулируются правовыми нормами. Несоблюдение этих юридических правил порождает отрицательные последствия, социальные конфликты и нестабильные ситуации в обществе.
Предлагаемый учебник содержит необходимые первоначальные знания современного трудового законодательства. Молодые люди, только что начинающие изучать юриспруденцию, смогут почерпнуть из него представления о том, что есть трудовое право, какую роль оно играет в системе других правоотношений, каковы права и обязанности каждого из участников этих отношений, как эти права оберегает закон.
С 1 февраля 2002 г. вступил в силу новый Трудовой кодекс Российской Федерации, многие положения которого разрушают стереотипы мышления, формируют иной подход к установлению трудовых правоотношений в нашем государстве, по-новому регулируют отношения между работниками и работодателями. В учебнике раскрывается содержание всех глав этого кодекса, даются определения основных институтов трудового права, таких, как социальное партнерство, коллективные договоры и соглашения, индивидуальные трудовые договоры, рабочее время и время отдыха, оплата и нормирование труда, гарантии и компенсации, трудовой распорядок и трудовая дисциплина, охрана труда, защита трудовых прав работников, разрешение трудовых споров, ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Для лучшего усвоения учебного материала некоторые часто встречавшиеся случаи иллюстрируются примерами из судебной практики. В процессе изучения данной дисциплины студенты смогут:
- получить представление о роли и месте трудового законодательства в общей системе российского права, о становлении социального партнерства, формировании трудовых правоотношений, рынка труда, иных отношений в сфере труда;
- приобрести знания принципов, системы, основных норм
трудового права, особенностей регулирования труда женщин, молодежи, отдельных категорий работников, статуса профсоюзных организаций, иных организаций, защищающих права работников, а также государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;
- овладеть навыками применения на практике норм трудового
законодательства.
В определенной степени этому будет способствовать предлагаемый учебник, однако студенты, кроме того, должны знакомиться с новыми законодательными актами в сфере труда, материалами судебной и профсоюзной практики, публикациями в профессиональных юридических журналах и других периодических изданиях.
Учебник послужит учащимся стартовой площадкой для последующего углубленного изучения трудового законодательства.
Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ТРУДОВОЕ ПРАВО
§ 1. Понятие и значение трудового права
Трудовое право является самостоятельной отраслью российского права, регулирующей отношения, связанные с участием граждан в организованном коллективном труде. Сфера общественного труда и его нормирование и определяют роль и значение трудового права в современных условиях, когда развитие правового регулирования найма труда выдвигается на передний план. Поэтому в область регулирования трудового права включаются отношения, возникающие "в процессе функционирования рынка труда, организации и применения наемного труда"х. Они и составляют предмет правового регулирования этой отрасли права.
Специфичным для предмета трудового права является то, что совместный труд предполагает определенную организацию производственно-хозяйственной и иной деятельности, сочетающей коллективные усилия ее участников в достижении заданного результата. Эта форма организации труда предполагает установление определенных правил осуществления трудовой деятельности, подчинение внутреннему трудовому распорядку.
Участие в трудовой деятельности в зависимости от экономико-правового статуса работников может быть двояким. Это самостоятельный труд самого собственника. Как правило, здесь осуществляется индивидуальное применение рабочей силы. Но в большинстве случаев имеет место применение труда наемного, осуществляемого лицами, не являющимися собственниками средств производства. Но применяются и смешанные формы участия в трудовой деятельности, сочетающие труд собственников средств производства и лиц, не являющихся таковыми и применяющих свой труд на основе найма.
Процессы становления гражданского общества и строительство правового государства сопровождаются системным кризисом, негативно сказавшимся на благосостоянии и жизни российских граждан. Большая часть работающих, пенсионеров, детей, инвалидов и других малозащищенных слоев населения лишены достойной жизни в связи с невыплатами заработной платы, пенсий, других
1 Трудовое право: Учебник/ Под ред. О.В.Смирнова. - М., 1999.
-С.
выплат социального характера, иными нарушениями субъективных прав1. Как подчеркнул в своем интервью Генеральный прокурор РФ В. Устинов, "сейчас главная задача - вернуть людям уверенность в своих правах, обеспечить им нормальные условия жизни и работы"2.
По данным Уполномоченного по правам человека в РФ в настоящее время уровень реальной оплаты труда по сравнению с 1991 г. снизился более чем в 2 раза. Число граждан, доходы которых не достигают размера прожиточного минимума, составляет около одной трети населения. Нередким исключением стала практика распространения кредитных карточек предприятия, талонов, заменяющих реальную заработную плату.
Оказались дискредитированными важнейшие социально-экономические категории - труд и заработная плата. Заниженная оплата труда антистимулирует технологическое совершенствование рабочих мест, снижает трудовую активность, ведет к снижению производительности труда. Задержки и невыплаты заработной платы становятся причинами массовых протестов работников, представляющих самозащиту нарушенных прав человека.
Участились случаи незаконных увольнений и отправление работников в вынужденные неоплачиваемые отпуска и других нарушений законодательства о труде. В период экономического кризиса резко ухудшилось состояние охраны труда и техники безопасности, 43 % работников трудятся в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям. Массовый характер приобрели нарушения прав граждан в области трудозанятости. В 1999 г. число безработных превысило 10 млн. человек, более 4 млн. работают неполный рабочий день или пребывают в вынужденных отпусках. Высокий процент безработицы охватывает женский труд, а выпускники высших и средних образовательных учреждений активно пополняют ряды безработных.
Обнаружилось, что государство не обладает платежеспособным спросом на дипломированных специалистов.
В результате делается вывод о несоответствии в полной мере законодательства о труде принципам правового социального государства. Ряд федеральных законодательных актов, касающихся социально-трудовых прав и интересов работников, не отвечают современным реалиям и требуют серьезной переработки3.
1 Цит. по: Карташкин В. А. Всеобщая декларация и механизмы защиты прав
человека // Всеобщая декларация прав человека и Россия: Материалы Всероссий
ской научно-практической конференции (23 - 24 ноября 1998 г. Москва). - М.,
1999.-С. 9.
2 Российская газета. - 2000. - 12 января.
3 См.: Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Рос
сийской Федерации в 1999 году // Российская газета. - 1999. - 4 апреля.
В этой связи одной из основных целей социальной политики Российской Федерации на ближайшие годы является формирование эффективного цивилизованного рынка труда1.
Создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать высокий уровень социального потребления.
§ 2. Предмет, метод и система трудового права
Предметом трудового права являются общественные отношения в сфере труда. Главенствующее место среди этих общественных отношений занимают трудовые отношения. Трудовые отношения представляют собой социальные связи, устанавливаемые в процессе кооперированного общественного труда. Объектом трудовых отношений является работа, представляющая собой деятельность по применению рабочей силы. Субъектами трудовых отношений являются работник, реализующий свою способность к труду посредством заключения договора найма труда, и работодатель, потребляющий способность граждан к труду. Эти отношения носят возмездный характер, поскольку за приложенный труд работники получают от работодателя вознаграждение в форме заработной платы, части доходов работодателя.
Для трудовых отношений характерными чертами являются:
- специфичный объект трудовых отношений - работа;
- строго определенный состав участников, включающий работника и работодателя;
- в содержание трудовых отношений входит подчинение их
участников внутреннему трудовому распорядку;
- учитывая, что работник прилагает свои трудовые усилия не
единолично, а участвует в общественном организованном труде,
он выступает одновременно и как член трудового коллектива;
- факт вступления в трудовые правоотношения оформляется
заключением трудового договора, сопровождающимся изданием
приказа о назначении на должность, а в случаях, установленных
законом, сложный юридический состав, порождающий трудовые
правоотношения, включающий в себя дополнительно акт об из
брании лица на определенную должность;
- обязательным элементом содержания трудового правоотношения является определение функциональных обязанностей работника в соответствии с его специальностью, квалификацией или должностью.
1 См.: План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 - 2001 г. Утвержден распоряжением Правительства РФ от 26 июля 2000 г. № 1072-р // Российская газета. - 2000. - 5 августа.
Трудовые отношения, не обладающие перечисленными характерными признаками, не входят в предмет трудового права. Так, выполнение обязанностей в связи со службой в Вооруженных силах, иных военизированных подразделениях министерств, ведомств, органах внутренних дел некоторыми авторами трактуется в качестве административных правоотношений1. Однако данная точка зрения не бесспорна. Законодатель также не исключает данные отношения из предмета регулирования трудового права (ч. 6 ст. 11, 28 Трудового кодекса РФ).
В предмет трудового права помимо непосредственно трудовых отношений входят отношения, тесно связанные с трудовыми, но имеющие самостоятельный характер. К ним относятся: организационно-управленческие отношения по трудоустройству, профессиональной подготовке и повышению квалификации без отрыва от производства, надзору и контролю за охраной труда и соблюдением законодательства о труде, рассмотрению трудовых споров.
Организационно-управленческие отношения опосредствуют процесс организации и управления трудом. Они складываются между работодателем и трудовым коллективом, профсоюзным органом. Объектом этих правоотношений выступают условия труда, улучшение материально-бытовых основ осуществления трудовых обязанностей, нормирования, оплаты труда и др. Этот вид правоотношений обеспечивает функционирование трудовых отношений, являясь их организационно-управляющим началом.
Отношения по трудоустройству связывают граждан, не имеющих работы и ищущих ее, с органами занятости по вопросам трудоустройства. Данные правоотношения предшествуют возникновению трудовых отношений. Этот вид правоотношений носит посреднический характер, поскольку связывает безработных граждан с работодателями, ощущающими дефицит в рабочих кадрах. Указанные органы также участвуют в организации обучения, переквалификации трудоспособных лиц в соответствии с формируемыми потребностями рынка найма труда.
Отношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации работников без отрыва от производства, как правило, сопровождают существующие трудовые отношения на разных стадиях динамики их развития. Они отличаются от других отношений по повышению квалификации, обучению или переобучению тем, что осуществляются не самостоятельно, а в рамках трудовых отношений, являясь их составной частью, либо порождают последние по завершении обучения и обретении квалификации работников. Их отличие от непосредственно трудовых отношений проявляется в том, что их объектом является не труд, а
1 См.: Трудовое право: Учебник/ Под ред. О.В.Смирнова. - М., 1999. - С. 10.
обучение, обретение профессиональных знаний, позволяющих работнику получить квалификацию, специальность либо быть назначенным на определенную должность.
Отношения по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением законодательства о труде охватывают сферу надзорно-конт-рольной деятельности, для которой наиболее характерной чертой является связь ее участников как "власть и подчинение". Активными субъектами этого рода правоотношений выступают органы Рос-трудинспекции, профсоюзов, технической и правовой инспекции труда, а также органы прокуратуры, ведомственного контроля (Госсанэпиднадзора, Госэнергонадзора и др.). Данные правоотношения имеют своим назначением обеспечение соблюдения законодательства об охране труда, осуществления субъективных прав работников в соответствии с их назначением и их охраны. Они не связаны с конкретными трудовыми отношениями, а существуют объективно и независимо от них, хотя и способствуют их реализации.
Отношения по рассмотрению трудовых споров опосредствуют трудовые отношения, наиболее часто вытекают из них в результате разногласий между работодателем и работником или трудовым коллективом, которые не удалось урегулировать. Поэтому одним из участников трудовых споров является орган, уполномоченный их рассматривать. В этой связи данные отношения имеют не материальный, а процессуальный характер, поскольку их объектом является процедура их разрешения по существу. К числу органов, участвующих в данных отношениях, относятся комиссии по трудовым спорам, суды общей юрисдикции (для индивидуальных трудовых споров); примирительные комиссии, посредники, трудовые арбитражи (для коллективных трудовых споров).
Помимо названных отношений, составляющих предмет трудового права, отдельные авторы включают в него также отношения материальной ответственности сторон трудового правоотношения и отношения социального партнерства1.
Метод трудового права обладает определенными специфическими чертами, к которым следует отнести сочетание централизованного и локального правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет трудового права. В методе трудового права проявляется сочетание договорного, рекомендательного и императивного регулирования; участие в регулировании общественных отношений профсоюзных органов и трудовых коллективов. И, наконец, особенность метода проявляется в способах зашиты субъективных трудовых прав.
Сочетание централизованного и локального регулирования отношений в сфере труда позволяет учитывать общие условия труда
1 См.: Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России: Учеб. пособие. - М., 1995.-С. 12.
и условия, соответствующие отраслевым, региональным и иным особенностям осуществления трудовых обязанностей и соответствующих прав работников. В централизованном порядке определяются продолжительность рабочего времени, правила дисциплины и охраны труда и некоторые другие. Локальным нормотворчеством устанавливается режим работы на конкретном предприятии, льготы и преимущества для работников, графики отпусков, условия коллективных договоров. Если в централизованном установлении правовых норм участвуют федеральные органы власти и управления и высшие профсоюзные органы, то локальное предусматривает активное участие в этом процессе работодателя и работников в лице их представителей.
Сочетание договорного, рекомендательного и императивного регулирования позволяет эффективно воздействовать на ход формирования трудовых отношений. В трудовых отношениях проявляется договорной метод установления прав и обязанностей сторон на основе взаимного соглашения. Рекомендательный метод наиболее характерен для периода экономических преобразований, когда императивные способы регламентации отношений уступают место диспозитивному регулированию социально-трудовых связей. Но данные способы регулирования не исключают и не заменяют централизованного метода воздействия на характер складывающихся трудовых отношений. Это прежде всего касается установления единообразных для всех субъектов трудового права правил по охране труда, привлечения работников к дисциплине и материальной ответственности, оснований для увольнения.
Участие в регулировании отношений в сфере труда профсоюзных органов способствует выработке коллективных решений по вопросам условий кооперативного общественного труда, социальных льгот и гарантий. Профсоюзные органы активно участвуют в установлении условий труда и его оплаты, представляют интересы работников по вопросам труда и социально-экономическим спорам, надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.
Важное место в трудовом праве отводится установлению правопорядка разрешения трудовых споров и способов защиты субъективных трудовых прав работников. Трудовые права работников являются основным предметом защитной функции в деятельности профсоюзных органов. Особенностями способов зашиты трудовых прав является участие профсоюзных органов в осуществлении контрольно-надзорной деятельности, организации примирительных и согласительных комиссий по разрешению трудовых конфликтов, трудовых арбитражей. Своеобразие защиты трудовых прав также заключается в организации и функционировании специальных органов, уполномоченных рассматривать индивидуальные трудовые споры, - комиссий по трудовым спорам.
10
Система трудового права представляет собой совокупность групп самостоятельных норм и институтов, имеющих отраслевое и структурное единство. Данная система включает в себя следующие разделы (институты):
- трудоустройства,
- трудового договора,
- профессиональной подготовки и повышения квалификации
кадров без отрыва от производства,
- рабочего времени и времени отдыха,
- нормирования и оплаты труда,
- дисциплины труда и материальной ответственности,
- охраны труда,
- надзора и контроля в области охраны труда и за соблюдени
ем трудового законодательства,
- разрешения трудовых споров и другие.
Кроме изложенного деления структуры норм трудового права применяется дифференциация правовой отрасли на общую и особенную. Нормы общей части определяют предмет трудового права, правовой статус субъектов регулируемых отношений, метод правового регулирования. А нормы особенной части конкретизируют положения общей части, объединяясь в отдельные институты. Некоторые авторы выделяют помимо основной и особенной частей трудового права специальную часть, включающую нормы, регулирующие отношения в среде труда, учитывающие особенности работы в отдельных отраслях хозяйства1.
§ 3. Принципы трудового права
Понятие "принцип" в переводе с латинского означает "основа" или "первоначало".
Под принципами трудового права следует понимать закрепленные в действующем законодательстве основополагающие руководящие начала и положения, определяющие единство трудового права, сущность правового регулирования и общую направленность развития данной системы правовых норм.
Правовые принципы наряду с предметом и методом раскрывают особенности той или иной отрасли права, отличают ее от других отраслей и выступают систематизирующими признаками как отрасли права в целом, так и ее отдельных институтов.
Принципы трудового права характеризуются следующими чертами: экономико-политической обусловленностью, поскольку они определяются политикой государства, основанной
1 См.: Лебедев В.Н. Трудовое право: Проблемы Общей части. - Томск, 1998. - С.41.
на познании и применении объективных экономических законов; общностью содержания (так как принципы всегда выражают сущность не одной, а многих групп норм права); цельной предметной определенностью, ибо они выражают сущность такой системы норм, которая в качестве предмета регулирования имеет тот или иной вид общественных отношений; государственной нормативностью, поскольку принципы права представляют собой руководящие идеи, которые закреплены в нормах права, установленных или санкционированных государством, и которые, обладая всеобщностью и обязательностью, имеют регулятивное значение; системностью (в связи с тем, что они выражают сущность норм права в их взаимосвязи с другими нормами в рамках определенной системы права); целенаправленностью, так как они выражают сущность норм права не в статике, а в динамике, в направлении решения задач, поставленных перед нашим народом самой жизнью; стабильностью, ибо принципы права действуют в течение определенного длительного периода времени, отражающего качественное состояние системы права, и по своей природе не столь изменчивы, как нормы права1.
Правовые принципы различаются по степени общности, и их система включает:
- общие принципы права, .и-мствующие во всех без исключе
ния отраслях права, например принцип, закрепляющий равные
права и свободы, а также равные возможности для их реализа
ции, предоставляемые как мужчине, так и женщине (ст. 19 Кон
ституции РФ);
- межотраслевые принципы, действие которых распространя
ется на несколько отраслей (например принцип свободы труда,
характерный для трудового, административного, гражданского
права);
- отраслевые - принципы отдельной отрасли, которые могут
находить более конкретное выражение в принципах правовых ин
ститутов.
Общие (общеправовые) и межотраслевые, а в определенной мере и отраслевые принципы российского права закреплены в Конституции РФ:
1) свобода труда. Возможность каждого свободно распоряжать
ся своими способностями к труду, выбирать род деятельности и
профессию. Запрет принудительного труда и защита от безработи
цы (ст. 37);
2) право на охрану здоровья, в том числе право на труд в ус
ловиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены труда
(ст. 41, 37);
3) право на образование (ст. 43);
1 См.: Трудовое право: Учебник/ Под ред. О.В.Смирнова. - М., 1998. - С. 24. 12
4) право на объединение; гарантированность свободы деятель
ности общественных объединений (ст. 30);
5) право на защиту прав и свобод всеми способами, не запре
щенными законом, в том числе право на индивидуальные и кол
лективные трудовые споры с использованием установленных фе
деральным законом способов их разрешения, включая право на
забастовку (ст. 45, 37);
6) право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было
дискриминации и не ниже установленного федеральным законом
минимального размера оплаты труда (ст. 37);
7) право на отдых (ст. 37).
Принципы трудового права закреплены ст. 2 Трудового кодекса РФ. К ним относятся следующие:
1. Принцип свободы труда предоставляет каждому трудоспособ
ному гражданину возможность свободно распоряжаться своей спо
собностью к труду, выбирать род деятельности и профессию. Этот
принцип посредством правовых норм регулирует привлечение
граждан к наемному труду, а также предполагает и обеспечение
эффективной занятости.
2. Запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере
труда. Принудительным трудом согласно ст. 4 Трудового кодекса
РФ признается выполнение работы под угрозой применения ка
кого-либо наказания как насильственного воздействия на работ
ника в целях поддержания трудовой дисциплины; санкции за уча
стие в забастовке; мобилизации и использования рабочей силы
для нужд экономического развития; в качестве меры наказания за
выражение идеологических убеждений, не совпадающих с офици
альной точкой зрения, ущемления прав по расовым, социальным,
национальным, религиозным признакам. К принудительному тру
ду закон приравнивает нарушение порядка выплаты заработной
платы (задержка, выплата не в полном размере), принуждение к
труду со стороны работодателя при необеспечении работника сред
ствами защиты либо условий безопасного труда.
Свобода труда несовместима с принудительным трудом. Межотраслевой принцип запрещения принудительного труда означает невозможность принуждения к выполнению какой бы то ни было работы под угрозой применения наказания. Кроме того, запрещение принудительного труда исключает возможность изменения такого условия трудового договора, как трудовая функция (т.е. работа по определенной специальности, квалификации или должности), если это изменение производится администрацией в одностороннем порядке без согласования с работником. Данное положение закрепляет отраслевой принцип определенности трудовой функции.
Дискриминация в сфере труда связывается с ограничением в трудовых правах и свободах и получением преимуществ в связи с
принадлежностью к определенному социальному слою, политическими, религиозными убеждениями, имущественным положением, происхождением, полом, национальностью и другими социально-правовыми признаками, характеризующими личность и определяющими правовой статус гражданина (ст. 3 Трудового кодекса РФ).
3. Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве обес
печиваются социальной политикой государства, включающей про
фессиональную подготовку и переподготовку рабочих кадров, сти
мулирование работодателей, создающих новые рабочие места,
организаций государственных органов занятости и трудоустрой
ства, оказание социальной помощи безработным.
4. Обеспечение права каждого работника на справедливые условия
труда. Они должны отвечать требованиям техники безопасности,
производственной санитарии и гигиены труда, другим критериям
безопасного осуществления трудовой функции. Эти условия так
же обусловлены правом на отдых, ограничением рабочего време
ни для отдельных категорий работников, предоставлением ежед
невного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней и оп
лачиваемого ежегодного отпуска.
Межотраслевой принцип, выраженный в ст. 41 Конституции как право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, конкретизируется отраслевым принципом трудового права, закрепленным в ст. 37 (ч. 3) - право работников на здоровые и безопасные условия труда. Действие этого принципа обеспечивается нормами институтов трудового договора (при приеме, переводе), охраны труда (в том числе особой охраны труда женщин, молодежи), надзора и контроля за охраной труда, а также нормами о материальной ответственности работодателя за ущерб при трудовом увечье работника.
5. Равенство прав и возможностей работников проявляется в до
говорной форме установления трудовых отношений. При этом зап
рещается необоснованный отказ в заключении трудового догово
ра. Ст. 64 Трудового кодекса РФ устанавливает гарантии при зак
лючении трудового договора.
6. Обеспечение права каждого работника на своевременную и в
полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспе
чивающей достойное человека существование для него самого и
его семьи, и не ниже установленного федеральным законом ми
нимального размера оплаты труда.
Еще один принцип, получивший отражение в Конституции Российской Федерации, - это право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже определенного федеральным законом размера (ст. 7, 37). Данный принцип дополняется общеправовым принципом равноправия мужчины и женщины, закрепленным в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ. Оплата
14
труда должна производиться без всякой дискриминации и зависеть от личного вклада и качества труда работника. Запрещается какое бы то ни было понижение размеров оплаты труда работника в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям (ч. 2 ст. 132 Трудового кодекса РФ). Месячная оплата труда работника, отработавшего полностью норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, в который не включаются доплаты, надбавки, премии и другие поощрительные выплаты (ст. 133 Трудового кодекса РФ).
7. Обеспечение равенства возможностей работников без всякой
дискриминации на продвижение по работе с учетом производитель
ности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а
также на профессиональную подготовку и переподготовку и по
вышение квалификации.
Право граждан на образование, как межотраслевой принцип, применительно к трудовым правоотношениям реализуется через возможность профессиональной подготовки, осуществляемой путем повышения квалификации, обучения смежным профессиям, переподготовки непосредственно на производстве, а также через систему образовательных учреждений.
8. Обеспечение права работников и работодателей на объединение
для защиты своих прав и интересов, включая право работников
создавать профессиональные союзы и вступать в них.
В ст. 30 Конституции Российской Федерации нашел отражение принцип о праве каждого на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов. Часть 2 ст. 30 устанавливает также, что никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Данный принцип является межотраслевым, поскольку общественные объединения могут создаваться в различных организационно-правовых формах. Вместе с тем право создавать профсоюзы для защиты своих интересов является отраслевым принципом, нашедшим свое закрепление в трудовом законодательстве (ст. 21, 29 гл. 58 Трудового кодекса РФ, Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и др.).
Профсоюзные органы имеют возможность представлять права и интересы коллектива в сфере труда, способствуют управлению производством с широким представительством работников, выполняют защитно-правовую функцию и обеспечивают надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.
9. Обеспечение права работников на участие в управлении органи
зацией находит свое проявление в учете мнения работников, про
ведении консультаций с работодателем по вопросам принятия ло-
15
кальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников, и других формах, предусмотренных ст. 53 Трудового кодекса РФ.
10. Сочетание государственного и договорного регулирования тру
довых отношений и иных непосредственно связанных с ними отноше
ний. Государственное регулирование охватывает наиболее важные
основы формирования трудовых отношений (порядок заключе
ния, изменения, прекращения трудовых отношений, время труда
и отдыха, охрана труда, гарантии и компенсации и некоторые
другие). А договорное регулирование учитывает особенности, кон
кретные условия выполнения работником трудовых обязанностей.
При этом с учетом финансовых возможностей организации усло
вия трудового договора могут оказаться лучше тех, которые уста
новлены федеральным законодательством.
11. Социальное партнерство. Оно включает право на участие ра
ботников и работодателей, их объединений в договорном регули
ровании трудовых отношений и других связанных с ними отно
шений в сфере труда. В социальном партнерстве могут участвовать
органы государственной власти, органы местного самоуправле
ния. Оно проявляется в осуществлении коллективных переговоров
по заключению коллективных договоров и соглашений, взаим
ных консультаций, участии работников в управлении организа
ции, досудебном разрешении трудовых споров (ст. 27 Трудового
кодекса РФ).
12. Обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в
связи с исполнением им трудовых обязанностей. Такая обязанность
возложена на работодателя в силу ст. 22, 232, 237 Трудового ко
декса РФ.
13. Установление государственных гарантий по обеспечению прав
работников и работодателей, осуществление государственного
надзора и контроля за их соблюдением. Эти функции возложены
на органы федеральной инспекции труда, федеральные надзоры,
органы исполнительной власти, прокуратуру (ст. 353 Трудового
кодекса РФ).
14. Обеспечение права каждого на защиту государством его тру
довых прав и свобод. Защита трудовых прав, свобод и законных
интересов работника осуществляется всеми не запрещенными за
коном способами. Восстановление трудовых прав может происхо
дить при участии профсоюзов и посредством обращения работни
ка за судебной защитой.
15. Обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллек
тивных трудовых споров, а также права на забастовку.
Обеспечение права человека на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ), как и гарантии судебной защиты его прав и свобод (ст. 46
16
Конституции РФ), - это межотраслевые принципы, являющиеся основой для закрепленного в п. 4 ст. 37 Конституции РФ отраслевого принципа - право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку. Более подробно они раскрываются в соответствующих принципах разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, закрепленных в нормах трудового законодательства (гл. 60 и 61 Трудового кодекса РФ, Федеральный закон "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" и др.), поскольку в зависимости от вида и характера спора определяется порядок его разрешения и выявляются принципы его института "трудовые споры" (например бесплатность и быстрота рассмотрения трудового спора, свободное и добровольное участие в забастовке).
16. Обязанность сторон трудового договора соблюдать условия
заключенного договора. В трудовом договоре сочетаются принципы
равноправия сторон и обязательности соблюдения императивных
норм трудового права, регламентирующих совместный коллектив
ный труд. Поэтому работодателю предоставлено право требовать
от работников исполнения ими трудовых обязанностей и береж
ного отношения к имуществу работодателя, а работникам - пра
во требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по от
ношению к работникам, трудового законодательства и других нор
мативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Совместный труд коллективов людей основан на подчинении трудовой дисциплине. При заключении трудового договора работник должен в силу ст. 21 Трудового кодекса РФ взять на себя обязанности выполнять трудовую функцию и соблюдать внутренний трудовой распорядок. Это закреплено в виде следующих обязанностей работников: соблюдать трудовую дисциплину; добросовестно выполнять трудовые обязанности; бережно относиться к имуществу организации; выполнять установленные нормы труда.
17. Обеспечение права представителей профессиональных союзов
осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового за
конодательства. Для этих целей общероссийские профсоюзы и их
объединения могут создавать правовые и технические инспекции
труда профсоюзов, которые вправе проводить независимую экс
пертизу условий труда и обеспечения безопасности работников
организации, принимать участие в расследовании несчастных слу
чаев на производстве и профессиональных заболеваний, получать
информацию от руководителей и иных должностных лиц органи
заций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несча
стных случаях на производстве и профессиональных заболевани
ях, а также иные контрольно-надзорные мероприятия, преду
смотренные ст. 370 Трудового кодекса РФ.
18. Обеспечение права работников на защиту своего достоинства
в период трудовой деятельности. К сожалению, этот принцип не
<< Пред. стр. 1 (из 17) След. >>