<< Пред. стр. 123 (из 124) След. >>
невозможно. Подобные собаки нередко принимают приниженнуюпозу, что и приводит к недоразумениям, так как при этом они
даже почтительно виляют хвостом. Только опытный наблюдатель
заметит, что собака пытается избежать прикосновения и все
плотнее прижимается к земле под рукой, которая по
непонятной для нее причине стремится ее погладить. Если
бестактный человек будет неосторожно продолжать навязывать
ей свои ласки, перепуганная собака может утратить власть
над собой и молниеносно располосовать бесцеремонную руку.
Во многих случаях собачьи покусы относятся именно к такого
рода "укусам из страха". Жертвы же подобного нападения
особенно обижаются на собаку, потому что та вначале виляла
хвостом.
Поведение медведей тоже легко поддается неверному
истолкованию, хотя и несколько по-иному, так что этих
животных можно заклеймить определением "коварные". Медведи
живут в одиночку, "внутримедвежьи" отношения развиты мало, а
потому мало развиты у ни и средства выражения эмоций.
Толстая кожа медвежьих морд не способствует развитию мимики,
маленькие ушки, спрятанные в густой шерсти, не подвергаются
опасности во время драк (рассерженный медведь наносит
внезапный удар лапой, но не кусает), и потому медведи
относятся к весьма малочисленной группе млекопитающих,
которые, впадая в ярость, не прижимают ушей к голове. Другие
выражения их эмоций тоже не слишком бросаются в глаза, а
главное - не похожи на собачьи, и в результате, когда люди
соображают, что медведь рассержен, бывает уже поздно.
Вдобавок прирученные медведи склонны к ничем не вызванным и
непредсказуемым припадкам ярости. Округлые формы и забавная
неуклюжесть здорового медведя придают ему внешнее сходство
с определенным типом добродушных толстяков, и мы
подсознательно не ожидаем внезапных вспышек злобы от такого
веселого, толстого и уютного существа. Хорндей, директор
одного из американских зоопарков и признанный знаток
поведения медведей, называет прирученных медведей самыми
опасными из всех содержащихся в неволе животных. "Если
твой враг тебе ненавистен, подари ему ручного медвежонка",
- благожелательно рекомендует он. В своей прелестной книге
"Ум и повадки диких животных" Хорндей описывает
действительно ужасные случаи, когда прирученные медведи
вдруг выходили их повиновения, причем нередко это были
полувзрослые медвежата. Медведь, который, держа уши
торчком и не скаля зубы, спокойно ест яблоко из рук
хозяина, а секунду спустя бьет его железными когтями по
голове, кажется коварным и хитрым, так что утверждение
Хорндея, будто медведи всегда носят маску, вполне понятно.
Тем не менее оно и неверно, и несправедливо, поскольку
медведь в таких случаях вовсе не притворяется. Не его вина,
что, принадлежа к животным, живущим в одиночестве, он
просто не располагает запасом выразительных движений, с
помощью которых другие животные с более выраженным
групповым поведением сообщают себе подобным о своих эмоциях.
У якобы "коварной" кошки такие выразительные движения
развиты особенно сильно. Мало найдется других животных, по
чьей морде опытный наблюдатель может с такой точностью
определить их настроение и предсказать, в какие действия,
дружеские или враждебные, оно скорее всего выльется. Морда
кошки столь ясно и недвусмысленно отражает мельчайшие
оттенки внутреннего состояния животного, что человек, хоть
немного знакомый с кошками, сразу может сказать, как данная
киска к нему относится. Ведь очень легко понять выражение
доверчивого дружелюбия, когда, поставив уши торчком и широко
раскрыв глаза, кошка обращает к вам спокойную, ничуть не
наморщенную мордочку, и до чего явно мимические мышцы
воспроизводят каждую пробуждающуюся эмоцию, например, страха
или враждебности! Полоски на морде кошки с "дикой
раскраской" подчеркивают малейшие движения мимических мышц
воспроизводят каждую пробуждающуюся эмоции, например, страха
или враждебности! Полоски на морде кошки с "дикой
раскраской" подчеркивают малейшие движения мимических мышц и
усиливают живость выражения. Это одна из причин, почему я
предпочитаю домашнюю кошку дикой, "тигровой", окраски всем
остальным. Самый легкий зачаток недоверия, которое еще не
глаза становятся миндалевидными и раскосыми, уши отклоняются
от вертикали, и наблюдатель сразу понимает, что в
психическом состоянии кошки происходит определенная
перемена, даже если в ее позе не произошло никаких изменений,
а кончик хвоста не начал слегка подергиваться.
Угрожающие позы кошки на редкость выразительны и очень
отличаются одна от другой в зависимости от того, кому они
адресованы - другу-человеку, который "позволил себе лишнее",
или внушающему страх врагу-собаке, а может быть, другой
кошке. Далее они различаются в зависимости от того,
продиктованы ли они только стремлением защищаться или за
ними стоит уверенность животного в себе и готовящееся
нападение. Кошки всегда объявляют о своем намерении напасть
и - если исключить ущербных психопатов, которые встречаются
не только среди собак, но и среди кошек, - никогда не кусают
и не царапают без предварительного недвусмысленного
предупреждения в адрес врага. Обычно степень угрозы в
выразительных движениях нарастает постепенно, после чего
следует внезапное, преувеличенно угрожающее движение,
непосредственно предшествующее атаке. Это, несомненно,
ультиматум: "Если ты меня не оставишь в покое немедленно,
мне, к сожалению, придется принять соответствующие меры".
Кошка угрожает собакам и другим опасным хищникам,
выгибая спину. Принимая эту классическую позу, кошка стоит
на прямых, напряженно вытянутых ногах и делает все
возможное, чтобы казаться как можно выше; шерсть на спине и
хвосте у нее топорщиться, а хвост она слегка отгибает в
сторону, так, чтобы враг переоценил его размеры. Уши у
кошки прижаты к затылку, уголки рта оттянуты, а нос
наморщен. Она издает особое металлическое грудное урчание,
которое время от времени переходит в пресловутое "шипение",
то есть в сильные выдохи, в момент которых гортань
расширяется, а зубы оскаливаются. Эта демонстрация сама по
себе носит оборонительный характер и чаще всего
наблюдается, когда кошка неожиданно для себя оказывается
морда к морде с большой собакой и не успевает убежать. Если
собака, пренебрегая этим предупреждением, приблизится к
кошке, та не побежит, а бросится в нападение, едва ее враг
переступит определенную "критическую черту". Она вцепится в
морду собаке, кусая и царапая ее в самых чувствительных
местах, целясь в глаза и ноздри. Если же собака проявит
нерешительность, кошка обязательно воспользуется этим и
убежит. Иначе говоря, такое краткое кошачье нападение имеет
целью выиграть время для бегства. Однако существует
ситуация, когда нападение, следующее за этой сгорбленной
позой, может оказаться серьезным и длительным - я имею в
виду кошку, защищающую своих котят. В этом случае она
бросается навстречу врагу, когда их еще разделяет
значительное расстояние, двигаясь весьма своеобразным
галопом, чтобы все время подставлять противнику грозный бок.
Реальные ситуации, когда применяется этот боковой галоп с
подвернутым хвостом, чрезвычайно редки, но его можно часто
наблюдать у играющих котят. У котов не приходилось видеть
это движение только во время игры, так как не существует
ситуации, при которой они могли бы воспользоваться им для
реальных целей. У кормящей же матери-кошки такое нападение
боком означает абсолютную готовность пожертвовать собой, и в
этих случаях кошка практически непобедима. Мне приходилось
видеть, как огромные псы, передушившие на своем веку немало
кошек, перед такой атакой бежали, поджав хвост. Эрнест
Сетон-Томпсон чрезвычайно выразительно описывает
очаровательный и, без сомнения, вполне реальный эпизод,
когда в Йеллоустонском парке кошка-мать обратила в бегство
медведя и гналась за ним до тех пор, пока он в ужасе не
вскарабкался на дерево.
Угрозы, которые предшествуют драке между двумя кошками,
и особенно котами, носят совсем иной характер, но не менее
внушительный и интересный для наблюдения со стороны.
Животные стоят друг против дуга на вытянутых ногах, но
спину почти не горбят и боком не поворачиваются. Они стоят
нос к носу, ворча и завывая - звуки эти, несомненно, всем
знакомы, - и хлещут хвостами. Если не считать этого
движения хвостом, коты удивительно долго сохраняют полную
неподвижность - иногда по несколько минут. Каждый старается
сломить боевой дух противника, действуя по принципу "кто
дольше выдержит". Все прочие движения, и особенно
продвижение вперед кота, берущего верх, производятся очень
медленного. Наступающий кот продвигается за один прием на
один-два миллиметра, продолжая жутким голосом выпевать
угрозы в самую морду противника, и может пройти очень много
времени, прежде чем вспыхнет молниеносная драка, слишком
стремительная для человеческого глаза. В рассказе
"Королевская Аналостанка" Сетон-Томпсон так ярко описал
весь сложный церемония драки двух котов, что я этого здесь
делать не буду, чтобы не впасть в плагиат.
Еще один тип угрожающих движений, связанный не с
демонстрацией силы, а с вынужденным смирением, можно
наблюдать, когда кошка не в силах больше выносить ласковых
поддразниваний хорошо знакомого ей человека. Этот тип
заторможенных угроз, сопровождающихся знаками покорности,
чаще всего можно наблюдать на кошачьих выставках, где
животные оказываются в непривычной обстановке и вынуждены
терпеть прикосновения судей и других не знакомых им людей.
В этих случаях испуганная кошка припадает на все четыре
лапы и постепенно вжимается в пол. Уши у нее угрожающе
прижаты к затылку, а кончик хвоста злобно подергивается.
Если ей совсем не по себе, она испускает негромкое ворчание.
В таком настроении она ищет укрытие и бросается под шкаф,
за батарею центрального отопления или - излюбленное место,
куда спасаются пациенты из семейства кошачьих в ветеринарных
лечебницах, - вверх по дымоходу. Если рядом подходящего
укрытия нет, кошка прижмется ук стене и ляжет на бок. Ту же
позу она примет на столе жюри кошачьей выставки. Поза эта
означает готовность бить передними лапами. Чем сильнее
испуг животного, тем больше оно ложится на бок, пока
наконец не занесет лапу и не оскалит зубы, готовясь перейти
к действию. Если страх еще более усилится, эта реакция
толкает кошку на последний отчаянный способ самозащиты -
она перекатывается на спину, обращая против врага все
оружие, каким располагает.
Такой тип поведения часто наблюдается во время
судейского осмотра на кошачьих выставках, и самые опытные
владельцы кошек удивляются спокойствию, с каким искушенным
судья относится к этим угрозам маленькой хищницы, продолжая
невозмутимо трогать животное, которое поднимает лапу для
удара и заводит яростную горловую песню. Но хотя кошка
совершенно четко заявляет: "Не трогай меня, не то я начну
всерьез царапаться и кусаться!", в критический миг она
все-таки не нападает или же в крайнем случае действует своим
оружием лишь вполсилы, ибо тормозящие системы, приобретенные
"послушным" ручным животным, способны выдержать даже такое
жестокое испытание. Другими словами, кошка вовсе не
разыгрывает дружелюбие, с тем чтобы в удобный момент начать
царапаться и кусаться, а, наоборот, пускает в ход угрозы,
чтобы избавиться от невыносимых (с кошачьей точки зрения)
приставаний судьи, но привести эти угрозы в исполнение она
не может.
Вот почему я не вижу, как можно приписывать "коварство"
кошке - животному, которое выражает свои чувства с
предельной ясностью. Единственное объяснение, какое я могу
найти этому незаслуженному обвинению в адрес домашней
кошки, не слишком лестное для рода человеческого или по
крайнем мере для его прекрасной половины. Даже не склонный
к антропоморфизму наблюдатель, высоко ценящий боевой дух
зрелых котов, не может не признать, что мягкое изящество их
движений, характерное не только для домашних кошек, но и
для всех кошачьих, действительно напоминает грандиозность,
присущую женщинам определенного типа, который - и в этом и
заключается суть моего логического построения - абсолютно
недоступен нашему пониманию, пониманию бедных мужчин, но в
то же время очень нас привлекает, а потому воспринимается
нами как опасный! Именно этот тип женщины, идеально
воплощенный Кармен, навлекает на себя со стороны мужчин те
обвинения в лживости и коварстве, которыми переполнена
мировая литература, и, по моему глубокому убеждению, кошек
называют коварными только потому, что многие женщины, не
менее грандиозные, чем они, действительно заслуживают
такого эпитета.
ЖИВОТНЫЕ, НАДЕЛЕННЫЕ СОВЕСТЬЮ
За труд свой дар
нечистой совести возьми.
В.Шекспир. Ричард II
Истинная мораль в высшем человеческом понимании этого
слова предполагает такой интеллект, которого нет ни у
одного животного, и, наоборот, моральная ответственность
человека не могла бы возникнуть, если бы она не опиралась
на определенные эмоциональные основы. Даже у человека
ощущение ответственности уходит корнями в глубинные
инстинктивные слои его психики, и он не может безнаказанно
выполнять все требования холодного рассудка. Хотя этические
побуждения как будто вполне оправдывают какое-то отдельное
действие, внутренние чувства все-таки могут восставать
против него, и горе человеку, который в подобном случае
послушается голоса рассудка, а не голоса чувств. В связи с
этим я расскажу небольшую историю.
Много лет назад, когда я работал в Институте зоологии,
под моей опекой находилось несколько молодых удавов, которых
кормили умерщвленными мышами и крысами. Взрослая мышь
вполне насыщает молодого питона, и дважды в неделю я убивал
по мыши для каждого из моих шести подопечных, которые без
возражений брали свой обед у меня из рук. Мышей, однако,
труднее разводить, чем крыс, и этих последних в распоряжении
института было гораздо больше. Змей можно было бы кормить и
крысами, но в этом случае мне пришлось бы убивать крысят, а
крысята величиной с мышь - очаровательные существа,
по-детски неуклюжие, круглоголовые, большеглазые, с
толстыми лапками. Поэтому я избегал их трогать, и только
когда запас мышей в институте был моим стараниям сведен до
минимума, мне пришлось обратиться к крысятам. Я ожесточил
свое сердце, спросив себя: - кто я - зоолог-экспериментатор
или сентиментальная старая дева? А затем убил шесть крысят
и скормил их своим подопечным. С точки зрения кантианской
этики мой поступок был вполне оправдан, так как рассудок
говорит нам, что убийство крысят ничуть не более
предосудительно, чем убийство взрослых мышей. Но чувствам,
скрытым в глубине человеческой души, нет дела до логических
выкладок, и на этот раз я дорого заплатил за то, что
послушался рассудка и совершил это претившее мне
детоубийство. Не менее недели мне каждую ночь снились
убитые крысята.
Такая форма раскаяния, уходящая своими корнями глубоко в
сферу эмоционального, имеет известную параллель в
психическом строе некоторых высокоразвитых животных, живущих
в сообществах, - на этот вывод меня натолкнул определенный
тип поведения, наблюдать который мне часто доводилось у
собак. Я не раз упоминал моего французского бульдога Булли.
Он был уже стар, но еще не утратил живости характера к тому
времени, когда, отправившись в горы кататься на лыжах, я
купил ганноверскую ищейку Хиршмана, а вернее - Хиршман взял
меня в хозяева, буквально увязавшись за мной в Вену. Его
появление было тяжелым ударом для Булли, и если бы я знал,
какие муки ревности будет переживать бедный пес, то,
пожалуй, не привез бы домой красавца Хиршмана. День за днем
атмосфера становилась все более гнетущей, и в конце концов
напряжение разрешилось одной из самых ожесточенных, собачьих
драк, какие мне только доводилось видеть, и единственной,
завязавшейся в комнате хозяина, где обычно даже самые
заклятые враги соблюдают строжайшее перемирие. Пока я
разнимал противников, Булли нечаянно цапнул меня за правый
мизинец. На этом драка кончилась, но Булли испытал
жесточайший нервный шок и впал в настоящую прострацию. Хотя
я не только не выбранил его, но, наоборот, всячески ласкал
и утешал, он неподвижно лежал на коврике, не в силах
подняться - воплощение неизбывного горя. Бедный пес дрожал,
как в лихорадке, и время от времени по его телу пробегали
судороги. Он дышал неглубоко, но порой конвульсивно
всхлипывал, и из его глаз катились крупные слезы. Он
действительно был не в состоянии стать на ноги, и несколько
раз в день я должен был на руках выносить его во двор.
Оттуда он, правда, возвращался самостоятельно, однако шок