<< Пред.           стр. 33 (из 124)           След. >>

Список литературы по разделу

 четкий оскал зубов до оскала, сопровождающегося хорошо
 слышным рычанием. Причем самая опасная поза - наименее
 выраженная. При этой позе собака вероятнее всего может
 перейти в нападение. Четко же выраженная демонстрация служит
 как раз для предупреждения стычки.
  Значение рычание легко продемонстратировать на
 конкретных случаях.
  Ситуация первая: рычание от страха. Мы с Тихоном идем
 на прогулку. Тихон - дворняга небольших размеров. К нам
 подходит здоровый дог и, миролюбиво склонившись, начинает
 его обнюхивать. Хвост у Тихона опущен, поза напрядена, а
 огромная голова в пасти которой может уместиться четверть
 Тихона, приводит его в ужас. Вся поза, настороженный взгляд,
 опущенный хвост говорят о том, что Тихон испуган и не
 доверяет партнеру. Провожая взглядом каждое движение дога,
 Тихон начинает рычать. Уголки рта оттянуты назад, морда
 оскалена, уши прижаты. Видно, что каждую минуту Тихон готов
 вцепиться, отчаянно защищаясь.
  Ситуация вторая: презрение, при котором противник не
 удостаивается даже рычания. Несколько лет назад у меня жила
 овчарка по кличке Чегет. Драться он не любил, маленьких не
 трогал, но готов был бегать целыми днями за палкой. Однажды
 мы с ним были с гостях на даче. Хозяевами дачи себя считали
 уже пожилой фокстерьер и его друг - молодой спаниель.
 Сначала мелкие псы пытались из-за углов бросаться и рычать,
 но, возбужденный прогулкой и вниманием людей, Чегет не
 обращал на них никакого внимания. Затаив обиду, друзья
 искали случая отомстить. По их мнению, подходящий момент
 наступил вечером на открытой веранде, когда устроили танцы.
 Чегет периодически забегал на веранду, и кто-нибудь из
 танцующих бросал ему палку в сад. Вот в этой толчее фокс,
 поддерживаемый спаниелем, бросился на Чегета. началась
 свара. Чегет, не выпуская палки изо рта, резким движением
 бедра ударил фокса так, что тот отлетел к стенке и сильно
 ударился. Спаниеля и след простыл, да и фокс до конца вечера
 больше не появлялся. Мир воцарился.
  Ситуация третья: рычание как демонстрация нежелания
 вступать в контакт, особенно если партнера трогать нельзя.
 Это очень распространенная ситуация. Мы сидим на веранде,
 обедаем. Тихон лежит в стороне. Здесь же на веранде
 находятся две таксы: мать - Микки и ее трехмесячная дочь -
 Мурена. Мурене очень хочется поиграть с пушистым хвостом
 Тихона, но ему это не нравится. Поэтому на любой подход
 Мурены раздается оглушительное рычание, морщится морда, а в
 глазах Тихона отчаяние, на Мурену это не действует, а
 трогать щенка нельзя.
  И, наконец, ситуация четвертая: встреча равных. Тоже
 довольно обычная ситуация. Тихон и ирландский терьер Том
 были примерно равных весовых категорий. Оба особенно драться
 не любили, но каждая их встреча в течение нескольких лет
 сопровождалась демонстрациями. Они подходили друг к другу на
 напряженных прямых ногах, подняв хвосты. На расстоянии
 принюхивались друг к другу, оскаливались и начинали злобно
 рычать. Затем медленно по дуге обходили друг друга. Пройдя
 несколько кругов, поочередно поднимая лапы около одного и
 того же столбика и все еще не спуская друг с друга глаз, на
 прямых ногах Тихон и Том расходились в разные стороны,
 очень довольные собой.
  По отношению к человеку, особенно к незнакомому,
 рычание - это более реальная угроза. Лающая собака
 представляет меньшую опасность, чем рычащая, а громко
 рычащая - меньшую, чем та, которая только слегка показывает
 клыки, сморщив верхнюю губу. Первые изо всех сил стараются
 показать, какие они злые, и надеются, что этого будет
 достаточно, чтобы отвадить непрошеного гостя; последняя же
 очень уверена в себе, и нападение с ее стороны весьма
 возможно.
  Встречается и другая сторона рычания - игровая. В
 общем-то оно тоже означает угрозу, но не настоящую, скорей,
 шутливую. Часто рычат щенки, возясь между собой и со
 взрослыми, может рычать собака и на своего хозяина, если он
 в игре что-нибудь пытается отнять; рычат собаки иногда даже
 сами с собой, таская шуршащую бумажку или просто
 обыкновенную палку.
  Тихон научился рычать по команде. Но в отличие от лая,
 который обученная собака достаточно охотно издает по
 команде, рычит Тихон только тогда, когда есть на кого и есть
 за что: например, если человек, на которого я его прошу
 порычать, дразнит его или меня, менее охотно, если этот
 человек из нашей же семьи или хорошо знакомый; и уж совсем
 отказывается рычать, если он, с точки зрения Тиши, ничего
 предосудительного не делает. Если я настаиваю, он издает
 какую-то смесь между рычанием и скулением, и ему крайне
 неудобно перед гостем.
  Таким образом, рычание довольно однозначный сигнал. И
 если собака рычит на хозяина всерьез (это может случиться,
 если вы ее наказываете) - это может кончится укусом и
 потерей взаимопонимания. В этой ситуации так же может быть
 два варианта: один - собака отчаянно боится наказания,
 значит, со строгостью перегнули палку, надо искать более
 дипломатический путь воспитания; второй - собака озлоблена,
 хочет взять над хозяином верх. Это ошибка воспитания -
 сопротивление собаки необходимо сломить, но по-другому.
 Задача не из простых.
  Визг относится к звукам высокого эмоционального
 напряжения - боли, страха, а иногда, наоборот, радости
 (например, хозяин идет). Визг может объединиться с лаем, со
 скулением, отражать множество оттенков.
  Визг от боли и страха - это отражение слабости,
 психологически неприятной ситуации. При этом довольно
 характерно положение уголков рта - они настолько оттянуты
 назад, что становится видимой слизистая оболочка,
 обрамляющая губы темной каемкой. Даже не человеческий
 взгляд, собачья морда при этом приобретает особое тоскующее
 выражение, вполне соответствующее звукам, которыми оно
 сопровождается.
  Другой оттенок визга - если собака радуется. На морде
 появляется "улыбка", рот приоткрыт, глаза веселые.
  Скуление - звук универсальный, встречающийся у всех
 детенышей млекопитающих. Скуление, писки издают детеныши
 копытных, хищных, насекомоядных и мелких грызунов. Скуление
 детенышей привлекает внимание сородичей, поддерживает
 материнское поведение, подавляет агрессию взрослых особей
 своего вида, а иногда не только своего. Скуление сохраняется
 и во взрослом состоянии - как инфальтийный звук,
 характерный для подчиненных особей. Не являются исключением
 и собаки. Много скулит месячный щенок, только что отнятый от
 матери, - он просит материнского внимания. Все просьбы щенок
 будет выражать писком и скулением. В совокупности с другими
 формами поведения по звукам нетрудно определить, когда он
 хочет есть, когда гулять, когда ему скучно, когда хочется
 тактильного контакта. Как правило, в семье собака сохраняет
 подчиненной положение по отношению к хозяину, поэтому
 скуление часто сохраняется у нее при взрослении, выражая
 либо просьбу либо радость, смешиваясь при этом с лаем и
 визгом.
 
 
  ЛАЙ НА СЛУЖБЕ ЧЕЛОВЕКУ
 
 
  Первобытные племена сопровождали постоянно стаи
 шакалов. По ночам они, все более и более смелея, подходили
 близко к костру, подбирая объедки. Людей и их назойливых
 спутников еще не связывала никакая дружба, но знакомое
 тявканье и вой шакалов успокаивали и создавали видимость
 безопасности, особенно когда племени было плохо и неуютно в
 незнакомой местности, а вокруг таилось столько врагов. И
 тогда люди начали подкармливать шакалов. Прошло много
 тысячелетий, прежде чем шакалы превратились в настоящих
 домашних собак, помощников человека на охоте. Но именно
 звуки - тявканье и вой - послужили началом дружбы человека с
 предками собаки. Приблизительно так представляет себе
 появление домашней собаки К.Лоренц. Многие ученые могут не
 согласиться с "шакальим" происхождением собаки. Да и вся
 картина первых контактов между человеком и предсобакой -
 плод нашего воображения, ведь не осталось никаких
 документальных свидетельств того, как именно все это
 происходило. Однако не только К.Лоренц, но и другие
 исследователи, например И.Барабаш-Никифоров и А.Формозов,
 считают, что именно случайная охрана первых человеческих
 поселений с помощью лая, воя было первопричиной приручения
 предком собаки.
 
 
  В настоящее время насчитывается несколько сотен пород
 домашней собаки, и для многих из них голос остался одним из
 основных рабочих инструментов при совместной работе с
 человеком.
  Самая древняя профессия собак - охрана. Каждая собака
 решает эту проблему по-своему. Одна молча бросается на
 пришельца, другая яростно лает, пока чужой не уйдет, третья
 лает только до тех пор, пока не выйдет хозяин, а затем
 успокаивается и следит только за тем, чтобы посторонний не
 причинил никакого вреда хозяину (пожалуй, только в этом
 случае и можно говорить об истинной охране), четвертая
 вообще не высунется, пока хозяин на выйдет, и только под его
 защитой и рядом с ним будет яростно лаять, чтобы показать,
 как она честно охраняет. Но не все собаки лают при
 появлении чужих или опасности. Бродячие, бесхозные псы,
 наоборот, лают редко, стараясь не привлекать к себе
 внимания. Крупные собаки, особенно если они не на привязи и
 могут достать до врага, после непродолжительной позы угрозы
 могут напасть молча, а мелкие дворняжки - настоящие
 звоночки. Но если пойти на них прямо, не сворачивая, лай
 дойдет до бешенства, а напасть решится не каждая. Такие
 звоночки характерны для деревень - они требуют немного
 заботы, неопасны для окружающих, но по их лаю можно четко
 определить, что происходит за порогом дома.
  У пастушьих собак лай, кроме основной функции (охрана
 стада от диких зверей и лихих людей), имеет и
 дополнительную: указать чабану на местонахождение
 отбившихся от стада животных.
  У ездовых собак - лай серьезный недостаток. Если собака
 лает во время движения - значит, она плохо физически
 подготовлена. Ездовые лайки должны молчать и потому, что на
 собачьих упряжках ездят зимой коренные жители Севера на
 охоту на морского зверя на лежках. Главное условие удачного
 промысла - тихо подобраться к зверю, а следовательно, на
 лающей упряжке охота не может быть удачной.
 
 
  У некоторых пород собак использование лая на работе -
 это настоящее искусство. В первую очередь к таким породам
 относятся зверовые лайки и постепенно исчезающие, к
 сожалению, гончие.
  Лайка даже название свое получали от слова "лай".
 Хорошая рабочая лайка и хозяина своего защитит и на охоте
 будет выдержана, вязка и точна. При добыче промыслового
 зверя лайка молча ищет и идет по следу, и только увидев
 зверя, подает свой голос и далее преследуется его или
 заставляет остановиться и занять оборону. Ориентируясь на
 постоянную звуковую метку, охотник находит зверя. Голос
 лайки должен различаться в зависимости от того, какую дичь
 она нашла и задержала: если это куница или соболь - лай
 злобный, белка - ровный и настойчивый. Глухарь - птица
 осторожная, и неумелым облаиванием можно ее спугнуть, не
 дождавшись подхода охотника. Поэтому лаять надо осторожно,
 не подходя близко и вполголоса. Если же лайка догнала
 крупное копытное - лося или оленя, ее задача - удержать
 зверя на месте, а для этого лаять надо незлобно, чтобы не
 испугать зверя, и обязательно перед мордой, не давать ему
 двигаться вперед. При подходе охотника собака должна
 отвлечь внимание зверя на себя, чтобы можно было подойти на
 расстояние выстрела.
  Молодые лайки, как правило, облаивать зверя не умеют.
 Чтобы научить их правильно работать, необходимо много
 выдержки и опыта. Лучше всего натаскивать собаку в паре с
 опытной рабочей лайкой. Охотники-промысловики часто обучают
 своих собак облаивать только одного промыслового зверя и
 наказывают собаку, если она начинает облаивать всех подряд.
 Ну и совсем не допускается для лаек подача голоса на следу,
 например за зайцем: догнать не догонит, на выстрел не
 поставит - охота впустую. Гонная охота - работа гончих.
 
 
  Гончие - одна из самых древних пород охотничьих собак.
 Еще в IV в. до н.э. Кимон Афинский описывал охоту с
 гончими, которые гнали и искали зверя молча, а подавали
 голос, только лишь завидев его. Эти гончие не только
 выгоняли зверя под охотника, но и сами давили его -
 собственно говоря, это были еще не настоящие гончие, а некая
 смесь между гончей и борзой. Позднее появились собственно
 гончие, которые находили и гнали зверя, и борзые, главной
 задачей которых было догнать и придавить добычу. Борзые
 работали молча, а гончих стали отбирать по голосам, чутью и
 паратости, то есть скорости движения по следу, не сбиваясь с
 него.
  Голос гончей сильно отличается от голосов собак других
 пород - сильный, далеко слышный (доносчивый), обладает
 своеобразное мелодичностью. Диапазон голоса - от дисканта до
 баса-октавы. У гончих различают несколько типов голосов:
 бушур - низкий басовый голос, близкий к октаве; с гнусью
 ("томный") - голос, издающийся немного в нос; фигурный -
 сильно модулированный, переходящий с низкого на высокий и
 обратно; яркий - звучный, который слышится восемь раз в
 течение одного такта; голос с заливом - не отрывистый, а
 сопровождающийся слабеющими продолжениями другого тона; с
 "заревом" - не отдельные взбрехи, а сплошной низкий рез до
 вздоха, затем пауза - и опять. "Зарев" свойственен
 выжленцам, то есть кобелям, а у выжловок (сук) бывают
 непрерывно льющиеся высокие голоса, несколько похожие на
 вопль или визг; ординарные голоса - не имеющие ярко
 выраженных особенностей.
 
 
  По характеру отдачи голосов у гончих выделяют
 редкоскалость - недостаточную отдачу голоса при гоньбе,
 слабоголосость - то есть излишнюю отдачу голоса, еще до
 поднятия зверя, и третий тип - пустобрехи - гончие, лающие
 вообще без следа. Хорошая гончая отдает свой голос горячо и
 с полной отдачей лишь на гоном следу, а если собьется со
 следа - должна замолчать. Необыкновенная красота охоты при
 работе с гончей известна теперь немногим. Вот как описывает
 ее Е.Дриянский в своей книге "Записки мелкотравчатого": В
 острое в один миг, как будто упавшая в пропасть, взревела
 стая. Но что это были за звуки! Это был не взбрех, не лай,
 не рев - это прорвалась какая-то пучина, полилась одна
 непрерывная плачущая нота, слитая из двадцати голосов..."
  Охоты с гончими и борзыми уходят в небытие, и не только
 потому, что стало трудно держать больше своры собак, но и
 потому, что подобная охота требует больших неосвоенных
 площадей, а главное - большой численности охотничьих
 животных, которые с развитием человеческого общества
 оттесняются во все более и более глухие и нетронутые уголки
 природы, и которых, в свою очередь, становится все меньше и
 меньше.
  Однако порода гончих еще сохранилась, и на испытаниях
 их рабочих качеств, так же как и на испытаниях лаек, наряду
 с прочими признаками оценивается и их голос и умение его
 правильно отдавать.
 
 
  Еще одна группа охотничьих пород - норные, такие как
 такса, фокстерьер и другие, также используют лай при охоте
 в норе или на поверхности. Норные собаки должны облаивать
 зверя в норе, в непосредственной близости от него, как
 говорят охотники, "мочка в мочку". Но здесь лай необходим
 лишь как контроль за перемещением собаки в норе - норная
 собака лаем как бы отмечает свой путь под землей, и если
 лиса или барсук продвигается к выходу, охотник может взять
 под контроль нужные отнорки.
  Коротконогая такса, взяв след зайца и подняв его с
 лежки, не спеша и негромко потявкивает, гонит его. Если
 заяц не напуган, он сделает большой круг и вернется к своей
 лежке, а пока он скачет, у охотника есть время выбрать место
 для удачного выстрела. Таким образом, и на поверхности
 звуковая метка норных собак способствует удачной охоте.
 
 

<< Пред.           стр. 33 (из 124)           След. >>

Список литературы по разделу