<< Пред.           стр. 63 (из 124)           След. >>

Список литературы по разделу

 ни правильности всякого наказания: она не в состоянии
 измерить, как далеко простирается власть наказания... Сырую
 собаку привязывает к ее господину не что иное как связь
 склонности, дружбы, как это обыкновенно и бывает между
 всякой систематически не дрессированной собакой и ее
 хозяином. Как друг редко переносит, если его приятель
 разыгрывает властьимущее лицо или даже угрожает ему силой,
 так такого рода обращение очень часто охлаждает склонность и
 доверие сырой собаки; она становится недоверчивой и
 уклоняется от наказания по своим понятиям очень законным
 путем - путем бегства". Понятно, что наказание не может быть
 применено к ничему не обученной собаке, поскольку наказывать
 можно только за то, что собака не выполняет уже известные ей
 приказания, правила поведения и т.п. Конфликты же с "сырой"
 собакой, в которых приходится использовать силу, есть не что
 иное как установление взаимоотношений "в стае" и, в строгом
 смысле слова, к разряду наказаний это не относится.
  Чем же отличается принуждение от наказания и в чем
 заключается суть других вышеупомянутых способов воздействия
 на собаку в процессе дрессировки? Принуждением называют
 способы физического и психического "давления" на собаку,
 заставляющие ее выполнять действия, желательные
 дрессировщику, помимо и даже против ее воли. Принуждение
 имеет своей целью как раз выполнение этих действий.
 Наказание, хотя по форме оно может быть сходным с
 принуждением, а по силе даже ему и уступать, направлено на
 подавление сопротивления собаки и, прежде всего, на
 подтверждение лидерства дрессировщика в отношениях с ней.
  Принуждение может включать в себя элементы наказания (в
 форме отрицательных подкрепляющих воздействий), а наказание,
 в свою очередь, элементы принуждения 2 наказанную собаку
 заставляют продемонстрировать свою подчиненность (скажем,
 под угрозой дальнейшего наказания (в форме выполнения того
 или иного приема, навыка дрессировки. Первое выглядит,
 например, так, обучая собаку ползанию, при неправильных ее
 действиях (попытках привстать, в качестве отрицательного
 подкрепления используют шлепок хлыстом по спине, но в
 основном принуждение состоит в подергивании парфорса
 поводком и в занесенном хлысте. В другом случае, при
 наказании, собака выполняет знакомый ей прием ползнания уже
 после того как "заработала" пару ударов, и выполняет этот
 прием под угрозой еще более строгого наказания. Но если в
 случае принуждения используются также и положительные
 подкрепления (в данном примере - слова одобрения и
 разложенные вдоль линии переползания кусочки лакомства), в
 какой-то степени уравновешивающие угрозу боли, то при
 наказании положительные подкрепления не используются, хотя
 собака может получить сдержанную похвалу по завершению
 упражнения-наказания, но уже в качества награды за хорошее
 его выполнение.
  Поощрение - суть все то приятное для собаки, чем ее
 награждают в случае успеха по завершении ею нужного
 действия. Поощрение может быть безусловным, как то: пища,
 ласка, игра, и условным, т.е. сигналы одобрения, понимаемые
 собакой. Поощрение, как и наказание, тем эффективнее, чем
 ближе оно стоит по времени к моменту совершения данного
 действия собакой.
  Подкрепление - элементы всех перечисленных выше способов
 воздействия, применяемые в процессе совершения собакой
 нужных или, наоборот, вредных действий. "Положительные
 подкрепляющие воздействия должны совпадать по времени с
 каким-либо действием собаки и вызывать у нее при этом
 положительные эмоции. Они увеличивают вероятность появления
 нужного поведения, к ним-то и стремится собака при
 обучении...
  Отрицательные подкрепляющие воздействия - такие, которые
 совпадают по времени с каким-либо действием собаки и
 вызывают у нее отрицательные эмоции. Отрицательные
 воздействия призваны сформировать у собаки желание избежать
 повторного совершения данного действия (мотивацию активного
 избегания или агрессию). "Эффективность подкрепления выше,
 чем эффективность поощрения или наказания именно потому, что
 оно дается в момент совершения подкрепляемого действия". Это
 объясняется тем, что, помимо приятных или неприятных
 ощущений, (+) или (-) подкрепляющие воздействия несут
 собаке еще и информацию о том, что именно в ее поведении
 нравится дрессировщику, а что нет. Поэтому запаздывающие
 подкрепляющие воздействия - наигрубейшая ошибка
 дрессировщика". (В.С.Варлаков "Зачем собаке учиться? И как
 ее учить?").
  Общие принципы формирования навыков приводятся в том же
 виде, как они изложены в указанной статье В.С.Варлакова:
  "1. Создание доминирующей мотивации, на основе которой
 будет формироваться навык (пищевой, игровой, оборонительной
 и т.п.).
  2. Максимальное обеднение дрессировочной обстановки на
 начальной стадии обучения.
  3. Поддержание взаимного интереса между дрессировщиком и
 собакой. Необходимо, чтобы в процессе дрессировки каждая из
 сторон достигала своего программируемого результата, в этом
 случае взаимный интерес будет высок.
  4. Взаимные объяснения между дрессировщиком и собакой
 возможны лишь в том случае, если между ними есть
 своеобразные "языковой" контакт. При формировании каждого
 нового навыка этот "язык" (жестов, интонаций, команд и т.д.)
 обогащается новыми элементами.
  5. Четкое определение границ формируемого навыка.
 Дрессировщик должен иметь ясное представление о том, что он
 подкрепляет, а собака - не менее четкое представление о том,
 какие ее действия подкрепляются. В результате взаимодействия
 дрессировщика и собаки должен всегда достигаться результат
 их деятельности на основе заинтересованности в работе.
  6. Обязательно на всех этапах дрессировки собаки вводится
 санкционирование на отмену выполняемого навыка. Другими
 словами, выполнение команды должно всегда отменяться
 дрессировщиком (командой "гуляй"6 или какой-либо другой:
 например, "Лежать!" заменяется командой "Сидеть!").
 Произвольного ухода собаки во время выполнения навыка не
 должно быть.
  7. Дрессировка собаки осуществляется под постоянным
 контролем технических средств (поводка, длинной веревки,
 специальной цепочки, рогатки, радиоуправляемого
 электроошейника и тому подобное). С их помощью всегда можно
 исправлять поведение животного именно в тот момент, когда в
 этом есть необходимость.
  8. Если в начале формирования и закрепления навыка
 требуется обедненная обстановка, то по мере его отработки и
 упрочения набор разнообразных ситуаций нужно максимально
 увеличивать.
  9. В начале формирования навыка применяется стопроцентный
 режим подкрепления, а в дальнейшем подкрепляющие воздействия
 применяют по вероятностной схеме. В этом случае животное,
 выполняя команды, не знает, когда получит подкрепление, но
 точно знает, что непременно получит.
  10. Автоматизация навыка достигается многократным его
 повторением под жестким контролем технических средств
 (поводок и т.д.). При этом используется вероятностная схема
 подкреплений. Постепенно вероятность положительных
 подкрепляющих воздействий за выполнение навыка снижается, а
 степень отрицательных (в случае невыполнения навыка),
 наоборот, возрастает. Все воздействия направлены на то,
 чтобы добиться быстрого, единообразного выполнения навыка
 сразу после первой команды. Воздействия направляющие,
 корректирующие и подкрепляющие подаются единообразно и
 быстро".
  Эти общие принципы формирования навыков полностью
 соблюдаются и при дрессировке интенсивным методом, который,
 однако, же имеет свои отличительные особенности:
  - при выработке каждого навыка используются, и по
 возможности - одновременно, сразу несколько сильнейших
 мотиваций, побуждающих и заставляющих собаку выполнить
 нужное действие;
  - заинтересованность собаки в работе достигается как
 итог, а не ставится в основу ее обучения;
  - автоматизм в работе собаки вырабатывается на более
 ранних этапах дрессировки (еще под действием принуждения) за
 счет высокого темпа и большого количества упражнений;
  - контроль инструктора и единообразность выполняемых
 под его руководством действий дрессировщиков позволяют
 менее требовательно относится к уровню предварительной
 подготовленности последних;
  - высокая результативность интенсивного метода
 дрессировки достигается главным образом за счет очень
 большого количества выполненных упражнений (для сравнения:
 за два месяца подготовки розыскной собаки обычными методами
 она прорабатывает около 20-30 следов, при интенсивном
 обучении - 100-200).
  При интенсивной дрессировке приоритеты расставляются в
 следующем порядке:
  1. Достижение полной авторитарности дрессировщика в
 отношениях с собакой.
  2. Обязательность, правильность и быстрота выполнения
 навыков.
  3. Многократное повторение упражнений.
  4. Как следствие предыдущего, автоматизм выполнения
 навыков.
  5. На фоне успешной работы развитие заинтересованности
 собаки (стремления работать).
  6. На базе опыта развитие ее инициативности и мастерства.
 
 
  6. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ
 
 
  С учетом того, что абсолютное большинство
 дрессировщиков-любителей имеют возможность основательно
 заниматься со своими собаками только по выходным дням, курс
 занятий обычно планируется на три-четыре месяца (подготовка
 к сдаче нормативов более высокой ступени занимает меньше
 времени, поэтому может быть запланирована на два-три
 месяца). В условиях питомника, при пятидневной рабочей
 неделе, курс первой ступени занимает не более полутора
 месяцев (около тридцати рабочих дней). Разумеется, не всякое
 время года и не всякие погодные условия благоприятствуют
 успешной дрессировке по всем дисциплинам. Качественное
 обучение следовой работе не возможно "по белой тропе", т.е.
 когда лежит снег, а равно в проливной дождь. При сильной
 жаре лучше вообще отказаться от проведения любых занятий с
 собаками. Удобнее всего планировать курсы дрессировки на
 весну и осень, особенно это касается следовой работы,
 поскольку в это время всегда можно договориться с
 владельцами вспаханных, но не засеянных еще полей об
 использовании последних для интенсивного обучения собак.
  Наиболее благоприятны для занятий вечерние и утренние
 часы, когда суточные биоритмы собаки, по природе,
 сумеречного животного, находятся в активной фазе. Если
 занятие проводится вечером, то собака с утра должна быть
 некормленой, если утром - то вечерняя кормежка накануне
 если и не отменяется полностью, то во всяком случае не
 должна быть обильной ("сытое брюхо к ученью глухо" - здесь
 эта народная мудрость полностью себя оправдывает). Суточный
 рацион собаки должен учитывать и то количество лакомства,
 которое она съедает на занятии, т.е. кормежка должна быть
 соответственно урезана.
  В ходе одного занятия собаку обучают только приемам,
 значительно разнящимся по исполнению, с тем чтобы ей не
 пришлось запутываться и нервничать по напрасну. Лишь если
 она твердо усвоила выполнение определенного навыка, моно
 приступать к изучению схожего с ним. Это, например,
 относится к "статичным" приемам (укладка, посадка,
 остановка), которые разучиваются в строго определенном
 порядке.
  Все сложные приемы разучиваются по частям, т.е. собака
 должна сначала освоить выполнение отдельных их элементов,
 которые затем объединяются в комплекс.
  Занятие нельзя вести непрерывно "от звонка до звонка",
 наоборот, перерывы следует делать по возможности частыми,
 но непродолжительными, так чтобы собака сбросила лишнее
 напряжение в игре с дрессировщиком или другой собакой, но не
 расслабилась совершенно.
  Поддержание высокого напряжения в ходе выполнения
 упражнений (за счет правильно выбранного темпа,
 своевременной смены заданий, быстрого чередования способов
 воздействия на собак и т.д.) в сочетании с кратковременными
 периодами отдыха от нагрузок позволяет достичь максимально
 эффективности обучения. Хороший ритм проведения занятий - и
 время пролетает незаметно. Дрессировщики работают на одном
 дыхании, не скучая и не утомляясь, их настрой передается
 собакам (известно как бывает, стоит утомиться дрессировщику,
 как собака, за минуту до того свежая, тут же вывалит язык и
 тяжело задышит - собаки очень чувствительны к настроению
 хозяев), отсюда и успех, и бодрое состояние духа, словом -
 это показатель высокого мастерства обучающего инструктора.
  Если дрессируются "сырые" собаки, не имеющие
 предварительной подготовки, то обучение начинают с приемов
 послушания и следовой работы, а к формированию навыков
 защиты приступают лишь тогда, когда определятся и
 установятся правильные взаимоотношения в обучающихся парах
 "дрессировшик-собака". Для сокращения периода обучения, в
 конце курса послушания занятия по этой дисциплине объединяют
 с начальными упражнениями по защите. При этом придерживаются
 следующей тактики: начинают занятие с новых или
 недостаточно освоенных приемов послушания, занимаются ими
 энергично, но непродолжительно. Используя потенциал
 психического напряжения и сконцентрированности собаки,
 достигнутых в ходе выполнения этих упражнений, безо всякого
 перерыва приступают к обучению навыкам защиты. Часто собаки
 буквально взрываются злобой, с наслаждением обрушивая на
 фигуранта, оказывающегося здесь в роли "громоотвода", весь
 скопившийся заряд нервной энергии, и результаты оказываются
 просто превосходными. После перерыва завершают занятие
 повторением и отработкой приемов послушания, хорошо
 известных собаке, Вообще в дрессировке существует хорошее
 старое правило: "В конце урока нужно заняться упражнением,
 особенно удачным у собаки, похвалить ее, чтобы у нее
 осталось хорошее впечатление об уроке. (Г.Оберлендер).
  Занятия по защите не должны быть продолжительными,
 чтобы запаса энергии у собаки хватило на все упражнения
 полностью и с лихвой. Мало того, чтобы собака каждый раз
 оставалась победительницей, надо чтобы она не почувствовала
 того, что фигурант на самом-то деле неуязвим или что он
 может "проигрывая сражения, выиграть войну". Фигурант,
 другими словами, не должен испытывать выносливость нервной
 системы молодой собаки слишком длительным "боем" и слишком
 большим числом схваток с ней, иначе есть риск, что она,
 даже и побеждая его раз за разом, вдруг "сломается", не
 выдержав его, с ее точки зрения, невероятной живучести и
 упорства. Она ведь расценивает качества фигуранта как
 качества собаки, а в иерархической структуре стаи верхнюю
 ступень, бывает, захватывает на самая сильная физически, а
 с более агрессивным и стойким характером собака: она своими
 постоянными атаками просто изматывает нервную систему
 более сильного физически собрата, который в конце концов,
 устав бесчисленное количество раз ее побеждать, а ужасе
 уступает ей лидерство за "чечевичную похлебку" спокойной
 бесконфликтной жизни.
  Неправильное использование мягкого способа обучения
 навыкам защиты (на основе развития так называемой "игровой
 агрессивности) может, в свою очередь, привести к тому, что
 для собаки задержание фигуранта станет не слишком азартной
 игрой, и она либо будет несерьезно к этому относится и
 тускло работать (что, разумеется, отразиться на ее оценке
 при сдаче испытаний), либо станет "тряпичницей", т.е.
 активно будет нападать на тряпку, жгут или рукав, а
 настоящая агрессивность к человеку у нее постепенно
 угаснет (что может выйти боком ее хозяину в момент реальной
 опасности).
  Приемам защиты собаку обучает не столько дрессировщик,
 сколько фигурант. И обучать молодых собак должен фигурант
 опытный, искушенный в дрессировке, а не случайный человек,
 чье одно-единственное неверное действие может надолго
 испортить собаку.
  Следовая работа - дисциплина наиболее утомительная для
 собаки, даже обладающей отличными врожденными следовыми
 способностями. На результативности обучения здесь,
 например, сильно сказывается физическая тренированность
 собаки. Длительное и непрерывное психическое напряжение в
 процессе проработки следа утомляет собаку гораздо больше
 любых других упражнений. Поэтому в день, отведенный для
 следовой работы, нельзя заниматься дрессировкой по защите

<< Пред.           стр. 63 (из 124)           След. >>

Список литературы по разделу