<< Пред. стр. 67 (из 124) След. >>
гладит ее, почесывает пальцами спину и шею. Собака принимаетэто подкрепление как одобрение правильности своих действий и
в другой раз ложиться охотнее и быстрее.
Чтобы проще и скорее выработать надежную укладку и
выдержку, надо, начиная с первого занятия, обязательно
заставлять собаку прижимать голову к земле между передних
лап. Позднее на это уже не обращают внимания, но именно
запомнив такую позу, собака сразу привыкает не сдвигаться с
места ни на миллиметр при уходе дрессировщика.
Если собака вместо укладки опрокидывается на бок или на
спину, то ее надлежит силой, взяв за шкуру на загривке и на
спине, уложить правильно на живот и зафиксировать в этом
положении, строго повторив: "лежать". При сопротивлении
применяют хлыст. Прием всегда заканчивают подачей другой,
санкционирующей (т.е. отменяющей предыдущую) команды, лучше
всего "Сидеть".
Итак, двигаясь по квадрату в одну и в другую сторону,
а затем в шеренге, по прямой линии, с интервалом 2-3м,
дрессировщики перед остановкой, не менее шага, подают
команды "Лежать" или "Сидеть", по указанию инструктора
чередуя их в произвольном порядке. Выполнение любой команды
поощряется лаской и лакомством. Двигаться нужно все в более
живом темпе, постоянно ободряя собаку. Перерывы делают
через каждые 15 минут. В перерывах дрессировщики
обязательно, хотя бы немного, играют с собакой.
Примерно после 10 повторений укладки под принуждением,
когда собака, едва почувствовав действие последнего, сама
уже начинает быстро ложится, понемногу ослабляют
механическое принуждение. Сначала во время фиксации, секунд
на 10 после укладки, снимают левую руку с ее спины и
придерживают собаку только одной правой рукой за голову.
Затем укладывают собаку, подкрепив команду легким шлепком
левой ладони по лбу, точно так же фиксируя ее уже левой
рукой. После этого, укладывая собаку таким же способом,
фиксируют ее легким надавливанием хлыста на спину,
постепенно ослабляя и это воздействие. При попытках собаки
встать или поднять голову, или если она не ложится сразу,
наносят ей удар хлыстом по холке и шее. В это время
дрессировщик уже начинает отступать на шаг в сторону и
чуть вперед от лежащей собаки. Наконец, собаку принуждают
ложиться, взмахнув после подачи команды хлыстом перед ее
мордой. К лежащей собаке не притрагиваются ни хлыстом, ни
пальцем (пока она, разумеется, лежит правильно), но хлыст
все время держат на виду. То есть механическое принуждение
заменяют психическим. Хорошо лежащую собаку надо время от
времени хвалить, ободрять. Но лакомство ей дается только
после выполнения санкционирующей команды "Сидеть".
Цель упражнения достигнута, если после очередного
перерыва собака на поводке, передвигаясь на скорости
небыстрого шага, с ходу, без применения к ней механических
воздействий, выполняет команды "Сидеть" и "Лежать",
дифференцируя их, т.е. различая друг от друга, и
выдерживает 2 минуты, пока дрессировщик, отступив на шаг в
сторону, спокойно выжидает сигнала инструктора.
Общая продолжительность упражнения, не считая времени
перерывов, около 40-50 минут, что для молодой собаки
достаточно утомительно. Поэтому данное упражнение в его
заключительной стадии можно проводить попеременно с
элементами следующего упражнения.
Упражнение 15.
(Собаки моложе 10 месяцев преодолевают препятствия:
безопорным прыжком - не выше 0,8м, прыжком с перелазанием -
не выше 1,2м).
Усложняя упражнение 11, приучают собаку преодолевать
сначала учебные, а затем стандартные препятствия, на
поводке и без поводка, как в одну сторону, так и
"туда-обратно".
Собаку посылают на преодоление препятствия с короткого
разбега (3-4м).
1) Собаку усаживают перед препятствием. Дрессировщик
командует "Барьер" и, помогая собаке трехметровым поводком,
заставляет ее перепрыгнуть через препятствие, а сам обходит
его сбоку. Сразу берет собаку в положение "рядом".
2) Собаку усаживают перед препятствием, в 2-3м от него.
Дрессировщик, удерживает поводок, становится сбоку от
препятствия. Как только собака по команде перепрыгивает
барьер, дрессировщик, подбежав к ней, разворачивает ее и
заставляет прыгнуть в другую сторону.
3) Из этой же ситуации, после прыжка собаку в одну
сторону, дрессировщик быстро становится по другую сторону
препятствия и заставляет собаку командой "Барьер"
перепрыгнуть препятствие в обратном направлении.
4) Дрессировщик с собакой становится на удобно
расстоянии перед "изгородью". Собака на трехметровом
поводке, в положении "рядом". По команде "Барьер" собака
преодолевает препятствие в одну сторону. Дрессировщик может
подбежать следом за ней к самому препятствию. Командой
"Барьер" заставляет собаку перепрыгнуть изгородь в обратном
направлении и берет ее в положении "Рядом".
5) Из той же ситуации дрессировщик посылает собаку на
преодоление "изгороди", предварительно отстегнув поводок
(если собаки в группе драчливы, то на них надевают
намордники). Дрессировщик старается без нужды не сходить
со своего места и лишь одними командами заставляет собаку
преодолеть препятствие "туда и обратно". Затем берет ее к
ноге.
6) Точно так же собаку посылают на преодоление
"наклонной стенки" и "глухого забора". Но дрессировщик
поначалу подбегает к препятствию сбоку, чтобы видеть собаку
и, если возникнет необходимость, помочь ей при обратном
прыжке.
Каждый прием последовательно повторяют по нескольку раз
на учебных препятствиях, стандартной "изгороди" и
"наклонной стенке".
В группе, подготавливаемой к испытания FН I, вместо
этого выполняют нормативное упражнение.
КОМПЛЕКС 5. Условия выполнения: огороженная дрессировочная
площадка, нормативные препятствия, параллельно
размеченные нормативные маршруты.
Упражнение 16.
Продолжают выработку динамического стереотипа -
движение собаки рядом с дрессировщиком на поводке и без
поводка. Выполняют все как в упражнении 12, на
трех-четырех параллельно размеченных нормативных маршрутах,
но с усложнениями.
Каждый маршрут собака проходит на поводке и сразу - без
поводка, как это предусмотрено нормативами испытаний.
Лакомство и похвалу она получает в случайном (вариабельном)
режиме, при этом резко сокращается количество поощрений в
ходе выполнения приема. Инструктор стреляет из стартового
пистолета с дистанции 16м, когда собака проходит последний
маршрут на поводке и без поводка. Каждый раз делаются два
выстрела с интервалом 5сек. Первый из 4 выстрелов
производится в момент дачи собаке лакомства (при остановке),
остальные - когда собака движется рядом с дрессировщиком,
но не в момент прохождения через группу.
Дрессировщики, ожидающие своей очереди, вместе с
собаками (на поводках) спокойно ходят группами на слишком
близко (ближе 3м) к линии движения работающего
дрессировщика. Дрессировщику, выступающему в роли
отвлекающего раздражителя - члена группы, запрещается вести
свою собаку навстречу собаке, работающей на маршруте, либо
прямо в лоб на эту сидящую собаку. Не надо дожидаться, пока
одна собака броситься на другую. Уже если они только
встретились "прямыми взглядами", дрессировщику из группы
надо отвернуть свою собаку в сторону.
Проходя через группу, дрессировщик должен каждый раз
останавливаться и контролировать быстроту посадки своей
собаки.
На первом маршруте, идя с собакой без поводка,
дрессировщик держит сложенный поводок в руках. На других
маршрутах поводок нужно спрятать в карман или повесить
через левое плечо. Руки дрессировщика должны быть
свободны. Если может возникнуть необходимость применения
хлыста, то хлыст прячут на спине, засунув его за воротник.
Прохождение всего комплекса маршрутов повторяют 4-5 раз
до перерыва.
Упражнение 17.
Собака без поводка преодолевает нормативные препятствия
как в заключительном приеме упражнения 15. Прием выполняют
всего 2-3 раза. Повторением этого упражнение удобно
завершить весь комплекс, поскольку собаки уже прыгают с
удовольствием.
В группе, подготавливающейся к испытаниям FН I,
выполняют нормативное упражнение.
Упражнение 18.
Выполняют 1-2 раза заключительный прием из упражнения
14. Собак обязательно поощряют за выполнение укладки и
посадки.
Затем, выполняя этот же прием в шеренге, при укладке
собаки дрессировщик уже не стоит спокойно в шаге от нее, а
3-4 минуты ходит перед ней на не большом (2-3м) удалении.
То и дело хвалит собаку, приближается к ней, гладит, дает
лакомство и опять отходит, не позволяя ей, однако, менять
положение и поднимать голову. С каждым разом увеличивает
расстояние отхода (до 5-7м) и время выдержки (до 5 мин).
Чтобы избежать всякого рода случайностей, к ошейнику собаки
прицепляют длинную веревку. Так же, как при отработке
посадки, дрессировщик возвращается к собаке все быстрее,
увеличивая скорость до быстрого шага и бега. При
возвращении следует хвалить собаку, чтобы она инстинктивно
не изменила положения, уклоняясь от бегущего.
Этот прием чередуют с кратковременным удалением
дрессировщика на 10-12м. Здесь также постепенно увеличивают
время выдержки (сначала дрессировщик, отойдя, сразу же
поворачивается и подходит к собаке, затем понемногу
задерживается на удалении 10-12м) и с каждым разом
возвращается на все более высокой, до бега, скорости.
Вернувшись, дрессировщик должен выждать 10-20 сек., стоя
справа от собаки, и лишь затем командой ее посадить. Если
собака сразу по команде не садится, а такое бывает
достаточно часто, следует помочь ей подергиванием за
ошейник, но без применения болевых рывков.
Перерыв делают после выполнения собакой 5-6 укладок.
После перерыва повторяют все то же самое, но собак
укладывают из движения небыстрым шагом, без остановок после
подачи команды. При необходимости применяют принуждение
(шлепок ладонью по лбу или короткий взмах хлыстом).
Поначалу, отходя, следует смотреть на собаку.
После 5-6 повторений приемов (со все большими
усложнениями) собака должна укладываться с ходу и
выдерживать до 5 мин. при удалении дрессировщика на
дистанцию 15-20 метров.
Если собака все же понемногу передвигается к
дрессировщику, то в момент укладки перед ней бросают
какой-нибудь предмет (но не хлыст!), к которому ее, наказав
хлыстом, принудительно возвращают.
Если все собаки с ходу быстро ложатся по команде и
терпеливо ждут возвращения дрессировщика, то цель
упражнения достигнута.
КОМПЛЕКС 6. Условия выполнения: огороженная дрессировочная
площадка, параллельно размеченные нормативные
маршруты.
Упражнение 19.
Дрессировщики с собаками разделяются на группы по
количеству размеченных нормативных маршрутов. Собаки
должны быть в намордниках. Каждый дрессировщик проходит
маршрут со своей собакой в полном соответствии нормативных
требований. Остальные дрессировщики из его группы в это
время, вместе со своими собаками, ходят недалеко от линии
его передвижения (как в упр.16). Когда все дрессировщики с
собаками заканчивают прохождение своего маршрута, группы
меняются местами.
Лакомство дается собаке только после прохождения
маршрута. Выстрелы производятся возле одного из маршрута.
Выстрелы производятся возле одного из маршрутов с дистанции
10м. интервал между выстрелами 5 секунд.
Если упражнение выполняется правильно, то повторения
его на этом занятии не нужны. Но каждое последующее
занятие по дисциплинам послушания и защиты нужно начинать с
этого упражнения.
Упражнение 20.
Повторив заключительный прием упражнения 18,
дрессировщики в другой раз увеличивают дистанцию отхода до
30, а затем до 40 и 50 метров, задерживаясь в конечной точке
отхода не более чем на 1-2 минуты. Веревку от ошейника не
отцепляют, но и не распускают на полную длину, а бросают
рядом с собакой. Скорость передвижения увеличивают до
нормального шага.
После небольшого перерыва повторять прием с удалением
дрессировщиков на предельную дистанцию. Веревку заменяют
коротким поводком. При правильных действиях собаки, после
одного-двух повторов поводок отцепляют и выполняют прием
еще 1-2 раза.
Упражнение 21.
Подзыв собаки - быстрое подбегание ее к дрессировщику
по единственно поданной им команде - необходимейший прием
дрессировки любой собаки, независимо от ее породы и
назначения. По команде "Ко мне" собака, находясь на любом
удалении и занимаясь там чем угодно, должна сразу быстрым
галопом подбежать к дрессировщику кратчайшим путем и сесть
вплотную перед ним.
Этому приему собаки обучаются очень быстро. Поэтому, а
также потому что собака всегда должна подбегать к
дрессировщику с радостью (иначе трудно добиться
безотказности, а тем более - быстроты выполнения),
во-первых, не следует злоупотреблять большим количеством
подзывов в ходе одного занятия, особенно уже после
выработки безотказного выполнения приема, чтобы это не
надоело собаке и она не стала бы подходить нехотя, кое-как,
а во-вторых, никогда не применять подзыв для того, чтобы
наказать провинившуюся собаку. "Если прозвучала команда "Ко
мне", значит наказания не будет!" - это понятие должно
утвердиться в мозгу равно и у дрессировщика, и собаки. Уж
коли собака заслужила угощение хлыстом, но в этот момент
находится далеко от дрессировщика, то ее останавливают
командой "Лежать", "Сидеть" или "Стоять" и подходят к ней,
но только для того, чтобы прицепить поводок и быстро увести
на место "преступления". Здесь собаке выговаривают строго,
с тем, чтобы она поняла, в чем провинилась, и сразу
заставляют выполнить какой-либо известный, но неприятный
для нее прием послушания (ползание, выдержка в положении
лежа и т.п.), создав самые невыгодные условия для его
выполнения. И наказывают хлыстом уже за то, что собака не
выполняет как следует этот прием. Ну а уж если она вздумала
сопротивляться, то тут, как говорится, сам Бог велел! А за
хорошее выполнение - прощают вину. Так, обращая грехи
собаки на пользу дрессировки, разом можно добиться
замечательного результата в работе с отвлекающими
раздражителями, отличной выдержки и т.п.
Вырабатывая навык подзыва, некоторое время подают
команду "Ко мне" только собаке, выполняющей в этот момент
укладку по команде "Лежать". Делается это не потому только,