<< Пред.           стр. 88 (из 124)           След. >>

Список литературы по разделу

  ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЩЕНКОВ
 
 
  Рост и развитие щенков, их характерные особенности в
 значительной степени зависят от их возраста. Для того чтобы
 правильно организовать выращивание и воспитание щенка,
 необходимо знать и учитывать эти особенности.
  "Под ростом понимают процесс увеличения размеров
 организма, его массы, происходящей за счет накопления в нем
 активных, главным образом белковых, веществ". Рост собаки
 сопровождается увеличением массы ее тела и изменением его
 пропорций.
  "Под развитием животного понимают процесс усложнения
 организма, специализацию и дифференциацию его органов и
 тканей. Иными словами, развитие - это качественные
 процессы, которые проходит каждый организм от
 оплодотворенного яйца до взрослого, способного к размножению
 и сходного в основных чертах с родительским организмом".
  Рост и развитие щенков находятся в зависимости не только
 от их возраста, но и от полученных от родителей
 наследственных задатков, а также и от их пола, условий
 содержания и выращивания, количества щенков в пометах.
 Кобели в большинстве случаев имеют больший рост и большую
 массу тела. В небольших пометах (два-пять щенков) щенка,
 как правило, бывают более крупные, чем в пометах больших
 (восемь-десять щенков и более).
  Издавна в практике служебного собаководства различают
 пять основных этапов роста и развития собак: внутриутробный
 (эмбриональный) продолжительностью 58-66 дней; подсосный -
 от рождения до 30-45-дневного возраста; щенят - от 1-1,5 до
 6 месяцев; молодняка - от 6 до 8-10 месяцев; молодых собак
 от 8-10 месяцев до 2-2,5 лет.
  Большой вклад в изучение возрастных особенностей роста и
 развития щенков внесли ученые Института физиологии имени
 И.П.Павлова Академии наук СССР (Н.М.Вавилова, В.Г.,Кассиль и
 др.). Они выделили четыре периода в индивидуальной жизни
 собак от рождения до полового созревания и подробно описали
 изменения, которые претерпевают организм щенков, их
 поведение в каждый из этих периодов. Кроме того, ими внесены
 важные практические научно обоснованные рекомендации по
 воспитанию и начальной дрессировке щенков.
  Первый период: с 1 по 18-21й день жизни щенка - период
 преимущественно безусловно-рефлекторной адаптации.
  Рождаются щенки слепыми и глухими, не приспособленными к
 самостоятельной жизни, нуждающимися в постоянном материнском
 уходе. Однако с первого дня жизни они способны немного
 ползать, находить соски и сосать материнское молоко. Из
 органов чувств у них функционируют обонятельный, вкусовой,
 кожно-температурный и вестибулярный. Отмечается большое
 ежедневное увеличение массы тела, в том числе и головного
 мозга. Большую часть суток щенки спят. К 15-18му дню жизни
 они уже видят и слышат, способны воспринимать и
 дифференцировать (различать) объекты окружающей среды,
 вырабатывать условные рефлексы, образовывать многочисленные
 условно-рефлекторные связи. К 18-21му дню жизни щенки
 способны стоять, ходить, а затем и бегать, проявлять четкую
 ориентировочную реакцию на внешние раздражители и
 вырабатывать оборонительные условные рефлексы. С этого
 времени они приобретают жизненный опыт, учатся
 приспосабливаться к жизни в условиях постоянно изменяющейся
 внешней среды.
  Второй период: с 18-21го по 30-35 день - период
 первичной условно-рефлекторной адаптации. Как и в первый
 период, отмечается интенсивное ежедневное увеличение массы
 тела, в том числе и головного мозга. Щенки становятся
 способными вырабатывать условные рефлексы не только на
 пищевые раздражители (лакомство), но и на оборонительное
 подкрепление (нажим рукой и др.). Однако скорость
 образования условных рефлексов еще невелика, требуется
 многократное повторение упражнений.
  Щенки периодически отходят от матери, знакомятся с
 окружающими предметами, участвуют в играх со сверстниками,
 приобретают жизненный опыт.
  Третий период: с 5-6 до 8-12 недель - период
 экзальтированный. Это наиболее важный период по возможностям
 воспитания и начальной дрессировки щенков. Ежедневный
 прирост массы тела, в том числе и головного мозга,
 замедляется. Щенки живут уже без матери, весь уход за ними и
 заботу о воспитании берут на себя их владельцы.
  В этом возрасте по своему поведению щенки очень сходны.
 Они ласковы, любознательны, контактны. В их поведении
 преобладает исследовательская активность. Если в втором
 периоде жизни при встрече с внешними раздражителями (людьми,
 животными и др.) щенки лишь настораживаются, то в третьем
 они подходят к ним и пытаются их исследовать. Так, например,
 при встрече с незнакомыми людьми они подбегают к ним,
 нюхают, ласкаются, прыгают, иногда беззлобно лают.
  В этот период у них легко вырабатываются положительные
 навыки, связанные с какой-либо деятельностью. Поэтому
 начиная с 1,5-2-месячного возраста, после приучения щенка к
 кличке, следует переходить к приучению выполнять команды
 "Место", "Ко мне", "Гуляй". В то же время в третьем периоде
 жизни у щенков еще трудно вырабатывать тормозные реакции,
 необходимые для приучения щенков выполнять такие команды,
 как "Сидеть", "Лежать", "Фу" можно лишь с конца третьего и
 начала четвертого периода жизни щенков, когда они уже
 способны проявлять тормозные реакции. Несоблюдение этого
 правила сведет на нет ваши усилия, а при сильной перегрузке
 у щенка не может наступить запредельное торможение, которое
 в свою очередь может вызвать болезнь животного.
  В третьем периоде необходимы регулярные, постепенно
 увеличиваемые по времени и сложности окружающей обстановки
 прогулки, как для физического развития, так и для накопления
 жизненного опыта щенка.
  Четвертый период: с 3-4 до 6-7 месяцев - период
 формирования типологических особенностей нервной системы.
  Наблюдательный собаковод заметит, что если щенки
 1,5-3-месячного возраста по своему поведению похожи друг на
 друга, то начиная с 3-4 месяцев их поведение заметно
 различается. Выявляются животные, проявляющие на посторонних
 людей и другие комплексные раздражители
 пассивно-оборонительную реакцию. При встрече с незнакомыми
 людьми они к ним не подбегают, не затевают игры, а лишь
 наблюдают за ними со стороны, а при первом проявлении
 посторонними даже не резко выраженных угрожающих действий
 часть щенков убегает. Таким образом, с 3-4 месячного
 возраста заметно снижается интенсивность исследовательской
 деятельности и проявляется пассивно-оборонительное
 поведение.
  Заметно меняется и характер проявления
 пассивно-оборонительной реакции. У молодых щенков она
 возникает лишь на простые раздражители, например на
 внезапный свет, звук и др., воспринимающиеся
 соответствующими анализаторами (органами чувств). При
 правильном воспитании (отвлечении щенка игрой, лакомством,
 его успокоение) указанная реакция быстро проходит и
 заменяется ориентировочным рефлексом (ОР). У щенков же,
 достигших 3-4 месяцев и старше, пассивно-оборонительная
 реакция проявляется не только на простые, изолированные
 раздражители, но и на более сложные, комплексные, такие,
 например, как новые предметы, люди, животные. В этом
 возрасте щенки уже способны проявлять
 аналитическо-синтетическую деятельность. Следует, однако,
 учитывать, что угасание пассивно-оборонительной реакции на
 комплексные раздражители происходит более медленно, чем на
 простые раздражители, и требует от владельца щенка
 бережного, ласкового обращения и неоднократного повторения
 обстановки, в которой она проявляется.
  Изменение поведения щенков с 3-4-месячного возраста, а
 именно проявление пассивно-оборонительной реакции, требует
 от владельцев повышенного внимания, спокойного обращения,
 своевременного принятия мер по успокоению животных.
  Следует иметь в виду, что срок появления у щенков
 пассивно-оборонительной реакции указан нами лишь для
 подавляющего большинства щенков, но он может наступить и
 раньше (с 2-2,5-месячного возраста) и позже (после
 4-месячного возраста), что зависит от индивидуальных
 особенностей щенков и их породы.
 
 
  СОДЕРЖАНИЕ ЩЕНКОВ И УХОД ЗА НИМИ
  ПОСЛЕ ОТЪЕМА ОТ МАТЕРЕЙ
 
 
  Где лучше выращивать щенка, во дворе или в квартире?
 Ответ однозначный - во дворе. Щенок, как и каждый растущий
 организм, нуждается в свежем воздухе, солнце, свободном
 пространстве, дающем возможность бегать, играть. Все это
 щенок будет иметь при размещении во дворе.
  Щенки, выращиваемые во дворе, вырастают по сравнению с
 выращиваемыми в квартирах физически более развитыми,
 закаленными и выносливыми. Их организм хорошо
 приспосабливается к изменениям температуры и влажности
 воздуха, выпадающим осадкам и другим неблагоприятным
 воздействиям. Лишь в районах с суровым климатом щенков,
 особенно гладкошерстных пород, даже при наличии гороженных
 дворов после отъема от матерей, до того, как они вырастут и
 окрепнут, следует содержать в домах или других утепленных
 помещениях.
  В некоторых странах с умеренным климатом по правилам
 кинологических организаций содержание собак служебных пород
 разрешается только во дворах. Остается лишь напомнить, что в
 любом случае хозяин должен как можно больше общаться с
 животным, регулярно чистить, кормить, гулять и заниматься
 его воспитанием и дрессировкой, иначе из щенка вырастет
 трусливая, ненужная собака.
  Вместе с тем многолетняя практика собаководства показала
 возможность успешного выращивания щенка и содержания
 взрослых собак в квартирах. Конечно, это создает для людей
 некоторые неудобства и неприятности (засорение квартир
 выпадающей шерстью, возможное повреждение стен и мебели,
 необходимость регулярного выгула для выполнения собаками
 естественных надобностей). Но со всем этим сравнительно
 легко справиться. К тому же все неприятности и затраты с
 лихвой окупаются огромным удовольствием от возможности
 постоянно иметь возле себя преданного четвероногого друга.
  Все то, чего лишен щенок в квартире (свободное
 пространство, постоянный свежий воздух, солнце) в
 значительной степени может быть компенсировано во время
 регулярных, не менее трех-четырех раз в день прогулок.
 Квартирное содержание щенка имеет и свои преимущества.
 Хозяин имеет большую возможность для повседневного
 наблюдения за ростом и развитием своего четвероногого
 питомца, его поведением, а щенок, постоянно общаясь с
 людьми, вырастает, как правил, активным, решительным,
 смелым, не боящимся посторонних людей. Конечно, если он
 правильно воспитывается: ему не наносят ударов, не
 запугивают, не обращаются как с игрушкой и др.
  Обычно в зимний период, особенно в морозные дни, щенков
 содержат в теплых помещениях, а с наступлением тепла по
 возможности переводят на содержание во дворе. Впрочем, для
 щенков кавказских, среднеазиатских, южнорусских овчарок,
 московских сторожевых и др., имеющих густую шерсть и густой
 подшерсток, это правило не обязательно. Их можно круглый год
 содержать и выращивать во дворе, но только при условии
 обеспечения в холодный период утепленной будкой, достаточно
 теплой подстилкой и полноценным кормом.
  Во дворе для собаки выбирается несколько возвышенное
 место, по возможности с песчаной или супесчаной почвой,
 быстро высыхающей после дождя. На этом участке оборудуется
 деревянная разборная будка длинной 100см, шириной 90см,
 высотой 80см с плоской крышей скатом назад. Размер лаза
 40х50см. Будка ставится на небольшие бруски, чтобы в нее не
 затекала вода. Перед будкой кладется деревянный щит
 размером 100х170см и вкапывается столб с кольцом для
 привязывания собак (столб оборудуется только для содержания
 взрослых караульных собак - кавказских, среднеазиатских
 овчарок и др.). Вход в будку в северных районах и районах с
 умеренным климатом должен быть повернут на юг, а в районах
 с жарким климатом на северо-восток. В районах, отличающихся
 сильной жарой, для защиты от солнца будку желательно
 разместить под раскидистым деревом или под навесом.
  В северных районах будку на зимний период утепляют
 (солома, сено, камыш и др.). Лаз в будку для защиты от
 холода завешивают прочной тканью (брезент, мешковина и др.)
 так, чтобы собака имела возможность свободно входить в
 будку и выходить из нее.
  Для охраны от бродячих собак и диких животных (лисы и
 др.) вокруг будки оборудуется ограда из прочной
 металлической сетки размеров 3х3м, высотой 2м с прочно
 закрывающейся дверью.
  Оборудовать для щенка небольшую, так называемую щенячью
 будку нецелесообразно. В первые дни стандартная будка для
 него будет великовата, но он быстро вырастет, и вам не
 придется строить вторую.
  В качестве подстилки лучше всего использовать солому.
 Можно применять и сено, но оно быстро превращается в труху и
 загрязняет шерсть. Использовать для подстилки в будке
 старую одежду, одеяла и т.п. нецелесообразно: они быстро
 загрязняются и к тому же собаки, особенно щенки, их часто
 рвут.
  При содержании в квартире щенку для отдыха отводится
 наиболее спокойное и по возможности изолированное место.
 Нельзя, чтобы оно было на проходе, возле двери, где нередко
 гуляют сквозняки. Не следует размещать щенков возле печей,
 отопительных батарей и в любом месте на кухне и в ванной
 или туалете. Для отдыха щенку кладется плотный коврик
 (половичок) в наволочке из прочной хлопчатобумажной ткани.
 Наволочки сменяются по мере их загрязнения.
  Оборудовать для щенка служебной породы так называемую
 собачью постель (стеганные матрасы, подушки, ватные тюфячки
 и т.п.) нецелесообразно: они менее гигиеничны, трудно
 поддаются ежедневной чистке, да и необходимости в мягкой
 подстилке для щенка нет. Некоторые любители-собаководы
 оборудуют для щенков лежанки из плотной ткани, натянутой на
 невысокую деревянную раму. Хотя они более гигиеничны, чем
 матрасы, подушки и т.п. "постели"", но в сравнении с обычной
 подстилкой из плотного коврика (половичка) особых
 преимуществ не имеют.
  Целесообразно около места отдыха щенка укрепить в стене
 на небольшой высоте гладкий закругленный металлический
 штырь, который вам пригодится для привязывания выросшей из
 щенка взрослой собаки, особенно злобной (в случае прихода
 посетителей).
  Приобретая щенка, вы должны помнить, что он требует
 систематического ухода (выгуливания, ежедневного осмотра,
 чистки, мытья, купания, прогулок и др.).
  Молодой щенок не способен проявлять терпение и сдерживать
 себя перед отправлением естественных надобностей, особенно
 после кормления. Поэтому его за это не следует, тем более
 недопустимо прибегать к такому старому насильственному
 методу "воспитания", как тыканье щенка носом в его
 нечистоты. Наберитесь терпения, своевременно убирайте с пола
 нечистоты, протирайте и мойте пол.
  Для того чтобы приучить щенка к чистоплотности нужно
 своевременно его выносить, а более взрослого выводить во
 двор (выгуливать). С молодыми щенками это нужно делать после
 каждого кормления, а с повзрослевшими - после проявления ими
 беспокойства. Как только молодой щенок проснется, поест или
 закончит с вами игру, вынесите его на 5-7 минут во двор для
 выполнения естественных надобностей. Так же поступайте, когда
 заметите, что молодой щенок начинает беспокоиться, и если он
 уже сделал кучку или лужицу.
  Если по каким-то причинам часто выносить щенка во
 двор затруднительно, можно приспособить металлический или
 деревянный ящик с низким бортом (типа поддона) и насыпать в
 него сухой песок, меняя его при загрязнении.
  Повзрослевших щенков выгуливают сначала на поводке с
 шлейкой, а с 3-4 месяцев на поводке с ошейником. Если щенок
 начинает бегать, крутиться на месте, подбегать к двери и
 скрести ее, а иногда и скулить, знайте - он дает вам сигнал
 о необходимости немедленного вывода на улицу. Напоминаем,
 что щенок, даже повзрослевший, долго терпеть не может, и с
 выгулом не мешкайте. Постепенно щенок привыкнет своевременно
 проситься на улицу, а затем и терпеть до очередного выгула,
 который следует делать не менее трех-четырех раз в день.
  После выгуливания внимательно осмотрите щенка, нет ли у
 него признаков заболевания. Здоровая собака стоит на ногах
 прямо, она чутко реагирует на животных, птиц, различные
 звуки. Глаза у нее широко открыты, нос влажный, но без

<< Пред.           стр. 88 (из 124)           След. >>

Список литературы по разделу