<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу

  Кеттелл, Рэймонд Бернард
  (Cattell, Raymond Bernard)
 
 
 
  Родился: 1905, Хилл Топ, Стаффордшир, Англия.
  Умер: 1998.
  Интересы: клиническая психология, экспериментальная психология, личностная и социальная психология, психология образования, психометрика.
  Образование: бакалавр, Лондонский университет, 1924; доктор философии, Лондонский университет, 1929; доктор наук, Лондонский университет, 1939.
  Профессиональная деятельность: заслуженный профессор, факультет профессиональной психологии Иллинойского университета; член АРА, стипендия Дарвина, 1935; премия Веннера Грена Ныо-Йоркской Академии наук, 1950; президент Общества мультивариантной экспериментальной психологии, 1961; BPS, почетный член, 1981-; награда АРА по психометрике, 1983; награда Департамента США по вопросам образования "За достигнутые успехи", 1984; редактор-консультант Multivariate Behavioral Research; co-редак-тор Multivariate Experimental Clinical Research; консультанта в различных журналах.
  Основные тесты:
  "Шестнадцать личностных факторов" опросник (sixteen personality factor questionnaire, 16 PF) 1950.
  Культурно-свободный интеллекта тест (Culture-Fair Intelligence Test, CFIT) 1958.
  Основные публикации:
  1928 The significance of the actual resistance in GSR experiments. British Journal of Psychology, 19,34-48.
  1936 Is material intelligence declining? Eugene review, 27,18-203.
  1944 An objective text of character and temperament. Journal of Social Psychology.19,99-114.
  1950 The main personality factors in questionnaire material. Journal of Social Psychology,31, 3-38.
  1951 P-technique: A new method for analysing personal motivation. Transactions of the New York Academy of Sciences, 14,29-34.
  1952 A confirmation of the ergs and self sentiment patterns among dynamic traits by R technique. British Journal of Psychology, 43,280-294.
  I960 The multiple abstract variance analysis equations and solutions. Psychological
  Review, 67,353-372.
  1966 Refinement and test of the theory of fluid and crystallized intelligence. Journal of Educational Psychology, 57,253-270.
  1971 Abilities: Their Structure, Growth and Action. Houghton Mifflin.
  1971 Estimating modulation indices and state liabilities. Multivariate Behavioral Research, 6,7-32.
  1973 Personality and Mood by Questionnaire. Jossey-Bass.
  1979 Personality and Learning Theory, vols 1 and 2. Springer-Verlag.
  1979 Ethics and the social sciences - the Beyondist Solution. Management Science Quarterly, 19.298-310.
  1982 The Inheritance of Personality and Ability. Academic Press.
  1987 Beyondism: Religion from Science. Praeger. 1987 Intelligence: Its Structure, Growth and Action. North Holland.
  1990 Advances in Cattellian personality theory. In L. A. Pervin (ed.), Handbook of Personality: Theory and Research. Guilford Press.
  1992 Human motivation objectively, experimentally analysed. British Journal of Medical Psychology, 65,237-243.
  1994 Finding personality structure when ipsative Measurements are the unavoidable basis of the variables. American Journal of Psychology, 107,261 -274 (with J. Brennan).
  Рэймонд Б. Кеттелл был вторым из трех сыновей, его отец и дед владели несколькими заводами. К 19 годам он получил ученую степень по химии. Позднее он познакомился с творчеством сэра Сирила Барта; это повлияло на его решение изучать психологию. После защиты докторской диссертации он получил место преподавателя в Эксетерском университете и в 1932 стал директором Городской политехнической клиники Лейчестера, Англия. В 1937Э. Л. Торндайк предложил ему место научного сотрудника, а на следующий год Г. С. Холл - должность профессора в университете Кларка. В 1941 он отправился читать лекции в Гарвардский университет, где познакомился с Оллпортом, Мюрреем и другими. Три года спустя ему предложили место профессора-исследователя в Иллинойском университете. Позднее он стал профессором в Гавайском университете.
  Рэймонд Кетгелл внес фундаментальный вклад в наше понимание теории свойств личности. Он строит дифференцированную сложную систему описания личности, используя для объяснения поведения лишь диспозициональные переменные, но не функциональные. Скрытая предпосылка этой формулы состоит в том, что мы не в состоянии дать полное определение личности до тех пор, пока не проясним те общие представления, которые предполагаем использовать в своих исследованиях.
  Кеттелл выделяет три метода исследования личности: бивариантный, мультивариантный и клинический. Кеттелл критикует бивариантный подход за то, что тот не учитывает всю совокупность сложных взаимоотношений между многими факторами, которая и составляет личность. Он считает клинический подход полезным, так как тот позволяет наблюдать важные моменты поведения по мере их возникновения. Сочетание мультивариантного и клинического подходов позволяет описать и подойти к пониманию сложных моделей поведения.
  Для исследования личности Кеттелл разработал четыре экспериментальные методики:
  1. Р-метод, сравнивающий количество баллов, полученных человеком в серии измерений в различных ситуациях на протяжении некоторого времени;
  2. Q-метод, при котором по результатам большого количества различных измерений сранивают двух людей между собой;
  3. R-метод, при котором большое количество людей сравнивают по сумме баллов, набранных ими, или по результатам большого количества специфических измерений;
  4. дифференциальный R-метод, при котором измерения повторяют в различных ситуациях, а затем сравнивают различия между ними.
  Диспозиции - фундаментальное понятие в теории личности Кеттелла, и он предлагает два подхода к их различению. Первый предполагает в самом общем виде в качестве причин наблюдаемой модальности рассматривать три вида диспозиций: когнитивные (способности); темперамент; динамические, т. е. мотивационные, диспозиции, которые выходят на передний план в зависимости от побудительных характеристик актуальной ситуации. А второй - различия между поверхностными и исходными чертами. Способности включают в себя разнообразные навыки, в том числе и интеллект. Признаки темперамента относятся к эмоциональной жизни человека, а динамические - к мотивационной. Внешние признаки имеют отношение к таким моментам поведения, которые на поверхностном уровне изменяются сопряженно, но не обязательно имеют общую причину. Глубинные касаются тех моментов поведения, которые изменяются сопряженно и формируют единый, независимый тип личности, Поверхностные черты представляют собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в "неразрывном" единстве, но не обязательно имеют общую причину. Исходные черты напротив, определяют то постоянство, которое наблюдается в поведении человека, и формируют единый независимый тип личности. Поверхностные черты можно идентифицировать при клиническом исследовании или опрашивая людей по поводу того, какие характеристики, по их мнению, сочетаются. Исходные можно выявить только используя мультивариантные статистические методы. Для решения вопросов, связанных со структурой личности, Кеттелл (совместно с К. Е. Спирманом) применил факторный анализ и использовал данные, полученные с помощью трех методов: оценочного, анкетирования и объективного измерения поведения. В результате этой работы была создана серия опросников 16РF(16РF, Н8РО, СРО, Е8ХО) и личностных блоков ОА (Objective Analytic). В целом, в области психологической диагностики наиболее важным его вкладом явились таксономические методы факторного анализа, методики диагностики черт личности и мотивации, разработка тестов интеллекта.
  В пользу своего структурного понимания личности Кеттелл приводил ряд доказательств, полученных из различных источников: факторный анализ различных данных, повторяемость в культурах, их сходные проявления в различных возрастных группах, предсказывание поведения и доказательства того, что многие особенности генетически обусловлены. Для того чтобы выяснить роль наследственности и факторов окружающей среды для структуры личности, Кеттелл разработал многофакторный анализ абстрактных отклонений от нормы (MAVA, 1960), который знаменовал значительный шаг вперед по сравнению с традиционными методами того времени.
  В 60-е он начал серию исследований природы и структуры способностей. Согласно взглядам Кэттела, способности имеют иерархическую организацию. На вершине иерархической пирамиды находится G - общие способности; ниже последовательно располагаются уровни все более узких способностей; в основании пирамиды располагаются специфические способности Спирмана. На основании эмпирических данных Кеттелл утверждал, что существует двадцать видов первичных способностей и шесть видов вторичных. В дополнение к вышесказанному, Кеттелл ввел различие "жидких" и "кристаллических" способностей. Жидкие способности отражают способность индивидуума решать новые проблемы, тогда как кристаллический интеллект отвечает за процесс приобретения и использования культурно значимых знаний. Наряду с Дж. Л. Горном (1966), Кеттелл утверждал, что кристаллические способности возрастают в течение всей жизни, тогда как жидкие способности достигают максимального уровня в детстве и юности, ослабевая к старости.
  Несмотря на то, что экспериментальные и теоретические разработки Кеттелла были восприняты с большим энтузиазмом, применяемые им методы (факторный анализ и сложные математические модели) оказались слишком трудны для широкого использования практикующими психологами. В более поздних работах Кеттелл стал применять динамическое исчисление (систему математических формул для оценки мотивационных факторов поведения) для того, чтобы ввести количественные методы в психоанализ. Их использование позволило психиатрам измерять желание и состояние пациентов (в "эргах") при помощи теста мотивационного анализа. Это исследование обеспечило определенную статистическую поддержку концепции влечений и структуры эго.
 
 
 
 КУЛЬТУРНО-СВОБОДНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТА ТЕСТ
 (Culture-Fair Intelligence Test, CFIT)
 Обзор
  Тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития, независимого от влияния факторов окружающей среды (культуры, образования и т. д.), т. н. "чистого" интеллекта. Опубликован Р. Кэттеллом в 1958 г.
  Имеется три варианта теста:
  а) для детей 4-8 лет и умственно отсталых взрослых;
  б) для детей 8-12 лет и взрослых, не имеющих высшего образования (две параллельные формы А и В);
  в) для учащихся старших классов, студентов и взрослых с высшим образованием (две параллельные формы А и В).
  Первый вариант теста состоит из восьми субтестов, четыре из которых рассматриваются автором в качестве "свободных от влияния культуры":
  1 ) "подстановка";
  2) "классификация";
  3) "выбор называемых предметов";
  4) "лабиринты";
  5) "картинки с недостающими деталями";
  6) "выполнение указаний";
  7) "загадки";
  8) "определение сходства".
  Время решения всех заданий - 22 мин.
  Второй и третий варианты теста состоят из четырех субтестов и отличаются лишь уровнем трудности:
  1. "Серии" - распознание и продолжение закономерных изменений в рядах фигур;
  2. "Классификация" - определение общих черт, особенностей фигур;
  3. "Матрицы" - дополнения к комплектам фигур;
  4. "Условия" - перестановка фигур, первоначально расположенных в определенном порядке (требуется отметить точкой один из данных на выбор рисунков с соблюдением условий, заданных по образцу).
  Время, отводимое на решение всех заданий, - 12,5 мин.
  Данный тест в целом ориентирован на конвергентный тип мышления, направленный на поиск единственного решения, снимающего проблему как таковую.
  Рассматриваемая методика представляет собой тест скорости, но может быть использован и без ограничения времени выполнения. Исходные оценки по второму и третьему вариантам теста с помощью таблиц преобразуются в процентили и IQ-показатель стандартный с ? = 16. Первый вариант обрабатывается только посредством относительного IQ.
  Р. Кэттелл исходит из того, что издание теста для измерения общих способностей, очищенных от "наслоений культуры", возможно прежде всего на основе перцептивных заданий, в которых интеллект проявляется через восприятие.
  По мнению Р. Кэттелла, данные, полученные с помощью разработанного теста в различных культурных группах, вполне сопоставимы между собой.
  Стандартизация методики не завершена. Коэффициент надежности методом расщепления теста составляет 0,70-0,92. Валидность изучалась путем корреляции с результатами других тестов интеллекта. По данным Р. Кэттелла, показатель корреляции теста со Станфорд - Бине умственного развития шкалой равен 0,56. Некоторые из субтестов первого варианта требуют исключительно индивидуального предъявления, другие варианты могут использоваться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.
 
 Инструкция
  Порядок проведения.
  Здесь предложен вариант теста для детей 8-12 лет и взрослых, не имеющих высшего образования. Тест состоит из двух частей, в каждой из которых есть четыре субтеста. Все задания имеют графическую форму. Время выполнения каждого субтеста ограничено:
  Субтест 1 Субтест 2 Субтест 3 Субтест 4 1-я часть 4 мин. 4 мин. 4 мин. 3 мин. 2-я часть 3 мин. 3 мин. 3 мин. 3 мин. Далее для краткости субтест будет обозначаться как "тест".
  В стимульном материале перед каждой частью методики и перед каждым тестом сформулированы инструкции. Все инструкции зачитываются вслух экспериментатором, который объясняет неясные моменты испытуемому.
  При решении заданий из пяти предложенных вариантов ответов, которые обозначены буквенно, надо выбрать только один правильный и отметить его в бланке ответов, вычеркнув соответствующую букву. Перед началом работы над каждым тестом экспериментатор засекает время. По его истечении он останавливает испытуемого с просьбой отложить в сторону бланк для ответов.
  В некоторых случаях (например, при тестировании детей) стимульный материал желательно предъявлять в виде увеличенных в размерах копий.
  Все тесты имеют примеры, и поэтому перед началом работы с тестом тестируемый учится решать задачи из "Примеров" вместе с исследователем, а затем допускается к решению тестовых задач.
  Общая Инструкция:
  " Этот тест состоит из двух больших частей, построенных аналогичным образом.
  Каждая часть содержит графические задачи, которые объединяются в четыре группы (отдельные тесты).
  В каждой группе заданий (в каждом отдельном тесте) задачи расположены в порядке возрастания их сложности. Возможно, что никому не удастся правильно решить все задачи. Но старайтесь всегда решить как можно больше. Если вы не уверены в правильности своего решения, то лучше выбрать то решение, которое покажется вам более вероятным, чем вообще не решить.
  Все задачи имеют только одно правильное решение! На решение одной группы заданий отводится ограниченное время. Если вы закончили раньше отведенного времени, то не мешайте, пожалуйста, другим, а перепроверьте свои решения еще раз.
  Все ответы необходимо заносить на специальный бланк. Нельзя ничего писать на этом тесте!
  Ни в коем случае нельзя переворачивать страницу прежде, чем вас попросят об этом!"
 
 Ключи
  Порядок подсчета результатов.
  Результаты тестирования сверяются с ключом. Затем подсчитывается количество правильных ответов по каждому тесту и их общая сумма в первой и второй части методики. Суммы баллов обеих частей также складываются, полученный результат является сырым баллом, который переводится в стандартную оценку IQ при помощи таблицы возрастных норм.
  Считается, что средняя норма IQ находится в пределах от 90 до 110 баллов. Показатели выше этого уровня могут свидетельствовать об одаренности испытуемого, ниже него - об отставании в умственном развитии.
  ЧАСТЬ I
  Ключ к тесту
  1-й субтест 2-й субтест 3-й субтест 4-й субтест Пример 2. c Пример2. a Пример 2. a Пример 2. b Пример 3. a 1.b Пример 3. d Пример 3. c 1.d 2.c 1.c 1.c 2.b 3.d 2.b 2.d 3.a 4.c 3.a 3.b 4.e 5.c 4.e 4.c 5.c 6.a 5.d 5.a 6.e 7.d 6.a 6.a 7.b 8.c 7.c 7.c 8.c 9.e 8.b 8.b 9.b 10.c 9.e 10.a 11.c 10.a 11.d 12.e 11.b 12.c 13.c 12.b 14.b ЧАСТЬ II
  1-й субтест 2-й субтест 3-й субтест 4-й субтест Пример 2. e Пример 2. c Пример 2. d Пример 2. b Пример 3. c 1.b Пример 3. e Пример 3. d 1.c 2.c 1.c 1.c 2.d 3.d 2.b 2.d 3.d 4.c 3.a 3.b 4.c 5.c 4.e 4.c 5.b 6.a 5.d 5.a 6.c 7.d 6.a 6.a 7.c 8.c 7.c 7.b 8.e 9.a 8.b 8.b 9.d 10.a 9.e 10.a 11.c 10.a 11.c 12.a 11.b 12.a 13.c 12.b 14.d ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ
  (Взрослые старше 18 лет)
 Общая сумма IQ Общая сумма IQ Общая сумма IQ 21 53 44 76 67 104 22 54 45 77 68 105 23 55 46 78 69 106 24 56 47 79 70 107 25 57 48 80 71 109 26 58 49 81 72 111 27 59 50 82 73 113 28 60 51 83 74 115 29 61 52 84 75 117 30 62 53 85 76 119 31 63 54 86 77 121 32 64 55 87 78 123 33 65 56 88 79 125 34 66 57 90 80 127 35 67 58 91 81 129 36 68 59 93 82 131 37 69 60 94 83 133 38 70 61 95 84 136 39 71 62 96 85 140 40 72 63 98 86 143 41 73 64 100 87 146 42 74 65 101 88 149 43 75 66 102
 
 

<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу