<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

  Кеттелл, Рэймонд Бернард
  (Cattell, Raymond Bernard)
 
 
 
  Родился: 1905, Хилл Топ, Стаффордшир, Англия.
  Умер: 1998.
  Интересы: клиническая психология, экспериментальная психология, личностная и социальная психология, психология образования, психометрика.
  Образование: бакалавр, Лондонский университет, 1924; доктор философии, Лондонский университет, 1929; доктор наук, Лондонский университет, 1939.
  Профессиональная деятельность: заслуженный профессор, факультет профессиональной психологии Иллинойского университета; член АРА, стипендия Дарвина, 1935; премия Веннера Грена Ныо-Йоркской Академии наук, 1950; президент Общества мультивариантной экспериментальной психологии, 1961; BPS, почетный член, 1981-; награда АРА по психометрике, 1983; награда Департамента США по вопросам образования "За достигнутые успехи", 1984; редактор-консультант Multivariate Behavioral Research; co-редак-тор Multivariate Experimental Clinical Research; консультанта в различных журналах.
  Основные тесты:
  "Шестнадцать личностных факторов" опросник (sixteen personality factor questionnaire, 16 PF) 1950.
  Культурно-свободный интеллекта тест (Culture-Fair Intelligence Test, CFIT) 1958.
  Основные публикации:
  1928 The significance of the actual resistance in GSR experiments. British Journal of Psychology, 19,34-48.
  1936 Is material intelligence declining? Eugene review, 27,18-203.
  1944 An objective text of character and temperament. Journal of Social Psychology.19,99-114.
  1950 The main personality factors in questionnaire material. Journal of Social Psychology,31, 3-38.
  1951 P-technique: A new method for analysing personal motivation. Transactions of the New York Academy of Sciences, 14,29-34.
  1952 A confirmation of the ergs and self sentiment patterns among dynamic traits by R technique. British Journal of Psychology, 43,280-294.
  I960 The multiple abstract variance analysis equations and solutions. Psychological
  Review, 67,353-372.
  1966 Refinement and test of the theory of fluid and crystallized intelligence. Journal of Educational Psychology, 57,253-270.
  1971 Abilities: Their Structure, Growth and Action. Houghton Mifflin.
  1971 Estimating modulation indices and state liabilities. Multivariate Behavioral Research, 6,7-32.
  1973 Personality and Mood by Questionnaire. Jossey-Bass.
  1979 Personality and Learning Theory, vols 1 and 2. Springer-Verlag.
  1979 Ethics and the social sciences - the Beyondist Solution. Management Science Quarterly, 19.298-310.
  1982 The Inheritance of Personality and Ability. Academic Press.
  1987 Beyondism: Religion from Science. Praeger. 1987 Intelligence: Its Structure, Growth and Action. North Holland.
  1990 Advances in Cattellian personality theory. In L. A. Pervin (ed.), Handbook of Personality: Theory and Research. Guilford Press.
  1992 Human motivation objectively, experimentally analysed. British Journal of Medical Psychology, 65,237-243.
  1994 Finding personality structure when ipsative Measurements are the unavoidable basis of the variables. American Journal of Psychology, 107,261 -274 (with J. Brennan).
  Рэймонд Б. Кеттелл был вторым из трех сыновей, его отец и дед владели несколькими заводами. К 19 годам он получил ученую степень по химии. Позднее он познакомился с творчеством сэра Сирила Барта; это повлияло на его решение изучать психологию. После защиты докторской диссертации он получил место преподавателя в Эксетерском университете и в 1932 стал директором Городской политехнической клиники Лейчестера, Англия. В 1937Э. Л. Торндайк предложил ему место научного сотрудника, а на следующий год Г. С. Холл - должность профессора в университете Кларка. В 1941 он отправился читать лекции в Гарвардский университет, где познакомился с Оллпортом, Мюрреем и другими. Три года спустя ему предложили место профессора-исследователя в Иллинойском университете. Позднее он стал профессором в Гавайском университете.
  Рэймонд Кетгелл внес фундаментальный вклад в наше понимание теории свойств личности. Он строит дифференцированную сложную систему описания личности, используя для объяснения поведения лишь диспозициональные переменные, но не функциональные. Скрытая предпосылка этой формулы состоит в том, что мы не в состоянии дать полное определение личности до тех пор, пока не проясним те общие представления, которые предполагаем использовать в своих исследованиях.
  Кеттелл выделяет три метода исследования личности: бивариантный, мультивариантный и клинический. Кеттелл критикует бивариантный подход за то, что тот не учитывает всю совокупность сложных взаимоотношений между многими факторами, которая и составляет личность. Он считает клинический подход полезным, так как тот позволяет наблюдать важные моменты поведения по мере их возникновения. Сочетание мультивариантного и клинического подходов позволяет описать и подойти к пониманию сложных моделей поведения.
  Для исследования личности Кеттелл разработал четыре экспериментальные методики:
  1. Р-метод, сравнивающий количество баллов, полученных человеком в серии измерений в различных ситуациях на протяжении некоторого времени;
  2. Q-метод, при котором по результатам большого количества различных измерений сранивают двух людей между собой;
  3. R-метод, при котором большое количество людей сравнивают по сумме баллов, набранных ими, или по результатам большого количества специфических измерений;
  4. дифференциальный R-метод, при котором измерения повторяют в различных ситуациях, а затем сравнивают различия между ними.
  Диспозиции - фундаментальное понятие в теории личности Кеттелла, и он предлагает два подхода к их различению. Первый предполагает в самом общем виде в качестве причин наблюдаемой модальности рассматривать три вида диспозиций: когнитивные (способности); темперамент; динамические, т. е. мотивационные, диспозиции, которые выходят на передний план в зависимости от побудительных характеристик актуальной ситуации. А второй - различия между поверхностными и исходными чертами. Способности включают в себя разнообразные навыки, в том числе и интеллект. Признаки темперамента относятся к эмоциональной жизни человека, а динамические - к мотивационной. Внешние признаки имеют отношение к таким моментам поведения, которые на поверхностном уровне изменяются сопряженно, но не обязательно имеют общую причину. Глубинные касаются тех моментов поведения, которые изменяются сопряженно и формируют единый, независимый тип личности, Поверхностные черты представляют собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в "неразрывном" единстве, но не обязательно имеют общую причину. Исходные черты напротив, определяют то постоянство, которое наблюдается в поведении человека, и формируют единый независимый тип личности. Поверхностные черты можно идентифицировать при клиническом исследовании или опрашивая людей по поводу того, какие характеристики, по их мнению, сочетаются. Исходные можно выявить только используя мультивариантные статистические методы. Для решения вопросов, связанных со структурой личности, Кеттелл (совместно с К. Е. Спирманом) применил факторный анализ и использовал данные, полученные с помощью трех методов: оценочного, анкетирования и объективного измерения поведения. В результате этой работы была создана серия опросников 16РF(16РF, Н8РО, СРО, Е8ХО) и личностных блоков ОА (Objective Analytic). В целом, в области психологической диагностики наиболее важным его вкладом явились таксономические методы факторного анализа, методики диагностики черт личности и мотивации, разработка тестов интеллекта.
  В пользу своего структурного понимания личности Кеттелл приводил ряд доказательств, полученных из различных источников: факторный анализ различных данных, повторяемость в культурах, их сходные проявления в различных возрастных группах, предсказывание поведения и доказательства того, что многие особенности генетически обусловлены. Для того чтобы выяснить роль наследственности и факторов окружающей среды для структуры личности, Кеттелл разработал многофакторный анализ абстрактных отклонений от нормы (MAVA, 1960), который знаменовал значительный шаг вперед по сравнению с традиционными методами того времени.
  В 60-е он начал серию исследований природы и структуры способностей. Согласно взглядам Кэттела, способности имеют иерархическую организацию. На вершине иерархической пирамиды находится G - общие способности; ниже последовательно располагаются уровни все более узких способностей; в основании пирамиды располагаются специфические способности Спирмана. На основании эмпирических данных Кеттелл утверждал, что существует двадцать видов первичных способностей и шесть видов вторичных. В дополнение к вышесказанному, Кеттелл ввел различие "жидких" и "кристаллических" способностей. Жидкие способности отражают способность индивидуума решать новые проблемы, тогда как кристаллический интеллект отвечает за процесс приобретения и использования культурно значимых знаний. Наряду с Дж. Л. Горном (1966), Кеттелл утверждал, что кристаллические способности возрастают в течение всей жизни, тогда как жидкие способности достигают максимального уровня в детстве и юности, ослабевая к старости.
  Несмотря на то, что экспериментальные и теоретические разработки Кеттелла были восприняты с большим энтузиазмом, применяемые им методы (факторный анализ и сложные математические модели) оказались слишком трудны для широкого использования практикующими психологами. В более поздних работах Кеттелл стал применять динамическое исчисление (систему математических формул для оценки мотивационных факторов поведения) для того, чтобы ввести количественные методы в психоанализ. Их использование позволило психиатрам измерять желание и состояние пациентов (в "эргах") при помощи теста мотивационного анализа. Это исследование обеспечило определенную статистическую поддержку концепции влечений и структуры эго.
 
  "ШЕСТНАДЦАТЬ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ" ОПРОСНИК
 (Sixteen Personality Factor Questionnaire, 16PF)
 Обзор
  Опросник личностный. Впервые опубликован Р. Кэттеллом в 1950 г., последнее переработанное руководство к тесту вышло в 1970 г. (Р. Кэттелл с соавт.). Предназначен для измерения 16 факторов личности и является реализацией подхода к ее исследованию на основе черт.
  Разработаны две основные эквивалентные формы опросника (А и В, причем А считается стандартной формой) по 187 вопросов в каждой (для обследования взрослых людей с образованием не ниже чем 8-9 классов). В обеих формах опросника по 3 "буферных" вопроса и от 20 до 26 вопросов, относящихся к каждому из измеряемых факторов.
  Обследуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос: "да", "нет", "не знаю" (или "а", "в", "с"); при этом его предупреждают о том, чтобы ответов "не знаю" было как можно меньше. Полученные результаты выражаются в шкале стэнов. Строится "профиль" личности, при интерпретации которого руководствуются степенью выраженности каждого фактора, особенностями их взаимодействия, а также нормативными данными.
  История создания методики.
  В разработке теста Р. Кэттелл первоначально исходил из т. н. L-данных (life record data), т. е. данных, полученных путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. Выделенные Г. Олпортом и X. Олдберг 4500 слов, ясно обозначающих черты личности и особенности поведения (на базе словаря из 18000 слов), Р. Кэттелл разбил на синонимичные группы и отобрал в каждой из них по одному слову, выражающему основное смысловое содержание соответствующей группы. Это позволило сократить список личностных черт до 171. Затем каждая из этих характеристик личности оценивалась экспертами с целью выбора наиболее значимых. Взаимная корреляция экспертных оценок позволила выделить 36 корреляционных плеяд, внутри которых расположились высоко коррелирующие характеристики. Все плеяды содержали пары членов, имеющие значимые отрицательные корреляции, например: веселый-печальный, разговорчивый-молчаливый и т. д. Так был получен набор из 36 биполярных названий, который был расширен до 46 за счет включения специальных терминов, найденных в работах других исследователей. Для всех биполярных пар были составлены рабочие определения.
  В результате факторизации L-данных было получено от 12 до 15 факторов. В дальнейшем Р. Кэттелл осуществил переход (обусловленный трудностями экспертного оценивания) к Q-данным (questionnaire data), т. е. данным, полученным с помощью опросников. При этом сбор Q-данных координировался с имеющимися L-данными. Р. Кэттеллом созданы разные модификации факторных моделей с различным числом входящих в них факторов, однако наиболее известной является 16-факторная, соотнесенная с рассматриваемым тестом.
  Первичные факторы.
  Факторы личности, диагностируемые опросником, обозначаются буквами латинского алфавита, причем буква "Q" используется только для тех факторов, которые выделены на основе Q-данных. Факторы имеют "бытовые" и "технические" названия. Первые представляют собой общедоступные определения, ориентированные на непрофессионалов. Например, фактор А - "сердечность, доброта - обособленность, отчужденность". Технические названия предназначены для специалистов и тесно связаны с научно установленным значением фактора. При этом часто используются искусственно созданные названия: например, тот же фактор А будет определяться как "аффектотимия - сизотимия". Как бытовые, так и технические названия факторов даются в биполярной форме, чем устраняется двусмысленность в определении их содержания. Следует иметь в виду, что определение концов оси фактора как положительных (+), так и отрицательных (-) условно и не имеет ни этического, ни психологического смысла. Обычно описание каждого фактора у Р. Кэттелла состоит из разделов:
  а) буквенный индекс фактора; разработана также система универсальной индексации, включающая сведения о принципе выделения того или иного фактора и его порядковом номере;
  б) техническое и бытовое название;
  в) список наиболее значимых характеристик в L-данных;
  д) интерпретация фактора.
  Рассмотренные выше 16 факторов - первого порядка. В итоге их дальнейшей факторизации были выделены, более общие, факторы второго порядка. Р. Кэттелл неоднократно "извлекал" вторичные факторы из корреляций между первичными. В разных работах автора представлено от четырех до восьми вторичных факторов.
  Наиболее важными из них являются "экстраверсия-интроверсия" и "тревожность-приспособленность".
  Предпринимались попытки получения факторов третьего порядка, однако практического значения результаты не имеют.
  Психометрические характеристики теста.
  Подход Р. Кэттелла к исследованию личности достаточно уязвим. Отметим лишь наиболее слабые "точки". Прежде всего это выраженный эмпиризм, пренебрежение какими-либо исходными теоретическими положениями о содержании и количестве определяемых черт личности. При избранной автором технике сбора данных ничего не известно о функциональных связях между переменными; эти связи выражаются лишь в виде корреляций - меры степени линейной зависимости между переменными. Не удалось верифицировать и исходную гипотезу об идентичности структурных элементов в факторах, выделенных на основе L-данных и тех, которые выделены на основе Q-данных. В факторах, выделенных из L-данных, обнаруживаются те, которым нет соответствия в факторах, выделенных из Q-данных, и наоборот. Исключительно низки интеркорреляции переменных, якобы характеризующих один и тот же фактор, но полученных из разных источников (L- и Q-данные). Сказанное позволяет сделать вывод о том, что Р. Кэттелл принял факторный анализ за гораздо более эффективный инструмент познания личности, чем он фактически является.
  Коэффициент надежности шкал-факторов опросника, определенный путем расщепления, находится в пределах 0,71-0,91. Коэффициент ретестовой надежности через двухнедельный промежуток - 0,36-0,73. Автор также сообщает о достаточно высокой валидности опросника.
  Модификации теста.
  Р. Кэттеллом и его сотрудниками, помимо двух основных форм опросника (А и В), разработаны формы С, D и Е. Формы С и D сокращенные, по 105 заданий, и предназначены для лиц, имеющих более низкий уровень образования. Форма Е используется для обследования тех, кто малограмотен (в 1985 г. опубликованы нормы для заключенных, культурно неприспособленных и т. п. лиц). Б, Брианом в 1987 г. на основе формы Е предложен компьютерный "Профессионально-личностный отчет" (Vocational Personality Report), предназначенный для использовании в консультациях по выбору работы и службах планирования для малограмотных. Известны варианты опросника для детей и подростков. Существует специальное "патологическое" дополнение к опроснику, которое состоит из 12 клинических факторов-шкал. Возможно групповое обследование.
  Опросник нашел достаточно широкое распространение в отечественных психодиагностических исследованиях. Однако адаптация теста не завершена, несмотря на проведенную проверку соответствия зарубежных и отечественных нормативных данных. Анализ воспроизводимости факторов опросника на русскоязычных выборках (Ю. М. Забродин с соавт., 1987) показывает, что нельзя считать гомогенными факторы А, С, I, L, М, N, Q1 ,Q2, (одной четверти до одной трети вопросов отечественного варианта теста не коррелируют значимо с соответствующим фактором). Это требует переформулирования вопросов (утверждений) или отказа от диагностических категорий Р. Кэттелла.
  В 1990 г. В. М. Русаловым и О. В. Гусевой на основе выделенных гомогенных шкал предложен сокращенный вариант опросника под названием 8 PF (70 вопросов).
 
 Инструкция
  Инструкция.
  "В данном исследовании вам будет предложен ряд вопросов и три варианта ответа на каждый вопрос ("а", "б", "в"). Отвечать нужно следующим образом: сначала прочтите вопрос и варианты ответов на него, затем выберите один из трех предложенных вариантов ответа, отражающих в большей степени ваше мнение, нежели два остальных, и отметьте его в соответствующей клеточке на бланке ответов.
  Старайтесь не прибегать слишком часто к промежуточному ответу типа "не уверен", "нечто среднее". Выбирайте его только тогда, когда не можете ответить иначе. Отвечайте на каждый вопрос".
 
 Содержание
  Стимульный материал.
 
  1. Я хорошо понял инструкцию к этому вопроснику:
  а) да;
  б) не уверен;
  в) нет.
  2. Я готов как можно искреннее ответить на вопросы:
  а) да;
  б) не уверен;
  в) нет.
  3. Я предпочел бы иметь дачу:
  а) в оживленном дачном поселке;
  б) предпочел бы нечто среднее;
  в) уединенно, в лесу.
  4. Я могу найти в себе достаточно сил, чтобы справиться с жизненными трудностями:
  а) всегда;
  6) обычно;
  в) редко.
  5. При виде диких животных мне становится не по себе, даже если они надежно спрятаны в клетках:
  а) да, это верно;
  6) не уверен;
  в) нет, это неверно.
  6. Я воздерживаюсь от критики людей и их взглядов:
  а) да;
  б) иногда;
  в) нет.
  7. Я делаю людям резкие, критические замечания, если мне кажется, что они этого заслуживают:
  а) обычно;
  б) иногда;
  в) никогда не делаю.
  8. Я предпочитаю несложную классическую музыку современным популярным мелодиям:
  а) да, это верно;
  б) не уверен;
  в) нет, это неверно.
  9. Если бы я увидел двух дерущихся соседских детей, я:
  а) предоставил бы им самим выяснять свои отношения;
  б) не знаю, что предпринял бы;
  в) постарался бы разобраться в их ссоре.
  10. На собраниях и в компаниях:
  а) я легко выхожу вперед;
  б) верно нечто среднее;
  в) я предпочитаю держаться в сторонке
  11. По-моему, интереснее быть:
  а) инженером-конструктором;
  6) не знаю, что предпочесть;
  в) драматургом.
  12. На улице я скорее остановлюсь, чтобы посмотреть, как работает художник, чем стану наблюдать за уличной ссорой:
  а) да, это верно;
  6) не уверен;
  в) нет, это неверно.
  13. Обычно я спокойно переношу самодовольных людей, даже когда они хвастаются или другим образом показывают, что они высокого мнения о себе:
  а) да;
  б) верно нечто среднее;
  в) нет.
  14. Если человек обманывает, я почти всегда могу заметить это по выражению его лица:
  а) да;
  б) верно нечто среднее;
  в) нет.
  15. Я считаю, что самую скучную повседневную работу всегда нужно доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необходимости:
  а) согласен;
  б) не уверен;
  в) не согласен.
  16. Я предпочел бы взяться за работу:
  а) где можно много заработать, если даже заработки непостоянны;
  б) не знаю, что выбрать;
  в) с постоянной, но относительно невысокой зарплатой.
  17. Я говорю о своих чувствах:
  а) только в случае необходимости;
  б) верно нечто среднее;
  в) охотно, когда предоставляется возможность.
  18. Изредка я испытываю чувство внезапного страха или неопределенного беспокойства, сам не знаю отчего:
  а) да;
  б) верно нечто среднее;
  в) нет.
  19. Когда меня несправедливо критикуют за то, в чем я не виноват:
  а) никакого чувства вины у меня не возникает;
  б) верно нечто среднее;
  в) я все же чувствую себя немного виноватым.
  20. На работе у меня бывает больше затруднений с людьми, которые:
  а) отказываются использовать современные методы;
  б) не знаю, что выбрать;
  в) постоянно пытаются что-то изменить в работе, которая и так идет нормально.
  21. Принимая решения, я руководствуюсь больше:
  а) сердцем;
  б) сердцем и рассудком в равной мере;
  в) рассудком.
  22. Люди были бы счастливее, если бы они больше времени проводили в обществе своих друзей:
  а) да;
  б) верно нечто среднее;
  в) нет.
  23. Строя планы на будущее, я часто рассчитываю на удачу:
  а) да;
  б) затрудняюсь ответить;
  в) нет.
  24. Разговаривая, я склонен:
  а) высказывать свои мысли сразу, как только они приходят голову;
  б) верно нечто среднее;
  в) прежде хорошенько собраться с мыслями.
  25. Даже если я чем-нибудь сильно взбешен, я успокаиваюсь довольно быстро:
  а) да;
  6) верно нечто среднее;
  в) нет.
  26. При равной продолжительности рабочего дня и одинаковой зарплате мне было бы интереснее работать:
  а) столяром или поваром;
  б) не знаю, что выбрать;
  в) официантом в хорошем ресторане.
  27. У меня было:
  а) очень мало выборных должностей;
  б) несколько;
  в) много выборных должностей.
  28. "Лопата" так относится к "копать", как "нож" к:
  а) острый;
  б) резать;
  в) точить.
  29. Иногда какая-нибудь мысль не дает мне заснуть:
  а) да, это верно;
  б) не уверен;
  в) нет, это неверно.
  30. В своей жизни я, как правило, достигаю тех целей, которые ставлю перед собой:
  а) да, это верно;
  б) не уверен;
  в) нет, это неверно.
  31. Устаревший закон должен быть изменен:
  а) только после основательного обсуждения;
  б) верно нечто среднее;
  в) немедленно.
  32. Мне становится не по себе, когда дело требует от меня быстрых действий, которые как-то влияют на других людей:
  а) да, это верно;
  6) не уверен;
  в) нет, это неверно.
  33. Большинство знакомых считает меня веселым собеседником:
  а) да;
  б) не уверен;
  в) нет.
  34. Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей:
  а) меня это не волнует;
  б) верно нечто среднее;
  в) они вызывают у меня неприязнь и отвращение.
  35. Я слегка теряюсь, неожиданно оказавшись в центре внимания:
  а) да;
  б) верно нечто среднее;
  в) нет.
  36. Я всегда рад присоединиться к большой компании, например встретиться вечером с друзьями, пойти на танцы, принять участие в интересном общественном
  мероприятии:
  а) да;
  б) верно нечто среднее;
  в) нет.
  37. В школе я предпочитал:
  а) уроки музыки (пения);
  6) затрудняюсь сказать;
  в) занятия в мастерских, ручной труд.
  38. Если меня назначают ответственным за что-либо, я настаиваю, чтобы мои распоряжения строго выполнялись, а иначе я отказываюсь от поручения:
  а) да;
  б) иногда;
  в) нет.
  39. Важнее, чтобы родители:
  а) способствовали тонкому развитию чувств у своих детей;
  б) верно нечто среднее;
  в) учили детей управлять своими чувствами,
  40. Участвуя в коллективной работе, я предпочел бы:
  а) попытаться внести улучшения в организацию работы;
  б) верно нечто среднее;
  в) вести записи и следить за тем, чтобы соблюдались правила.
  41. Время от времени я чувствую потребность заняться чем-нибудь, что требует значительных физических усилий:
  а) да;
  6) верно нечто среднее;
  в) нет.
  42. Я предпочел бы обращаться с людьми вежливыми и деликатными, чем с грубоватыми и прямолинейными:
  а) да;
  б) верно нечто среднее;
  в) нет.
  43. Когда меня критикуют на людях, это меня крайне угнетает:
  а) да, это верно;
  б) верно нечто среднее;
  в) это неверно.
  44. Если меня вызывает к себе начальник, я:
  а) использую этот случай, чтобы попросить о том, что мне нужно;
  б) верно нечто среднее;
  в) беспокоюсь, что сделал что-то не так.
  45. Я считаю, что люди должны очень серьезно подумать, прежде чем отказываться от опыта прежних лет, прошлых веков:
  а) да;
  б) не уверен;
  в) нет.
  46. Читая что-либо, я всегда хорошо осознаю скрытое намерение автора убедить меня в чем-то:
  а) да;
  6) не уверен;
  в) нет.
  47. Когда я учился в 7-10 классах, я участвовал в спортивной жизни школы:
  а) довольно часто;
  б) от случая к случаю;
  в) очень редко.
  48. Я поддерживаю дома хороший порядок и почти всегда знаю что где лежит:
  а) да;
  б) верно нечто среднее;
  в) нет.
  49. Когда я думаю о том, что произошло в течение дня, я нередко испытываю беспокойство:
  а) да;
  б) верно нечто среднее;
  в) нет.
  50. Иногда я сомневаюсь, действительно ли люди, с которыми я беседую, интересуются тем, что я говорю:
  а) да;
  б) верно нечто среднее;
  в) нет.
  51. Если бы мне пришлось выбирать, я предпочел бы быть:
  а) лесничим;
  б) трудно выбрать;
  в) учителем старших классов.
  52. Ко дню рождения, к праздникам:
  а) люблю делать подарки;
  б) затрудняюсь ответить;
  в) считаю, что покупка подарков - несколько неприятная обязанность.
  53. "Усталый" так относится к "работа", как "гордый" к:
  а) улыбка;
  б) успех;
  в) счастливый.
  54. Какое из данных слов не подходит к двум остальным:
  а) свеча;
  б) луна;
  в) лампа.
  55. Мои друзья:
  а) меня не подводили;

<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу